Где для детей польза там же должно быть для них удовольствие

Игра и удовольствие дают в руки педагогов надежный ключ организации музыкальных занятий в радостно-увлеченном ключе, помогут воплотить в жизнь один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (А. Монтень).

Общеизвестно, что вся наша душевная и биологическая жизнь направлены на то, чтобы получать удовольствие и избегать неудовольствия, она автоматически регулируется принципом удовольствия. У детей же удовольствие определяет любую деятельность, т. к. ребенок живет телесной жизнью и действует на основе принципа удовольствия. Он делает то, что, чувствует как «хорошо», и избегает того, что «опасно» .

Знание функционального значения удовольствия позволило ученым сделать предположение о том, что природа ребенка созидательна и достойна доверия, что здоровый организм сам дает ясные и громкие сигналы относительно того, что он, организм, предпочитает или выбирает, или признает желательным. То, что доставляет удовольствие, является самым  лучшим выбором для человеческого организма. В его свободном выборе господствуют хотение и добровольность. 

Получение удовольствия прямо связывается учеными со спонтанным самовыражением: когда мы искренне выражаем себя, мы испытываем удовольствие, оно приятно само по себе и не зависит от реакции окружающих.: В ситуациях, когда человек может быть открыто спонтанным, переживание удовольствия очень высоко. Если сказать просто, то тогда, когда мы бываем сами собой, скинув все маски и роли, мы чувствует свободу и полет духа. 

Можно выделить ключевые слова, которыми определяется удовольствие в понятиях гуманистической психобиологии: самовыражение, спонтанность, свобода, подвижность, открытие, достижение, установление контакта. Первые три слова имеют отношение непосредственно к действиям как таковым, вторые — это интенции, стремления, обусловленные личностным интересом. «Принцип удовольствия», как любой принцип жизни, очень прост: спонтанное самовыражение того, что лично интересно.

В книге «Психология бытия» Маслоу подробно описывает условия, при которых ребенок может сделать свой выбор: 

  • чтобы отдать предпочтение новому и радостному, он не должен бояться; 
  • если ребенок, действительно может выбирать, то он выберет опыт, связанный с переживанием радости. Он будет возвращаться к нему, наслаждаясь им вплоть до пресыщения и скуки; 
  • в этот момент он склонен идти дальше, к более насыщенным и совершенным ощущениям в этой же сфере; 
  • для того, чтобы ребенок был способен сделать соответствующий его природе выбор и развивать его, у него должно быть субъективное ощущениескуки и удовольствия как критерия правильного выбора (Маслоу 1997, с. 87-89).

Все, что описано ученым в приведенной выше цитате, все выборы и предпочтения без всякого вмешательства взрослых детьми испокон веков реализуются в игре. Поэтому можно сказать, что применительно к детству принцип удовольствия реализуется через игру. В ней ребенок свободен, спонтанен, игра всегда обусловлена внутренними побудителями, личными интересами, она обеспечивает удовлетворение жажды развития, эмоциональное наслаждение. Поэтому игра для ребенка равняется удовольствию.

Приверженность педагога принципу удовольствия требует больше доверять внутренним импульсам детей, их психологическому росту, саморазвитию, что автоматически предполагает больший акцент на спонтанность, чем на внешнее управление. По отношению к конкретной педагогической практике это требует соблюдения определенных условий: наблюдать, не манипулируя; проявлять созерцательную активность, позволять фактам быть, а событиям происходить; признавать лучшей стратегией ту, которую прямо или косвенно индуцируют сами дети. 

Такой недирективный подход и латентное наблюдение должны быть основными регуляторами деятельности педагога на музыкальном занятии и оценки им своих усилий. Тогда музицирование будет протекать естественно, с удовольствием, через игру и свободный выбор.

Тогда, возможно, получится, чтобы где для детей польза, там же для них будет и удовольствие.

Источник

Там для ребенка польза, где для него есть удовольствие…

(опыт работы по программе Т.Э.Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование»)

       Мой педагогический стаж в качестве музыкального руководителя составляет 30 лет . За этот период выбирала следующие методические проблемы:

  1. «Воспитание позитивных качеств ребенка посредством музыки».
  2. «Развитие творческих способностей детей».
  3. «Театрализованная деятельность как одна из форм работы с целью развития ребенка как личности».
  4. «Формирование навыков движения, устранение напряженности и скованности на занятиях логоритмикой» (совместная работа с логопедом).
  5. « Использование звучащих жестов для развития чувства ритма».
  6. «Развитие чувства ритма у детей посредством шумовых инструментов».

       По указанным выше темам и направлениям  неоднократно были показаны открытые мероприятия на районных методических объединениях как для музыкальных руководителей и воспитателей, так и для заведующих.

        Расскажу поподробнее о последних двух темах в моей работе.

