Игра на свирели польза для лор органов

Игра на свирели польза для лор органов thumbnail

Здоровье детей, играющих на свирели.

Л. Ю. Смирнова,
Почетный работник общего образования,
зам. директора по УВР и
учитель музыки высшей категории,
МОУ СОШ № 31 г. Вологды

Свирель является русским народным инструментом флейтового типа, который относится к разряду наиболее простых для использования музыкальных инструментом.1

Приобщение детей в современном нам социуме к игре на свирели оказывает достаточно благотворное влияние на процесс воспитания общего интереса и любви к музыкальному искусству в общем, на процесс развития художественного вкуса подрастающего поколения, формирование и развитие чувства музыки как основы музыкальной грамотности ребенка. Обучение игре на свирели создает предпосылки для формирования любви к прекрасному.

Процесс обучения игре на указанном музыкальном инструменте может быть осуществлен как в рамках обучения на музыкальных занятиях в процессе обучения (общеобразовательные школы, специализированные музыкальные школы), так и при организации внеурочной деятельности.

При организации обучения игре на свирели имеется возможности формирования развития эмоциональной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности ребенка, повышение уровня развития воображения, развития общего объема непроизвольного внимание, максимально качественного психологического развития подрастающего поколения, формирования музыкального слуха, умения на более качественном уровне понимать других людей и поддерживать общий интерес к процессу обучения. 2

Работа со свирелью способствует сбалансированному развитию вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая уменьшает риск заболевания астмой, а также служит определенным профилактическим средством для уменьшения частоты астматических приступов. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют острыми вирусными инфекциями, бронхитом, тонзилитом, фарингитом, ангиной.

В процессе работы со свирелью у детей в значительной степени стимулируется работа по другим предметам, развивается пространственное воображение, объем непроизвольного и произвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере, что подкрепляется практическими занятиями обучению игре на свирели.

При анализе имеющегося опыта, в ходе осуществляемых занятий по игре на свирели улучшается имеющийся климат в детском коллективе: дети переживают целый спектр различных эмоций, сопереживают за успехи других, радуются от совместного общения с музыкой, обучающихся при этом охватывает общее эмоциональное состояние.3

Дети при занятиях обучению игре на свирели становятся более требовательными по отношению к себе и к другим. При организации их деятельности решаются многие задачи при осуществлении формирования коммуникативной культуры, а также основ взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится более дружным, более добрым и интересным.

Процесс изучения нотной грамоты на уроках музыки в рамках обучения по школьной программе в настоящее время в рамках реализации ФГОС нового поколения приобретает практический смысл и становится более доступным. Теоретический материал при обучении детей игре на свирели усваивается постепенно, с помощью различных представленных музыкально-ритмических игр, а также игровых упражнений. 4

Здоровье ребенка представляет собой состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие определенных болезней. Такое определение представлено Всемирной Организацией Здравоохранения.

Осуществление процесса развития и максимально качественного укрепления здоровья детей в любом обществе и при любой социально-экономической и политической ситуации представляет собой актуальную проблему и предмет первоочередной важности.

Представленный уровень развития здоровья детей в Российской Федерации определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, составляет элемент общего мониторирования основных проявлений социально-экономического развития страны. 5

Одним из существенно значимых параметров, которые определяют здоровье обучающихся заключается в определении состояния душевного благополучия (психологическое здоровье).

Возможно выделить три основных уровня психологического здоровья.

Высшим уровнем психологического здоровья (креативный, творческий) является возможность ребенка устойчиво адаптироваться к окружающей его среде, иметь резерв сил для процесса преодоления различных стрессовых ситуации, а также активного творческого отношения к окружающей действительности.6

Средний уровень психологического здоровья (адаптивный) заключается в возможности адаптации ребенка к социуму, по результатам осуществляемых диагностических проверок позволяет определять различные первичные признаки проявляющейся дезадаптации ребенка, повышенную тревожность и дизгармонию.

Низший уровень психологического здоровья (ассимилятивно — аккомодативный) заключается в том, чтобы активно развивать определенные процессы ассимиляции и аккомодации. Оказанная группа детей показывает клинически высокий уровень признаков дезадаптации, повышенную тревожность и общую лабильность нервной системы.

Современные родители в большей степени уделяют внимание физическому здоровью своего ребенка, уделяя лишь небольшое внимание здоровью психологическому.

Обучение игре на свирели дает возможность в процессе непосредственно игровой деятельности повышать уровень здоровьесбережения ребенка.

