Игры с песком польза для ребенка
Светлана Терехова
Консультация для родителей «Какая польза для детей от игры с песком»
Лето прекрасная пора, чтобы проводить больше времени на улице, гуляя со своими детьми. Ребята с удовольствием качаются на качелях, катаются на велосипедах, самокатах, бегают по траве. Но самое любимое место у малышей – это песочница. Они из песка делают фигурки, замки, закапывают игрушки, чтоб найти их. Кроме того, от такого занятия они получают огромную пользу. Задача взрослых состоит в том, чтобы сделать это процесс наиболее интересным для детей. Придумывайте игры и занятия – все они, даже самые незамысловатые, будут развивать кроху.
Сегодня игру с песком используютв своей работе многие детские специалисты: психологи, логопеды, педагоги, психотерапевты, неврологи.
• Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка, способны улучшить его эмоциональное самочувствие, настроить на добродушный лад. Игра с песком успокаивают гиперактивных детей, и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных.
• Играя с песком, ребенок избавляется от комплексов и выплескивает наружу накопившиеся эмоции. Таким образом, он не только решает сам свои проблемы психологического характера, но и избавляется от страхов.
• Полезны игры с песком для физического здоровья. В медицине существует целый раздел, который называется псаммотерапия — прогревание песком. Дети с удовольствием закапывают в горячий песок руки, ноги, а особенно друг друга. А порой, от них не отстают и взрослые. Кроме восторга и удовольствия, дети и взрослые получают от этого большую пользу.
• Игры с песком очень полезны и для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Это все напрямую связано с развитием речи, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения.
Очень полезно для развития речи:
– насыпать песок в ведерко лопаткой;
– рисовать пальчиками на песке;
– пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного ведерка в другое;
– искать в песке зарытые игрушки;
– рыть ямки, погружать руки в песок;
– лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т. п., еще очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками.
• Игры с песком влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: куличики, домики, гаражи, дворцы, города и так далее. Сложность песочных построек возрастает с мастерством ребенка.
• Играя с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Он учится ориентироваться в конфликтных ситуациях, которые возникают. Вырабатывается навык, уступать, договариваться, делиться или отстаивать свои права.
• Еще полезно ходить по песку босиком. На стопе человека как мы знаем, расположены массажные точки, каждая из которых соответствует какому-либо органу нашего тела. Кроме массажа, хождение босиком помогает нам еще и в лечении плоскостопия, опорно-двигательного аппарата, а также простуды.
Вот сколько полезных свойств у песка! Важность и пользу игр с ним для детей трудно переоценить, поэтому чаще играйте с детьми в песочнице, а для дома можно купить кинетический песок, недаром он стал такой популярный в наше время.
Игры с песком способствуют развитию индивидуальных способностей у детей. Играя с песком, создавая разные фигуры из песка, дети могут выражать свои настоящие чувства и переживания.
Песок – универсальный строительный материал, с помощью которого можно осуществить свою фантазию, вылепить замок, создать необычную фигуру.
Песочная терапия – это способ снижения внутреннего напряжения, который положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.
Занятия с использованием песка раскрывают скрытые возможности ребёнка, способствуют развитию творческих способностей, образного мышления, тонкой моторики рук и разных компонентов речи.
Хочу предложить подборку развивающих игр с использованием песка.
1. Для развития фонематического слуха:
– Выбрать только те игрушки (они закопаны в песке), в названиях которых есть определённый звук.
– Поставить флажок или фишку в песок, если в слове слышится заданный звук.
– Определить первый (последний) звук в слове и написать (пальчиком или палочкой) соответствующую букву на поверхности песка.
Буквы можно вылепить из песка, сгребая его рёбрами ладоней.
2. Для совершенствования грамматической стороны речи:
– «Чего не хватает?».
На поверхности песка раскладываем 4-5 игрушек. Просим ребёнка закрыть глаза и закапываем одну игрушку. Открыв глаза, малыш должен определить и назвать, какой игрушки не хватает.
