И польза и прибыль 6
Бизнес секреты
Давайте вспомним определение рентабельности.
Рентабельность – от слова «rentabel» (доход, польза, прибыль) – зачастую главный экономический относительный показатель эффективности компании. Так как задача любого бизнеса приносить прибыль его владельцу. Соответственно коэффициент отношения прибыли к различным величинам и будет называться рентабельностью.
Чистая прибыль/выручка – рентабельность по прибыли (мы говорим «процент или доля чистой прибыли»)
Валовая прибыль/выручка – рентабельность продаж (мы говорим «маржа»)
Прибыль/чистые активы – доходность на активы. Доходность на активы часто сравнивают с процентом по депозитам. Например, вложил в бизнес 1 млн., через 3 года получил + 1 млн. Чистые активы стали 2 млн. Значит доходность за 3 года 100%.
Примечание: В своих рассуждениях, для простоты понимания, не учитываю прочие экономические показатели (налоги, инфляцию, дисконтирование и т.п.) Этим пусть занимаются профессиональные экономисты. Наша задача постигать азы.
Работая с разными типами бизнеса, вывел для себя примерную таблицу рентабельности разных типов бизнеса по доле чистой прибыли в выручке. Иначе говоря, сколько чистого дохода приносит бизнес владельцу с каждых 100 руб. продаж:
Розничная торговля 1-5%
Оптовая торговля 5-10%
Производство 10-15%
Услуги 15-20%
Доходность выше 20% обычно имеют уникальные компании (в т.ч. технологические лидеры), на уникальных рынках (один магазин на 100 вёрст вокруг), монополии и т.п.
Зная эти проценты, всегда можно понять масштаб чистой прибыли бизнеса. Или оценить, правильно ли ты сам двигаешься в своём бизнесе. Если, например, цех по пошиву одежды продаёт в год на 20 млн. руб. продукции, то его прибыль должна составлять не менее 2-3 млн. руб. Сколько владелец реинвестирует (оставит в обороте), а сколько выплатит на дивиденды, уже зависит от политики компании и собственника.
В будущем обязательно расскажу, сколько нужно оставлять прибыли, чтобы расти, и сколько можно забирать, чтобы бизнес не канул в Лету.
Мы часто заблуждаемся в своей оценке доходности того или иного бизнеса. И что самое обидное, многие предприниматели понимают это слишком поздно, уже потеряв деньги (вложения).
Например, розница, особенно продуктовая, очень конкурентный по ценам рынок, отсюда и «дешёвый», часто азиатский персонал. Никакой большой доли прибыли там не бывает. Для примера приведу цифры крупной и не очень сетей:
ТД Перекрёсток (2018 год) Выручка 879 млрд. руб. Чистая прибыль 6 млрд. руб. Доля прибыли 1%
Сеть Магнолия (2018 год) Выручка 22 млрд. руб. Чистая прибыль 318 млн. руб. Доля прибыли 2%
А вот пример технологической компании. Недавно вышел отчёт по Яндексу:
Выручка «Яндекса» за 2019 год без учета показателей «Яндекс.Маркета» выросла на 39% по сравнению с 2018 годом и составила 175,4 млрд руб. Чистая прибыль показала рост на 6% и достигла 23,5 млрд руб.
И это нам говорит, что данный рынок тоже конкурентный, и рентабельность Яндекса упала!
В 2018 году доходность была 18%, а по итогам 2019 года только 14%.
Часто не всё так красиво, как кажется на первый взгляд.
В следующий раз расскажу «Как и почему снижается прибыльность малого бизнеса».
Буду признателен за рекомендацию «БиЗнес-кухни» коллегам и друзьям. Пересылай статьи, которые нравятся и предлагай подписаться.
Александр Киселёв
Бизнес-консультации info@nsa.info
Telegram-канал “БиЗнес-кухня” @agency_nsa
Услуги для бизнеса на сайте NSA
Для печати (3748 Онлайн Поисковик | ||
Поиск слов по маске например, и/или по определению например, Более сложные запросы >> | ||
Результаты поиска: 3 буквы
4 буквы
5 букв
6 букв
7 букв
8 букв
9 букв
10 букв
11 букв
12 букв
13 букв
14 букв
Количество найденных определений : 31 ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ
|