Государство это союз свободных людей для соблюдения прав и общей пользы

Государство это союз свободных людей для соблюдения прав и общей пользы thumbnail

Государство Гроций определял как “совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы”. Признаком государства является верховная власть, к атрибутам которой Гроций, подобно Бодену, относил издание законов (в области как религиозной, так и светской), правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Первостепенное внимание к проблемам международного права требовало специального исследования вопроса о носителе верховной власти, а тем самым о формах правления. Выводы Гроция в этой части довольно умеренны. Каждая существующая форма правления имеет своим источником общественный договор, считал он, поэтому носителем суверенитета являются лицо, или группа лиц, или собрание либо сочетание лиц и собраний, обладающие атрибутами верховной власти. Носители верховной власти представляют государство не только в международных связях, но и в отношениях с собственным народом. При создании государства народ мог избрать любую форму правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям и не может без их согласия изменить форму правления, ибо договоры, согласно естественному праву, должны исполняться. Поэтому Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться хотя бы и несправедливым предписаниям власти.

Однако в эту концепцию Гроций вносит ряд существенных коррективов. Во-первых, народ может изменить образ правления, если это право (явно или неявно) оставлено за ним общественным договором либо если договор расторгнут правителями государства. Во-вторых, что более существенно для доктрины, при особых обстоятельствах право народа преобразовать государство вытекает из существа общественного договора. Поскольку при заключении общественного договора люди вряд ли возложили на себя “суровую обязанность при всех обстоятельствах предпочесть смерть необходимости вооруженного сопротивления насилию начальствующих лиц”, подданные вправе считать общественный договор расторгнутым в случае “крайней необходимости”, “большой и явной опасности”, грозящей подданным со стороны правителей государства. К таким случаям относится тот, когда “царь, проникнутый чисто враждебным духом, замышляет гибель всего народа”. В частности, замечал Гроций, явно имея в виду борьбу Нидерландов против гнета феодальной Испании, правомерно сопротивление монарху, если “ради благополучия одного народа он задумает гибель другого, чтобы устроить там колонии”.

Прогрессивны также международно-правовые взгляды Гроция. Главной причиной написания “Трех книг о праве войны и мира” было стремление Гроция доказать, что во время войны глас закона не заглушается грохотом оружия. Естественное право сохраняет свое действие и во время войн, о чем, печалился Гроций, нередко забывали его современники: “Я был свидетелем такого безобразия на войне между христианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не соблюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих, законов, как если бы в силу общего закона разнузданное неистовство вступило на путь всевозможных злодеяний”.

Гроций осуждал агрессивные, захватнические войны, считал, что их зачинщики должны нести ответственность. Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам естественного права. Одним из принципов международного права Гроций считал незыблемость договоров между государствами.

Книга Гроция уже в 1627 г. по распоряжению папы была внесена в Индекс запрещенных книг; тем не менее за 30 последующих лет вышло более 40 ее различных изданий. Разработанная Гроцием теория естественного права и идея общественного договора сразу же приобрели интернациональный характер; после Гроция крупнейшим их теоретиком был англичанин Т. Гоббс (см. § 3), делавший, однако, из концепции общественного договора выводы в защиту абсолютизма и уподоблявший подданных рабам государства. С этими выводами резко полемизировал нидерландский философ Спиноза (см. § 4).

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Легитимность политической власти и ее типы

Легитимностъ означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.
Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И, напрот …

Основные формы государства

В зависимости от периода общественного развития, способа производства, преобладающего вида человеческой деятельности государства классифицируются на: рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические и постсоциалистически …

Политические идеи Конфуция и Платона

В Древнем Китае большое распространение получили взгляды Конфуция (VI-Vв, до н.э.) изложенные в книге «Лунь юй» «Беседы и высказывания». Он признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхожде …

Источник



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Гуго Гроций

Гроций Гуго (1583—1645) — нидерландский юрист, историк, государственный
деятель. Один из видных представителей буржуазных теорий естественного права и
общественного договора. Согласно Гроцию, право и государство имеют не
божественное, а земное происхождение. Государство возникает в результате
договора между людьми. Учение Гроция сыграло большую роль в освобождении теории
государства и права от опеки теологии и средневековой схоластики. Основное
сочинение — «О праве войны и мира» (1625).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 99.

