Информация ее виды и польза
Информация — просьба, подававшаяся малороссийскими гетманами царю московскому или польскому.
Русский энциклопедический словарь (1873 г.)
Информация — основная валюта демократии.
Ралф Неймер, американский юрист
Если информация нам не нравится, эго пропаганда. Если информация нам нравится, эго информация.
Марвин Клаб, американский журналист Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами.
Гилберт Честертон
Бывает информация из первых рук, высосанная из пальца.
Роберт Карпач, польский литератор Чем менее точна информация, тем более бурно мы на нее реагируем.
«Замечание Уэдервакса»
Комментарии дешевы, но факты обходятся дорого.
Том Стоппарду английский драматург Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения.
Петр Капица, русский физик
В XX в. подъему авторитета информации как важнейшего цивилизационного элемента в немалой степени способствовало появление науки кибернетики. Ее основоположник Ноберт Винер предлагал следующий взгляд на сущность информации: «Человек погружен в мир, который он воспринимает своими органами чувств. Информация — обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде. Действительно жить — это значит жить, располагая правильной информацией»[1].
Выделим следующие концептуальные подходы к определению информации:
- • традиционный (обыденный). В таком случае информация — это сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью пяти органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).
- • вероятностный. Он используется в теории об информации. Здесь информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их характеристиках, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности и неполноты знаний.
Заметим, что в обоих случаях речь может идти об одной и той же информации, касающейся, например, повседневной жизни. Например, по радио можно услышать следующую фразу: «Сейчас температура воздуха в Санкт-Петербурге — минус пять градусов ниже нуля. К концу дня ожидается похолодание до минус семи градусов». Первая часть фразы «отвечает» за традиционный подход. Вторая — за вероятностный. Но речь идет об одном и том же — температуре воздуха на улице.
Обычно «информацией» называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.н. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше». По информируют при этом именно людей. Они — объекты информационного воздействия тех, кто данную информацию распространяет, т.е. СМИ и журналистов. Информацией может быть все: от сведений об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы, до сведений о состоянии здоровья того или иного человека.
Стоит принять во внимание, что сама форма подачи информации зависит от того, на кого она направлена. Давно замечено, что одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на китайском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоииформативным для человека, владеющего им. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.
В теории и практике информационной деятельности важно место отводится такому понятию, как «сигнал». Чаще всего оно связано непосредственно с процессом коммуникации, т.е. передачи информации во времени и пространстве. Сигнал или последовательность сигналов образуют сообщение, которое может быть воспринято получателем в том или ином виде, а также в том или ином объеме. Информация есть термин, качественно обобщающий понятия «сигнал» и «сообщение». Если сигналы и сообщения можно исчислять количественно, то применительно к информации можно сказать, что сигналы и сообщения являются единицами измерения объема информации.
Стоит также понимать, что информация сама по себе обладает рядом неотчуждаемых свойств и особенностей. Их можно определить как универсальные. Именно их необходимо знать журналисту и уметь использовать их в каждой конкретной творческой ситуации.
К универсальным свойствам информации относятся следующие свойства:
- • обмен информацией происходит непрерывно в единстве материального и социального начал;
- • любая информация независимо от характера носителя дискретна, т.е. ее можно прервать, ограничить, завершить ее изложение в любой момент времени;
- • движение потоков информации в современном обществе непрерывно, т.е. вокруг нас существует гигантское, необозримое море информации, которое ни на мгновение не прекращает свое движение во времени и пространстве;
- • информация только тогда становится реальным предметом обмена, когда включается в процесс коммуникации, то есть, проще говоря, поступает в обращение.
Приведем пример из повседневной медийной практики. Например, в декабре 2015 г. холдинг ВГТРК реализовывал проект непрерывного чтения текста романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Информация об этом постоянно распространялась по всем возможным каналам коммуникации. Для большинства такие сообщения так и оставались лишь частью общего информационного потока. Однако для тех, кто решил принять участие в проекте, информация о нем стала значимой и заинтересованные лица, естественно, выделили ее, использовав описанный выше фактор дискретности информации.
Мы уже отмечали ранее, что информация может храниться, передаваться и обрабатываться. Для этого в человеческой цивилизации выработаны символические (знаковые) формы. Однако заметим, что одна и та же информация может быть представлена в различной форме:
- • знаковой письменной, состоящей из различных знаков среди которых выделяют символьную в виде текста, чисел, специальных символов; графическую; табличную и т.д.;
- • в виде жестов или сигналов;
- • в устной словесной форме (человеческая речь).
Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, всевозможных инструкциях. Это, несомненно, стоит учитывать журналисту при изложении вполне конкретной информации. Понятно, что информационное сообщение о прибытии официальной делегации иностранного государства вряд ли будет носить развернутый характер. В то же время в этой информации должны содержаться основные сведения о делегации, ее составе, целях прибытия и т.и. Но в кратком радиосообщении об этом прибытии вовсе не обязательно сообщать о территории данного государства, его населении, столице, политическом устройстве.
Носители информации — среда или физическое тело для передачи, хранения и воспроизведения информации. Это электрические, световые, тепловые, звуковые, радиосигналы, магнитные и лазерные диски, печатные издания, фотографии и т.д. О том, как и что хранить и каким способом распространять информацию, рассказывает иная дисциплина — «Техника и технология СМИ». Пока же мы заметим лишь то, что технические характеристики носителей информации зачастую в журналистской практике не только предопределяют стадии и характер работы над полученными сведениями, но и фактически «намечают» варианты и форматы их использования и распространения по имеющимся в распоряжении журналиста и СМИ каналам коммуникации. Если журналист берет, например, интервью у главы Департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ Марии Захаровой, то ему вряд ли так уж необходимо снимать свой разговор с ней на телекамеру.
Журналисту также стоит учитывать и то обстоятельство, что информация может существовать в конкретном виде в зависимости от собственного «характера», г.е. в виде:
- • текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
- • световых или звуковых сигналов;
- • радиоволн;
- • электрических и нервных импульсов;
- • магнитных и цифровых записей;
- • жестов и мимики;
- • запахов и вкусовых ощущений;
- • хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т.д.
Отметим, что не все виды информации имеют непосредственное отношение к реальной профессиональной деятельности журналиста. Часть из упомянутых видов может носить научный и специальный характер. Кроме того, в современной журналистской практике большое значение имеет личная информация о человеке, т.е. его возраст, пол, состояние здоровья, образование, национальность, вероисповедание, место рождения и жительства, состав родственников и многое другое. Именно в работе с этими личными сведениями чаще всего в журналистской практике допускаются нарушения юридических и этических норм. Например, в таблоидной прессе принято сообщать о заболеваниях и самочувствии знаменитостей. Не остается без пристального внимания бульварной журналистики и личная жизнь подобных персон. В ход идет любой факт: от усыновления и написания завещания до неадекватного поведения на светской вечеринке.
Разрыв между теоретической идеальной моделью функционирования информации в современной шоу-цивилизации и реальной медиапрактикой не является фатальным и непреодолимым. Поэтому для современной журналистской практики крайне важны свойства информации, как реально существующие, так и желаемые, т.е. те, которые должен определять сам профессионал, собирая сведения, цифры и факты.
Принято считать, что информация должна обладать следующими свойствами:
- • достоверность,
- • точность,
- • краткость,
- • своевременность,
- • понятность,
- • доступность,
- • полнота,
- • ценность.
Свойства информации расположены в порядке убывания их ценности в ежедневной практике журналиста. Но стоит обратить внимание на то, что каждое из этих свойств предопределяет появление последующих характеристик информации. Можно сказать, что между ними существует крепкая диалектическая связь. Например, понятно, что для информационного сообщения в радиоэфире достаточно краткой и точной информации о случившемся ДТП. И понятно, что журналист первым делом назовет время и место события, затем — «участников» происшествия, т.е. количество и марки машин. И, если не дай Бог такое случится, — количество пострадавших людей. А далее последует процесс уточнения и расширения объема информации о ДТП (если оно действительно является серьезным), которое на повестку дня поставит вопрос о полноте имеющихся сведении о последствиях ликвидации ДТП и его влиянии на общую дорожную обстановку в районе происшествия.
Понятно, что перед нами — идеальная модель сочетания свойств информации, которые крайне желаемы на практике. И достичь сочетания и наличия всех упомянутых выше характеристик в одном-единственном репортаже о прорыве магистрального водопровода в районе городских новостроек в суровые зимние холода вряд ли возможно, но никто не отрицает и того, что к подобному сочетанию стоит стремиться постоянно.
