Игры в дочки матери польза

Игры в дочки матери польза thumbnail

Дочки-матери

Наши бабушки в свое время использовали в качестве воображаемых деток самодельные игрушки или свертки тряпок. Современные девочки имеют возможность играть целыми кукольными семьями, кормить игрушечных малышей, возить их в маленьких колясочках. Но суть игры «дочки-матери» осталась прежней.

В сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении.

Игрушки

Как играть в «дочки-матери»  

1.Распределите роли – решите, кто будет играть роль мамы, а кто дочки. Полезно поменяться с ребенком местами, так вы сможете больше понять, с какими трудностями сталкивается ребенок, а он, в свою очередь, сможет почувствовать ответственность, которую на себя берут родители.

2. Подготовьте игровые атрибуты: посуду, бытовую технику, мебель – товары для детей можно купить или соорудить из подручных средств.

3. Позвольте ребенку проявить фантазию в выборе сюжета игры, которая может отразить реальные ситуации повседневной жизни. 

Девочка с игрушкой

Варианты игры «дочки-матери» 

1.Девочка играет с куклами и сама придумывает различные ситуации. Она – мама, куклы – дочки. Такая игра развивает способность заботиться о близких, отвечать за свои поступки, быть самостоятельной.
 

Играя с куклами, ребенок старается скопировать действия близких и родственников. В зависимости от места действия и ситуации, меняются ее настроение, голос, прическа. В этой ситуации дайте ребенку полную свободу.

2. Играют несколько девочек. Каждая из них должна вообразить себя мамой, бабушкой, дочкой или папой. Например, «мама» отводит «дочку» в садик, сама идет на работу, «бабушка» остается дома. Вечером они собираются вместе, пьют чай, беседуют. Потом с работы приходит папа и рассказывает, как прошел его день. Это сценка из нашей жизни, только в роли детей она немного приукрашена и упрощена.

3. Играют девочки с мальчиками. Мальчишки – это непоседы, которые любят поспорить, поэтому девочкам придется научиться не обращать внимания на непослушание. Игра дает возможность ребятишкам стать значимыми в кругу сверстников, почувствовать себя взрослыми. 

Кукла

Польза игры «дочки-матери» 

1. В игре «дочки-матери» дети сами создают систему семейных отношений, переигрывают конфликты по отношению к близким и родственникам, поэтому наблюдение за такой игрой всегда дает вам полезную информацию о том, какой видит вашу семью сын или дочь.

2. Вы можете исправить недочеты в своем поведении, наблюдая за тем, как ребенок исполняет вашу роль. Очень важно сделать это вовремя, ведь поведение родителей детьми воспринимается как норма.

3.Мальчикам нравится играть роль отца – они «ходят на работу», «ездят за рулем», «строят дом» – так они начинают усваивать, что папы сильны и несут ответственность за свою семью.

4. Вы можете использовать «дочки-матери» в качестве психологического тренинга. Если малыш очень застенчив – предложите ему поиграть в эту игру. Но не руководите игрой, выберите роль дочки – это поможет ребенку обрести уверенность в себе.

5. Вы должны быть на одном уровне с ребенком – не бойтесь – это позволит вам установить отношение доверия. Малыш почувствует в вас надежного друга, а не просто взрослого.

Сюжетно-ролевые детские игры знакомят кроху с миром людей, их  взаимоотношениями изанятиями . В ней дети примеряют на себя разные социальные роли, формируют для себя шкалу ценностей, учатся выстраивать отношения с окружающими.Автор Наталия Леньо

Источник

К сожалению, современные дети совсем перестали играть. Сейчас стало популярно заниматься интеллектуальным развитием малышей. Поэтому все чаще можно услышать об успехах трехлетнего ребенка в изучении иностранного языка или занятиях танцами. Но только сюжетно-ролевые игры могут не только благоприятно сказываться на развитии ребенка, но и приносить массу положительных эмоций.

