Государство есть совершенный союз свободных людей заключенный ради соблюдения права и общей пользы

Государство есть совершенный союз свободных людей заключенный ради соблюдения права и общей пользы thumbnail


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Гуго Гроций

Гроций Гуго (1583—1645) — нидерландский юрист, историк, государственный
деятель. Один из видных представителей буржуазных теорий естественного права и
общественного договора. Согласно Гроцию, право и государство имеют не
божественное, а земное происхождение. Государство возникает в результате
договора между людьми. Учение Гроция сыграло большую роль в освобождении теории
государства и права от опеки теологии и средневековой схоластики. Основное
сочинение — «О праве войны и мира» (1625).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 99.

ГРОЦИЙ Гуго де Гроот (Grotius, de Groot) (1583- 1645) – голландский гуманист,
теоретик права, государственный деятель. В своем наиболее известном сочинении “О
праве войны и мира” (1625) Гроций исследует вопросы международного, гражданского,
уголовного права, войны и мира, власти и государственного устройства. Решая
вопрос о том, что такое право вообще, Гроций анализирует правила, возникшие “путем
установления”, и правила, вытекающие из “самой природы”, соответственно – “право
воле-установленное” и “естественное право“. Право волеустановленное “изменяется
во времени и различно в разных местах”, его источником может быть либо воля Бога
(право божественное), либо воля людей (право человеческое). Естественное право
всегда “тождественно самому себе”, оно существует независимо как от произвола
людей, так и от воли Бога, хотя его предписания и не расходятся с божественной
волей. Вера в Бога и в особые божественные законы (изложенные в Священном
Писании) сочетается у Гроция с уверенностью в том, что даже если бы Бога не было, то
естественное право все равно бы существовало. Источник естественного права лежит
в контролируемом разумом стремлении человека к общению. Эта особенность присуща
человеку как существу “высшего порядка”. Принципы естественного права отвечают
коренным нуждам общежития людей. В основе стремления людей к общению Гроций видит
чувство самосохранения. Способом противостоять насилию и организовать мирные
формы общения является создание людьми государства “не по божественному велению,
а добровольно”. “Государство… есть совершенный союз свободных людей,
заключенный ради соблюдения права и общей пользы”. Единая и нераздельная
верховная власть выступает началом, приводящим в движение весь государственный
механизм. Результатом общественного договора как акта сознательной деятельности
людей может явиться не только отдельное государство, но так же и сообщество
государств. Предполагая возможность такого сообщества, Гроций уделяет особое
внимание разработке норм международного права. Принципы права и гуманности
должны регулировать отношения между народами даже в том случае, если проблема
войны и мира не разрешима мирным путем. Гроций выступал также против религиозных
войн и отстаивал принципы религиозной и философской терпимости. Принципы
естественного права (первые представления о котором содержатся в учениях
софистов и стоиков), сформулированные Гроцием, носили ярко выраженный антифеодальный
характер, отвечая интересам буржуазии. Взгляды Гроция оказали влияние на
формирование философии права в целом и школы естественного права.

А.Р. Усманова

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Гроций (Grotius) Гуго (10 апреля 1583, Делфт – 28 августа 1645, Росток) —
голландский юрист, ученый и государственный деятель. Родился в семье бургомистра
г. Делфт и куратора Лейденского университета. В 11 лет — студент Лейденского
университета. После поездки во Францию стал интересоваться юридическими и
политическими проблемами. В 1601 получает должность историографа Голландии и
пишет ряд исторических работ. В 1607 назначается прокурором провинции Голландия.
В 1618 Гроция приговаривают к пожизненному заключению в замке Ловестайн за его
позицию в споре между провинцией Голландия и Генеральными Штатами Нидерландов.
Три года спустя ему с семьей удалось бежать в Париж, где в 1625 он публикует
труд, принесший ему всемирную известность: «О праве войны и мира» (De Jure Belli
ас Pacis, рус. пер. 1956). В 1631 возвратился в Голландию. В своем труде Гроций
исходит из убеждения, что «мать естественного права есть сама природа человека»,
а не воля Бога. Понятие «человеческая природа» у него приобретает более глубокое
содержание, чем у античных и средневековых мыслителей, определяя «стремление к
спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными:
т.е. то, что стоики называли «ойкейосис» (приобщение)» (О праве войны и мира.
М., 1956, с. 45). Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено
даже самим Богом. «Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы
дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу
обратить в добро» (там же, с. 72). Реализуя принципы естественного права, воля
человека создает право человеческое, которое разделяется на
внутригосударственное и международное (jus gentium). Человеческое право в
отличие от естественного изменчиво; законы человеческого права и само
государство есть результат соглашения. «Государство есть совершенный союз
свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» (там же, с.
74). Таким образом, по Гроцию, полная реализация человека как разумного и общественного
существа возможна только в условиях гражданского порядка, и управление
гражданским обществом столь же необходимо и естественно, как необходимо и
естественно господство разума над телом. Однако хотя обязанности верховной
власти в государстве и возникают как результат соглашения, реально они
ограничены законами природы и законами человеческих сообществ, особенно
законами, предписывающими людям жить в соответствии с нормами справедливости.
Эти нормы одинаковы по отношению и к индивиду, и к государству, и к верховной
власти.

