Готовность бескорыстно действовать на пользу другим это
- Подбор слов
- Решение кроссвордов
- Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами
Поиск ответов на кроссворды и сканворды
Ответ на вопрос “Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами “, 9 букв:
альтруизм
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова альтруизм
Антоним эгоизм
Эгоизм наоборот
Ничего себе, а всё другим
Активная любовь к чужим проблемам
Человеческое качество, проявляющееся в концентрации на чужих интересах, бескорыстной заботе о других (противоположность — эгоизм)
Бескорыстие
Определение слова альтруизм в словарях
Большая Советская Энциклопедия
Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(франц. altruisme, от лат. alter ≈ другой), нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека. Термин введён в этику французским философом О. Контом как противоположный…
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. (книжн.). Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. прил. альтруистический, -ая, -ое.
Википедия
Значение слова в словаре Википедия
Альтруи́зм ( — другой , другие) — понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других…
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Бескорыстная забота о благе других людей, готовность жертвовать собственными интересами (противоп.: эгоизм).
Примеры употребления слова альтруизм в литературе.
Либо, наконец, следует вернуться к точке зрения, согласно которой эгоизм и альтруизм извечно уживаются в человеческой натуре.
Гартли, сменивший медицину на теологию, стремится рассматривать альтруизм как происходящее под воздействием соответствующего разуму мышления целесообразное облагораживание первоначального эгоизма.
Но если духовное блаженство не поддается органическому слиянию с материальным, то напрасны любые попытки представить альтруизм как некий облагороженный эгоизм.
Подобно им, он в своем стремлении объяснить альтруизм заставляет бездействовать этическую личность в человеке и взамен поднимает общество до роли этической личности, чтобы затем связать индивидов трансмиссиями с этим источником энергии.
Поэтому утилитаризм с необходимостью приходит к убеждению, что альтруизм каким-то образом внутренне присущ человеческой природе наряду с эгоизмом.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Специалисты давно пытаются разобраться в природе альтруизма. В психологии это понятие обозначается как скрытый мотив, который не связан с личной выгодой. Иными словами, это добровольные действия в пользу другого человека. Альтруист протягивает руку помощи всегда, не требуя взамен ничего.
Альтруизм — это готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.
Много споров у философов вызывает тема альтруизма. Одни отмечают, что такое поведение возникает из жалости, другие считают это качество проявлением природы личности. Были выдвинуты теории о бескорыстном и корыстном альтруизме. Согласно последней, человек делает добро, для того чтобы заслужить признание, повысить чувство собственной значимости, расположить к себе кого-то – то есть надеется получить что-то взамен. Теория о бескорыстном альтруизме говорит, что человек помогает другим из чувства долга и морали.
Научные рассуждения остаются всего лишь теорией. В обществе под альтруизмом понимают поступки в пользу других людей.
Ему свойственны такие особенности и характеристики:
- Бескорыстие и отсутствие личной выгоды;
- Человек может пожертвовать собственным временем и ресурсами (интеллектуальными, финансовыми, духовными);
- Интересы другого идут выше личных;
- Способность взять ответственность за такие поступки;
- Помощь осуществляется исключительно по собственной инициативе и воле;
- Человек испытывает удовлетворение и не чувствует себя зажатым, отодвигая свои интересы.
Правильно ли быть альтруистом?
Некоторые люди задаются вопросом хорошо или плохо быть альтруистом. В мире все относительно, потому нельзя однозначно ответить на это. Плохо ли хорошо – это лишь одна грань этого вопроса, личная позиция каждого. Как правило, альтруизм присущ чувствительным людям. Они пропускают всю боль и волнения через себя, могут поступаться собственным интересам. А вот по статистике большая часть долгожителей не принимают близко к сердцу неурядицы и чужую боль, и пытаются отстраниться от проблем. Такая эгоистичная позиция прямо противоположна альтруизму, но имеет право на существование.
