Годовой налог в пользу бедных

Исла́мские нало́ги — различные формы платежей или иных податей, взимаемые с населения исламских стран.

«Система исламского налогообложения сложилась в процессе арабских завоеваний в VII—VII веках и формирования финансовой структуры Арабского халифата»[1].

«Первоначально одни налоги взимались только с мусульман (закят, ушр), другие (джизья, харадж) — с иноверцев. В современных концепциях исламской экономики налоги играют роль средств обеспечения социальной справедливости путём перераспределения доходов в обществе. […] В некоторых мусульманских странах закят и ушр имеют статус государственных налогов»[2].

Налоги с мусульман[править | править код]

Закят[править | править код]

Закя́т (араб. زكاة‎) — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нём и так далее. Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости, и затрагивающий многие аспекты жизнедеятельности общества. Сегодня к услугам мусульман открыты благотворительные организации по сбору и распространению закята.

Закят выплачивается со следующих категорий имущества:

  1. Ценности: золото, серебро, денежные единицы (в том числе наличные деньги, арендная плата, вклады в банках), акции:
  2. Скот: только с молочного, племенного и пастбищного, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Например, со стада 5-9 голов верблюдов взимается одна овца; а облагаемый минимум овец — 40 голов, с которых также взимается одна овца;
  3. Урожай: зерно и плоды.
  4. Товары (имущество, предназначенное для продажи): закят в размере 2,5 % выплачивается с товаров, если цена их достигает размера, установленного для золота (84,8 г) и со времени последней выплаты закята с такого имущества прошёл уже полный лунный год;
  5. Имущество, добытое из земли, недр, морей и морского шельфа: так с золота и серебра, извлекаемых из рудников уплачивают 1/40, а с найденного клада — 1/5 часть.

Категорий получателей закята:

  1. Бедняки — это нуждающиеся люди, которые ничего не имеют.
  2. Неимущие — это также нуждающиеся люди, однако их положение лучше, чем положение первых, то есть они не имеют достаточно (категория людей, не обладающих необходимым минимумом, с которого выплачивается закят).
  3. Тем, кто занимается сбором закята, назначенные имамом или его заместителями для сбора, хранения, учёта или распределения закята.
  4. Тем, чьи сердца хотят завоевать, — это люди, веру которых хотят укрепить.
  5. На выкуп рабов и пленников-мусульман для дарования им свободы.
  6. Должники а) которые взяли в долг для достижения целей, разрешенных шариатом, в том числе на личные расходы (одежда, лечение, строительство жилища и др.) б) которые взяли в долг в интересах другого человека.
  7. На дела во имя Аллаха — эти средства раздаются воинам, ведущим джихад, то есть идущим по пути Аллаха. В том числе людям, способствующим распространению ислама и истинных знаний о нём (фи сабилил-лях) и т. д.
  8. Путники — «дети дорог» — люди, оставшиеся в чужой стране без средств к существованию.

Ушр[править | править код]

Ушр (мн. ч. ушур; «десятая часть») — налог или сбор в размере 1/10, десятина. Налог с продуктов земледелия, выплачиваемый мусульманами с земель, которые не подлежат обложению хараджем; торговая пошлина с ахль аль-харб в размере 1/10 цены товара; всякие торговые сборы с мусульман сверх законного закята. Необходимость выплаты ушра закреплена Кораном, Сунной и единогласным решением исламских богословов (иджмой).

Налог с продуктов земледелия выплачивался мусульманами с тех земель, которые по праву завоевания, окультуривания или дарения правителем не подлежат обложению хараджем. Обычно ушр дается с урожая зерновых и фруктов, а огородные культуры обычно не облагаются ушром. Это общее положение лишь приблизительно отражает существовавшую в Арабском халифате практику: так, с одной стороны, с ушровых земель, орошаемых с помощью технических приспособлений, бралась 1/20 урожая, а с другой — харадж с малодоходных богарных земель составлял 1/10 урожая. Право выплаты ушра вместо хараджа со временем превратилось в персональную привилегию. Теоретически ушр представляет собой обязательную милостыню (закят) с продуктов земледелия, и поэтому, некоторые факихи считали, что мусульманин — владелец хараджной земли должен платить ушр сверх хараджа, то есть ушр равен закат. В действительности крупные землевладельцы, платившие ушр, получали с арендаторов харадж и платили из него ушр, оставляя себе разницу[3].

