Хадисы о пользе знания и в

Хадисы о пользе знания и в thumbnail

ВАЖНОСТЬ И ЦЕННОСТЬ ИСЛАМСКИХ ЗНАНИЙ

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим!
Всякая хвала Всевышнему Аллаху, научившему людей тому, чего они не знали. Благословение (салават) и приветствие (салям) Пророку Мухаммаду, которого Аллах послал Учителем для всех людей, а также его роду и сподвижникам, являющимся светилами, следуя которым люди оказываются на верном пути.

Для человека нет большего несчастья, чем необучение исламским наукам. И нет большей бедности, чем невежество. Тем не менее большинство мусульман сегодня довольствуется своим невежеством.
Ислам – это путь, указанный Всевышним Аллахом. Это единственный путь, ведущий человечество к счастью в обоих мирах. А знания – это душа Ислама. Подобно тому, как тело без души разлагается, и Ислам без знаний приходит в упадок. В хадисе говорится: «Знания – это душа Ислама и опора религии»
(Абу Шайх).

Дорогие братья и сестры, недруги Ислама пользуются недостаточностью исламских знаний у большинства мусульман. Наше оружие – Коран, хадисы, Шариат – они используют против нас же. Вырывая из контекста аяты Корана и хадисы, приводя их не к месту и не ко времени, они используют их для «подтверждения» своих убеждений, внушая людям, будто Коран и хадисы на их стороне. Ныне сектанты издают и распространяют среди мусульман разные листовки и брошюры, составленные таким образом.

Дорогие братья и сестры, обратите внимание на то, какое большое значение придавал Посланник Аллаха (салляллаhу алейхи ва саллям) приобретению знаний. Для нас должно быть достаточно только одного хадиса Пророка (салляллаhу алейхи ва саллям), который гласит:

«Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки».

(Табрани, Байхаки и другие). Но приобретать знания, стремиться к ним нас призывает не один этот хадис, а сотни хадисов. Приведу смысл лишь некоторых из них.
«Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (то есть знанием) религии».

Это достоверный хадис, рассказанный Му‘авиятом и приводимый Бухари, Муслимом и другими. Из этого хадиса следует, что те, кто приобретает знания, – это люди, которых Аллах одарил особым благом.
«О люди, знания приобретаются в результате стремления к ним».

(Табрани). То есть, чтобы стать обладателями знаний, необходимо стремиться к ним, проявлять старание.

“Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай”.

Достоверный хадис, приводимый Муслимом, Хакимом, Тирмизи и другими.
«…Поистине, и ангелы проистирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям».(Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие).

«Если искатель знаний встретит смерть в поисках знаний, то он умирает шахидом». (Табрани, Баззар).

“Добро пожаловать, искатель знаний”, – с такими словами окружают ангелы того, кто стремится к знаниям. Затем ангелы встают друг на друга, и так они доходят до ближайшего неба, выражая любовь к знаниям, к которым тот стремится».

Достоверный хадис, приводимый имамом Ахмадом, Табрани, Хакимом, Ибну Маджихом и другими.
«Кто умрет, будучи в поисках знаний, тот встречается с Аллахом на таком уровне, при котором между ним и пророками остается лишь одна ступень».

Хадис приводит Табрани в книге «Авсат».
«Какой бы раб [Божий] ни находился в поисках знаний, эти его поиски становятся искуплением его грехов, совершенных ранее».(Тирмизи, Табрани).

«Никто не приобретал ничего ценнее знаний, что наставляет человека на путь истины и оберегает его от [всего] пагубного».
(Табрани).
«О Абу Зар, выучи с утра один раздел науки и следуй полученным знаниям – это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов».

Хадис приводит Ибну Маджих с красивым иснадом.
«Нет пользы от мира сего и от всего, что в нем, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также кроме алима и учащегося».

(Красивый хадис, приводимый Тирмизи, Байхаки, Ибну Маджихом и другими).
«Кто бы ни изучил один раздел науки с тем, чтобы обучить этому других, тот получит воздаяние, равное воздаянию семидеся

Источник

Хадисы о пользе знания и в

Энциклопедия пророческой Сунны

Глава 241. О достоинстве знания (1376-1392 хадисы)

Аллах сказал: … и говори: «Господь мой, прибавь мне знания!»

