Грех и польза от вина
О Вине в Церкви и Священном Писании – традиции и мнения святых отцов. Сколько допустимо выпивать алкоголя православному христианину? Регламентируется ли порядок употребления вина церковным Уставом? Существует ли бес пьянства?
Рогатые попутчики
Нельзя сказать, что русский народ спивается, но немало людей отмечают праздники за рюмкой, заявляя, что выпить под Рождество, на Святках, на Крещенье — «святое дело» для добрых христиан. Однако в глубине души те же поклонники горячительных напитков понимают, что увлечение спиртным — явление нездоровое. Об этом говорят и народные преданья, одно из которых рассказала мне бабушка.
Это случилось в ночь перед Рождеством с её односельчанкой, колхозницей средних лет, женщиной жизнерадостной, не упускавшей повода крепко выпить. Времена были советские, атеистические, но православные праздники многие помнили и по-своему отмечали.
Церковь была на целый район одна, и наша героиня-колхозница, предпочла отметить Рождество не там, а с подругой из соседнего села, устроившей гулянку. Пропев под гармонь все частушки, разогревшись самогоном, колхозница отправилась в обратный путь. У неё было прекрасное настроение, а спиртное помогло забыть и про волков и про кабанов, которые могли сожрать прохожего, оставив только валенки.
Но вскоре началась позёмка, а затем и метель, поэтому, когда женщину нагнали сани, где сидели два мужика, и она услышала:
— Землячка, подвезти тебя?
Она согласилась. Сани летели по насту, мужики вели между собой разговор, впереди, на горке в сельских окнах зажглись лампы. Шло время и уж пора было бы въехать на знакомую улицу, но село, манившее огнями, нимало не приблизилось.
– Вот чудеса, как долго едем! – Удивилась колхозница. Мужики переглянулись между собой, захохотали и стали убеждать её, что всё в порядке, скоро прибудут на место.
Луна над головой поднялась выше, ветер стих, но ударил мороз и колхозница начала зябнуть.
– Когда же мы доберёмся? – Снова завела речь она.
Мужики опять переглянулись, захохотали и стали успокаивать женщину, что осталось совсем немного. Наконец несчастная совсем продрогла.
– Ей-Богу, от холода ноги отнимаются! Вот вам крест, слезу и пойду пешком. – Раздражённо сказала она. В тот же миг в лицо ударила волна дыма, исчезли мужики, лошадь и сани.
Женщина огляделась – она сидела посреди реки, опустив ноги в полынью. Вот куда доставили пьяненькую попутчицу бесы!
Остатки хмеля мгновенно покинули колхозницу. В страхе стала она отползать от полыньи, не чувствуя заледеневших ног. Родное село и впрямь было близко – на берегу. Кое-как добралась до крайней избы и постучала. К счастью, ноги не отморозила, но они долго болели.
«Бес пьянства» или слабость воли?
В Священном Писании нет такой сущности, как «бес пьянства», представление о котором сложилось в народном сознании. На самом деле это олицетворение болезненной «страсти», которой поддался человек. «Страсть» – чрезмерное увлечение чем-либо, вредное душе и телу. Истинно верующий должен честно брать на себя ответственность за свои поступки. Если ты считаешь, что существует «бес пьянства», кто открыл ему двери в твоё сознание? Не ты ли сам?
С точки зрения христианства, алкоголь – это напиток, который может быть орудием тёмной силы, а может и не быть. Так же, как нож может быть обычным столовым прибором, но может стать орудием убийства.
Вино в Церкви и Священном Писании
В Священном Писании вино упоминается не раз. Некоторые считают, что порой термином вино там обозначается виноградный сок, например, имеет успех исследование адвентиста С.Баккиоки. Но такие рассуждения отдают ханжеством и доходят до вывода, что в Кане Галилейской Христос превратил воду не в вино, а в сок. В таком случае и причащались бы христиане не кагором с содержанием алкоголя 6-16 градусов, а соком «Сады Придонья». Ведь каждое слово в Священном писании имеет значение. И если вино, созданное Христом, распорядитель пира назвал лучшим, то так и следует понимать, видя в этом совет покупать доброе вино, а не напитки непонятного происхождения.
В Священном Писании о вине есть отзывы как позитивные, так и негативные. Есть предупреждения и обоснования, в каких случаях полезно вино. Позор пьяного Ноя, осмеянного сыном, и падение Лота, соблазнённого собственными дочерьми, недвусмысленно показывают опасность сильного опьянения. Оба персонажа, вначале выступающие как безусловно положительные герои, попадают впросак, напившись до беспамятства.