Читайте также:  Николай ii отрекся от престола в пользу своего младшего брата

Идеи, высказанные Гроцием, сыграли огромную роль в возникновении
либерально-демократической идеологии эпохи Просвещения в европейских странах и в
Северной Америке и легли в основу современной теории международного права.

В. Ф. Коровин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН.
Научно-ред. совет: В.С. Степин,
А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т.
I, А – Д, с. 562.

Гроций, Иоанн Гуго (1583-1645) – известный голландский юрист-международник, а
также теолог и историк. Пятнадцатилетним подростком Гроций был членом
голландского посольства во Франции. В 1609 году Гроций издал труд о свободе
морей (“Mare liberum”), в котором отразилась борьба голландского торгового
капитала с английским за свободу морей, в частности голландского морского пути в
Ост-Индию. В 1615 году Гроций был приглашён в Лондон для урегулирования спора
между Англией и Голландией о торговле в Индии. Приняв участие в
политико-религиозной борьбе в Голландии как республиканец и один из
руководителей секты арминиан, Гроций в 1619 году был приговорён к пожизненному
заключению в крепости Левенштейн, откуда в 1621 году бежал во Францию, где
Людовик XIII назначил ему ежегодную пенсию. Во Франции Гроций написал в 1625
году свою знаменитую книгу: “О праве войны и мира” (“De jure belli ас pacis”).
После издания этой книги шведский канцлер Оксеншерна пригласил Гроция на службу
к стокгольмскому двору, и в 1634 году Гроций, несмотря на оппозицию Ришелье, был
назначен шведским послом в Париж; в этой должности он оставался более 10 лет.
Книга Гроция “О праве войны и мира”, изданная в разгар Тридцатилетней войны,
явилась первым систематическим изложением международного права и в течение
долгого времени служила основным руководством для дипломатов. Источником
международного права Гроций считал основанное на социальном инстинкте и здравом
смысле естественное право, отличающееся от позитивного права – человеческого и
даже божественного – как всегда изменчивого. Гроций по существу признавал
правомерной только справедливую войну. Большое значение имело учение Гроция о
нейтралитете. Исходя из правомерности справедливой войны, Гроций заявлял:
“Обязанность тех, кто воздерживается от войны, заключается в том, чтобы не
делать ничего такого, что усиливало бы сторону, ведущую нечестное дело, или что
препятствовало бы действию стороны, ведущей справедливую войну (justum bellum)”.
Только в сомнительных случаях нейтральные государства должны одинаково
относиться к обеим сторонам. Гроций, по складу своих убеждений и идеологии, –
представитель переходной эпохи от феодально-абсолютистского к буржуазному
государству.

Идеи Гроция получили широкое распространение и легли в основу дальнейшего
развития международного права, потому что выражали реальные условия развития и
политические требования нарождавшегося класса буржуазии к феодальной правящей
верхушке.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и
С. А. Лозовский. М.,
1948.

Гроций (Grotius), Гуго де Гроот (Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт,—
28.8.1645, Росток), голландский юрист, социолог и государственный деятель. Один
из основателей учения о естественном праве, систематизатор международного права.

Мировоззрение Гроция, складывавшееся под влиянием нидерландской буржуазной
революции 16 века, характеризовалось стремлением к освобождению от опеки
богословия (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 111), хотя он и не порывал
с ним полностью. Научный метод Гроция определяет как сочетание двух способов
доказательства истины: умозрительного, покоящегося на соответствии данного
явления разуму, и опытного, который исходит из того, что данное явление
встречается у всех или у наиболее цивилизованных народов.