Как играть в дочки-матери?

Обычно малыши в возрасте трех лет уже самостоятельно играют с игрушками. Девочки заняты куклами: они их кормят, одевают, ухаживают за ними. Играя в одиночестве, ребенок выполняет только одну роль. Другие роли отведены куклам. В настоящей жизни людей гораздо больше. Ведь в больнице, кроме врача и пациента, есть медсестры, врачи и родители, которые привели туда своих деток.

Девочка играет с куклой

В детском саду играть в дочки-матери немного проще, так как там есть воспитательница, няня и музыкальный руководитель. Поэтому для того, чтобы ввести в игру реальные отношения, ребенку нужны партнеры, которые будут участвовать с ним в игровом процессе.

Как играть в дочки-матери дома?

В таком случае помочь могут родители. Они могут выбрать для себя определенные роли. Только помните о том, что дети не любят играть в роли малышей. Такие игры нужны ребенку для того, чтобы на время почувствовать себя взрослым. Поэтому вам придется побыть дочкой, а малышка будет играть роль мамы. Более того, вы можете сыграть “соседку”, которая решила зайти в гости на чаепитие.

Девочка кормит куклу

С трехлетнего возраста малыши могут самостоятельно продумывать сценарий игры, а также вносить в него коррективы. Можно заметить, что куклы в руках «опытного режиссера» плачут и капризничают, а кроха их успокаивает либо ругает, а затем отправляет в угол.

Детям старше 4-х лет для игры понадобится компания сверстников. Они учатся перевоплощаться в различные роли и копировать поведение взрослых.

Что необходимо?

Для игры следует подготовить:

  1. Сосочку.
  2. Горшок для куклы.
  3. Одеяло.
  4. Коляску для пупсика.
  5. Куклу.
  6. Погремушки.
  7. Игрушечный набор посуды.
  8. Детскую кухню (если есть).
  9. Стол и стульчики.
  10. Прочие предметы, которые вам могут понадобиться в процессе игры.

Включаемся в игру

Приобщаться к процессу необходимо ненавязчиво. Не указывайте малышке, что и как надо делать. Вы новый игрок, соответственно, должны принимать правила, которые были установлены до вашего появления.

Кукольный дом

Как играть в дочки-матери с куклой? Возьмите игрушку и подойдите к ребенку.

– Привет, меня зовут Сюзи. Я проходила мимо, и увидела, что вам тут очень весело. Что вы делаете?

Читайте также:  О пользе и вреде корригирующих очков

Можно не использовать дополнительных героев в виде игрушек, а играть самостоятельно.

– Здравствуйте. Я доктор. Ваша дочь уже спит? Я просто проходила недалеко от вашего дома и решила зайти, чтобы спросить как ее самочувствие.

Чем разнообразнее сюжеты вы будете придумывать, тем увлекательнее и интереснее будет игра.

Правила

Есть некоторые простые правила для интересной игры:

  1. Если во время игры ребенок захотел с вами поменяться местами, то не отказывайте ему в этом. Допустим, вы играли роль «дочки», теперь вы становитесь «мамой», а ваш ребенок перевоплощается в “дочку”.
  2. «Мама» начинает ухаживать за ребенком. Она укладывает его спать, рассказывает сказку. Если «дочка» начинает капризничать, то «мама» успокаивает ее.
  3. Когда ребенок для игры выбирает куколку и становится ее «мамой», то вы можете осторожно предложить ребенку свою помощь. Для того чтобы сюжет игры оставался правдивым, вы можете изобразить роль заботливой «бабушки», которая желает помочь «дочке» с малышом. Покажите, как запеленать и уложить спать куклу.
  4. Затем отправляйтесь на прогулку. Уложите куколку в коляску, укройте ее одеялом. Пусть пупсик поспит на свежем воздухе.
  5. Обычно детям в процессе игры свойственно готовить для кукол еду понарошку. Вы можете предложить своему ребенку сделать это по-настоящему. Более того, это отличный вариант для деток, которые мало кушают, так как в процессе игры ребенок сможет еще и поесть. Это же часть сюжета.

