Информация для родителей о пользе спорта

Татьяна Фрибус
Консультация для родителей «О пользе спорта»
Часто молодые родители задумываются о роли спорта в жизни ребёнка довольно рано: стоит тому вступить в период активного освоения собственного тела и начать уверенно бегать, прыгать и с азартом гонять мяч. С одной стороны, хочется взять физическое развитие чада под особый контроль, с другой –одолевают мысли: а вдруг серьёзное погружение в спорт отнимет у него детство? Ведь новый образ жизни повлечёт за собой изменения в режиме дня, питании и даже мышлении малыша.
У раннего знакомства со спортом есть очевидные плюсы. «Подростка нелегко приучить делать утреннюю зарядку и соблюдать режим питания, но если ребёнок буквально с пелёнок вовлечён в спорт, то, взрослея, он не воспринимает физическую культуру и тесно связанный с ней здоровый образ жизни как досадную нагрузку. Такие дети в периоды возрастных кризисов менее подвержены вредным привычкам (коллектив друзей-спортсменов подобные «ценности» не одобряет, регулярные занятия учат преодолевать природную лень (если таковая имеется) и прививают серьёзное отношение к конкретному делу (в дальнейшем это совсем не обязательно может быть спорт). У совсем ещё маленького ребёнка вдруг проявляется недетская целеустремлённость, что непременно пригодится во взрослой жизни».
Тем не менее, несмотря на очевидную пользу спорта, существует ряд обывательских «страшилок» о вреде тренировок в раннем возрасте, которые могут отпугнуть родителей. В них упоминаются физические и эмоциональные перегрузки, однобокость развития, «профессиональные» болезни и травмы.Но не стоит забывать: для 3-6-летних ребят занятия в любой, даже профессиональной секции носят, в первую очередь, ознакомительный и игровой характер. Поэтому, принимая решение, нужны или нет малышу тренировки, следует не зацикливаться на мнении обывателей, а активно знакомить ребёнка с разными видами спорта. Даже если он не выберет, например, футбол делом всей своей жизни, занятия точно научат его общаться со сверстниками, придерживаться режима дня, быть ответственным.
Конечно, определиться, в какой спорт отдать дошкольника, у которого, по сути, ещё нет личных предпочтений, нелегко. «Не всегда физические способности ребёнка ярко выражены с первых лет жизни, но это не говорит об отсутствии потенциала, – поясняет Светлана Калистратова, мастер спорта, тренер по фигурному катанию. – Если родители приведут ребёнка в возрасте 2-3-х лет в спортивную школу, например, фигурного катания, то можно развить и гибкость, и пластику, и координацию. В дошкольном возрасте спорт –отличная форма для профилактики и коррекции некоторых заболеваний: то же катание на коньках рекомендуется детям с плоскостопием».
Возьмите в качестве главного ориентира для выбора – здоровье вашего малыша. Точно определить, какой вид спорта для ребёнка лучший в этом плане, может только педиатр или врач ЛФК (лечебной физической культуры). Так, плавание показано гиперактивным малышам – оно успокаивает психику. Кроме того, занятия в бассейне носят закаливающий характер и потому рекомендуются детям, страдающим частыми простудными заболеваниями. Гимнастика корректирует особенности фигуры как девочек, так и мальчиков, укрепляет мышцы и развивает координацию движений. Лыжи, как и все виды спорта, подразумевающие занятия на свежем воздухе, укрепляют иммунитет, бронхо-лёгочную и сердечно-сосудистую систему. Спортивные танцы полезны при лёгких формах сколиоза, избыточном весе. Каратэ и иные восточные боевые искусства подходят детям-астматикам, тренируют гибкость, скорость, быстроту реакции и закаляют выдержку. Командные игры (футбол, хоккей, баскетбол и т. п.) – в дошкольном возрасте очень полезны для психологического развития детей. Они подойдут как очень общительным, так и застенчивым детям, потому что учат дружить, отвечать за себя и при этом чувствовать соратников.