ГРОЦИЙ Гуго де Гроот (Grotius, de Groot) (1583- 1645) – голландский гуманист,
теоретик права, государственный деятель. В своем наиболее известном сочинении “О
праве войны и мира” (1625) Гроций исследует вопросы международного, гражданского,
уголовного права, войны и мира, власти и государственного устройства. Решая
вопрос о том, что такое право вообще, Гроций анализирует правила, возникшие “путем
установления”, и правила, вытекающие из “самой природы”, соответственно – “право
воле-установленное” и “естественное право“. Право волеустановленное “изменяется
во времени и различно в разных местах”, его источником может быть либо воля Бога
(право божественное), либо воля людей (право человеческое). Естественное право
всегда “тождественно самому себе”, оно существует независимо как от произвола
людей, так и от воли Бога, хотя его предписания и не расходятся с божественной
волей. Вера в Бога и в особые божественные законы (изложенные в Священном
Писании) сочетается у Гроция с уверенностью в том, что даже если бы Бога не было, то
естественное право все равно бы существовало. Источник естественного права лежит
в контролируемом разумом стремлении человека к общению. Эта особенность присуща
человеку как существу “высшего порядка”. Принципы естественного права отвечают
коренным нуждам общежития людей. В основе стремления людей к общению Гроций видит
чувство самосохранения. Способом противостоять насилию и организовать мирные
формы общения является создание людьми государства “не по божественному велению,
а добровольно”. “Государство… есть совершенный союз свободных людей,
заключенный ради соблюдения права и общей пользы”. Единая и нераздельная
верховная власть выступает началом, приводящим в движение весь государственный
механизм. Результатом общественного договора как акта сознательной деятельности
людей может явиться не только отдельное государство, но так же и сообщество
государств. Предполагая возможность такого сообщества, Гроций уделяет особое
внимание разработке норм международного права. Принципы права и гуманности
должны регулировать отношения между народами даже в том случае, если проблема
войны и мира не разрешима мирным путем. Гроций выступал также против религиозных
войн и отстаивал принципы религиозной и философской терпимости. Принципы
естественного права (первые представления о котором содержатся в учениях
софистов и стоиков), сформулированные Гроцием, носили ярко выраженный антифеодальный
характер, отвечая интересам буржуазии. Взгляды Гроция оказали влияние на
формирование философии права в целом и школы естественного права.

Читайте также:  Презентация о вреде и пользе жевательной резинки

А.Р. Усманова

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Гроций (Grotius) Гуго (10 апреля 1583, Делфт – 28 августа 1645, Росток) —
голландский юрист, ученый и государственный деятель. Родился в семье бургомистра
г. Делфт и куратора Лейденского университета. В 11 лет — студент Лейденского
университета. После поездки во Францию стал интересоваться юридическими и
политическими проблемами. В 1601 получает должность историографа Голландии и
пишет ряд исторических работ. В 1607 назначается прокурором провинции Голландия.
В 1618 Гроция приговаривают к пожизненному заключению в замке Ловестайн за его
позицию в споре между провинцией Голландия и Генеральными Штатами Нидерландов.
Три года спустя ему с семьей удалось бежать в Париж, где в 1625 он публикует
труд, принесший ему всемирную известность: «О праве войны и мира» (De Jure Belli
ас Pacis, рус. пер. 1956). В 1631 возвратился в Голландию. В своем труде Гроций
исходит из убеждения, что «мать естественного права есть сама природа человека»,
а не воля Бога. Понятие «человеческая природа» у него приобретает более глубокое
содержание, чем у античных и средневековых мыслителей, определяя «стремление к
спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными:
т.е. то, что стоики называли «ойкейосис» (приобщение)» (О праве войны и мира.
М., 1956, с. 45). Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено
даже самим Богом. «Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы
дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу
обратить в добро» (там же, с. 72). Реализуя принципы естественного права, воля
человека создает право человеческое, которое разделяется на
внутригосударственное и международное (jus gentium). Человеческое право в
отличие от естественного изменчиво; законы человеческого права и само
государство есть результат соглашения. «Государство есть совершенный союз
свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» (там же, с.
74). Таким образом, по Гроцию, полная реализация человека как разумного и общественного
существа возможна только в условиях гражданского порядка, и управление
гражданским обществом столь же необходимо и естественно, как необходимо и
естественно господство разума над телом. Однако хотя обязанности верховной
власти в государстве и возникают как результат соглашения, реально они
ограничены законами природы и законами человеческих сообществ, особенно
законами, предписывающими людям жить в соответствии с нормами справедливости.
Эти нормы одинаковы по отношению и к индивиду, и к государству, и к верховной
власти.

