Гривна штраф в пользу князя

Если Вам понравилась статья и Вам интересна данная тема, то ждем Ваш лайк и Ваши комментарии, а также подписку на канал. 🙂 Будем размышлять вместе!

Иллюстрация О.Леонтьева. Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.

Относительно системы наказаний, которая существовала в своде русского законотворчества «Русская правда», стоит выделить четыре меры ответственности: «поток и разграбление», денежная, продажа (также денежное наказание), а также определенные обязательства из причинения вреда.

Касаясь вопроса наказаний невозможно не вспомнить про смертную казнь. Стоит сказать, что смертная казнь является явлением закономерным и встречается фактически у всех народов средневекового общества. Происхождение смертной казни обычно относят к языческому обычаю кровной мести. Трактовки о смертной казни в Русской правде не встречается, но это совершенно не значит, что её не было в действительности. В подтверждение своих слов, можно привести судьбу киевлян, уготованную им Мстиславом, а также, например, ослепление князя Василька Теребовльского. Среди мнений, которые высказываются о причине отсутствия смертной казни в памятнике древнерусского права, пожалуй, самым убедительным звучит мысль о том, что решение о смертной казни принимал сам князь. А поскольку князь считается «посланником Божьим» и представляет сам собой, своей личностью, закон, то, смертная казнь правомерна только с его соизволения и никакая Русская правда не способна его остановить.

Ослепление князя Василька Теребовльского. Художник Ф.Бруни. Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.

Главная особенность системы наказаний в Русской Правде состоит в том, что основной целью наказания является возмещение ущерба – материального или морального. Законотворческий свод не заботится ни о предупреждении преступлений, ни об исправлении преступной воли. Русская правда имеет в виду лишь непосредственные материальные последствия преступления и карает за них преступника материальным же, имущественным убытком. Закон как будто говорит преступнику: бей, воруй, сколько хочешь, только за всё плати исправно. Далее этого не простирался взгляд первобытного права, лежащего в основе Русской Правды.

Постараемся разобраться более подробно.

1. «Поток и разграбление» как наказание в «Русской правде». Пожалуй, этот вид наказания можно назвать самым древнейшим в истории нашего народа. Текст Русской правды в полной мере не раскрывает нам сущность данного вида наказания. Однако, существует мнение, что «поток и разграбление» представляют собой лишение покровительства законов, мира, объявлением вне закона, где виновник обычно выдавался властям, а его имущество разграблялось членами общины. На мой взгляд, данное мнение достаточно убедительно. Однако, встречаются различные трактовки, касающиеся истинной сущности наказания «потока и разграбления». Данный вопрос до сих пор можно полагать дискуссионным.

Поток и разграбление рассматривался в качестве наказания для следующих преступлений: ст. 7 – убийство во время разбоя; ст. 35 – кража коня; ст. 83 – поджог двора. Кроме самого преступника, из Русской правды видно, что наказания подвергались также его родственники – жена и дети. Виновные (преступник и его семья) передавались в холопство к князю, а также подвергались всем ссылкам и лишениям, которым подвергался казнь, формируя тем самым поток. Подытожив сказанное, уместно будет сказать, что никаких индивидуальных свобод, прав, обязательств и выбора не существовала. Это была некоторая форма коллективной ответственности, где коллективом выступала родня. Однако тут можно отметить, что, возможно, это делалось из прав нравственности, за которым следила духовная юрисдикция, поскольку подобной коллективной ответственностью оставались нерушимыми узы брака и семьи.

Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”,

2. Денежная мера наказания. Данная мера наказания считалась основной во времена функционирования Русской правда. Основная мера – выкуп. Выкупом стоит считать штрафы, в преимуществе своем денежный, как в пользу пострадавшего, так и в пользу князя.

В Русской правде Пространной редакции мы можем видеть следующие денежные взыскания от преступника: вира, головничество, продажа и урок. Денежная фигура, как «вира» носит за собой дискуссионный характер, поскольку одни учены связывают происхождение названия с германцами, другие же данное положение вещей отрицают. Под денежной «вирой» различные ученые понимают как плату князю, как вознаграждение частного характера, третьи полагают, что вира – это вознаграждение, уготованное мстителям, которое выдается последним, поскольку они лишены права кровной мести. Вира по праву считается вторым наказание в Русской правде по мере своей тяжести. Свое применение она находила в статьях об убийстве свободного человека (за убийство холопа вира не взималась). Сумма виры зависела от социального статуса убиенного.

Существовал особый вид виры – «дикая» или «повальная» вира. Если преступник не мог быть найден, а след подозрения приводил к конкретной общине, она налагалась на эту общину. Таким образом, дикая вира связывала всех членов общины круговой порукой. Наказание применялось при простом, не разбойном убийстве; при этом община либо отказывалась выдавать своего подозреваемого в убийстве члена, либо не могла «отвести от себя след» (подозрения). Община платила за своего члена только в том случае, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Институт «дикой» виры выполнял полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой порукой.

За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались «полувиры».

Стоит ещё раз отметить, что после принятия христианства и отмены принципа кровной мести, Русская правда носит фискальный характер, где можно увидеть множественное количество выгоды у жертв преступления.

Продажей в Русской правде следует понимать денежный штраф за любое преступление. Наивысшей денежной продажей являлась продаже за таскание за бороду и усы. Связано это с тем, что борода и усы ассоциировались в русском обществе как признак мужества. Далее можно назвать по денежному «гнету» преступника продажу за убийство, побои, оскорбление в суде и пр. Также, виновный, который уплачивал продажу князю, должен был платить продажу и потерпевшим.

Под головничеством (термин, как полагают ученые, традиционно славянский и вопрос о этимологии слова не ставится на «повестку дня») в Русской правде стоит понимать денежное вознаграждение в пользу родственников. В 5 статье Русской правды Пространной редакции преступник должен либо уплатить 40 гривен, либо платит вервь. Сумма, которую при выборе должен отдать преступник, и названа головничеством. При уплате головничества, Русская правда игнорирует степень виновности самого преступника.

Урок – денежное вознагражденное в пользу потерпевшего за обиду (вполне можно соотнести к пункту «плата за обиду» или же «обязательства из причинения вреда»). Он выплачивался в том случае, если преступление носило имущественный характер или же физический вред, и был равен цене вещи, которая пострадала в ходе совершения преступления. Термин урок встречается нам в 84 статье Русской правды Пространной редакции, где заранее запланированное уничтожение собственности влекло за собой уплату и вознаграждение пострадавшего лица. Стоит заметить, что сумма урока в Русской правде не указывалось, однако можно предположить, что, например, размеры той же продажи, не говоря уже о вире, были значительным образом выше как урока, так и того же головничества. Также стоит сказать, что преступник должен был вернуть украденное имущество, вне зависимости от того, чем оно являлось – животным, недвижимой вещью или же холопом.