Аллах Всевышний сказал: 

— … и говори: «Господь мой, прибавь мне знания!» («Та ха», 114)

Всевышний также сказал: 

— Скажи: «Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают?» («Толпы», 9)

Всевышний также сказал: 

— Аллах возвысит (на много) ступеней тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание. («Препирательство», 11)

Всевышний также сказал: 

— … боятся Аллаха из рабов Его только знающие. (« Создатель», 28)

Комментарии и толкования

1376. Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага

1376 — Сообщается, что Му`авийа, да будет доволен им Аллах, сказал: 

— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага». (Аль-Бухари 71; Муслим 1037)

Комментарии и толкования

1377. …и человеку, которому Аллах даровал мудрость и который судит сообразно ей и передаёт её (другим)

1377 — Передают со слов Ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: 

— Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность без остатка потратить его на должное, и человеку, которому Аллах даровал мудрость и который судит сообразно ей и передаёт её (другим). (аль-Бухари 73, Муслим 816)

Комментарии и толкования

1378. Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю обильному дождю

1378 — Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: 

— Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) её была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям. (аль-Бухари 79, Муслим 2282)

Читайте также:  В чем польза собаки для ребенка

Комментарии и толкования

1379. И клянусь Аллахом, поистине, (если) Аллах через тебя выведет на прямой путь (хотя бы) одного человека, это будет для тебя лучше (обладания) красными верблюдами

1379 — Передают со слов Сахля бин Са`да, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал Али, да будет доволен им Аллах: 

— И клянусь Аллахом, поистине, (если) Аллах через тебя выведет на прямой путь (хотя бы) одного человека, это будет для тебя лучше (обладания) красными верблюдами! (аль-Бухари 4210, Муслим 2406)

Комментарии и толкования

1380. Передавайте (людям то, что вы услышите) от меня, даже если (речь будет идти только) об (одном) аяте

1380 — Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: 

— Передавайте (людям то, что вы услышите) от меня, даже если (речь будет идти только) об (одном) аяте, и рассказывайте (то, что вы услышите от меня,) об израильтянах (, ибо) нет в этом греха, а тот, кто намеренно возведёт на меня ложь, пусть (приготовится) занять своё место в огне. (Аль-Бухари 3461)

Комментарии и толкования

1381. Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах (за это) облегчит путь в рай

1381 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: 

— Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах (за это) облегчит путь в рай. (Муслим 2699)

Комментарии и толкования

1382. Призывавший к правильному пути получит награду, подобную наградам тех, кто последовал за ним, что не уменьшит их (собственных) наград ни на йоту

1382 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: 

— Призывавший к правильному пути получит награду, подобную наградам тех, кто последовал за ним, что не уменьшит их (собственных) наград ни на йоту. (Муслим 2674)

Комментарии и толкования

1383. Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него

1383 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: 

— Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него. (Муслим 1631)

Комментарии и толкования

1384. Проклят мир этот и проклято всё, что в нём есть, кроме поминания Аллаха Всевышнего, и того, что Ему угодно, и знающего и обучающегося

1384 — Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: 

— Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Проклят мир этот и проклято всё, что в нём есть, кроме поминания Аллаха Всевышнего, и того, что Ему угодно, и знающего и обучающегося». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи 2322, который сказал: «Хороший хадис»).

Комментарии и толкования

1385. Отправившийся на поиски знания будет (пребывать) на пути Аллаха, пока не вернётся обратно

1385 — Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: 

— Отправившийся на поиски знания будет (пребывать) на пути Аллаха, пока не вернётся обратно. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи 2647, который сказал: «Хороший хадис»).

Комментарии и толкования

1386. Верующий никогда не насытится благом, пока не достигнет рая

1386 — Передают со слов Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: 

— Верующий никогда не насытится благом, пока не достигнет рая. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи 2686, который сказал: «Хороший хадис»).