В то же время книга Притч рекомендует употреблять вино при болезни или в беде. «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою». Однако там же есть совет царям и князьям, отвечающим за свой народ, вовсе не пить вина, чтобы захмелев, они не забыли законы.
Стоит отметить, что в древние времена не было таких крепких напитков, как водка, да и вино порой разбавляли водой. Например, в той же книги Притч читаю, что Премудрость «растворила вино своё», неразумен «увлекающийся» вином и сикерой и не стоит быть среди «упивающихся».
Этот дар природы важен для христианской философии.
- Новый завет сравнивают с новым вином, которое способно разорвать «ветхие мехи».
- Гнев Господень называют нерастворённым вином, которое обессиливает человека.
- Вино причастия воплощает собой кровь Христову, пролитую за нас.
- В таинстве елеосвящения используют елей, смешанный с вином, так в древности исцеляли раны.
- Во время венчания молодожёны выпивают немного вина, что символизирует их счастливое единение.
Многое говорит о сложном сакральном значении этого напитка.
Старцы и священники о вине
Мнения святых подвижников и священников о вине не всегда схожи. Никто не приветствует его чрезмерное употребление, но есть те, кто советует выпивать умеренно, и есть те, кто советует вовсе отказаться от алкоголя.
Так святитель Тихон Задонский пишет: «Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут», и в этом с ним согласится современная медицина. Но сколько подростков впервые попробуют алкоголь в эти зимние праздники. В проулке возле дома я порой вижу пустые небольшие бутылки – кто ещё будет пить в темноте, стоя в зимней слякоти, как не местные старшеклассники, чтобы не попасть на глаза взрослым? И это мальчики из хороших семей.
Буквально сегодня мне навстречу шли трое ребят лет 11-12, совещаясь, где бы купить пива…
Не забудьте ужесточить родительский надзор на время зимних каникул, когда дети теряют голову от безделья. Почему-то многим кажется, что именно их ребёнок будет вести себя безупречно, но нетрезвое окружение доводило до греха и взрослых.
Для пьяной компании характерно стремление уговорить выпить того, кто отказывается. У трезвенника, как правило, есть серьёзная причина, но друзья настаивают, и чтобы не обидеть ближних, человек опустошает рюмку. Если он склонен к хроническому алкоголизму, то срывается в запой, доходит до больницы. Зато угодил ближним.
Безусловно, каждый имеет право веселиться и праздновать, но при этом не забывать о законах Божеских и человеческих.
Наверное, такое происходило и в античные времена, поскольку апостол Тимофей советует человеку не пить, если он подаёт пример более немощному другу. «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).
Монахи Афона собирают виноград
Я знала одного прекрасного человека и небездарного поэта, который успешно боролся с пристрастием к алкоголю, но однажды на литературном мероприятии, где он услышал немало комплиментов своему творчеству, поэт сорвался – он пил на фуршете и пил на обратном пути, в поезде. В купе с ним ехал друг, который усердно наполнял стаканы. С вокзала поэта привезли домой без сознания. В гробу он лежал с синим лицом.
«…Не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и происходящую от вина пользу уничтожает неумеренность», – писал Иоанн Златоуст.
«Не бесчести благословения плодов, не простирай до пресыщения пития, не нарушай соразмерности несоблюдением меры; пия вино, не пропивай ума, но помни, что Дух Божий соделывает начаток его Кровью Христовою, пользуйся им, как больной, который имеет нужду в его пособии, а не как неприятель, который обращает вино в оружие против всех, а паче против себя самого, падая от него в прах», – вторил Златоусту его ученик, преподобный Исидор Пелусиот.
Русские подвижники относились к вину более критически, чем святые Востока
Зная отечественный обычай «магарыча», когда за труд платят бутылкой, Иоанн Крестьянкин писал:
«Вы скажете, что сейчас все услуги покупаются за «маленькую» или за «поллитра». Но у вас, христиан, знающих, какое зло приносят в семью эти «поллитровки» и «маленькие», неужели никогда совесть не подсказывала, что мы даем вместо платы за услуги яд своему ближнему? Господи, прости нас, грешных! Мы почти поголовно виноваты в спаивании…».
Тихон Задонский приказывал штрафовать выпивающих семинаристов. Избегать хмельных напитков, особенно хлебных, советовал Игнатий Брянчанинов. Серафим Саровский желал, чтобы и запаха вина в его обители не было. Святитель Николай Японский рекомендовал заменять вино лимонадом. Большинство праведников склонялось к выводу, что если человек способен обойтись без спиртного, лучше пусть совсем не пьёт.
