Игра в лабиринт для детей польза
Лабиринт, будь он на бумаге или же в виде игрушки — это головоломка и развлечение одновременно. Самые маленькие дети с удовольствием просто перебирают бусины и брусочки лабиринтов, не понимая, куда и что нужно переместить. Дети постарше увлечённо доставляют бусинки красного цвета в один пункт назначения, а зелёного — в другой. Становясь ещё старше, они начинают интересоваться головоломками на бумаге, где нужно привести зайца к морковке, выяснить, кого же поймал мальчик на удочку или провести колобка к бабушке с дедушкой, выстроив дорожку из элементов паззла так, чтобы не встретиться по дороге с лисой и волком.
Лабиринт
Лабиринт — головоломка с различными вариантами сложности. Цель лабиринта — найти дорогу от входа до выхода.
На первый взгляд может показаться, что это просто занимательная игра, способ провести время. Но на самом деле лабиринты учат ребенка анализировать информацию, воспринимать всю картину целиком и искать нестандартные решения, то есть мыслить смело, креативно и, вместе с тем, рационально.
Итак, какие же лабиринты бывают?
Лабиринт для пальчиков.
Эта развивающая игрушка предназначена для детей от 8 – 9 месяцев. Обычно она выглядит как хитросплетение прутиков, закрепленных на деревянной основе. На прутиках есть бусины, шарики или фигурки животных и транспорта. Как правило, лабиринт тематический: нужно отвести автобус в депо, состыковать бусины по цвету или составить сюжет сказки, выстроив фигурки в определенной последовательности.
Что развивает?
- мелкую моторику, т. е. тонкие осмысленные движения пальцами и кистью руки, следовательно — готовит руку к письму;
- координацию движений, т. е. точность движений рук;
- способности к ориентации в пространстве, на практике знакомит ребенка с понятиями «вверх», «вниз» и др.
Лабиринты-проводилки (лабиринты-раскраски).
Эти головоломки нарисованы на бумаге. Есть вход и выход, нужно провести дорогу между ними. Как правило, на первых этапах позволяется и даже требуется, чтобы ребенок раскрашивал дорожку, по которой он решил отправиться. В этом случае он увидит весь путь. Однако к 4 – 5 годам рекомендуется постепенно убирать элемент раскрашивания и просить ребенка проводить маршрут глазами, а уже после показывать его пальцем или рисовать карандашом.
Рекомендуется подмечать, как именно ребенок проходит лабиринты, чем он руководствуется: считывает картинку целиком или наугад? Если второй вариант, то нужно вернуться на предыдущий этап — к объёмным лабиринтам.
Совет:
Для того, чтобы навыки малыша совершенствовались, нужно каждый последующий лабиринт делать немного сложнее предыдущего.
Играя в них, малыш лучше осмыслит стоящую перед ним задачу, только родители должны ему в этом помочь. Мышление и воображение ребенка будут развиваться. Накопленный опыт он сможет применить и к бумажным лабиринтам.
Многие психологи отмечают, что иногда полезно устраивать соревнования между детьми или со взрослым, проходя лабиринты на скорость: кто быстрее? Но учтите, что конкуренция бывает здоровой только в том случае, если она имеет шуточную форму и не задевает самооценку малыша. Тогда она подстёгивает скорость мышления.
Лабиринты-пазлы.
Это самый интересный вид головоломки, рассчитанный на детей от 4 – 5 лет. Как правило, представляет собой книжку с заданиями и магнитными паззлами с элементами лабиринта или настольную игру. Иногда выполняется в виде пятнашек. Здесь уже недостаточно найти вход и выход. К такому лабиринту прилагается книжка с заданиями разного уровня сложности. В одном месте нужно выстроить дорогу так, чтобы можно было достать сокровища, не переходя мост, в следующем случае нужно пройти под пальмой, но не по мосту и т. д.
Что может быть прекраснее ребенка, который сидит и увлеченно решает лабиринты? Только осознание того, что эта игра готовит его в будущем решать сложные задачи и выходить из сложной ситуации победителем, несмотря ни на что.
Ольга Федотова
Использование игр-головоломок, лабиринтов для развития мышления детей дошкольников
Федотова Ольга Николаевна, педагог-психолог
МБДОУ №47 пос. Эльбан
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей – одна из актуальных проблем современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.
