Индия отказалась от российских самолетов в пользу франции

На фоне сообщений о том, что Индия планирует закупить у России 33 истребителя, причём хочет это сделать в довольно срочном порядке, в Китае объяснили почему Дели предпочла российский истребитель Су-30 МКИ и не стала закупать у Франции истребители “Dassault Rafale”.

Да, да! В Китае рассказали почему Индия не стала закупать французские истребители на фоне приграничного инцидента в Лакдахе, а предпочла российский истребитель Су-30 МКИ!

Наверное многие сейчас не то что удивлены, сколько заинтригованы тем, почему действительно Индия вдруг не стала закупать “расхваленный” французский истребитель, а предпочла проверенный временем, российский многоцелевой Су-30 МКИ? И чтобы поскорее получить на этот вопрос ответ, предлагаю начать с подробностей произошедшего!

Итак, довольно популярное китайское издание “Sohu” опубликовало материал, авторы которого комментируя сообщение о том, что Индия намерена в срочном порядке закупить у России 12 истребителей Су-30 МКИ и 21 истребитель МиГ-29, задались вопросом, а почему Дели не стала закупать у Франции новую партию истребителей “Dassault Rafale”?

Причем авторы китайского издания в поисках ответа на свой же вопрос, отмечают и можно сказать особо подчеркивают, что многие индийские издания, а так же эксперты заявляли, что французский истребитель намного эффективнее российского самолета?!

При этом, в поисках ответа на поставленный вопрос, эксперты китайского издания отмечают, что сам контракт не является новым и напоминают, что между Россией и Индией было достигнуто соглашение на поставку 33 истребителей ещё в прошлом году.

Более того, авторы китайского издания анализируя данное сообщение отмечают, что на сегодня у Индии реализуется контракт на поставку 36 французских истребителей “Rafale”, общей стоимостью порядка 7,9 миллиарда евро. При этом отметили, что 4 истребителя в рамках данного контракта уже поставлено. Что в целом вызывает некое недоумение и вопрос у китайских авторов – почему и зачем Индии вдруг понадобилось закупать у России 33 истребителя, если уже сегодня, полным ходом идет исполнение ранее заключенного контракта с Францией?

На что, после анализа множества сообщений индийской прессы о том, что российские истребители уступают французским, дали весьма интересный ответ! Из которого следует, что руководство Индии, после инцидента в приграничном Лакдахе, поняло, что эффективность французских истребителей весьма сомнительно и в целом заявленные характеристики оказались “журавлем в небе”!

Более того, авторы китайского издания утверждают, что на данное решение так же повлияла статистика совместных учений с США, в рамках которых проводились учебные воздушные бои между американскими модернизированными истребителями F-15 и F-16 и индийскими истребителями Су-30 МКИ, в которых постоянно на высоте оказывался именно Су-30 МКИ! Что в конечном итоге привело к тому, что Дели не стало совершать очередную закупку у Франции, её истребителей!

Причем авторы отмечают что так же на решение повлияло слишком высокая стоимость истребителей, высокая стоимость создания инфраструктуры и последующего технического обслуживания с подготовкой летного персонала! И самое главное, по утверждению авторов китайского издания, Индию не устраивает скорость выполнения контракта, где с момента его официального заключения в 2016 году, Париж поставил Нью-Дели, всего 4 истребителя!

В итоге резюмирую свой материал, авторы китайского издания отмечают, что несмотря на то, что Индия на сегодня обладает большим количеством истребителей Су-30 МКИ и МиГ-29, которые дают Дели большие возможности, и в тот же момент завялятся, что ВВС Индии на сегодня считаются уже несколько отсталыми! Так как по утверждению, основные силы ВВС страны представлены истребителями 3-го и 4-го поколения, в то время как другие страны уже активно вооружаются истребителями пятого поколения, а так же закупают и имеют на вооружение российские истребители Су-35. Которые в свою очередь созданы с высоким уровнем технологий пятого поколения!