Комментарии и толкования

1387. Превосходство знающего над поклоняющимся подобно моему превосходству над нижайшим из вас

1387 — Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: 

— Превосходство знающего над поклоняющимся подобно моему превосходству над нижайшим из вас.

А потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: 

— Поистине, Аллах, и ангелы Его, и обитатели небес и земли, и даже муравей в своей норке и даже кит (в море) призывают благословения на тех, кто обучает людей благому! (Этот хадис приводит ат-Тирмизи 2685, который сказал: «Хороший хадис»).

Комментарии и толкования

1388. Тому, кто вступил на (какой-нибудь) путь, желая (обрести) на нём знание, Аллах облегчит путь в рай, и, поистине, ангелы непременно будут возлагать свои крылья на искателя знания, выражая своё удовлетворение тем, что он делает

1388 — Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: 

— Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тому, кто вступил на (какой-нибудь) путь, желая (обрести) на нём знание, Аллах облегчит путь в рай, и, поистине, ангелы непременно будут возлагать свои крылья на искателя знания, выражая своё удовлетворение тем, что он делает, и, поистине, прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже киты в воде! (Что же касается) превосходства знающего над поклоняющимся, то оно подобно превосходству луны над прочими небесными светилами, и, поистине, обладающие знанием являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрёл его, достался великий удел. (Абу Дауд 3641; ат-Тирмизи 2682)

Комментарии и толкования

1389. Да порадует Аллах (того) человека, который услышит от нас что-либо и передаст это (другому именно) так, как он это услышал, ведь может статься, что тот, кому передадут (что-нибудь), усвоит (это) лучше слышавшего

Читайте также:  Польза пчелиного подмора на спирту

1389 — Сообщается, что Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал: 

— Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Да порадует Аллах (того) человека, который услышит от нас что-либо и передаст это (другому именно) так, как он это услышал, ведь может статься, что тот, кому передадут (что-нибудь), усвоит (это) лучше слышавшего». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи 2657, который сказал: «Хороший достоверный хадис»).

Комментарии и толкования

1390. Того (человека), у которого просили о знании и который его утаил, в День воскресения взнуздают огненной уздой

1390 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: 

— Того (человека), у которого просили о знании и который его утаил, в День воскресения взнуздают огненной уздой. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи 2649, который сказал: «Хороший достоверный хадис»).

Комментарии и толкования

1391. …чтобы благодаря (этому знанию) добиться осуществления какой-нибудь из мирских целей, в День воскресения не ощутит благоухания рая

1391 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: 

— Стремившийся к приобретению (такого) знания, которого (следует искать) ради лика Всемогущего и Великого Аллаха, только для того, чтобы благодаря (этому знанию) добиться осуществления какой-нибудь из мирских целей, в День воскресения не ощутит благоухания рая. (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд 3664).

Комментарии и толкования

1392. Поистине, Аллах не станет забирать знание (, просто) лишая (его людей), но будет Он забирать (это знание), забирая (к Себе) знающих

1392 — Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: 

— Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, Аллах не станет забирать знание (, просто) лишая (его людей), но будет Он забирать (это знание), забирая (к Себе) знающих, а когда не оставит Он (ни одного) знающего, люди станут выбирать себе невежественных руководителей, к которым будут обращаться с вопросами, а они будут выносить решения, не обладая знанием, (в результате чего) сами собьются с пути и введут в заблуждение (других)». (Аль-Бухари 100; Муслим 2673)

Комментарии и толкования

Источник

1. Абу Дарда (радиаллаху ‘анху) передает: «Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:

مَنْ سَلَكَ طَرِيقًا يَطْلُبُ فِيهِ عِلْمًا سَلَكَ اللّٰهُ بِهِ طَرِيقًا مِنْ طُرُقِ الْجَنَّةِ وَإِنَّ الْمَلَائِكَةَ لَتَضَعُ أَجْنِحَتَهَا رِضًا لِطَالِبِ الْعِلْمِ وَإِنَّ الْعَالِمَ لَيَسْتَغْفِرُ لَهُ مَنْ فِي السَّمٰوَاتِ وَمَنْ فِي الْأَرْضِ وَالْحِيتَانُ فِي جَوْفِ الْمَاءِ وَإِنَّ فَضْلَ الْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِ كَفَضْلِ الْقَمَرِ لَيْلَةَ الْبَدْرِ عَلَى سَائِرِ الْكَوَاكِبِ وَإِنَّ الْعُلَمَاءَ وَرَثَةُ الْأَنْبِيَاءِ وَإِنَّ الْأَنْبِيَاءَ لَمْ يُوَرِّثُوا دِينَارًا وَلَا دِرْهَمًا

«Если кто-то выйдет в путь, стремясь обрести знания, того Аллах направит на одну из дорог Рая. Ангелы, довольные человеком, ищущим знания, простирают над ним свои крылья. И все на небесах и на земле просит прощение за ученого, даже рыбы под водой. Превосходство ученого над поклоняющимся (абид) подобно превосходству полной луны над остальными ночными светилами. Ученые – наследники пророков. Поистине, пророки не оставляют после себя ни динаров, ни дирхемов, а оставляют знание. И кто возьмет его, тот возьмет великую долю». (Абу Дауд, ‘Ильм, 1/3641; Тирмизи, ‘Ильм, 19/2682. Отдельно см. Бухари, ‘Ильм, 10; Ибн Маджа, Мукаддима, 17).

2. Абу Умама (радиаллаху ‘анху) передает: «Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:

فَضْلُ الْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِ كَفَضْليِ عَلَى أَدْنَاكُمْ

«Превосходство ученого над поклоняющимся (абид) подобно моему превосходству над тем из вас, кто на самом низком уровне».

Потом Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:

إنَّ اللّٰهَ وَمَلَائِكَتَهُ وَأَهْلَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرَضِينَ حَتَّى النَّمْلَةَ فِي جُحْرِهَا وَحَتَّى الْحُوتَ لَيُصَلُّونَ عَلَى مُعَلِّمِ النَّاسِ الْخَيْرَ

«Поистине, Всевышний Аллах, Его ангелы, все живое на небесах и на земле, даже муравьи в своих норах и рыбы просят благословения тому, кто учит людей добру». (Тирмизи, ‘Ильм, 19/2685).

3. Анас бин Малик (радиаллаху ‘анху) передает:

كَانَ أَخَوَانِ عَلَى عَهْدِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَكَانَ أَحَدُهُمَا يَأْتِي النَّبِيَّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَالْآخَرُ يَحْتَرِفُ فَشَكَا الْمُحْتَرِفُ أَخَاهُ

«Во времена Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) жили два брата. Один из них (чтобы обучаться знанию) приходил к Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), другой зарабатывал деньги ремеслом. Однажды работающий брат пожаловался на другого Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: 

لَعَلَّكَ تُرْزَقُ بِهِ

«Может быть, и ты по его благословению находишь работу и пропитание». (Тирмизи, Зухд, 33/2345).

4. Абу Са’ид аль-Худри (радиаллаху ‘анху) передает: «Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:

لَنْ يَشْبَعَ الْمُؤْمِنُ مِنْ خَيْرٍ يَسْمَعُهُ حَتَّى يَكُونَ مُنْتَهَاهُ الْجَنَّةَ

«Правоверный не удовлетворит свою жажду получения блага (знания), пока его концом не будет Рай». (Тирмизи, ‘Ильм, 19/2686).

Комментарии

Знание (‘ильм), являющееся одним из атрибутов (сыфат) Всевышнего Аллаха, по отношению к Его рабам применяется аллегорически. Какую долю раб Аллаха возьмет из Его атрибута знания, таковы будут и его превосходство и достоинство.

