Игра на музыкальном инструменте польза

Игра на музыкальном инструменте польза thumbnail

Игра на музыкальном инструменте польза

О целебных свойствах музыки было известно с давних пор. Древнее предание о царе Сауле повествует, что от меланхолии его спасали лишь волшебные звуки арфы, на которой играл пастух Давид. Музыкальным инструментам издавна приписывали магические свойства. Вспомните легенду, как дудочка помогла избавить город от крыс. А ведь в каждом мифе есть доля правды.

Какие преимущества дает игра на музыкальных инструментах?

Современные исследования подтвердили, что человек, умеющий музицировать, находится в более выигрышном положении. Игра на любом инструменте активирует мозг, укрепляет физическое и психическое здоровье исполнителя. Процесс музицирования нормализует артериальное давление, снижает стресс, успокаивает нервную систему.

Родители, записывающие ребенка в музыкальную школу, поступают разумно. Швейцарские ученые выяснили, что у детей улучшается мелкая моторика, концентрация внимания, быстрее усваиваются новые знания. Эксперименты доказали, что обучение музыке помогает повысить успеваемость по литературе, русскому языку и математике. Через полгода занятий отстающие ученики догоняют сверстников.

Это касается не только детей. Взрослые люди, начав заниматься музыкой, отмечают рост умственных способностей и укрепление памяти. Такое хобби приносит двойную пользу – улучшает качество жизни и служит профилактикой возрастной деменции. Остановимся на этом подробнее.

10 аргументов в пользу освоения музыкального инструмента

Игра на музыкальном инструменте польза

Результаты научных исследований подтвердили гипотезу о пользе музыкальных занятий в любом возрасте. Спустя несколько месяцев игры на инструменте отмечаются положительные сдвиги.

Улучшение координации

Для любого музыканта – профессионала или любителя важна правильная техника игры. Она зависит от точности движений рук и ног. Необходимость постоянно совершенствовать технические навыки развивает не только зрительно-моторную, но также общую координацию. Неудивительно, что спортсмены с музыкальной подготовкой чувствуют себя более уверенно.

Совершенствование навыков чтения

Необходимость распознавать нотные знаки развивает читательские навыки. Привычка к расшифровке музыкальных знаков помогает в изучении иностранных языков. Осмысление информации, записанной в нотной тетради, способствует лучшему восприятию художественной и специальной литературы.

Развитие когнитивной функции

Специалисты медицинского центра в Канзасе провели исследование когнитивных (познавательных) способностей у большой группы испытуемых. Диагностика показала, что результаты тестов, выполненных музыкантами, лучше, чем у остальных. Ученые пришли к заключению, что это следствие высокой активности мозга.

Регулярное музицирование оказалось отличным способом стимулирования серого вещества: увеличивается его объем. Вид инструмента не имеет принципиального значения. Игра на барабане, саксофоне или флейте одинаково полезна для тренировки мозга.

Управление настроением

Музыка способна воздействовать на эмоциональное состояние. Исполнение любимого произведения отвлекает от грустных мыслей. Задорные ритмы бодрят, поднимают настроение и тонус. Человек, умеющий играть на музыкальном инструменте, направляет свои эмоции в конструктивное русло и сохраняет здоровье.

Укрепление органов дыхания

Игра на духовых инструментах способствует увеличению объема легких, улучшению обменных процессов. Врачи рекомендуют такой вид музицирования людям, страдающим хроническим бронхитом, астмой, аллергическими заболеваниями дыхательной системы.

Любой из инструментов этой группы – кларнет, труба и другие – может укрепить органы дыхания. Во время исполнения музыкального произведения глубокий вдох чередуется с медленным выдохом. Это приводит к интенсивной аэрации легких и постепенному выздоровлению.

Игра на музыкальном инструменте польза

Снятие нервного напряжения, избавление от бессонницы

Для того, чтобы расслабиться и перестать нервничать необязательно пить таблетки. Лучше научиться играть на духовых инструментах. Это абсолютно безопасное и эффективное средство.

Многолетние наблюдения показали, что детям особенно полезна флейта. Ее мелодичное звучание способствует релаксации. Бонусом станет крепкий сон и здоровая нервная система.