При этом заявляют, что для Индии, отказ от совместной разработки с Россией истребителя Су-57, представляет собой довольно большую ошибку, так как это могло бы дать Дели доступ к технологиям пятого поколения и позволило бы на данные момент уже закупать их для своих нужд.

Вот что можно сказать?

Во-первых, считаю необходимым напомнить историю с французскими “Rafale”, так как на мой взгляд сам материал не полностью отражает сущность закупки Индией французских истребителей!

Читайте также:  Какао масло польза для организма женщины

В общем и целом и в довольно краткой форме история закупки французских истребителей началась ещё в 2007 году, тогда правительство Индии разослало приглашение ряду стран производителей на участие в тендере для закупки 126 легких истребителей. Среди приглашенных были Франция и Россия с истребителем МиГ-35. Однако тогда наш истребитель можно сказать “пролетел” в индийском тендере и в 2011 году был выбран победителем французский “Dassault Rafale”.

Однако, вскоре после подписания контракта, французы начали поднимать цену и отказываться от главного условия и данного обещания, а именно передать Индии технологии, что стало причиной по которой Индия разорвала контракт и решила объявить новый тендер!

Но, президент Франции, на тот момент этот пост занимал Франсуа Олланд, понимая, что разрыв контракта не выгоден Парижу, а так же понимая, что этот контракт очень важен для экономики Франции, которая только начала восстанавливаться после международного кризиса 2008 года, самолично принял участие в переговорах с руководством Индии на эту тему. Результатом которых стало подписание нового контракта на те самые 36 истребителей в 2016 году!

Коллаж моего представления происходящего!

Причем надо отметить, что руководство Индии, в частности военное руководство в лице Верховного Маршала авиации, после этого инцидента не раз делали заявление о том, что Индия не будет рассматривать французский истребитель в качестве основного претендента, на уже новый тендер, который сейчас проходит в Индии!

То есть как понимаем, закупка Индии французских истребителей никак не связана с намерениями закупить российские истребители. И приведенное объяснение ярко показывает тот факт, что в Китае внимательно следят за закупками Индии в области вооружения. Где сам факт стремления Дели закупить именно наши истребители вызывает у экспертов китайского издания некую обеспокоенность!

Причем это обеспокоенность небезосновательна!

Почему?

Да потому, что в Китае прекрасно понимают и знают на что способны наши истребители, так как на вооружение НОАК находится довольно большое количество Су-27 и его китайской производной J-11, Су-30 МК2, Су-30 МКК, Су-35. Что в целом противоречить данному объяснению в том моменте, что якобы сейчас ВВС Индии технически отстают от ведущих армий мира. Где надо отметить, что по сути именно индийская версия нашего истребителя, а именно Су-30 МКИ считается самой продвинутой. И более того именно на его базе Россия создала Су-30 СМ для собственных нужд! Что в принципе и лежит в невыраженной обеспокоенности и разочарование в том, что Индия решила закупить не французский истребитель, а российский!

Во-вторых, надо и необходимо отметить, что объяснение китайских экспертов довольно неожиданное и весьма интересное. Причем оно отражает тот факт, что все таки, в условиях необходимости, Индия действительно не стала рассматривать закупку иностранных самолетов, хотя она могла спокойно закупить их у тех же производителей из Европы или даже США! Но, как видим, Дели обратилось к России, что имеет очень важное геополитическое значение в том плане, что решение Индии обусловлено необходимостью существенно усилится и получить в свои руки надежное и простое в эксплуатации вооружение. Которое способно противостоять всем вызовам современности и гарантировать безопасность. И как понимаем такое вооружение производить только наша страна! Что в принципе Индия ярко продемонстрировала своими намерениями!