В январе 2008 года я попала на курсы, проводимые замечательным педагогом Т.Э.Тютюнниковой, которые назывались «Учусь творить». По предварительной информации я знала, что методика Тютюнниковой базируется на системе К.Орфа. А так как моей годовой темой было «Развитие чувства ритма у детей посредством шумовых инструментов», меня эти курсы заинтересовали.

       Даже просто общаться с Татьяной Эдуардовной легко и очень интересно, не говоря уже о том, что она попросту открыла нам глаза на то, как в игровой форме, доступно и увлекательно можно проводить музыкальные занятия и утренники или развлечения.

       Тот материал, который я получила на этих курсах, я стала постепенно вводить в работу. Почему постепенно? Да потому что материал богатейший, а так как я работала по «Типовой программе» Васильевой, а также по программе «Ладушки»(авторы И.Новоскольцева и О.Каплунова), то сразу полностью переходить на новую программу невозможно да и не нужно.                                                                                                                    

В программе «Учусь творить»  основной формой деятельности является элементарное музицирование. По словам Татьяны Эдуардовны, любое музицирование предполагает предварительное, хотя бы минимальное овладение элементами музыки, и что первое без второго невозможно в принципе. Поэтому Татьяна Эдуардовна главным считает само музицирование, желание детей общаться с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого удовольствие.

Читайте также:  Солевая лампа вред или польза

       И действительно, анализируя свою работу предыдущих лет, я задумалась – а всегда ли мои занятия, а также утренники интересны детям и доставляют им радость и удовольствие?

       Положа руку на сердце, наверняка каждый из музыкальных руководите-лей осознает, что все те утренники, а особенно открытые занятия мы стремимся превратить в шоу, которое понравится не самим детям, а взрослым: родителям, методисту, заведующей. Ну а чтобы подготовить такое шоу, мы берем большой песенный и танцевальный материал. Воспитатели в группах в выдавшиеся свободные от занятий минуты усиленно заучивают с детьми тексты песен. Музыкальный руководитель на занятиях старается добиться, чтобы движения танца все дети выполняли красиво, согласованно, в одном ритме и темпе.

       Задумайтесь, возможно ли это, чтобы 25-30 детей (все разные по темпераменту, уровню умственного и, естественно, музыкального развития, чувства ритма) выполняли движения как один. Ведь дети не роботы, их не запрограммируешь.

       Но мы, ценой постоянных репетиций, все же добиваемся почти желаемого результата. А что в итоге? А в итоге, за время всех заучиваний и репетиций, все уже настолько надоедает детям, что они, конечно, выполняют все то, чему их научили, но радости при этом в детских глазах нет! О каком уж тут удовольствии может идти речь?!

Так вот, Татьяна Эдуардовна сказала, что при разработке своей программы ей хотелось воплотить в жизнь один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие»(М.Монтень).В ее программе «Учусь творить» есть только то, что дети способны воспринять, осознать и самостоятельно исполнить в условиях детского сада. Их увлеченность, интерес и легкость усвоения знаний были главными критериями для отбора форм работы. Одной из форм и является элементарное музицирование.        

       Любая деятельность предполагает использование инструмента – «орудия» деятельности. Детские музыкальные и шумовые инструменты как раз и являются средством обучения музыке, а игра на них – как самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей.

К сожалению, реальность такова, что купить детские музыкальные инструменты мы не можем из-за их дороговизны. Но зато какое поле деятельности перед нами открывается в изготовлении так называемых шумовых инструментов! В дело идет все: стаканчики из-под йогурта, скорлупа грецких орехов, рыболовные бубенчики, киндеры, коробочки из-под сока, баночки из-под крема. Увидев на курсах у Татьяны Эдуардовны бубенчики, прикрепленные к пластмассовым ручкам для сеток, я задумалась—чем бы эти ручки заменить. Выход был найден: в аптеке я нашла замечательные прорезыватели для зубов в форме яблока, лошадки, мишки. Во-первых, они очень яркие, а во-вторых к ним легко крепить бубенчики. Изготовленные инструменты сразу же привлекли внимание детей. К изготовлению инструментов мы привлекаем родителей.

Чем же меня заинтересовала эта форма работы – игра на шумовых инструментах? А тем, что здесь участвуют все дети. В этом процессе все дети, без исключения, являются активными деятелями , а не сторонними наблюдателями и слушателями. Элементарное музицирование – это практическая деятельность. А умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна еще древним китайцам, она непостижимо проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».

      Есть огромная разница между ребенком, слушающим со стороны, как играет музыку педагог, и ребенком, играющим и, тем более, творящим эту музыку самостоятельно. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать                                                                                                                              

        Простейшими инструментами для детей младшего возраста стали «музыкальные яички» – киндеры, заполненные разной крупой. С помощью этих инструментов малыши учатся играть быстро – медленно, громко – тихо. Основной прием игры на киндерах – это удары о ладошку или колено. Лучше, если киндер в каждой руке ребенка (в этом случае киндеры стучат друг о друга). Удары о ладошку или колено помогают лучше усваивать метрическую пульсацию. Сложнее малышам действовать с киндером в воздухе. Но такой прием мы тоже применяем – киндеры «веселятся и танцуют».