Интересный факт

Игра на саксофоне заставляет работать мышцы живота и развивает абдоминальное дыхание. Это полезно для пения и фигуры.

Развитие концентрации внимания

Музыкант должен концентрироваться на том, что он делает. Отвлекаясь на посторонние раздражители, легко сбиться с ритма, сыграть не ту ноту, перепутать струну, клапан или клавишу. Если приходится играть в ансамбле, джаз-банде или оркестре, то умение сосредоточиться на своей партии становится абсолютно необходимым. Развитая концентрация внимания дает музыканту большое преимущество в других видах деятельности и повседневной жизни: управлении автомобилем, работе с аппаратурой и так далее.

Выработка самодисциплины и целеустремленности

Не секрет, что процесс обучения, постижение азов и отработка техники довольно скучное занятие. Должен быть вдохновляющий пример. Просмотр роликов с игрой любимых исполнителей способен поддержать угасающую мотивацию.

Нужно выработать четкую установку на регулярность занятий и достижение результата. Преодоление трудностей развивает целеустремленность и самодисциплину, что пригодится не только для овладения инструментом. Затраченные усилия станут основой будущих достижений.

Профилактика возрастной деменции

Польза от музыкальных занятий проявляется даже через десятки лет. Доказано, что люди, играющие на разных инструментах, меньше подвержены возрастным нарушениям. Полезное хобби позитивно влияет на мозговую деятельность и сохранение умственных функций.

Музыка служит когнитивным стимулятором для пожилых людей с диагнозом «болезнь Альцгеймера». Она помогает реабилитировать больных после инсульта и других поражений мозга. Воспроизведение знакомых мелодий улучшает состояние кратковременной памяти и речи, восстанавливает координацию движений.

Сохранение остроты слуха

Ученые, изучающие снижение слуха у пожилых пациентов, установили удивительную закономерность. Оказывается, обучение игре на музыкальном инструменте в детские годы служит профилактикой возрастной тугоухости. Эффективен даже короткий курс занятий. В результате у пожилых людей зона мозга, отвечающая за слух, реагирует на звуки речи с прежней скоростью.

Многократные исследования подтвердили тот факт, что играть на музыкальных инструментах полезно для развития речевых навыков и общей грамотности. Улучшается восприятие информации и запоминание, развиваются скрытые способности.

Вывод напрашивается сам собой: пора выбирать подходящий инструмент!

Источник

Игра на музыкальных инструментах влияет на структуру мозга, улучшает память, пространственное мышление и речевые навыки. Об этом говорится в исследованиях, результаты которых опубликовало издание The Guardian.

Многомиллионная индустрия приложений для тренировки мозга под угрозой. В октябре 2014 года группа из более 100 видных нейрофизиологов и психологов написала открытое письмо о том, что «заявленный потенциал игр/приложений для прокачки мозга часто преувеличен и порой вводит в заблуждение». Ранее в этом году гиганта индустрии, компанию Lumosity, оштрафовали на два миллиона долларов. Её обязали вернуть деньги тысячам клиентов, которые обманулись ложными заверениями, что продукция компании повышает общие когнитивные способности и замедляет прогрессирование возрастного снижения умственных способностей. Исследователи, изучавшие преимущества таких продуктов, написали в недавнем обзоре, что нашли «мало доказательств…, что тренировка улучшает когнитивные функции».

Читайте также:  Как назывались жители которые несли повинности в пользу князя

Игры и приложения для тренировки мозга не оправдывают рекламных обещаний. Но хорошо известно, что некоторые виды деятельности и определённый образ жизни способствуют здоровому состоянию мозга в целом и помогают сохранить остроту ума по мере того как мы становимся старше. Одно из таких занятий – музыка. Исследования показывают, что обучение игре на музыкальном инструменте полезно и для детей, и для взрослых. Более того, оно приносит пользу пациентам, восстанавливающимся после черепно-мозговых травм.

«Должно быть, музыка действует каким-то уникальным образом, – объясняет нейропсихолог Кэтрин Лавдей (Catherine Loveday) из университета Вестминстера. – Она в значительной степени стимулирует работу головного мозга из-за нашей с ней эмоциональной связи».