Для кого-то помогать другим становится источником эмоций, и он не представляет жизнь без этого. Важно только во всем придерживаться меры и не забывать о себе. Это имеет логическое объяснение. Дело в том что, раскрывая личный потенциал и решая задачи, человек может обогатить и жизнь окружающих. И если все внимание будет направлено только на других, а не на свой потенциал, помочь им не получится.
Альтруизм дает возможность разделять радости жизни другого человека, умение прийти на помощь и не оставить в беде, а также чувствовать и сопереживать. Про таких людей говорят, что они – «пальцы мира». Но наряду с добродетелями альтруизма можно наблюдать и побочные моменты. Они рождаются от чрезмерности и перегиба ситуации. Это прослеживается на простом примере детей и родителей. Часто можно увидеть как взрослые, пытаясь выразить свою любовь, дают ребенку много сладкого, тем самым вредя ему.
Другой крайностью, в которую впадают люди, становится так называемая медвежья услуга. Человек, окрыленный идеей благодетельства или безграничной любовью, будет оказывать помощь или выполнять какие-то дела за иных. Например, альтруист откликается из сострадания на просьбы другого, который мог бы и сам решить свой вопрос. Оказывая такую медвежью услугу, есть вероятность посадить себе на шею недобросовестного человека.
Как проявляется это качество?
Альтруизм проявляется по-разному в зависимости от его разновидности. Он разделяется на:
- Родительский. Такой вид характеризуется безусловной любовью и проявляется как забота и помощь своим детям.
- Социальный. Содействие и сочувствие распространяется на близкое окружение (родственники и друзья).
- Нравственный. Проявляется у волонтеров, как бескорыстный уход за больными, как сострадание и милосердие.
- Демонстративный. Выражается машинальное следование общепринятым нормам. Например, перевести бабушку через дорогу. Такому виду присущ девиз «Так надо. Так положено».
- Сочувственный. Характерная особенность – ставить себя на место другого. Помощь в таком случае будет конкретной и направленной на результат.
Благотворительная деятельность, материальные пожертвования, безвозмездное преподношение подарков является проявлением альтруизма. Следование библейской заповеди, которая гласит возлюбить ближнего как самого себя, приходится еще одним проявлением этого качества. Также наставничество относится к альтруизму. Яркий тому пример – крестные родители, гуру, духовник. Человек предоставляет свое знание и дает советы безвозмездно.
Альтруистом не получится стать за один день или за месяц. Умение прийти на помощь и посочувствовать – это особый стиль поведения, свойства характера, которые человек получает от рождения. Но можно развивать эти качества, оказывая поддержку другим людям. Каждый выбирает сам воспитывать в себе альтруиста или нет. Стоит сказать одно – с такими людьми мир становится добрее и прекраснее.
АЛЬТРУИЗМ
Как ни парадоксально, однако не все слова, которые придумало человечество, имеют смысл. Иногда люди изобретают слова не для того, чтобы обозначить ими некое реальное явление, а, например, для того, чтобы возвыситься.
Таково слово «альтруизм» – бескорыстное действие, направленное на других. (Кстати, слово «альтруизм» происходит от латинского alter – другой.)
Словарь Ожегова определяет слово «альтруизм» следующим образом: «Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами».
Вот слово, которое поднимает человечество в его собственных глазах. Действительно, очень достойно: забыть про себя и действовать во благо других.
Однако бывает ли так?
Альтруизм нельзя понять. Его нельзя вычислить и проверить. Мы никогда не знаем, что на самом деле движет человеком. Поэтому в альтруизм, как в Бога, можно либо верить, либо не верить.
Я в альтруизм не верю.
В человека, который совершает благие поступки потому, что это для него естественно и нормально, – верю. В того, кто помогает другим благодаря своему собствен ному эгоизму, – потому что в такой помощи для него суть жизни, – верю. В героя, который совершает под виг, потому что в конкретной ситуации это для него – единственный естественный выбор, – верю.
В альтруистов – нет.