        Главной задачей с детьми этого возраста является не столько развитие чувства ритма, сколько формирование эмоционально-радостных ощущений от активного участия в музицировании.

        В средней группе продолжается работа, начатая в младшем возрасте. Большое значение приобретает использование звучащих жестов. По системе К.Орфа звучащие жесты – один из основных приемов развития музыкальности. Как говорит Татьяна Эдуардовна, звучащие жесты – это инструменты, которые всегда с собой. При выполнении хлопков, шлепков, притопов ребенок озвучивает свои действия, то есть происходит соединение речи и движения. Когда все звучащие жесты детьми освоены, предлагаю детям задания на повтор простейшего метроритма (в одном задании использовать не более двух звучащих жестов в данном возрасте). А затем уже с помощью звучащих жестов «украшаем» музыку: любая простейшая полька из двух частей сопровождается хлопками, притопами и т.п.

       Продолжаю  и работу по обучению детей игре на шумовых инструментах. Кроме киндеров берем бубны, стаканчики из-под йогурта, которые используются как пальчиковые барабаны, деревянные кубики или брусочки. Дети познают разнообразие тембров этих инструментов, а также различные способы звукоизвлечения.

Читайте также:  Польза оливкового масла для волос и лица

      Можно предложить такую игру, как «Звук и тишина»: дети стоят или сидят на полу в произвольном порядке. У каждого в руках какой-нибудь шумовой инструмент. На 1-ую часть музыки дети ритмично подыгрывают на своих инструментах. В конце части педагог объявляет: «Внимание —                                                                                                                                            

пауза!»(можно просто сказать «тишина»). Дети поднимают инструменты вверх, при этом инструменты не должны издавать никаких звуков. Затем педагог называет по имени одного из детей («пауза» снята). На 2-ую часть названный ребенок играет соло на своем инструменте, все слушают.

      Когда детей много, есть смысл использовать 2-ой вариант игры: дети делятся на группы. В каждой группе инструменты одинаковые, например: 1-колокольчики; 2-маракасы; 3-пальчиковые барабаны. В этом варианте игры на 2-ую часть играет одна из групп.

       В старше-подготовительной группе  включаются такие формы работы как ритмодекламация, активное слушание музыки, игра звуками.

Что такое ритмодекламация: например, с детьми разучивается небольшое стихотворение или потешка. Каждая строчка произносится в определенном метроритме. А затем во время хоровой декламации добавляются звучащие жесты. Разучивать стихотворение можно приемом «эхо».

       Следующая форма: активное слушание музыки. Эта форма напрочь перечеркивает привычный для нас, но такой скучный и малопривлекательный для детей прием, когда педагог что-то сначала рассказывает о композиторе, затем о самой пьесе, а потом уже дети, сидя на стульчиках, слушают музыку. При этом педагог хочет, чтобы при повторном слушании дети рассказали о том, что они услышали в музыке. Чаще всего дети рассказывают то, что они запомнили из предыдущего объяснения педагога.

        Активное слушание музыки – это когда дети не сидят на стульчиках, а двигаются так, как им подсказывает характер пьесы. У Татьяны Эдуардовны есть на диске такая игра «Контрасты».Музыка составлена из контрастных по характеру отрывков: резкая, отрывистая и плавная, «летящая». Когда я первый раз проводила эту игру –ничего не получилось. А почему? А потому, что нужна была предварительная работа. Т.е., ранее, знакомясь с музыкой, разной по характеру, дети (сначала по показу воспитателя или музыкального руководителя, а затем самостоятельно) придумывали различные движения, соответствующие  характеру музыки. А когда у детей уже появился и закрепился двигательно-слуховой опыт, то свои знания они легко смогли применить в игре.

        С помощью активной формы слушания очень просто и легко можно запоминать структуру музыкального произведения, построение и чередование музыкальных фраз, а затем перейти к следующей форме деятельности – элементарному музицированию.                                                                                                                      

        Например: «Пиццикато» К.Делиба ( из балета «Копелия») при первом прослушивании обыгрываем – гуляем по залу врассыпную, а на конец музыкальной фразы хлопаем в ладоши и при этом произносим «привет». В средней части пьесы останавливаемся и выполняем плавные движения руками. Затем, на 2-ом занятии, раздаю детям стаканчики из-под йогурта с натянутой резинкой. А к донышку каждого стаканчика прикреплен пучок разноцветных ленточек из гофрированной бумаги. Теперь вместо слова «привет» предлагаю детям два раза щелкнуть резинкой. А в средней части музыки, плавно двигаясь, шуршать ленточками или «рисовать» ими что-либо в воздухе.