Однако нужно оценить особенности детского организма в комплексе, чтобы не попасть в положение «одно лечим, другое – калечим».
Из этой статьи вы узнали о пользе и вреде раннего вовлечения в спорт детей дошкольного возраста.
Подготовил: Инструктор по ФК Фрибус Т. А.
Польза физической культуры для общего развития детей.
Что поможет ребенку расти здоровым? Конечно, физическая активность. Недаром о пользе физкультуры для детей говорят многие педиатры. Занятия физической культурой повышают уровень функциональных возможностей, физическую и эмоциональную устойчивость, снижают заболеваемость.
Навыки, полученные во время занятий спортом, помогают ребенку в повседневной жизни, поскольку те же принципы, что используются на тренировках, применимы в достижении социальных целей. Спортивные дети более настойчивые, упорные, целеустремленные, не пасуют перед трудностями.Преуспевающий в спорте ребенок легче контактирует с другими детьми, лидирует среди сверстников.
Регулярные занятия физкультурой препятствуют возникновению у детей многих распространенных заболеваний: сколиоза, плоскостопия, нарушения осанки, расстройства желудочно-кишечного тракта, бронхиты и т.д.
Лучше занимать физкультурой всей семьей, так как ребенок всегда хочет быть похожим на своих родителей. Поэтому мы часто бываем для них положительным примером. Вместе заниматься физкультурой будет и веселее, и полезнее.Кстати, это касается не только упражнений, но и подвижных игр. Если родители готовы поучаствовать в тех же салочках или могут показать, как правильно прыгать через скакалку, у детей такие забавы вызовут больше энтузиазма.
Начинать заниматься физкультурой надо постепенно, но настойчиво:
Следует избегать резких замечаний;
Если ребенок не хочет выполнять какое-то упражнение, постараться его заменить другим.
Не забывать похвалить ребенка даже за незначительное улучшение в исполнении любого упражнения.
Постараться чаще проводить занятия в игровой форме.
Не нужно превращать занятия физкультуройв соревнование или борьбу за рекорды: ребенок должен заниматься с удовольствием, не боясь наказания за неправильно выполненное упражнение. Добавить хорошего настроения во время выполнения спортивных упражнений детям поможет веселая музыка, но главное условие правильных занятий – это, конечно, добросовестное участие взрослых.
Занимаясь самостоятельно, необходимо соблюдать определенные правила:
1. Систематичность, то есть регулярно, независимо от времени года, заниматься физкультурой.
2. Индивидуальность, то есть учитывать интересы ребенка, а также его состояние здоровья.
3. Рациональность физических нагрузок, то есть соблюдать принцип постепенного увеличения нагрузки и оптимально сочетать нагрузку с отдыхом.
4. Всестороннее физическое развитие, то есть самостоятельные занятия должны развивать все качества — быстроту, координацию, выносливость, силу, гибкость, ловкость
5. Контроль и самоконтроль, то есть необходимо сначала проконсультироваться с врачом, который поможет родителям определить наиболее благоприятный вид физкультурной деятельности ребенка; а так же научить ребенка контролировать самого себя.
Для детей огромное значение имеют движения. Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки, очень хорошо, если дома есть небольшой спортивный уголок с простейшими спортивными снарядами (шведской стенкой, кольцами, канатом, перекладиной мячами, обручем, скакалкой).
Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы разных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться и т. п.
Поэтому родители не должны ограничивать двигательную активность ребёнка, а наоборот, создавать для неё все условия. В течение дня полезно время от времени устраивать физкультминутки. В них можно включить потягивания, повороты головы, также пойдут на пользу различные упражнения для пальцев.
Оказывается, что движения как бы «подзаряжают» мозг, помогая ребёнку быстрее и лучше усвоить информацию.Если есть желание заниматься не только физкультурой, но и спортом, то можно записать ребенка в какую-либо секцию. Есть виды спорта, которые подходят почти всем детям, в силу того, что имеют минимум противопоказаний.
Но в каком же возрасте целесообразно отдавать ребёнка в спортивную секцию?
