Гимнастическая палка польза для детей
Светлана Щетинина
Консультация для родителей «Использование гимнастической палки на занятиях физкультурой»
Формирование двигательной культуры дошкольника имеет свою специфику,выражающуюся: во-первых, в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений; во-вторых, в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального и национального двигательного опыта.
Двигательная культура начинает формироваться с освоения естественных движений, развития двигательных способностей и воображения.
Использование спортивного предмета на занятиях по физической культуре дает возможность педагогу продемонстрировать воспитанникам многообразие способов его применения в различных видах двигательной деятельности (прыжках, лазании, равновесии, беге).
Занятие с пособием включают в себя упражнения, развивающие физические качества, двигательные умения и навыки, фантазию и положительно влияющие на все группы мышц. Проведение таких занятий обогащает двигательный опыт дошкольников, позволяет применять эти упражнения в самостоятельной двигательной деятельности. Своеобразие упражнений с гимнастической палкой заключается в том, что фиксируются не только исходные и конечные положения рук, ног, туловища, но и путь движения палки. Это обеспечивает точность выполняемых движений с различной амплитудой, усиливает избирательное воздействие на различные группы мышц, позволяет точно развивать и совершенствовать координацию движений. Специальные подобранные и регулярно выполняемые упражнения с гимнастической палкой способствуют развитию гибкости, а фиксация отдельных положений тела от 1 до 5 (статическое положение)– развивают силу.
Упражнения с палками:
Служат для усиления деятельности мышц рук и плечевого пояса, увеличения амплитуды (размаха) движения при наклонах, поворотах, перешагиваниях;
Помогают детям овладеть точными направлениями движений рук (вверх, за спину и др.);
Создают конкретные представления о движениях и положениях рук по отношению к телу и полу (вперед – параллельно полу, к плечу – вдоль туловища и т. п.);
Парные и групповые упражнения очень эмоциональны и дают большую нагрузку на организм. Их основа – совместные действия партнеров (захваты, поддержки, оказания сопротивления и т. д., формирующие умение согласовывать свои действия с действиями партнера, ритмом и характером его движений. Кроме того во время выполнения таких движений воспитывается дисциплинированность, ответственность и чувство коллективизма.
Уникальность, своеобразие, эксклюзивность в упражнениях с палкой состоит в том, что развивая силу рук, ног, пресса, шлифуем координацию, ловкость, формируем пространственное чувство и равновесие, укрепляем стопу.
При обучении дошкольников физическим упражнениям с гимнастической палкойпедагогам необходимо решить следующие задачи:
1.Образовательные:
помогать приобретать знания и навыки, необходимые для сознательной двигательной активности;
овладевать способами деятельности и опытом их реализации;
обогащать представление детей о необходимости движений;
развивать физические качества (силу, гибкость, координацию, ловкость, равновесие);
2.Воспитательные:
формировать интерес к двигательной активности;
развивать творческую деятельность ребенка;
Воспитывать стремление и умение самостоятельно проводить и организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками;
помогать овладевать способами построения собственных движений;
3. Оздоровительные;
обеспечивать психо-эмоциональный комфорт ребенка;
осуществлять профилактику плоскостопия, нарушения осанки;
способствовать реализации потенциальных природных способностей ребенка (ловкости, быстроты, выносливости, силы);
развивать эмоциональную образную память.
Классификация упражнений с гимнастической палкой по развитию физических качеств
Упражнения, направленные на растягивание и развитие гибкости
Наиболее характерное движение при выполнении упражнений с палкой – потягивание. Например, чтобы бесшумно положить палку на пол и не сгибать ноги в коленях, ребенку нужно расставить их по шире, наклониться как можно ниже и потянуться руками к полу.