– Игра, способствующая правильному употреблению в речи предлогов. Взрослый расставляет любые мелкие игрушки по песочному полю, например, машинки. Нужно проговорить, где находится одна игрушка по отношению к другим. Например, «Красная машинка между жёлтой и белой, зелёная – перед красной» и т. д. Потом задаём малышу вопросы: «Где красная машинка?»
– «Подбери признак».
Предлагаем ребёнку найти спрятанные в песке игрушки, назвать их и подобрать к их названиям слова-признаки (шарик – синий, щенок – маленький и т. д.).
3. Для формирования слоговой структуры слова.
– «Чёрточки».
Предлагаем ребёнку начертить на песке такое количество линий, сколько слогов произнёс взрослый.
– «Камешки».
Малышу нужно положить на песок столько разноцветных камешков, сколько слогов в слове, которое назвал взрослый.
4. На развитие связной речи.
«Ищем клад».
Взрослый закапывает игрушку или фигурку в песок и описывает её. Ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь и откопать игрушку.
Затем можно поменяться ролями: ребёнок описывает предмет, а взрослый отгадывает.
5. На совершенствование мелкой моторики.
Практически любые игры с песком способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений. Можно создавать на песке разнообразные узоры пальчиками, кулачками, рёбрами ладошек. Можно выкладывать рисунки камешками, пуговицами, фасолью и любыми другими мелкими предметами.
В статье описаны примеры развивающих игр с песком, которые можно использовать на занятиях. Уверена, что родители, немного пофантазировав, придумают ещё много интересных игр для своих малышей.
Упражнения и игры с песком очень увлекательны. В таких играх очень много возможностей для творческого выражения ребёнка. Поэтому малыши могут часами играть с песком.
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Валерия Соколова
Польза игр с песком для детей
ПОЛЬЗА ИГР С ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Все мы с улыбкой вспоминаем, как в детстве играли в песочнице. Мы могли часами копаться в песке или грязи, вскапывая, пересыпая, строя замки и тоннели. Современные дети, хоть и увлекаются по бОльшей части всевозможными гаджетами и технологиями, но не меньше нас любят покопаться в песке. Кроме того, от такого занятия они получают действительно огромную пользу. Поэтому настоятельно рекомендуется мотивировать детей на игры с песком, ведь даже самые простые игры помогают в развитии ребёнка:
Сенсорное развитие
Песок – отличный инструмент для развития тактильных чувств ребенка. Поэтому хорошей идеей будут как игры в песочнице на свежем воздухе, так и занятия с кинетическим песком дома в непогоду. И, конечно же, пляжный песок! Можно играть с сухим песком, влажным, грубым и мелким. Все это подарит ему больше опыта и будет эффективно развивать осязание и моторику.
Творческое развитие
Влажный песок лучше всего подходит для детского творчества, ведь из него можно лепить всевозможные фигурки и формы, используя только лишь ручки или дополнительные материалы – ведерки, лопатки и грабли. Чтобы эти развивающие творческие игры с песком были еще интереснее и увлекательнее, предложите ребенку и дополнительные материалы – камушки, ракушки, маленькие флажки и игрушки, палочки и соломинки. Включаем воображение!
Социальное развитие
Каждый раз, когда человек делает что-то руками, это способствует развитию творчества и желанию поговорить. Игры с песком часто используются и в терапии детей и подростков – играя с ним, они лучше раскрываются и идут на разговор. Песок нравится всем деткам, поэтому он – прекрасный способ стимулировать малыша к социализации. Во время таких игр дети учатся общаться, делиться, находить компромиссы, стимулируют друг друга к общению и творчеству, а также во время игры обучаются той или иной социальной роли.