Развиваемся в процессе игры

Подобные игры способствуют умственному и творческому развитию ребенка. Когда вы включаетесь в процесс, вы помогаете малышу осваивать умение, связанное со сменой ролей. Такой подход оказывает благоприятное влияние на общение с другими детками.

как играть в дочки матери дома

Как играть в дочки-матери? Не думайте, что двое деток в возрасте от 2-х до 4-х лет могут самостоятельно распределить роли. Если у вашего ребенка получается играть с вами, то это не значит, что он обязательно найдет общие интересы со своими сверстниками. Дело в том, что дети в данной возрастной категории еще не могут договориться между собой, а тем более распределить роли. Поэтому сюжетно-ролевая игра закончится, не успев начаться. Настя пойдет играть в мяч, а Лена займется рисованием.

Варианты с куколками

Играть в дочки-матери с куколками сложно или нет? Рассмотрим самые популярные варианты.

  1. Малышка играет с куклами самостоятельно. Она придумывает различные ситуации. Такая игра развивает самостоятельность, ответственность и учит заботиться о близких. Зачастую ребенок переносит отношения в семье на ситуации, которые отображает в игре с куклами. Детям свойственно копировать некоторые слова и действия родителей. Не злитесь на ребенка, если вам что-то не нравится. Дайте девочке полную свободу действий в рамках игрового процесса.

    как играть дочки матери с куколками куколками

  2. Необходимо распределить роли среди нескольких девочек. Они могут быть мамой, бабушкой, соседкой и т. д. В игре можно использовать любую ситуацию, которая происходит с детьми регулярно. Например, «мама» идет с «дочкой» в магазин за покупками. Потом они садятся в машину и едут домой. Затем готовят ужин и накрывают на стол. Выбирайте самые разнообразные сюжеты для игр. Это отлично развивает воображение ребенка.
  3. Как можно играть в дочки-матери еще? Вовлекайте в процесс мальчиков. Несмотря на то что игра рассчитана исключительно на девчонок, мальчишки тоже могут принимать в ней участие.

Приятной игры!

Источник

Если понаблюдать, как ребенок играет в эту простую, известную всем с детства игру, можно узнать о нем много нового. Игра позволяет детям “примерить” взрослые роли. Малыш, который не так давно научился говорить, изображает отца, беря пример с собственного родителя. Девчушка с удовольствием пеленает куклу, кормит ее с ложечки, укачивает в коляске и учит правилам хорошего поведения. Таким образом, каждый из детей готовится к взрослой жизни. И очень важно, чтобы ребятишки почувствовали себя в этой игре успешными и уверенными.

От имитации к импровизации
Игра в дочки-матери нередко начинается уже с момента введения прикорма: “..Ложку каши мишутке, ложечку — Светочке”. Эти простые действия малыш потом повторяет самостоятельно. Собственно, понятие “забота” — основное для игры в дочки-матери, считают детские психологи. Как только кроха берет под свое покровительство пупса, ушастого зайца или куклу (неважно, что пока он способен только носить игрушку с собой и качать ее), можно сказать, что сделан еще один шаг к взрослению.
Первый этап игры (1,5-2 года) — имитация самых простых бытовых ситуаций: кроха кормит куклу, баюкает, купает.
На втором этапе (от 3 лет) малыш уже не просто копирует действия взрослых, но и сам разыгрывает сценки. Кукла или мишка уже могут отворачиваться от ложки с кашей, капризничать, бояться или смеяться. Кроха уговаривает, подбадривает, наказывает их.
Ребенку 4-6 лет, играющему в дочки-матери, и детям постарше уже необходимы сверстники. Игра становится сюжетно-ролевой. В ней проявляется умение ребенка перевоплощаться, копируя поведение других. В дочки-матери иногда играют и мальчики, правда, отведенная им роль не будет центральной. Игровой папа ходит на работу, уезжает в командировку или отправляется на войну. Вообще, некоторые мальчишки с удовольствием играют в куклы, но это увлечение обычно недолговечно. А вот для девочек 4-6 лет дочки-матери — основная и любимая игра, которая исчезнет из игрового “репертуара” к первому или самое позднее — к пятому классу.