Упражнения с палками развивают гибкость, а хорошая гибкость помогает избежать многих травм не только во время занятий спортом, но и в быту. Если мышцы, удерживающие сустав, достаточно сильны, сустав подвижен, сухожилия, связки эластичны. При хорошей гибкости тела движения грациозны, ловки и красивы. Гибкость проявляется в пассивной и активной форме. Пассивная гибкость определяется наибольшей амплитудой, достигаемой за счет собственного веса (наклон вперед, сопротивления или помощи партнера. Под активной гибкостью подразумевается максимально возможная подвижность в суставе, которую человек может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя только свои резервы. Лучше всего гибкость развивают упражнения с палкой, сочетающие активные и пассивные движения в суставах. Их очень много, педагог может выбрать те, которые воздействую только на шейный, грудной или поясничный отделы позвоночника, или те, которые тренируют все крупные суставы тела. Растягивание плодотворно действует на весь организм, особенно на позвоночник, помогает избавиться от скованности в мышцах, улучшает кровоснабжение и снижает утомление, улучшает осанку и походку.
Упражнения, развивающие силу.
Упражнения на силу проводятся в основном в парах, а занятия в парах (группах) всегда эмоциональны и одновременно дают большую нагрузку на организм партнеры меняются ролями – превосходная возможность сочетать развитие гибкости, силы и расслабления.
Упражнения на координацию равновесия.
Сохранение и поддержание равновесия – постоянные, необходимые компоненты любого движения, задержка или недостаточное его развитие отрицательно влияют на точность, ритм,темп движения.
Развитие устойчивого равновесия зависит от вестибулярных и других рефлексов, массы тела, площади опоры. С возрастом показатели устойчивого равновесия улучшаются. Дети в 6-7 лет уже могут управлять своими движениями, обладают хорошей подвижностью, склонны к разнообразию действий, им надо предоставить возможность последовательно развивать координационные способности.
Упражнения, направленные на развитие ловкости.
Ловкость – способность человека оперативно, быстро, целесообразно, рационально осваивать двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменившихся условиях.
Ловкость – сложное двигательное качество, поэтому педагогу необходимо выбирать упражнения, развивающие это двигательное качество, в состав которого входит еще одно сложно-координационное качество – равновесие.
Упражнения на формирование осанки.
Хорошо известно, что самочувствие отражается на настроении человека и, как следствие на его осанке. Во время занятий педагог обязан следить за осанкой воспитанников, корректировать (плечи должны быть развернуты, живот втянут). Закрепленные навыки дети должны стараться контролировать в повседневной жизни, уделяя особое внимание положению головы. Уже в начальной школе ребенку придется сидеть за партой по 4-5 часов. Если в дошкольном детстве недостаточно укреплены мышцы туловища, удерживающие позвоночник в правильном положении, они быстро утомляются, ребенок принимает более удобную позу, комфортную, облегченную для себя позу, но неправильную.
Правильная осанка – один из показателей здоровья. это прежде всего нормальное развитие всего скелета, гармонично развитая мышечная система, умение правильно держаться в покое и движении.
Установлено, что в большинстве случаев неправильная осанка – результат слабости мышц туловища, неумение удерживать его в правильном положении. Общее укрепление мышц, и в первую очередь туловища, костно-связочного аппарата, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, влияет на формирование осанки.
Во время занятий с палками необходимо помнить о мерах безопасности. При ходьбе палку следует держать одной рукой за конец один палки, другой конец палки прижимать к плечу, чтобы нечаянно не ударить рядом идущих детей.
После перестроения палку берут двумя руками за концы, несут в опущенных руках или ставят вертикально на пол. При выполнении наклонов и приседаний с палкой в руках важно следить за правильным положением ног ребенка. Это важно потому, что дети основное внимание уделяют движениям предмета и забывают принимать правильное исходное положение.
Польза гимнастической палки для здоровья
Не зря упражнения с гимнастической палкой входят в восстановительные комплексы реабилитационных центров. Ведь это эффективный тренажер, который помогает:
Исправить осанку;
Подтянуть мышцы живота, бедер и ягодиц;
Повысить подвижность суставов;
Развить гибкость;
Проработать мышцы, которые при обычном тренинге не задействованы;
Разнообразить тренировки.
