Хороший урок только на пользу

Молодой учитель истории Моисей Богатырёв уже рассказывал, чего больше всего боялся в первый год работы в школе и как прошёл его первый педсовет. Теперь он набрался опыта и советует, как применять правило светофора, примеры из шутеров (для начала выясните, что это такое!) и добиваться результата.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Когда я только пришёл в школу, у меня возникло три вопроса: как заинтересовать детей, как сделать уроки продуктивными и как успеть подготовить все уроки на неделю качественно. Не то чтобы спустя год работы у меня появились ответы, но размышление над ними принесло плоды. Уже сейчас я могу предложить идеи, которые легко реализовать. Они не требуют особых усилий и упростят учебный процесс за несколько уроков.
Как сделать уроки продуктивными
Классическое мнение в российской школе гласит: если ребёнок молчит и слушает, значит, всё в порядке. Но ведь продуктивность урока определяется не гробовой тишиной, а освоением образовательных результатов.
Что толку от полного молчания в классе, если к концу урока никто ничего не запомнил? Дисциплина гораздо сложнее, чем просто послушание. У спартанцев она включала в себя не только беспрекословное выполнение приказов. Даже дисциплина в армии заключается не только в молчаливом подчинении.
В первую очередь она должна быть управляемой. Шум и гам на уроке — не всегда плохо. Более того, даже беготня по классу может быть полезной. Это зависит от ответа на вопрос «зачем?»: зачем вы хотите добиться тех или иных результатов? Почему вы именно так выстраиваете работу? Таких вопросов при подготовке к уроку я задаю себе очень много. И могу предложить ряд простых рекомендаций для учителей.
1. Установите правило светофора
Всем известные с детства сигналы. В любом регионе мира в любой школе любой ученик сможет объяснить этот базовый принцип ПДД. И это надо использовать на уроке! Светофор — потрясающая идея для налаживания дисциплины в классе. Красный свет означает, что говорит только учитель или выполняется индивидуальное задание. Жёлтый свет означает общение и ответы по очереди (причём учитель тоже не имеет права перебивать ученика!), зелёный свет — для парной или командой работы, он значит настоящую свободу общения. Через 5-6 уроков ученики реагируют на слова учителя в разы быстрее, если не забывать про светофор самому.
2. Возьмите письменное согласие
Потратьте один урок на это: договоритесь с детьми о том, как им будет комфортнее работать. Составьте перечень правил, распишитесь все и повесьте на входе в кабинет. Это будет их и ваша зона комфорта. Ученики быстро считают ваш посыл: у вас в кабинете всегда безопасно.
Помните, что правила нельзя нарушать и вам. Договорились не кричать и не оскорблять — извольте выполнять
Пропишите в правилах наказания за нарушение. Однажды я отменил урок, потому что плохо к нему подготовился (дети сразу меня раскусили, потому что домашнее задание сделали все). И 40 минут они развлекались в классе.
3. Приводите жизненные примеры
В 2018 году мало просто учить детей подчиняться приказам и безропотно выполнять задания по инструкции. Школа должна учить учиться, ставить в жизни цели, учить рефлексии. Всё это кажется многим учителям ненужным, но именно так дети смогут понять, зачем им школа. Ведь для любого предмета и любой темы можно найти понятный и простой пример из жизни школьников. «Как ты собираешься выиграть в Counter-Strike, если не умеешь находить слабые места в стратегии противника?! Давай узнаем, как это делал Наполеон». И это лишь самая очевидная банальность.
Многие действия на уроке уже работают на какие-то навыки, просто этот процесс должен быть осмысленным. Существует список универсальных учебных действий — это самая простая схема грамотных образовательных результатов.
При оглашении темы урока спросите у учеников, что нужно сделать для её освоения. В конце урока порефлексируйте, попросите вспомнить, что вы делали и достигли ли целей. Простые инструменты, для реализации которых не нужны временные затраты. Но, превращая их использование в систему, вы выводите школьное образование на качественно другой уровень.
Как превратить любой урок в интересный
Никаких оговорок: любой урок с гарантией 100% может быть интересным! Дело просто в том, что это понятие для ребёнка состоит из множества мелочей. Их легко может обеспечить учитель.
4. Сделайте уроки комфортными
Детей категорически нельзя оскорблять и унижать. Нужно однозначно уважать личное пространство ученика. Педагог обязан оставить все свои трудности, личные эмоции, злость и грусть за пределами кабинета, либо честно признаться в этом ученикам и отложить урок до лучших времён. Он должен быть в первую очередь человеком, который умеет сопереживать и понимать чувства других.
