Групповые занятия с детьми польза

Особенности групповых занятий, направленных на развитие навыков коммуникации и обогащение словарного запаса детей, проводимых в центре реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Общение – необходимый элемент жизнедеятельности. И именно поэтому в социально-реабилитационном центре уделяется огромное внимание формированию и развитию коммуникативных навыков. Современная, бьющая ключом жизнь, порой складывается таким образом, что для детей с ограниченными возможностями здоровья практически не остается в ней места. Родители таких детей заняты тем, что обеспечивают материальную базу, ведь потребности семьи, имеющей такого ребенка, безусловно возрастают. Сверстники же не всегда готовы общаться с особыми детьми. А если еще есть проблема в транспортировке и перемещении ребенка, то, порой, маленький человек оказывается просто запертым в собственном доме и круг его общения крайне ограничен. Соответственно страдают представления об окружающем мире и культурных ценностях.
Специалисты центра социальной реабилитации осознают вышеупомянутые проблемы, поэтому психолог, совместно с логопедом, проводит групповые занятия для детей, цель которых – помощь в овладении навыками качественной коммуникации (формирование навыков речевого общения и устная речь).
Главное в этих занятиях – дать детям возможность общаться. Ведь даже при правильно сформированной лексической стороне речи, некоторые дети не могут воспользоваться этими знаниями в жизни – они не умеют общаться и, порой, им просто не с кем это делать.
В программу занятий входят:
– тренинги общения
– релаксационные тренинги
– ролевые игры
– игры на расширение и активизацию словаря
– усвоение лексического значения слов с помощью наглядности
– словесные игры
Одно занятие – это 60 минут, которые разделены на две части. Первая часть – занятие с логопедом (30 минут), вторая часть – занятие с психологом (30 минут). Такое разделение связано с тем, что дети, посещающие данные занятия, имеют свои поведенческие особенности, связанные с их диагнозом. И не всякому ребенку под силу выдержать целый час в одном кабинете и с одним педагогом, хотя занятия и проводятся в легкой игровой форме.
Отдельно надо сказать о формировании групп. Группы сравнительно небольшие – 3-4 человека. Казалось бы – чем больше группа, тем больше поле для общения. Но, детям, которые практически не контактируют с другими людьми, поначалу довольно сложно даже в такой малочисленной группе. Новые лица, другая речь, поведенческие особенности других детей – все это огромный стресс. Именно поэтому так важно проводить занятия в связке с психологом.
Еще один важный момент – группы не формируются по возрасту детей и их диагнозам. Так происходит потому, что два ребенка одного возраста и с одним ведущим нарушением могут быть совершенно различны по своему развитию и коммуникативным навыкам. Исходя из этого специалисты проводят индивидуально полное обследование каждого ребенка, и только потом формируют группы из сходных по своему интеллектуальному развитию детей, а также детей с особыми потребностями в коррекционном процессе.
Опыт проведения таких занятий показывает, что дети, вначале с опаской относящиеся к новому окружению, со временем становятся общительнее, перестают бояться говорить с другими людьми и даже находят друзей в своей группе. Именно совместная работа логопеда и психолога дает необходимый комплексный подход к обучению коммуникации и занимает крайне важное место в перечне услуг, направленных на помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Отошли в далекое небытие те времена, когда урок проводился традиционно по определенному установленному шаблону с использованием стандартных методов обучения. Сегодня обучение в школе ориентировано на личность ученика, на формирование и развитие у него тех знаний, умений и навыков, которые пригодятся ему в дальнейшем в его профессии. Если раньше педагоги предпочитали индивидуальную работу на уроке, то сегодня все большее распространение получают групповые формы.
Плюсы групповой работы на уроке
- Производится умение работать в команде. Одно из самых востребованных качеств на рынке труда — это умение работать в коллективе, в команде. Сегодня индивидуалисты теряют свои позиции как конкурентоспособные единицы. Исследования показывают, что наиболее продуктивный и эффективный труд налажен на тех предприятиях, где удалось сформировать слаженный коллектив, который работает как единый механизм. Групповые занятия дают возможность выработать у каждого ученика это важное умение.
- Научиться слушать и слышать. Очень важное качество, которое вырабатывается в ходе коллективных занятий у каждого школьника. Ведь важно не только уметь выразить свое мнение, но и услышать товарища, прислушиваться к его взглядам.
- Крепкий коллектив. Групповые занятия с учащимися класса на уроке или во внеклассное время дают возможность сформировать крепкий, дружный детский коллектив.