А. В.Запорожец считал: «Для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития. Ребёнок должен прийти из детского сада в школу с интересами к приобретению новых знаний, с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с простейшими навыками самостоятельной умственной работы. [2]
«Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребёнок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать», считает В. С. Мухина. [6]
Необходимо развивать мышление ребенка, нужно научить его сравнивать, обобщать, анализировать, развивать речь, но следует помнить, что механическое запоминание разнообразной информации, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления детей.
Обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать стихию ребенка – игру.
Одной из главных задач в моей работе по развитию психических процессов является задача по развитию мышления и интеллектуальных способностей детей.
Особую роль имеет создание развивающей среды, которая учитывает потребности каждого ребёнка. Я приобрела много развивающих игр для детей, игры-головоломки, игры математического моделирования,такие как: «Листик», «Сложи узор», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Головоломка Пифагора», «Волшебный круг», «Танграм», «Монгольская игра», «Волшебный квадрат».
Игры-головоломки — это непростые, трудноразрешимые задачи, для решения которых требуется нестандартный подход, изменение «стереотипа мышления». А так, как у детей мышление находится в стадии формирования, головоломки поддаются детям достаточно легко и вызывают интерес, искреннее удивление, азарт и желание идти до конца.
Игры – головоломки развивают:
Пространственные представления;
Воображение;
Конструктивное мышление;
Комбинаторные способности;
Сообразительность;
Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач;
Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.
С 2017 года наш детский сад был базой для работы муниципальной творческой группы по логико-математическому развитию дошкольников через использование универсального игрового пособия «Логико-Малыш» по формированию логического мышления дошкольников. При помощи планшетов «Логико – малыш» мы систематизируем знания детей по математике, развитию речи, познавательному и экологическому развитию, бытовой культуре и безопасности, по коррекции психических процессов через действия с игровыми карточками и планшетом.
Пособие «Логико – Малыш»позволяет:
• Быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей.
• В игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
• Комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь.
Также в своей работе я использую Лабиринты.
Лабиринт – это одна из разновидностей головоломок, придуманных человеком очень и очень давно. Разгадывание лабиринтов – занятие, которое любят многие дети. Лабиринты очень интересны, увлекательны.
Лабиринты принадлежат к тем видам игрушек, которые способны удерживать внимание детей различного возраста максимально долго, необходимо лишь подобрать лабиринт, соответствующий уровню развития ребенка. Такой неподдельный интерес детей к играм-лабиринтам обусловлен, в первую очередь, тем, что всем им нравится искать выход из «необычной ситуации», а также менять ход событий на свое усмотрение.
Существует много разновидностей лабиринтов:
• Лабиринты с закрепленными деталями. Эта игрушка предназначена для самых маленьких исследователей и представлена в виде пластиковой или деревянной основы, на которой закреплены металлические прутья, имеющие замкнутый круг. На таких прутьях располагаются разноцветные движущиеся детали.
• Конструкторы. Эта игрушка уже более сложная, поскольку требует от малыша собрать лабиринт таким образом, чтобы по нему можно было беспрепятственно прокатить шарик. Не рекомендуется давать такие игрушки малышам до 3 лет, поскольку они содержат большое количество мелких деталей.
• В виде настольных игр. Такая игрушка сможет увлечь не только одного ребенка 5-6 лет, но и компанию его друзей.
• Лабиринты, нарисованные на страницах печатных изданий. В ходе такой игры ребенку может быть предложено собрать определенное слово, число, провести сказочного героя к цели, нарисовать изображение и многое другое.
Игры – лабиринты помогают детям научиться логически, прокладывать ходы, перебирать все возможные варианты.
Опыт моей работы показывает, что с помощью несложных игр и игровых упражнений можно развивать наблюдательность и глазомер, образное мышление, зрительно-пространственную память, сформировать координацию движений руки и глаза, развивать тонкую моторику кисти руки, умение ориентироваться на плоскостях разной величины.
Прохождение лабиринтов способствует развитию умения сосредотачиваться, находить верный путь, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь. Работа с лабиринтами способствует улучшению качества произвольного внимания у детей: постепенно увеличивает его объём, улучшает его распределение, переключение, устойчивость.
