Гос бюджет и его польза

Гос бюджет и его польза thumbnail

Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти на определенный период.

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшим законодательным органом власти. В России проект государственного (федерального) бюджета ежегодно обсуждается и принимается в виде закона Федеральным собранием. По окончании финансового года Правительство РФ должно отчитаться об исполнении бюджета.

Доходная часть бюджетаРасходная часть бюджета
  1. Налоги

  2. Акцизные сборы

  3. Таможенные пошлины

  4. Доходы от государственной собственности

  5. Поступление денег из фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов

  6. Займы

  7. Эмиссия денег

  1. Расходы на содержание государственного аппарата, милиции, юстиции

  2. Расходы на материальное обеспечение внешней политики, на содержание дипломатических служб

  3. Расходы на оборону

  4. Расходы на образование, здравоохранение, социальную сферу

  5. Расходы по финансированию тех или иных отраслей хозяйства (например, финансирование сельского хозяйства), инвестиции в инфраструктуру, дотации

  6. Расходы по предоставлению субсидий и кредитов другим странам, по обслуживанию как внутренних, так и внешних долгов государства

В зависимости от государственного устройства страны доходы бюджета подразделяют на доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) и на доходы федерального бюджета, доходы субъектов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве).

Дефицит и профицит бюджета

В процессе составления и исполнения бюджета государство, как правило, сталкивается с невозможностью достижения равенства его доходной и расходной частей.

Варианты соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета

Сбалансированный бюджет

Бюджетный дефицит 

(от лат. deficit — недостаёт)

Профицит бюджета

(от фр. profit — прибыль)

Расходы государственного бюджета равны доходам. Самое оптимальное состояние бюджета.Финансовая ситуация, возникающая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей.Финансовая ситуация, когда государство намечает осуществить расходы на сумму меньшую, чем можно реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей.

Источники покрытия бюджетного дефицита:

  1. Привлечение средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг, в которые они вкладывают свои сбережения —> увеличивается государственный долг, так как лица, купившие облигации и другие долговые обязательства государства, предоставили государству кредит и через какое-то время оно обязано вернуть эти деньги своим кредиторам. Государственные займы оказывают благотворное влияние на экономику, если финансирование государственных расходов компенсирует сокращение частных инвестиций. Эта политика получила название дефицитного бюджетного финансирования, которое служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит, и против сокращения занятости.

  2. Использование кредитов Центрального банка, который в обмен на государственные обязательства выпускает определенную сумму банкнот, вливая тем самым в каналы денежного обращения дополнительную массу денег, что, однако создает возникновение угрозы инфляции, так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.

Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета:

  1. Долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов.

  2. Фаза экономического цикла в стране (подъем, спад, дно, оживление).

  3. Текущая политика государства.

    БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Уровень

    бюджета

     

    Составляют бюджет и отвечают за его исполнение

    Утверждают бюджет

    Органы исполнительной власти

    Органы законодательной (представительной) власти

    Федеральный бюджет

    Правительство РФ

    Федеральное Собрание (Государственная Дума, Совет Федерации)

    Бюджеты субъектов РФ

    Правительства (администрации) субъектов РФ

    Государственные собрания, законодательные собрания, областные думы, парламенты и др.

    Местные бюджеты (городские, районные, сельские)

    Городские, районные, сельские администрации во главе с мэрами, старостами и др.

    Выборные собрания, районные, городские советы, думы, земства, муниципальные комитеты и др.

Вопросы:

1. Установите соответствие между видами статей государственного бюджета и их конкретным выражением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр.

 КОНКРЕТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТАТЕЙ БЮДЖЕТА ВИДЫ СТАТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
а)акцизные сборы1)расходные
б)обслуживание государственного долга2)доходные
в)проценты по государственным облигациям  
г)личный подоходный налог  
д)выплата жалования госслужащим  

2. Каким экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

  1. Ответ должен содержать понятие «бюджетный дефицит». 

  2. Примеры действий государства для преодоления его последствий:

    1. внутренний заем;

    2. эмиссия денег; 

    3. займы у правительства других стран (внешние займы);

    4. сокращение расходных статей бюджета;

    5. распродажа непрофильных государственных активов.

Источник

Сергей Несмеянов  ·  24 февраля

17,3 K

Что такое − бюджетный профицит? Это превышение доходов бюджета над его расходами. То есть в государственную казну поступление денежных средств (налоговых, таможенных и других платежей) оказалось выше произведенных расходов (на оборону, социальную сферу, национальную безопасность, инфраструктуру, зарплату).