- Работают все. Групповые формы занятий на уроке дают возможность учителю охватить деятельностью одновременно весь класс. Никто не останется без дела.
- Обучение происходит быстро. Занятие в группе позволяет получить новые навыки гораздо быстрее, чем индивидуальное обучение.
- Уменьшение уровня личной тревожности. Коллективное занятие дает возможность каждому ученику почувствовать себя более свободно и раскованно в психологическом плане, снимает повышенную тревожность перед необходимостью выражать свое мнение перед коллективом. Это особенно актуально для замкнутых, застенчивых детей.
- Усиливается мотивация в обучении. Групповые формы на уроке — это именно тот способ обучения, когда школьники могут учиться без принуждения, не прилагая чрезмерных усилий. Особое внимание детей привлекают такие групповые формы, как деловая игра, дискуссия, квест, и тому подобное.
- Развитие эмоциональной составляющей личности ученика. Школьники очень любят групповые формы работы во время учебы, об этом говорят передовые педагоги-практики. Основной причиной является то, что во время таких занятий ребенок перестает испытывать страх перед окружающим социумом, может свободно выражать свои эмоции и мысли, учится сопереживать с другими.
Минусы групповой работы на уроке
- Зависимость эффективности работы от учителя. Вся групповая работа на уроке и ее эффективность зависят исключительно от умения учителя организовать ее должным образом, управлять ею, направлять школьников в нужное русло. Без этого такой вид деятельности может превратиться в «балаган».
- Соответствующая подготовка. Для проведения групповых форм работы на уроке педагог должен сначала хорошо подготовиться сам и научить работать в группах своих подопечных. А это не так просто, как выглядит на первый взгляд.
- Требования к учителю. Провести хорошую групповую работу сможет не каждый учитель. Для этого ему необходимо получить соответствующие знания и умения, а также потратить время на самоподготовку.
- Непродуманная комплектация групп. Подбирать участников групп нужно особенно ответственно. Необходимо следить за тем, чтобы сохранялся определенный баланс между количеством отличников, хорошистов и неуспевающих учеников в группах. Непродуманная комплектация групп может привести к тому, что одни ученики будут тщательно выполнять всю работу, а другие — только «пожинать» плоды.
- Проблема «белых ворон». В каждом классе найдется один или несколько детей, которые выделяются на фоне классного коллектива своим характером, особенностями мировосприятия. Иногда их взгляды настолько радикальны и интересные, что не всегда могут найти отклик у одноклассников. Таких людей называют «белыми воронами». Уровень индивидуализма в них очень высок. Это нон-конформисты, которые не привыкли и не могут работать в коллективе. Они предпочитают индивидуальную работу. Их организовать в групповые формы работы на уроке очень сложно.
- Групповая работа — не для каждого класса. Проведение таких форм работы не будет уместным в малокомплектных классах.
- Без хорошей базы знаний не будет эффективной работы. Базовые знания на среднем или выше среднего уровня в классе помогут педагогу удачно организовать учебный процесс. Если же уровень знаний в классе по предмету в целом низкий, то осуществить групповую работу на уроке, особенно дискуссию будет невозможно.
- Нельзя проводить очень часто. Игры, соревнования, дискуссии, обсуждения, конференции — это очень хорошо и интересно для школьников. Однако, практика показывает, что чрезмерное использование групповых форм работы на уроке слишком расслабляет учеников. Они меньше внимания уделяют теоретическим заданием и начинают воспринимать урок как игру или развлечение.
Выводы и рекомендации
Современное общество ставит перед школой задачу — обучение и воспитание активной личности, которая будет иметь не только достаточный уровень знаний об окружающем мире, но и сумеет отстоять и обосновать свою позицию, легко найдет общий язык в коллективе и т. п. С этой точки зрения, групповые формы занятий имеют одно из приоритетных значений. Но выполняют они скорее не познавательные, а психологические и воспитательные задачи — устраняют барьеры в общении между ровесниками, помогают научиться выражать свое мнение, преодолевают тревожность, воспитывают у детей толерантность и умение прислушиваться к мнению других, отстаивая свою позицию. Если же речь идет о качестве обучения, то одних групповых форм работы будет мало. Их следует применять, но дозировано, наряду с классическими формами обучения и воспитания.