5. Создайте в классе территорию счастья
Класс — это территория позитива, света, веселья. Приложите все усилия для создания такой атмосферы, тогда ученики сами захотят к вам приходить. Они будут знать, что у вас всегда можно найти поддержку, что в вашем кабинете в них всегда будут верить, что в нём нет места агрессии и злобе.
Поощряйте даже маленькие успехи, в том числе свои. У вас получилось обыграть в шахматы компьютер на сложном уровне? Расскажите детям! Вчера отлично посидели в кафе с друзьями — сохраните эту улыбку и чувства для детей. Они будут видеть в вас пример и стараться соответствовать вашей открытости, искренности и дружелюбию.
6. Используйте разные форматы
Труд не должен быть повинностью, а домашние задания не надо превращать в банальные «вызубри параграф». Урок должен быть разнообразным: пускай ученики ищут ответы на ваши вопросы в роликах, интернете, текстах, картинках. Старайтесь чередовать формы работы: баттл, круглый стол, дискуссия, поле чудес, конспект, смешанное обучение — в интернете можно найти массу фишек.
Используйте элементы геймификации: вместо контрольной сделайте карточки с заданиями и подсказками. За выполнение — плюс балл, за использование подсказок — минус балл. Для «пятёрки» нужно набрать определённое количество баллов. Вместо банального теста можно использовать удачные приложения Kahoot или Quizizz.
7. Продумывайте домашние задания
Домашние задания — бич современной российской школы. Они убивают желание учиться у большинства школьников. Поэтому вместо банального чтения романа предложите детям нарисовать географическую карту: где был главный герой, с кем общался. Вместо пересказа параграфа о древнем человеке предложите придумать сказку о нём.
Ставьте «пятёрку», если будут соблюдены основные условия («орудия труда, образ жизни, искусство»). Составляйте одно домашнее задание на несколько предметов, делайте критерии проверки понятными для учеников. Так вы научите детей воспринимать образовательный процесс серьёзно, а не как повинность.
Как успеть всё это с нагрузкой в 30 часов в неделю
Делать всё это невероятно тяжело не потому, что занимает много времени. Никто и нигде в нашей образовательной системе не стимулирует креативность. Учителя — это брошенная и забытая профессия. Это невероятно печально. Потому что талантов у нас множество, а невероятных учителей ещё больше. В наших силах изменить образовательную систему: сделать её человечнее, светлее, счастливее, продуктивнее, интереснее.
8. Начните с простого
Первое и самое главное — никто не говорит, что уже сейчас надо полностью переделать все уроки. Я начал этот текст с мысли, что большинство идей (как тот же светофор) реализуемы уже завтра без особых усилий, стоит только захотеть и попробовать.
9. Ищите поддержку
Нужно искать её у коллег в школе, у родителей, у администрации. Думаю, если привести серьёзные аргументы каждой стороне, то постепенно у вас появятся сторонники. Сделайте первый шаг, сломите эту стену, боритесь с системой, не дайте скудоумию взять верх над здравыми идеями.
10. Думайте на перспективу
Каждое изменение — заготовка на будущее. Вы сможете использовать большинство наработок по второму, третьему и даже четвёртому кругу.
11. Изучите ФГОС
Проектная деятельность. Попробуйте изучить суть нового отечественного ФГОСа. Она правда полезная. Именно проекты позволяют вывести часть материала в самостоятельное изучение учениками, что сократит работу учителя в несколько раз.
12. Зайдите в поиск
В интернете лежит множество идеальных технологических карт урока, структур и схем для составления занятий и придумывания результатов. Всем этим сокровищем надо уметь пользоваться.
Я в вас верю! Поверьте и вы в себя!
Иллюстрации: Shutterstock (Kit8.net)
Алексей Елисеев · 18 декабря 2019
2,3 K
Никогда, ни на кого не надейся. Надежда всегда умирает, и не важно сразу или потом. Лучше всегда иметь запасной вариант. Даже близкие люди могут ответить отказом на вашу просьбу.
Автор одноименного канала на Яндекс.Дзен
https://zen.yandex.ru/prostoslozhno
В чем кого осудишь – в том и сам побудешь”. У меня – буквально так.
Мне очень быстро “прилетает” бумеранг, за что я очень благодарна Всевышнему! Стараюсь не обижать и помогать людям хотя бы в чем-то мелком. Но, если где-то повредничаю – очень скоро получу “ответочку” с неожиданной стороны. Причем, я не ропщу – знаю, что “накосячила” сама, а потому все верно.