Но поскольку большинство россиян далеки от монашеского идеала и всё равно наполняют бокалы за праздничным столом, им может быть интересно, сколько допустимо выпить православному человеку, с точки зрения церкви. В статье священника Даниила Сысоева я нашла такое пояснение:
«Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль. Одна красовуля — это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов».
К человеку, который понимает, что этого достаточно, не привяжутся «рогатые попутчики» на зимней дороге. Но разве ощущение праздника нельзя создать без бутылки, если есть культурные мероприятия, выходные в семейном кругу и Церковные праздники?
Протоиерей Алексий Лисняк о злоупотреблении алкоголем – рассказ из жизни
Íåêîòîðûå, äàë¸êèå îò Ïðàâîñëàâèÿ, ëþäè, â îñíîâíîì ñåêòàíòû è àòåèñòû, óòâåðæäàþò, ÷òî = õðèñòèàíñòâî çàíèìàåòñÿ âûèñêèâàíèåì ãðåõîâ, ÷òîáû ÷åëîâåê ñåáÿ ÷óâñòâîâàë âèíîâàòûì =
Äàâàéòå óæå ðàçáåð¸ìñÿ, ÷òî åñòü ãðåõ, âèíà, ÷óâñòâî âèíû è êàê îò íèõ èçáàâèòüñÿ.
1. Ãðåõ, åñëè êîðîòêî, ýòî íàðóøåíèå Áîæåñòâåííîãî, íðàâñòâåííîãî Çàêîíà.
Ãðåõ åñòü äîáðîâîëüíîå îòñòóïëåíèå îò òîãî, ÷òî ñîãëàñíî ñ ïðèðîäîé, â òî, ÷òî ïðîòèâîåñòåñòâåííî (ñâ. Èîàíí Äàìàñêèí).
Ãðåõ åñòü óêëîíåíèå îò öåëè, íàçíà÷åííîé ÷åëîâåêó ïî ïðèðîäå (áëàæ. Ôåîôèëàêò Áîëãàðñêèé).
 ðóññêîì ÿçûêå ñëîâî «ãðåõ» (ñò.-ñëàâ. ãð;õú), èçíà÷àëüíî ñîîòâåòñòâîâàëî ïîíÿòèþ «îøèáêà» (ñð. «ïîãðåøíîñòü», «îãðåõà»). Àíàëîãè÷íî ãðåêè îáîçíà÷àëè ïîíÿòèå ãðåõà ñëîâîì îçíà÷àþùèì «ïðîìàõ, ïîãðåøíîñòü, ïðîâèííîñòü»,
Ãðåõè, âûèñêèâàé èõ èëè íåò, åñòü ó êàæäîãî. Òîëüêî, îäíè âèäÿò ñâîè ãðåõè, à äðóãèå ñâîè â óïîð «íå âèäÿò», à â äðóãèõ âèäÿò èõ âåëèêîå ìíîæåñòâî.
Öåðêîâü ó÷èò âèäåòü, â ïåðâóþ î÷åðåäü, ñâîè ãðåõè, è î÷èùàòüñÿ îò íèõ, êàê îò ãðÿçè, à íå îñóæäàòü äðóãèõ. Ãîñïîäü ãîâîðèò:«Ëèöåìåð! âûíü ïðåæäå áðåâíî èç òâîåãî ãëàçà è òîãäà óâèäèøü, êàê âûíóòü ñó÷îê èç ãëàçà áðàòà òâîåãî». (Ìô.7,5)
2. Âèíà – 1. Ïðîâèííîñòü, ïðîñòóïîê, ïðåñòóïëåíèå, ïðåãðåøåíèå, ãðåõ (â çíà÷. ïðîñòóïêà), (Ïî Äàëþ)
Òî åñòü âèíà ïðîñòóïîê èëè ïðåñòóïëåíèå ïðîòèâ Çàêîíà èëè ãðåõ ïðîòèâ ÁÎÃÀ, ÷åëîâåêà, ïðèðîäû.
Åñëè ÷åëîâåê íå ïîêàåòñÿ, íå èñïîâåäóåòñÿ, íå êîìïåíñèðóåò óùåðá, íå çàãëàäèò âèíó, òî åñòü íå ïîñòóïèò ïî ñîâåñòè ñ ÷óâñòâîì îòâåòñòâåííîñòè çà ñîäåÿííîå, òî â í¸ì ðàçâèâàåòñÿ «÷óâñòâî âèíû», äåñòðóêòèâíîå è òÿãîñòíîå ÷óâñòâî. Èíîãäà ýòî ÷óâñòâî âîçíèêàåò èç ìíèìîé âèíû, êîãäà ÷åëîâåê ÷óâñòâóåò ñåáÿ âèíîâàòûì, çà òî, ÷òî îò íåãî íå çàâèñèò.
3. ×óâñòâî âèíû – ïîñëåäñòâèå íåðàñêàÿííîãî ãðåõà è îáðàòíàÿ ñòîðîíà ãîðäûíè. È òî è äðóãîå äëÿ õðèñòèàíèíà íå ïðèåìëåìî.
×óâñòâî âèíû íàíîñèò ÷åëîâåêó ãëóáî÷àéøèé âðåä. ×óâñòâî âèíû, â îòëè÷èå îò ÷óâñòâà îòâåòñòâåííîñòè, íå ðåàëèñòè÷íî, íåêîíêðåòíî, ðàçìûòî. Îíî æåñòîêî è íåñïðàâåäëèâî, ëèøàåò ÷åëîâåêà óâåðåííîñòè â ñåáå, ñíèæàåò ñàìîîöåíêó. Ïðèíîñèò îùóùåíèå òÿæåñòè è áîëè, âûçûâàåò äèñêîìôîðò, íàïðÿæåííîñòü, ñòðàõè, ðàñòåðÿííîñòü ðàçî÷àðîâàíèå, óíûíèå, ïåññèìèçì, òîñêó.
×óâñòâî âèíû îïóñòîøàåò è îòíèìàåò ýíåðãèþ, îáåññèëèâàåò, óìåíüøàåò àêòèâíîñòü ÷åëîâåêà è âåä¸ò ê íåâðàñòåíèè è ïðî÷èì çàáîëåâàíèÿì.
×óâñòâî âèíû, ïî ñóòè, ýòî – àãðåññèÿ, íàïðàâëåííàÿ íà ñàìèõ ñåáÿ, – ýòî ñàìîóíè÷èæåíèå, ñàìîáè÷åâàíèå, ñòðåìëåíèå ê ñàìîíàêàçàíèþ.
Ýòî òî, ÷òî ïðîèçîøëî ñ Èóäîé ïîñëå ïðåäàòåëüñòâà èì Èèñóñà ÕÐÈÑÒÀ. Îí ïîíÿë, ÷òî ñîâåðøèë ñòðàøíûé ãðåõ, è íåâûíîñèìîå ÷óâñòâî âèíû çàñòàâèëî åãî äóìàòü, ÷òî îí èìååò ïðàâî è äîëæåí ñàì ñåáÿ íàêàçàòü çà ãðåõ ïðåäàòåëüñòâà. È âìåñòî èñòèííîãî ïîêàÿíèÿ, ìîëèòâåííîãî îáðàùåíèÿ ê Èèñóñó ÕÐÈÑÒÓ, êîòîðûé êîíå÷íî áû åãî ïðîñòèë, Èóäà ïîø¸ë è ïîâåñèëñÿ.
4. Êàê æå èçáàâèòüñÿ îò ãðåõà è ÷óâñòâà âèíû?  Ïðàâîñëàâèè åñòü òàêîå ñðåäñòâî, êîòîðîå óæå 2 òûñ. ëåò óñïåøíî ïîìîãàåò ìèëëèîíàì âåðóþùèõ, è áåç êîòîðîãî íåâîçìîæíî ñîâåðøåíñòâîâàíèå è äóõîâíîå âîçðàñòàíèå ÷åëîâåêà. Ýòî ñðåäñòâî íàçûâàåòñÿ ïîêàÿíèå.
Ïîêàÿíèå ýòî èçìåíåíèå ñåáÿ è ñâîåãî îòíîøåíèÿ ê äàííîìó ãðåõó. Íóæíî âîçíåíàâèäåòü åãî (íå ñåáÿ!), è èìåòü òâ¸ðäîå íàìåðåíèå íå ïîâòîðÿòü åãî â áóäóùåì.