Лабиринты можно включать в занятия или использовать в свободной деятельности детей.
Существует определенная методика работы с лабиринтом:
– сначала объясняем сюжетную основу с помощью вопросов, или выдвигаем проблемную ситуацию, которую надо решить,
– предлагаю внимательно рассмотреть картинку-лабиринт.
– После этого совершаем первое путешествие по лабиринту – взглядом, пальцем.
– Правила:
В своей работе я использую лабиринты Воскобовича (я их немного модернизирую: заменяю буквы на цифры или предметы по лексическим темам, можно использовать различных героев).
Детям настолько нравятся лабиринты, что они просят ещё и ещё.
Такая, казалось бы, обычная игра хорошо развивает упорство и терпение. Это можно даже заметить по поведению ребенка в процессе игры – насколько быстро он сдается или начинает нервничать, если не находит выход из лабиринта. Чем нетерпеливее ведет себя ребенок в игре, тем чаще необходимо привлекать его к подобным играм, шаг за шагом вырабатывая терпение и спокойное восприятие сложных ситуаций. Таким образом, лабиринты для детей отлично дополняют любое развивающее занятие.
Современные дети привыкли к технике. Некоторые даже называют их “кнопочное поколение”, имея в виду, что привычка нажимать на кнопки теперь формируется с самого раннего возраста. В результате мыслит ребенок по-другому, иначе воспринимает окружающую действительность и школьные предметы.
Многие игры, загадки и ребусы, которые с легкостью разгадывались детьми несколько десятков лет назад, сейчас вызывают трудности. Детские увлечения, актуальные в середине 20 века или даже в конце его, сейчас не понятны детям. Даже мультфильмы они смотрят другие.
Вечная головоломка
Одной из немногих забав, которые не потеряли своей привлекательности, являются игровые лабиринты.
Лабиринт – одна из самых древних головоломок человечества. Первый лабиринт был по преданию построен для того, чтобы скрыть минотавра от окружающих. С тех пор они строились во многих парках и садах.
Лабиринты для детей притягательны и интересны в любом виде.
Интересно провести через лабиринт сказочного героя, используя ручку. С такими заданиями продаются многие развивающие и развлекательные книжки. Игры-лабиринты для детей очень полезны. Они развивают одновременно несколько качеств, которые будут нужны для учебы. Это и память, и внимательность, и предвидение последствий своих действий. Чтобы пройти через достойный лабиринт, придется проявить усидчивость и терпение. Эти качества в школе очень важны.
Есть ведь еще и лабиринты с маленькими шариками, которые надо довести до нужного места правильным наклоном игрушки. Настольные игры на основе запутанных путей и дорог пользуются неизменным спросом.
Есть любители посидеть с головоломкой в тихом месте. Лабиринты для детей с проблемами в общении – возможность расслабиться и отдохнуть.
Но такое понятие, как лабиринт, существует не только на бумаге. Они установлены в некоторых парках – как аттракцион. Конечно, это не испытание на выживание, как в известной книге про Гарри Поттера, а простые лабиринты для детей, сделанные из досок или низкого кустарника.
Есть и другая модификация. Это специальные игровые лабиринты, которые именуются также мягкими детскими площадками. Обычно в замкнутом пространстве такой площадки есть бассейн с шариками, небольшие горки, лестницы и качели. На такую мягкую площадку надо купить билет и там можно лазать полчаса или час.
Чем же притягательны лабиринты для детей?
Прежде всего, любой лабиринт – это игра пространства. Человек путается в нем потому, что один и тот же проход или коридор он в разных ситуациях видит по-разному. А так как дети осознают пространство вокруг себя, экспериментируют с ним, для них это очень актуально. Особенно такие пространственные эксперименты нужны мальчикам.
Они учатся ориентироваться на местности, развивают участки мозга, которые ответственны за это. У мальчиков умение ориентироваться заложено генетически точно так же, как у девочек умение общаться с малышами.
Среди множества современных развлечений лабиринты, пожалуй, единственные приносят пользу.
Лабиринты предлагают маленьким детишкам, в тетрадях и игрушках они присутствуют в жизни малыша с трех лет. Лабиринты используются для подготовки к школе и для релаксации во взрослом возрасте. Поистине, это вечная головоломка!