Главный редактор литературного журнала Покет-Бук
За любое благо всегда приходится платить равнозначную цену. Иногда удается избежать платежа. Тогда кредит с процентами выплачивают потомки. Думаю, Вы понимаете, что я сейчас не о деньгах говорю.
В правильности каких банальных истин вы убедились в процессе жизни?
Молчание – золото. Сколько было неприятных, болезненных ситуаций, виной которым была моя болтливость и только она. Где-то прочитала, что “если хочешь кому-нибудь что-то рассказать, подумай, готов ли ты видеть это на первой полосе в газете”. Отдаёт ванилью, но если разделить на три, то все так.
P.S. Имеется в виду не рекомендация не выражать своё мнение в принципе, а рекомендация не рассказывать лишнего.
Прочитать ещё 20 ответов
Вам 21-23 лет. Каковы ваши достижения в жизни? Что важного вы успели сделать? Поделитесь?
Уверен, что тут ещё будет много историй от людей, которые чего-то в этом возрасте уже достигли, но это явно не мой случай. Так что сейчас будет немного грустно и больно.
К 22 годам я не достиг ровным счётом ничего. Виною всему мои лень и нерешительность. Где-то просрал возможность, где-то побоялся сделать нужный и правильный шаг.
В школе я вплоть класса до девятого был отличником. Моя мама и учителя возлагали на меня большие надежды и искренне верили в моё большое и светлое будущее, но в итоге я всё просрал, увлёкшись видеоиграми и бухичами с никчёмными людьми, одним из которых мне, как выяснилось, предстояло стать. Закончилось всё тем, что я ушёл в шарагу после девятого класса (hahaha, classic) и поступил на технолога общественного питания. Шарагу я закончил, но интереса к профессии у меня никакого не было. Понял я это к середине третьего курса, когда уходить куда-то уже было поздно и нецелесообразно. В итоге кое-как защитил диплом на четвёрку и отправился прямиком во взрослую жизнь.
Собссна, за два года этой самой взрослой жизни после окончания шараги я сделал лишь несколько вещей: откосил от армии полностью своими силами, без каких-либо денежных вливаний с чьей-либо стороны и знакомых в военкомате; успел поработать на нескольких работах (хотя я работал кое-где и во время учёбы своей), попробовал переехать в Питер, что успехом, разумеется, не увенчалось: я вернулся в своей родной город спустя полгода и сейчас уже второй месяц пытаюсь устроиться на работу, живя естественно с мамкой под одной крышей, чувствуя себя ещё более жалким. Такие вот пироги.
В общем, не мне кого-либо учить, но по возможности старайтесь всё-таки не быть мной.
Прочитать ещё 5 ответов
С чего вы начинали менять свою жизнь? Какие преграды были у вас на пути и как вы их преодолели?
23 года. Родом из Сибири, живу во Вьетнаме. Книголюб. Любитель порассуждать…
У меня был похожий момент. Когда достало все: толком не могла закрепиться за одним местом работы, меняла их как перчатки.. Жилья своего не было, к семье особо не привязана ( ну не из тех я людей, кто звонит маме и рассказывает обо всем, что произошло за день. Жива-здорова? Хорошо). Окончательно я поняла, что надо что-то менять, когда на день рождения мне удалось чуть ли не силой пригласить всего лишь одну подругу… В итоге я собралась за 10 дней и со своей старой знакомой уехала жить во Вьетнам, к морю. Не буду рассказывать о жизни здесь, не к теме вопроса это.. Но жизнь поменялась. Появились друзья, появилась личная жизнь, появилась стабильная работа. С одной стороны, это выглядело как побег. То ли от самой себя, то ли от места.. Может быть. Может иногда действительно надо себе давать передых от обычный жизни? Может просто “замыливается” глаз при своем взгляде на жизнь, и нужно посмотреть на другое, чтобы старая обрела новые штрихи…
На самом деле, жизнь поменять несложно) главное, решиться..)
Прочитать ещё 9 ответов
Я знаю, что меня читают не только мои коллеги-переводчики, но и коллеги-репетиторы. Поэтому в преддверии учебного года хочу поделиться своим опытом о том, как сделать урок более полезным и увлекательным для обеих сторон.
!!Про репетиторство для ЕГЭ будет отдельный пост, а мои подсказки более универсальны – подойдут и для взрослых, и для юных учеников. Даже если вы просто делаете с ребенком школьную домашку и прорешиваете учебник, вам будет полезен данный пост. Иногда хватает одной новой мысли, чтобы изменить подход к работе в лучшую сторону.