Упражнения с гимнастической палкой неагрессивные и выполняются в неторопливом темпе. Но и здесь важно соблюдать общеизвестные спортивные принципы: разминка перед основной частью, регулярность и постепенность нагрузки.
Хотя есть свои особенности:
Плавность движений: так как движения ограничены палкой, резкие рывки могут растянуть мышцы;
Правильный хват палки – это когда внешняя сторона кисти расположена сверху снаряда. Хотя используется и обратной хват, который позволяет задействовать дополнительные мышцы.
Комплекс упражнений с палкой для детей
Гимнастическая палка часто присутствует в детских занятиях. Для детей подойдут общеукрепляющие упражнения, которые прорабатывают суставы и мышцы от рук и плечевого пояса до ступней. Важно, чтобы движения были плавными, а спина прямая.
Потягушки
Упражнение начинается с правильной позиции: ступни плотно прижаты к полу, руки на палке и ноги на ширине плеч. Поднимаем вверх руки с палкой, одновременно вставая на носочки. Тянемся, после чего опускаемся вниз. Выполнить следует не менее 10 раз.
Палка вверх
В этом упражнении палку нужно взять чуть шире плеч. Поднимаем руки вверх, потом опускаем палку на голову, снова поднимаем. И так 15 раз.
Круговые движения
Сохраняя положение ног, держим палку перед собой прямыми руками. Теперь 15 раз рисуем палкой круговые движения к груди. Далее – 15 раз от груди.
Наклон
Наклоны выполняются вперед. Руки со снарядом, которые в начале упражнения были внизу, постепенно поднимаются до уровня прогнувшейся спины. Возвращаемся обратно и повторяем 8 раз.
Повороты
Упражнения выполняется стоя, палка – в вытянутых руках перед грудью. Сначала поворачиваемся влево, потом вправо. Руки с палкой следуют за движением туловища до максимального сопротивления. 10 раз.
Приседания
Осложняем классические приседания: тянем прямые руки с гимнастической палкой вперед во время движения всего тела вниз. Спина должна быть прямая.
Дорожка
Кладем палку на пол перед ребенком. Нужно пройти по ней, как по канату.
Массаж
Ребенок, сидя на стуле, перекатывает ступнями палку – от носочков до пятки.
Для профилактики нарушений осанки детей можно включить в тренинги следующие упражнения:
Ходьба
Чередуем ходьбу на носочках с поднятыми вверх руками с ходьбой на пяточках с палкой на лопатках. Делаем акцент на прямой спине.
Наклон
Это упражнение не повторяет полностью предыдущие наклоны, потому что палку надо держать за спиной. Важно во время наклона сохранять спину прямой.
Вверх-назад
Исходная позиция – стоя на ширине плеч. Руки с гимнастической палкой поочередно поднимаем вверх и опускаем назад до максимума, к спине.
Поможет выполнять правильно упражнения с гимнастической палкой для детей видеокомплекс.
Лучше предупреждать проблемы с осанкой, чем лечить. В профилактике детского сколиоза гимнастическая палка может стать лучшим другом.
Эффективные упражнения для спины
Лечебный эффект тренажера распространяется, в первую очередь, на спину. При остеохондрозе боль сковывает все тело. Гимнастический снаряд как настоящая волшебная палочка помогает вернуть былую подвижность суставам и тонус мышцам. А когда болевой очаг расположен в шейном отделе, то упражнения помогают убрать воспаление, которое препятствует поступлению крови в головной мозг, а, следовательно, питания и кислорода.
В результате регулярных оздоровительных занятий не только прекратится боль, но улучшится память и повысится настроение.
Упражнения при шейно-грудном остеохондрозе
Махи руками
Исходная позиция – стоя, ноги на ширине плеч, палка в опущенных руках. Поднимаем палку медленно вверх и опускаем назад как можно ниже. Возвращаем руки в исходное положение через верх. Выполняем 10 раз таких махов. Постепенно увеличиваем нагрузку, берясь за палку как можно уже.
Крест-накрест
Держим палку перед собой скрещенными руками. Сначала разворачиваем ее в одну сторону, потом в другую. Руки прямые, напряженные. Вращаем так 20 раз.