Èòàê, âìåñòî ÷óâñòâà âèíû, ñàìîáè÷åâàíèÿ – îñîçíàâ ñâîé ãðåõ, ñâîþ âèíó, íåîáõîäèìî, íå îòêëàäûâàÿ, ïðèíåñòè ïîêàÿíèå â Öåðêâè â Òàèíñòâå Èñïîâåäè è ñäåëàòü âñ¸, ÷òîáû êîìïåíñèðîâàòü ñ èçáûòêîì íàíåñ¸ííûé ãðåõîì óùåðá, ïðîÿâèâ ñîñòðàäàíèå è ïîìîùü ïîñòðàäàâøåìó. È âïðåäü ñ òâ¸ðäîé ðåøèìîñòüþ èçìåíèòüñÿ, ñòàðàòüñÿ íå ïîâòîðÿòü ýòîò ãðåõ. Òîëüêî òàê ÷åëîâåê ïîëíîñòüþ îñâîáîäèòñÿ îò îïóñòîøàþùåãî, îáåññèëèâàþùåãî ÷óâñòâà âèíû, è îò ãí¸òà ãðåõà, êîòîðûé èñ÷åçíåò, êàê áóäòî åãî è íå áûëî.
Íî áûâàåò, ÷òî ïî íàøåé ñëàáîñòè èëè íåâíèìàòåëüíîñòè ìû âíîâü ñîâåðøàåì ýòîò ãðåõ ïîâòîðÿåòñÿ. È òîãäà íè â êîåì ñëó÷àå íå íàäî îò÷àèâàòüñÿ! Íóæíî ïîêàÿòüñÿ âî âíîâü ñîâåðøåííîì ãðåõå è, âîçíåíàâèäåâ ýòîãî íàâÿç÷èâîãî áåñà (ãðåõ), ñ åù¸ áîëüøèì óïîðñòâîì ñòàðàòüñÿ åãî ïîáåäèòü. Ñ êàæäûì ïîêàÿíèåì ãðåõ ñëàáååò è íàñòàíåò ìîìåíò, êîãäà Âû çàáóäåòå î í¸ì, êàê áóäòî åãî íå áûëî.
«È ñêàçàë Ãîñïîäü Ìîèñåþ
: åñëè ìóæ÷èíà èëè æåíùèíà ñäåëàåò êàêîé-ëèáî ãðåõ ïðîòèâ ÷åëîâåêà, è ÷ðåç ýòî ñäåëàåò ïðåñòóïëåíèå ïðîòèâ Ãîñïîäà, è âèíîâíà áóäåò äóøà òà, òî ïóñòü èñïîâåäàþòñÿ âî ãðåõå ñâîåì, êîòîðûé îíè ñäåëàëè, è âîçâðàòÿò ñïîëíà òî, â ÷åì âèíîâíû, è ïðèáàâÿò ê òîìó ïÿòóþ ÷àñòü è îòäàäóò òîìó, ïðîòèâ êîãî ñîãðåøèëè; åñëè æå ó íåãî íåò íàñëåäíèêà, êîòîðîìó ñëåäîâàëî áû âîçâðàòèòü çà âèíó: òî ïîñâÿòèòü ýòî Ãîñïîäó;» (×èñ.5,5-7).
Ìîæíî îêàçàòü ïîìîùü áîëüíûì, íåìîùíûì, ñòàðèêàì, áðîøåííûì äåòÿì, òîìó, êòî íóæäàåòñÿ, èëè ïîæåðòâîâàòü íà ñòðîèòåëüñòâî öåðêâè. Ãîâîðèò Ãîñïîäü: «
èñòèííî ãîâîðþ âàì: òàê êàê âû ñäåëàëè ýòî îäíîìó èç ñèõ áðàòüåâ Ìîèõ ìåíüøèõ, òî ñäåëàëè Ìíå. (Ìô.35,30)
Íàøà çàäà÷à – ìîùíóþ äåñòðóêòèâíóþ, ðàçðóøàþùóþ è óáèâàþùóþ ýíåðãèþ ÷óâñòâà âèíû ïðåîáðàçîâàòü â ïîçèòèâíóþ ýíåðãèþ èçìåíåíèÿ ñåáÿ ê ëó÷øåìó, â ñîçèäàíèå â ñåáå Íîâîãî íðàâñòâåííî ñîâåðøåííîãî ÷åëîâåêà.
Èñïîëüçîâàíû ôðàãìåíòû èç ñòàòüè https://www.psynavigator.ru/articles.php?code=519 Òî÷êà çðåíèÿ: ÷óâñòâî âèíû – äóõîâíîñòü èëè íåçðåëîñòü?
Уважаемые Читатели -Это статья для разумных людей,и для тех кто считает Бога единым.Большая просьба к атеистам,экстремистам, фашистам ,и просто к глупым людям оставьте свое мнение при себе.