Урок является обязательством из причинения вреда, но ради справедливости стоит сказать, что не во всех случаях в Русской правде о речь идет об уплате. Например, убийство раба или холопа: как именно складывается взыскание по факту данного совершенного преступления? Русская правда не указывает на это, что является, на мой взгляд, большим упущением. Но если вспомнить, что раб или холоп по своему правовому статус был не больше, чем просто вещь (а порой иногда и меньше), то холоп имел свою определенную стоимость, которая зависела от точки зрения господина, видящего пользу в том или ином холопе в своем хозяйстве.

Русская правда. Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.

Читайте также:  О пользе массажа для малышей

3. Продажа. Это денежная сумма штрафа, размер которого выплачивался в зависимости от принесенного материального вреда. Величина продажи остается неизменной – это 12 гривен, 3 гривны 30 кун, 3 гривны и 60 кун. Круг преступлений, на который распространялась продажа, выглядит следующим образом:

– уплата продажи в размере 12 гривен распространялась на вырывание бороды и усов, лишение зуба, нанесение увечий, несущих в себе оскорбительный характер, нежели чем телесный (пощечина, удар рукояткой меча, чашей, сапогом и пр.), кража и убийство холопа, убийство вора.

– уплата в размере 3 гривны 30 кун назначалась за такие преступления, как отсечение пальца, побои и синяки, рана мечом, кража пчел и пр.

Стоит отметить, что продажа рабами и холопами не уплачивалась, об этом не существует упоминаний в Русской правде. из этого следует, что продажа, словно вира, выплачивалась только со свободного населения, где люди, имеющие своих холопов должны были отвечать за их действия и нести материальные траты в виде продажи.

Продажа представляет собой аналог виры – денежный штраф, который уплачивался князю за всевозможные неправоправные действия со стороны преступника. Вне компетенции продажи оставалось убийство, поджог и конокрадство, т.е. наиболее тяжелые деяния по мере Русской правды.

4. Обязательства из причинения вреда. Данная группа представляет собой последствия, которые осуществлялись в интересах потерпевшего в зависимости от того или иного преступления, учиненного в его сторону. Данный вид наказания сложился по той причине, что ущерб от преступления нарушает интересы не только государства и власти, но и частных, конкретных, отдельных лиц. Ущерб может быть как моральным, так и материальным. В особенности там, где ущерб носит материальный характер, требуется возмещение того или иного имущественного вреда в пользу потерпевшего. Говоря современным языком, можно вспомнить случаи, когда за правонарушение преступник не только сажается в тюрьму, но и обязуется выплатить определенную сумму пострадавшему лицу.

В Русской правде обязательства, которые предусматривались в зависимости от причинения вреда, можно найти в тех статьях, которые, в первую очередь, определяют сумму взыскания с преступника. Здесь выделяются две стороны конфликта: управомоченная и обязанная.

«Плата за обиду» или обязательства из причинения вреда уплачивались непосредственно истцу. Данная плата видна нам в статьях 7 , 4, 11 Русской Правды Пространной редакции.

Кроме денежных обязательств, в Русской правде существуют также обязательства договорного и внедоговорного характера. Обязательства же на Руси согласно Русской правде возникали из правонарушений и договоров.

Вред же, который причинялся лицами, удрученных в своих правах и социальном статусе (холопы, рабыни), не навлекал уголовную ответственность именно на них, но вред выплачивался полностью их господином. Именно поэтому, вполне вероятно, отношения между холопами и господинами несли тяжелый характер, поскольку главный в этих отношениях предпочитал суровую меру воспитания, где были бы в большей степени исключены правонарушения, чтобы не было лишних сумм за уплату проступков нерадивого раба.

Чтение народу “Русской правды”. художник: А.Д.Кившенко.

Характерной особенностью «платы за обиду» или обязательств из причинения вреда можно назвать то, что их функция носит за собой частный характер. То есть, переводя на современный юридический язык, обязанность выплаты и вознаграждения подходит под чистые гражданско-правовые отношения между потерпевшим и обвиняемым.

Подытожив сказанное, можно сказать, что причинами возникновения большинства «плат за обиду» или обязательств из причинения вреда служат те или иные неправомерные действия с целью причинения вреда, в ответ на которые потерпевшая сторона желала получить возмещение морального или материального вреда. В Русской правде носят названия головничество и урок, где первый выплачивается за убийство, а второй – за причинение имущественного вреда.

Таким образом, мы приходим к выводу, что относительно системы наказаний, которая существовала в своде русского законотворчества «Русская правда», стоит выделить четыре меры ответственности: «поток и разграбление», денежная, продажа (также денежное наказание), а также определенные обязательства из причинения вреда. Главная особенность системы наказаний в Русской Правде состоит в том, что основной целью наказания является возмещение ущерба – материального или морального. «Поток и разграбление» представляют собой лишение покровительства законов, мира, объявлением вне закона, где виновник обычно выдавался властям, а его имущество разграблялось членами общины. В Русской правде Пространной редакции мы можем видеть следующие денежные взыскания от преступника: вира, головничество, продажа и урок. Продажа – это денежный штраф, который уплачивался князю за всевозможные неправоправные действия со стороны преступника. Вне компетенции продажи оставалось убийство, поджог и конокрадство, т.е. наиболее тяжелые деяния по мере Русской правды. Обязательства из причинения вреда представляют собой последствия, которые осуществлялись в интересах потерпевшего в зависимости от того или иного преступления, учиненного в его сторону.

“Chekharda” рекомендует:

1. Что считалось преступлением на Руси по “Русской правде”?

2. Как жилось болгарам под Османским владычеством?

3. Дискуссии о внешнеполитической стратегии США после завершения “Холодной войны” в 1990-е гг.

Источник

Îñïåííèêîâ Þ.Â., êàíäèäàò èñòîðè÷åñêèõ íàóê, ñòàðøèé ïðåïîäàâàòåëü êàôåäðû ãîñóäàðñòâåííî-ïðàâîâûõ äèñöèïëèí Ñàìàðñêîãî ôèëèàëà Ñàðàòîâñêîãî þðèäè÷åñêîãî èíñòèòóòà ÌÂÄ Ðîññèè.