Вращения рукой
Теперь вращаем палку в разные стороны одной рукой. После 20 поворотов поменяйте руку.
Упражнения при поясничном остеохондрозе
Наклоны в стороны
Ноги ставим на ширину плеч, руки же держат палку широким хватом. Поднимаем палку вверх и выполняем медленные наклоны в стороны. Каждый наклон фиксируем, после чего выпрямляемся и наклоняемся в другую сторону. 14-16 раз.
Наклоны вперед-назад
Держим согнутыми руками палку, которая расположена на лопатках. Наклоняемся с прямой спиной сначала до максимума вперед, потом прогибаемся назад. И так 10 раз.
Повороты
Исходное положение рук – то же, что в предыдущем упражнении. Выполняем плавно повороты корпусом в разные стороны. 10-12 раз.
Выпады
Стоим прямо, держим палку внизу перед собой. Далее одновременно делаем выпад вперед одной ногой и поднимаем вверх руки с палкой, прогибаясь в спине. Зафиксировали прогиб, возвращаем ногу обратно. Делаем выпад другой ногой. 8-10 выпадов каждой ногой.
Круг
Упражнение выполняется на коленях. Палку держим за один конец обеими руками и поднимаем вверх. Рисуем другим концом круг в воздухе. Но «рисунок» получается не за счет рук, а за счет круговых движений туловища. Следует выполнить по 15 вращений вправо и влево.
Лодочка
Ложимся на полу на живот, вытягиваем палку перед собой. Далее поднимаем одновременно и руки, и ноги. Опускаем, снова поднимаем. Нужное количество повторов -12 раз.
Еще больше полезных упражнения для красивой осанки – на видео.
3 лучших упражнения с гимнастической палкой для красивой осанки
Эти упражнения входят в топ упражнения с гимнастической палкой. Регулярные занятия не только будут отличной профилактикой остеохондроза, но помогут сформировать королевскую осанку.
Наклоны
Держим палку за спиной в начальной позиции и начинаем поднимать вверх. Одновременно наклоняемся вперед, стараясь достичь руками максимальной амплитуды. Количество повторений – 10-12 раз.
Пружины
Ставим вертикально палку перед собой, кладем на нее обе руки. Наклоняемся к ней, прогибая спину, и делаем туловищем небольшие «пружинки» – движения вверх-вниз. 20 раз.
Мельница
Берем палку широким хватом, опускаем на лопатки и наклоняемся вперед с поворотом сначала к одной ноге, потом к другой. 12-14 раз.
Интенсивный комплекс упражнений с палкой для похудения
Палка не теряет своей популярности не только из-за своей оздоровительной функции. Сегодня так называемый бодибар присутствует в фитнес-залах и фитнес-программах. Только в более утяжеленном виде. Эффективность гимнастической палки за счет утяжеления увеличивается. С ней реально похудеть. Занимайтесь вместе с квалифицированным тренером бесплатно.
Занятия с гимнастической палкой для пожилых людей
Мы продолжаем доказывать универсальность гимнастической палки. Плавность и неторопливый темп во время выполнения занятий позволяют включать ее в занятия пожилых людей. Следующие упражнения могут войти в лечебно-физкультурный комплекс возрастного спортсмена:
Руки вверх.
Стоим прямо. Палку берем широким хватом. Поднимаем ее вверх и опускаем. 15 раз.
Руки назад.
Теперь усложняем предыдущее упражнения – заводим палку немного назад, но не опускаем ее за голову. Возвращаем обратно. 10 раз.
Палкой в стороны.
Опускаем палку на плечи, держим ее руками за оба конца. Теперь делаем своеобразный массаж на плечи, двигая ее сначала в одну сторону, потом в другую. Одна рука соответственно сгибается, друга выпрямляется. И наоборот.
Велосипед.
Держим палку за оба конца и начинаем делать перед грудью круговые движения, напоминающие езду на велосипеде. 20 раз.
Раскачивания.