А вот и примерные игры с песком для детей:
1. Следы
Покажите малышу, что если приложить ладошку, ногу или любой другой предмет к песку и немного надавать – то на песке останется четкий след. Предложите попробовать самому оставить свой след, а затем сделать из следов узор или рисунок. Пофантазируйте – чем еще из окружающих вас предметов можно оставлять следы на песке.
Игра подходит для детей от 1.5-2 лет.
2. Таинственные следы
После того, как малыш понял, что на песке можно оставлять следы разными предметами – предложите ему поиграть в угадайку. По очереди оставляйте следы разными предметами и угадывайте, кто или что оставило таинственный след.
Игра подходит для детей от 1.5-2 лет.
3. Сапер
Игра моего детства. В песок закопать свою руку и предложить ребенку максимально аккуратно раскопать вашу руку, не дотрагиваясь до нее. Когда песка остается немного – его можно сдувать. После того, как миссия выполнена успешно или провалены – поменяйтесь ролями.
Игра подходит для детей от 3 лет.
4. Тир
Начертите на песке круглую или квадратную мишень и предложите ребенку бросать в мишень камушки, ракушки или шишки с небольшого расстояния. Задача – попасть как можно точнее в центр мишени. Если у мишени нарисовать несколько областей, как в настоящем тире, то можно вести подсчет набранных баллов и устроить целое соревнование!
Игра подходит для детей от 3 лет.
5. Буквы и цифры
На влажном песке легко писать, использую подручные материалы – камушек, веточку, палец и так же легко стирать надписи. Это отличная возможность познакомить ребенка с буквами, цифрами, простыми словами. Напишите букву или цифру, предложите ребенку повторить за вами или написать буквы, цифры или слова на слух.
Игра подходит для детей от 3 лет.
6. Поиски сокровища
Попросите ребенка отвернуться и спрячьте в песке несколько небольших игрушек. Не прячьте слишком глубоко, чтобы игрушки не остались сокровищами в песочнице навсегда :). А затем предложите ребенку начать поиски сокровищ. Вариантов игры может быть несколько – найти все спрятанные сокровища, найти конкретное сокровище или найти несколько сокровищ в определенном порядке.
Если песок сухой и легко пересыпается, то можно представить, что вы ищите не просто сокровища, а древние артефакты и применить для раскопок кисточки и тряпочки, чтобы проводить раскопки очень аккуратно.
В процессе можно пофантазировать и придумать вместе историю – как сокровища сюда попали и кто из спрятал.
Игра для детей от 4 лет
7. Туннели
Еще одна игра, родом из детства. Сначала необходимо из влажного песка построить простую крепость или замок, а затем аккуратно проделывать сквозные туннели в замке над уровнем земли или, что еще интереснее, копать туннели снизу, под замком.
Можно пробовать прокапать их так, чтобы замок не разрушился и так, чтобы 2 туннеля, которые вы начинаете копать с разных сторон встретились посредине.
Подходит для детей от 4 лет.
8. Пересыпаем песок
Малыша 2 -2,5 года можно знакомить с основными свойствами песка. Покажите ребенку, как пересыпается сухой песок. Для этого можно использовать мельницу из песочного набора и ситечко. Малышу это обязательно понравится.
Игры с песком очень полезны для детей – это и релаксация и снятие нервного напряжения, и развитие мелкой моторики и микро-массаж ручек.
Захарова Яна
Песочные игры и их польза для детей
«Таинственный, волшебный, успокаивающий, лечебный, удивительный…песок!»
Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке,
Течет он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем…
Иоахим Рингельнац.
«Детский песок»
О быкновенный песок – это нечто волшебное… Уверена, что вы с этим согласитесь! Трудно найти человека, которому слово «песок» тотчас не навеяло бы живые воспоминания из детства.
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»
Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми первых-вторых младших групп, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.
Играя, ребенок испытывает удовольствие, и это побуждает его к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят свое выражение в реальных и видимых формах. Посмотрите на детей, увлеченно занимающихся чем-либо, – и вам передается то удовольствие, которое они получают от своих открытий, та гордость, которую они испытывают от способности сделать что-то самостоятельно, своими руками. И ведь при этом они не боятся ошибиться или сделать что-то неправильно.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.