Свирель как музыкальный инструмент достаточно доступен для любого ребенка. Он удобен в использовании и легок для восприятия заданий педагога при обучении.

Удобство использования свирелей заключается в следующем:

1) свирели легко держать в руках;

2) отверстия-пенечки удобно закрывать пальчиками.

Первые три отверстия от мундштука закрываются пальцами левой руки, а с четвертого по шестое отверстие – пальцами правой руки;

3) звукоизвлечение производится легким певческим дыханием, близким к слогу «ту».7

В ходе обучения игре на свирели, ребенок овладевает приемами регуляции глубины и продолжительности вдоха и выдоха непроизвольно, в игровой форме. Игра на данном музыкальном инструменте позволяет контролировать общий процесс правильного или неправильного дыхания: силы выдоха (звук получится очень громким или изменяется его высота (передувание), длины выдоха (длительность извлекаемого звука), или длины самой исполняемой фразы (для более старших детей).8

Читайте также:  Чай из цветков жасмина польза и вред

Подобная работа способствует профилактике стрессов у ребенка, поскольку осуществление короткого вдоха и длинного выдоха является достаточно распространенным упражнением для снятия нервных перегрузок. Известно, что в большинстве случаев, во время стресса, дыхание ребенка нарушается – человек дышит быстро и поверхностно, часто задерживает дыхание. 9

В тот момент, когда человек (ребенок) начинает нервничать, начинает плохо поступать в мозг кислород и начинают угасать все основные функции организма, то есть ухудшается память, внимание, настроение, увеличивается количество ошибок, ухудшается поведение.

Работа с дыханием с применением игры на свирели создает возможность для расслабления напряженных спастичных групп мышц, что необходимо при общем тонизировании нервно — мышечных волокон, которые составляют речевой аппарат.

Процесс осуществления исполнительской практики на свирели может требовать общего удержания активного речевого органа в определенном положении (игра на свирели может потребовать, чтобы язык делал пробочку, которая впоследствии будет закрывать дырочку в мунштуке; когда ребенок открывает эту пробочку, то звук устремляется наружу, получается, что ребенок, играя на свирели как бы разговаривает на тайном языке, где очень мало букв и все слова одинаковые: «ту, ту, ту»).10

Подобное звукоизвлечение создает возможности для активного развития силы мышечных сокращений, участвует в затормаживании сопутствующих содружественных движений (синкинезии), а также позволяет сбалансированно и системно работать над развитием скорости и точности движений артикуляционного аппарата.

Осуществляемое самостоятельное музицирование ребенка на инструменте создает условия для выражения им свои бессознательных переживаний, создает возможности для того, чтобы сделать эти переживания более доступными для осознания и трансформации. Представленные приемы работы (со стрессом, эмоциями) позволяют назвать свирель одним из средств, которое позволяет осуществлять общую корректировку и сохранность психологического здоровья детей.11

Необходимо также обратить внимание на тот факт, что свирель выполнена из качественной пластмассы и имеет съемный мунштук, который можно мыть, позволяет выполнять все гигиенические требования, предъявляемые к детским развивающим пособиям. Данный музыкальный инструмент соответствует основным требованиям, предъявляемым к здоровьесбережению.

Игра на свирелях создает условия для значимого терапевтического эффекта, что развивает активность мелкой моторики пальцев, расширяет объем дыхания, развивает слуховые анализаторы, контролирующие качество интонирования, объединяет вокальную и инструментальную техники воспроизведения звука.12

Также, не маловажным является тот факт, что с помощью игры на свирели имеется возможность для погружения ребенка в интонационный мир устного народного творчества и осваивать потешки, считалки, дразнилки, заклички.

Знание родной культуры позволяет воспитывать нравственно здоровую личность.

В заключении, хочется выразить надежду, что детям, овладевающим игрой на данном инструменте, свирель поможет открыть радость творчества, будет способствовать обретению уверенности в собственных возможностях и силах, а педагогам данная технология позволит эффективно оказывать помощь в уменьшении уровня общей тревожности, развитии самоконтроля ребенка, мотивации его на достижение успехов, и формирования психологического здоровья у подрастающего поколения. 13

hello_html_34cde2d6.jpg

Ансамбль «Созвездие» МОУ «СОШ №31 «г. Вологда ( руководитель Смирнова Л.Ю.)