Наклоняемся вперед, держа палку в опущенных руках. Начинаем раскачивать руки в стороны, постепенно увеличивая и уменьшая амплитуду движения.
Массажер.
Держим палку за спиной. Начинаем сгибать руки, подтягивая снаряд вверх. Во время движения вверх прокатываем палку по спине, массажируя ее.
Перешагивания.
Стоим прямо, держим палку внизу. Перешагиваем через нее вперед-назад.
Можно выполнять занятия с гимнастической палкой не в одиночку, а с компанией единомышленников. Используем видеокомплекс.
Сделать обычный предмет волшебным под силу каждому. Нужно только приложить усилия, заботясь о своем здоровье и уделяя ему внимание и время.
А каких результатов добились вы, используя гимнастическую палку? Каких хотите добиться? Делитесь своим опытом в комментариях!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад комбинированного «Сайзанак» с. Хайыраканский муниципального района «Улуг – Хемский кожуун Республики Тыва»
«Использование гимнастической палки на занятиях физкультурой»
Руководитель КМО: Шойнуу М . В.
Февраль – 2016 г
Формирование двигательной культуры дошкольника имеет свою специфику, выражающуюся: во-первых, в выработке у ребенка системы условно – рефлекторных связей, направленных на освоение движений; во-вторых, в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта (двигательной культуры).
Двигательная культура начинает формироваться с освоения естественных движений, развития двигательных способностей и воображения.
Использование спортивного предмета на занятиях по физической культуре дает возможность педагогу продемонстрировать воспитанникам многообразие способов его применения в различных видах двигательной деятельности (в прыжках, лазаньи, равновесии,беге).
Хотелось бы подробнее остановиться на использовании гимнастической палки на занятиях по физкультуре.
Своеобразие упражнений с гимнастической палкой заключается в том что фиксируется не только исходное и конечные положение рук, ног, туловища но и путь движения палки. Это обеспечивает точность выполняемых движений с различной амплитудой, усиливает избирательное воздействие на отдельные группы мышц, позволяет точно дифференцировать мышечные усилия, т.е. развивать и совершенствовать координацию движений. Кроме того специально подобранные и регулярно выполняемые упражнения с гимнастической палкой способствуют развитию гибкости, а фиксация отдельных положений тела от 1 до 5 с (статическое положение) – развитию силы.
упражнения с палками:
– служат для усиления деятельности мышц рук и плечевого пояса, увеличения амплитуды (размаха) движения при наклонах, поворотах, перешагиваниях;
– помогают детям овладеть точными направлениями движений рук (вверх, за спину и др.);
– создают конкретные представления о движениях и положениях рук по отношению к телу и полу (вперед – параллельно полу, к плечу – вдоль туловища и т. п.).
Броски различными способами на разное расстояние и ловля палки требуют хорошей координации движений, следовательно, не только содействуют совершенствованию этого качества, но и развивают внимание, сообразительность, быстроту мышления.
Парные и групповые упражнения очень эмоциональны и одновременно дают большую нагрузку на организм. Их основа – совместные действия партнеров (захваты, поддержки, оказание сопротивления и т. д.), формирующие умение согласовывать свои действия с действиями партнера, ритмом и характером его движений. Кроме того, во время выполнения таких упражнений воспитываются дисциплинированность, ответственность и чувство коллективизма.
Уникальность, своеобразие, эксклюзивность в упражнениях с палкой состоят в том, что, развивая силу руке, ног , пресса, мы одновременно совершенствуем или исправляем осанку, шлифуем координацию, ловкость, формируем пространственное чувство и равновесие, увкрепляем стопу.