Заботливый отец
Если мальчик играет в куклы… Это совершенно нормально! В возрасте 2-3 лет мальчишки, как и их сверстницы, могут увлеченно “воспитывать” малыша, кормя его с ложки и даже гуляя с коляской. Именно игра с куклой помогает ребенку эмоционально развиваться. Он получает новый опыт, примеряя разные социальные роли: папа в игре дочки-матери, врач, если дети играют в больницу. Условность действий (все происходит понарошку) заставляет воображение работать активнее. С помощью кукол и пупсов мальчики точно также, как и девочки, учатся пониманию и взаимодействию с окружающим миром. Игра дает малышу возможность увидеть себя со стороны и в то же время понять другого, снимает психологическое напряжение путем „отыгрывания” конфликтных ситуаций.

Читайте также:  Каникулы с пользой для ума

Прогулки с коляской
После 2-3 лет игра постепенно усложняется, возникает потребность в новых предметах. К примеру, с помощью игрушечной посуды можно устраивать чаепития. Это не просто забава, но и полезный урок. Развивается мелкая моторика, кроха получает представление об объеме: учится наливать жидкость, вовремя останавливаясь. Еще один предмет, который используется в игре примерно с того же возраста, — коляска. Прогулки с игрушечной коляской улучшают крупную моторику ребенка, развивают ловкость, ведь малышу приходится делать повороты, спускаться и подниматься.

Что в игре должно насторожить?
Сильная агрессия. Кроха бьет или ломает куклы. Это повод задуматься, возможно, вы выбрали слишком жесткую линию поведения с малышом, сурово наказывая его за малейшие проступки.
Повторяющиеся сюжеты. Ребенок проигрывает одну и ту же ситуацию. К примеру, дочка раз за разом повторяет кукле: „Ты — плохая девочка, нужно проситься на горшок!” Скорее всего, в своем стремлении приучить малышку к горшку родители перегнули палку. Навязчивый сюжет вызывает стрессовая ситуация. Она может возникнуть и без участия родителей. В игре проявляются увиденные на улице драка, ссора, авария. Проигрывание этих моментов поможет малышу стереть пугающие воспоминания.
Сексуальные мотивы. Если в игре появляются “постельные сцены”, нужно не умиляться маленькому всезнайке, а обратиться к детскому психологу. Подобные знания, полученные раньше времени, могли травмировать психику.

Какую куклу выбрать?

Первую куклу стоит дарить крохе не раньше полутора лет. До этого времени ребенок будет обращаться с ней, как с любой другой игрушкой, стараясь понять, что она из себя представляет. Поэтому скоро дорогая кукла окажется разобранной по частям. Позже малыш, наблюдая за своим окружением, обнаружит, что с этой игрушкой можно производить множество других не менее интересных действий. Купание, переодевание — такие манипуляции ребенок будет повторять изо дня в день. Так что на этом этапе познания мира лучше всего подойдут не столько красивые, сколько практичные игрушки. Например, тряпичные куклы, мягкие и приятные на ощупь. Или игрушки из гибкой пластмассы, которые хорошо моются. Девочке старше 2 лет уже стоит приобрести куклу с длинными волосами, например Братц, которую можно мыть, расчесывать и заплетать в косички. Еще одно правило: если Вы решили купить пупса, то кукле не нужно иметь пол. Малыш сам решит, кем она станет во время игры.