Таким образом, занятия на свирели развивают певческое дыхание, музыкальный слух, улучшают интонацию на уроках сольфеджио, а также способствуют профилактике и лечению простудных и легочных заболеваний, что особенно актуально в наше время. Происходит дополнительное развитие моторики, логики и мышления, укрепляется психика и физическое здоровье детей.

Список литературы

1.Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . – 156 с.

2.Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . – 98 с.

3. Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. – 88 с.

1Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . – 156 с.

2Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. – 88 с.

3Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . – 156 с.

4Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. – 88 с.

5Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . – 156 с.

6Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . – 98 с.

7Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . – 98 с.

8Бурмистрова О.И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014 . – 156 с.

9Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. – 88 с.

10Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . – 98 с.

11Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. – 88 с.

12Дубровская В.Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. – 88 с.

13Васильженко А.Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015 . – 98 с.

Источник

«О пользе игры на свирели»

Выступление на родительском собрании в МАУ ДО ДДТ м.о. Бронницы 09.09.2019.

Слушать игру на свирели приятно, а играть на ней двойное удовольствие. Но сегодня я буду прагматиком и расскажу  вам о той пользе, которую приносит игра на народном инструменте свирель.

Самое очевидное – это польза, приносимая правильным дыханием. Оказывается, что от того как мы дышим, зависит не только наше здоровье, но и физическое состояние и интеллектуальное развитие. От неправильного дыхания могут возникнуть проблемы. При поверхностном неглубоком дыхании кровь не обогащается кислородом в нужной мере. От этого страдают внутренние органы. В первую очередь нехватка кислорода ведет к проблемам сосудов головного мозга. Конечно, контролировать дыхание весь день невозможно, но вполне возможно выделить для этого немного времени и позаниматься игрой на свирели.

Читайте также:  О пользе шпината для женщин

При игре на свирели используется груда – брюшное дыхание. Задействована работа диафрагмы. Диафрагма во время дыхания двигается и тем самым производит массаж брюшной полости и легких, которые работают при этом с полной отдачей. Особенно ценно это для тех, кто имеет предрасположенность к респираторным и бронха легочным заболеваниям. Массаж желудочно-кишечного тракта может нормализовать деятельность брюшной полости и улучшить ее работу. По утверждению многих специалистов люди, страдающие ранее запорами, через пару недель излечиваются от такой болезни. Кроме того у вас улучшится работа других органов, таких как сердце, поджелудочная железа, желчный пузырь, почки и другие.

Иногда этот способ дыхания применяют в специальных упражнениях для похудения и в различных боевых искусствах для скорейшего восстановления дыхания и работы сердца. Исполнительское дыхание помогает омолодить и укрепить свой организм, избавится от многих проблем, продлить жизнь. Этот тип дыхания практикуется в тибетской медицине и при занятиях йогой.

Игра на свирели положительно воздействует на головной мозг и нервную систему. Помогает преодолеть апатию и депрессию. Дыхание напрямую влияет на интенсивность чувство страха.  Медленно-равномерное дыхание служит нервной системе хорошим сигналом. «Все в порядке». «Можно успокоиться и снизить сердечный ритм».

Расслабление мышц тела позволяет снять физический стресс, который человек накапливает в течении жизни. Это происходит естественным путем. Так как, игра на свирели требует расслабления плечевого пояса, рук, кистей и пальцев рук. На пальцах располагаются нервные окончания. Их массаж отвечает за работу разных внутренних органов. При игре на свирели надавливание на кончики пальцев происходит постоянно и при этом без зажатия и напряжения. Кроме того, всем известно, что мелкая моторика помогает развить интеллектуальные способности. Следовательно, можно заявить, что игра на свирели сделает вашего ребенка умнее. Обучение игре отлично развивает память и внимание, соответственно – ваш ребенок будет, более успешным.

Подводя итоги, можно смело утверждать, что получая удовольствие от игры на свирели, ваш ребенок будет меньше болеть, существенно укрепит свой иммунитет и станет умнее и успешнее в последующей жизни.

Источник

Свирель является русским народным инструментом флейтового типа, который относится к разряду наиболее простых для использования музыкальных инструментом. [1]

Приобщение детей в современном нам социуме к игре на свирели оказывает достаточно благотворное влияние на процесс воспитания общего интереса и любви к музыкальному искусству в общем, на процесс развития художественного вкуса подрастающего поколения, формирование и развитие чувства музыки как основы музыкальной грамотности ребенка. Обучение игре на свирели создает предпосылки для формирования любви к прекрасному.