При обучении дошкольников физическим упражнениям с гимнастической палкой педагогам необходимо решить следующие задачи:
Образовательные:
– помогать приобретать знания, умения и навыки, необходимые для сознательной двигательной деятельности;
– овладевать способами деятельности и опытом их реализации;
– обогащать представления детей о необходимости движений;
-развивать физические качества (силу, гибкость, координацию, ловкость, равновесие ) ;
Воспитательные:
-формировать интерес к двигательной активности, используя на занятиях упражнения с гимнастической палкой;
– развивать творческую деятельность ребенка, его познавательные способности , волевые качества, эмоциональную сферу;
– воспитывать стремление и умение самостоятельно проводить и организовать подвижные игры и упражнения со сверстниками;
-помогать овладевать способами построения собственных движений, развивать двигательное воображение;
Оздоровительные:
-обеспечивать психоэмоциональный комфорт ребенка;
-осуществлять профилактику плоскостопия, нарушения осанки;
-способствовать реализации потенциальных природных способностей ребенка (ловкости, быстроты, выносливости, силы);
-развивать эмоциональную, образную память.
Упражнения с гимнастической палкой делятся на группы:
-палка находится в горизонтальном положении;
-в вертикальном;
-в наклонном положении;
-хват палки осуществляется двумя руками за один конец;
-одной рукой за один конец;
-выполняются круговые движения палкой;
-вращательные;
-махи, перемахи;
-подбрасывание и ловля;
-прыжки;
-балансирование.
Классификация упражнений с гимнастической палкой по развитию физических качеств
Упражнения, направленные на растягивание и развитие гибкости.
Наиболее характерное движение при выполнении упражнений с палкой- потягивание. Например, чтобы бесшумно положить палку на пол и не сгибать ноги в коленях, рекбенку нужно расставить их пошире, наклониться как можно ниже потянуться руками к полу.
Упражнения с палками развивают гибкость, а хорошая гибкость помогает избежать многих травм не только во время занятий спортом, но и в быту. Если мышцы, удерживающие сустав, достаточно сильны, сустав подвижен, сухожилия, связки элестичны – травмы почти исключены. При хорошей гибкости тела движения грациозны, ловки и красивы. Гибкость проявляется в пассивной и активной форме. Пассивная гибкость определяется наибольшей амплитудой, достигаемой за счет собственного веса (наклон вперед), сопротивления или помощи партнера. Под активной гибкостью подразумевается максимально возможная подвижность в суставе, которую человек может проявить самостоятельно, используя без посторонней помощи, только свои резервы.
Лучше всего гибкость развивают упражнения с палкой, сочетающие активные и пассивные движения в суставах. Их очень много, педагог может выбрать те, которые воздействуют только шейный, грудной или поясничный отделы позвоночника, или те, которые тренируют все крупные суставы тела. Растягивание плодотворно действует на весь организм, особенно на позвоночник, помогает избавиться от скованности в мышцах, улучшает кровоснабжение и снижает утомление, улучшает осанку и походку.
Методические рекомендации при выполнении упражнений с гимнастической палкой на растягивание:
- При растягиваниях не задерживать дыхание, следить, чтобы оно было глубоким и ровным;
- Движения в противоположные стороны (наклоны вправо, влево, вперед и назад) должны чередоваться;
- После энергичных растягиваний в сторону должны следовать растягивания к центру;
- Начинать упражнения на растягивание следует с облегченных их вариантов; Выполняя наклоны, начинающим не нужно стараться во что бы то ни стало достать до пола, необходимо делать все последовательно. Со временем тазобедренный сустав приобретает достаточную гибкость и все получится;
- Упражнения на растягивание необходимо чередовать с упражнениями на расслабление;
- Выполняя наклоны, махи, перемахи амплитуда движения должна увеличиваться постепенно;
- Занимаясь с малышами, не увлекайтесь упражнениями на растягивание – природа об этом уже позаботилась;
- Проработку суставов желательно начинать снизу вверх: голеностопных, коленных, тазобедренных, суставов шеи, плечевых, локтевых и лучезапястных;
- Перед выполнением упражнений на растягивание и гибкость необходимо хорошо разогреть организм;
- Упражнения на гибкость следует сочетать с упражнениями на развитие силы, координации и т. д.
- Не разрешать детям копировать более гибкого товарища
- Не стараться развивать чрезмерную гибкость.
Упражнения, развивающие силу.
