Игра шашки польза для детей
Ануфриева Надежда
Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста
Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы – чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку стремление к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки!
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки.
Благодаря играм в шашки дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств.
Как научить ребёнка играть в шашечную игру?
Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, специальными фишкам – шашками. Используется по 12 фишек. Шашки есть почти в каждой семье, но лишь единицы современных дошкольников умеют и любят в них играть. А у взрослых на это и вовсе не хватает времени.
Знакомство и обучение дошкольника игре в шашки происходит поэтапно:
-Внимательно рассмотрите фишки (цвет, форму, доску, выделяя белые и черные поля. Дайте возможность ребенку обследовать руками фишки с наружной и внутренней стороны, убедиться в особенностях внешнего вида перевернутой шашки (будущей дамки).
-Дайте ребенку две фишки разных цветов и объясните, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и двигаются только по черным клеткам. Это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре. Предложите ребенку самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, при этом следите за правильностью их расстановки на черные поля.
-Предложите ребенку правильно расставить шашки на игровом поле, объяснив, что перед началом игры фишки разных цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом центр поля свободен для того, чтобы можно было совершать ходы. Размещать шашки следует в три ряда от ближнего к себе края игрового поля и только на черные клетки
– Переходим к обучению ходам по диагонали вперед на свободное соседнее черное. Объясните ребенку смысл игры — уничтожить шашки соперника при продвижении своих шашек вперед. Простая фишка назад не ходит. Проигравшим считается тот, у кого не осталось на игровом поле шашек.
– Проведите тренировочную игру с ограниченным количеством шашек на поле. Отрабатывая ходы, ребенок рано или поздно столкнется с положением, когда шашки соперников встретятся и будут находиться на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно. Взрослый показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить, «съесть») шашку противника и убрать ее с поля. Простая шашка может бить шашку соперника и ходом назад.
– Расскажите ребенку, что в любом бою, в том числе в шашечном, есть герои. Это простые шашки, которые достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными шашками-дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по всем диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевернутую фишку.
– Взрослый спрашивает у ребенка, кто должен ходить первым и объясняет, что игру в шашки всегда начинают белые. Он также демонстрирует, как можно провести жеребьевку, спрятав разные по цвету шашки в левой и правой руках.
Игра требует полного сосредоточения, внимания, обзора всего поля. Как правило, ребенок так увлечен своей стратегией, продвижением шашек, что не может оценить картину на доске в целом, не замечают ходов соперника и динамики изменения ситуации.
Задача взрослого — научить детей правилу: перед тем как сделать ход, необходимо оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле, а также прогнозировать развитие ситуации.
Умные, талантливые и сильные духом дети – это залог будущего процветания
нашей страны!
Роль игры в шашки в развитии детей дошкольного возраста.
Для начала погрузимся в историю возникновения шашек, которая уходит в далёкую древность.
Современное название игры «шашки» (checkers) появилось от слова, обозначающего шахматную доску — «checkered» — что в переводе означает «клетчатый». Родина игры, подобной шашкам (Алькерк) — Древний Египет, и первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э.
У Платона встречается миф о том, как бог Гермес, придумавший эту игру, предложил богине Луне играть с ним в шашки с тем условием, что в случае проигрыша он получит от Луны пять дней. Одержав победу, Гермес прибавил эти пять дней к тем 360 дням, которые до этого составляли год. По одной из исторических версий шашки изобрел греческий воин Паламед, известный как участник осады Трои. Осада города продолжалась 10 лет и, чтобы убить скуку, Паламед придумал эту увлекательную игру, возможно, рисуя клетки на земле. Увлекались шашками и египетские фараоны. Во время раскопок в Египте обнаружили гробницу вельможи, который был приближенным фараона. На стенах гробницы есть росписи, отражающие три страсти древнего египтянина — охоту, рыбную ловлю и игру в шашки. В Лувре хранятся две шашечные доски, принадлежащие фараонам. Из гробницы Тутанхамона была извлечена доска для игры в шашки, состоявшая из тридцати клеток.
Невооружённым глазом видно сходство игры в шахматы и шашки – об этом говорят и клетчатые доски, и разделение на «белые» и «чёрные» фигуры, и очерёдность ходов, и многие другие элементы обеих игр. И эти совпадения совершенно не случайны — игра в шашки в современном виде появилась благодаря французам, которые примерно в XIX веке скрестили египетский Алькерк с игрой в шахматы.