Вопрос о происхождении общества Гроций решает в сняли с рассмотрением вопроса
о сущности государства и права. Государство возникает, по Гроцию, из
«общежительной природы человека», его образование есть акт сознательной
деятельности людей, результат договора (см. «Общественный договор»).

Гроций делит право на «естественное» и «человеческое», вкладывая в эти
понятия иное содержание, чем античные и средневековые мыслители. Естественное
право, утверждал Гроций, основывается не на воле бога, а на природе человека,
отличие которого от животных состоит в его стремлении к мирному общению,
организованному согласно требованиям разума. Это качество человека определяется
наличием у него дара речи и способности действовать соответственно общим
принципам. Война есть проявление того враждебного отношения друг к другу,
которое было при разрозненном существовании людей. В ходе исполнения принципов
естественного нрава (воздержание от посягательств на чужую собственность,
соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право
«человеческое».

Гроций признавал существование коммунизма в первобытном состоянии людей.
Отсутствие справедливости и любви, считал он, постепенно привело к ликвидации
равенства в производстве и потреблении. Но следы первоначального коммунизма
сохранились до сих пор, что обнаруживается в присвоении вещей в случаях крайней
необходимости и в праве общего пользования реками, дорогами, морем.

Читайте также:  Польза глинтвейна при гинекологических заболеваниях

Теория Гроция в конечной счёте служила ниспровержению феодализма и имела
явный антиклерикальный характер; папская курия внесла основную книгу Гроция («О
праве войны и мира», пер. с лат., кн. 1—3, М., 1956) в число запрещённых.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл.
редакция: Л. Ф. Ильичёв,
П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.
Панов. 1983.

Литература:  Маркс К., Передовица… «Kölnische Zeitung», Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., т. 1; История политич. учений, М., 1965, с. 215 — 18.

Гроций (Grotius), Гуго де Гроот (Huig de Groot) (10.IV.1583 – 28.VIII.1645) –
голландский политический мыслитель-юрист (основоположник науки международного
права), философ и историк, политический деятель; один из основоположников
буржуазной теории естественного права. В 1607 году Гроций был генеральным
казначеем провинций Голландия и Зеландия, в 1613-1618 годы – пенсионарий в
городском совете Роттердама. В вышедшем в 1609 году сочинении «О свободном море»
(“De mare libero”) защищал интересы крупной торговой голландской буржуазии;
трактат Гроция вызвал ответный трактат английского юриста Селдена «Закрытое
море» (“Mare clausum seu de dominio maris libri duo”, 1635); их полемика
отражала назревавший конфликт между голландским купечеством и английской
буржуазией, приведший к англо-голландским войнам. В религиозно-политической
борьбе арминиан и гомаристов Гроций выступил активным приверженцем арминиан; как
причастный к восстанию, поднятому Олденбарневелтом, в 1618 году был осужден на
пожизненное заключение. В 1621 году бежал во Францию; в 1634 году по приглашению
шведского правительства становится шведским посланником в Париже (до 1644 года).
Из обширного научного наследства Гроция наиболее известен его труд «О праве
войны и мира» (“De jure belli ас pacis”, 1625, рус. пер. 1956). Гроций осуждает
«разнузданное неистовство» Тридцатилетней войны (1618-1648), выступает глашатаем
мира в отношениях между народами и рекомендует решать спорные вопросы не силой,
а с точки зрения права, в основе которого должна лежать идея справедливости.
Одно из основных условий разумного человеческого общежития состоит, по Гроцию, в
том, чтобы не посягать ни на человеческую личность, ни на чужое имущество.
Общество, по мнению Гроция, есть результат договора, который был заключен людьми
в общих интересах. Общество и государство у него тождественные понятия. Люди
объединились в государство добровольно, повинуясь лишь велению собственной
природы, а не божественной воле. Учение Гроция о происхождении общества и
государства знаменовало освобождение от идейного подчинения церкви, стремление
истолковать эти категории с позиций буржуазного рационализма. Однако Гроций еще
признавал наличие божественного права и делал другие многочисленные уступки
теологии, чем вносил в свои взгляды большие противоречия. На историю Гроций
смотрел как на сцепление случайностей и заблуждений. История ценна, по его
мнению, лишь своими уроками. Античную историю, дающую, с его точки зрения,
наибольшее количество проявлений истинной гражданской добродетели, Гроций ставил
гораздо выше истории христианства (которую развенчивал) и истории средних веков.
Гроций много внимания уделял истории освободительной войны Нидерландов против
Испании. Его “De jure praedae commentarius” (1604-05) – ценный исторический
источник по истории нидерландской революции и республики Соединенных провинций.
В сочинении «О древности и строе Батавской Республики» (“De antiquitate et statu
Reipublicae Batavicae”, 1610) он выступил сторонником нац. свободы, свободы
совести и свободы мысли. Гроцию принадлежит также книга «О происхождении
американских народов» (“Dissertatio de origine gentium americanarum”, 1642) с
интересной гипотезой о родстве амер. народов с европейскими.