Хумс[править | править код]

Хумс (или хумус, мн. ч. ахмас; «пятая часть») — отчисление с различных видов добычи в размере 1/5 части. Введен пророком Мухаммадом как выделявшаяся ему доля военной добычи; заменил традиционную четверть, которая отчислялась вождю[4].

В последующее время хумсом называлось[4]:

  1. доля добычи (ганима), каторая отчислялась в распоряжение главы государства (халифа);
  2. пошлина государству при продаже мусульманином земли иноверцу;
  3. налог с добытых продуктов моря (амбра, драгоценные камни, жемчуг);
  4. отчисление доли найденного клада(кафиру)[4].

Не всякий налог в размере 1/5 считался хумсом. Так, христиане-таглибиты платили не джизию, а ушр, но в двойном размере. Данный налог назывался двойной десятиной[4].

Налоги с иноверцев[править | править код]

Джизья[править | править код]

Джи́зья (араб. جزْية‎) — подушная подать с иноверцев (зимми) в мусульманских государствах. Исламские правоведы рассматривают джизью как выкуп за сохранение жизни при завоевании. От выплаты подати освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы, монахи (до начала VIII века) и христиане, воевавшие в мусульманской армии.

Термин джизья встречается в 29 аяте суры Ат-Тауба. Средневековые правоведы сомневались в том, что в этом аяте под ним разумеется определённый налог, а не просто «воздаяние». В VII веке джизья смешивалась с хараджем, так как весь налог с завоеванной области рассматривался как выкуп иноверцев. В первой четверти VIII века джизья выделилась в особый налог с индивидуальной ответственностью. Из-за увеличения общей суммы налогов по податным округам и исчезновения помощи круговой поруки произошло ухудшение положения податного населения[5].

Читайте также:  Кто моет лицо мылом польза и вред

Джизьей облагались мужчины, достигшие зрелости. В зависимости от имущественного положения налогоплательщика, джизья равнялась 12, 24 или 48 дирхамам, а в странах с золотым обращением — 1,2,4 динара. Эти ставки сохранялись до XV века, однако из-за постоянного падения достоинства монеты в Османской империи время от времени размер джизьи изменялся. Теоретически джизья должна была выплачиваться единовременно по истечении налогового года, однако на практике она взималась частями. В XI—XIII веках в большинство исламских стран перешло к системе коллективной ответственности. В зависимости от численности иноверцев каждой общине устанавливалась общая сумма джизьи. За её сбор и своевременную сдачу государству отвечал глава общины. В Османской империи в разное время применялись обе формы выплаты джизьи. Иногда джизью выплачивали женщины, получившие в наследство землю. От джизьи освобождались христиане, воевавшие в мусульманской армии. В норманнской Сицилии джизьей называлась также подушная подать с мусульман[5].

Харадж[править | править код]

Хара́дж (араб. خراج‎) — в исламе — государственный налог, который взимается за пользование землей. Харадж брался с иноверцев (кафиров) с земель, которые были завоеваны мусульманами. Принявшие ислам иноверцы освобождались от выплаты джизьи, но продолжали платить харадж[6]. Система обложения хараджем в большинстве областей Халифата восходит к византийским нормам[7].

Увеличение числа новообращенных мусульман грозило серьёзным сокращением поступлений в бюджет государства, поэтому утвердилось представление о том, что статус хараджных земель неизменен и не зависит от религии землевладельца или арендатора. В конце VIII—IX веке факихи толковали харадж как плату (фай), взимаемую с жителей завоеванных областей за пользование его землями[7].

