Игральные карты в пользу императорского воспитательного дома

Игральные карты в пользу императорского воспитательного дома thumbnail

Авторы Ольга Захарова, Елена Нестеренко

1 / 3

Адольф Шарлемань. Игральные карты, атласные, 1-й сорт. Карточная фабрика при Императорском воспитательном доме. Санкт-Петербург, 1880–1900-е годыГМЗ «Петергоф» / № ПДМП 42/9

2 / 3

Адольф Шарлемань. Игральные карты, атласные, 1-й сорт. Карточная фабрика при Императорском воспитательном доме. Санкт-Петербург, 1880–1900-е годыГМЗ «Петергоф» / № ПДМП 42/43

3 / 3

Адольф Шарлемань. Игральные карты, атласные, 1-й сорт. Карточная фабрика при Императорском воспитательном доме. Санкт-Петербург, 1880–1900-е годыГМЗ «Петергоф» / № ПДМП 42/33

В России карты и карточные игры известны с XVI века. Эпидемия азартных игр быстро распростра­нилась по стране, и предприим­чивые чиновники ввели в практику откуп и устройство игорных домов за счет казны. С 1798 года ис­ключительное право клеймить и продавать игральные карты в Российской империи было отдано императорским указом Воспитательному дому — благо­творительному учреждению для призрения сирот. Опекунским советом право клеймения стало отдаваться на откуп. Откупная система просуществовала до 1820 года, вызвав быстрый рост количества производившихся карт. 

Сначала играли картами, завезен­ными из Европы или выделанными мелкими отечественными фабрикан­тами. Качество было низким, а тиражи — небольши­ми. В 1817 году при Александровской мануфактуре в Петербурге открылась Кар­точная фабрика, которая имела монополию на выделку и клеймение игральных карт. Постепенно русские карты приобретали собственный стиль, а качество их становилось узнаваемым.

Игральные карты в пользу императорского воспитательного домаАдольф Шарлемань. Игральные карты, атласные, 1-й сорт. Карточная фабрика при Императорском воспитательном доме. Санкт-Петербург, 1880–1900-е годы К середине XIX века сложилась традиция обязательного оформ­ления особой виньеткой бубнового туза как идентификатора игральных карт русской выделки. Рядом со значком бубновой масти рас­полагалась надпись: «В пользу Императорского воспитательного дома», с таким же изображением, как на налоговом штампе, употреблявшемся многие десятилетия. Выше помещалась имперская символика в виде двуглавого орла, слева и справа находился растительный орнамент. В центре «штампа» изображалось гнездо пеликана с птенцами — давний символ Воспитательного дома. ГМЗ «Петергоф» / № ПДМП 42/22

Техническое развитие Александров­ской мануфактуры тормозилось экономи­кой России середины XIX века. Мануфактуру пытались отдать в частные руки, но покупателя для убыточного предприя­тия не нашлось, и в 1860 году она прекратила свое существование как казенное заведение. Единственной действующей ее частью осталась Карточная фабрика, которую сохранили в ведении Воспитательного дома. Для этого построили новое помещение, наняли вольных рабочих, закупили более 60 новых машин, а спустя два года взялись и за обновление устаревших кар­точных «ликов». Автором четырех проектов новых игральных карт стал рус­ский исторический живописец и баталист, академик Адольф Иосифович Шар­лемань  Сначала разработку новых рисунков играль­ных карт доверили известным художникам Михаилу Микешину, Ивану Горностаеву и Александру Бей­деману, однако их эски­зы не были приняты, так как производство таких карт было слишком дорогим.. Одна из этих колод, выполненная в стиле эпохи Возрождения, стала широко известна под названи­ем «Атласные» — и вот уже полтора века это самые популярные в России карты  Новые эскизы предназначались для изго­товления карт первого сорта и не назывались «Атласными». Это понятие относилось не к рисунку или особому стилю карт, а к тех­нологии их изготовления. Такие карты дела­лись из бумаги особого сорта — атласной, одна сторона которой натиралась порошком талька на специальных талечных машинах, что придавало ей ярко-телесный цвет и блеск. Карты, изготовленные на подобной бумаге, не боялись влаги, хорошо скользили при тасовании и стоили дороже. Постепенно название «Атласные» прочно закрепилось за игральными картами с рисунками Шарлеманя..

Игральные карты в пользу императорского воспитательного дома

Игральные карты в пользу императорского воспитательного дома

1 / 2

Дама пик. Оригинал Адольфа Шарлеманя. Карточная фабрика при Императорском воспитательном доме. Санкт-Петербург, 1862 годГМЗ «Петергоф» / № ПДМП 140/5

2 / 2

Валет червей. Оригинал Адольфа Шарлеманя. Карточная фабрика при Императорском воспитательном доме. Санкт-Петербург, 1862 годГМЗ «Петергоф» / № ПДМП 140/7

Однако в своем самом удачном проекте Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. Его эскиз стал результатом исключительно мастер­ской переработки рисунков, которые использовались еще в XVIII и начале XIX века на русских карточных фабриках в производстве самых массовых карт. Но в привычные рисунки карточных персонажей художник сумел вдохнуть душу, наполнить облик королей, дам и валетов неподдельным величием и достоинством.

Рубрика приурочена к открытию Музея игральных карт в Государственном му­зее-заповеднике «Петергоф», которое состоится в декабре 2018 года. Сейчас более 2000 карт из собрания музея можно увидеть на выставке «В городе карт».

Источник

Зеленая зона, которая тянется по четной стороне проспекта Обуховской Обороны от станции метро “Пролетарская” до дома № 108, на карте Петербурга обозначена как сад Печатников.

Сад Печатников на проспекте Обуховской обороны. Июнь 2020 года

Сад разбили в 1950-х годах на месте снесенных ветхих построек и назвали в честь работников Ленинградского комбината цветной печати, размещавшегося в исторических зданиях Карточной фабрики при Императорском Воспитательном доме.

Сад Печатников на проспекте Обуховской обороны. Июнь 2020 года

Все, что осталось от старейшей в стране фабрики по производству игральных карт, можно увидеть, обогнув современный 24-этажный дом-подкову.

Лицевой фасад главного производственного корпуса Карточной фабрики при Императорском Воспитательном доме. 1867 год, архитектор Г. Х. Штегеман

Игральные карты пришли в Россию из Западной Европы в последней четверти XVI века. Законом игра в карты, мягко говоря, не одобрялась, но тем не менее небольшой спрос на них был, и он полностью удовлетворялся иностранными производителями.

Европеизация быта в XVIII столетии привела к постепенному увеличению популярности карточных игр. В России стали появляться отечественные производители игральных карт – небольшие предприятия мануфактурного типа, поддерживаемые с помощью государственных субсидий. Правда, потребители предпочитали импортную продукцию из-за ее более высокого качества.

Чтобы помочь отечественному производителю, в 1765 году Комиссия о коммерции представила Екатерине II доклад об увеличении таможенных пошлин на ввозимые игральные карты, клеймении всех ввозимых и производимых в России карт. Получаемые средства определялись в пользу Воспитательных домов – сети закрытых учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот, находившихся под покровительством членов царской семьи.

Штрафы за игру и торговлю неклейменными картами (50 копеек) также поступали в пользу Воспитательных домов, но половину суммы получал тот, кто донес на нарушителей.

Ожидаемого эффекта от нововведений не случилось: импортные карты ввозились контрабандой, отечественные производители, о которых заботилось государство, увеличивая таможенные пошлины на ввоз игральных карт, подделывали клейма. В результате собранных средств едва хватало на жалованье собирающим их чиновникам.

В 1797 году ввоз импортных игральных карт запретили. Обеспечить Воспитательные дома хотя бы частичной фиксированной прибылью пытались с помощью откупной системы, но полученных денег все равно было недостаточно.

В 1819 году правительством Александра I была введена полная монополия государства на производство и реализацию игральных карт. Все частные карточные производства закрывались, а право на изготовление карт передавалось специальным казенным мануфактурам, где должны были трудиться дети из Воспитательных домов и выпускники этих учреждений.

Русские игральные карты “Тарок”. Карточная фабрика при Александровской мануфактуре. 1820 год. Источник Е. Н. Григоренко “Русские игральные карты. История и стиль”

Монопольное право на производство игральных карт в России получила Карточная фабрика в Петербурге, открытая при Александровской бумагопрядильной мануфактуре на 12-й версте Шлиссельбургского тракта.

Первоначально карточное производство разместилось в отдельных помещениях манифактуры. Затем оборудование перенесли в специально построенные деревянные здания Опекунского совета, не сохранившиеся до наших дней.

Одной из первых в ассортименте фабрики появилась колода для игры в “тарок”, состоявшая из 78 листов. В 1830 году мастер К. М. Грибанов изготовил учебное пособие в виде игральных карт, которое называлось “Географические карты России с изображением гербов, костюмов и назначением верст от двух столиц для пользы юношества”.

Колода “Географические карты России”. Автор К. М. Грибанов. Карточная фабрика при Александровской мануфактуре. 1830 год. Источник Е. Н. Григоренко “Русские игральные карты. История и стиль”

До 1830-го года карты изготавливали из импортной бумаги, которая стоила довольно дорого. Затем бумагу для карт стали поставлять Петергофская и Калужская казенные фабрики. Со временем для увеличения производительности оборудование для производства бумаги установили непосредственно на мануфактуре.

Читайте также:  Польза фасоли для организма человека

В 1860 году Александровская мануфактура закрылась, проиграв в конкурентной борьбе частным производителям, а существовавшая при ней Карточная фабрика продолжала работать, оставаясь в ведении Императорского Воспитательного дома. Для фабрики решили построить новое здание, внести изменения в организацию ее работы.

Лицевой фасад главного производственного корпуса Карточной фабрики при Императорском Воспитательном доме. 1867 год, архитектор Г. Х. Штегеман

В 1867 году началось строительство краснокирпичного здания главного производственного корпуса и кузницы с дымовой трубой по проекту архитектора Генриха Христиановича Штегемана. Лицевой фасад главного корпуса с небольшой башенкой в центре по-прежнему “смотрит” на Неву.

Берег Невы. Вид с проспекта Обуховской обороны

В 1890-е годы гражданский инженер Владимир Владимирович Николя осуществил пристройки к главному корпусу.

Сохранившиеся постройки Карточной фабрики при Императорском Воспитательном доме

С 1860-х годов существенно расширился ассортимент продукции Карточной фабрики. На ней стали выпускать пасьянсные, дорожные, детские, гадательные карты.

Разработкой новых карточных ликов занимались известные художники. Академик живописи Адольф Иосифович Шарлемань нарисовал четыре проекта игральных карт. Одна из созданных им колод долгие годы оставалась самой популярной в России.

Игральные карты “1 сорт”. Автор А. И. Шарлемань. Около 1875 года. Карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме. Источник Е. Н. Григоренко “Русские игральные карты. История и стиль”

Опубликованное в 1892 году Положение о карточной фабрике позволяет сделать вывод о том, что это было вполне благополучное предприятие, которые предоставляло своим работникам достаточный уровень социальной защиты.

Источник В. В. Шевцов “Карточная игра в России. Конец XVI-начало XX века: История игры и история общества”.

После Октябрьской революции 1917 года выпуск игральных карт на фабрике остановили, но уже в 1922 году, в связи с высоким спросом, возобновили карточное производство. Упоминание об Императорском Воспитательном доме из названия убрали, изменив его на лаконичное “Госкартфабрика”. В 1934 году в ассортименте Государственной карточной фабрики появилась первая пропагандистская колода антирелигиозных карт.

Игральные карты “Антирелигиозные”. Автор С. Д. Левашов. Государственная карточная фабрика, 1934 год. Источник Е. Н. Григоренко “Русские игральные карты. История и стиль”

С 1935 года после очередного переименования фабрики во “Вторую художественную литографию Наркомпищепрома СССР” на ней вместе с игральными картами начали производить этикетки, открытки, пакеты, бланки.

В годы Великой Отечественной войны Карточная фабрика была перепрофилирована на изготовление товаров для военных нужд: на ней выпускали техническую бумагу, блокноты, конверты, курительные книжки. Но игральные карты здесь тем не менее производили: это были специальные “Антифашистские” колоды карт с карикатурными изображениями нацистских руководителей.

Игральные карты “Антифашистские”. Автор Н. А. Власов. Вторая художественная литография, 1942 год. Источник Е. Н. Григоренко “Русские игральные карты. История и стиль”

В первую блокадную зиму ленинградский художник Василий Адрианович Власов в своей холодной полутемной квартире акварелью на картоне рисовал грозное оружие, которое предназначалось для заброски в фашистские окопы. Сил на то, чтобы преодолеть 23 километра от своего дома на улице Репина до проспекта Обуховской Обороны, где располагалась фабрика, у художника не было, поэтому готовые наброски он передавал начальнику по изоотделу на середине Невы.

В послевоенные годы фабрика модернизировалась, несколько раз меняла название, превратившись в 1967 году в “Ленинградский комбинат цветной печати”, выпускавший многокрасочные альбомы с видами Ленинграда, открытки, настольные игры, этикетки, сувенирную продукцию и, конечно же, игральные карты.

Сейчас от комбината остались только поржавевшие буквы на фасаде.

Сохранившиеся постройки Карточной фабрики при Императорском Воспитательном доме

В 2007 году административный корпус, ремонтно-механический цех и шесть корпусов Карточной фабрики были снесены. На их месте вырос вышеупомянутый современный жилой дом в виде подковы и бизнес-центр. В находящемся под охраной КГИОП главном производственном корпусе также планируется открытие бизнес-центра.

“Ходульные” сосны на пляже Шудибиль. Вырица в Ленинградской области”

“Лето” в Петербурге. Как на месте теплиц выросли торговые центры и жилые дома

Источник

Матрешин Александр – Панорама Кремля

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – Рассвет на Москва-реке из оперы “Хованщина”

Матрешин Александр Валентинович, родился в 1956-ом году, – советский и российский художник.
Окончил художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, более десяти лет работал в области книжной иллюстрации. Произведения художника находятся во многих музеях и частных собраниях.

            

“24 марта 1798 года Императорским указом пра­во клеймить и продавать игральные карты во всех пределах Российской Империи навсегда было отда­но Воспитательному дому – благотворительному уч­реждению по опеке над сиротами. Опекунский совет Воспитательного дома право клеймения стал отда­вать на откуп, зарабатывая на этом немалые сред­ства, шедшие на “содержание сирот”. Откупная си­стема существовала более 20 лет – с 1 апреля 1799 года по 1 января 1820 года. За всё время состоялось пять карточных откупов, каждый сроком по четыре года. Откупная система вызвала быстрый рост количества производив­шихся карт. Уже в девятый год действия откупа, в 1807-1808 гг., было изготовлено почти 2300000 колод всех разборов. Карты делались как
в обеих столицах на крупных фабриках, так и в отдалённых городах мелкими карточными мастерами, бравшими у откупщиков свидетель­ства на своё производство.

………

… фабрика начала производство новых колод выс­шего сорта по эскизам немецкого художника, сотрудника известной карточной фабрики
Б. Дондорфа во Франкфурте-на-Майне, имя кото­рого держалось в строжайшем секрете. Были выпущены четыре колоды, которые оставались в производстве ещё многие десятилетия.
Выпуск новых карт потребовал существенного улучшения качества их изготовления. Колоды печатались в 16 красок в технике хромоли­тографии лучшим мастером Карточной фабрики Михаэлем. Одна из выпущенных колод, получившая название “Русский стиль”, позволила говорить о том, что в России, наконец, появились играль­ные карты в истинно национальном духе. Эта колода примечательна тем, что эскизы к ней создавались под влиянием альбома фотогра­фий благотворительного императорского бала 1903 года, костюми­рованного в стиле XVII века. В пользу этой версии говорит необы­чайное сходство дамы треф с обликом и костюмом великой княгини Елизаветы Фёдоровны, а червовой дамы – с великой княгиней Ксе­нией Александровной.
Фигуры королей представлены царём с державой в руке (король червей) и боярами времен Алексея Михайловича. Дамы показаны в праздничных одеждах: богатые горожанки в ферезях и платенах, кре­стьянки в расшитых сарафанах с душегреями. Валеты – молодые со­кольничие и стрельцы с оружием и ловчими птицами в руках. Весьма удачным получилось оформление обычно скромно декорируемых ту­зов. На каждом тузе знак карточной масти помещён на круглом щите в обрамлении старинного оружия и атрибутов охоты. Знак “В пользу императорского воспитательного дома” так же выполнен в виде ста­ринной вислой печати.”

Е.Н. Григоренко – Русские игральные карты. История и стиль

            

            

Читайте также:  Текст рассуждение о пользе книги

            

            

Карты “Русский стиль”

Наверняка эти карты знакомы практически всем: их многократно выпускали и в советские годы. У меня дома есть две колоды таких карт малого формата с рубашками разных цветов в одной коробке – подарочный вариант выпуска середины 50-х годов прошлого века. А у бабушки были и дореволюционные такие же карты, но стандартного размера.

Ниже приведены для сравнения, упоминавшиеся в монографии Е.Н. Григоренко, фотографии Великих княжен Ксении Александровны – сестры Николая II (червовая дама) и Елизаветы Фёдоровны – сестры жены Николая II императрицы Александры Фёдоровны (дама треф).

Сходство действительно есть, в первую очередь, в костюмах: очень характерные кокошники на обеих дамах. В лицах тоже можно уловить сходство, если очень захотеть.

Интернет просто-таки наводнён сравнениями представителей российской знати, бывшей на знаменитом императорском балу в 1903-ем году, с картинками на картах “Русский стиль”. Из всего, что довелось видеть, наиболее соответствующим действительности представляется факт того, что король червей срисован с портрета императора Александра III, который на этом балу не мог быть, так как умер в 1894-ом году.
Костюм карточного короля отличается от мундира государя Александра Александровича, но это и неудивительно, ведь все короли в этой колоде одеты в костюмы, стилизованные под одежду русских царей и бояр XVII века.

    

Николай Густавович Шильдер (1828-1898) – Портрет Александра III                                                  

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) – “Торжественный коронационный марш” (1883), написанный по случаю коронации Александра III
Симфонический оркестр СССР
Дирижёр – Вячеслав Овчинников

Шапка Мономаха

Ещё сравнивают портреты Великих князей Михаила Александровича – брата Николая II и Андрея Владимировича – двоюродного брата Николая II с трефовым и бубновым валетами соответственно.
Если говорить о сходстве костюмов, то, кроме ткани и расцветки, мужские костюмы и головные уборы русских бояр XVII века мало чем отличались друг от друга. Разве что Андрея Владимировича посчитали прототипом бубнового валета, поскольку он был на балу одет в костюм царского сокольничего, а у бубнового валета в руках механический сокол, обозначающий, что, дескать, молодец сей есть сокольничий. А если говорить о портретном сходстве Великих князей с карточными валетами, то, кроме усов, хоть убейте, я лично никакого сходства не нахожу. Это хорошо видно, если посмотреть на фотографии Великих князей в большем формате. Но, коль скоро две царские родственницы стали карточными прототипами, то можно посчитать, что и два этих царских родственника тоже ими стали.

                        

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – Полонез из оперы “Ночь перед Рождеством”
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Дирижер – Евгений Светланов

В качестве лирического отступления.
Упомянутый здесь Великий князь Андрей Владимирович – внук императора Александра II, в середине 20-х годов прошлого века, будучи в эмиграции, женился на небезызвестной балерине Матильде Феликсовне Кшесинской.
Матильда Кшесинская известна по большей части не как балерина, хотя и была российской примой, а тем, что вокруг неё увивались Великие князья дома Романовых в количестве трёх штук. Сначала это был будущий император Николай II – ещё до своей помолвки с будущей женой. Потом Матильда Феликсовна была фактической женой Великого князя Сергея Михайловича – внука императора Николая I. При этом крутила роман с другим Романовым – Великим князем Андреем Владимировичем.

Во все времена экзальтированные дурочки мечтали о принце, если не на белом коне, то хотя бы на уродливом чёрном джипе, но далеко не каждой доставался даже обыкновенный Иванушка-дурачок, ибо нынче принцы, увы, ускользающая натура. А у Матильды Феликсовны принцев было целых три. И не каких-нибудь завалященьких Голштинских или Гессенских, а самих Романовых!

Пока этот сюжет почти два месяца болтался у меня незавершенным, 14.07.2016 в интернете появилась новая статья о карточных прототипах С короля – на бал!, которую в ЖЖ сразу же растащили на цитаты.

Новым, в сравнении с прежними публикациями, стало, во-первых, сравнение пикового короля из колоды “Русский стиль” с портретом царя Ивана Грозного с картины Литовченко Александра Дмитриевича (1835-1890) “Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею”.

Кликнув на картинку пикового короля, вы сможете самостоятельно убедиться в несостоятельности этого утверждения. Как по мне, то, скорей, король треф плюс-минус три верблюда, как говорил мой преподаватель начерталки, похож на портрет Ивана Васильевича кисти Виктора Михайловича Васнецова. С большой натяжкой можно было бы сказать, что и пиковый король похож на этот портрет, но уж больно вегетарианское выражение лица у этого короля, в отличие от царского портрета. Да, собственно, трефовый король тоже грозностью облика не отличается. Борода да шапочка – вот и всё сходство.

Так что автор статьи – доктор философских наук некто Семён Экштут, либо плохо знаком с матчастью, либо зрением слабоват, что подтверждается следующими, предложенными им аналогиями: штаб-ротмистр, командир эскадрона Кавалергардского полка, адъютант великого князя Николая Михайловича Александр Николаевич Безак – пиковый валет и адъютант великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича, лейтенант Николай Александрович Волков – червовый валет.

                                                                                                                                                                Царь Иван Васильевич Грозный (1879)
                                                                                                                                                                Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

   

   

Главные факторы, объединяющие эти карты и их “прототипы”, – усы и крой боярских костюмов, который был стандартным для того времени.

Из всего вышесказанного можно сделать однозначный вывод: наличие бороды у кого бы то ни было автоматически делает его прототипом карточных королей, да что там карточных – даже прототипом самого царя Николая II!

Те же, кто до бороды ещё не дорос, вынужденные довольствоваться юношеской порослью в виде усов, автоматически становятся прототипами карточных валетов.

Все остальные “аналогии” автора статьи даже рассматривать не буду, ибо не учитывает он, что немецкий художник рисовал своих карточных персонажей и их наряды по мотивам фотографий русской знати, присутствовавшей на знаменитом балу, а не срисовывал их один в один.

Вспомнился мне случай: в связи с ремонтом покупала я клейкую бумагу, рисунок которой почему-то назывался “карельская берёза”. В общем рисунок меня устраивал, вот только название смущало. Спросила у продавца, разве карельская берёза в разрезе так выглядит, на что он философски так ответил: “Це ж німець робив, хіба ж він то дерево бачив?” (Это же немец делал, разве он это дерево видел?)

Борода Дерипаски                                                                                                                                  Усы Пескова

Вот и в случае с картами, коль скоро рисовал их немецкий художник, то какой с него спрос.)))

Это вам не один из 12-ти стульев работы мастера Гамбса, а – на минуточку – трон российских императоров.)))

      

Эти богато расшитые платья – такая же униформа для фрейлин российского двора, как и придворные мундиры для лиц мужского пола, состоявших при дворе российских императоров, в обиходе называвшихся придворными.

В 1834-ом году император Николай I издал указ, вводив­ший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами “а-ля бояр” и длинной юбки со шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции.

Читайте также:  Польза тампонов с облепиховым маслом

Государь Николай Павлович самолично утверждал эскизы с рисунками придворных платьев и жёстко следил за тем, чтобы дамы, коим сей наряд был положен по штату, неукоснительно надевали их на официальные приёмы. Жаль, не было тогда телевизионных передач “Модный приговор” и “Снимите это немедленно!”, царь Николай I вполне мог бы быть в них ведущим.

Правда, это были платья, стилизованные под русский сарафан, за что их называли офранцуженными сарафанами. Регламентировался не только крой, но и цвет этих платьев. Так Штатс-дамам и Камер-фрейлинам положено было носить верхнее бархатное платье зелёного цвета с золотым шитьем по низу и борту, наставницам – платье синего цвета, фрейлинам Её императорского Величества – пунцового, фрейлинам Великих Княгинь тоже пунцового цвета, но шитьё должно было быть серебряным, фрейлинам Великих Княжон – голубое платье с серебряным шитьём.

Если бы фотографии двух фрейлин, приведенные здесь, были бы цветными, мы бы увидели, что обе красавицы в ярко-красных платьях с золотым шитьём. Кстати, они обе присутствовали на знаменитом балу 1903-го года – их фотографии на этом балу можно увидеть ниже.

На левой стороне выреза платья фрейлинам полагалось носить так называемый фрейлинский шифр – золотую брошь с бриллиантами в виде заглавной буквы имени (монограммы) императрицы, в штате которой состояла данная фрейлина; или же из двух сплетенных инициалов императрицы и её свекрови – вдовствующей императрицы (такой знак назывался двойным). Фрейлины великих княгинь и княжон также имели свои вензеля. Композиция увенчивалась стилизованной императорской короной.
Шифр полагалось носить на голубом банте – цвета Андреевской ленты.

Княжна Зинаида Николаевна Юсупова –                                                                                                     Княжна Елизавета Николаевна Оболенская –
фрейлина императрицы Марии Александровны                                                                                          фрейлина императрицы Марии Фёдоровны
(жены Александра II)                                                                                                                                            (жены Александра III)

Фрейлинский шифр

Адольф Игнатьевич Ладюрнер (1798-1855) – Гербовый зал Зимнего дворца (1838)

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) – Полонез из оперы “Иван Сусанин”
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Дирижер – Евгений Светланов

На картине художника Ладюрнера изображены группы гвардейцев и придворных дам в ожидании начала какого-то официального мероприятия. Все дамы одеты “по форме”.

Дамам, которые не имели придворных должностей, но присутствовали на официальных приёмах и других торжественных собраниях, тоже положен был кокошник и стандартный крой платья, правда, цвет и ткань, из которой шились эти платья, мог быть любым – на усмотрение хозяйки наряда.

Форма придворных кокошников была достаточно далека от крестьянских прототипов, равно как и крой придворных платьев. Во второй половине XIX века появились бриллиантовые тиары-кокошники (тиары в русском стиле), которые были популярны при дворе.

Фрейлинский шифр

Орлов Пимен Никитич (1812-1865) – Портрет камер-фрейлины Анны Алексеевны Окуловой в придворном русском наряде

Орлов Пимен Никитич (1812-1865) – Портрет фрейлины Софьи Васильевны Орловой-Денисовой (1835) в придворном русском наряде

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) – Портрет Великой княгини Марии Павловны в сапфировой парюре (жена Великого князя Владимира Александровича – сына Александра II) (1913)

Примечание. Парюра – (parure – убор, украшение) – набор ювелирных украшений, подобранных по качеству и виду камней, по материалу или по единству художественного решения.