Если статья понравилась ставьте лайк
Когда люди пытаются оправдать употребление алкоголя, они чаще всего приводят тексты из Библии
Россия и другие страны захлестнуты пороками. Как следствие: трагедиями и болезнями из-за повсеместного распространения наркотиков, включая пиво и вино.
СМИ периодически сообщают о тяжелых авариях, совершенных православными священниками, бывшими за рулем дорогих авто. О том, что 60% священнослужителей регулярно употребляют алкоголь… Что разрушает и их, и Святую церковь, и общество. Многие оправдывают грех употребления алкоголя, его рекламу и продажу, ссылаясь на Библию.
Надеемся, что этот материал вдохновит всех и прежде всего тех кто считает себя православными на возвышенную, счастливую, здоровую и успешную жизнь которую в свою очередь практически невозможно достигнуть без полной трезвости.
О ВИНЕ В БИБЛИИ
Часто у людей, изучающих Библию, возникают противоречия в отношении упоминания вина в Священном Писании.
С одной стороны, в Библии можно встретить упоминания о том, что употребление вина порицается: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, впоследствии, как змей оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное» (Притчи 23:31-32).
С другой стороны, мы видим одобряющие и благословляющие вино высказывания: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина» (Быт. 27:28).
МОЖЕТ ЛИ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ОДНОВРЕМЕННО И РЕКОМЕНДОВАТЬ, И ОСУЖДАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ?
Протоиерей Григорий Григорьев, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, настоятель храма Иоанна Предтечи, поселок Юкки Ленинградской области:
!Если мы возьмем Пятикнижие Моисеево (Тора), то слово «вино» в «Торе» встречается 250 раз. Слово «вода» – 220 раз, слово «хлеб» – 200 раз.
И здесь может показаться, что хлеб и воду в то время реже принимали в пищу, чем вино. И если в Библии постоянно говорится о вине, то, следовательно, его очень полезно было пить?
Дело в том, что в еврейском языке было 13 еврейских слов, которые мы перевели на русский словом «вино». Из этих 13 еврейских слов только три имели отношение к алкоголю, а 10 означали разные формы сохранения виноградного сока”.
О том, что в Библии нет противоречий в упоминаниях о вине, дает авторитетный комментарий священномученик Владимир Богоявленский, который в начале XX века занимал главные кафедры Русской Православной Церкви – Московскую, Петербургскую и Киевскую.
В своем докладе, сделанном в 1912 году, он объясняет, что под словом «вино» в Библии подразумевается как перебродивший, так и обычный виноградный сок. И когда Писания говорят одобряющие слова о вине, речь идет о не перебродившем виноградном соке.
А там, где мы видим проклятия и запреты на употребление вина, речь идет о перебродившем виноградном соке, т.е. об алкогольном вине. Таким образом, кажущиеся противоречия мгновенно устраняются.
Например, в книге пророка Иеремии, в 48 главе, мы читаем: «Я положу конец вину в точилах; не будут более топтать в них с песнями». Очевидно, что в точилах, в виноградном прессе, не могло быть алкогольное вино. Там мог находиться именно сок, который только что был выжат из винограда.
Протоиерей Илья Шугаев, кандидат богословия, настоятель храма Михаила Архангела, г. Талдом Московской области:
“Разделение терминов приводит к тому, как говорит священномученик Владимир, что мы не находим в Библии ни одного случая, где бы благословлялось опьяняющее вино”.
Протоиерей Григорий Григорьев:
“Если мы действительно правильно оценим Библию, то Библия – это книга о трезвости. И книга о том, что даже однократный прием вина приводит к очень плохим последствиям. Например, как было у Лота, как было у Ноя, и как было у многих библейских персонажей, которые один раз попробовали, и потом всю жизнь вымаливали свои грехи у Господа Бога”
В лингвистическом понимании еврейское слово «яин», латинское «винум», английское «винеу», означающие вино, исторически указывали как на алкоголь, так и на обычный виноградный сок. Например, англо-британский словарь, опубликованный в 1708 году, дает такое определение вину: «Вино – напиток, сделанный из виноградного сока или других фруктов; напиток, другими словами, сок, муст, виноградное сусло, сладкое вино, недавно выжатое из винограда».