Игра на музыкальном инструменте – непростое занятие, при котором информация, поступающая от органов чувств, – зрения, слуха и осязания – согласуется с изысканными движениями. Такое обучение может вызвать долговременные изменения в головном мозге. Профессиональные музыканты – высоко квалифицированные исполнители, которые тратят на обучение годы. Они представляют собой естественную лабораторию для нейробиологов, изучающих, как подобные изменения происходят в течение всей жизни.

Изменения в структуре мозга

Сканирование выявило существенные различия в структуре мозга музыкантов и немузыкантов одного и того же возраста. Например, мозолистое тело – сплетение нервных волокон, соединяющих два полушария мозга, – значительно крупнее у музыкантов. Области мозга, связанные с движениями, слухом и визуально-пространственными способностями, больше развиты у профессиональных клавишников. А зона, посвящённая обработке сенсорных сигналов от левой руки, увеличена у скрипачей.

Сначала учёные не могли определить, вызваны ли наблюдаемые различия в структуре мозга игрой на музыкальных инструментах или они появились раньше и стали предпосылкой для занятия музыкой. Поэтому провели лонгитюдное (долговременное) исследование и выяснили, что маленькие дети, которые 14 месяцев обучались игре на музыкальном инструменте, демонстрируют значительные структурные и функциональные изменения мозга по сравнению с теми, кто не занимался.

Все исследования показали, что обучение игре на музыкальном инструменте не только увеличивает объём серого вещества в различных областях мозга, но и укрепляет долгосрочные связи между ними. Другие исследования подтвердили, что обучение музыке улучшает вербальную память, пространственное мышление и навыки грамотности. Поэтому профессиональные музыканты, как правило, превосходят в этих способностях тех, кто не занимался музыкой.

Долгосрочная польза

Исследования показывают, что степень анатомических изменений в мозге музыкантов тесно связана с возрастом, в котором они начали заниматься музыкой, и с интенсивностью обучения. Наибольшие изменения обнаружились у тех, кто приступил к занятиям в более юном возрасте.

Но даже короткие периоды музыкальных занятий в детстве могут принести долгосрочную пользу. Например, для исследования, проведённого в 2013 году, учёные набрали 44 человека пожилого возраста и распределили их по трём группам в зависимости от уровня музыкального образования, полученного в детстве. Участники первой группы никогда не играли на музыкальных инструментах; во второй группе находились те, кто занимался от одного до трёх лет; а в третьей группе обучались от четырёх до 14 лет.

Исследователи проигрывали участникам всех трёх групп записи сложных звуков речи и измеряли время нейронных ответов в части мозга, ответственной за слух. В старшем возрасте этот показатель ухудшается, поэтому старикам трудно понимать речь, особенно в условиях с большим количеством фонового шума. Участники исследования, которые занимались музыкой, показали самую быструю нейронную реакцию. Учёные заключили, что даже умеренная музыкальная подготовка в детстве способствует сохранению остроты обработки звуков речи и повышает устойчивость к возрастному снижению слуха.

Недавно выяснилось, что музыкальное образование способствует реабилитации пациентов, перенёсших инсульт и другие формы поражения головного мозга. А некоторые современные исследователи утверждают, что оно также ускоряет процесс восприятия информации и обучения у детей с дислексией и другими речевыми нарушениями. Более того, польза от занятий музыкой, похоже, сохраняется на протяжении многих лет или даже десятилетий. Это доказывает, что обучение игре на музыкальном инструменте в детстве защищает мозг от развития когнитивных нарушений и деменции.

Коммерческие продукты по тренировке мозга улучшают лишь применяемые навыки. Но обучение игре на музыкальном инструменте имеет гораздо более широкое воздействие на мозг и умственные функции, а также улучшает другие, казалось бы, не связанные способности.

«Музыка достигает тех частей головного мозга, которые не доступны для других вещей, – пишет на своём сайте Лавдей. – Это сильный когнитивный стимулятор, который развивает мозг как ничто иное. Есть доказательства, что занятия музыкой улучшают рабочую память, речь и другие способности».