 èñòî÷íèêàõ äðåâíåðóññêîãî ïðàâà íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì âèäîì íàêàçàíèé ÿâëÿëèñü, êàê èçâåñòíî, øòðàôû. Ïðè ýòîì îñîáîå ìåñòî çàíèìàë øòðàô, âûïëà÷èâàåìûé óáèéöåé, òàê íàçûâàåìàÿ âèðà, ðàçìåð êîòîðîé ñîñòàâëÿë 40 ãðèâåí. Äðóãèìè ÷àñòî âñòðå÷àþùèìèñÿ øòðàôíûìè ñòàâêàìè áûëè 3 è 12 ãðèâåí, íàçíà÷àåìûå, êàê ïðàâèëî, çà ïðåñòóïëåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ óìàëåíèåì ÷åñòè è ïðè÷èíåíèåì âðåäà çäîðîâüþ.

 îñíîâó ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ ðàññìàòðèâàåìîé ãðóïïû ïðåñòóïëåíèé Ðóññêîé Ïðàâäîé áûëà ïîëîæåíà ñèñòåìà øòðàôîâ â ïîëüçó êíÿçÿ â ðàçìåðå 12 ãðèâåí è 3 ãðèâåí. Ïðàâî ñåâåðî-çàïàäà Ðóñè XII – XIII ââ. ñîõðàíèëî ýòè æå ñòàâêè, õîòÿ è ñ íåêîòîðûìè èçìåíåíèÿìè. Ïî÷åìó óñòàíàâëèâàëñÿ øòðàô èìåííî â 12 ãðèâåí, íåÿñíî, ðàâíî êàê íåèçâåñòíî, ïðîèñõîæäåíèå ðàçìåðà âèðû èëè åùå îäíîé ñòàáèëüíîé øòðàôíîé ñòàâêè â 3 ãðèâíû. Îäíàêî â íåñêîëüêèõ ñòàòüÿõ Ðóññêîé Ïðàâäû ïðîñëåæèâàåòñÿ ñâÿçü ñòàâêè â 12 ãðèâåí ñ âèðîé. Ðå÷ü èäåò î ñò. ñò. 13, 15, 17, 40, 61, 65, 89 Ïðîñòðàííîé ðåäàêöèè Ðóññêîé Ïðàâäû <*>.

<*> Ðóññêàÿ Ïðàâäà. Ïðîñòðàííàÿ ðåäàêöèÿ // Ðîññèéñêîå çàêîíîäàòåëüñòâî X – XX ââ. Ò. 1. Ì., 1984. Ñ. 65 – 70.

Âèðà óñòàíàâëèâàëàñü çà óáèéñòâî ñâîáîäíîãî ÷åëîâåêà èëè çà äðóãèå ïðåñòóïëåíèÿ (íàïðèìåð, âèíîâíûé â èçíàñèëîâàíèè ñâîáîäíîé æåíùèíû ïîäëåæàë ñìåðòè èëè óïëàòå øòðàôà, ðàâíîãî âèðíîé ñòàâêå) <*>, åñëè ïîäðàçóìåâàëàñü âîçìîæíîñòü “âûêóïà” æèçíè ïðåñòóïíèêà.  óêàçàííûõ ñòàòüÿõ Ðóññêîé Ïðàâäû ðå÷ü òàêæå èäåò î “öåíå” æèçíè, íî ÷åëîâåêà, ñâîáîäà êîòîðîãî îãðàíè÷åíà: õîëîï, ðàáûíÿ, çàêóï, ñåëüñêèé è ðàòàéíûé òèóí è äð.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ 12 ãðèâåí – ýòî ïðÿìîé àíàëîã âèðû, îí óïëà÷èâàåòñÿ â êà÷åñòâå øòðàôà â ñëó÷àå óáèéñòâà íåñâîáîäíîãî èëè çàâèñèìîãî ëèöà (ñò. ñò. 13, 15, 17, 40, 89).  îäíîé èç ñòàòåé (ñò. 89) çàêîíîäàòåëü êîñâåííî îãîâàðèâàåò, ÷òî ýòà øòðàôíàÿ ñòàâêà ÿâëÿåòñÿ àíàëîãîì âèðû: “À â õîëîïå è â ðîáå âèðû íåòóòü: íî îæå áóäåòü áåç âèíû óáèåí, òî… êíÿçþ 12 ãðèâåí ïðîäàæå” <**>. Êðîìå òîãî, øòðàô â 12 ãðèâåí ïðåäñòàâëÿë ñîáîé âûêóï æèçíè ïðåñòóïíèêà (íàïðèìåð, â ñò. 65 óêàçàíî íà ñóùåñòâîâàâøóþ âîçìîæíîñòü óáèòü ðàáà, óäàðèâøåãî ñâîáîäíîãî ÷åëîâåêà, îäíàêî ãîñïîäèí ðàáà ìîã âûêóïèòü åãî æèçíü, óïëàòèâ øòðàô â 12 ãðèâåí è âîçìåùåíèå ïîòåðïåâøåìó) èëè ýòîò æå øòðàô ìîã óïëà÷èâàòüñÿ â ñëó÷àå ñîâåðøåíèÿ ïðåñòóïëåíèé, êîòîðûå ïî ñâîåé òÿæåñòè ñîîòíîñèëèñü ñ óáèéñòâîì (íàïðèìåð, ïî ñò. 61 ãîñïîäèí, ïûòàâøèéñÿ ïðîäàòü çàêóïà â õîëîïñòâî, ïðèíóæäàëñÿ ê óïëàòå øòðàôà â 12 ãðèâåí). Õàðàêòåðíî, ÷òî ê ÷èñëó ëèö íåñâîáîäíûõ èëè çàâèñèìûõ, æèçíü êîòîðûõ îöåíèâàëàñü íå â ïîëíóþ âèðó, à â 12 ãðèâåí, îòíîñèëñÿ âîð, ïîéìàííûé ñ ïîëè÷íûì,- çà åãî óáèéñòâî Ðóññêàÿ Ïðàâäà òàêæå íàêàçûâàëà øòðàôîì â 12 ãðèâåí.

Читайте также:  Польза томатного сока с оливковым маслом

<*> Äîãîâîð (“ïðàâäà”) Ñìîëåíñêà ñ Ðèãîé è Ãîòñêèì áåðåãîì 1229 ã. // Ïàìÿòíèêè ðóññêîãî ïðàâà. Âûï. II. Ïàìÿòíèêè ïðàâà ôåîäàëüíî-ðàçäðîáëåííîé Ðóñè. Ì., 1953. Ñ. 62.
<**> Ðóññêàÿ Ïðàâäà. Ïðîñòðàííàÿ ðåäàêöèÿ. Ñ. 70.