Древнегреческий философ Проклус в своей аннотации на книгу Гесиода «Труды и дни» называет свежевыжатый сок винограда вином: «Гроздья были, прежде всего, повернуты к солнцу на протяжении десяти дней, затем – в тени на десять дней, и, наконец, они топтали их, выжимая вино». Эти примеры показывают, что до нашего времени слово «вино» обозначало как перебродивший виноградный сок, так и обычный, свежий.
Роман Валерьевич Зарапин, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ:
“Традиционно принято считать, что винопитие, изготовление вина было характерной чертой культуры древней Греции и древнего Рима. Все уверены, что древние греки только и делали, что пили вино и даже, якобы, детей этим вином поили. То есть, для нас с вами вино – это алкогольное изделие, в котором есть определенный градус, достаточно высокий, тогда как для греков вином, в первую очередь, был виноградный сок, даже в том случае, если этот сок не подвергался дополнительной переработке”
Распространенное заблуждение, что в древнем мире пили только алкогольное вино, базируется на том, что в те времена, якобы, было невозможно сохранить виноградный сок иным способом, кроме как его сбраживанием.
В Древней Греции называли вином сок из винограда, как только что выдавленный, так и сок, который хранился в течение какого-то времени. Что же касается римской истории или, во всяком случае, эпохи эллинизма, мы знаем достоверно, что они уже открыли к этому моменту способ длительного хранения виноградного сока путем кипячения.
На самом деле проблемы, с которыми сталкивались в древности при сохранении перебродившего сока, алкогольного вина, были достаточно велики: оно окислялось, появлялась плесень, плохой запах”.
В то же время сохранение виноградного сока без брожения было относительно простым процессом: сок выпаривали на огне до состояния сиропа. Древнеримский автор Луций Колумелла, 70 год до н.э., в своем трактате «О земледелии» объясняет: «Чтобы обеспечить сохранение сока, люди помещают муст в свинцовые сосуды и путем кипячения уменьшают его на четверть, другие – на треть».
Генри Хомес, американский исследователь в Константинополе, в своей статье о вине приводит такой пример: «Простой виноградный сок без добавления каких-либо нейтрализующих средств против окисления, кипяченый от четырех до пяти часов, уменьшался на одну четвертую своего объема. После кипячения его вливают в глиняные емкости, плотно закрывают кожей, чтобы не было доступа воздуха. Обычно, не имея никакого опьяняющего свойства, его свободно употребляют как мусульмане, так и христиане. Некоторые кувшины, которые я лично держал в руках, уже сохранялись в течение двух лет, не испытывая никакого изменения».
Когда люди пытаются оправдать употребление алкоголя, они чаще всего приводят такие примеры из Библии: 103 псалом Давида из Ветхого Завета, где сказано, что вино веселит сердце человека; первое чудо в Кане Галилейской, описанное в Евангелии от Иоанна, когда Иисус воду превратил в вино; совет апостола Павла апостолу Тимофею употреблять немного вина, упоминаемый в послании к Тимофею. Давайте посмотрим, о чем на самом деле говорится в этих текстах:
Ветхий Завет, Псалтирь, псалом 103: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека».
Протоиерей Илья Шугаев:
“На самом деле в этом 103 псалме описывается замечательное творение Божие. Псалмопевец Давид обходит взглядом все окружающее и говорит: «Как прекрасно Господь сотворил мир».
И в том числе упоминаются те самые три священных продукта: вот хлеб, который укрепляет сердце человека, вот елей, которым можно умастить лицо, и вот вино, которое веселит сердце человека. Еще раз, почему веселит? Да потому что виноград – это замечательный благодатный продукт, которым питается еврейский народ.
Очевидно, что в этом тексте псалмопевец Давид, выражая благодарность Господу, описывает природу вокруг себя, и словом «вино» называет виноградную лозу (слова «произращаешь» и «произвесть из земли» прямо указывают на виноград как на растение). Было бы неправильно трактовать этот стих, предполагая, что сердце пророка Давида наполняется весельем от опьянения.
И еще, чтобы закончить тему, что веселит в вине сердце человека – точно не алкоголь, могу привести еще один пример. В Книге Судей, глава 9, говорится: «Сок веселит сердце человека». Виноградный сок веселит сердце человека.
На брачном пире в Кане Галилейской Иисус из воды сделал «хорошее вино». В римском мире в новозаветное время самые лучшие вина были те, в которых опьяняющее свойство устранялось кипячением. К примеру, Плиний в трактате «Естественная история» говорил, что «хорошее вино – это вино, лишенное опьяняющего свойства». Подобным образом Плутарх указывает, что вино «намного более приятное, чтобы пить», когда оно «не воспламеняет мозг и не влияет на ум или страсти».