Плохо это или хорошо? Однозначного ответа нет.
Почему плохо:

  1. Часть денежных средств изымается из оборота, в экономике страны не участвует. Тем самым замедляются ее темпы роста.
  2. Иногда профицит образуется за счет роста внешнего долга. То есть, имеется скрытая несбалансированность заемных средств, в связи с нерациональным их привлечением в большом объеме.
  3. Профицит может указывать на неумелую внутреннюю политику государства.
  4. Иногда профицит создается по причине непродуманной налоговой политики. Налоговая нагрузка на бизнес растет, а деньги на бюджетных счетах лежат мертвым грузом.

Почему хорошо:

  • Бюджет на следующий год составляется с запасом. Появляется резерв на случай непредвиденных финансовых проблем.
  • Излишки доходов могут быть направлены на конкретные цели: финансирование крупных инвестиционных проектов, создание финансовой подушки, другие цели.
  • К профицитной экономике растет доверие. Это означает, что ценные бумаги растут в цене. Кредиты могут выдаваться по более низкой ставке.
  • Давление на бизнес ослабляется. Экономическое развитие происходит быстрее.

За 2019 год сумма неизрасходованных средств в бюджете составила свыше 1 трлн.руб. На заседании правительства премьер-министр Михаил Мишустин назвал эту ситуацию недопустимой. Дал задание кабинету разобраться в причинах, выявить виновников.

А можно подробнее про вот это:
> Давление на бизнес ослабляется. Экономическое развитие происходит быстрее.
Тут… Читать дальше

разнос дисков, демоническое обновление

К вопросу, почему профицит – это плохо. Современный бюджетный профицит в России характерен следующими чертами:
1. Политическая опасность.
Последние годы ознаменованы не только бюджетным профицитом, но и серьезным повышением налоговой нагрузки населения. Самыми знаковыми, конечно, остаются повышение пенсионного возраста и повышение НДС до 20%. На этом фоне прошлые… Читать далее

Что такое отрицательные процентные ставки и хорошо это или плохо для экономики ?

руководитель Экономического департамента Института энергетики и финансов (www.fi…

Процентная ставка – стоимость, по которой обходится заимствование денег. Если процентная ставка отрицательная, это означает что, тот, кто берет кредит, не платит за его обслуживание, а наоборот, получает плату.

Разумеется, это выглядит очень странно и возникает естественный вопрос: “Почему кто-либо будет давать в долг и еще платить за это?”. Коммерческий банк не будет делать такого, так как у него есть простая альтернатива – просто не выдавать кредит. Кредитовать по отрицательной ставке готовы только центральные банки, которые а) могут “создавать” деньги б) не ориентированы на получение прибыли.

Для центральных банков управление процентной ставкой являются основным инструментом влияния на экономику. ЦБ снижает ставки, когда экономика находится в спаде. ЦБ кредитует только коммерческие банки, а те уже предоставляют кредиты бизнесам и гражданам. Идея заключается в том, что снижение ставки ЦБ удешевляет стоимость кредита в экономике, а значит, будет стимулировать людей и компании брать кредит. Это будет способствовать восстановлению экономики.

Некоторые ЦБ столкнулись с тем, что даже когда их собственная ставка (та, по которой они кредитуют банки) находится на нуле, спрос на кредит оставался низким. Поэтому они решили ввести немного отрицательные ставки для того, чтобы стимулировать банки выдавать кредиты, а не “сидеть” на наличности. Как показывает имеющийся опыт, это не привело к каким-то серьезным негативным последствиям и был стимулирующий эффект. Текущее значение ключевой ставки Банка России – 5,5%. Поэтому до значений, близких к нулю, еще очень далеко.

Отрицательная процентная ставка является косвенным свидетельством того, что экономика находится в стадии спада или растет недостаточно быстро. Косвенным в том смысле, это отражает мнение центрального банка.

Прочитать ещё 4 ответа

На что тратят профицитный бюджет от высоких в данное время цен на нефть?

инженер
#экономика #общество
автор проекта “Мир в экономике”

Цены на нефть действительно высокие.

При этом, бюджет дефицитный. На вопрос ответить я не смогу )

Другое дело, что, скупая валюту и накапливая резервы, государство может сделать бюджет профицитным только за счёт ослабления рубля. Но и здесь оно не может “увлекаться”, так как сдерживание инфляции – другой приоритет.