1. Да здравствует цель
Артикулируйте цели. Если ученик пришёл к вам с желанием “подтянуть испанский”, то сделайте из этого что-нибудь более боевое. Хотя бы “подтянуть испанский до уровня С1”. Есть адекватная цель – есть вменяемая мотивация (про адекватные цели – тут).
2. Обратная связь
Требуйте обратной связи и честности. Спрашивайте напрямую или раздавайте своим ученикам анкеты (Что нравится/не нравится? Чего должно быть больше/меньше?). Скажу сразу – то, что прилетит вам в ответ, не всегда вас порадует. И вы не всегда будете согласны с мнением ученика. Но это мнение полезно знать в любом случае. Оно может указать вам на ваши слабые стороны как преподавателя, над которыми надо работать, а также раскрыть истинные ожидания ваших подопечных. В общем, обратная связь – помощь в анализе вашей работы и отличный инструмент для самосовершенствования. Да и ученики чувствуют большую вовлеченность в процесс и серьезнее начинают относиться к обучению.
3. Разнообразие
Не забывайте о четырёх аспектах изучения языка – чтение, говорение, письмо и аудирование. Если не удаётся “прокачать” все аспекты за одно занятие, следующий урок начинайте с тех аспектов, до которых в прошлый раз не дошли руки. И устраивайте “разгрузочные” дни. Если вы на каждом уроке занимаетесь грамматикой, то сделайте один урок вообще без грамматических упражнений. Этот пункт отвечает скорее за душевное спокойствие ваших учеников. Во-первых, ему не скучно, во-вторых, он чувствует, что у него всё под контролем.
4. Кнут и пряник
У наших учеников есть сильные и слабые стороны. Нельзя забывать ни о первых, ни о вторых. Слабые требуют большего внимания, и на них уходит больше сил и нервов, но именно прогресс в проблемных вопросах даёт человеку настоящее вдохновение. То, что даётся сложно, предлагаю переместить в середину занятия, а в конце делать то, что даётся легче всего. Тут хочется сказать и про обратную связь от вас. Говорите открыто: вот тут не очень, а вот тут молодец. Всегда подчёркивайте прогресс, даже минимальный (“Сегодня вы ни разу не забыли про окончание -s!”), подводите итоги и стройте планы.
5. Что-то новое
Придумывайте новые задания, ищите необычные тексты, пробуйте разное. Рутина отравляет не только жизнь, но и уроки. Иногда важно поместить своего ученика в небольшую стрессовую ситуацию, немного адреналина на уроке – только на пользу.
6. Что-то интересное
Учитесь выбирать тексты, которые будут интересны и вам, и вашему ученику или – как минимум – одному из вас. Узнавайте о его интересах, хобби, мечтах. Пусть ему будет интересно! Но и про себя не забывайте – делитесь с учениками текстами или видео, которые кажутся вам самим занятными. Пусть урок будет отчасти дружеским обменом новостями.
7. Учитесь чувствовать
Кто мой ученик? Чего он хочет? Какой он человек? Любит ли творческие задания? Кажется, тексты на эту тему ему не очень приятны? Развивайте эмпатию. Чувствуйте настроение. Умейте поддерживать в трудные минуты. Учитесь быть другом, не забывая при этом о своей учительской миссии.
Хочу верить, что напомнила вам о каком-то важном моменте, о котором вы раньше не думали. Или подтолкнула к новой идее, которую вы теперь опробуете на своем уроке.
Ваша Ксения Шашкова
Я в Телеграме:
Канал о переводе и языках – https://t.me/vinegretdushi
Канал для изучения немецкого – https://t.me/alles_klar
В марте этого года мы предложили нашим пользователям ответить на вопросы исследования «Идеальный урок». Более 500 педагогов приняли в нем участие, и сейчас мы готовы познакомить вас с результатами исследования. Итак, возможен ли идеальный урок? Кто способен его провести? А нужно ли?
Первым в исследовании стал вопрос «Может ли урок быть идеальным?»
Может ли – потому что любой педагог хорошо знает, что при всём стремлении к идеальности урока в реалиях педагогической практики необходимо понимать и принимать во внимание очень большое количество факторов, влияющих на то, как урок пройдет. Но, несмотря на то, что ответов для выбора на этот вопрос с утверждением «не может» было предложено всего два, а с утверждением «может» – пять, «не может» ответили 60, 5 процента участников.