Светлана Плюхина
Методические рекомендации по изготовлению настольной игры «Лабиринт»
Методические рекомендации
для педагогов и родителей
по изготовлению настольной игры «Лабиринт»
своими руками из доступных материалов
Уважаемые коллеги и родители!
Представляю вам настольную игру «Лабиринт» для детей
младшего и старшего дошкольного возраста.
Настольные игры все больше и больше завоевывают детские сердца. Они весело и красочно разнообразят их досуг. Мой вам совет – не спешите покупать игры в магазинах, а попробуйте сделать их своими руками. Это поможет Вам создать особый стиль игры.
Среди старых и любимых разновидностей настольных игр и головоломок живёт лабиринт.
Лабиринт всегда считался сложным испытанием, требующим внимательности и упорства. Конечно, детские развивающие игры лабиринты не такие уж запутанные и коварные, как взрослые, но ребенку понадобятся определенные усилия, чтобы найти выход. Лабиринт с шариком — игра-головоломка, направленная на развитие не только логического мышления, но также и координации движений, концентрации внимания, усидчивости, сосредоточенности.
Помните, как раньше в нашем детстве, в небольшой пластиковой тонкой коробочке с одной прозрачной стороной находился лабиринт, по которому надо было прокатить металлический шарик до центра или до дырочки, куда он должен был провалиться.
Такие вот подобные лабиринты можно сделать самим — весело, занимательно и познавательно. А все, что сделано своими руками еще и невероятно дорого и ценно!
Я предлагаю вашему вниманию «Лабиринт с тоннелями».
Воспроизвести такой лабиринт в домашних условиях для детей не сложно, для этого нам понадобятся:
– крышка от картонной коробки,
– втулки из оставшейся туалетной бумаги,
– маленький шарик, можно использовать большую бусинку,
– гуашь или цветная бумага,
– ножницы,
– клей ПВА,
– карандаш,
– линейка.
Удобнее всего использовать крышку от коробки — она крепкая и не глубокая.
В нее приклеиваем втулки, которые красим в разные цвета или обклеиваем цветной бумагой. В углу коробки пометим квадратик для старта шарика.
Все готово!
Положите шарик и приступайте к игре!
Настольная игра “Лабиринт”
для детей от 3-х до 7 лет.
Цель игры: развитие умений и навыков у детей в пространственном
ориентировании на плоскости;
формирование умения двигать шарик в разном направлении
по лабиринту.
Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть коробку с лабиринтом.
Далее обращает внимание на дорожки лабиринта, как они
расположены на плоскости коробки. Предлагает поиграть и
прокатить мяч по лабиринту. Шарик помещаем в один из углов
коробки. Взять коробку в руки и слегка поворачивая коробку,
перемещать шарик по лабиринту, стараясь закатить его в тоннели.
Если ребёнок затрудняется, предложить ему помощь и подсказку
взрослого. С помощью взрослого направить мяч и сделать верный
ход.
Детки помладше могут просто пытаться прокатить шарик по
тоннельчикам.
А детки постарше могут выполнять задания — надо подготовить
карточки с теми же цветами или цифрами, что и на втулках.
Карточки перемешиваются и случайным выбором вытягиваются из
колоды. А теперь надо пройти лабиринт по тоннелями именно в
том порядке, как выпали цвета или цифры.
Это пособие можно использовать для индивидуальной работы с
детьми или сами дети могут используют ее в самостоятельной
игровой деятельности.
Вывод: Лабиринт – это удивительная штука. Казалось бы – просто катаются
шарики по лабиринту, а так притягивает, просто медитация какая-то!
Творите своими руками и эта настольная игра не оставит вас равнодушными!
Любой лабиринт – это невероятно интересная и полезная игра для детей. Всем детям, без исключения, нравится искать единственно возможный выход из запутанной ситуации. Конечно, иногда самым маленьким деткам требуется помощь старших братьев и сестер или мамы и папы, но в большинстве случаев малыши прекрасно справляются самостоятельно, если логическая игра лабиринт предназначается для детей этого возраста.