Определяясь с приоритетами, стоит учитывать, что такие виды спорта как гимнастика или плавание подходят всем детям и имеют минимум противопоказаний.
Заниматься гимнастикой можно с двух-трех лет, а плавать – с самого рождения. Теннис же, художественная гимнастика, конный спорт, единоборства, аэробика, тяжелая атлетика имеют строгие ограничения по возрасту.
При этом надо всегда помнить о закаливании и о пребывании на свежем воздухе. Это поможет стать нашим детям не только здоровыми и крепкими, но и умными.
Родителя должны постоянно осуществлять контроль за здоровьем своего ребенка. Контроль бывает субъективный (оценить сон, аппетит, настроение, самочувствие, желание тренироваться и работоспособность) и объективный (рост, вес, объем легких, пульс, спортивные результаты). Если физические нагрузки подходят вашему, то все субъективные показателя обычно хорошие. Когда нагрузка слишком большая появляется вялость, нежелание заниматься физическими упражнениями, ухудшается настроение, сон, работоспособность, поэтому необходимо сразу же понизить или даже прервать на некоторое время спортивные занятия. Физические упражнения должны приносить человеку «мышечную радость», приятную усталость.
Взрослые должны следить за частотой пульса. Он зависит от возраста, пола, состояния здоровья, тренированности. У нормально развитых детей число сердцебиений составляет 90—110 ударов в мин. Регулярные занятия физическими упражнениями укрепляют сердечную мышцу. Сердце работает более экономно и частота пульса постепенно несколько уменьшается.
О пользе занятий физкультурой:
1. Физкультура — это отличное средство от болезней!
Дети и взрослые, занимающиеся физкультурой нечасто болеют и очень редко находятся в плохом настроении.
2. Физкультура заряжает энергией.
Даже 20-30 минут, посвященных утренней зарядке, способны полностью изменить весь день! Во время физических нагрузок в организме вырабатываются, так называемые, гормоны счастья — эндорфины. Благодаря этим гормонам, человек ощущает прилив энергии, существенно повышается работоспособность, улучшается настроение.
3. Подобрать оптимальное время для занятий спортом очень легко!
Самое главное в этом деле — научиться оптимизации, то есть научиться «убивать двух зайцев одним выстрелом». Например, можно провести выходной в парке вместе с семьей и покататься на роликах или велосипедах, поиграть в бадминтон или поплавать на лодке. В конце концов, ежедневная вечерняя прогулка с детьми — равносильна занятию фитнесом в зале. Выполнять некоторые физические упражнения можно в сочетании с обязанностями по дому или во время просмотра мультфильмов.
4. Спорт помогает строить отношения.
На занятия спортом можно брать своих близких или родственников. Насколько лучшими станут ваши отношения, если пару раз в неделю ваша семья, ваши дети, будут проводить с вами время в спортивном зале. Спорт — это тоже труд, а совместный труд объединяет!
5. Сердце от занятий спортом, работает лучше.
Занятия физическими упражнениями укрепляют мышцы, а поскольку сердечная мышца является наиболее важной в нашем организме, то и она укрепляется. В результате с каждой новой тренировкой выполнять упражнения становится все легче, дыхание не сбивается слишком быстро, сердце функционирует более продуктивно.
6.Польза физкультуры для развития ребенка
Физическая активность помогает ребенку расти здоровым, предоставляет безграничные возможности для физического и социального развития. Занятия физкультурой – это не только веселое время провождение. Хорошая физическая форма обеспечивает малышу привлекательный внешний вид, что повышает его самооценку. Участие в играх и состязаниях, получение призов и подарков укрепляет уверенность в себе, даже если это обычные мероприятия внутри детсадовской группы или двора.
Спорт должен быть в радость. Только в этом случае он будет полезен!
Подготовила Каштанова А. В.
Консультация для родителей.
«О роли спорта для детей»
Каждый ребенок с самого рождения постоянно находится в движении – сучит ножками и ручками с радостью и наслаждением. Кто наблюдает за детьми, замечает, с какой особой радостью и весельем они скачут и прыгают, бегают за мячом, меряются силами с другими, как они этим гордятся и как они довольны, когда набегаются.