 îòëè÷èå îò Ðóññêîé Ïðàâäû, äðóãèå èñòî÷íèêè ïðàâà XII – XV ââ. óæå íå óïîìèíàþò îá îñîáûõ øòðàôàõ çà óáèéñòâî èëè ïîêóøåíèå íà ñâîáîäó çàâèñèìûõ ëèö, îäíàêî øòðàô çà óáèéñòâî ðàáà óñòàíàâëèâàëñÿ, ïðè ýòîì ðàçìåð øòðàôà îêàçûâàëñÿ çíà÷èòåëüíî íèæå, íåæåëè ýòî áûëî îïðåäåëåíî â Ðóññêîé Ïðàâäå. Òàê, â äîãîâîðå Ñìîëåíñêà ñ Ðèãîé è Ãîòñêèì áåðåãîì 1229 ã. øòðàô çà óáèéñòâî õîëîïà (ñò. 1) ñîñòàâëÿë 1 ãðèâíó ñåðåáðà (èëè 4 ñòàðûå ãðèâíû êóí), ÷òî â òðè ðàçà ìåíüøå øòðàôà, óêàçàííîãî â Ðóññêîé Ïðàâäå <*>. Ïîäîáíî òîìó, êàê ñóùåñòâîâàëà ïðÿìàÿ çàâèñèìîñòü ìåæäó ðàçìåðîì âèðû è ðàçìåðîì øòðàôà çà èçíàñèëîâàíèå ñâîáîäíîé æåíùèíû, øòðàô çà íàñèëèå â îòíîøåíèè ðàáûíè îïðåäåëÿëñÿ â ýòî âðåìÿ òàêæå â îäíó ãðèâíó ñåðåáðà <**>.

<*> Äîãîâîð (“ïðàâäà”) Ñìîëåíñêà ñ Ðèãîé è Ãîòñêèì áåðåãîì 1229 ã. Ñ. 59.
<**> Äîãîâîð Íîâãîðîäà ñ Ãîòñêèì áåðåãîì è íåìåöêèìè ãîðîäàìè 1189 – 1199 ãã. // Ïàìÿòíèêè ðóññêîãî ïðàâà. Âûï. II. Ñ. 126; Äîãîâîð (“ïðàâäà”) Ñìîëåíñêà ñ Ðèãîé è Ãîòñêèì áåðåãîì 1229 ã. Ñ. 62; Ñîãëàøåíèå Ñìîëåíñêà ñ Ðèãîé è Ãîòñêèì áåðåãîì 1230 – 1270 ãã. // Ïàìÿòíèêè ðóññêîãî ïðàâà. Âûï. II. Ñ. 75.

 îòëè÷èå îò ðàññìîòðåííûõ èñòî÷íèêîâ ïðàâà, êîòîðûå â 3 ðàçà ñíèæàþò ðàçìåð øòðàôà, ñâÿçàííîãî ñ æèçíüþ íåñâîáîäíîãî ÷åëîâåêà, Ïðàâîñóäüå Ìèòðîïîëè÷üå, íàïðîòèâ, ïðèðàâíèâàåò óáèéñòâî çàêóïà ê óáèéñòâó ñâîáîäíîãî ëèöà: “À çàêóïíîãî ëè íàéìèòà (óáüþò. – Þ.Î.), òî åñòü äóøåãóáñòâî” <*>.  ñâÿçè ñ íåäîñòàòêîì ôàêòè÷åñêîãî ìàòåðèàëà òðóäíî îáîñíîâàííî óòâåðæäàòü, êàêàÿ òåíäåíöèÿ – óñèëåíèå èëè îñëàáëåíèå îòâåòñòâåííîñòè çà ïðåñòóïëåíèÿ äàííîé ãðóïïû – ïðåîáëàäàëà â ïðàâå Ñåâåðî-Çàïàäíîé Ðóñè. Âïîëíå âîçìîæíî, ÷òî íèêàêîãî ïðîòèâîðå÷èÿ çäåñü íå ñóùåñòâóåò è îáå òåíäåíöèè ñîñóùåñòâîâàëè: æèçíü çàâèñèìûõ ëþäåé ñòàëà çàùèùàòüñÿ íàðàâíå ñ æèçíüþ ñâîáîäíûõ íåçàâèñèìûõ, à øòðàô çà óáèéñòâî íåñâîáîäíûõ, íàïðîòèâ, áûë ñóùåñòâåííî óìåíüøåí. Êîñâåííûì ïîäòâåðæäåíèåì òàêîãî ïðåäïîëîæåíèÿ ìîæåò ÿâëÿòüñÿ èäóùèé ïðîöåññ áîëåå ÷åòêîãî ðàçãðàíè÷åíèÿ ñâîáîäíûõ è íåñâîáîäíûõ, ãðàíü ìåæäó çàâèñèìîñòüþ è ñîñòîÿíèåì íåñâîáîäû ñòàíîâèòñÿ íå ñòîëü ðàçìûòîé, à ïðàâîâîå ïîëîæåíèå ðàçëè÷íûõ ãðóïï çàâèñèìîãî íàñåëåíèÿ ÷åò÷å îïðåäåëÿåòñÿ.

<*> Òèõîìèðîâ Ì.Í. Ïðàâîñóäüå Ìèòðîïîëè÷üå // Àðõåîãðàôè÷åñêèé åæåãîäíèê çà 1963 ãîä. Ì., 1964. Ñ. 45.

Øòðàô â 12 ãðèâåí íàçíà÷àëñÿ Ðóññêîé Ïðàâäîé òàêæå çà äåéñòâèÿ, âëåêóùèå óìàëåíèå ÷åñòè ïîòåðïåâøåãî, çà îñêîðáëåíèå äåéñòâèåì.  ÷àñòíîñòè, ê òàêèì ïðåñòóïëåíèÿì Ïðîñòðàííàÿ Ðóññêàÿ Ïðàâäà îòíîñèëà:

  • óäàð ìå÷åì, íå âûíóòûì èç íîæåí, èëè ðóêîÿòüþ (ñò. 23);
  • óäàð áàòîãîì, ÷àøåé, ðîãîì, ëàäîíüþ (ñò. 25);
  • óäàð, âëåêóùèé ïîòåðþ çóáà (ñò. 68);
  • âûðûâàíèå áîðîäû (ñò. 67);
  • íåçàêîííîå çàäåðæàíèå è èñòÿçàíèå îãíèùàíèíà (ñò. 78) <*>.

<*> Ðóññêàÿ Ïðàâäà. Ïðîñòðàííàÿ ðåäàêöèÿ. Ñ. 65, 69 – 70.

 èññëåäîâàòåëüñêîé ëèòåðàòóðå ïîäðîáíî èçó÷åíà ñïåöèôèêà ýòîé ãðóïïû ïðåñòóïëåíèé è ìíîãîêðàòíî îáðàùàëîñü âíèìàíèå íà òî, ÷òî äëÿ äðåâíåðóññêîãî ïðàâà áîëüøåé òÿæåñòüþ îáëàäàåò îñêîðáèòåëüíîå äåéñòâèå, íåæåëè äåéñòâèå, íàíîñÿùåå ïîñòðàäàâøåìó ôèçè÷åñêèé óùåðá. Äëÿ íàøåé òåìû áîëüøèé èíòåðåñ ïðåäñòàâëÿåò òîò ôàêò, ÷òî ïîëîâèíà èç ïåðå÷èñëåííûõ óñòàíîâëåíèé Ðóññêîé Ïðàâäû â ïîñëåäóþùåì çàêîíîäàòåëüñòâå íå âñòðå÷àåòñÿ.  äîãîâîðå Ñìîëåíñêà ñ Ðèãîé è Ãîòñêèì áåðåãîì 1229 ã. ñîõðàíÿåòñÿ òîëüêî íîðìà î âûáèòîì çóáå (ñò. 2): “…çà çóá 3 ãðèâí ñåðåáðà” <*>, ïðè ýòîì øòðàôíàÿ ñàíêöèÿ â òî÷íîñòè ñîîòâåòñòâóåò àíàëîãè÷íîé ñóììå ïî Ðóññêîé Ïðàâäå. Ñîãëàøåíèå Ñìîëåíñêà ñ Ðèãîé è Ãîòñêèì áåðåãîì 1230 – 1270 ãã. óïîìèíàåò î âûáèòîì çóáå (ñò. 4) è î âûðâàííîé áîðîäå, ïðè ýòîì ââîäÿ äèôôåðåíöèàöèþ íàêàçàíèÿ â çàâèñèìîñòè îò ñòàòóñà ïîòåðïåâøåãî – çà áîðîäó áîÿðèíà èëè “êóíîåì÷è” (ñáîðùèêà êóí) ïëàòèòñÿ íå 3, à 5 ãðèâåí ñåðåáðà (ñò. 19).

<*> Äîãîâîð (“ïðàâäà”) Ñìîëåíñêà ñ Ðèãîé è Ãîòñêèì áåðåãîì 1229 ã. Ñ. 59.

Íàêîíåö, íîðìà Ðóññêîé Ïðàâäû î “ìóêå” îãíèùàíèíà òðàíñôîðìèðîâàëàñü â ïðàâå Ñåâåðî-Çàïàäíîé Ðóñè â çàïðåùåíèå íåçàêîííîãî ñàìîâîëüíîãî àðåñòà áåç ðåøåíèÿ ñóäà, ïðè ýòîì ñîõðàíÿåòñÿ èçâåñòíûé Ðóññêîé Ïðàâäå ðàçìåð øòðàôà. Ýòî ïîëîæåíèå çàêðåïëÿåòñÿ â äîãîâîðå Íîâãîðîäà ñ Ãîòñêèì áåðåãîì 1189 – 1199 ãã. (“À îæå ìóæà ñâÿæþòü áåç âèíû, òî 12 ãðèâí çà ñîðîì ñòàðûõ êóí”) <*>, â äîãîâîðå Ñìîëåíñêà ñ Ðèãîé è Ãîòñêèì áåðåãîì 1229 ã. (ñò. 13: “Àùå Ðóñèí ëè Íåì÷è÷ü äðóã äðóãà ñâÿæåòü áåç âèíû, 3 ãðèâíû ñåðåáðà çà ñîðîì”) <**>, â ñîãëàøåíèè Ñìîëåíñêà ñ Ðèãîé è Ãîòñêèì áåðåãîì (ñò. 12: “Îæå êîòîðûé Íåìü÷èöü â Ðèçå èëè íà Ãúòüñêîìü áåðåçå ñâÿæåòü Ñìîëíÿíèíà, èëè â æåëåçà âúñàäèòü, çà ñîðîì åìó ïëàòèòè 3 ãðèâíû ñåðåáðà”) <***>.

<*> Äîãîâîð Íîâãîðîäà ñ Ãîòñêèì áåðåãîì è íåìåöêèìè ãîðîäàìè 1189 – 1199 ãã. Ñ. 125.
<**> Äîãîâîð (“ïðàâäà”) Ñìîëåíñêà ñ Ðèãîé è Ãîòñêèì áåðåãîì 1229 ã. Ñ. 62.
<***> Ñîãëàøåíèå Ñìîëåíñêà ñ Ðèãîé è Ãîòñêèì áåðåãîì 1230 – 1270 ãã. Ñ. 74.

Åñëè â òå÷åíèå XII – XIII ââ. èñòî÷íèêè ïðàâà åùå óïîìèíàþò î ïîðâàííîé áîðîäå, î âûáèòîì çóáå è î íåçàêîííîì çàäåðæàíèè, â XIV – XV ââ. ñîõðàíÿåòñÿ òîëüêî íîðìà î áîðîäå.  Ïñêîâñêîé ñóäíîé ãðàìîòå (ñò. 117) â îòëè÷èå îò ïðåäøåñòâîâàâøåãî çàêîíîäàòåëüñòâà óêàçàí íå øòðàô â ïîëüçó êíÿçÿ, à êîìïåíñàöèÿ ñàìîìó ïîñòðàäàâøåìó, îäíàêî çíà÷èòåëüíûé ðàçìåð åå (2 ðóáëÿ) âñå ðàâíî óêàçûâàåò íà áîëüøîå çíà÷åíèå, óäåëÿâøååñÿ ýòîìó âèäó ïðåñòóïëåíèé <*>.

<*> Ïñêîâñêàÿ ñóäíàÿ ãðàìîòà // Ðîññèéñêîå çàêîíîäàòåëüñòâî X – XX ââ. Ò. 1. Ñ. 342.