Хочу поделиться с вами групповой развивающей программой для детей от 10-12 лет. Авторы программы Татьяна Мазуренко и Анна Волосенко. Программа направлена на развитие самостоятельности, ответственности и инициативности у детей. В предлагаемом практическом материале упражнения для младших подростков состоят из нескольких модулей: «Принадлежность к группе», «Личностные качества», «Самопознание», «Развитие креативного мышления».
Данная программа полезна, на мой взгляд, как для психологов, работающих с детьми, так и педагогов учебных заведений. Ее можно включить во внеурочные занятия по программе ФГОС на развитие личностных и регулятивных универсальных учебных действий.
Игра-приветствие «Покажи свое хорошее настроение»
Цель: поощрить поиски путей к сотрудничеству.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сядьте, пожалуйста, все в круг. По-моему сигналу нужно встать и показать движением свое хорошее настроение. Понравилась вам игра? Что вы сейчас чувствуете?
Упражнение «Знаки поведения»
Цель: формирование у детей знаний о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в группе; развитие как вербальных, так и невербальных навыков общения.
Инвентарь: чистый лист формата А4, цветные карандаши и ластик.
Инструкция. Рассчитайтесь на 1–2, возьмите листы бумаги и цветные карандаши и сядьте за стол парами. Я покажу вам дорожный знак, который регулирует правила поведения на дороге (этот знак можно сделать самостоятельно или принести готовый). Подумайте, для чего необходим этот знак? Какие правила поведения на дороге он регулирует? Правильно, правила безопасности на дороге. Для чего нам нужно придерживаться определенных правил поведения в обществе людей? (Ответы детей.) А теперь ваша задача: в парах в течение 5 минут придумать по одному правилу разрешенного и запрещенного характера. Например: нужно внимательно слушать друг друга, нельзя перебивать того, кто говорит (Обсуждение правил поведения).
Теперь каждая пара будет называть свои правила, и если остальных участников эти правила устраивают, они поднимают руку. (Важный момент этого задания — так участники учатся принимать решения самостоятельно.) Выбранные правила я записываю на доске. А для того чтобы нам легче было их придерживаться на наших занятиях, предлагаю вам нарисовать их — сделать «Знаки поведения» наподобие дорожных знаков.
Информация для ведущего. После того как правила поведения выработаны, нужно создать условия, чтобы участники стали следовать им в процессе занятий.
Ключ к приобретению этого навыка — оказывать поддержку тем детям, которые соблюдают правила.
Например: «Спасибо, ты внимательно слушал, не перебивал говорящего».
Анализ упражнения
— Какое правило понравилось больше всего?
— Есть ли такие правила, которые важны для каждого в группе?
— В каких жизненных ситуациях необходимо использовать наши правила поведения?
— Могут ли правила быть нашими помощниками?
— Чему вы научились?
— Какие правила будете использовать?
Упражнение «Я рад с тобой общаться»
Цель: развитие навыков сотрудничества
Инструкция. Вам нужно протянуть руку стоящему рядом с вами участнику со словами: «Я рад с тобой общаться. А тот в свою очередь протягивает руку следующему участнику с этими же словами. Так, по цепочке, все берутся за руки и образуют круг.
Анализ упражнения
— Помогает ли это упражнение быть дружнее?
Упражнение «Настроение группы»
Цель: наблюдение за эмоциональным состоянием учащихся.
Инвентарь: большой бумажный круг, однотонные цветные стикеры разного цвета, по 2 на каждого участника.
Инструкция. Подумайте, на какой цвет сейчас похоже ваше настроение. Возьмите стикер подходящего цвета и наклейте его в круг.
Упражнение «Мое качество»
Цель: развитие навыков сотрудничества, обучение умению выражать свои мысли.
Инвентарь: мягкая игрушка.
Инструкция. Сядьте, пожалуйста, все в круг. Нам нужно будет по кругу передавать мяч тому, кто сидит справа, при этом называя свое имя и качество характера. Например: Люся — веселая. Следующий участник повторяет то, что сказал ему передающий мяч, и называет свое имя и качество, и так по кругу. Всем понятно? Начинаем игру.
Анализ упражнения
— Как вы думаете, что дает это упражнение?
— Можно ли сказать, что это упражнение раскрывает качества характера?
— Что нового вы узнали о себе?
— Что нового вы узнали о других?
Упражнение «Портрет»
(Модификация игры В. Родионова, М. Ступницкой)
Цель: расширение знаний о личностных качествах; формирование личностной и коммуникативной рефлексии, направленной на осознание детьми своих качеств.
Инвентарь: текст с незаконченными предложениями, стикеры.