Ок. Бюджет профицитный. На что тратят лишние деньги? – Не тратят, накапливают. Можно почитать про “Бюджетное правило”, оно ровно про это.

Прочитать ещё 1 ответ

Раздача денег бюджетникам на карантине — признак скорого введения безусловного дохода?

Помощь при проверках органов государственной власти. Оказываем консалтинговые и…  ·  audit.help

Бюджетные деньги получают не все, а определенные категории граждан.

Если говорить о мерах поддержки, то они временные. Власти спят и видят, тобы их отменить. Безусловный доход требует другого распределения доходов. Мы не соуиальное государство Скандинавии. Это первый кризис, когда хоть как-то стали помогать гражданам.

Обычно это банки и промышленность.

Думаю у нас не безусловный доход будет, а политика: государство вам ничего не должно.

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

Ïîíÿòèå áþäæåòà ãîñóäàðñòâà.

Ïîíÿòèå áþäæåòà ÷àùå âñåãî àññîöèèðóåòñÿ ñ êàêèì-òî îãðîìíûì õðàíèëèùåì ñ íåñìåòíûì êîëè÷åñòâîì äåíåã, ïðèíàäëåæàùèõ ãîñóäàðñòâó, à ïðàâèòåëüñòâî èíîãäà ñíèñõîäèò äî òîãî, ÷òîáû âçÿòü îòòóäà íåìíîãî ñðåäñòâ íà ñîöèàëüíûå íóæäû, ïåíñèè, ñòðîèòåëüñòâî äîðîã è ò.ä. Íà ñàìîì äåëå áþäæåò ãîñóäàðñòâà – ýòî äîêóìåíò. Ñàìûé âàæíûé ôèíàíñîâûé äîêóìåíò ñòðàíû, êîòîðûé ïðåäñòàâëÿåò èç ñåáÿ êîìïëåêñ ôèíàíñîâûõ ñìåò âñåõ ãîñóäàðñòâåííûõ âåäîìñòâ, ñëóæá, ïðîãðàìì ïðàâèòåëüñòâà è ò.ä. Ýòè ñìåòû ïðåäñòàâëÿþò èç ñåáÿ ïîòðåáíîñòè ñòðàíû, êîòîðûå ìîãóò áûòü óäîâëåòâîðåíû çà ñ÷åò ãîñóäàðñòâåííîé êàçíû. Êðîìå òîãî, òàì óêàçàíû òàêæå èñòî÷íèêè äîõîäà ñòðàíû: äåíüãè âåäü íóæíî îòêóäà-òî áðàòü.

Ôîðìèðîâàíèå è óòâåðæäåíèå ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà íà ñëåäóþùèé ãîä íàçûâàåòñÿ áþäæåòíûé ïðîöåññ.

 áþäæåòíîé ñèñòåìå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ñóùåñòâóþò òðè óðîâíÿ áþäæåòà:

  1. Ôåäåðàëüíûé áþäæåò (îáùåãîñóäàðñòâåííûé).
  2. Ðåãèîíàëüíûå áþäæåòû (áþäæåòû ñóáúåêòîâ ÐÔ).
  3. Ìåñòíûå áþäæåòû (áþäæåòû ìóíèöèïàëüíûõ îáðàçîâàíèé – ãîðîäîâ, ñåë, ðàéîííûõ öåíòðîâ).

Ðîëü êàññû áþäæåòà (òîãî ñàìîãî õðàíèëèùà íåñìåòíûõ áîãàòñòâ) èãðàåò ãîñóäàðñòâåííîå êàçíà÷åéñòâî (â Ðîññèè – Ôåäåðàëüíîå êàçíà÷åéñòâî).

 òîì ñëó÷àå, êîãäà äîõîäû ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà ïðåâûøàþò ðàñõîäû, ìû èìååì äåëî ñ ïðîôèöèòîì áþäæåòà (áþäæåòíûì ïðîôèöèòîì). Åñëè æå íàîáîðîò (÷òî íåðåäêî ñëó÷àåòñÿ) – ñ äåôèöèòîì áþäæåòà (áþäæåòíûì äåôèöèòîì). Ïðè áþäæåòíîì äåôèöèòå â ñåðüåçíûõ ìàñøòàáàõ ãîñóäàðñòâî âûíóæäåíî èäòè íà ìåðû ïî óðåçàíèþ áþäæåòà, òî åñòü ñîêðàùåíèþ ðàñõîäîâ. Òàêîé âèä óðåçàíèÿ íàçûâàåòñÿ «ñåêâåñòð».