Игры с песком относятся к педагогике детей самого раннего возраста, но, к сожалению, мы недооцениваем их значение для развития ребенка. Известно, что теплые песчаные ванны оказывают исцеляющее действие на больных людей, и любой врач может это подтвердить. В индийской медицине лечение песчаными ваннами сочетают с «магическими» приемами, включающими рисование на песке различных изображений и символов. Народные орнаменты, изображения богов, животных и растений создают из разноцветного песка, насыпая его тоненькой струйкой. А на рассвете следующего дня все эти картинки сдувает ветер.
Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками. Знаменитый Песталоцци описывал воспитание детей как процесс, в котором необходимо объединить голову, руки и сердце.
Песок мягок, податлив, способен слипаться, что придает ему исключительные лечебные свойства. Создание мысленных образов, работа руками и получение удовольствия – все это в совокупности и лежит в основе лечебного эффекта, создаваемого графомоторными занятиями с песком. В вальдорфских школах дети учатся тому, как нарисовать различные фигуры: каждую придуманную фигуру следует очертить в воздухе или на полу при помощи рук и ног. Это хороший способ для того, чтобы дети освоились с фигурами, используя свои чувства и моторную (или двигательную) память. Но очерчиваемых в воздухе или на полу фигур не может увидеть ни сам ребенок, ни учитель – детям же необходим видимый, конкретный результат их деятельности. И поэтому учителя вальдорфских школ рисуют фигуры мелом на доске, а ученики перерисовывают их в тетради после воображаемого очерчивания, описанного выше.
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания ребенка, обращения за помощью к специалистам. Можно сказать, что лоток с песком –это игровая площадка (или игровой полигон) для реализации самых разнообразных замыслов. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, а именно:
1)Значительно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
2) В песочнице активно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
3) В играх с песком более благоприятно и быстро развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
4) Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
5) Песок, как и вода, способен убирать отрицательную энергию
Занятия в песочнице позволят сделать процесс воспитания и обучения естественным, он будет приносить радость открытий и удовольствие детям и взрослым.
Организация игр с песком требует создания определенной среды.
Организация «Познавательной песочницы»
Условия работы с детьми
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Оборудование «Познавательной песочницы»
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90×70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.
3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
-лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
-разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
-миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см, изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
-набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);
– различные здания и постройки;
-бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
Этап прикосновений и игр на поверхности песка.
Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке. Разогревающие игры 1. Упражнение «Здравствуй, песок!» Цель: снижение психофизического напряжения. Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка —.»
Дидактические игры-упражнения
Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Этап игр и упражнений с погружением рук в песок.
Некоторые дети могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок, поэтому они не будут участвовать в данном этапе. Для других детей этапы игр на поверхности песка и с погружением чередуются, в зависимости от их желания.
Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей. Взрослый: Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот. Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка, а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки). Все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. Взрослый говорит ребенку: – «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки. Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Лоток с песком открывает перспективы для увлекательной и творческой работы детей как в небольших группах, с партнером, так и в одиночку. Очень важно, чтобы ребенок хорошо знал свой рабочий материал, и чтобы выбранный материал подходил к игровым приемам ребенка. С помощью лотка с песком дети активно проявляют свои творческие способности, восприимчивость и всячески показывают окружающим свою радость от работы. Занятия, проводимые в песочнице, позволят сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.
Литература
1. Большебратская Э. Э. «Песочная терапия»
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб. : Детство-Пресс, 2002.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — М. : Речь, 2003.
4. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница»: [адаптированный перевод с англ. ] — М. : ИНТ, 2010 — 94 с. : ил. Редактор русского издания И. А. Качанова
5. Штейнхард Ленор «Юнгианская песочная психотерапия»
6. Эль Г. Н. «Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия».