Игра в пазлы польза для детей
Многие родители покупают пазлы-головоломки для своих детей просто для того, чтобы они некоторое время сидели тихо. С другой стороны, эксперты считают, что головоломки являются важным средством обучения, которое помогает общему развитию ребенка. Читайте дальше, чтобы узнать, как игра с пазлами может помочь в развитии ребенка.
10 преимуществ, которые дают вашим детям пазлы
Преимущества пазлов-головоломок для детей
1. Развитие координации глаз и рук.
Дети используют метод проб и ошибок, чтобы решить головоломку, и это требует большой концентрации внимания и правильной координации глаз и рук. Ребенок будет пытаться подставить одну или несколько частей пазла, пытаясь решить головоломку.
2. Решение проблем
Пазлы состоят из частей, которые должны быть правильно соединены. Это ставит перед ребенком явную проблему, которую необходимо тщательно решать. В отличие от других игрушек, у головоломок есть только одно решение, и поэтому ребенок продолжает пытаться, пока не добьется успеха.
3. Когнитивные навыки
Пазлы помогают развить навыки мышления и, в зависимости от предмета, на котором основаны головоломки, они узнают различные темы, такие как словарный запас, цвета, алфавит, цифры, формы, транспортные средства, животные и многое другое.
10 преимуществ, которые дают вашим детям пазлы
4. Сортировка и классификация
Еще до решения головоломки, многие дети сортируют детали по цвету, оттенку или по частям рисунка (середина или край).
5. Словарные навыки
Одним из наиболее значительных преимуществ предложения головоломок детям является развитие словарных навыков, которые остаются незамеченными. Если темой пазла являются слова, то, собрав головоломку самостоятельно, ребенок гораздо лучше усвоит состав слова и запомнит его значение на всю жизнь.
6. Улучшение навыков памяти
Дети любят повторять решение одной и той же головоломки снова и снова, и это улучшает его память. Они останавливаются, думают и вспоминают, как собрать конкретный пазл.
7. Навыки мелкой моторики
Решение головоломок помогает детям развить мелкую мотрику, которая очень важна в повседневной жизни. Они учатся брать большие и маленькие кусочки головоломок и концентрироваться, чтобы они поместились в пространство, предусмотренное для завершения головоломки. Все эти действия помогают ребенку развить силу в пальцах и использовать их, чтобы схватить вещи и удержать их.
Также педагогами неоднократно подтверждалась связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у детей.
10 преимуществ, которые дают вашим детям пазлы
8. Лучший инструмент для обучения
Пазлы – это лучшие инструменты для обучения маленьких детей. Дети должны размещать пазлы в точном месте, потому что они помещаются только тогда, когда правильно расположены. Они должны поместить каждую частичку головоломки, повернуть её и убедиться, что она идеально вписывается, прежде чем переходить к следующей части головоломки.
9. Социальные навыки
Пазлы могут собираться совместно с друзьями, братьями/сестрами или родителями и это помогает развивать социальные навыки у детей.
10. Уверенность в себе
Поскольку дети решают головоломки самостоятельно, их уверенность в себе возрастает.
Выбирая пазл для ребенка в качестве игрушки, вы не только дарите ему чудесный способ проведения досуга, но и способствуете появлению у него массы полезных навыков.
Чем полезны пазлы для детей и как выбрать их по возрасту ребенка
Врачи отмечают, что пазлы полезны для людей любого возраста. Но чаще всего эти интересные головоломки мы покупаем для наших детей — в качестве развивающей игрушки. И это правильно, ведь они действительно способны помочь развить мелкую моторику, которая, в свою очередь, отвечает за речь, логику и мышление. Рассмотрим подробнее.
Пазлы — польза для детей
Чем полезны пазлы для детей и как выбрать их по возрасту ребенка
- Мы уже отметили, что головоломка развивает мелкую моторику. Складывая единую картинку из кубиков или бумажных частей, малыши учатся координировать свои движения. Развитие мелкой моторики влияет на центр мозга, отвечающий за развитие речи (про развитие речи подробно мы рассказали здесь), а в более старшем возрасте развитие сенсорики помогает детям легко освоить чтение и письмо. Пазлы — это профилактика дислексии и дисграфии.
- Память, фантазия и пространственное мышление — это тоже развивается во время игры в пазл. Специалисты рекомендуют давать деткам собирать головоломку по памяти — подсматривать на картинку редко.
- Логика. Собирая воедино изображение, ребенок учится размышлять логически. Ведь во время игры он учитывает несколько факторов: форма фрагмента картинки, изображение на кусочке картинки, этап игры – начало, середина или близится к финалу.
- Усидчивость. Это действительно пригодиться в будущем.
- Аккуратность — ребенок старается не разрушить уже то, что получилось. А это поможет ему научиться беречь вещи.
- Самостоятельность. Детям важно что-то сделать самим. Особенно это приятно, когда родители хвалят за удачный результат.
- Пазлы могут быть и совместным досугом для семьи. Это укрепляет взаимоотношения, учит ребенка работе в команде.
Как подобрать пазлы по возрасту ребенка
Чем полезны пазлы для детей и как выбрать их по возрасту ребенка
Головоломки могут быть созданы из самых разных материалов — картон, дерево, пластик, поролон, резина. Также они различаются по форме — плоские или объемные, количеству фрагментов — от двух до сотен, по специфике — не только обычные картинки, но и коврики и даже целые книжки. Из такого изобилия важно выбрать правильную игрушку для своего малыша — особый акцент на безопасность.
- Ребенку до года еще не подвластны игры в пазлы. Но ему будет интересно смотреть, как кто-то собирает из кубиков веселую картинку. Кубики должны стать первым пазлом для детей от года до двух лет. Важно — детали крупные, изображена одна картинка (собачка, кошка), деталей — от двух до шести.
- Для деток от двух до трех лет можно подобрать и более сложные головоломки — до 24 элементов, картинка может быть уже в виде домика, мультяшных персонажей.
- С трех лет можно малышей переводить на обычные картонные пазлы. Здесь сложней картинка, большее количество элементов. Также можно купить кубики, магнитный пазл с изображением цифр и букв.
- С пяти лет количество элементов в пазлах — от 50 до сотни. А с шестилетнего возраста дети легко справляются с головоломкой до 250 элементов (кто-то и больше, если пазлы действительно нравятся).
Если ребенок отказывается собирать головоломку — не настаивайте. Попробуйте сложить ее самостоятельно при нем, покажите, как это интересно. Играйте вместе, в скором времени малыш «втянется» и будет с удовольствием собирать пазл сам.
Читайте также по теме: Какими играми увлечь ребенка от года: развитие памяти, мелкой моторики, речи, логики
Читайте также по теме: Простые и не затратные развивающие игры для детей от полутора до пяти лет
Дата публикации: 06.10.2019
Практически все родители в поисках занятий для ребенка чаще всего отдают предпочтение развивающим играм. И не зря, ведь занятия в форме игры помогают деткам осваивать такие умения и навыки, как концентрация внимания, самоконтроль и развитие мышления. Сегодня прилавки детских магазинов пестрят различными конструкторами, настольными играми, мозаиками, наборами для творчества. Но особое внимание все же стоит обратить на пазлы и составные картинки, в процессе игры с которыми ребенок должен решить некую головоломку – собрать целостное изображение из отдельных частей.
Пазлы придутся по вкусу как малышам и деткам постарше, так и взрослым, ведь не зря они на протяжении многих лет пользуются такой популярностью. К тому же, составление картинок – это не только приятное и занятное времяпровождение, но и очень полезное развивающее занятие.
Чем полезны занятия с пазлами?
Во время занятий по сбору картинки из частей малыш учится понимать связь между отдельными частичками и целым. Также эта универсальная игра способствует тренировке внимания и памяти.
Не меньшую роль пазлы играют в развитии мелкой моторики рук. У деток младшего возраста такой навык развит слабо, а во время выкладывания деталей малышу приходится выполнять максимум действий, которые благотворно влияют на его развитие:
- выбор глазами подходящей детальки;
- удерживание небольших частичек в руках;
- выкладывание деталей на соответствующее место.
Для взрослого человека выполнение всех перечисленных действий не представляет абсолютно никаких трудностей. А вот для малыша дошкольного возраста очень часто все эти манипуляции вызывают определенные затруднения. Но в процессе игры детки намного быстрее справляются с поставленными задачами.
В процессе выкладывания картинки у детей вырабатывается свободная ориентация в пространстве. В дальнейшем это умение помогает быстрее освоить навыки письма.
Игра по составлению картинки очень полезна для формирования и развития логического мышления. Ведь для того, чтобы правильно составить целостную картинку, стоит сопоставить множество данных:
- форму элемента;
- размер детальки;
- цветовую гамму части картины;
- общую картину.
Во время собирания пазла ребенок учится разрабатывать стратегию действий. Помимо перечисленного, стоит отметить, что во время подобной игры развивается фантазия и воображение. Полезны занятия с пазлами и для развития памяти. В игровом процессе, требующем внимания и сосредоточенности, малыш учится усидчивости и терпению.
Как подобрать пазлы для ребенка
Наборы пазлов стоит выбирать в зависимости от возраста малыша и его характера:
- Пазлы для самых маленьких. Первые пазлы можно предложить уже годовалому ребенку. Они отличаются простотой сюжетной картинки и достаточно большим размером составных деталей. Первые пазлы могут состоять всего из 2-4 частей, иметь крепления в виде рамки и подсказки, прорисованные на основе.
Лучше всего ребенку будет начинать учиться складывать пазлы на самых простых примерах, чтобы понять сам принцип этой игры. Первые разы стоит помочь малышу, направить его действия, чтобы он ощутил успех и в дальнейшем не боялся складывать более сложные картинки.
- Для дошколят. В трехлетнем возрасте малышам уже можно предлагать пазлы, которые будут состыковываться, иметь стандартные формы деталек. Но что касается рисунка, то предпочтительнее выбирать яркие и крупные картинки, не нагроможденные отдельными деталями. Начиная с самых простых вариантов, в возрасте 3-4 лет детки уже способны самостоятельно собрать пазл из 24 деталек. Если ребенок с легкостью справляется со сбором пазла из такого количества элементов, то ему можно предложить уже более сложные варианты, состоящие из 36 и более деталей. Но картинка все равно должна оставаться с простым и красочным сюжетом.
- Для школьников. Для детей младшего и среднего школьного возраста рекомендуется выбирать пазлы, ориентируясь на их увлечения. Так, например, девочкам можно предложить собрать картинки с принцессами, куклами, забавными зверушками. Мальчикам же интересно будет собирать картинки с изображением автомобилей, роботов, оружия. Для школьников количество деталей уже может достигать двухсот элементов, а для самых увлеченных ребят не проблемой будет сложить пазл даже из 500 деталек.
Для занятного времяпровождения можно предложить ребенку собрать пазл из его собственной фотографии либо семейного фото. Подобный пазл можно заранее сделать самостоятельно либо заказать его изготовление в фотосалоне.
Степень сложности и количество входящих элементов, необходимо подбирать не только в соответствии с возрастом ребенка, но и в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Особенности выбора
Перед покупкой любой набора для складывания, как и любой другой игрушки, следует обратить внимание на производителя и удостовериться в высоком качестве и соответствии всем нормам. Не забудьте поинтересоваться у продавца сертификатом качества предложенной продукции, убедитесь в том, что в производстве игрушки не использовались токсичные вещества.
Прежде чем предложить малышу пазл, попробуйте самостоятельно сложить несколько деталек и проверить, легко ли они соединяются друг с другом. Ведь если элементы будут соединяться с трудом, то малыш очень скоро потеряет интерес к игре.
Совет! Если пазлы изготовлены из картона, то для увеличения их срока годности вы можете покрыть детальки лаком либо обклеить сверху прозрачным скотчем.
Пазлы – увлекательная развивающая игра для детей разных возрастов. С ее помощью ваш малыш не только разовьет многие умения и навыки, но и научится логически размышлять, выстраивать план действий. Вы непременно отметите, что ребенок станет более аккуратным, терпеливым и усидчивым.
Занимательной вам игры и веселого времяпровождения!
Похожие посты
Оставить комментарий
О том, что игры-головоломки полезны и взрослым, и детям в отечественной педагогике говорили еще с начала 20 века. Во времена Н. К. Крупской в нашем отечестве дидактическим играм уделяла внимание, например Ю. И. Фаусек.
Наши педагоги изучали теорию Монтессори (в ее основе как раз лежит развитие детей с помощью игр, в том числе пазлов). Интенсивно развиваться эта система стала у нас в стране только с 90-х, после распада советского союза.
Пазлами в статье мы называем не только складные картинки из бумаги или картона, но и элементы из разных материалов мозаичного типа (пластмасса, ткань).
Фото из личного архива
Играем с детьми в “пазлы” каждый день: 3 причины почему мы это делаем
Сейчас почти в каждом доме, где есть детки, можно встретить пазлы. Они доступны по цене и легки в эксплуатации. Часто даже сами взрослые бывают не против собрать замысловатую картинку.
Мы собираем с детьми пазлы каждый день, и тому есть 3 очень веские причины:
1. Пазлы развивают ребенка физически:
- развитие мелкой и крупной моторики – это необходимо и для будущего письма, речи, для совершенствования мозга вообще;
- происходит координация рук и глаз, что тоже очень важно для общего развития.
2. Пазлы развивают все мозговые функции:
- ребенок учится анализу и синтезу,
- сравнивает,
- осознает, что весь окружающий мир состоит из прочно взаимосвязанных вещей (бессознательное самосознание),
- активизируется воображение и ассоциативное мышление (особенно, если у ребенка перед глазами нет готовой картинки результата),
- формируется речь и расширяются знания об окружающем мире (пазлы с животными, природой, вещами обихода, техники, цветами, геометрией).
3. Пазлы развивают эмоции детей и делают вместе играющих более сплоченными
- если получается легко собрать головоломку, ребенок обычно рад. Если нет, мы наблюдаем противоположные эмоции. Малыш учится решать проблему,
- когда вместе в пазлы играют дети, или дети и родители, это положительно сказывается на их взаимоотношениях. Они друг друга поддерживают, где надо, подсказывают.
3 игры-головоломки, которые я делаю из подручных средств
1. Картонные пазлы из подручных средств:
Пазлы из использованных картонных коробок: из-под порошка, каш, игрушек и др. Можно использовать все, на чем есть интересная, желательно, яркая картинка.
Вот, к примеру, пазл из коробки из-под порошка:
Фото из личного архива
2. Головоломка “Соотнеси предмет и его очертание”. Эта игра делается легко:
- берем лист бумаги и любые предметы, которые мы можем обвести (детали от пирамидки, конструктор, плоские игрушки);
- с помощью фломастера обводим эти предметы,
- предлагаем ребенку соотнести предмет и его очертание.
Фото из личного архива – Головоломку для младших сделала старшая сестра
3. Игра-соревнование “Угадай, какие предметы я “нарисовал””
Эта игра-головоломка – своеобразный усложненный вариант предыдущей.
Этапы ее проведения:
- Ребенок-водящий обводит любые предметы (за исключением мягких игрушек), которые умудряется вместить на лист формата А4. Брать можно все, что угодно – кухонная лопатка, зубная щетка, конструктор.
- Все обведенные предметы складываются в “кучку”. Далее к этой “кучке” добавляются любые другие предметы, чтобы запутать тех, кто будет разгадывать.
- Остальные начинают отгадывать.
- Дети водят по очереди.
Для этой игры удобнее использовать не обычные листы, а, например, доску для рисования или доску для лепки. Потом начерченное стирается, и игра начинается заново.
Фото из личного архива
Самой большой популярностью у нас пользуется именно последняя игра. Наверно, в доме уже нет маленьких предметов, которые бы уже не пытались обводить дети.
Главное – потом не забывать сразу убрать следы фломастера с вещей. Зачем нужны такие сложности? Наши дети почему-то не особо жалуют магазинные пазлы. А вот такие домашние головоломки, в создании которых участвуют, “щелкают” с огромным удовольствием.
А как Ваши детки относятся к пазлам и вообще дидактическим играм?
Польза пазлов для развития детей
Практически все родители в поисках занятий для ребенка чаще всего отдают предпочтение развивающим играм. И не зря, ведь занятия в форме игры помогают деткам осваивать такие умения и навыки, как концентрация внимания, самоконтроль и развитие мышления. Сегодня прилавки детских магазинов пестрят различными конструкторами, настольными играми, мозаиками, наборами для творчества. Но особое внимание все же стоит обратить на пазлы и составные картинки, в процессе игры с которыми ребенок должен решить некую головоломку – собрать целостное изображение из отдельных частей.
Пазлы придутся по вкусу как малышам и деткам постарше, так и взрослым, ведь не зря они на протяжении многих лет пользуются такой популярностью. К тому же, составление картинок – это не только приятное и занятное времяпровождение, но и очень полезное развивающее занятие.
Чем полезны занятия с пазлами?
Во время занятий по сбору картинки из частей малыш учится понимать связь между отдельными частичками и целым. Также эта универсальная игра способствует тренировке внимания и памяти.
Не меньшую роль пазлы играют в развитии мелкой моторики рук. У деток младшего возраста такой навык развит слабо, а во время выкладывания деталей малышу приходится выполнять максимум действий, которые благотворно влияют на его развитие:
- выбор глазами подходящей детальки;
- удерживание небольших частичек в руках;
- выкладывание деталей на соответствующее место.
Для взрослого человека выполнение всех перечисленных действий не представляет абсолютно никаких трудностей. А вот для малыша дошкольного возраста очень часто все эти манипуляции вызывают определенные затруднения. Но в процессе игры детки намного быстрее справляются с поставленными задачами.
В процессе выкладывания картинки у детей вырабатывается свободная ориентация в пространстве. В дальнейшем это умение помогает быстрее освоить навыки письма.
Игра по составлению картинки очень полезна для формирования и развития логического мышления. Ведь для того, чтобы правильно составить целостную картинку, стоит сопоставить множество данных:
- форму элемента;
- размер детальки;
- цветовую гамму части картины;
- общую картину.
Во время собирания пазла ребенок учится разрабатывать стратегию действий. Помимо перечисленного, стоит отметить, что во время подобной игры развивается фантазия и воображение. Полезны занятия с пазлами и для развития памяти. В игровом процессе, требующем внимания и сосредоточенности, малыш учится усидчивости и терпению.
Как подобрать пазлы для ребенка
Наборы пазлов стоит выбирать в зависимости от возраста малыша и его характера:
- Пазлы для самых маленьких. Первые пазлы можно предложить уже годовалому ребенку. Они отличаются простотой сюжетной картинки и достаточно большим размером составных деталей. Первые пазлы могут состоять всего из 2-4 частей, иметь крепления в виде рамки и подсказки, прорисованные на основе.
Лучше всего ребенку будет начинать учиться складывать пазлы на самых простых примерах, чтобы понять сам принцип этой игры. Первые разы стоит помочь малышу, направить его действия, чтобы он ощутил успех и в дальнейшем не боялся складывать более сложные картинки.
- Для дошколят. В трехлетнем возрасте малышам уже можно предлагать пазлы, которые будут состыковываться, иметь стандартные формы деталек. Но что касается рисунка, то предпочтительнее выбирать яркие и крупные картинки, не нагроможденные отдельными деталями. Начиная с самых простых вариантов, в возрасте 3-4 лет детки уже способны самостоятельно собрать пазл из 24 деталек. Если ребенок с легкостью справляется со сбором пазла из такого количества элементов, то ему можно предложить уже более сложные варианты, состоящие из 36 и более деталей. Но картинка все равно должна оставаться с простым и красочным сюжетом.
- Для школьников. Для детей младшего и среднего школьного возраста рекомендуется выбирать пазлы, ориентируясь на их увлечения. Так, например, девочкам можно предложить собрать картинки с принцессами, куклами, забавными зверушками. Мальчикам же интересно будет собирать картинки с изображением автомобилей, роботов, оружия. Для школьников количество деталей уже может достигать двухсот элементов, а для самых увлеченных ребят не проблемой будет сложить пазл даже из 500 деталек.
Для занятного времяпровождения можно предложить ребенку собрать пазл из его собственной фотографии либо семейного фото. Подобный пазл можно заранее сделать самостоятельно либо заказать его изготовление в фотосалоне.
Степень сложности и количество входящих элементов, необходимо подбирать не только в соответствии с возрастом ребенка, но и в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Особенности выбора
Перед покупкой любой набора для складывания, как и любой другой игрушки, следует обратить внимание на производителя и удостовериться в высоком качестве и соответствии всем нормам. Не забудьте поинтересоваться у продавца сертификатом качества предложенной продукции, убедитесь в том, что в производстве игрушки не использовались токсичные вещества.
Прежде чем предложить малышу пазл, попробуйте самостоятельно сложить несколько деталек и проверить, легко ли они соединяются друг с другом. Ведь если элементы будут соединяться с трудом, то малыш очень скоро потеряет интерес к игре.
Совет! Если пазлы изготовлены из картона, то для увеличения их срока годности вы можете покрыть детальки лаком либо обклеить сверху прозрачным скотчем.
Пазлы – увлекательная развивающая игра для детей разных возрастов. С ее помощью ваш малыш не только разовьет многие умения и навыки, но и научится логически размышлять, выстраивать план действий. Вы непременно отметите, что ребенок станет более аккуратным, терпеливым и усидчивым.
Занимательной вам игры и веселого времяпровождения!