Источник

О чем может рассказать игра в «Дочки-матери

Традиционная игра в дочки-матери популярна среди детей дошкольного возраста. Нередко к ней подключаются даже мальчишки, видя, с каким воодушевлением играют сверстницы. Она воспитала много поколений и даже стала объектом внимания детских психологов.


 

В игру «Дочки-матери» играли еще наши прабабушки. Это теперь куклы для девочек умеют говорить, двигаться, носят модные вещи и шикарные прически. Тогда же игрушки были проще, но суть игры в дочки-матери оставалась неизменной. 

О чем может рассказать игра в «Дочки-матери

Психология игры в дочки-матери

Детская игра «Дочки-матери» – миниатюрная модель семейных отношений. Согласно ее сюжету, дети примеряют на себя роли родственников, как малышей, так и взрослых. Если вы понаблюдаете за процессом игры, то сможете понять, как малыш видит и чувствует себя в семье. 
 

Анализ психологии детской игры даст вам полезную и часто неожиданную информацию о вашем чаде. Как кроха понимает требования и запреты в семье? С кем из родственников он себя ассоциирует? Чем для него являются семейные отношения?
 

Чтобы выяснить все это, можно «подсмотреть» один из эпизодов игры в куклы вашей дочери (сына) с другими малышами. Нередко ребята разыгрываются сценки, посвященные какому-либо событию из жизни семьи. Ваша задача – быть внимательной и не вмешиваться в действие игры.
 

Проанализируйте то, что вы увидели. Отмечайте важные детали: кого играет ваша дочь? какие манеры этого родственника она копирует? Если это один из родителей, то как он относится к ребенку? Что поощряет, а что запрещает и как? Повышает ли голос на куклу-ребенка? За что хвалит? 
 

О чем может рассказать игра в «Дочки-матери

Интерпретация детской игры в куклы

Наблюдения за игрой в дочки-матери позволит вам увидеть отношения с ребенком со стороны. Конечно, реальные факты в таком «зеркале» искажены детским восприятием, но основная идея прослеживается. Эмоции в игре могут быть утрированы, но они имеют место в детском сердце в действительности,  только выражены не столь ярко. 
 

Нельзя сказать, что игра в семейные отношения полностью однозначна. Не все, что вы увидите, стоит воспринимать на собственный счет. Очень часто дети путем игры рассказывают о том, чего бы им хотелось. Поэтому вы можете увидеть желаемое вместо действительного.
 

О чем может рассказать игра в «Дочки-матери

Игра как способ «достучаться» до ребенка

Как утверждают психологи, игра в дочки-матери – это не только возможность понять детские переживания. Это не просто источник знаний, но и средство, которое может повлиять на картину семьи в понимании крохи. 
 

Допустим, вы поняли из игры, что ребенок считает ваши запреты слишком строгими, а когда вы не выполняете его капризов, начинает обижаться. Предложите в таком случае сыграть малышке «маму», а на себя (свою куклу) возьмите роль дочери. 
 

В таких амплуа можно воплотить показательный эпизод, когда малыш больше всего упрямится. Например, поход в магазин. Действуйте так, как ведет себя ребенок в реальности, чтобы он понял, каково это – быть на месте родителя в такие моменты. Игра «наоборот» даст ребенку понять, каких действий вы ожидаете от малыша, и поможет в игровой форме достичь компромисса.
 

Психология игры в дочки-матери очень проста: в сюжетно-ролевой игре малыши воплощают то, как они видят семейные отношения. Наблюдая и анализируя процесс игры в куклы, вы сможете лучше понять ребенка. Более того, с помощью игры родители могут корректировать восприятие и поведение крохи в разных бытовых ситуациях.Подготовила Катерина Василенкова

  

Источник

Конспект сюжетно-ролевой игры «Дочки-матери»                                                      Цель: обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья».

Программное содержание:

Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.

Развивать интерес к игре.

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.

Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.

Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.

Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

обогащать социально – игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуации – поход в парикмахерскую, поход в магазин;

учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую обстановку, подбирать необходимый игровой материал и атрибуты.