Идеи, высказанные Гроцием, сыграли огромную роль в возникновении
либерально-демократической идеологии эпохи Просвещения в европейских странах и в
Северной Америке и легли в основу современной теории международного права.

В. Ф. Коровин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН.
Научно-ред. совет: В.С. Степин,
А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т.
I, А – Д, с. 562.

Гроций, Иоанн Гуго (1583-1645) – известный голландский юрист-международник, а
также теолог и историк. Пятнадцатилетним подростком Гроций был членом
голландского посольства во Франции. В 1609 году Гроций издал труд о свободе
морей (“Mare liberum”), в котором отразилась борьба голландского торгового
капитала с английским за свободу морей, в частности голландского морского пути в
Ост-Индию. В 1615 году Гроций был приглашён в Лондон для урегулирования спора
между Англией и Голландией о торговле в Индии. Приняв участие в
политико-религиозной борьбе в Голландии как республиканец и один из
руководителей секты арминиан, Гроций в 1619 году был приговорён к пожизненному
заключению в крепости Левенштейн, откуда в 1621 году бежал во Францию, где
Людовик XIII назначил ему ежегодную пенсию. Во Франции Гроций написал в 1625
году свою знаменитую книгу: “О праве войны и мира” (“De jure belli ас pacis”).
После издания этой книги шведский канцлер Оксеншерна пригласил Гроция на службу
к стокгольмскому двору, и в 1634 году Гроций, несмотря на оппозицию Ришелье, был
назначен шведским послом в Париж; в этой должности он оставался более 10 лет.
Книга Гроция “О праве войны и мира”, изданная в разгар Тридцатилетней войны,
явилась первым систематическим изложением международного права и в течение
долгого времени служила основным руководством для дипломатов. Источником
международного права Гроций считал основанное на социальном инстинкте и здравом
смысле естественное право, отличающееся от позитивного права – человеческого и
даже божественного – как всегда изменчивого. Гроций по существу признавал
правомерной только справедливую войну. Большое значение имело учение Гроция о
нейтралитете. Исходя из правомерности справедливой войны, Гроций заявлял:
“Обязанность тех, кто воздерживается от войны, заключается в том, чтобы не
делать ничего такого, что усиливало бы сторону, ведущую нечестное дело, или что
препятствовало бы действию стороны, ведущей справедливую войну (justum bellum)”.
Только в сомнительных случаях нейтральные государства должны одинаково
относиться к обеим сторонам. Гроций, по складу своих убеждений и идеологии, –
представитель переходной эпохи от феодально-абсолютистского к буржуазному
государству.

Читайте также:  Финиковая пальма вред и польза и вред

Идеи Гроция получили широкое распространение и легли в основу дальнейшего
развития международного права, потому что выражали реальные условия развития и
политические требования нарождавшегося класса буржуазии к феодальной правящей
верхушке.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и
С. А. Лозовский. М.,
1948.

Гроций (Grotius), Гуго де Гроот (Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт,—
28.8.1645, Росток), голландский юрист, социолог и государственный деятель. Один
из основателей учения о естественном праве, систематизатор международного права.