Ýòà ãðóïïà ïðåñòóïëåíèé, íàêàçûâàåìûõ øòðàôíîé ñòàâêîé â 12 ãðèâåí, òàêæå ñâÿçàíà ñ âûêóïîì æèçíè ïðåñòóïíèêà. Èçâåñòíî, ÷òî äëÿ âñåõ “âàðâàðñêèõ” íàðîäîâ îáùèì áûëî óáåæäåíèå, ÷òî îñêîðáëåíèå, íàíåñåííîå ñëîâåñíî èëè äåéñòâèåì, ìîæåò áûòü ãîðàçäî òÿæåëåå, íåæåëè ïðè÷èíåíèå òåëåñíîãî âðåäà. Äàæå â ñî÷èíåíèÿõ öåðêîâíûõ äåÿòåëåé Äðåâíåé Ðóñè ìîæíî âñòðåòèòü óïîìèíàíèÿ î ìåñòè çà îñêîðáëåíèå êàê î ñàìîì åñòåñòâåííîì ïîñòóïêå, êîòîðûé, ïî èõ ìíåíèþ, íèêàê íå ïðîòèâîðå÷èò õðèñòèàíñêîé äîãìàòèêå: “Àùå áî íà ÷åëîâåêà õóëåíèå íå ìîæåòü îñòàâëåíî áûòè áåçî ìüñòè, òî êîëìà ïà÷å Áîæåñòâî õóëèâûé…” <*>. Îáû÷íîå ïðàâî, íåñîìíåííî, â çíà÷èòåëüíîì êîëè÷åñòâå ñëó÷àåâ äîïóñêàëî âîçìîæíîñòü íåìåäëåííîé ðàñïëàòû çà îñêîðáëåíèå. Äàæå â Ïðîñòðàííîé ðåäàêöèè Ðóññêîé Ïðàâäû åùå âèäíû ñëåäû ýòèõ ïîðÿäêîâ: â ñò. 25 óñòàíàâëèâàåòñÿ øòðàô â 12 ãðèâåí çà óäàð áàòîãîì, ÷àøåé, ðîãîì, à ñò. 26 ðàçðåøàåò èíóþ ðåàêöèþ íà ïîäîáíîå îñêîðáëåíèå: “Íå òåðïÿ ëè ïðîòèâó òîìó óäàðèòü ìå÷åìü, òî âèíû åìó â òîìü íåòóòü” <**>. Òàêèì îáðàçîì, çäåñü òàêæå îáíàðóæèâàåòñÿ âûêóï æèçíè ïðåñòóïíèêà, êîòîðûé ïåðâîíà÷àëüíî ÿâëÿåòñÿ àëüòåðíàòèâíûì ñïîñîáîì ðåøåíèÿ êîíôëèêòà (îñêîðáëåííûé ìîæåò óáèòü îáèä÷èêà èëè âçÿòü ñ íåãî øòðàô), íî çàòåì ïîñòåïåííî îôîðìëÿåòñÿ â êà÷åñòâå áåçàëüòåðíàòèâíîé øòðàôíîé ñàíêöèè.

Читайте также:  Салат с морковью и сметаной польза

<*> Åïèñêîïñêîå ïîó÷åíèå êíÿçüÿì è âñåì ïðàâîñëàâíûì õðèñòèàíàì î ïðîòèâîåñòåñòâåííûõ ïëîòñêèõ ãðåõàõ, ðîòíè÷åñòâå è ïîäðàæàíèè èíîâåð÷åñêèì îáû÷àÿì // Ðóññêàÿ èñòîðè÷åñêàÿ áèáëèîòåêà. Ò. VI. Ïàìÿòíèêè äðåâíåðóññêîãî êàíîíè÷åñêîãî ïðàâà. ÑÏá., 1908. Ñò. 850.
<**> Ðóññêàÿ Ïðàâäà. Ïðîñòðàííàÿ ðåäàêöèÿ. Ñ. 65.

Îò ïðåñòóïëåíèé, ïðåäïîëàãàþùèõ îñêîðáëåíèå äåéñòâèåì, äðåâíåðóññêîå ïðàâî îòëè÷àëî ïðåñòóïëåíèÿ, ïðåäñòàâëÿþùèå ñîáîé ïðè÷èíåíèå âðåäà çäîðîâüþ.  Ðóññêîé Ïðàâäå îíè îáúåäèíÿþòñÿ øòðàôíîé ñòàâêîé â 3 ãðèâíû. Ïðè ýòîì ïðîñëåæèâàåòñÿ ÿâíîå ïðîòèâîïîñòàâëåíèå ñ àíàëîãè÷íûìè ïðåñòóïëåíèÿìè, íàêàçûâàåìûìè øòðàôîì â 12 ãðèâåí, êàê ýòî âèäíî èç ñëåäóþùåé òàáëèöû.

Òàáëèöà N 1. Ïðåñòóïëåíèÿ, ïðåäïîëàãàþùèå ïðè÷èíåíèå âðåäà çäîðîâüþ èëè îñêîðáëåíèå, íàêàçûâàåìûå øòðàôîì â 3 ãðèâíû è 12 ãðèâåí (íóìåðàöèÿ ñòàòåé äàíà ïî Ïðîñòðàííîé ðåäàêöèè Ðóññêîé Ïðàâäû)

N ñò.Øòðàô â 12 ãðèâåíN ñò.Øòðàô â 3 ãðèâíû
23óäàð ìå÷îì, íå
âûíóòûì èç íîæåí,
èëè ðóêîÿòüþ
30óäàð îáíàæåííûì ìå÷îì
28îòíÿòèå ïàëüöà
25óäàð áàòîãîì, ÷àøåé,
ðîãîì, òûëåñíèþ
29ïîáîè äî êðîâè èëè
ñèíÿêîâ
31òîëêíåò, ïî ëèöó
óäàðèò, óäàðèò æåðäüþ

Êàê âèäíî èç ïðèâåäåííîé òàáëèöû, ñò. 23 ñâÿçàíà ñî ñò. ñò. 28 è 30 – â îáîèõ ñëó÷àÿõ óäàð íàíîñèòñÿ ìå÷îì, îäíàêî â ïåðâîì ñëó÷àå óäàðèâøèé èìååò ñâîåé öåëüþ îñêîðáèòü, à íå ðàíèòü ïðîòèâíèêà, âî âòîðîì – î÷åâèäíà öåëü íàíåñòè âðåä îáíàæåííûì îðóæèåì. Òî÷íî òàê æå ïðîòèâîñòîÿò äðóã äðóãó, ñ îäíîé ñòîðîíû, ñò. 25 è, ñ äðóãîé – ñò. ñò. 29 è 31.