Исхожу я из того, что смысл жизни любого человека – дорога к счастью, то есть к гармонии. И, если обстоятельства не понуждают человека, он никогда по собственной воле не станет сознательно сворачивать с этого пути.
Свободный человек, совершая любой поступок, непременно думает о себе. Этот вывод может показаться циничным. На самом деле, он возвеличивает и человека, и человечество.
Задумаемся: означает ли наш вывод, что человек никогда не поступается своими личными интересами? Нет, конечно. Но он отходит от своих личных интересов только в том случае, если этот «отход» лежит в сфере его личных интересов, то есть – по дороге к счастью и гармонии.
Если кто-то совершает самый безумный, самый бессмысленный поступок ради любимой или ради ребенка – он это делает не потому, что он бескорыстный альтруист, а потому что понимает (а чаще чувствует): если он не поступит так, его душа будет неспокойна, его до рога к счастью прервется.
Или когда, например, богатый человек жертвует свои капиталы бедным – даже если он это делает искренне, – он это совершает не бескорыстно. Его корысть – спокойствие его души.
Определение Ожегова предполагает, что личные интересы никогда не лежат в области бескорыстного служения другим. Это не так. Личные интересы отнюдь не всегда материального свойства. Нередко, совершая бескорыстный (с точки зрения окружающих) поступок, человек, на самом деле, выстраивает свои отношения с Богом, с совестью. Что совершенно не делает его поступок менее значимым, или менее добрым, или менее достойным, наконец.
Если человек совершает поступок, имея свободный выбор, он всегда совершает его с одной целью: принести себе радость.
А то, что есть люди, которые приносят себе радость, одновременно доставляя ее и другим, – это оптимистичный вывод, который возвеличивает человека, да и человечество заодно.
Поэтому я не верю в альтруизм и считаю, что это слово обозначает то, чего нет.
А верю я, что нередко корысть человека состоит в том, чтобы приносить другим людям счастье.
И именно поэтому наш мир еще окончательно не сошел с ума, и мы еще можем любить друг друга и да рить друг другу радость.
Вот следующее слово, которое открывает следующую букву, к сожалению, есть. А как бы хотелось, чтобы именно его и не было!
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Характер поведения в социуме во многом определяется ценностной направленностью личности.
СТРУКТУРА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Направленность проявляется в целой гамме иерархически представленных мотивов: влечении, желании, стремлении, интересе, склонности, идеале, мировоззрении и убеждении.
Влечение —это особое состояние, часто отражающее неосознанную потребность индивида в чем-либо или ком-либо.
Желаниепредставляет собой мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать. Желание, в отличие от влечения, — это вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному, причем осознается не только то, что именно хочет человек, но и то, как этого достичь. На основе своих желаний человек определяет цели, строит планы.
Стремлениетесно связано с эмоциями, которые вызывают у человека удовольствие или неудовольствие в зависимости от того, достигнута или не достигнута цель.
Наиболее исследована учеными такая форма направленности личности, как интерес.Человека интересует то, что может удовлетворить его потребность. Интересы имеют тенденцию развиваться. Удовлетворение одного интереса обычно ведет к появлению новых.
Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо потребностью, и опосредованные, при которых потребность прослеживается неявно. Одного человека политика интересует ради конкретной цели получения власти, другой не может объяснить, что именно его привлекает в политике.
В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Люди с устойчивыми интересами чаще добиваются успеха в деятельности, чем личности с неустойчивыми интересами. Хотя, справедливости ради надо признать, что неустойчивые интересы могут быть эмоционально захватывающими.
Интересы также бывают широкими и узкими. Узкий интерес может быть направлен на совершенно конкретный объект.
Иногда интересы называют мелкими. При этом имеется в виду, что люди в основном интересуются удовлетворением естественных потребностей: в еде, в питье, в сне и других чувственных удовольствиях. Таковы, например, интересы Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны из повести «Старосветские помещики». Герои Н. В. Гоголя, безусловно, люди добрые, сердечные, но их интересы не выходят за пределы замкнутого мирка забот о дне насущном.