Информация для ведущего. В начале этого блока с участниками проводится беседа для уточнения имеющихся у них представлений о личных качествах: инициативности, самостоятельности, ответственности. Беседа способствует обобщению знаний и понятий, формирует новые знания.
Инструкция. Сядьте, пожалуйста, за парты. Сегодня мы поговорим о личностных качествах человека: инициативности, самостоятельности, ответственности. Как вы думаете, что означают эти качества? Зачем они нужны человеку? В каких действиях могут проявиться? Что можно сделать, чтобы стать самостоятельным, ответственным? (Дети отвечают.) Хорошо. Теперь на листочках, которые вы получили, вам надо сформулировать свои представления об этих качествах. На выполнение работы дается 5–8 минут.
Инициативность — это…
Ответственность — это…
Самостоятельность — это…
Например:
Инициативность — это когда человек сможет что-то сделать сам, без помощи других: помочь по дому, в классе.
Ответственность — это когда ты сам, без посторонней помощи, выполняешь свои задания.
Самостоятельность — это умение сделать что-то своими силами, самому.
Когда дети выполнят это задание, им дается следующая инструкция: — Внимательно посмотрите на ваши листочки, на них наклеены стикеры. Вам нужно объединиться в команды по сходству стикеров. Затем каждая команда должна составить и нарисовать своеобразный «Портрет» человека, который самостоятельно принимает важные для него решения. При рисовании нужно придерживаться следующих правил:
- на портрете должны быть изображены черты внешности всех участников группы;
- при написании характеристики нужно использовать качества характера всех участников команды (например, у Ани позаимствовать терпение).
После того как команды нарисуют портрет, каждая по очереди его представляет и закрепляет на доске. Ведущий предлагает участникам перечислить качества, присущие самостоятельному ученику и записать их на доске.
Вопросы для обсуждения
- Как вы отбирали качества?
- Легко ли было договориться друг с другом?
- Узнали ли вы в себе новые качества?
- А какое из перечисленных качеств вы бы хотели иметь?
Информация для ведущего. В данной программе рисование рассматривается нами не как способ развития художественных способностей, а как средство для выражения эмоционального состояния ребенка, как источник получения информации о его достижениях и скрытых проблемах. Как правило, комментарии ребенка в процессе рисования помогают взрослому лучше понять ребенка и помочь ему.
Рисование «Я самостоятельный человек»
Цель: расширение представлений о личностных качествах.
Инвентарь: альбомные листы, цветные карандаши.
Инструкция. Возьмите листы бумаги, цветные карандаши и сделайте рисунок под названием «Я — самостоятельный человек». Под рисунком напишите, в каких жизненных ситуациях проявляется ваша самостоятельность.
Анализ упражнения
— Трудно ли было рисовать свою самостоятельность?
— Расскажите, в каких ситуациях вы проявляете самостоятельность?
Информация для ведущего. Данный этап необходим, чтобы дети понимали, какого именно поведения ожидают от них взрослые. Например, в чем конкретно может проявиться самостоятельность и что сам ребенок может сделать для того, чтобы стать самостоятельным. Кроме того, уяснив критерии самостоятельного поведения, дети учатся оценивать не личность товарища, а проявления данного качества в повседневном общении.
Упражнение «Мои успехи»
Цель: создание дружелюбного отношения друг к другу, расширение знаний об участниках игры, повышение самооценки.
Инструкция. В середине круга у нас стоит стул. Вам нужно по очереди встать на стул и рассказать о своих успехах. Группа в это время аплодирует участнику, который находится на стуле.
Анализ упражнения
— Что вы чувствовали, когда были в центре круга?
— Трудно ли было рассказывать о своих успехах?
Упражнение «Из чего же сделан я»
(Модификация упражнения М. Кипниса)
Цель: освоить навыки самопрезентации с помощью ассоциативного мышления.
Инвентарь: пластилин, клубки ниток, вата, фольга, цветная бумага, карандаши, мелкие морские камушки, кусок прозрачного полиэтилена, проволока.
Ведущий предлагает детям послушать стихотворение «Из чего же сделан Я?»
Инструкция. Из чего же сделаны наши девочки и мальчики? Сейчас мы с вами узнаем, из чего сделаны мы. Посмотрите на разложенные на столе материалы. Скажите, как используют эти предметы? Для чего? А с какими качествами характера можно их сравнить? Например, если человек добрый, на какой из этих предметов похожа его доброта? Подумайте, какими положительными качествами вы обладаете, и выберите для себя 2–3 предмета, которые могут рассказать о вас. Затем расскажите об этом нам.