Âèäû äîõîäîâ è ðàñõîäîâ ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà.

Äîõîäû áþäæåòà – ýòî äåíåæíûå ñðåäñòâà, ïîñòóïàþùèå â êàçíó â áåçâîçìåçäíîì ïîðÿäêå ñîãëàñíî äåéñòâóþùåìó çàêîíîäàòåëüñòâó.

Äîõîäû ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà ôîðìèðóþòñÿ çà ñ÷åò:

  • íàëîãîâ (îñíîâíàÿ ñòàòüÿ äîõîäà);
  • äîõîäû îò âíåøíåýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè (íàïðèìåð, òîðãîâëÿ ñ äðóãèìè ñòðàíàìè);
  • äîõîäû îò èìóùåñòâà, ïðèíàäëåæàùåãî ãîñóäàðñòâó (íàïðèìåð, àêöèè ïðåäïðèÿòèé);
  • äîõîäû öåëåâûõ áþäæåòíûõ ôîíäîâ (ïåíñèîííûå ôîíäû, ôîíäû ñîöèàëüíîãî ñòðàõîâàíèÿ, ôîíä îáÿçàòåëüíîãî ìåäèöèíñêîãî ñòðàõîâàíèÿ).

Ðàñõîäû ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà – ýòî ôèíàíñîâûå âëîæåíèÿ â îáåñïå÷åíèå çàäà÷ îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîãî è ìåñòíîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ. Âèäû ðàñõîäîâ:

  1. Âîåííûå ðàñõîäû.
  2. Ýêîíîìè÷åñêèå ðàñõîäû.
  3. Ñîöèàëüíûå ðàñõîäû (íà ñîöèàëüíûå ïðîãðàììû è íóæäû, íàïðèìåð, ïåíñèè è ïîñîáèÿ).
  4. Íà âíåøíåïîëèòè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü (ïîëåò íà ñàìîëåòå íà çàñåäàíèå Ñîâáåçà ÎÎÍ òîæå íå áåñïëàòíî îáõîäèòñÿ).
  5. Íà ñîäåðæàíèå àïïàðàòà óïðàâëåíèÿ (ìèíèñòðàì òîæå íàäî ÷òî-òî êóøàòü).

Îáúåäèíåíèå ñìåò è áþäæåòîâ ðàçíîãî óðîâíÿ çàìåòíî óïðîùàåòñÿ áëàãîäàðÿ áþäæåòíîé êëàññèôèêàöèè, òî åñòü ãðóïïèðîâêå äîõîäîâ è ðàñõîäîâ, à òàêæå èñòî÷íèêîâ ôèíàíñèðîâàíèÿ. Ýòîò âèä êëàññèôèêàöèè òàêæå ïîìîãàåò ïðè àíàëèçå áþäæåòíûõ ñòàòåé, èñïîëíåíèè áþäæåòà, âûÿâëåíèè âîçìîæíîãî áþäæåòíîãî ïðîôèöèòà èëè äåôèöèòà. Ýòà êëàññèôèêàöèÿ ñîñòîèò èç:

  • êëàññèôèêàöèÿ äîõîäîâ;
  • êëàññèôèêàöèÿ ðàñõîäîâ;
  • êëàññèôèêàöèÿ èñòî÷íèêîâ ôèíàíñèðîâàíèÿ;
  • êëàññèôèêàöèÿ îïåðàöèé ñåêòîðà óïðàâëåíèÿ.

Óïîðÿäî÷åííàÿ ñèñòåìà ñáîðà è ðåãèñòðàöèè èíôîðìàöèè áþäæåòíûõ àêòèâîâ è îáÿçàòåëüñòâ íàçûâàåòñÿ áþäæåòíûì ó÷åòîì, êîòîðûé íàõîäèòñÿ â âåäåíèè ìèíèñòåðñòâà ôèíàíñîâ.

  

Ïðàâî è îáùåñòâîçíàíèå 5,6,7,8,9,10,11 êëàññ

Îñíîâíàÿ èíôîðìàöèÿ ïî îáùåñòâîçíàíèþ äëÿ îáó÷åíèÿ è ïîäãîòîâêè â ýêçàìåíàì, ÃÂÝ, ÅÃÝ, ÎÃÝ, ÃÈÀ
Ïðàâî è îáùåñòâîçíàíèå 5,6,7,8,9,10,11 êëàññ
  

Ñîöèàëüíûå èíñòèòóòû è èõ ôóíêöèè.