К сожалению, сегодня везде и всегда дети ощущают границы, сужающие поле их «деятельности». Им постоянно говорят взрослые (родители и воспитатели): «Перестань, нельзя это делать!» Прыгать, играть в мяч, в футбол в помещении нельзя. На улице играть – опасно (проезжая часть, машины и т.п.). На игровой площадке зачастую находятся разновозрастные дети, поэтому подвижные игры более-менее «взрослых» детей могут привести к травмам малышей. Так все больше детей становятся «ограниченными в своих движениях» против воли. Многим не хватает чувственных переживаний. Просто выйти на улицу, играть на свежем воздухе, перепрыгивать через скамеечки – теперь мало кто это делает. Только один-два раза в неделю они могут побегать по-настоящему, когда в детском саду урок физкультуры. «Один час физкультуры в неделю – слишком мало для нормального развития ребенка», говорят врачи-ортопеды и требуют один час физкультуры ежедневно. Но, к сожалению, такой возможности нет. Растущему организму нужны стимулы, чтобы правильно развивались мышцы, кости, органы. Если эти стимулы отсутствуют, дети менее самостоятельны, менее работоспособны, деятельны и выносливы. Следствие гиподинамии: педиатры отмечают нарушения осанки, кровообращения, слабость мышц, проблемы с координацией, избыточную массу тела, подверженность инфекциям, нарушения пищеварения и проблемы со сном.
Маленьким детям не нужны «дорогие курсы», эксклюзивные спортивные клубы, клубы проведения досуга. Сквер или игровая площадка с качалкой и качелями, с горкой, шведской стенкой – достаточно и этого. Здесь они могут ощутить силу тяжести, повторять, видоизменять и совершенствовать движения, тренировать свою способность координации движений, свою ловкость, свое чувство равновесия и свою силу. Врачи рекомендуют чаще в детских садах проводить разнообразные игры в мяч. Большинство детей быстро учатся уверенно и свободно обращаться с мячом. Так же пользуются успехом и другие виды спорта – прыжки, бег. Почти повсюду можно найти подходящие спортивные общества или подходящие площадки для игры в парке или на опушке леса.
В спортивных обществах дети не только развивают свои двигательные способности, они обучаются социальному поведению, учатся соблюдать правила, быть корректными, уважать права других людей, радоваться победе и признавать поражение. Здесь важно, что дети получают удовольствие от своей активности и не концентрируются исключительно на успехе, не находятся под постоянным давлением. Радость от движения существенно важнее.
Родители могут поощрять интерес к спорту, когда они:
• сами рады движению;
• принимают участие (например, во время прогулок балансируют на бревнах, при игре в футбол не отстают от других, включают музыку и танцуют, бегают наперегонки, выдерживают некоторое время игру в салки);
• не отступают сразу, потому что устали или когда это становится слишком трудно.
Детям необходима бурная активность – мчаться, носиться, прыгать и играть. Особенно большое удовольствие они получают, когда в игре участвуют взрослые и дети.
Примеры несложных игр с детьми:
Съедобное – несъедобное: среди участников выбираем одного ребенка-продавца. Остальные все выстраиваются в ряд. Продавец, бросая мяч, называет любое слово (рубашка, конфетка, книга, мороженое и т.п.). Если названный предмет можно «съесть», то игрок должен поймать мяч, если же нет – то мяч необходимо отбить.
Гусиный марш: чем больше игроков, тем лучше. Все выстраиваются в ряд. Кто стоит первым, показывает, что надо делать: прыгать на одной ноге, важно, как аист. Прыгать вприсядку, как лягушка. Мчаться, как газель. И т.д.
Цирк: один ребенок играет директора цирка, остальные представляют зверей. Директор цирка показывает, что должны делать другие: прыгает, как кенгуру, переваливается, как утка, скачет, как заяц, ползет на животе, как тюлень. После двух туров меняют директора цирка. И, таким образом, все детки смогут принять участие в игре.