В-третьих, надо и важно отметить, что авторы китайского издания отмечают такой момент, что сейчас ВВС Индии начинают отставать в плане технологической оснащенности. В частности в том плане, что все передовые армии мира активно закупают истребители пятого поколения, а вот Индия, пока только полностью переходит на эксплуатацию истребителей 4 поколения! Что в свою очередь, с учетом сложившегося положения в приграничном районе с Китаем, ставит Дели перед довольно интересным выбором, покупать или нет, у России истребитель Су-57? Но, считаю, что этот вопрос пока слишком рано обсуждать, в силу того, что Дели на данный момент устраивает Су-30 МКИ и при этом в Индии ведут свою разработку истребителя пятого поколения! Так что в целом считаю, что данный вопрос будет актуальным тогда, когда непосредственно сам Китай будет обладать достаточным количеством истребителей пятого поколения, а без этого нюанса для Индии закупка Су-57 сейчас не имеет большого значения!

Читайте также:  Зеленый салат польза и вред для здоровья

Причем надо отметить, что на сегодня закупка Су-30 МКИ связана с необходимостью восполнить свои небоевые потери и довести общее количество до 272 единиц. И при этом надо отметить, что сегодня Су-30 МКИ действительно считается одним из лучших истребителей в своем классе и имеет солидный запас для модернизации. Что в свою очередь подчеркивает тот факт, что российские истребители представляют собой выгодное предложение на международном рынке вооружения. И этот момент ярко подчеркнули авторы китайского издания!

В итоге хочу отметить, что с приведённым объяснением согласится можно и даже нужно, только потому, что именно сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда реальная необходимость обеспечения собственной безопасности, подталкивает страны к закупкам действительно надежной и эффективной военной техники, а именно нашей, российской техники.

При этом само стремление закупит наше вооружение, в частности наши истребители Су-30 МКИ, развенчивает созданные мифы о том, что якобы наше вооружение не отвечает требованиям и не соответствует заявленным характеристикам. Что в целом ярко подчеркивает опубликованный материал в китайском издании. А это как не крути приятно знать и понимать!

Спасибо за прочтение!

Ставим лайки и подписываемся на канал.

Источник

Некогда главный импортер советских, а затем и российских вооружений, Индия оказалась для Москвы непостоянным и ненадежным партнером. Срыв контрактов и сделок со стороны Нью-Дели стал уже обыденным делом и, похоже, не вызывает удивления у российских партнеров. Можно было бы сказать, что «нос воротят», но тут есть и более серьезные причины. Индия, прекрасно понимая взаимную заинтересованность в отношениях с Россией, активно при этом ищет пути плодотворных контактов с Западом, как Европой, так и США. Тут есть и элемент некоего финансового шантажа, когда за счет наличия двух и более продавцов, покупатель заставляет кого-то из них демпинговать ценами. И Россия попала под этот индийский пресс — цены Москвы на вооружения уже существенно ниже, чем у других стран, и это при более высоком качестве продукции.

Памятна ситуация 2017 года, когда ВМС Индии решили отказаться от палубного истребителя МиГ-29К/КУБ, заявив, что будет им искать замену в ходе тендера, рассматривая совместное производство американских истребителей F/A-18E/F «Супер Хорнет». Сейчас тема опять на слуху — в ноября 2019 года МиГ-29К загорелся и упал в результате столкновения в воздухе с птицами (оба пилота катапультировались), но выставили это летное происшествие как результат ненадежности российского истребителя. Ранее, в 2012 году, Нью-Дели забраковал предлагаемые самолеты-заправщики Ил-78 и истребители МиГ-35.

Отказалась Индия и от российского истребителя пятого поколения Су-57, мотивируя это тем, что у индийских ВВС скоро появится свой многоцелевой истребитель пятого поколения. И это при том, что Нью-Дели вышел из совместной с россиянами программы по созданию истребителя FGFA, самостоятельно вытянуть который им будет весьма затруднительно. Теперь дошла очередь до российского истребителя Су-30МКИ, стоящего на вооружении, — в пользу французскому Rafale.

Факт уже свершившийся — власти Индии предпочли купить для нужд своих ВВС французские истребители Rafale, вместо российских Су-30МКИ (по кодификации НАТО Flanker-Н — «Фланкер»). Контракт на поставку 36-ти «Рафалей» на сумму 7,87 миллиардов евро был подписан Нью-Дели с правительством Франции еще в сентябре 2016 года, однако его реализация затянулась и была вероятность того, что индусы передумают, в первую очередь из-за высокой цены. Теперь точка невозврата пройдена, эти французские истребители уже замечены с опознавательными знаками индийских ВВС и, как предполагается, поступят в Индию несколькими партиями в период с 2019 по 2022 годы.