развивать ролевую речь; (коммуникативные действия)

побуждать развивать несложные сюжеты с 2-3 ситуациями (посещение парикмахерской и магазина). Регулятивные действия.

формировать доброжелательные взаимоотношения. Личностные универсальные учебные действия.

Материалы:

Куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, телефон, игрушечные инструменты для мальчиков (молоток, отвёртка и пр. строительный конструктор, большие машины для того, чтобы возить грузы).

Туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, фен, пелерина, халат для парикмахера, пустые флакончики из под лака для волос, шампуня, набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, заколки, банты

Касса, наборы продуктов, игрушки, газеты, книги, и др. спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка,, счётная машинка, весы, пакеты, предметы – заместители

1.Беседа.                                                                                                                        Воспитатель читает стихотворение: 

 Кто мне песенку споет?

Кто рубашку мне зашьет?

Кто меня накормит вкусно?

Кто смеется громче всех,

Мой, услышав звонкий смех?

Кто грустит, когда мне грустно?

Мама!                                                                                                

Дети, о ком я прочитала вам стихотворение?

 – Как вы думаете, что такое семья?
Дети: Это когда все живут вместе в одном доме, много человек  живут вместе. 
Воспитатель: Кто есть в семье?
Дети: Мама, папа, дедушка, бабушка, сестричка, братик.
Воспитатель: Какие обязанности у папы?
Дети: Забивать гвозди, смотреть телевизор, трудиться на работе.
Воспитатель: Какие обязанности у мамы?
Дети: Моет посуду, варит кушать, читает сказки, стирает, ходит в магазин.
Воспитатель: Что делает их ребенок?
Дети: Играет.

Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте».
3.Распределение ролей.
Воспитатель: Распределим роли:  сначала выберем,  кто будет папой, кто мамой, бабушкой, дедушкой, братьями, сёстрами. (Распределение ролей по желанию детей).
Воспитатель: А что еще нужно для игры?
Дети: Нам надо выбрать место для игры.
Воспитатель: Правильно.                                                                                                ( Выбор места игры).
Дети: Мы будем играть в кукольном домике.
Воспитатель: Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть.
4.Совместная с воспитателем игра.
Воспитатель: Папа с мамой и маленькой дочкой Машенькой живут в этом домике. Что делает утром мама? 
Дети: Готовит завтрак.
Воспитатель: Что делает папа?
Дети: работает.  
Сейчас мы с вами определим, кем будет  работать наш папа.                             Наш папа будет работать строителем, он работает на стройке, вместе со своими товарищами, т.е. бригада строителей, в которой есть ещё шофер, который будет подвозить им грузы. (Распределили роли).
Наша мама ходит в магазин, чтобы покупать продукты, необходимые для приготовления пищи. Выберем продавца.

Так же мама с дочкой и папой  могут  посещать парикмахерскую, значит, нам нужно определиться с выбором парикмахера.

Распределили роли, теперь можно приступать к исполнению обязанностей.

Мама готовит завтрак, кормит семью. Папа собирается и уходит на работу. Мама собирается в магазин, покупает продукты.

Сестра звонит в парикмахерскую, чтобы записаться на приём (ведётся диалог. Роль парикмахера может взять на себя воспитатель).

В это время разворачивается сюжет на стройке. Подвозятся грузы, ведётся строительство). Что же происходит в квартире? Мама готовит обед, чтобы успеть накормить папу. Дочка наводит порядок в комнате, на кухне моет посуду, играет с куклами, переодевает их.                                                              Игра продолжается тем, что приходят папы домой с работы их нужно покормить обедом, ужином. Ведётся непринуждённая беседа за столом.          Дети играют свободно общаясь друг с другом.
5. Итог.
Воспитатель: Дети, вам понравилась игра?
Дети: Очень.
Воспитатель: Что понравилось больше всего?

Источник