Главным и самым необходимым условием укрепления здоровья является нахождение ребенка на свежем воздухе, желательно, в любую погоду.
Если на улице по-настоящему скверная погода, с туманом, дождем или снежной крупой, желание выходить с детьми на улицу бывает весьма умеренным: «Нет необходимости выходить!» Но это желательно. Детям-дошкольникам, по мнению педиатров, свежий воздух нужен ежедневно. При хорошей экипировке можно не бояться ни снега, ни ветра, ни дождя. Находиться на свежем воздухе – лучшая тренировка для здоровья: полезно для двигательного аппарата, полезно для кровообращения и для обмена веществ. Движение на свежем воздухе необходимо и для укрепления защитных сил ребенка. Сухой пыльный воздух в помещении, подогреваемый центральным отоплением, вреден для слизистых оболочек полости носа и зева. На свежем зимнем воздухе слизистые оболочки обретают влажность, восстанавливаются и после этого лучше защищаются от инфекций. А как обстоит дело при пасмурной туманной погоде, когда в городах между домами висит смрад выхлопных газов? Не следует ли детям лучше посидеть в группе? Нет, не следует, потому что спертый воздух в четырех стенах не лучше скверной туманной погоды на улице (осторожность показана лишь для особенно болезненных детей).
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что здоровье наших маленьких человечков полностью зависит от нас, от взрослых людей. Мы должны и обязаны создать все условия для здорового образа жизни наших детей.
Современные родители должны хорошо понимать, что записав своего сынишку или дочь в спортивную секцию, они способствуют поддержанию оптимального баланса физического и умственного развития своего ребёнка. С особым вниманием родителям следует отнестись к выбору конкретного вида спорта для своего малыша.
Самая основная задача при выборе вида спорта для своего ребёнка – правильно оценить состояние его здоровья. Не лишней здесь будет и консультация спортивного врача. Лечащий врач-педиатр может не знать в должной степени специфики конкретного вида спорта, а это должно стать определяющим фактором при выборе вида спорта для вашего ребёнка.
Большой теннис
Этот вид спорта на сегодняшний день является одним из самых «модных» и популярных среди родителей, которые выбирают спорт для своего чада. О пользе большого тенниса, наверняка, не в последнюю очередь, говорит высокодоходность этого вида спорта.
Плюсы (+):
· Занятия большим теннисом разовьют у вашего ребёнка ловкость и быстроту реакции;
· Регулярные тренировки улучшат координацию и работу дыхательной системы;
· Теннис станет очень полезным, если ваш ребёнок страдает остеохондрозом или заболеваниям обмена веществ.
Не рекомендуется:
· Ребёнка нельзя отдавать в большой теннис, если у него наблюдается нестабильность шейных позвонков;
· Если у малыша плоскостопие;
· Близорукость или язвенная болезнь.
Футбол, баскетбол, волейбол, хоккей
Эти виды спорта идеально подойдут для детишек, которые любят командные игры.
Плюсы (+):
· При занятиях футболом очень хорошо развиваются мышцы ног и таза;
· В баскетболе улучшается работа зрительного и двигательного аппаратов, функционирование дыхательной и сердечно-сосудистой систем, координация движений;
· У занимающихся волейболом появляется точность и быстрота реакций, ловкость, улучшается осанка;
· Хоккей поможет укрепить ребёнку опорно-двигательный аппарат в целом, улучшить работу дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной системы;
· В некоторых случаях занятия этими видами спорта могут стать полезными даже для детишек с сердечно-сосудистыми патологиями и сахарным диабетом (при условии выполнения ими около 50-60% от общей нагрузки).
Не рекомендуется:
· Эти виды спорта противопоказаны детям, у которых присутствует неустойчивость шейных позвонков (легко смещаться при резких движениях);
· Нельзя активно заниматься этим спортом при плоскостопии;
· Язвенных болезнях и астме.