Вопрос выбора — это бизнес, ну и плюс, конечно, политика. Вот с бизнесом не совсем понятно. Российские истребители поколения 4+ Су-30МКИ обходятся Индии в 83 миллиона долларов за единицу — это индийской сборки, где произведена половина из этих 250 самолетов. Покупка аналогичного самолета в России составляет около 50 миллионов. Общая сумма заказа составила 12 миллиардов долларов. Каждый французский Rafale (четвертое поколение) обошелся Индии по 218 миллионов долларов.

То есть вместо 36 французских Индия бы могла получить более 95 российских истребителей. Опять же если учесть, что доля авиационного парка индийских ВВС на 80 процентов состоит из советской и российской техники и под них «заточена» вся наземная аэродромная инфраструктура, плюс адаптированы самолеты-заправщики, то под «французов» придется подгонять европейские стандарты. И, естественно, тратить на это дополнительные средства помимо самой закупки. Утверждают, что индийская система импорта вооружений грешит многочисленными схемами «откатов» при заключении контрактов, но это уже проблема правоохранительных структур самой Индии — разбираться, кто там из Парижа больше «занес».

Как политический шаг со стороны Нью-Дели с «французским выбором» тоже не совсем понятен. Особенно если учесть, что на недавнем Восточном экономическом форуме во Владивостоке президент России Владимир Путин был, как говорится, не разлей вода с индийским гостем премьер-министром Нарендрой Моди. Там они заключили целый пакет двусторонних соглашений в торгово-инвестиционной и военно-технической сферах, в области промышленности, образования и культуры. Военная часть сделок оценена будущими заказами Индии российских вооружений на 14,5 миллиардов долларов — рекордная за последнее время сумма. И хотя конкретно о Су-30МКИ речь не шла (оговорены были поставки ЗРС С-400 и фрегаты проекта 11356), но тема «самолетиков» всё же была озвучена.

Читайте также:  Масло сливочное с какао польза

Тут стоит вспомнить, что, например, истребители МиГ -21 (один из лучших в мире на тот момент) Индия стала покупать у СССР еще в 1962 году, а в 1967 уже сама приступила к их производству, выпустив в общей сложности 657 таких самолетов. Су-30МКИ, индусы тоже сами построили немало. И, вроде как, рассматривают возможность закупки российских истребителей Су-35, возможно, что со временем и истребителей пятого поколения Су-57. И тут бац — переходят на Rafale, да еще сообщают о готовности закрыть в самой Индии авиазавод производящий Су-30МКИ.

Объясняют в Нью-Дели подобное решение тем, что французские боевые истребители превосходят по своим характеристикам российские. И, как утверждает индийское издание The Economic Times, Rafale может в полтора раза дольше барражировать, чем Су-30МКИ, да и дальность полета у «француза» больше чуть ли не в два раза, да боевых вылетов он может совершить пять в сутки против трех у российского. В плюс Rafale записывают и превосходство в вооружении, которые позволят поражать пакистанские самолеты на большом расстоянии без угроз быть замеченным. К тому же, участились случаи летных происшествий с российской воздушной машиной. В общем, разделали «сушку» как бог черепаху. Ну, товар куплен, нужно его расхваливать.

Как говорил товарищ Саахов в «Кавказской пленнице»: «Слушай, обидно, клянусь, обидно». В данном случае обидно за российские Су-30МКИ, которые индусы так незаслуженно принизили по боевым качествам. Посмотрим, так ли плох наш Flanker и так ли хорош французский Rafale. Обратимся к сухим цифрам ТТХ.