Анализ упражнения
— Трудно ли было выбирать предметы?
Упражнение «Разные способы запоминания информации»
Цель: помочь детям в определении индивидуального стиля запоминания.
Инвентарь: магнитофон, запись с детскими сказками или рассказами (желательно небольшого объема); цветные карточки с вопросами и ответами (например: загадки, знакомые детям стихи, таблица умножения и т.д.).
Инструкция. Сядьте за парты и послушайте текст (4–5 минут).
А теперь ответьте на вопросы:
— Кто хорошо запомнил текст и может его пересказать?
— Кто испытывает затруднения в воспроизведении материала?
Ребята, кто запомнил текст и смог его пересказать, легко запоминает информацию на слух. Это ваш индивидуальный стиль запоминания информации.
Упражнение «Представь слово»
(Модификация упражнения Ч. Фуллер)
Цель: помочь детям в определении индивидуального стиля запоминания.
Инструкция. Сейчас мы будем записывать слова необычным способом: водя пальцем в воздухе и проговаривая каждую букву, которую пишем. Приготовились, записываем слово «сыр». Теперь прочитаем слово вслух, представляя себе его написанным в воздухе. А сейчас мы запишем слово «сыр» на листке, проговаривая каждую написанную букву. Закройте глаза и попытайтесь «увидеть» или нарисовать в уме правильное написание слова.
Информация для ведущего. Предложить участникам для запоминания не менее 10 слов. После выполнения задания обратить внимание тех, кто запомнил наибольшее количество слов, на их индивидуальный стиль запоминания информации.
Анализ упражнения
— Кто запомнил наибольшее количество слов?
— Те, кто запомнил много слов, может легко запоминать информацию, когда ее записывает. Это ваш индивидуальный стиль запоминания информации.
Упражнение «Найди различия»
(Модификация упражнения Ч. Фуллер)
Цель: развитие навыков запоминания информации в кинестетической модальности.
Инвентарь: разнообразные предметы (несколько воздушных шаров и один пластилиновый шар, несколько цветных карандашей и одна ручка и др.).
Инструкция.
- Я сейчас положу несколько предметов на стол. Ваша задача — сказать, какой из этих предметов отличается от других.
- Теперь я наполняю три стакана водой (в каждом стакане — разное количество жидкости), ваша задача — сказать, в каком стакане воды больше.
- Перед вами в коробке лежат предметы. Вам нужно с закрытыми глазами потрогать предметы, лежащие в коробке, и сказать, чем эти предметы похожи, чем отличаются. Какой предмет из них самый большой.
Анализ упражнения
— Легко ли было выполнять задания?
— Кому удалось заметить большое количество отличий?
Упражнение «Информированные карточки»
(Модификация упражнения Ч.Фуллер)
Цель: развитие навыков запоминания информации в зрительной модальности.
Инвентарь: географическая карта для каждого участника, карточки размером 7х7 см.
Информация для ведущего. Можно проводить такую игру по любому предмету: вопрос на одной стороне, ответ на другой.
Инструкция. Возьмите географические карты, карточки, цветные карандаши. Ваша задача: на одной стороне карточки написать название государства, а на другой стороне — столицу этого государства. Затем я перемешаю карточки и накрою листом бумаги. Вы по очереди будете доставать карточки и, читая название государства, вспоминать его столицу. Выигрывает тот, кто назвал больше правильных ответов. Ребята, этот метод вы можете использовать для множества целей: записать что-то в классе, выделить основные моменты при подготовке к контрольной работе. Карточки удобны, их можно положить в карман.
Анализ упражнения
— Интересно ли было выполнять задания?
— Понравилась ли эта игра?
— Что нового вы для себя узнали?
— Что будете использовать?
Упражнение «Учимся планировать свою неделю»
Цель: формировать умение планировать свою неделю.
Инвентарь: листы А4 с подготовленной хронокартой, часы.
Инструкция. Дети сидят за столами, у каждого на столе лежат часы. Ведущий предлагает придумать ассоциации к слову время и на доске фиксирует предложения детей. Дети с ведущим обобщают сказанное: в сутках 24 часа и всё надо успеть. Ведущий предлагает участникам заполнить хронокарту, чтобы научиться управлять своим временем. Для этого следует провести «ревизию» своих временных затрат, понять, на что уходит время, оценить рациональность своих временных затрат. В этом может помощь хронокарта, фиксирующая время, затрачиваемое на каждый вид деятельности.