А.Малюков (1836) – Портрет императрицы Александры Фёдоровны (жены Николая I)

Макаров Иван Кузьмич (1822-1897) – Портрет императрицы Марии Александровны (жена Александра II)

Маковский Константин Егорович (1839-1915) – Портрет императрицы Марии Фёдоровны (жена Александра III)

Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863-1924) – Портрет императрицы Александры Фёдоровны (жена Николая II)

Тиара в форме русского кокошника

Туксен Лауритс Регнер (1853-1927) – Бракосочетание Николая II и Великой княгини Александры Фёдоровны

Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) – Полонез памяти Пушкина
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Дирижер – Евгений Светланов

Малая императорская корона

Диадема “Кокошник” с розовым бриллиантом

Костюмированный бал, приуроченный к 290-летию дома Романовых, состоявшийся в Зимнем дворце в феврале 1903-го года – знаменитый бал-маскарад, на котором все присутствующие были одеты в русские царские и боярские костюмы XVII века.
Бал состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 (24) февраля 1903 года состоялся торжественный вечер и концерт, а 13 (26) февраля непосредственно сам костюмированный бал.

В 1904-ом году по заказу Императорского двора были изданы альбомы с фотографиями участников бала.
Альбомы распространялись за высокую плату с благотворительной целью, в первую очередь, среди участников бала.

Костюмы для бала создавались по специальным эскизам художника Сергея Сергеевича Соломко (1867-1928) с привлечением консультантов по историческому костюму.

                                                                                                                

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) – Полонез из балета “Спящая красавица”
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Дирижер – Евгений Светланов

Шапка алмазная

                                                                                                                                

Сказочная Русь Сергея Соломко

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) – Первая песнь Баяна
из оперы “Руслан и Людмила”
Баян – Юрий Марусин
Мариинский театр – Санкт-Петербург

Сергей Сергеевич Соломко, родился в 1867-ом году в Санкт-Петербурге, – русский художник, акварелист, график. Член Петербургского товарищества художников.

1883-1887 – учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
1887-1888 – вольнослушатель Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
Конец 1880-х годов – начал сотрудничать с художественными журналами: “Север”, “Нива”, “Мир искусства”, “Шут” и другими в качестве иллюстратора.
Для издательства Алексея Сергеевича Суворина (1834-1912) иллюстрировал произведения Пушкина и Чехова. Для издательства Адольфа Фёдоровича Маркса (1838-1904) иллюстрировал произведения Лермонтова и Гоголя.

Сергей Соломко занимался не только живописью, но и ювелирным искусством и дизайном костюма: художник создавал модели для Императорского фарфорового завода, сотрудничал с ювелирной фирмой Фаберже.

1903 – художник исполнил эскизы древнерусских костюмов для костюмированного бала в Зимнем дворце.
С 1910-го года Сергей Соломко постоянно жил в Париже.

1916 – работал по заказам Комиссии, занимавшейся созданием музея Первой мировой войны, по просьбе которой, писал портреты кавалеров ордена Русского экспедиционного корпуса во Франции.

Во Франции Соломко создавал театральные костюмы: в частности для балерин Анны Павловой и Матильды Кшесинской.

1925 – принимал участие в создании Русского художественно-промышленного института в Париже.

Умер Сергей Сергеевич в 1928-ом году в “Русском доме” в Сент-Женевьев-де-Буа. Похоронен на местном кладбище.

Примечание. “Русский дом” – дом престарелых, изначально предназначавшийся для эмигрантов первой волны из России.

Последний бал – документальный фильм (2011)
Режиссёр – Борис Лизнёв

Все цари дома Романовых

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) – “Славься” – финал из оперы “Иван Сусанин” (Жизнь за Царя)
Оркестр и хор Михайловского театра (6 марта 2013, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Дирижёр – Алексей Карабанов

Большая императорская корона

            

ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА

Виктор Александрович Гартман – эскиз к проекту городских “Богатырских ворот ” для Киева (1869)

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – Картинки с выставки – Богатырские ворота

Источник