Учиться играть на музыкальном инструменте – это, по-видимому, одна из самых эффективных форм тренировки мозга. Занятия музыкой могут вызвать различные структурные и функциональные изменения в головном мозге в зависимости от того, какой инструмент вы выбрали и с какой интенсивностью занимаетесь. Это пример того, как значительный жизненный опыт может изменить мозг, чтобы он адаптировался к особенностям образа жизни своего владельца.

Смотрите также:

  • Как Стив Джобс тренировал свой мозг
  • Нейронаука и осознанность: как осчастливить свой мозг
  • Нейробиологи объясняют, как бег приносит огромную пользу мозгу
  • Вселенная мозга: Святослав Медведев о механизмах работы самого загадочного органа и связанных с ним мифах

Источник

Чтобы стать музыкантом и хорошо овладеть искусством музыки нужно потратить достаточно много времени и сил. Более того, стать очень хорошим музыкантом невозможно без особенной природной способности и хорошо развитого чувства ритма. Музыкант как никто другой увлечён тем, что он делает и делает это как говориться – от души.

Ответить на вопрос музыкант ты или нет, может только время, как только вы первый раз берёте в руки, то у вас нет ничего, кроме желания познать и открыть для себя что-то новое. Однако спустя время вы поймете и решите, сами того не замечая, музыкант вы или нет.

Читайте также:  Дыхательная гимнастика стрельниковой в чем польза

Но сегодня мы не об этом, дело в том, что у музыкантов во время игры на музыкальных инструментах работают совершенно другие части головного мозга. Детям в школе не зря преподают уроки музыки, а родители отправляют своих детей в музыкальные школы. Это делается потому, что игра на музыкальных инструментах действительно улучшается развитие мозга, а также эмоциональное и когнитивное развитие.

Исследования, проведённые в этой области показывают, что музыка улучшает слуховую восприимчивость человека. У музыкантов обработка мозгов звуковых колебаний работает намного быстрее. Это даёт этим людям больше возможностей в областях, где требуется быстрая реакция.

Во время игры на музыкальных инструментах мозг человека должен всегда опережать действия. К примеру когда гитарист играет на гитаре ему нужно знать наперёд какие ставить аккорды и какой аккомпанемент будет в музыкальной композиции на секунды вперёд.

В итоге получается ситуация, когда человеку нужно иметь хорошую синхронизацию с остальными музыкальными инструментами. Когда человек играет соло, это не очень нужно, однако при игре в группе или оркестре нужно держать в голове не только свои партии, но и партии других участников.

Для новичков это задача не выполнимая, даже многих уже опытных музыкантов сложно синхронизировать между собой. Именно этим объясняется особое развитие ума у музыкантов, совершенно непохожее на мозг других людей.

Если взять в рассмотрение другое исследование, то оно показало, что во время игры музыкантами различных импровизации, у них кратковременно отключались части мозга, отвечающие за сознательное мышление. Другими словами, чтобы сыграть какую-либо импровизацию нужно полностью отключить все мысли и поддаться творчеству.

Согласитесь это не под силу каждому человеку. Если взглянуть не на гитаристов, а к примеру на пианистов, то у них тоже, особое развитие ума. В пианино клавиши расположены практически симметрично, и играть надо на нём двумя руками, при этом сознательно деля рабочую часть пианино на 2 части – для правой и для левой руки. Именно поэтому большинство пианистов не имеют доминирующей руки, они владеют в полной мере ими двумя, это опять же дают некую симметрию этим людям.

Симметрия – это прежде всего красиво, поэтому пианисты по-настоящему умеют ценить истинную красоту, они как никто другой знают, что такое эстетика.

Обучение игре на музыкальных инструментах – это однозначно ваш большой жизненный проект, который точно принесёт вам пользу. Однако эта польза будет для каждого отдельного человека различной. Поэтому учитесь слушать музыку правильно, учиться самому играть на каком-нибудь музыкальном инструменте и писать свои музыкальные произведения на тему…

Источник

Невидимая ценность музыки

Читая блоги коллег, друзей, знакомых, часто бывают такие статьи,
которые обязательно хочется отразить и для своих читателей. Настолько они важны
и не требуют доказательств, так как проведено очень много исследований в разных
странах мира. А мы лишь делимся, чтобы снова напомнить, чтобы снова обратить
внимание, чтобы детям и родителям было еще счастливее жить на Земле.

 опубликован материал о пользе игры на музыкальных инструментах. «Что
полезного», – спросите Вы? А давайте узнаем вместе!

сообщение «Уроки музыки со свирелью» , о возможности деткам познакомиться и научиться играть на замечательном
музыкальном инструменте – свирель. В
этом сообщении еще был представлен и видеосюжет Михаила Казиника: «Зачем учить
детей музыке?». В продолжение этой темы, мне бы хотелось представить
высказывания Сусанны Стародубовой, руководителя центра музыкального развития «Камертон» , которые только подтверждают важность и необходимость музыкального образования
детей.  Мне, как преподавателю
фортепиано, эта тема очень близка, и я подписываюсь под каждым словом коллег.

В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном
образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания,
которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь
быть переводчиком – учи языки, юристом – историю. Жизнь заставляет родителей
внушать своим чадам мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к
материальному благополучию и что это сейчас главное.

И действительно, зачем тратить время на музыкальные экзерсисы,
изнурительные как для родителей, так и для маленького маэстро? Хорошо еще, если
выбранный инструмент – фортепьяно. При начальных упражнениях на скрипке или
виолончели смычок играет в основном на ваших и соседских нервах и вызывает не
меньший гнев, чем заунывная песня, к примеру, мартовских котов…

Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап
обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям
музыкальное воспитание
.

Раньше в каждой дворянской семье
детей обучали танцам, верховой езде, искусству каллиграфии, иностранным языкам,
фехтованию, игре на музыкальных инструментах и пению.
Широко известны
сочинения, написанные не профессиональными композиторами, а хорошо
образованными людьми, как, например, русским дипломатом А. С. Грибоедовым,
который помимо дипломатической и писательской деятельности сочинил ряд
прекрасных музыкальных произведений. В музыкальные школы был огромный конкурс,
и принимали туда особо одаренных детей… Те, которые не поступали в школу,
посещали многочисленных частных учителей и через год на семейных праздниках
лихо тарабанили многострадальные польку Глинки и полонез Огинского. Так как
занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей,
но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились
единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым.
Почему?

Игра на музыкальном инструменте делает человека коммуникабельнее,
потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства
композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, в разговоре он
чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы –
он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное
произведение которого он исполняет.

Игра на музыкальном инструменте приучает ребенка к ежедневному труду,
воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции,
дает особое видение окружающего мира. Музыка
учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и
слыша, чувствовать
. Дети, которые играют на музыкальных инструментах,
обычно грамотнее других.

Читайте также:  Рукопашный бой для ребенка польза

Ребёнок идет в десятый класс математической школы и у него обнаружились
блестящие математические способности? Ему некогда больше заниматься игрой на
фортепиано? Но перед тем как он закроет (но не навсегда!) крышку рояля, пусть
скажет ему спасибо! Без музыки он не стал бы тем, кем стал, потому что именно
музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к
ежедневному кропотливому труду. Или же ребёнок внезапно решил забросить занятия
музыкой начал писать хорошие и глубокие, не по возрасту стихи и сочинения?
Скажите, откуда это море эмоций, чувство ритма и образность изложения? Не от
той ли учительницы музыки, которая, бесстрастно отбивая такт, суховато
приговаривала: «Он здесь тоскует, не барабань, играй пиано, а здесь уже
отчаянье – форте, фортиссимо! Слушай музыку, слушай, что хотел сказать
композитор…»

Попробуем конкретизировать сказанное выше и объяснить, как игра на
музыкальных инструментах помогает в усвоении некоторых предметов.

ПРАВОПИСАНИЕ И МУЗЫКА

Если бы способность писать без ошибок зависела только от знания правил,
то правильно писали бы почти все. При нормальном интеллектуальном развитии у
детей часто бывают затруднения в овладении письмом и выражении мыслей из-за
причин, не связанных с дефектами зрения, слуха или какими-либо неврологическими
нарушениями. 

Овладению грамотным письмом
могут мешать
:

– Нарушение пространственного восприятия. 

По статистике, 60% школьников имеют довольно расплывчатые представления
о таких понятиях, как право, лево, внизу, наверху и пр. Не верите? Пусть ваш
ребенок определит, стоя напротив вас, где у вас правая рука, а где левая. Не
справился? Задумался? Значит, в письме он пишет буквы (и цифры) зеркально, например,
«э» вместо «е», или «б» вместо «д», переставляет местами буквы и слоги в слове,
слова в предложении и «заезжает» за поля. По этой же причине он пропускает
буквы и слоги, пишет слитно слова в предложении, а новое предложение с
маленькой буквы. Ребенок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, этих
затруднений не испытает: он твердо усвоил, где правая, где левая рука. Знание
подкреплено наглядностью – перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены
партии левой и правой руки. На фортепьянных нотах, например, верхняя строчка –
правая рука, нижняя – левая, а значит, в ребенке закреплено и такое понятие,
как «вверху-внизу». Знание об интервале и последовательности звуков в аккорде
дополнят его пространственные понятия, а, следовательно, уберут описанные выше
ошибки в письме.

– Кинетические и динамические нарушения
организации движений.

Что это значит? А это значит, что пальчики плохо двигаются сами по себе
и плохо переключаются с одного движения на другое, и от этого все внимание наше
– на пальчики, и пока мы выводим сложную букву «в» и думаем, как бы вслед за
ней не ошибиться в написании не менее сложной «з» и то же в цифрах, школьная
программа уходит далеко вперед. Что, как не упражнения на музыкальных
инструментах, научит двигаться руки и координировать движения пальцев?

– Несформированность связей между слуховым
анализатором и двигательной системой.

Дети не могут воспроизвести на письме правильно услышанную фразу.

Если, например, такому ребенку предложить подсчитать количество
сделанных ударов в заданной вами ритмической структуре, он подсчитает их
правильно, но простучать сам такой же ритм не сможет. Следовательно, он будет
писать неправильную букву вместо правильно услышанного звука, не сможет
соблюдать правил переноса и опять же будет переставлять местами слоги и
пропускать буквы, потому что деление слова на слух на слоги – это деление его
на ритмические единицы.

Игра на музыкальном инструменте сформирует в ребенке чувство ритма и
наладит координацию между слухом и моторикой рук.

Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляются дефекты в написании.
Особенно они видны тогда, когда школьники начинают писать сочинения на заданную
тему. Они не могут выразить развернутую мысль, потому что не способны
оперировать знаками препинания, организовать текст (разбить на абзацы, имеющие
законченное смысловое содержание) и просто не могут облечь свои мысли в
письменную форму. Школьник, умеющий делить на фразы музыкальное произведение,
знающий музыкальную символику, умеющий передать мысли композитора в звуке, легко
справится с этими задачами и в письменной речи!

Игра на музыкальном инструменте учит ребенка не только видеть, но и
воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь.
Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое,
чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную,
ассоциативную. Ребенок, играющий «Осеннюю песнь» Чайковского и как бы видящий в
это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же
ясно представлять все излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать.
Конспектируя материал, он будет его усваивать тоже гораздо лучше, потому что у
него налажена моторная память, то есть связь между мышлением и двигательными
функциями руки. Вы и сами знаете, что иногда какой-нибудь забытый навык
вспоминается больше руками, а не головой. Кроме того, музыка развивает
ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами
искусств…  История знает массу людей,
талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют
способности к другому. 

Леонардо да Винчи был
скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был
первым, кто изучил природу вокального искусства.  Александр
Сергеевич Грибоедов
, русский писатель и дипломат, был еще композитором,
пианистом и органистом. Михаил Иванович
Глинка
прекрасно рисовал.  Эйнштейн играл на скрипке…

Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к
другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка
развивает эмоции, улучшает личностные качества.

Семилетик
2016 г

Источник