Если интерес соединяется с волей, он становится склонностью.Интерес к музыке может перерасти в склонность, если человек проявляет волевые усилия в музыкальных занятиях. Обычно возникновение склонности сопровождается развитием способностей. Поэтому многие великие художники, музыканты проявляли соответствующие склонности еще в детстве. Следует отметить, что, помимо позитивных склонностей, встречаются и вредные, и даже опасные.
Идеалом применительно к социальному поведению называют образец, представление о наилучшем воплощении цели. Благодаря идеалам человек способен не только отражать окружающий мир, но и изменять его в соответствии с идеалами.
Идеалы конкретного человека тесно связаны с системой его ценностей.
Высшей формой направленности личности называют убеждения. Словари определяют убеждениякак осознанную потребность личности, побуждающую ее действовать в соответствии с ценностными ориентациями.Основу убеждений составляют глубокие знания, окрашенные сильными чувствами и особым отношением к действительности. Действенная природа убеждений чаще всего проявляется в поведении. Именно убеждения делают поведение целеустремленным и последовательным. История знает немало примеров, когда ради убеждений людям приходилось идти на серьезные жертвы.
Человек со сложившимися убеждениями не только действует в строгом соответствии с ними, но и стремится передать их другим людям. Убеждения, сложившиеся в целостную, упорядоченную систему, выступают как мировоззрениечеловека.
Мировоззрение — система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем. Наличие мировоззрения — существенный показатель зрелости личности. Когда говорят «сложившийся человек», подразумевают прежде всего сформированность мировоззрения. Мировоззрение проявляется во всем — в быту, труде, отношениях людей. По содержанию мировоззрение человека может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим. Оно не только основывается на обобщении знаний из различных сфер деятельности, но и опирается на взгляды и убеждения, которые передаются из поколения в поколение. Подробнее о мировоззрении речь впереди, при изучении духовной жизни общества и духовной культуры.
Итак, направленность личности включает в различном сочетании сложную иерархию мотивов, причем на вершине этой иерархии могут быть разные по содержанию мотивы. Тем не менее психологи сходятся в том, что наиболее глубокой, фундаментальной является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к себе и обществу, другим людям.
В зависимости от того, что побуждает человека — мотивы личной заинтересованности (их называют также личными, эгоистическими) или мотивы, связанные с интересами других людей (их называют также альтруистическими, коллективистическими, просоциальными), строятся и все другие особенности его личности: интересы, черты характера, стремления и переживания.
Напомним, что альтруизм — это готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. Поэтому альтруистическая направленность личности строится на мотивах, ориентированных на помощь людям, учет их целей, интересов, понимание движущих причин поступков.
У людей с превалирующей общественной (просоциальной) направленностьюпреобладают мотивы помощи, поддержки, уважения и любви к людям. Без такой направленности общество не смогло бы существовать как целостное образование, а человек вряд ли смог бы стать тем существом, каким он является.
Противоположной альтруистической является эгоистическая направленность,при которой действиями человека движут мотивы личной заинтересованности, себялюбия, предпочтение личных интересов интересам других людей, общества.
Наряду с указанными двумя видами направленности многие исследователи выделяют третий вид направленности личности — так называемую деловую направленностьличности, столь же важную, но несводимую к личной и общественной.
В деловой направленности (ее также называют направленностью на задачу) побудительные мотивы связаны с процессами самой деятельности.
Такой мотивацией руководствуется художник, который рисует свою картину потому, что его увлекает сам процесс рисования.
Вот что писал о роли деловых мотивов в жизни вообще и в науке в частности великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870 гг.): «Если бы только польза от науки сделалась целью науки, то она не продвинулась бы ни на шаг вперед и перестала бы приносить пользу. Действительный же ученый занимается наукою для науки и, так сказать, по дороге открывает в ней средства или удаления страданий, или приобретения новых наслаждений, и, конечно, не для себя».