Нет какой-либо системы до Ислама, которая бы придавала такое значению знанию. В нашей священной книге Коране сотни раз повторяется слово «знание» (‘ильм) и близкие ему по значению слова. От человека требуется познать своего Господа, изучать Коран и Сунну, приобретать знания, приводящие к благу в этом мире и будущем. Так воздается хвала людям знания:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قِيلَ لَكُمْ تَفَسَّحُوا فِي الْمَجَالِسِ فَافْسَحُوا يَفْسَحِ اللَّهُ لَكُمْ وَإِذَا قِيلَ انشُزُوا فَانشُزُوا يَرْفَعِ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجَاتٍ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ

«Аллах возвышает степенью тех из вас, которые веруют, а также тех, которым даровано знание. Аллах ведает о том, что вы вершите» (аль-Муджадаля, 58/11).

إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ غَفُورٌ

«Боятся Аллаха из числа Его рабов только те, которые знают [истину]» (Фатыр, 35/28).

وَتِلْكَ الْأَمْثَالُ نَضْرِبُهَا لِلنَّاسِ وَمَا يَعْقِلُهَا إِلَّا الْعَالِمُونَ

«Эти притчи Мы рассказываем людям, но постигают их [смысл] только обладающие знанием» (аль-Анкабут, 29/43).

Всевышний Аллах повелел нашему досточтимому Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) молиться о преумножении только знания. Ни о чем другом, кроме знания, не было приказано просить «преумножь».

Читайте также:  Вода с лимоном польза и вред пить днем

В священном аяте говорится:

وَقُلْ رَبِّ زِدْن۪ي عِلْمًا

«… и говори: «Господи! Умножь мне знание» (Та-ха, 20/114).

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в приведенных нами хадисах сообщает много доброго для тех, кто ищет истинное знание. А сколько есть еще других хадисов, где говорится о превосходстве знания и тех, кто его ищет. Вот еще несколько из них:

«Человек, вышедший в путь для получения знаний, до тех пор пока не вернется домой, находится на пути Аллаха». (Тирмизи, ‘Ильм, 2/2647).

«Если кто-то умрет, обучаясь знаниям, которыми он хотел оживить Ислам, то в Раю его место всего на одну степень ниже пророков». (Дарими, Мукаддима, 32).

«Не следует завидовать никому, кроме (обладающих) двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство, и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость, и который поступает сообразно ей и передает ее (другим)». (Бухари, ‘Ильм, 15; Закят, 5; Ахкам, 3; Муслим, Мусафирин, 268).

«Когда Аллах хочет блага для человека, Он делает его факихом (знатоком тонкостей) в вопросах веры». (Тирмизи, ‘Ильм, 1/2645).

Пророки Аллаха (алейхимуссалям) оставляли в наследство людям не мирское богатство, а знание. А богатство, которым они обладали, использовали для своей общины. Ученые Ислама, чтобы обрести это наследие и услышать от передатчика один-единственный хадис, совершали многомесячные путешествия. Своим законом они сделали слова Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Мудрое слово – находка для правоверного, где бы он ни нашел, следует взять его». (Тирмизи, ‘Ильм, 19/2687; Ибн Маджа, Зухд, 15).

Наши ученые считали, что, получив знания, передавать их другим – самая лучшая милостыня (садака). (Ибн Маджа, Мукаддима, 20). И, обременяя себя на этом пути многими трудностями, они развивали знание и донесли его до нас.

Человек, обладающий знанием, приносит пользу не только себе, но и другим. Чтобы поддерживать свою жизнь, люди нуждаются в еде и питье. Точно так, чтобы поддерживать жизнь своей веры и обрести спасение, они нуждаются в знании. Потому что правильное выполнение поклонений и служения связано со знанием. Внимая словам ученого, духовно мертвые сердца оживают. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), поощряя мусульман посещать собрания ученых, сказал так:

«Мудрый Лукман учил своего сына: «Посещай собрания ученых (и познавших истину арифов)! Внимай словам мудрецов! Потому что Всевышний Аллах, подобно тому как мертвую землю оживляет дождем, мертвые сердца оживляет светом мудрости (хикмат)». (Хайсами, I, 125).