A. И. Казарин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА – ДВИН. 1963.

Литература: Казарин А. И., Гуго Гроций как политич. мыслитель, “ВИМК”, 1958,
No 6; Саккетти А. Л., Гуго Гроций как ученый-гуманист, юрист и историк, в кн.:
Советский ежегодник междунар. права 1959, М., 1960; Knight W. S. M., The life
and works of Hugo Grotius, L., 1925; Ter Meulen J., Bibliographie des écrits
imprimés de Hugo Grotius, Hague, 1950.

Далее читайте:

Гроций Г. О праве войны и мира
(Статья В.Ф. Коровина об основном труде Г. Гроция).

Философы, любители мудрости
(биографический указатель).

Литература:

Маркс, К. и Энгельс, Ф. Сочинения. Т. I. С. 192-193.

К трёхсотлетию со дня смерти Гуго Гроция (Материалы заседания Института права
Академии наук СССР 20. XI 1945 г. и приложения к ним). Известия Акад. наук СССР.
Отделение экономики и права. 1946. №. 1. С. 3-52. Доклады П. Н. Галанза и В. Э.
Грабаря. Приложение: Трактаты Гуго Гроция. С. 37-52.

Grоtius, Hugo. De jure belli ас pacis libri très… Vol. 1-2. Oxford-London.
1913-1925. –

Grotius, Hugo. The freedom of the seas (Mare liberum) or the right which
belongs to the Dutch to take part in the East Indian trade. Ed. with an introd.
note by J. В. Scott. New York – London. 1916. XV, 79, 83 p. (Carnegie endowment
for intern, peace. Division oC intern, law.) (Текст паралл. на латинском и англ.
яз.).-

Читайте также:  Польза куриных желудков для мужчин

Кnight, W. S. M. Lue and works of Hugo Grotius. London. 1925. (The Grotius
society publications. № 4).-

Vreeland, H., Hugo Grotius, the father of the modern science of international
law. New York. 1917.-

Bosch an, R. Der Streit um die Freiheit der Meere im Zeitalter des Hugo
Grotius. Leipzig. 1919. (Philosophische Zeitfragen).-

Чичeрин, Б. Н. История политических учений. Т. 2. М. 1872.

Knight W. S. М. The Life and Works of Hugo Grotius. L., 1925;

Vreeland H.
Hugo Grotius, Little, 1986.

Источник

Авторы: Н. Б. Калашникова, Л. С. Мамут

Государство есть совершенный союз свободных людей заключенный ради соблюдения права и общей пользы

Г. де Г. Гроций. Гравюра. 1632.

ГРО́ЦИЙ (Grotius) Гу­го де Гро­от (Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт – 28.8.1645, Рос­ток, Гер­ма­ния), голл. учё­ный, пра­во­вед, гос. дея­тель, по­эт, дра­ма­тург, фи­ло­лог. Ро­дил­ся в се­мье бур­го­ми­ст­ра г. Делфт. В 15 лет по­лу­чил сте­пень д-ра пра­ва в ун-те Ор­леа­на. За­ни­мал­ся ад­вокат­ской прак­ти­кой. В 1607 на­зна­чен обер-про­ку­ро­ром при Вер­хов­ном су­де Гол­лан­дии и Но­вой Зе­лан­дии. В свя­зи с уча­сти­ем в ре­лиг.-по­ли­тич. борь­бе (см. в ст. Ар­ми­ни­ан­ст­во) в 1619 был осу­ж­дён и при­го­во­рён к по­жиз­нен­но­му за­клю­че­нию. В 1621 бе­жал в Па­риж, где про­был до 1631. С 1634 по 1644 на ди­пло­ма­тич. служ­бе: по­слан­ник Шве­ции при дво­ре франц. ко­ро­ля. Ав­тор мно­го­числ. про­из­ве­де­ний по во­про­сам юрис­пру­ден­ции, ис­то­рии, фи­ло­ло­гии и др.