Процесс обучения игре на указанном музыкальном инструменте может быть осуществлен как в рамках обучения на музыкальных занятиях в процессе обучения (общеобразовательные школы, специализированные музыкальные школы), так и при организации внеурочной деятельности.

При организации обучения игре на свирели имеется возможности формирования развития эмоциональной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности ребенка, повышение уровня развития воображения, развития общего объема непроизвольного внимание, максимально качественного психологического развития подрастающего поколения, формирования музыкального слуха, умения на более качественном уровне понимать других людей и поддерживать общий интерес к процессу обучения.  [3]

Работа со свирелью способствует сбалансированному развитию вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая уменьшает риск заболевания астмой, а также служит определенным профилактическим средством для уменьшения частоты астматических приступов. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют острыми вирусными инфекциями, бронхитом, тонзилитом, фарингитом, ангиной.

В процессе работы со свирелью у детей в значительной степени стимулируется работа по другим предметам, развивается пространственное воображение, объем непроизвольного и произвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере, что подкрепляется практическими занятиями обучению игре на свирели.

При анализе имеющегося опыта, в ходе осуществляемых занятий по игре на свирели улучшается имеющийся климат в детском коллективе: дети переживают целый спектр различных эмоций, сопереживают за успехи других, радуются от совместного общения с музыкой, обучающихся при этом охватывает общее эмоциональное состояние. [1]

Дети при занятиях обучению игре на свирели становятся более требовательными по отношению к себе и к другим. При организации их деятельности решаются многие задачи при осуществлении формирования коммуникативной культуры, а также основ взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится более дружным, более добрым и интересным.

Процесс изучения нотной грамоты на уроках музыки в рамках обучения по школьной программе в настоящее время в рамках реализации ФГОС нового поколения приобретает практический смысл и становится более доступным. Теоретический материал при обучении детей игре на свирели усваивается постепенно, с помощью различных представленных музыкально-ритмических игр, а также игровых упражнений.  [3]

Здоровье ребенка представляет собой состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие определенных болезней. Такое определение представлено Всемирной Организацией Здравоохранения.

Осуществление процесса развития и максимально качественного укрепления здоровья детей в любом обществе и при любой социально-экономической и политической ситуации представляет собой актуальную проблему и предмет первоочередной важности.

Представленный уровень развития здоровья детей в Российской Федерации определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, составляет элемент общего мониторирования основных проявлений социально-экономического развития страны.  [1]

Читайте также:  Вред и польза киви при диабете

Одним из существенно значимых параметров, которые определяют здоровье обучающихся заключается в определении состояния душевного благополучия (психологическое здоровье).

Возможно выделить три основных уровня психологического здоровья.

Высшим уровнем психологического здоровья (креативный, творческий) является возможность ребенка устойчиво адаптироваться к окружающей его среде, иметь резерв сил для процесса преодоления различных стрессовых ситуации, а также активного творческого отношения к окружающей действительности. [2]

Средний уровень психологического здоровья (адаптивный) заключается в возможности адаптации ребенка к социуму, по результатам осуществляемых диагностических проверок позволяет определять различные первичные признаки проявляющейся дезадаптации ребенка, повышенную тревожность и дисгармонию.

Низший уровень психологического здоровья (ассимилятивно — аккомодативный) заключается в том, чтобы активно развивать определенные процессы ассимиляции и аккомодации. Оказанная группа детей показывает клинически высокий уровень признаков дезадаптации, повышенную тревожность и общую лабильность нервной системы.

Современные родители в большей степени уделяют внимание физическому здоровью своего ребенка, уделяя лишь небольшое внимание здоровью психологическому.

Обучение игре на свирели дает возможность в процессе непосредственно игровой деятельности повышать уровень здоровьесбережения ребенка.

Свирель как музыкальный инструмент достаточно доступен для любого ребенка. Он удобен в использовании и легок для восприятия заданий педагога при обучении.

Удобство использования свирелей заключается в следующем:

1)      свирели легко держать в руках;

2)      отверстия-пенечки удобно закрывать пальчиками.