По упомянутой дальности и продолжительности барражирования у Су-30МКИ дальность полета составляет 3000 километров на высоте (при скорости 2 125 км/ч) и 1 270 км у земли (при скорости 1 350 км/ч), боевой радиус — 1 500 км. Практический потолок — 17 300 метров. Продолжительность полета 3,5 часа без дозаправок. Смотрим на «прайс-лист» Rafale. Его радиус полета составляет 1 800 километров, при этом боевой радиус в варианте с подвесками для вооружения — 1 389 км. Максимальная скорость на большой высоте — 1 915 км/ч, практический потолок составляет 15 240 метров. И где тут у кого преимущества, товарищи индусы?

По вооружению сходство у двух истребителей в 30-мм авиационной пушке, подвесное вооружение разнится странами-производителями, в каждом присутствуют ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля». В российском варианте предусмотрены свободнопадающие бомбы (по 500 или 250 кг), контейнеры КМГ-У с блоками-кассетами осколочного, зажигательного и кумулятивного действия. Общая боевая нагрузка составляет 8000 кг. В общем, помощнее «французика» выглядит наша «сушка».

По «возрасту» оба самолета можно сказать одногодки. У Су-30 первый полет пришелся на конец декабря 1989 года, в версии обновленной версии МКИ для Индии в 1997 году. Тогда его производство было осуществлено в рамках международной кооперации Россия–Франция–Израиль–Индия. У «Рафаля» (Rafale А) первый полет был выполнен 4 июля 1986 года, начало эксплуатации пришлось на май 2001 года.

О боевом применении Rafale в составе ВВС Франции известно, что в марте 2007 года эти истребители отработали по наземным позициям боевиков в Афганистане. В Ливии с марта по октябрь 2011 года небольшие группы этих самолетов патрулировали (совместно с Mirage 2000) патрулировали воздушное пространство а также наносили точечные удары по войскам и военным объектам Муаммара Каддафи — уничтожили на земле, на аэродроме Мисурты, несколько самолетов МиГ-23 и вертолетов Ми-24. В 2015-2016 годах, взлетая с борта авианосца Шарль де Голль, в рамках военной операции против «Исламского государства»* (запрещенная в РФ террористическая организация), наносили удары по силам ИГ в Ираке. О воздушных победах Rafale ничего не известно.

У «сушки» боевых заслуг в небе побольше. Начнем с того, что еще в 2005 году Су-30МКИ ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15C/D Eagle ВВС США в учебных боях. В 2015 году в Великобритании, в рамках международных учений «Радуга», в учебных боях с истребителями Eurofighter Typhoon Королевских ВВС, индийские пилоты на Су-30МКИ одержали победу со счетом 12:0. И хотя англичане, оправдываясь, говорили, что они действовали «в пол силы», факт остается фактом.

Основное боевое применение Су-30МКИ пришлось на приграничные районы Индии с Пакистаном. Там индийские истребители неоднократно сбивали автоматические разведывательные аэростаты. 27 февраля 2019 года произошел воздушный бой между группой ВВС Индии и ВВС Пакистана, в котором участвовали четыре индийских Су-30МКИ и четыре МиГ-21, с пакистанской стороны в небе было 24 самолета, в том числе 8 F-16. Один из F-16 был сбит МиГ-21, при этом признается, что именно присутствие в небе над Кашмиром Су-30МКИ послужило поводом, чтобы пакистанские самолеты ретировались. «Сушка» тогда уклонилась от ракет американского производства AIN-120, а одну из них сбила при подлете. Через несколько дней в этом же районе патрулировавший границу Су-30МКИ обнаружил и сбил реактивный беспилотник, залетевший из Пакистана.

Ну, и последний «аргумент», который пытаются записать в минусы Су-30МКИ — его, якобы, ненадежность в эксплуатации. При этом летные происшествия почему-то большей частью случаются именно с истребителями индийской сборки. И, как отмечают многие авиационные эксперты, слабым местом ВВС Индии является именно техническое обслуживание самолетов, которое проводится не на должном уровне. С Rafale, надо полагать, без должного опыта индийским технарям придется попыхтеть в большей степени. В отличие от уже обкатанных Су-30МКИ.

Военное обозрение: Первая пара истребителей Су-30СМ прибыла в Белоруссию

* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Источник