Метод передвижения шашек по полю (по диагонали) взят из правил передвижения королевы (ферзя) в шахматах. Именно этот факт, в своё время, был причиной того, что шашки в некоторых частях Англии до сих пор называют «draughts» — словом, обозначающим ход королевы в шахматах.
На Руси происхождение истории шашек связывают с именем киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125). Однако археологические раскопки показали, что еще в III-IV веках нашей эры уже играли в шашки. Во многих былинах рассказывается о том, что шашки были одной из любимых игр русских богатырей. Петр I всячески поощрял игру в шашки и в шахматы. На учрежденных им «ассамблеях» тот петербургский сановник, которому подошел черед устраивать у себя «ассамблею», должен был помимо всего прочего выделить особую комнату для шахмат и шашек.
Harold James Ruthven Murray, занимавшейся изучением истории шахмат и шашек, пришёл к выводу, что шашки распространялись по миру очень медленно – гораздо медленнее других настольных игр. Об этой игре он нашёл всего несколько упоминаний в период XII – XVI веков. Всё это говорит о том, что игра в этот период была распространена только на территории Англии, Франции и, возможно, Испании (есть упоминания о труде первого пособия о шашкам А.Торквемада, вышедшего именно в Испании в 1547 году, но не сохранившегося до наших дней).
Дошкольное детство – это значимый отрезок в жизни каждого ребенка, в течение которого приобретается значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Обретая и совершенствуя физические навыки и умения, ребенок овладевает речью, мышлением, воображением и восприятием. Логическое мышление детей формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Исследования Запорожца, Венгера, Гальперина доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5–6-летнего возраста. Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление ребенка связано с его знаниями. Н. Поддъяковым были выявлены следующие тенденции в развитии знаний у детей:
1.В процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.
2. Одновременно возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.
В ходе занятий, специального обучения посредством различных игр важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.
По мнению В.В. Путина, шашки – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед.
Большая часть детей в дошкольном возрасте очень подвижны и активны, им сложно сосредоточить свое внимание. Благодаря играм в шашки дети учатся быть усидчивыми, терпеливыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Таким образом, анализ теоретических источников показал, что благодаря шашечным играм у ребенка расширяются границы познания действительности. Доказана тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет, принципиальная невозможность решения поставленных задач без участия практических действий. С этой точки зрения игра в шашки выступает в качестве эффективного средства развития мышления детей.
Игре в шашки рекомендуется обучать ребенка, достигшего 5-6 летнего возраста, так как именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается наглядно-образное мышление, что позволяет решать более сложные задачи.
Обучая ребенка игре в шашки, следует помнить два правила:
- Не следует торопить маленького игрока, если он надолго задумался.
- Не рекомендуется ругать за непродуманные ходы.
Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Это игра, и наказания здесь неуместны.
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Почему важно учить ребенка играть в шашки и шахматы»
Автор: Каракозова Млада Вебертовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №14 общеразвивающего вида», г. Сыктывкара Республики Коми.
Описание: материал разработан для родителей детей старшего дошкольного возраста, будет полезен также и педагогам детей старшего дошкольного возраста.
Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы – чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку тягу к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки и шахматы!
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение задач, одной из которых является развитие игровой деятельности детей. Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет.
Игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.
Игра, где правила легки: «Не выходя за рамки,
Лишь делать мелкие шашки для попаданья в дамки.
Шажки, шажки, одни шажки, и нету здесь поблажки.
Назвали встарь игру «шажки», сейчас привычней «шашки»!
Шахматы – игра сильнейших,
Для ума заряд дает.
Волю, стойкость воспитает,
Логику всем разовьет.
Процесс обучения азам игр в шашки и шахматы способствует также развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.
«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» (Рауль Капабланка, выдающийся кубинский гроссмейстер и третий чемпион мира, научился играть в пять лет, наблюдая за игрой отца).
Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский, считал, что «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…».
Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети – это залог будущего процветания нашей страны.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма»
Родительская компетентность
Как организовать прогулку с ребенком зимой
Консультация для родителей. Сердце ребенка – это святое место
Похожие статьи:
Как подготовить руку ребёнка к письму
Консультация для родителей «Конструирование из строительного материала»
Консультация для родителей: Не делайте из ребёнка кумира
Консультация для родителей. Подготовка ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
О пользе спорта знают все, но в чем польза занятий спортом для тех, кто играет в шашечных соревнованиях?