Первый земельный кадастр в Сирии и Ираке был проведён при омейядском халифе Муавии, в Египте — в 724-25 годах. В Ираке и многих других областях Ирана харадж был коллективным налогом, лежавшим на земледельцах каждого населённого пункта, связанных круговой порукой. С IX века харадж был индивидуальным налогом в Египте. Харадж взимался как деньгам (Египет), так и натурой (либо в смешанной форме). Ханафитский правовед Абу Юусуф считал наиболее справедливой смешанную форму. Денежный налог собирался в течение всего года, иногда даже месячными долями[7].

По ханафитскому мазхабу, мусульманин, купивший земли немусульман, должен продолжать платить с этих земель не ушр, а харадж, то есть один вид налога. В трёх других суннитских правовых школах харадж и ушр может выплачиваться с одной и той же земли. Хараджные земли могут быть переданы в аренду[8].

Харадж бывает трёх видов:

  1. аль-Мисаха (муфадана), взимавшийся в твердых ставках с единицы обработанной площади.
  2. аль-Муваззафа (мукатаа, мунаджиза), предусмотренный для пригодных для земледелия территорий. В период правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба, муваззафа была в размере 18 кг и 1 дирхема с территории 1600 квадратных метров. В зависимости от объективных условий эта цифра могла меняться.
  3. аль-Мукасама, выплачиваемый с урожая земель, с которых брали харадж. Размер мукасамы зависел от количества собранного урожая и колебался в размере от четверти до половины урожая. Харадж был установлен пророком Мухаммадом, который после завоевания мусульманами оазисов Хайбар и Фадак, обязал иудеев выплачивать половину собранного ими урожая[9].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Гогиберидзе, 2009, с. 149.
  2. ↑ Гогиберидзе, 2009, с. 149—150.
  3. ↑ Ислам: ЭС, 1991, Ушр, с. 247—248.
  4. 1 2 3 4 Ислам: ЭС, 1991, Хумс, с. 283.
  5. 1 2 Ислам: ЭС, 1991, Джизйа, с. 65.
  6. Али-заде, А. А. Харадж // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 850.
  7. 1 2 3 Ислам: ЭС, 1991, ал-Харадж, с. 273—274.
  8. Али-заде, А. А. Харадж // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 850.
  9. Али-заде, А. А. Харадж // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 850.

Литература[править | править код]

Источник

Как вводили и меняли прогрессивную налоговую шкалу в США, Европе и Российской империи.

Налоги в пользу бедных

Авторы многих налоговых реформ прошлого и современности намеревались не только увеличить поступления в бюджет, но и создать более справедливую в глазах большинства систему, в которой с обывателей с высокими заработками или значительными состояниями изымалась большая доля доходов. Далеко не все эти реформы приводили к желаемой цели и нередко порождали схемы ухода от налогов или отъезд богатых граждан в страны с более выгодным режимом налогообложения. 

Французский министр финансов XVII в. Жан Батист Кольбер после завершения серии войн, которая истощила национальные финансы, стремился рационализировать фискальную систему и сделать налоговое бремя более равномерным. До него талья – легко собираемый подушный налог с низших сословий составляла свыше 60% поступлений во французскую казну. Размер тальи и ее регулярное повышение вызывали стремление все большего числа людей перейти всеми правдами и неправдами из крестьян, мещан и купцов в привилегированные сословия, что снижало налоговую базу. Кольбер переформатировал фискальную систему, введя косвенные налоги и акцизы на производство и торговлю отдельными товарами. 

В США в первый период их существования подоходного налога не было, лишь в 1861 г. Авраам Линкольн ввел 3%-й налог на доходы свыше $800, поступления от него должны были покрыть военные расходы. Спустя год шкала стала прогрессивной – 3% для доходов ниже $600 и 5% – с доходов свыше $10 тыс.