Мировоззрение Гроция, складывавшееся под влиянием нидерландской буржуазной
революции 16 века, характеризовалось стремлением к освобождению от опеки
богословия (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 111), хотя он и не порывал
с ним полностью. Научный метод Гроция определяет как сочетание двух способов
доказательства истины: умозрительного, покоящегося на соответствии данного
явления разуму, и опытного, который исходит из того, что данное явление
встречается у всех или у наиболее цивилизованных народов.

Вопрос о происхождении общества Гроций решает в сняли с рассмотрением вопроса
о сущности государства и права. Государство возникает, по Гроцию, из
«общежительной природы человека», его образование есть акт сознательной
деятельности людей, результат договора (см. «Общественный договор»).

Гроций делит право на «естественное» и «человеческое», вкладывая в эти
понятия иное содержание, чем античные и средневековые мыслители. Естественное
право, утверждал Гроций, основывается не на воле бога, а на природе человека,
отличие которого от животных состоит в его стремлении к мирному общению,
организованному согласно требованиям разума. Это качество человека определяется
наличием у него дара речи и способности действовать соответственно общим
принципам. Война есть проявление того враждебного отношения друг к другу,
которое было при разрозненном существовании людей. В ходе исполнения принципов
естественного нрава (воздержание от посягательств на чужую собственность,
соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право
«человеческое».

Гроций признавал существование коммунизма в первобытном состоянии людей.
Отсутствие справедливости и любви, считал он, постепенно привело к ликвидации
равенства в производстве и потреблении. Но следы первоначального коммунизма
сохранились до сих пор, что обнаруживается в присвоении вещей в случаях крайней
необходимости и в праве общего пользования реками, дорогами, морем.

Теория Гроция в конечной счёте служила ниспровержению феодализма и имела
явный антиклерикальный характер; папская курия внесла основную книгу Гроция («О
праве войны и мира», пер. с лат., кн. 1—3, М., 1956) в число запрещённых.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл.
редакция: Л. Ф. Ильичёв,
П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.
Панов. 1983.

Литература:  Маркс К., Передовица… «Kölnische Zeitung», Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., т. 1; История политич. учений, М., 1965, с. 215 — 18.

Далее читайте:

Гроций Г. О праве войны и мира
(Статья В.Ф. Коровина об основном труде Г. Гроция).

Философы, любители мудрости
(биографический указатель).

Литература:

Маркс, К. и Энгельс, Ф. Сочинения. Т. I. С. 192-193.

К трёхсотлетию со дня смерти Гуго Гроция (Материалы заседания Института права
Академии наук СССР 20. XI 1945 г. и приложения к ним). Известия Акад. наук СССР.
Отделение экономики и права. 1946. №. 1. С. 3-52. Доклады П. Н. Галанза и В. Э.
Грабаря. Приложение: Трактаты Гуго Гроция. С. 37-52.

Читайте также:  Детей 4 лет о пользе ягод

Grоtius, Hugo. De jure belli ас pacis libri très… Vol. 1-2. Oxford-London.
1913-1925. –

Grotius, Hugo. The freedom of the seas (Mare liberum) or the right which
belongs to the Dutch to take part in the East Indian trade. Ed. with an introd.
note by J. В. Scott. New York – London. 1916. XV, 79, 83 p. (Carnegie endowment
for intern, peace. Division oC intern, law.) (Текст паралл. на латинском и англ.
яз.).-

Кnight, W. S. M. Lue and works of Hugo Grotius. London. 1925. (The Grotius
society publications. № 4).-

Vreeland, H., Hugo Grotius, the father of the modern science of international
law. New York. 1917.-

Bosch an, R. Der Streit um die Freiheit der Meere im Zeitalter des Hugo
Grotius. Leipzig. 1919. (Philosophische Zeitfragen).-

Чичeрин, Б. Н. История политических учений. Т. 2. М. 1872.

Knight W. S. М. The Life and Works of Hugo Grotius. L., 1925;

Vreeland H.
Hugo Grotius, Little, 1986.