Плавание
Совершенно любой ребёнок обожает плескаться в воде. К тому же занятиям плаванием сопутствуют и другие полезные водные процедуры: умывание, обливания водой, обтирания. Всё это, вместе с непосредственно самим плаванием, является наилучшим способом улучшить сопротивляемость детского организма к различным заболеваниям.
Плюсы (+):
· При занятиях плаванием ребёнок получает постоянный гидромассаж, который может улучшить кровообращение;
· Плавание укрепляет нервную систему малыша;
· Регулярные занятия в бассейне помогут правильно сформировать костно-мышечную систему у ребёнка;
· Плавание улучшает работу лёгких;
· Особенно полезно заниматься этим видом спорта детям со сколиозом, близорукостью, сахарным диабетом и ожирением;
· Плавание закалит организм ребёнка и будет содействовать всестороннему физическому развитию.
Не рекомендуется:
· Нельзя заниматься плаванием при наличии открытых ран;
· Кожных заболеваниях;
· При болезнях глаз.
Фигурное катание и лыжный спорт
Зимние виды спорта, такие как катание на коньках и ходьба на лыжах, очень полезны для детей. К тому же очень ими любимы.
Плюсы (+):
· Эти виды спорта способствуют развитию опорно-двигательного аппарата;
· Улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
· Повышают работоспособность и выносливость у ребёнка;
· Коньки и лыжи специалисты рекомендуют и деткам со сколиозом, остеохондрозом, с заболеваниями обмена веществ.
Не рекомендуется:
· Не стоит увлекаться этими видами спорта при заболеваниях лёгких;
· Астме или близорукости.
Восточные единоборства
Такие увлечения в последнее время прочно входят в моду. Если вы предпочли для своего ребёнка спортивные занятия такого рода, то обязательно не забудьте поговорить с тренером, который будет заниматься с ребёнком. Хороший специалист сможет понятно и полно ответить на все ваши вопросы или разрешить сомнения. А если вам вдруг начнут втолковывать какие-нибудь «высшие истины» хорошенько задумайтесь, а не поискать ли другую спортивную секцию.
Плюсы (+):
· Занятия восточными единоборствами окажет общее оздоровительное действие на детский организм;
· Если у ребёнка неустойчивая психика, то такие занятия помогут ему научиться контролировать своё состояние.
Художественная гимнастика, аэробика, шейпинг, спортивные танцы
Занятия этими видами спорта наиболее полезны будут для девочек.
Плюсы (+):
· Занятия помогут развить гибкость и пластичность;
· Улучшают координацию движений:
· Способствуют формированию красивой правильной фигуры.
Не рекомендуется:
· Осторожность в этом спорте нужно соблюсти тем деткам, кто страдает сколиозом;
· Высокой степенью близорукости;
· Некоторыми заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Лечебная физическая культура
как одна из форм укрепления здоровья детей.
Лечебная физкультура – это применение средств физической культуры с целью профилактики и лечения различных заболеваний.
Занятия лечебной физкультурой содействуют укреплению и повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни.
Главное средство лечебной физкультуры – специально подобранные, физические упражнения.
Физические упражнения, подобранные в соответствии с особенностями заболевания, при определенном темпе и последовательности, оказывают многогранное физиологическое воздействие.
Под влиянием физических упражнений активизируются дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается функциональное состояние вегетативных центров, повышается устойчивость организма к нагрузкам и неблагоприятным влияниям внешней среды.
Физические упражнения подбираются в соответствии с состоянием больного, особенностями заболевания. Продолжительность занятий в среднем от15 до 45 минут. На занятиях используется принцип рассеивания нагрузки, когда для выполнения упражнений последовательно вовлекаются различные группы мышц; кроме того, в занятия включаются дыхательные упражнения, которые, как правило, ведут к снижению физиологической нагрузки.
Физические упражнения могут быть с предметами и без них, они могут быть направлены на выработку координации движений, на равновесие, могут быть связаны с расслаблением мышц.
С лечебной целью можно заниматься отдельными видами спорта, но без элементов соревнования.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются среди отстающих не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья.
Поэтому основной задачей дошкольного учреждения является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка.