Где польза там и истина

Популярная философия. Учебное пособиеГусев Дмитрий Алексеевич
2. Где польза – там и истина (прагматизм)
Направлением в современной философии во многом близком позитивизму является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX века Чарльз Пирс. Его основной мыслью было утверждение о том, что значение идей и понятий состоит в их практических последствиях, которые мы можем от них ожидать. Иначе, по мнению Пирса истинно то, что полезно для нас. Мы уже говорили о том, что греческое слово «прагма» переводится на русский язык терминами «дело», «действие», поэтому прагматизм – это философия, которая вовсе не ставит перед собой задачи познания объективного мира и не считает истиной действительное положение вещей, но призывает исходить из нашей собственной практической жизни и полагать истиной то, что служит ее успеху, благополучию и процветанию.
Прагматизм продолжает субъективистские идеи в философии. Когда мы рассматриваем утверждение, что истинность – это практическая полезность, то невольно вспоминаем знаменитый протагоровский тезис о человеке как мере всех вещей. Что нам до объективной картины мира, говорит известный греческий софист, важно ведь как мы относимся к происходящему, что оно собой для нас представляет, каким каждый из людей видит его. Далее вспомним Юма с его утверждением, что действительность для человека – это поток его ощущений; кантовскую критику разума, по которой мы видим не то, что есть, а только то, что можем видеть в силу своего устройства; странное положение Фихте «весь мир – это Я», преломляющее реальность исключительно через субъективное ее восприятие, и убедимся в том, что прагматизм не является принципиально новым направлением в философии, но представляет собой в иных формах выраженные идеи, возраст которых насчитывает две с половиной тысячи лет.
Объективная действительность непознаваема, говорят представители прагматизма (помимо Ч. Пирса ими являются американские философы Уильям Джемс и Джон Дьюи): то, что представляется нам, и то, что существует на самом деле – два разных мира, между которыми лежит пропасть. Не смешно ли пытаться сделать то, что в принципе невыполнимо: преодолеть ее? Не лучше ли принять такое положение вещей как должное и позаботиться о себе и своих ближайших делах? Познание по Пирсу является движением не от незнания к знанию, а от сомнения к вере (то есть к вере в то, что все именно так, как мне кажется). Вопрос о том, соответствует ли это мое верование реальному миру, бессмысленный. Если оно помогает мне жить, приводит к поставленной цели, является полезным для меня, значит оно истинно.
Поскольку мир непознаваем, мы имеем полное право представлять его себе каким угодно, думать, что захочется и считать истиной любое симпатичное нам утверждение. Получается, что реальности как таковой для нас нет, так как она – совокупность наших мнений, то есть мы сами ее создаем, конструируем в силу своих субъективных желаний. Действительность, говорят представители позитивизма, абсолютно «пластична»: усилием воображения мы можем придать ей любую форму (вспомним утверждение Канта, что человек упорядочивает внешний мир с помощью врожденных форм своего сознания). То, каким мы себе представляем мироздание является, конечно же, не знанием о нем, но верованием в то, что это наше представление и есть истина. У человека в силу его устройства имеется одна принципиальная особенность, которая заключается в том, что не будучи в состоянии знать о существующем, ему ничего не остается, кроме как верить в него (невозможно не вспомнить «естественную религию» Юма). «Мы имеем право, – говорят сторонники прагматизма, – верить на свой риск в любую гипотезу». Так, например, одного желания, чтобы Бог был, достаточно для веры в Бога (почти то же самое, что и кантовский нравственный аргумент).
Понятно, что мы будем верить в то, что для нас наиболее выгодно, удобно и полезно. Поэтому наши понятия, идеи, теории – это не отражения объективного мира, а орудия, которыми мы пользуемся для достижения неких своих практических целей или инструменты, помогающие нам ориентироваться в той или иной ситуации. Значит, наука представляет собой не знание о реальности, а своего рода ящик с инструментами, из которого человек берет наиболее подходящие в каких-то определенных условиях. В силу этих положений прагматизм иногда называют инструментализмом.
Конечно же, в данном воззрении нет совершенно никаких глобальных философских проблем, оно в принципе чуждо дерзновенных попыток проникнуть в тайные глубины существующего, открыть вечные связи и законы мироздания и единой грандиозной философской системой исчерпать и объяснить все нас окружающее. Но разве не можем мы жить, не имея окончательных знаний о мире? Разве хуже мы ориентируемся в действительности, без полного и всестороннего представления о ней? Неужели отсутствие объективной истины так уж сильно отравляет наше существование? А что, если вполне возможно прожить и без ответов на вечные вопросы и даже обрести счастье, не проникая в сокрытые причины и основания Бытия? Найдите хотя бы одного человека, который просыпаясь у себя дома в преддверии грядущего дня, думал бы о происхождении мира, вечных его тайнах и судьбах человечества и считал бы день потерянным, если бы ему не удалось ответить на эти метафизические вопросы и обрести истину…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Прагматизм
«Прагматизм» — это не очень ясное, двусмысленное и затертое слово. Однако именно им склонны определять главное достижение интеллектуальной традиции нашей страны.(«Следствия прагматизма», 160)Рорти сыграл одну из ключевых ролей в недавнем возрождении
2. Прагматизм
Прагматизм называют оригинальной и во многом самобытной американской философией, существенно отличающейся от традиционных европейских философских направлений. Безусловна и сравнительная популярность прагматизма, потому что произведения его
1. Истина как одна истина и как много истин.
– То, что экзистенция различает истины, – истину, которую я знаю как убедительную, истину, к которой я причастен (идея), истину которая я сам есмь, – позволяет ей самой стать действительной. Только убедительная, в силу рациональности
Глава 1. Прагматизм Д. Дьюи
Джон Дьюи (1859–1952) — наиболее влиятельный из всех американских прагматистов.Для американских философов, да, пожалуй, и интеллектуалов вообще, он был и остался высшим философским авторитетом.В отличие от Джемса, известность и влияние Дьюи никак
§ 2. Прагматизм
Прагматизм как философское течение возник и сложился в США. В 70-х годах XIX в. основные принципы этой философии были высказаны как бы мимоходом крупным американским логиком Чарлзом Пирсом (1839–1914). Они были развиты в более популярной форме Уильямом Джемсом
12.3.6. Прагматизм
Ця філософська течія виникла ще в 70-х роках XIX ст. в США і є найбільш оригінальним внеском американців у філософську думку. Після Другої світової війни інтерес до прагматизму дещо знизився, однак у останні два десятиліття ряд провідних американських вчених
7. Прагматизм
Прагматизм – одно из влиятельных философских течений XX столетия, особенно на его родине – в Соединенных Штатах Америки. Название происходит от греческого слова, означающего дело, действие. Прагматизм нередко называют философией дела, действия, тем самым
11.7. Истинно то, что полезно (прагматизм)
Направлением в современной философии, во многом близким позитивизму, является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX в. Чарлз Пирс. Его основной мыслью было утверждение, что значение идей и понятий состоит в
Американский прагматизм (Пирс)
Прагматизм — философская школа, которая была особенно влиятельна в США в начале XX столетия (Уильям Джеймс, William James, 1842–1910, Чарлз Сандерс Пирс, Charles Sanders Peirce, 1839–1914, Джон Дьюи, John Dewey, 1859–1952). Как утонченные, так и примитивные формы прагматизма
2. Истина веры и научная истина
Не существует противоречия между верой в ее истинной природе и разумом в его истинной природе. А это значит, что не существует сущностного противоречия между верой и познавательной функцией разума. Познание во всех его формах всегда
3. Истина веры и историческая истина
Характер исторической истины сильно отличается от характера естественно-научной истины. История сообщает об уникальных событиях, а не о повторяющихся процессах, которые можно подвергать постоянной проверке. Исторические события не
3. Философ и общество: истина и «истина»
Ибн-Рушд, как об этом только что говорилось, предостерегал философов от посвящения в свои сокровенные мысли теологов. И это понятно: поскольку в действительности богословы еще располагали реальной силой, они могли принести
Прагматизм (Pragmatisme)
Подход или учение, отдающее предпочтение действию, особенно успешному действию, и доходящее до того, что только его считает законным критерием оценки. Что считать хорошим? То, что приносит успех. Что считать истинным? То, что оказывается полезным или
Направлением в
современной философии во многом близком
позитивизму является прагматизм,
основателем которого был американский
философ XIX
века Чарльз Пирс. Его основной мыслью
было утверждение о том, что значение
идей и понятий состоит в их практических
последствиях, которые мы можем от них
ожидать. Иначе, по мнению Пирса истинно
то, что полезно для нас. Мы уже говорили
о том, что греческое слово «прагма»
переводится на русский язык терминами
«дело», «действие», поэтому прагматизм
– это философия, которая вовсе не ставит
перед собой задачи познания объективного
мира и не считает истиной действительное
положение вещей, но призывает исходить
из нашей собственной практической жизни
и полагать истиной то, что служит ее
успеху, благополучию и процветанию.
Прагматизм
продолжает субъективистские идеи в
философии. Когда мы рассматриваем
утверждение, что истинность – это
практическая полезность, то невольно
вспоминаем знаменитый протагоровский
тезис о человеке как мере всех вещей.
Что нам до объективной картины мира,
говорит известный греческий софист,
важно ведь как мы относимся к происходящему,
что оно собой для нас представляет,
каким каждый из людей видит его. Далее
вспомним Юма с его утверждением, что
действительность для человека – это
поток его ощущений; кантовскую критику
разума, по которой мы видим не то, что
есть, а только то, что можем видеть в
силу своего устройства; странное
положение Фихте «весь мир – это Я»,
преломляющее реальность исключительно
через субъективное ее восприятие, и
убедимся в том, что прагматизм не является
принципиально новым направлением в
философии, но представляет собой в иных
формах выраженные идеи, возраст которых
насчитывает две с половиной тысячи лет.
Объективная
действительность непознаваема, говорят
представители прагматизма (помимо Ч.
Пирса ими являются американские философы
Уильям Джемс и Джон Дьюи): то, что
представляется нам, и то, что существует
на самом деле – два разных мира, между
которыми лежит пропасть. Не смешно ли
пытаться сделать то, что в принципе
невыполнимо: преодолеть ее? Не лучше ли
принять такое положение вещей как
должное и позаботиться о себе и своих
ближайших делах? Познание по Пирсу
является движением не от незнания к
знанию, а от сомнения к вере (то есть к
вере в то, что все именно так, как мне
кажется). Вопрос о том, соответствует
ли это мое верование реальному миру,
бессмысленный. Если оно помогает мне
жить, приводит к поставленной цели,
является полезным для меня, значит оно
истинно.
Поскольку мир
непознаваем, мы имеем полное право
представлять его себе каким угодно,
думать, что захочется и считать истиной
любое симпатичное нам утверждение.
Получается, что реальности как таковой
для нас нет, так как она – совокупность
наших мнений, то есть мы сами ее создаем,
конструируем в силу своих субъективных
желаний. Действительность, говорят
представители позитивизма, абсолютно
«пластична»: усилием воображения мы
можем придать ей любую форму (вспомним
утверждение Канта, что человек
упорядочивает внешний мир с помощью
врожденных форм своего сознания). То,
каким мы себе представляем мироздание
является, конечно же, не знанием о нем,
но верованием в то, что это наше
представление и есть истина. У человека
в силу его устройства имеется одна
принципиальная особенность, которая
заключается в том, что не будучи в
состоянии знать о существующем, ему
ничего не остается, кроме как верить в
него (невозможно не вспомнить «естественную
религию» Юма). «Мы имеем право, – говорят
сторонники прагматизма, – верить на свой
риск в любую гипотезу». Так, например,
одного желания, чтобы Бог был, достаточно
для веры в Бога (почти то же самое, что
и кантовский нравственный аргумент).
Понятно, что мы
будем верить в то, что для нас наиболее
выгодно, удобно и полезно. Поэтому наши
понятия, идеи, теории – это не отражения
объективного мира, а орудия, которыми
мы пользуемся для достижения неких
своих практических целей или инструменты,
помогающие нам ориентироваться в той
или иной ситуации. Значит, наука
представляет собой не знание о реальности,
а своего рода ящик с инструментами, из
которого человек берет наиболее
подходящие в каких-то определенных
условиях. В силу этих положений прагматизм
иногда называют инструментализмом.
Конечно же, в данном
воззрении нет совершенно никаких
глобальных философских проблем, оно в
принципе чуждо дерзновенных попыток
проникнуть в тайные глубины существующего,
открыть вечные связи и законы мироздания
и единой грандиозной философской
системой исчерпать и объяснить все нас
окружающее. Но разве не можем мы жить,
не имея окончательных знаний о мире?
Разве хуже мы ориентируемся в
действительности, без полного и
всестороннего представления о ней?
Неужели отсутствие объективной истины
так уж сильно отравляет наше существование?
А что, если вполне возможно прожить и
без ответов на вечные вопросы и даже
обрести счастье, не проникая в сокрытые
причины и основания Бытия? Найдите хотя
бы одного человека, который просыпаясь
у себя дома в преддверии грядущего дня,
думал бы о происхождении мира, вечных
его тайнах и судьбах человечества и
считал бы день потерянным, если бы ему
не удалось ответить на эти метафизические
вопросы и обрести истину…
Направлением в современной философии во многом близком позитивизму является прагматизм , основателем которого был американский философ XIX века Чарльз Пирс . Его основной мыслью было утверждение о том, что значение идей и понятий состоит в их практических последствиях, которые мы можем от них ожидать. Иначе, по мнению Пирса истинно то, что полезно для нас. Мы уже говорили о том, что греческое слово “прагма” переводится на русский язык терминами “дело”, “действие”, поэтому прагматизм – это философия, которая вовсе не ставит перед собой задачи познания объективного мира и не считает истиной действительное положение вещей, но призывает исходить из нашей собственной практической жизни и полагать истиной то, что служит ее успеху, благополучию и процветанию.
Прагматизм продолжает субъективистские идеи в философии. Когда мы рассматриваем утверждение, что истинность – это практическая полезность, то невольно вспоминаем знаменитый протагоровский тезис о человеке как мере всех вещей. Что нам до объективной картины мира, говорит известный греческий софист, важно ведь как мы относимся к происходящему, что оно собой для нас представляет, каким каждый из людей видит его. Далее вспомним Юма с его утверждением, что действительность для человека – это поток его ощущений; кантовскую критику разума, по которой мы видим не то, что есть, а только то, что можем видеть в силу своего устройства; странное положение Фихте “весь мир – это Я”, преломляющее реальность исключительно через субъективное ее восприятие, и убедимся в том, что прагматизм не является принципиально новым направлением в философии, но представляет собой в иных формах выраженные идеи, возраст которых насчитывает две с половиной тысячи лет.
Объективная действительность непознаваема, говорят представители прагматизма (помимо Ч. Пирса ими являются американские философы Уильям Джемс и Джон Дьюи ): то, что представляется нам, и то, что существует на самом деле – два разных мира, между которыми лежит пропасть. Не смешно ли пытаться сделать то, что в принципе невыполнимо: преодолеть ее? Не лучше ли принять такое положение вещей как должное и позаботиться о себе и своих ближайших делах? Познание по Пирсу является движением не от незнания к знанию, а от сомнения к вере (то есть к вере в то, что все именно так, как мне кажется). Вопрос о том, соответствует ли это мое верование реальному миру, бессмысленный. Если оно помогает мне жить, приводит к поставленной цели, является полезным для меня, значит оно истинно.