Почему так произошло, участники исследования пояснили своими ответами:
– Идеал может быть в любом деле. Но это понятие умозрительное, а не реальное, тем более, если речь об уроке. Идеал достижим в асимптотическом приближении;
– Многое здесь зависит от вдохновения. Ведь это творчество;
– Идеальный урок – это урок, которого нет, но функция его выполняется.
И уж совсем неожиданно:
– Идеальный урок?!…по-моему это скучно.
Затем мы предложили ответить на вопрос «Кто может провести идеальный урок?»
Ответ «учитель» безоговорочно взял верх. Участники исследования оставили кому-то, кто кроме учителей может провести идеальный урок, только 1 процент ответов.
В своих ответах несколько участников сошлись во мнении, что «Никто не сможет», даже пояснили: «всегда есть к чему придраться (со стороны проверяющих особенно)». А вот куда отнести такой ответ: «идеальный учитель с идеальными учениками в уникальном месте в уникальное время по уникальному предмету…», к «кто-то может» или к «никто не может» представляем решать вам, наши читатели.
Что должно присутствовать в идеальном уроке? Таким был следующий вопрос.
Конечно, мы предложили только некоторые из очень большого числа возможных ответов, рассчитывая, что участники исследования дополнят этот список:
Дополнение было емким:
– Всё;
– Главное, чтобы гармонично все сочеталось: и цели, и содержание, и форма, и настроение детей, и настроение учителя.
Конечно же, мы не могли оставить без внимания и такой вопрос: чего в идеальном уроке не должно быть?
Вот как ответили участники исследования:
Дополнений, данных в своих ответах, к этому вопросу было много. Среди них:
– Показухи, безразличия, искусственности, равнодушного отношения к своей работе:
– Шаблонов, большого количества заданий, перегруженности информацией, бесполезной траты времени, отсутствия результата;
– Авторитарной позиции учителя, психологического давления на участников педагогического процесса, отрицательно эмоциональных реакций учителя
– Скуки, тусклых глаз детей и педагога.
Ответ же «Контрольная работа также может быть идеальным уроком, на которой возможно творчество ученика!» нас очень порадовал!
Нельзя было не спросить и о том, каким должен быть результат идеального урока?
Ответы респондентов распределились в пользу деятельностной составляющей урока и личностных результатов:
Это же в целом поддержали и те, кто выбрал вариант своего ответа:
– Каждый учащийся поднимется на свою персональную «ступеньку» успеха на этом уроке.
А вот этот ответ вряд ли будет принят как результат урока, но как хочется, чтобы он всегда, пусть где-то в памяти, хотя бы у учителя, был:
– Люди должны стать лучше…
Кто должен определять, был ли урок идеальным?
Мы предложили участникам исследования выбрать из тех, кто чаще всего дает оценку всему, что происходит в школе. Более 95 процентов участников исследования указали тех, кто присутствует на уроке.
Дополнения были такими:
– Определять может любой. Но всякая подобная оценка будет субъективна;
– Это сложный вопрос. Как с произведением искусства. С одной стороны урок должен признать, кто-то, кто в этом разбирается, как эксперт. С другой стороны, он не должен оставить равнодушным зрителей. В то же время, он может быть не понят. Учитель, скорее всего, обязательно захочет в нем что-то переделать. Урок могут не понять, даже при том, что он для кого-то идеален;
– Бог, как образец Идеального;
– Идеальные представители сферы образования;
– Время покажет;
– Этого делать не стоит.
Учитывая, что представления об идеальном уроке есть практически у каждого, нельзя было не спросить: должны ли (могут ли) совпадать представления об идеальном уроке у учителя, учеников, их родителей, администрации?
Ответов было предложено два, если кратко, то «да» и «нет».
В своих мнениях участники исследования дали более общую формулу ответов: «Нет, не должны. Но могут совпадать» и пояснили: «У каждого всегда есть свое мнение об идеальности», «Достичь единого представления на текущий момент невозможно».
Хочется поблагодарить участников нашего исследования за активное участие и доброе отношение, согласиться с комментарием Анисы Ахатовой: «Идеальный урок, можно считать, когда твои ученики услышав звонок, восклицают: “ууу, звонок! Давайте продолжим!”» и вместе с Сергеем Шуруповым пожелать всем творческих успехов.
А также напомнить, что 20 апреля в 16.00 на Педсовете состоялся вебинар, на котором мастер ТРИЗ Анатолий Гин рассказал о своем представлении об идеальном уроке. Зарегистрированные пользователи получат бесплатный сертификат.