Сис­те­ма тео­ре­тич. воз­зре­ний Г. сло­жи­лась под влия­ни­ем идей Ари­сто­те­ля, Фо­мы Ак­вин­ско­го, Ж. Бо­де­на, Ф. Суа­ре­са, Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го. Г. – один из твор­цов ра­цио­на­ли­стич. док­три­ны ес­те­ст­вен­но­го пра­ва и соз­да­тель но­во­ев­ро­пей­ской совр. нау­ки меж­ду­народно­го пра­ва.

Со­глас­но Г., пра­во ко­ре­нит­ся в за­ло­жен­ном при­ро­дой стрем­ле­нии ин­ди­ви­да к спо­кой­но­му и на­прав­лен­но­му ра­зу­мом об­ще­нию с ему по­доб­ны­ми су­ще­ст­ва­ми – стрем­ле­нии, внут­рен­не свой­ст­вен­ном ка­ж­до­му че­ло­ве­ку. Пра­во есть сум­ма норм, ко­то­рые опо­сред­ст­ву­ют та­кое взаи­мо­дей­ст­вие (об­ще­ние) лю­дей. Нор­мы пра­ва: воз­дер­жа­ние от не­за­кон­но­го при­об­ре­те­ния чу­жо­го иму­ще­ст­ва, воз­вра­ще­ние по­лу­чен­ной чу­жой ве­щи и воз­ме­ще­ние из­вле­чён­ной из неё вы­го­ды, со­блю­де­ние дан­ных обе­ща­ний (обя­за­тельств), воз­ме­ще­ние ви­нов­ным при­чи­нён­но­го вре­да, за­слу­жен­ное на­ка­за­ние про­ви­нив­ших­ся в чём-ли­бо лиц и т. д. Пра­во как та­ко­вое есть ес­те­ст­вен­ное пра­во. Оно «столь не­зыб­ле­мо, что не мо­жет быть из­ме­не­но да­же са­мим Бо­гом».