Попробуем пояснить каждое из упомянутых желаемых свойств информации, к которой имеет отношение журналист в своей профессиональной деятельности.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, т.е. перестает отражать истинное положение дел. Вспомним еще раз ситуации с террористическими актами в Лондоне, случившимися в июле 2005 г. Это произошло буквально на следующее утро после того, как МОК объявил о том, что летние олимпийские игры 2012 г. состоятся в столице Великобритании. Все радио- и телеканалы, входящие в состав ВВС, придерживались в течение всего дня информации о количестве жертв терактов, поступавших из официальных источников. Оно было несравнимо меньшим по отношению к числу реально погибших пассажиров метро и омнибуса. И понятно, что к концу дня эта информация уже не выглядела недостоверной и неактуальной. Однако реальную подтвержденную цифру погибших ВВС озвучила лишь после того, как ее огласили официальные представители властей.
Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки. Яркий пример — история с аргументацией властями США относительно наличия у Ирака химического оружия массового уничтожения. В 2003 г. на заседании Совета Безопасности ООН Колин Пауэлл, тогдашний госсекретарь США, продемонстрировал склянку с белым порошком, утверждая, что внутри как раз и находится отравляющее вещество. Это «доказательство» стало едва ли не решающим аргументом при объяснении Белым домом причин вторжения войск коалиции в Ирак в марте 2003 г. Теперь весь мир знает, что показанное было наглой подтасовкой, а отсутствие реальной информации о том, что есть, а чего нет у Ирака, ввело весь мир в необратимое заблуждение, политически оправдало агрессию США и их союзников. За этим последовал полный распад Ирака как суверенного государства, что в значительной степени создало условия для создания И ГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ) и появлению очевидного очага международной напряженности.
Здесь самое время упомянуть о принципиальной важности точности информации в работе журналиста. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п. Неточная информация — это неправдивая, недостоверная информация. И здесь для тех, кто посвятил и посвящает свою жизнь журналистскому труду, нет и не должно быть никаких иллюзий. Чаще всего неточности «сопровождают» деятельность начинающих журналистов, когда они путают названия топонимических объектов, должности, имена и фамилии тех, к кому они обращаются за комментариями, а также — цифры, связанные с характеристиками дат и времени. Как говорил персонаж одного известного советского телефильма: «Маленькая ложь рождает большое недоверие». Наиболее наглядные примеры в нынешней практике молодых журналистов мы можем наблюдать в деятельности петербургского телеканала Life78y который выходит в эфир на частоте прежнего канала «100ТВ», входившего в состав Балтийской медиагруппы (БМГ), владельцем которой был О. К. Руднов. Однако после его скоропостижной кончины в январе 2015 г. право на владение активами БМГ перешло к А. А. Габрелянову. Он и осуществил политику переформатирования прежнего вещателя, что обернулось в итоге процессом полной депрофессионализации журналистской деятельности тех, кто был приглашен на работу в штат нового канала вместо уволенных сотрудников прежнего. А поскольку были приняты молодые, неквалифицированные юноши и девушки, большинство из которых оказались приезжими, ограниченность их знаний Санкт-Петербурга, его топографии и расположения различных объектов сразу начала негативно сказываться в репортерской деятельности, продуцируя множество неточностей, ошибок, оговорок.
Точность информации, добываемой журналистом, автоматически повышает ее ценность. А ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека.
Понятие информации
В понятие «информация» (от лат. informatio – сведения, разъяснения, изложение) вкладывается различный смысл соответственно той отрасли, где это понятие рассматривается: в науке, технике, обычной жизни и т.д. Обычно под информацией подразумевают любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют (сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.).
В литературе можно найти большое число определений термина «информация», которые отражают различные подходы к его толкованию:
Определение 1
- Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления («Федеральный закон РФ от $27.07.2006$ г. № $149$-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);
- Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (Толковый словарь русского языка Ожегова).
Говоря о компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символов или знаков (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), которая несет смысловую нагрузку и представлена в понятном для компьютера виде.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина:
Определение 2
Информация – это осознанные сведения (знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.) об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.
Одно и то же информационное сообщение (статья в журнале, объявление, рассказ, письмо, справка, фотография, телепередача и т. п.) может нести разное количество и содержание информации для различных людей в зависимости от накопленных ими знаниями, от уровня доступности этого сообщения и от уровня интереса к нему. Например, новость, составленная на китайском языке, не несет никакой информации человеку, который не знает этого языка, но может быть полезной для человека со знанием китайского. Никакой новой информации не будет содержать и новость, изложенная на знакомом языке, если ее содержание непонятно или уже известно.