Упражнения с гимнастической палкой тяготеют больше к гигиенической гимнастике, а их характер направлен на развитие, упреждение, профилактику, создание «базы» для занятий в других видах гимнастики и спорта, приведение организма в гармоничное состояние. Поэтому развитие силы имеет вспомогательное значение, хотя без нее не красивой осанки и походки, координации, ловкости, равновесия .
Упражнения на силу проводятся в основном в парах, а занятия в парах (группах) всегда эмоциональны и одновременно дают большую нагрузку на организм. Партнеры меняются ролями – превосходная возможность сочетать развитие гибкости, силы и расслабление.
Методические рекомендации для получения максимального эффекта от выполнения упражнений, направленных на развитие силы:
следить за правильным исходным положением;
дыханием (дышать равномерно, не задерживать вдох и делать на выдохе );
выполнять движения точно с заданной амплитудой;
гармонично развивать все группы мышц;
чередовать упражнения на силу с упражнениями на растягивание;
перед выполнением упражнений на силу провести разминку, разогреть организм , разработать суставы, подготовить все системы организма к напряженной работе;
обязательно чередовать силовые упражнениями на расслабление,трудные с менее трудным, не допускать перегрузок.
Упражнения на координацию равновесие.
Сохранение и поддержание равновесия – постоянные и необходимые компоненты любого движения , задержка или недостаточное его развитие отрицательно влияют на точность, ритм, темп движения.
Все упражнения на развитие равновесия требуют сосредоточенности, внимания, волевых усилий, поэтому их следует проводить в среднем или медленном темпе под наблюдением инструктора, который при необходимости окажет помощь, подстрахует.
Развитие устойчивого равновесия зависит от вестибулярных и других рефлексов, массы тела, площади опоры с возрастом показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. Девочки всегда в этом компоненте имеют некоторое (правда, временное) преимущество перед мальчиками.
Инструктору необходимо планировать занятия так, чтобы двигательный опыт обогащался постоянно, что дети воспроизводят сначала пространственные параметры, затем временные и пространственно- временные и в последнюю очередь – мышечные усилия. Это значит, что воспитателю не следует злоупотреблять во время занятий упражнениями на растяжку, гибкость, силу, а больше заниматься основой основ – координацией.
Ведущие признаки координационных способностей:
– правильность (адекватность и точность);
– быстрота (своевременная скорость);
– рациональность (целесообразность и экономичность);
Эти признаки могут выступать как отдельности, так и в сочетании друг с другом. Каждый из них имеет свои специфические особенности в зависимости от сложности двигательных действий, в процессе которых проявляются координационные способности. Целенаправленное их развитие у маленьких детей приводит к тому что они значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями, на более высоком качественном уровне усваивают новые учебные темы, дальше продвигаются к высотам спортивного мастерства и на более длительные сроки удерживаются в спорте.
Основные способы хвата гимнастической палки
Палку можно держать одной или оба конца, за середину или одной рукой за конец, а другой за середину, двумя способами:
– кисти рук располагаются сверху палки ( хват сверху);
– кисти рук снизу палки (хват снизу).
Для успешного выполнения упражнений с палкой дети должны уяснить основные хваты.
- Хват сверху – палку держать двумя руками на ширине плеч, кисти (большие пальцы) внутрь.
- Хват снизу – палку держат двумя руками на ширине плеч, к; кисть одной руки в хвате сверху, другой – в хвате снизу.
- Узкий хват – палку держат двумя руками (кисти рук рядом) за середину.
- Обычный хват – палку держат обеими прямыми руками на ширине плеч.
- Широкий хват – палку держат обеими прямыми руками, разведенными шире плеч.
Основные положения гимнастической палки
Палка внизу – в прямых руках обычным хватом.
Палка вверху – в прямых руках над головой.
Палка впереди – в прямых руках на уровне груди.
Палка на груди – в согнутых в локтях руках.
Палка за головой – держат палку за концы, согнутыми в локтях руками, середина палки – сзади на плечах.
Палка сзади внизу – в прямых руках, слегка прижимая к бедрам.
Палка за спиной – держится на сгибах локтевых суставов, середина палки касается поясницы.