Ïîíÿòèå ñîöèàëüíîãî èíñòèòóòà â îáùåñòâîçíàíèè ïîäðàçóìåâàåò Ñïåíñåðîâñêèé ïîäõîä è Âåáëåíîâñêèé ïîäõîä
Ñîöèàëüíûå èíñòèòóòû è èõ ôóíêöèè.
  

Ïðàâî. Ïîíÿòèå è ïðèçíàêè ïðàâà.

Îñíîâíàÿ èíôîðìàöèÿ ïî îáùåñòâîçíàíèþ äëÿ îáó÷åíèÿ è ïîäãîòîâêè â ýêçàìåíàì, ÃÂÝ, ÅÃÝ, ÎÃÝ, ÃÈÀ
Ïðàâî. Ïîíÿòèå è ïðèçíàêè ïðàâà.

Источник

Государственный бюджет

Код ЕГЭ: 2.14. Государственный бюджет

Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ, представляющий собой смету доходов и расходов страны на определенный период, в котором указываются источники и размеры государственных доходов, а также направления государственных расходов.

Государственный бюджет существует для обеспечения государственных расходов. Он отражает основные направления государственной политики. В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед государством, необходимо выделять финансовые средства по определенным направлениям,

Основные функции государственного бюджета:

  • контроль над деятельностью правительства;
  • регулирование денежного обращения внутри государства;
  • реализация экономической и социальной политики государства;
  • предоставление публичной информации о стратегических направлениях экономической политики государства.

В зависимости от правильности расчётов бюджета он может быть трёх видов:

  • профицитным — с положительным остатком (сальдо) — доходы превышают расходы;
  • сбалансированным — доходы равны расходам;
  • дефицитным — с отрицательным остатком (сальдо) — доходы меньше расходов.

Примечания: Сальдо — разница между прибылью и расходами. Профицит — доходов больше, чем расходов. Дефицит — доходов меньше, чем расходов.

Принятие государственного бюджета в Российской Федерации

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны и ежегодно утверждается Федеральным законом «О федеральном бюджете».

Правительство РФ как единственный в этом случае субъект законодательной инициативы разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственной Думе. Проект государственного бюджета проверяется Счетной палатой и комиссиями Государственной Думы. Федеральный бюджет принимается Государственной Думой РФ в трех чтениях. После принятия федерального бюджета Государственной Думой он утверждается Советом Федерации, а Президент РФ подписывает его и обнародует.

Далее в процессе своей деятельности правительство исполняет государственный бюджет (т. е. расходует финансовые средства по назначению), предоставляя Государственной Думе регулярные отчеты об исполнении бюджета, и ежегодный отчет о результатах своей деятельности.

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА

Госбюджет внутри себя делится на составные части: 1) Доходная (откуда поступают деньги), 2) Расходная (куда будут впоследствии направлены деньги).

Доходы государственного бюджета

Источники государственного бюджета подразделяют на обычные и кризисные. К кризисным источникам государство прибегает в случае бюджетного дефицита.

 Обычные источники государственного бюджета:

  • налоги (основной источник госбюджета);
  • административные платежи и сборы;
  • доходы от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от государственных предприятий;
  • доходы от приватизации государственной собственности;
  • платежи по штрафам и др.

 Кризисные источники государственного бюджета (источники покрытия дефицита бюджета):

  • дополнительная эмиссия (выпуск денег). Этот источник пополнения государственного бюджета ведет к инфляции;
  • сокращение бюджетных расходов (в основном на социальные программы) и повышение налогов. Такие меры могут привести к социальным протестам И дестабилизации политической обстановки;
  • внешние займы (у других государств) и внутренние займы (выпуск государственных ценных бумаг). Использование этих источников приводит к увеличению государственного долга.

Расходы государственного бюджета

Расходная часть государственного бюджета — это выплачиваемые из госбюджета денежные средства. К таким расходам относятся:

  • социальные — расходы на социальные пособия и пенсии, а также на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности;
  • военные — расходы на повышение обороноспособности государства и содержание армии;
  • экономические — финансирование государственных инвестиционных программ, накопление государственных резервов и выплата государственного долга;
  • внешнеэкономические — взносы в международные организации;
  • содержание государственного аппарата — финансирование деятельности органов государственной власти.

Вы смотрели конспект «Государственный бюджет». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Источник

Читайте также:  Бусы из янтаря их польза