Информацию рассматривают как характеристику не сообщения, а соотношения между сообщением и его получателем.
Виды информации
Информация может существовать в различных видах:
- текст, рисунки, чертежи, фотографии;
- световые или звуковые сигналы;
- радиоволны;
- электрические и нервные импульсы;
- магнитные записи;
- жесты и мимика;
- запахи и вкусовые ощущения;
- хромосомы, через которые передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д.
Различают основные виды информации, которые классифицируют по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения:
- графическая – один из древнейших видов, с помощью которого хранили информацию об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а затем в виде картин, фотографий, схем, чертежей на различных материалах (бумага, холст, мрамор и др.), которые изображают картины реального мира;
- звуковая (акустическая) – для хранения звуковой информации в $1877$ г. было изобретено звукозаписывающее устройство, а для музыкальной информации – разработан способ кодирования с использованием специальных символов, который дает возможность хранить ее как графическую информацию;
- текстовая – кодирует речь человека с помощью специальных символов – букв (для каждого народа свои); для хранения используется бумага (записи в тетради, книгопечатание и т.п.);
- числовая – кодирует количественную меру объектов и их свойств в окружающем мире с помощью специальных символов – цифр (для каждой системы кодирования свои); особенно важной стала с развитием торговли, экономики и денежного обмена;
- видеоинформация – способ хранения «живых» картин окружающего мира, который появился с изобретением кино.
Существуют также виды информации, для которых еще не изобретены способы кодирования и хранения – тактильная информация, органолептическая и др.
Первоначально информация передавалась на большие расстояния с помощью кодированных световых сигналов, после изобретения электричества – передачи закодированного определенным образом сигнала по проводам, позже – используя радиоволны.
Замечание 1
Основателем общей теории информации считают Клода Шеннона, который также положил основу цифровой связи, написав книгу «Математическая теория связи» в $1948$ г., в которой впервые обосновал возможность использования двоичного кода для передачи информации.
Первые компьютеры являлись средством для обработки числовой информации. С развитием компьютерной техники ПК стали использовать для хранения, обработки, передачи различного вида информации (текстовой, числовой, графической, звуковой и видеоинформации).
Хранить информацию с помощью ПК можно на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются и носители информации. Все действия с информацией выполняет центральный процессор ПК.
Предметы, процессы, явления материального или нематериального мира, если их рассматривать с точки зрения их информационных свойств, называют информационными объектами.
Над информацией можно выполнять огромное количество различных информационных процессов, среди которых:
- создание;
- прием;
- комбинирование;
- хранение;
- передача;
- копирование;
- обработка;
- поиск;
- воспринятие;
- формализация;
- деление на части;
- измерение;
- использование;
- распространение;
- упрощение;
- разрушение;
- запоминание;
- преобразование;
- сбор
и т. д.
Свойства информации
Информация, как и любой объект, обладает свойствами, наиболее важными среди которых, с точки зрения информатики, являются:
- Объективность. Объективная информация – существующая независимо от человеческого сознания, методов ее фиксации, чьего-либо мнения или отношения.
- Достоверность. Информация, отражающая истинное положение дел, является достоверной. Недостоверная информация чаще всего приводит к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Устаревание информации может из достоверной информации сделать недостоверную, т.к. она уже не будет отражением истинного положения дел.
- Полнота. Информация является полной, если она достаточна для понимания и принятия решений. Неполная или избыточная информация может привести к задержке принятия решения или к ошибке.
- Точность информации – степень ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
- Ценность информации зависит от ее важности для принятия решения, решения задачи и дальнейшей применимости в каких-либо видах деятельности человека.
- Актуальность. Только своевременность получения информации может привести к ожидаемому результату.
- Понятность. Если ценную и своевременную информацию выразить непонятно, то она, скорее всего, станет бесполезной. Информация будет понятной, когда она, как минимум, выражена понятным для получателя языком.
- Доступность. Информация должна соответствовать уровню восприятия получателя. Например, одни и те же вопросы по-разному излагаются в учебниках для школы и вуза.
- Краткость. Информация воспринимается гораздо лучше, если она представлена не подробно и многословно, а с допустимой степенью сжатости, без лишних деталей. Краткость информации незаменима в справочниках, энциклопедиях, инструкциях.
Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.