Первые три отверстия от мундштука закрываются пальцами левой руки, а с четвертого по шестое отверстие — пальцами правой руки;

3)      звукоизвлечение производится легким певческим дыханием, близким к слогу «ту». [2]

В ходе обучения игре на свирели, ребенок овладевает приемами регуляции глубины и продолжительности вдоха и выдоха непроизвольно, в игровой форме. Игра на данном музыкальном инструменте позволяет контролировать общий процесс правильного или неправильного дыхания: силы выдоха (звук получится очень громким или изменяется его высота (передувание), длины выдоха (длительность извлекаемого звука), или длины самой исполняемой фразы (для более старших детей). [1]

Подобная работа способствует профилактике стрессов у ребенка, поскольку осуществление короткого вдоха и длинного выдоха является достаточно распространенным упражнением для снятия нервных перегрузок. Известно, что в большинстве случаев, во время стресса, дыхание ребенка нарушается — человек дышит быстро и поверхностно, часто задерживает дыхание.  [3]

В тот момент, когда человек (ребенок) начинает нервничать, начинает плохо поступать в мозг кислород и начинают угасать все основные функции организма, то есть ухудшается память, внимание, настроение, увеличивается количество ошибок, ухудшается поведение.

Работа с дыханием с применением игры на свирели создает возможность для расслабления напряженных спастичных групп мышц, что необходимо при общем тонизировании нервно — мышечных волокон, которые составляют речевой аппарат.

Процесс осуществления исполнительской практики на свирели может требовать общего удержания активного речевого органа в определенном положении (игра на свирели может потребовать, чтобы язык делал пробочку, которая впоследствии будет закрывать дырочку в мундштуке; когда ребенок открывает эту пробочку, то звук устремляется наружу, получается, что ребенок, играя на свирели как бы разговаривает на тайном языке, где очень мало букв и все слова одинаковые: «ту, ту, ту»). [2]

Подобное звукоизвлечение создает возможности для активного развития силы мышечных сокращений, участвует в затормаживании сопутствующих содружественных движений (синкинезии), а также позволяет сбалансированно и системно работать над развитием скорости и точности движений артикуляционного аппарата.

Осуществляемое самостоятельное музицирование ребенка на инструменте создает условия для выражения им свои бессознательных переживаний, создает возможности для того, чтобы сделать эти переживания более доступными для осознания и трансформации. Представленные приемы работы (со стрессом, эмоциями) позволяют назвать свирель одним из средств, которое позволяет осуществлять общую корректировку и сохранность психологического здоровья детей. [3]

Необходимо также обратить внимание на тот факт, что свирель выполнена из качественной пластмассы и имеет съемный мундштук, который можно мыть, позволяет выполнять все гигиенические требования, предъявляемые к детским развивающим пособиям. Данный музыкальный инструмент соответствует основным требованиям, предъявляемым к здоровьесбережению.

Игра на свирелях создает условия для значимого терапевтического эффекта, что развивает активность мелкой моторики пальцев, расширяет объем дыхания, развивает слуховые анализаторы, контролирующие качество интонирования, объединяет вокальную и инструментальную техники воспроизведения звука. [3]

Также, не маловажным является тот факт, что с помощью игры на свирели имеется возможность для погружения ребенка в интонационный мир устного народного творчества и осваивать потешки, считалки, дразнилки, заклички.

Знание родной культуры позволяет воспитывать нравственно здоровую личность.

В заключении, хочется выразить надежду, что детям, овладевающим игрой на данном инструменте, свирель поможет открыть радость творчества, будет способствовать обретению уверенности в собственных возможностях и силах, а педагогам данная технология позволит эффективно оказывать помощь в уменьшении уровня общей тревожности, развитии самоконтроля ребенка, мотивации его на достижение успехов, и формирования психологического здоровья у подрастающего поколения.  [2]

Игра на свирели польза для лор органов

Ансамбль «Созвездие» МОУ «СОШ № 31 «г. Вологда (руководитель Смирнова Л. Ю.)

Таким образом, занятия на свирели развивают певческое дыхание, музыкальный слух, улучшают интонацию на уроках сольфеджио, а также способствуют профилактике и лечению простудных и легочных заболеваний, что особенно актуально в наше время. Происходит дополнительное развитие моторики, логики и мышления, укрепляется психика и физическое здоровье детей.

Литература:

1.      Бурмистрова О. И. Обучение игре на свирели. М.: МИР, 2014. — 156 с.

2.      Васильженко А. Л. Здоровье ребенка и игра на свирели. Челябинск, «Гранада — Пресс», 2015. — 98 с.

3.      Дубровская В. Д. Игра на свирели. Екатеринбург, 2013. — 88 с.

Основные термины (генерируются автоматически): свирель, психологическое здоровье, игра, ребенок, музыкальный инструмент, подрастающее поколение, процесс обучения, музыкальный слух, общий интерес, рамка обучения.

Источник