Шашки – древняя и увлекательная игра, завоевавшая симпатии миллионов людей. В других материалах сайта можно подробнее узнать о том, что же такое шашки и в чем особенности этой популярной игры. А всех дочитавших данную статью до конца ждет забавное видео о совсем необычном шашечном турнире.
История шашек уходит вглубь веков, и на протяжении всей истории развития этой замечательной игры подтверждается полезность шашек для тех, кто увлечен ими и пытается понять премудрости этой игры. Шашки были по достоинству оценены и являлись увлечением всемирно известных и выдающихся личностей, среди которых были философы, полководцы, ученые, писатели.
То, что занятия шашками развивают мышление и память, помогают улучшить интеллектуальные способности, не вызывает сомнений. Помимо этого, серьезные занятия шашками способствуют развитию и совершенствованию других полезных для человека качеств. Словом, в пользе шашек вряд ли стоит сомневаться, а о том, в чем конкретно заключается эта польза для детей и взрослых – это отдельная большая тема.
Партия в шашки может быть долгой
Однако, при тщательном рассмотрении, наряду со всеми достоинствами шашек, можно обнаружить и недостатки увлечения этой игрой. Продолжительные занятия шашками и участие в многочисленных соревнованиях делают образ жизни шашиста малоподвижным. При этом человек не просто много времени проводит сидя за шашечной доской, но все это время еще и напряженно размышляет и концентрирует свое внимание.
Указанное имеет особую важность для детей, начинающихся заниматься шашками. Для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка, параллельно с игрой ребенка в шашки, очень важно уделять внимание также занятиям и подвижными видами спорта.
Это могут быть и индивидуальные занятия с родителями или тренерами или же участие ребенка в какой-либо спортивной секции, например, здесь узнай о футбольной школе для детей. О пользе спорта (приводящего к правильному физическому развитию детей) родителям забывать не следует.
В современных шашках турнирная встреча соперников представляет собой, как правило, матч, состоящий из нескольких партий, играющихся одна за другой без существенного перерыва. Общее время сражения в каждой партии зависит от регламента конкретных соревнований, один матч между двумя соперниками может продолжаться приблизительно от 3 до 6 часов. Большинство этого времени шашист проводит за шашечной доской, напряженно сражаясь со своим соперником в логике и интеллекте.
К тому же, по финансовым соображениям, соревнования часто проходят в очень сжатые сроки, и в один день могут играться два полноценных матча или даже весь турнир (например, для случая игры в “быстрые шашки” – с укороченным контролем времени).
В этой игре надо много двигаться
Справедливости ради следует отметить, что организаторы детских соревнований, а также тренеры, занимающиеся с детьми шашками, хорошо знают о пользе занятия спортом для детей. Поэтому обычно на детских соревнованиях, параллельно с основным шашечным турниром, устраиваются неофициальные соревнования среди детей по различным спортивным дисциплинам, например, футбол, настольный теннис, различные легкоатлетические конкурсы и т.п.
Взрослые шашисты, особенно те, которые имеют большой опыт турнирной борьбы и участвуют в соревнованиях самого высокого уровня, вряд ли будут отрицать пользу спорта. Многие прославленные шашечные чемпионы в своих интервью подчеркивают пользу занятий активными видами спорта и важность поддержания хорошей физической формы для достижения высоких результатов в шашечных состязаниях.
Ни для кого не секрет, что в обществе даже существует стереотип: “шахматистом” называют умного, но физически неразвитого человека. То же самое можно сказать о человеке долго и упорно занимающемся исключительно шашками, который не уделяет должного внимания своему физическому развитию.
И в заключение несколько советов начинающим шашистам: для того, чтобы занятия шашками приносили пользу и желанные победы, правильно организуйте свои занятия, не забывайте, в чем польза спорта, стремитесь к всестороннему развитию и совершенствованию.
Ну а теперь, обещанное видео с шашечного турнира, в котором Вы убедитесь, что играть в шашки можно не только сидя за столом.
Как Вам такой вид игры в шашки? Поделитесь своими впечатлениями.
Читать по теме:
Обучение игре в шашки: полезные материалы и советы
Что нужно, чтобы сыграть партию