Поскольку мир непознаваем, мы имеем полное право представлять его себе каким угодно, думать, что захочется и считать истиной любое симпатичное нам утверждение. Получается, что реальности как таковой для нас нет, так как она – совокупность наших мнений, то есть мы сами ее создаем, конструируем в силу своих субъективных желаний. Действительность, говорят представители позитивизма, абсолютно “пластична”: усилием воображения мы можем придать ей любую форму (вспомним утверждение Канта, что человек упорядочивает внешний мир с помощью врожденных форм своего сознания). То, каким мы себе представляем мироздание является, конечно же, не знанием о нем, но верованием в то, что это наше представление и есть истина. У человека в силу его устройства имеется одна принципиальная особенность, которая заключается в том, что не будучи в состоянии знать о существующем, ему ничего не остается, кроме как верить в него (невозможно не вспомнить “естественную религию” Юма). “Мы имеем право – говорят сторонники прагматизма – верить на свой риск в любую гипотезу”. Так, например, одного желания, чтобы Бог был, достаточно для веры в Бога (почти то же самое, что и кантовский нравственный аргумент).
Понятно, что мы будем верить в то, что для нас наиболее выгодно, удобно и полезно. Поэтому наши понятия, идеи, теории – это не отражения объективного мира, а орудия, которыми мы пользуемся для достижения неких своих практических целей или инструменты, помогающие нам ориентироваться в той или иной ситуации. Значит, наука представляет собой не знание о реальности, а своего рода ящик с инструментами, из которого человек берет наиболее подходящие в каких-то определенных условиях. В силу этих положений прагматизм иногда называют инструментализмом .
Конечно же, в данном воззрении нет совершенно никаких глобальных философских проблем, оно в принципе чуждо дерзновенных попыток проникнуть в тайные глубины существующего, открыть вечные связи и законы мироздания и единой грандиозной философской системой исчерпать и объяснить все нас окружающее. Но разве не можем мы жить, не имея окончательных знаний о мире? Разве хуже мы ориентируемся в действительности, без полного и всестороннего представления о ней? Неужели отсутствие объективной истины так уж сильно отравляет наше существование? А что, если вполне возможно прожить и без ответов на вечные вопросы и даже обрести счастье, не проникая в сокрытые причины и основания Бытия? Найдите хотя бы одного человека, который просыпаясь у себя дома в преддверии грядущего дня, думал бы о происхождении мира, вечных его тайнах и судьбах человечества и считал бы день потерянным, если бы ему не удалось ответить на эти метафизические вопросы и обрести истину…
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
- Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
- Cream with AHA acids (Крем с АНА кислотами)
- F) Таможенные пошлины на импорт
- H) Такая фаза круговорота, где устанавливаются количественные соотношения, прежде всего при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей.
- III. Общие правила работы с клиентами
- А прилежный человек, увидев льва на улице, не станет кричать об этом, а пойдет к своей цели другим путем, той дорогой, где льва нет.
- А то, что есть, — это единственное подлинное имя Бога. Это не цель где-то еще; это всегда доступно, просто вы не доступны этому.
- А1. К правовым нормативным актам относится
- Абсолютная и относительная истина.
- Автобусы, троллейбусы и трамваи, предназначенные для перевозки людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
- Авторы Библейской Концепции заложили мысль о «десятине» и терпимости, потому что знали, где десятина, там рабство и без терпимости никак нельзя.
- Агротехника выращивания и формирования кустарников в школах. Особенности выращивания сортовых сиреней и роз в кустовой и штамбовой форме.