       Таким образом, без лишних и нудных разучиваний, просто играя, вы сделали готовый концертный номер «Концерт для стаканчиков с оркестром». К концу года этот вариант можно усложнить: половине детей дать бубенчики или колокольчики, а второй половине те же стаканчики с резинкой. Здесь уже на 1-ую часть каждой музыкальной фразы дети не бегают по залу, а, стоя на месте, звенят бубенчиками. Конец фраз остается за стаканчиками с резинкой. На среднюю часть музыки дети с бубенчиками выполняют движение «веер», а дети со стаканчиками шуршат ленточками, «рисуя» что-либо в воздухе.

        О программе Т.Э.Тютюнниковой  можно говорить долго и много .

Подводя итог всему вышесказанному, хочу добавить: элементарное музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно                                                                                                                                

способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним, в первую очередь, следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, а также находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

Читайте также:  Квашеное молоко вред и польза

Музицирование воспитывает слушателя, который в минуты отдыха доверчиво впускает музыку в свои тайники и подвалы, чтобы  она навела там гармонию и порядок,  успокоила смятение и дала надежду…

Музыкальный руководитель МБДОУ «Высокогорский детский сад «Петушок» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» Шигаева А.И.

                                                                                                                                7

Источник

Музыкальное воспитание дошкольников: новые приёмы и методы работы.

«Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие».  М. Монтень

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС ДО  расширяется. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных подходов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, и импровизированную театрализацию.

Применение   инновационных методов и форм, техник и технологий в музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС  – главная цель музыкального руководителя. Осуществлению этой цели способствуют следующие задачи,  которые отвечают насущным запросам ребенка:

  1. создание условий,  предоставляющих возможности  каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
  2. творческое развитие природной музыкальности ребенка;
  3. высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
  4. помощь в формировании внутреннего мира и самопознании.

Но, необходимо находить новые методы и приемы, которые не противоречили бы ключевому принципу образовательного стандарта – это сохранить детство.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют  использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Чтобы заинтересовать современного ребенка действительно нужно идти в ногу со временем. Так, в своей работе я использую некоторые современный методики. А именно:

  1. Коммуникативные игры и танцы (Анны Иосифовны Бурениной)
  2. Элементарное музицирование (Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой)
  3. Ритмодекламация (Татьяна Михайловна Боровик)
  4. «Хор рук» (Татьяна Михайловна Боровик) методика называется «Система развития восприятия и интонирования», очень интересная и полезная методика
  5. Анимация

Подробнее о каждом виде деятельности:

  1. Первый вид деятельности – это Коммуникативные игры и танцы. 

Все мы знаем, что коммуникация – это общение. Коммуникативные танцы – это танцы с очень простыми игровыми компонентами, которые развивают, не только музыкально – ритмические способности, но и коммуникативные навыки. Эти танцы очень нравятся детям, также они способствуют развитию самооценки детей, потому что не все дети чувствую себя уверенно, кто – то зажат, кто – то стесняется. Эти танцы в основном построены на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу и в целом воспроизводят положительные эмоции

  1. Следующий прием элементарное музицирование:

Понятие элементарное музицирование должно понимать не только в смысле простого и доступного способа музицирования, но в основном как музицировние простейшими элементами, такими как: мотив, ритм, слово, движение. Это очень удобно и хорошо, т.к. инструменты всегда собой, они позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствии любых других инструментов. Термин «Звучащие жесты» принадлежит Шулю Берку и его соавтору Карлу Орфу. И как мы все знаем «Звучащие жесты» – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д.

       3. Следующий вид это «Ритмодекламация» 

– это синтез музыки и поэзии, в этой методике текст не поётся, а ритмично декламируется. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекломация рассматривается, как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей. Базой для ритмодекломации у нас служат потешкки, дразнилки, считалки т.е. детский фольклор. Также можно успешно использовать стихи Агне Барто, Самуила Маршака.

       4. Следующая форма деятельности принадлежит Татьяне Михайловне Боровик – «Хор рук». 

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров».

      5.Следующая форма деятельности – это «Анимация». 

Это уже точно ориентировано на современных детей. Движения в танце должны быть очень простыми, повторяющимися. Конечно же, их должны придумать дети.

Все эти вышеописанные приемы могут сочетаться, дополнять друг друга, можете использовать только один прием на занятии, если вы видите, что дети устали или им не интересно на занятии, можно их этим отвлечь.

Также, организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок занимался активно, с увлечением и интересом помогает использование мультимедийных пособий, которые могут разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой и интересной.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

– удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

– дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

Воспитанники должны познавать себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития, как предусмотрено ФГОС ДО.
                                                      

Источник