Воспроизвести подобное развлечение в домашних условиях бывает не очень просто, поэтому многие родители прибегают к различным онлайн-играм, с помощью которых можно предложить своему ребенку абсолютно любую головоломку. Вместе с тем, сегодня в продаже существует огромное количество цветных и черно-белых схем лабиринтов для детей разных возрастов. К тому же, вы всегда можете нарисовать интересную схему самостоятельно.
В данной статье мы расскажем вам, какими бывают подобные головоломки, а также как можно сделать развивающий лабиринт для детей своими руками.
Виды лабиринтов для детей
Головоломки-лабиринты для детей бывают следующих видов:
- «Живые лабиринты». Как правило, такая игра представляет собой живую изгородь из разнообразных деревьев, кустов и растений, подстриженных определенным образом. Площадь подобной головоломки может достигать 5 га, а длина ходов в ней – 5 км. В некоторых случаях высота деревьев превышает 3 метра, благодаря чему, находясь в лабиринте, невозможно увидеть ничего, кроме участка, находящегося непосредственно перед лицом. Самые популярные «живые» лабиринты располагаются в Англии, Франции и Австралии и привлекают сотни туристов со всего мира.
- Игровые лабиринты для детей от 2 лет. Обыкновенно такое развлечение можно встретить в различных игровых комплексах, однако, уменьшенную копию подобной головоломки можно разместить и в квартире. Игровые лабиринты очень нравятся маленьким детям, там они могут выплеснуть накопившуюся за день энергию, с удовольствием попрыгать на батуте, покататься с горки или поваляться в сухом бассейне с шариками.
- Словесный лабиринт «кроссворд» или «эрудит». Такая головоломка представляет собой довольно простую схему, в узлах которой располагаются буквы. Задача игроков – постараться как можно быстрее найти выход из запутанной ситуации, параллельно собирая буквы в слова. В некоторых играх узловые элементы являются подсказкой для прохождения головоломки и исчезают, как только ребенок «забрал» букву для построения слова, в других – на месте использованных элементов сразу же возникают новые. Вариантов этой головоломки существует огромное множество, причем в нее с одинаковым успехом может играть как один ребенок, так и группа маленьких детей приблизительно одного возраста. Подобное развлечение способствует расширению словарного запаса и развитию пространственно-образного мышления. В большинстве случаев такие игры предназначены для младших школьников.
- Наконец, самый простой и популярный вид – логический лабиринт. Он может иметь абсолютно любую форму, один или несколько выходов, всевозможные изгибы и закругления. Очень часто такая игра бывает выполнена в виде раскраски. Кроме того, сегодня существует огромное количество онлайн-лабиринтов для детей. Чтобы найти выход, ребенок должен рассмотреть несколько возможных вариантов и выбрать из них единственно правильный. Подобные схемы являются не только интересной и увлекательной игрой, но и полезным занятием, поскольку они развивают логику, воображение и пространственно-образное мышление. Следует учитывать, что некоторые лабиринты можно пройти намного легче и быстрее, если отгадывать их с конца.
Такое развлечение можно с легкостью сделать самостоятельно, просто нарисовав на листе бумаги, картона или ватмана определенную схему. Кроме того, вы можете приобрести настольную игру «Сумасшедший лабиринт», с помощью которой можно в домашних условиях воспроизвести всевозможные логические схемы.
Статьи по теме:
Игры в жизни школьников, особенно начальных классов, все также должны составлять большую часть их жизни, они ведь все еще такие же дети, только стали немного взрослее. Однако каждая игра, чтобы приносить пользу и учить ребенка чему-то новому, всегда должна отвечать возрасту и возможностям ребенка. |
Игры под новогодней елкой имеют особое значение для детей. Песни, хороводы, соревнования и веселые пляски – все это способствует прекрасному праздничному настроению и ощущению, что чудеса и волшебство вот-вот начнутся. |
Загадки невероятно полезны, ведь они формируют познания о мире, учат воображению и смекалке, тренируют память, к тому же, замечательно развлекают детей. Не упустите возможности потренироваться с ребенком в отгадывании новогодних загадок. | Эти стишки не только чрезвычайно полезны, но и являются просто прекрасным развлечением для детей любого возраста, – главное правильно подобрать сложность, которая соответствует словарному запасу ребенка. Новогодние загадки легко займут детвору на празднике и не заставят их скучать. |