Палка к плечу – держат палку вертикально у плеча большим и указательным пальцами, остальные пальцы страхуют ее снизу (основное положение палки при передвижениях).
Палка вертикально прямыми руками (правая рука сверху).
По рекомендациям Т. И . Осокиной и Е. А. Тимофеевой в работе с дошкольниками предпочтительнее использовать горизонтальное положение палки.
Вертикальное положение встречается во время передвижения детей по залу или площадке (переносят палку у плеча).
Во время занятий с палками необходимо помнить о мерах безопасности.
При ходьбе палку следует держать одной рукой за один конец палки прижимать к плечу, чтобы нечаянно не ударить рядом идущих детей.
После перестроения палку берут двумя руками за концы, несут в опущенных руках или ставят вертикально на пол.
При выполнении наклонов, поворот и приседаний с палкой в руках важно следить за правильным положением ног ребенка. Это важно потому, что дети основное внимание уделяют движениям предметами забывают принимать правильные исходные положение, что ведет к искажению упражнения.
В старшей и подготовительной к школе группах , кроме индивидуальных, можно проводить упражнения с палкой в парах (приседания, перетягивания, повороты), а также групповые с шестом (2- 2,5 м).
Ошибки при выполнении упражнений с палкой в различных возрастных группах
В начале обучения физическим упражнениям с гимнастической палкой (средний, начало старшего дошкольного возраста) детьми допускаются следующие ошибки.
– хват палки близко к центру ,(посередине палки);
– несоблюдение дистанции друг от друга;
У старших дошкольников:
– не всегда получается хват снизу (они берут палку хватом сверху);
– при узком хвате кладут руки не на середину палки (смещают их к какому – либо концу);
– при широком хвате оставляют «хвостики».
Методы обучения упражнениям с палкой
При обучении детей физическим упражнениям с гимнастической палкой используются различные методы:
– наглядные
-словесные;
– практические.
Цели наглядного метода:
– создавать зрительные, слуховые, мышечные представления о движении;
– обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.
Приемы метода:
Наглядно – зрительные:
– показ физических упражнений;
– использование наглядных пособий(картинки, рисунки, схемы, фотографии);
– имитация (подражание);
– зрительные ориентиры (предметы, разметки поля);
Наглядно – слуховые:
– музыкальное сопровождение;
– рифмовки с показом;
– просмотр фильмов;
- Тактильно – мышечные: непосредственная помощь воспитателя (инструктора).
Цели словесного метода:
– обращаться к сознанию детей;
– помогать осмысленно ставить двигательную задачу;
– раскрывать содержание и структуру движения.
Приемы метода:
- Объяснения
- Пояснения указания
- Подача команд, распоряжений, сигналов;
- Вопросы детям;
- Образный сюжетный рассказ;
- Беседа
- Словесная инструкция.
Цели практического метода:
– закреплять на практике знания, умения и навыки основных движений;
– способствовать созданию мышечных представлений о движении.
Приемы метода:
- Повторение упражнений без изменения и с изменениями;
- Проведение упражнений в игровой форме;
- В соревновательной форме;
Во время обучения можно использовать как индивидуальный, групповой, так и фронтальный способы организации детей.
Следует соблюдать поэтапность обучения детей физическим упражнениям с гимнастической палкой:
– первоначальное разучивание;
-углубленное;
-закрепление навыков;
– совершенствование техники;
Правила или методические рекомендации (указания)
При выполнении упражнений с гимнастической палкой необходимо:
– держать дистанцию друг от друга;
– продумывать способы хвата.
После упражнений с гимнастической палкой необходимо:
– выполнить упражнения на расслабление мышц рук.
Оборудование
Обычно на занятиях с дошкольниками используются палки длиной 50-90 см, диаметром 2,5- 3 см, пластмассовые или деревянные, круглые или овальные.
Палки с овальным сечением удобны в работе: они не катятся, когда кладут на пол для упражнений.
Палки должны быть гладкие, ровные, покрытые лаком или разноцветной краской.