Тема снижения государственных расходов и снижения налогов часто была темой президентских кампаний. 

Читайте также:  Перепелиные яйца польза нервную систему

В октябре 1986 г. президент Рональд Рейган утвердил обещанный во время избирательной кампании закон о налоговой реформе, резко упрощавшей фискальную систему и снижавшей подоходный налог для большинства американцев: вместо 14 уровней ставок с максимальной 50% устанавливались две – 15% и 28%, кроме того, резко упростился порядок подачи налоговых деклараций. Рейган, подписывая закон, заявил: «Когда наши отцы-основатели создавали правительство, они и вообразить не могли того, что мы сегодня знаем как прогрессивный подоходный налог. Когда подоходный налог начали взимать в 1913 г., верхняя ставка составляла 7% для людей, зарабатывающих более $500 тыс. в год. Сегодня эта сумма равна доходам мультимиллионеров. Но на наших глазах предельная ставка налогообложения скакнула вверх на 90%, не пощадив и бедняков. Налоги росли, а налоговый кодекс запутывался и усложнялся, создавая благоприятную почву для деятельности налоговых махинаторов и приводя в отчаяние всех остальных. Вопиюще несправедливый, наш налоговый закон стал для среднестатистического налогоплательщика источником обиды и уныния. Не будет преувеличением назвать его антиамериканским». Впрочем, это вызвало недовольство левых, считавших 28%-ную ставку заниженной. 

►Андрей Нечаев об отмене плоской шкалы налогообложения в России

Начатая в 2017 году налоговая реформа в США, помимо снижения корпоративных налогов, предполагала изменение границ 7 налоговых категорий и налоговых ставок. В частности, верхняя ставка была снижена с 39,7 до 37%, а нижняя – с 15 до 10%, что означает серьезное снижение фискальной нагрузки на американцев с низкими доходами. В 2 раза были увеличены стандартный налоговый вычет и налоговый кредит на детей, повышен порог освобождения от минимального альтернативного налога, а размер вычетов на налоги штатов и местные налоги ограничены $10 тыс. на семью. Во многом благодаря этим изменениям заработные платы в 2018/19 финансовом году выросли на 3%. 

В российской истории также предпринимались системные изменения, призванные изменить налогообложение и уравнять в правах разные сословия. 

Министр финансов Михаил Рейтерн отменил (после отмены крепостного права) в конце 1860-х годов. подушную подать с мещан, заменив ее специальным налогом на городскую недвижимость имущества и ввел в 1875 г. поземельный налог, взимавшийся со всех земель, кроме казенных. Политическая реакция в период правления Александра III сочеталась с преобразованиями в финансовой и налоговой сферах. Ключевой реформой стала отмена подушной подати и ликвидация сословности налогообложения. Министр финансов Николай Бунге ликвидировал в 1882–1886 гг. фундамент сословного неравенства российского общества. После реформ Бунге в России не должно было остаться привилегированных слоев. Отныне платить были обязаны все. Постоянным стал налог на наследство, в 1885 г. был введен новый налог с денежных капиталов. Одновременно правительство увеличило обложение торговых и промышленных предприятий и повысило таможенные пошлины. 

Периодические попытки повысить налоги для богатых предпринимались в последние десятилетия во Франции. В 1982 г., в период правления президента-социалиста Франсуа Миттерана, был введен «налог солидарности» в 0,5% для граждан Франции, чьи активы в нынешних ценах превышали €1,3 млн. Если они превосходили €10 млн, то ставка увеличивалась до 1,5%. В 1987 году налог отменило правительство голлиста Жака Ширака, но с началом нового президентского срока в 1988 его вернули. Впрочем, в облагаемое имущество не входят произведения искусства, а на единственное жилье есть налоговые льготы, размер выплат снижается также при инвестициях в малый и средний бизнес.

В 2016 году 343 тыс. французских домохозяйств заплатили €5,2 млрд – около 1,5% налоговых поступлений национального бюджета. Впрочем, эти поступления ненамного превышают потери, вызванные уклонением от налога на богатство, особенно переводом активов за границу.

По оценкам профессора Kedge Business School Эрика Пише (Eric Piche), Франция ежегодно теряет из-за этого €5 млрд налоговой выручки. Возможно, поэтому в октябре 2018 г. новый закон освободил из-под него акции, облигации и другие ценные бумаги, чтобы повысить инвестиционную привлекательность Франции. 

В 2012 г. еще один президент-социалист – Франсуа Олланд ввел временный 75%-ный налог для тех, кто зарабатывал свыше €1 млн. Большинство рядовых французов, особенно малообеспеченных, одобрили эту меру, однако ее критиковали ведущие французские футбольные клубы. В декабре 2012 г. Конституционный совет Франции (аналог российского Конституционного суда) признал ставку в 75% чрезмерной и постановил, что она не может превышать 66%, но спустя год одобрил налог на сверхвысокие зарплаты, но сам налог должны платить работодатели. Глава компании LVMH Бернар Арно переехал в Великобританию, актер Жерар Депардье – в Бельгию, а затем получил российское гражданство. Ожидания повышенных поступлений от сверхзаработков не оправдались, их размер не превышал 1,5% от обычных доходов с физлиц и был отменен в 2015 г. 

В России дискуссии об отказе от «плоской» 13%-ной шкалы подоходного налога начались с момента ее введения в 2000 г., однако до последнего времени они оставались проектами. Многие чиновники, ответственные за государственные финансы, понимают, что прогрессивный подоходный налог в отечественных условиях не приведет к росту поступлений в бюджет и более справедливому перераспределению доходов. В российских условиях, когда значительную часть налогов с зарплат сотрудников выплачивают работодатели, повышенный коэффициент на высокие заработки неизбежно приведет к уходу значительной части сверхвысоких зарплат в тень, массовому применению хитроумных схем и в итоге – к существенным потерям региональных бюджетов, доходная часть которых в значительной степени зависит от поступления налога на доходы физических лиц, и, как следствие, к снижению надбавок и выплат малоимущим категориям населения.

Читайте также:  Как отказаться от квартиры в пользу сына

Источник

Зажиточные россияне будут платить подоходный налог по ставке 15%. Управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин объяснил РБК Quote, что это значит и к чему приведет

Граждане с годовым доходом более ₽5 млн будут платить с каждого последующего рубля НДФЛ в размере 15%. Это даст бюджету ₽60 млрд, которые пойдут на лечение детей с тяжелыми и редкими заболеваниями. Об этом решении рассказал президент Владимир Путин 23 июня. Новость вызвала бурную реакцию. Основные комментарии шли по двум линиям. Во-первых, пала самая низкая ставка НДФЛ на планете. Во-вторых, введена прогрессивная шкала. Оба этих тезиса — мифы, культивируемые десятилетиями.

Разберемся с «самой низкой ставкой»

Есть разница между номинальной и эффективной налоговой ставкой. Номинальная ставка (13%) установлена в Налоговом кодексе. Эффективная ставка — это отношение реально уплаченной суммы налога к чистому доходу налогоплательщика, полученному после вычета расходов. Именно она показывает реальное налоговое бремя.

По разным оценкам, число россиян с доходами ниже прожиточного минимума составляет 15–16%, или около 19–23 млн человек. Размер прожиточного минимума к началу 2020 года — ₽11 510. Строго говоря, в Налоговом кодексе должен быть вычет, позволяющий бедным гражданам сохранить прожиточный минимум и не платить налог. Но сейчас, если ваш доход ₽10 тыс., вы будете отдавать государству ежемесячно ₽1300. Если в этом случае посчитать эффективную ставку, ее размер стремится к бесконечности, поскольку реальный (чистый) доход нулевой.