Так как ученый призывает людей к знанию и благим делам, он получает награду (саваб) за совершенное ими добро. Так, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:

«Кто обучает знанию других, тот получит награду, как тот, кто совершает деяния в соответствии с полученным знанием. При этом награда совершающего деяния нисколько не уменьшится». (Ибн Маджа, Мукаддима, 20).

Как и люди, другие создания на земле получают пользу от знания ученого. Ибо люди, исправив свой нрав благодаря полученным у ученого знаниям, ко всему сущему будут относиться с милостью, милосердием и любовью. И это станет причиной того, что все живые создания обретут мир, и на всей земле воцарится божественное благоденствие. Поэтому все сущее молится об ученом и просит простить его. Даже ангелы чтят ищущего знания, проявляют смирение перед ним и спешат ему на помощь.

Всевышний Аллах облегчает дела тем из Своих рабов, которые, чтобы служить религии и людям, получают знания. Он дает им ризк, откуда они не ожидают. Тот, кто оказывает помощь ученым, получит награду в этом мире и будущем. Может быть, и те, кто занят обретением мирского богатства, процветают благодаря благословенности той помощи, которую они оказывают обретающим знание.

В четвертом приведенном нами хадисе знание определяется как благо, ведущее человека в Рай.

Знание является самым лучшим из благ по той причине, что оно направляет человека к поступкам, которые приближают его к Всевышнему. Поэтому разумный мусульманин, до тех пор пока не войдет в Рай, не перестанет искать знаний и поступать в соответствии с ними. Он понимает, что это знание направляет человека в Рай. Знает, что это великое благо, потребность в котором будет всегда.

Так, Абдуллах бин Мас’уд (радиаллаху ‘анху) дает такой совет:

«Пока не исчезло, крепко ухватитесь за знание. Исчезновение знания – это исчезновение ученых. Ухватитесь за знание, потому что человек не знает, когда оно ему может понадобиться». (Дарими, Мукаддима, 19).

Невежество – начало всех зол и заблуждений. Даже неверие (куфр) и многобожие (ширк) берут начало в невежестве. Поэтому Всевышний повелел:

فَلَا تَكُونَنَّ مِنَ الْجَاهِلِينَ

«Так не будь же невеждой!» (аль-Ан’ам, 6/35).

وَأَعْرِضْ عَنِ الْجَاهِلِينَ

«… не водись с невеждами!» (аль-А’раф, 7/199).

Но нужно обратить внимание и на то, что знание, которое так восхваляется в аятах и хадисах, это, в первую очередь, знание Аллаха, аятов, религии и мира вечного. Т.е. постижение истины. Это знание приведет человека от сотворенного к Творцу. Такие науки, как физика, химия и т.д., если их изучают и преподают должным образом, приведут человека к Аллаху. Другие же науки, которые всего лишь занимая разум, не постигают истины сотворенного, которые ограничиваются изучением очевидных и видимых явлений, не есть знание. Другой способ познания не означает постижения чего-либо своим разумом, а означает всего лишь попытку разрешить тайны и загадки мироздания.

Всевышний Аллах описывает знающих таким образом:

أَمَّنْ هُوَ قَانِتٌ آنَاءَ اللَّيْلِ سَاجِدًا وَقَائِمًا يَحْذَرُ الْآخِرَةَ وَيَرْجُو رَحْمَةَ رَبِّهِ قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُولُو الْأَلْبَابِ

«Неужели тот, кто на протяжении всей ночи поклоняется [Аллаху], падая ниц и стоя, страшится будущей жизни и возлагает надежды на милость своего Господа [, равен ослушнику в его неверии]? Спроси [Мухаммад]: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают [пути истины]?» Воистину, внемлют наставлениям только те, у кого есть разум» (аз-Зумар, 39/9).

«Знающие», о которых говорится в аяте, это те, кто, вставая ночами, занимаются поклонением, падая ниц и стоя, те, кто страшатся, думая о будущей жизни, и которые надеются на милость Господа. Те, кто, даже обладая знанием, не поступает должным образом, относятся к категории «незнающие».

Автор: Шейх Мурат Кая
Из книги: «250 хадисов с комментариями о нормах жизни мусульманина».

Источник