На­ря­ду с пра­вом ес­те­ст­вен­ным су­ще­ст­ву­ет ещё и пра­во во­ле­уста­нов­лен­ное, вклю­чаю­щее две вет­ви: пра­во че­ло­ве­че­ское и пра­во Бо­же­ст­вен­ное. Пра­во во­ле­уста­нов­лен­ное че­ло­ве­че­ское – это пра­во внут­ри­го­су­дар­ст­вен­ное и ме­ж­ду­на­род­ное, или пра­во на­ро­дов. Его ис­точ­ник – со­гла­ше­ние ме­ж­ду людь­ми, на­ро­да­ми и го­су­дар­ст­ва­ми. Имен­но со­гла­сие при­да­ёт ему об­ще­обя­за­тель­ность. По­это­му ес­ли ис­точ­ник ес­те­ст­вен­но­го пра­ва – при­ро­да че­ло­ве­ка, то «ма­те­рью внут­ри­го­су­дар­ст­вен­но­го пра­ва яв­ля­ет­ся са­мо обя­за­тель­ст­во, при­ня­тое по вза­им­но­му со­гла­ше­нию», а по­сколь­ку по­след­нее по­лу­ча­ет свою си­лу от ес­те­ст­вен­но­го пра­ва, то «при­ро­да мо­жет слыть как бы пра­роди­тель­ни­цей внут­ри­го­су­дар­ст­вен­но­го пра­ва». Ме­ж­ду­нар. пра­во воз­ни­ка­ет «в си­лу вза­им­но­го со­гла­ше­ния как ме­ж­ду все­ми го­су­дар­ст­ва­ми, так и ме­ж­ду боль­шин­ст­вом их». Т. о., че­ло­ве­че­ское пра­во име­ет кон­вен­цио­наль­ный ха­рак­тер и не мо­жет быть не свя­зан­ным с поль­зой и ин­те­ре­са­ми тех, кто его ус­та­нав­ли­ва­ет: «…поль­за же по­слу­жи­ла по­во­дом для воз­ник­но­ве­ния внут­ри­го­су­дар­ст­вен­но­го пра­ва, ибо как са­мое со­об­ще­ст­во… так и под­чи­не­ние воз­ник­ли и ус­та­нов­ле­ны ра­ди ка­кой-ни­будь поль­зы. От­то­го-то и те, кто пред­пи­сы­ва­ет за­ко­ны дру­гим, обыч­но тем са­мым пре­сле­ду­ют ка­кую-ни­будь поль­зу…». Это ка­са­ет­ся и ме­ж­ду­нар. пра­ва, нор­мы ко­то­ро­го ус­та­нав­ли­ва­ют­ся «в ин­те­ре­сах не ка­ж­до­го со­об­ще­ст­ва лю­дей в от­дель­но­сти, а в ин­те­ре­сах об­шир­ной со­во­куп­но­сти всех та­ких со­об­ществ». Гражд. власть, ко­то­рая соз­да­ёт за­ко­ны («по­зи­тив­ное пра­во») и с их по­мо­щью при­ну­ж­да­ет лю­дей со­блю­дать спра­вед­ли­вость, по­яв­ля­ет­ся вме­сте с воз­ник­но­ве­ни­ем са­мо­го го­су­дар­ст­ва. Го­су­дар­ст­во – «со­вер­шен­ный со­юз сво­бод­ных лю­дей, за­клю­чён­ный ра­ди со­блю­де­ния пра­ва и об­щей поль­зы» – ро­ж­да­ет­ся в ре­зуль­та­те доб­ро­воль­ной ин­те­гра­ции чле­нов об­ще­ст­ва, объ­е­ди­няю­щих­ся на до­го­вор­ной ос­но­ве. От­но­ше­ние ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми, счи­тал Г., не­об­хо­ди­мо стро­ить на прин­ци­пах пра­ва. Эти от­но­ше­ния (пра­во­вые по сво­ему ха­рак­те­ру) долж­ны су­ще­ст­во­вать и то­гда, ко­гда го­су­дар­ст­ва на­хо­дят­ся в со­стоя­нии вой­ны друг с дру­гом. Вой­ны де­лят­ся на спра­вед­ли­вые (обо­ро­ни­тель­ные) и не­спра­вед­ли­вые (за­хват­ни­че­ские, пра­во­на­ру­шаю­щие). Не­спра­вед­ли­вые вой­ны под­ле­жат за­пре­ту. Не­об­хо­дим спец. ор­ган, ко­то­рый об­ла­дал бы пол­но­мо­чия­ми раз­ре­шать спо­ры ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми. В 1625 вы­шел мо­ну­мен­таль­ный труд Г. «О пра­ве вой­ны и ми­ра. Три кни­ги, в ко­то­рых объ­яс­ня­ют­ся ес­те­ст­вен­ное пра­во и пра­во на­ро­дов, а так­же прин­ци­пы пуб­лич­но­го пра­ва».

Взгля­ды Г. ока­за­ли зна­чит. воз­дей­ст­вие на даль­ней­шее раз­ви­тие ев­роп. по­ли­тич. и пра­во­вой мыс­ли.

Как по­эт, дра­ма­тург и фи­ло­лог Г. на­сле­до­вал тра­ди­цию хри­сти­ан­ско­го гу­ма­низ­ма Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го и во мно­гом пред­вос­хи­тил ни­дерл. клас­си­цизм. Лит. твор­че­ст­вом за­ни­мал­ся с 1591. Пи­сал на ла­ты­ни. Ав­тор сти­хов на биб­лей­ские, со­ци­аль­но-по­ли­тич. и се­мей­ную те­мы; тра­ге­дий на биб­лей­ские сю­же­ты, в ко­то­рых ощу­ща­ет­ся силь­ное влия­ние Се­не­ки: «Адам из­гнан­ный» («Adamus exul», 1601, рус. пер. 1988), «Хри­стос-стра­сто­тер­пец» («Christus pati­ens», 1608) и «Со­фом­па­не­ас» («Sophompa­neas», 1635); ком­мен­та­ри­ев к про­из­ве­де­ни­ям ан­тич­ных и ран­не­сред­не­ве­ко­вых пи­са­те­лей. Лит. со­чи­не­ния Г. пе­ре­во­ди­лись на рус. язык с 1844.

Источник