Источник

Гуго Гроций (1583—1645 гг.) родился в голландском городе Дельфте, в 15 лет получил степень доктора права в Орлеанском университете, в 24 года был назначен генеральным адвокатом Голландии. Наиболее известные работы: «О праве добычи» (где Гроций опровергает притязания португальцев и испанцев на исключительное господство над морями), «О древности и строе Батавской республики» (посвящена истории Нидерландов и обоснованию их права на независимость от Испании), «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (посвящена проблемам международного права).

Г. Гроций попытался придать юриспруденции научную форму. Наука, по его мнению, оперирует вечными и неизменными категориями, поэтому ученый-правовед должен найти некие общие признаки права, существующие везде и всегда независимо от изменчивой воли людей. Гроций предлагает использовать рационально-логический (дедуктивный) и эмпирический (индуктивный) методы исследования.

Гроций является основоположником светской школы естественного права. Он отождествляет право и справедливость: «право есть то, что не противоречит справедливости. Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом». Источником естественного права является природа человека, который отличается от всех прочих существ тем, что наделен разумом, речью и общительностью. К нормам естественного права Гроций относит «воздержание от чужого имущества, возвращение полученной чужой вещи и возмещение полученной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, также воздаяние людям заслуженного наказания». Нормы естественного права действуют не всегда. Это объясняется изменчивостью общественных отношений, тем, что естественное право предписывает правила не вообще, «а в расчете на известный порядок вещей», а также тем, что естественное право встречается только у народов образованных. Волеустановленное право подразделяется на божественное и человеческое. Божественное право своим источником имеет волю Бога и не может противоречить естественному праву. Волеустановленное человеческое право подразделяется на внутригосударственное и международное (или право народов). Его источник — соглашение между людьми, народами и государствами.

Гроций — один из создателей договорной теории происхождения государства, предполагающей существование догосударственного естественного состояния, которое отличалось простотой жизни, общностью имуществ и чувством взаимной приязни. Постепенно жизнь усложнялась: развивались искусства, промыслы – земледелие и скотоводство; начали осознаваться различия между людьми, возникла частная собственность. Люди договариваются о создании государства для достижения общего блага и обеспечения действия права в общении между людьми. Государство есть «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Основными функциями государства являются законотворчество, осуществление непосредственного управления и правосудие. Сфера деятельности государства ограничена публичными, т.е. общими, делами, а в частные оно вмешивается лишь для поддержания общественного спокойствия.
Государство — это способ и форма бытия народа. В данном качестве государство представлено четырьмя элементами: народом, верховной властью, территорией и общим правом. Существование народа и государства взаимообусловлено: пока существует народ — существует и созданное им государство. Подданные не имеют права сопротивляться законной власти. Народ вправе изменить форму правления, если такое правомочие указано в общественном договоре или если договор расторгнут самим правителем, в чрезвычайных обстоятельствах (когда правитель замышляет гибель своего народа, или когда правитель «ради благополучия одного народа задумал гибель другого, чтобы устроить там колонии»).

Гроция по праву считают одним из создателей науки международного права. Именно вопросам международного публичного права посвящена большая часть его произведений. Война определяется Гроцием как «состояние борьбы силою как таковое». Войны не запрещены ни божественным, ни естественным, ни международным правом. Все войны подразделяются на публичные (ведутся между государствами) и частные (ведутся между частными лицами, существенно ограничиваются после создания государства, а именно — судебной власти). Публичные войны ведутся по решению верховной власти в государстве как против других государств, так и против частных лиц. Справедливой причиной войны может быть только правонарушение. Справедливые войны ведутся в целях самозащиты, возвращения имущества и наказания. Конечная цель войны — мир. Гроций обращает внимание на то, что войны должны вестись гуманными способами при соблюдении границ «права и добросовестности».

Г. Гроций стоит у истоков юридического мировоззрения, является автором теорий естественного права и общественного договора, разработчиком проблем международного права.

Источник