Вспомните, как вы проводите свое время, и заполните хронокарту за вчерашний день.
Вопросы для обсуждения
— На что ушло больше всего времени?
— На что времени не хватило?
— Является ли это занятие (то, на которое ушло больше всего времени, и то, на которое времени не хватило) важным для вас?
— Считаете ли вы необходимым перераспределить время так, чтобы его было достаточно на выполнение важного дела?
Участникам предлагается составить хронокарту на следующий день и руководствоваться составленным планом.
Упражнение «Учимся планировать свою неделю» — 2
Цель: формировать умение планировать свою неделю.
Вопросы для обсуждения
— Удалось ли выполнить намеченный накануне план?
Если да, то:
— Оцениваете ли этот день как более успешный?
— Можете ли вы назвать преимущества, которые дало вам изменение расхода времени?
— Будете ли вы использовать именно такой способ планирования времени?
Если нет, то:
— Что помешало вам организовать свой день согласно новому плану?
— Зависит ли это от вас?
— Что следует изменить в своем поведении, чтобы план стал реальностью?
Упражнение «Уверенное поведение»
Цель: развитие благоприятного психоэмоционального фона, расширение личного опыта.
Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в круг. Скажите, что такое уверенность, как вы понимаете значение этого слова? Кого вы можете назвать уверенным человеком? А кого неуверенным?
Теперь разделитесь на пары. Задание для каждой пары: придумайте сценку, где нужно показать походку человека с уверенным и неуверенным поведением.
После того как каждая пара выполнит задание, проводится обсуждение, что значит уверенное и неуверенное поведение.
Вопросы для обсуждения
— Как вы догадались, что это походка уверенного или неуверенного человека?
— Что вы чувствовали, когда были уверенным человеком?
— Что вы чувствовали, когда были неуверенным человеком?
— Как выглядит уверенный человек?
— Что понравилось больше: изображать уверенного или неуверенного человека? Почему?
Упражнение «Визитная карточка»
Цель: развитие навыков самопрезентации, развитие творческого мышления.
Инвентарь: визитные карточки героев Э. Успенского и И. Агрон, бумага, цветные карандаши.
Инструкция. Дети сидят в кругу. Взрослый знакомит детей с визитными карточками героев.
— Скажите, пожалуйста, какую информацию несет такой текст?
— Чем отличается текст визитной карточки от других?
Задание 1 Составьте свою визитную карточку.
Схема:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Кто вы по профессии, занятиям.
3. Адрес.
4. Телефон.
Задание 2
1. Представьте себя… кем хотите.
2. Сочините устно шутливую визитную карточку: придумайте фамилию, имя, чем занимаетесь и т.д.
Вопросы для обсуждения
— Понравилась ли игра?
— Легко ли было придумывать визитную карточку?
— Нравится ли тебе твоя визитная карточка?
Упражнение «Карнавал»
Цель: развитие фантазии, умения общаться, развитие оптимистичного отношения к жизни.
Инвентарь: картон, цветная бумага, ножницы, цветные карандаши, рулон бумаги.
Инструкция. Представьте себе, что вы жители сказочного города. И в этом сказочном городе проходит карнавал. Нужно придумать и сделать маску или костюм для карнавала.
Когда для карнавала все будет готово, из рулона бумаги (обоев) делается длинная дорожка и дети представляют свои карнавальные костюмы и маски.
Упражнение «Расскажи, что понравилось»
Цель: вербализация полученных детьми навыков, рассказ группе о том, чему научились на занятиях.
Инструкция. Расскажите, что вам понравилось больше всего на занятиях? Где и когда вы можете применить полученные знания и умения? Где можно использовать новые модели поведения. Для чего мы занимались все вместе? Пригодится ли вам в будущем то, что вы узнали на прошедших встречах?
Информация для ведущего. Очень важно проговорить с детьми те конкретные ситуации, где можно использовать новые модели поведения. Ребенок далеко не всегда может сам перенести новый навык в свою деятельность.
Упражнение «Мои комплименты всем»
Цель: развитие навыков сотрудничества.
Инвентарь: кружки диаметром 3 см каждому участнику.
Инструкция. Сейчас, в конце наших занятий, у вас есть прекрасная возможность подарить другу комплименты. На кружках напишите, пожалуйста, комплимент каждому. Сейчас я буду называть каждого участника по имени, и мы все вместе подарим ему свои комплименты и поблагодарим за помощь и сотрудничество.
Автор статьи: Елена Шихова, практикующий психолог