Ñáëèæàåò ýòè ñòàòüè íàíåñåíèå ïîáîåâ ñ ïîìîùüþ ïîäðó÷íûõ ïðåäìåòîâ èëè ðóêàìè, îäíàêî â ñò. 25 îãîâàðèâàåòñÿ ïåðå÷åíü ïðåäìåòîâ, óäàð êîòîðûìè ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê îñêîðáëåíèå: áàòîã (âîçìîæíà ðàñøèðèòåëüíàÿ òðàêòîâêà – ïàëêà) <*>, ÷àøà, ðîã, ëàäîíü. Êàê è â ïðåäûäóùåì ñëó÷àå, ìåíüøèì øòðàôîì íàêàçûâàþòñÿ äåÿíèÿ, íàïðàâëåííûå íå íà îñêîðáëåíèå, à íà ïðè÷èíåíèå òåëåñíûõ ïîâðåæäåíèé (ñò. ñò. 29, 31).

<*> Ñëîâàðü äðåâíåðóññêîãî ÿçûêà (XI – XIV ââ.): Â 10 ò. Ò. I. Ì., 1988. Ñ. 107.

 äàëüíåéøåì ïðîèñõîäèò ëþáîïûòíîå ñìåøåíèå ïðîòèâîïîñòàâëåíèÿ ñòàòåé, êîòîðîå ñòîëü î÷åâèäíî â Ïðîñòðàííîé Ðóññêîé Ïðàâäå.  äîãîâîðå Íîâãîðîäà ñ Ãîòñêèì áåðåãîì è ñ íåìåöêèìè ãîðîäàìè 1189 – 1199 ãã. ðåãóëèðóþòñÿ íåñêîëüêî ïðåñòóïëåíèé, àíàëîãè÷íûõ òåì, êîòîðûå ðàññìàòðèâàëèñü Ðóññêîé Ïðàâäîé:

  1. óäàð îðóæèåì èëè “êîëîì” (ïàëêîé) – 6 ãðèâåí êóí;
  2. òîëêíåò èëè ïîðâåò îäåæäó – 3 ãðèâíû êóí <*>.

<*> Äîãîâîð Íîâãîðîäà ñ Ãîòñêèì áåðåãîì è íåìåöêèìè ãîðîäàìè 1189 – 1199 ãã. Ñ. 125.

Âòîðàÿ ñèòóàöèÿ ñîîòâåòñòâóåò êàçóàëüíîé îñíîâå ñò. 31 Ïðîñòðàííîé ðåäàêöèè Ðóññêîé Ïðàâäû, è øòðàô â äîãîâîðå ïðåäóñìîòðåí òîò æå – 3 ãðèâíû, îäíàêî ïåðâàÿ ñèòóàöèÿ, ñîîòâåòñòâóþùàÿ ñò. 30 Ðóññêîé Ïðàâäû, íàçíà÷àåò â äâà ðàçà áîëüøèé øòðàô – íå 3, à 6 ãðèâåí. Òàê ïîÿâëÿåòñÿ íåèçâåñòíàÿ Ðóññêîé Ïðàâäå ïðîìåæóòî÷íàÿ ìåæäó 3 è 12 ãðèâíàìè øòðàôíàÿ ñòàâêà.

 äîãîâîðå Ñìîëåíñêà ñ Ðèãîé è Ãîòñêèì áåðåãîì 1229 ã. (ñò. 3) ïðåäóñìàòðèâàþòñÿ òðè ñèòóàöèè, ñõîæèå ñ ðàññìîòðåííûìè íîðìàìè Ðóññêîé Ïðàâäû:

  1. óäàð ïàëêîé äî êðîâè (è áîëåå øèðîêî – ïîáîè äî ñèíÿêîâ èëè äî êðîâè) – 1,5 ãðèâíû ñåðåáðà (òî åñòü 6 ñòàðûõ ãðèâåí êóí);
  2. óäàð ïî ëèöó, ïî óõó, çàõâàò çà âîëîñû, óäàð áàòîãîì – òðè ÷åòâåðòè ãðèâíû ñåðåáðà (3 ãðèâíû êóí);
  3. íàíåñåíèå ðàíåíèÿ, íî áåç óâå÷üÿ – 1,5 ãðèâíû ñåðåáðà (6 ãðèâåí êóí).

Îòíîñèòåëüíî ïåðâîãî ñëó÷àÿ ñëåäóåò îñîáåííîå âíèìàíèå îáðàòèòü íà âòîðóþ ðåäàêöèþ òåêñòà äîãîâîðà, â êîòîðîé ïðîñëåæèâàåòñÿ ÿâíîå çàèìñòâîâàíèå èç ñò. 29 Ðóññêîé Ïðàâäû: “…à áóäåòü ñèíü, ëèáî êðîâàâ” <*> (â Ðóññêîé Ïðàâäå “Àæå ïðèäåòü êðîâàâ ìóæ íà äâîð èëè ñèíü…”) <**>. Âòîðàÿ ñèòóàöèÿ ñîîòâåòñòâóåò êàçóàëüíîé îñíîâå ñò. 31 Ðóññêîé Ïðàâäû, à òðåòüÿ – ñò. 30. Êàê âèäíî, òîëüêî â îäíîì ñëó÷àå äîãîâîð ñëåäóåò çà Ðóññêîé Ïðàâäîé, íàçíà÷àÿ òðåõãðèâåííûé øòðàô, â äâóõ äðóãèõ ñèòóàöèÿõ âíîâü óêàçûâàåòñÿ øåñòèãðèâåííàÿ ïðîìåæóòî÷íàÿ øòðàôíàÿ ñòàâêà, âïåðâûå îòìå÷åííàÿ â äîãîâîðå Íîâãîðîäà ñ Ãîòñêèì áåðåãîì è íåìåöêèìè ãîðîäàìè 1189 – 1199 ãã.

<*> Äîãîâîð (“ïðàâäà”) Ñìîëåíñêà ñ Ðèãîé è Ãîòñêèì áåðåãîì 1229 ã. Ñ. 59.
<**> Ðóññêàÿ Ïðàâäà. Ïðîñòðàííàÿ ðåäàêöèÿ. Ñ. 65.

 ïðîåêòå äîãîâîðíîé ãðàìîòû Íîâãîðîäà ñ Ëþáåêîì è Ãîòñêèì áåðåãîì î òîðãîâëå è ñóäå 1269 ã. âèäíà òà æå ïåðåõîäíàÿ ñèòóàöèÿ:

  1. ðàíåíèå îñòðûì îðóæèåì èëè “äóáèíîé” – 1,5 ìàðêè ñåðåáðà (6 ñòàðûõ ãðèâåí êóí);
  2. óäàð â óõî èëè â øåþ – 3 ôåðäèíãà (3 ãðèâíû êóí) <*>.

<*> Ïðîåêò äîãîâîðíîé ãðàìîòû Íîâãîðîäà ñ Ëþáåêîì è Ãîòñêèì áåðåãîì î òîðãîâëå è ñóäå 1269 ã. // Ãðàìîòû Âåëèêîãî Íîâãîðîäà è Ïñêîâà. Ì.-Ë., 1949. Ñ. 61.

Ïåðâàÿ ñèòóàöèÿ ñîîòâåòñòâóåò ñò. 30 Ïðîñòðàííîé ðåäàêöèè Ðóññêîé Ïðàâäû, îäíàêî íàçíà÷àåò ïåðåõîäíûé øåñòèãðèâåííûé øòðàô, âòîðàÿ – ñò. 31 Ðóññêîé Ïðàâäå, óñòàíàâëèâàÿ ïðåæíèé øòðàô â 3 ãðèâíû.

 ñîãëàøåíèè Ñìîëåíñêà ñ Ðèãîé è Ãîòñêèì áåðåãîì 1230 – 1270 ãã. (ñò. 4) òåíäåíöèÿ ïîâûøåíèÿ øòðàôíîé ñàíêöèè çà ïðè÷èíåíèå âðåäà çäîðîâüþ ïðîÿâëÿåòñÿ áîëåå ÷åòêî:

  1. óäàð ïàëêîé äî êðîâè – 3 ãðèâíû ñåðåáðà (12 ñòàðûõ ãðèâåí êóí);
  2. óäàð ïî ëèöó – 3 ãðèâíû ñåðåáðà (12 ãðèâåí êóí);
  3. ðàíåíèå ìå÷îì èëè íîæîì áåç óâå÷üÿ – 3 ãðèâíû ñåðåáðà (12 ãðèâåí êóí) <*>.

<*> Ñîãëàøåíèå Ñìîëåíñêà ñ Ðèãîé è Ãîòñêèì áåðåãîì 1230 – 1270 ãã. Ñ. 72.

Âñå óêàçàííûå äåÿíèÿ ñîîòâåòñòâóþò ïðåñòóïëåíèÿì, ïðåäóñìîòðåííûì ñò. ñò. 29, 30, 31 Ïðîñòðàííîé ðåäàêöèè Ðóññêîé Ïðàâäû, ïî êîòîðûì íàçíà÷àëñÿ øòðàô â 3 ãðèâíû, îäíàêî â ñîãëàøåíèè çà íèõ óñòàíàâëèâàåòñÿ âûñøèé âîçìîæíûé äëÿ ýòîé ãðóïïû ïðåñòóïëåíèé øòðàô â 12 ãðèâåí êóí.

Íàêîíåö, â Ïñêîâñêîé ñóäíîé ãðàìîòå (ñò. 120) ïðåñòóïëåíèÿ, íåñóùèå âðåä çäîðîâüþ, åùå áîëåå óïðîùàþòñÿ è óïîìèíàåòñÿ òîëüêî îäèí èõ âèä, îáîáùàþùèé, îäíàêî, âñå ðàññìîòðåííûå âûøå, – èçáèåíèå <*>.

<*> Ïñêîâñêàÿ ñóäíàÿ ãðàìîòà. Ñ. 342.

Ó÷èòûâàÿ âûÿâëåííóþ âûøå òåíäåíöèþ óïðîùåíèÿ ñèñòåìû ïðåñòóïëåíèé, îáúåäèíÿåìûõ øòðàôíîé ñòàâêîé â 12 ãðèâåí, ìîæíî îòìåòèòü äâà âçàèìîñâÿçàííûõ ïðîöåññà: 1) ñîêðàùàåòñÿ êîëè÷åñòâî ïðåñòóïëåíèé, êîòîðûå òðàêòóþòñÿ êàê îñêîðáëåíèå äåéñòâèåì,- âìåñòî øèðîêîãî ïåðå÷íÿ íîðì, çàùèùàþùèõ ëè÷íóþ ÷åñòü â ñàìûõ ðàçíûõ ñèòóàöèÿõ, â ïðàâå XII – XV ââ. îñòàåòñÿ îòâåòñòâåííîñòü çà âûðûâàíèå áîðîäû è âûáèòûé çóá; 2) ñõîæèå ñèòóàöèè íàíåñåíèÿ òåëåñíûõ ïîâðåæäåíèé, ðàçëè÷àâøèåñÿ â Ðóññêîé Ïðàâäå íà ïðè÷èíÿâøèå âðåä çäîðîâüþ èëè íàðóøàâøèå ÷åñòü, â ïðàâå XII – XV ââ. óíèôèöèðóþòñÿ êàê ãðóïïà ïðåñòóïëåíèé, ïðè÷èíÿþùèõ âðåä çäîðîâüþ, è çà íèõ íàçíà÷àåòñÿ ìàêñèìàëüíàÿ äëÿ ýòîãî âèäà ïðåñòóïëåíèé øòðàôíàÿ ñòàâêà â 12 ãðèâåí.  ñâÿçè ñ òåì ÷òî de facto ïðîèçîøëà íîâàÿ ñèñòåìàòèçàöèÿ ïðåñòóïëåíèé ïðîòèâ ÷åñòè è ïðîòèâ çäîðîâüÿ ëè÷íîñòè, à òàêæå â ñâÿçè ñ òåì, ÷òî ïðåñòóïëåíèÿ, íåñóùèå âðåä çäîðîâüþ, òåïåðü ñòàëè íàêàçûâàòüñÿ øòðàôíîé ñòàâêîé, íàçíà÷àâøåéñÿ ðàíåå çà ïðåñòóïëåíèÿ, íåñóùèå îñêîðáëåíèå äåéñòâèåì, âîçíèêëà íåîáõîäèìîñòü ïîâûñèòü øòðàôíóþ ñòàâêó çà ñîõðàíèâøèåñÿ â ïðàâå ïðåñòóïëåíèÿ ïðîòèâ ÷åñòè. Âèäèìî, òîëüêî ýòèì è ìîæíî îáúÿñíèòü ñòîëü âûñîêóþ èìóùåñòâåííóþ îòâåòñòâåííîñòü çà âûðûâàíèå áîðîäû ïî Ïñêîâñêîé ñóäíîé ãðàìîòå.

Источник