Протоиерей Илья Шугаев:
“Поэтому, когда мы говорим о том, что Господь сотворил вино для тех, кто были на этом пиру, конечно же, однозначно мы говорим, что это было не опьяняющее вино, то есть виноградный сок. Господь не мог находиться в собрании, где люди предаются греху. Думать так, что он оставался там, и, тем более, был причиной их опьянения – абсолютно кощунственная мысль.
Часто в качестве аргумента, что Иисус превратил воду в алкогольное вино, приводят 10-й стих второй главы Евангелия от Иоанна: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег доселе».
Но подразумевать под словом «напьются» алкогольное опьянение – это просто результат современных дурных социальных привычек и стереотипов. Как раз именно этот стих и доказывает, что Иисус превратил воду в неперебродивший виноградный сок, который в те времена и называли «хорошим вином».
Еще одним распространенным примером из Библии, якобы оправдывающим употребление алкоголя, является совет апостола Павла апостолу Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».
Для некоторых людей этот текст означает, что алкоголь сам по себе не представляет никакой опасности для здоровья. Другие же это место воспринимают прямой рекомендацией употребления алкоголя”.
Протоиерей Игорь Бачинин, кандидат педагогических наук, магистр богословия:
“Иной раз говорят еще о том, что апостол Павел Тимофею говорит, что ради немощей своих телесных ты пей немного вина. Здесь как раз говорится не об алкогольном вине, опьяняющем человеческий ум веществе, а говорится именно о винограде как о целебном продукте, дающем человеку силу для жизни, являющимся лекарством для человеческой немощи.
Мы находим подтверждение этому в исторических свидетельствах, говорящих об употреблении в древнем мире не перебродившего безалкогольного вина для медицинских целей. Древний ученый Афанасий (Атеней) в трактате «Званный обед» («Софисты за обеденным столом») пишет: «Пусть он пьет сладкое вино, разбавленное водой, или подогретое, ибо это хорошо для желудка, так как сладкое вино не опьяняет». Здесь мы видим совет, который поразительно подобен совету апостола Павла.
Комментируя слова апостола Павла «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд», Святитель Феофан Затворник говорит: «Не упивайтесь вином, говорит апостол. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте. Огонь в кровь влагается и малым количеством вина. И прибывши от того развеселение плотское развивает мысли и расшатывает нравственную крепость. Итак, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».
Часто краеугольным камнем в вопросе отношения христианской традиции к алкоголю является вопрос причастия. Но если внимательно посмотреть на историю появления этого обряда, то все противоречия уходят.
В прежние времена для причастия можно было брать виноградный сок только этого года, то есть не забродившее вино. Если он сохранялся как сок в течение всего года, до следующего урожая винограда, то причащали соком.
Если же он начинал бродить – такое тоже могло произойти, например, по причине недостаточной стерилизации самого сока, или если он заливался в уже использованные ранее мехи, в которых мог появиться грибок, – то приходилось до нового урожая пользоваться тем, что есть, то есть забродившим виноградным соком.
Содержание алкоголя в таком вине было около 8%. Поскольку этот сок забродил, в чистом виде использовать его для причастия не могли, и тогда, чтобы удалить спирт из этого сока, его, во-первых, всегда разбавляли минимум пополам, а во-вторых, обязательно добавляли еще и кипяток.
При этом значительная часть алкоголя испаряется (температура испарения спирта – около 78˚С). В итоге в этом вине оставалось не более одного процента алкоголя.
Таким образом, в христианстве изначально нет и не могло быть места алкоголю”
Протоиерей Григорий Григорьев:
“Если мы вообще возьмем жития святых, например, Дмитрия Ростовского, в его двенадцати томнике описано 2000 житий святых. Из этих святых, где мы в принципе находим хоть какое-то упоминание об их отношении к алкоголю, практически все вообще ни капли не принимали и категорически призывали к трезвости. И в первую очередь это были основоположники монастырей, в том числе, это были и Сергий Радонежский, Александр Свирский. То есть, все русское монастырское духовное движение было основано на трезвости”.
Протоиерей Игорь Бачинин:
“Если кто-то, может быть, из священников или мирян в настоящее время это не знает и может сказать о том, что надо употреблять вино, ссылаясь на тот или иной текст Священного Писания, я думаю, что в этом случае человек, как правило, оправдывает свое личное отношение к этому веществу, и к церковной позиции оно не имеет никакого отношения”