Возьмем обычного гражданина со средней зарплатой (47 867 руб. в 2019 году), у которого есть ребенок, родители пенсионеры, а еще он платит транспортный налог и налог на имущество. Если мы вычтем эти жизненно необходимые расходы и посчитаем эффективную ставку НДФЛ, то она легко преодолеет планку в 30%. При таком расчете налога обычному налогоплательщику, по большому счету, все равно, плоская ставка или прогрессивная.

Однако любое движение в сторону справедливого налогообложения сокращает доходы бюджета. Как быть?

Прогрессивная ставка уже здесь

Для многих граждан будет открытием, что их зарплата прогрессивно облагается уже сейчас. Речь про работников с годовым доходом свыше ₽1,3 млн, или ₽108 333 в месяц. С превышения работодатель платит страховые взносы в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования по ставке 15,1%. Нюанс в том, что взносы никак влияют на пенсию работника, то есть это в чистом виде налог. Специалисты неоднократно указывали на такую тонкость законодательства.

Отметим, что прогрессивная шкала НДФЛ — только часть системы. Еще нужен механизм, который позволит бороться с уклонением. А уклоняются при прогрессивной ставке весьма банально — не показывают высокий доход. Поэтому давно уже придумано оружие против такой техники — контроль за расходами. Не можешь объяснить, почему ты так много тратишь, разница между расходами и доходами будет обложена по соответствующей прогрессивной ставке.

Попытки применения такого подхода у ФНС были, но развития не получили.

Проблема 15%

Теперь собственно о реформе. Во-первых, предложено облагать превышение дохода в ₽5 млн. Это означает, что даже обычный гражданин легко превысит этот лимит, например, продав квартиру. Или владелец небольших накоплений на брокерском счете, совершив за год пару десятков сделок, может оказаться в числе «счастливчиков».

Уже появились возражения, что, конечно же, речь о налоговой базе в ₽5 млн, то есть о неком очищенном доходе, который уменьшается на налоговые вычеты. Но в таком случае механизм взимания становится еще запутаннее, поскольку вычет — это право налогоплательщика, и он не всегда им пользуется. Да и предоставляется он в большинстве случаев по итогам года. Не все будут бегать за возвратом лишних 2%.

Во-вторых, издержки всех сторон возрастут. Гражданам придется подавать налоговую декларацию, если их доходы от нескольких источников в сумме превысили ₽5 млн. Налоговикам нужно будет ее проверять. Эти издержки начнут подтачивать дополнительные поступления.

В-третьих, потенциальные ₽60 млрд будут «окрашены», то есть пойдут только на заявленные цели. Процедура пока неясна, но вариантов немного — либо создавать еще один внебюджетный фонд, либо как-то использовать существующую инфраструктуру Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Первый вариант точно связан с дополнительными издержками.

В-четвертых, мало у кого вызывают возражения цели, на которые должны пойти дополнительные 2%, но давайте посмотрим, как сейчас Налоговый кодекс стимулирует заботу о детях. Вспомним про вычет на ребенка в ₽1400. Если вернуться к эффективной ставке и вычесть только прожиточный минимум ребенка, то мы получим более 17% — на 30% выше номинальной ставки НДФЛ. А, например, вычет на обучение ребенка — ₽50 тыс. в год — не индексировался больше 13 лет.

Наконец, мы вряд ли узнаем, как реально будут тратиться эти средства. Бюджет не похож на благотворительный фонд, где вы сможете ознакомиться с отчетами вплоть до конкретного ребенка.

Так что справедливость и равенство предложенный механизм не обеспечит. Государство не может снижать доходы бюджета, только вверх. И никакого намека на снижение налогов для беднейших слоев. В конце концов, можно было начать с малого, сделать реальный налоговый вычет на детей и проиндексировать вычет по учебе.

Больше новостей и интересных историй об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Источник