Где для детей есть польза там же для них должно быть и удовольствие

Игра и удовольствие дают в руки педагогов надежный ключ организации музыкальных занятий в радостно-увлеченном ключе, помогут воплотить в жизнь один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (А. Монтень).

Общеизвестно, что вся наша душевная и биологическая жизнь направлены на то, чтобы получать удовольствие и избегать неудовольствия, она автоматически регулируется принципом удовольствия. У детей же удовольствие определяет любую деятельность, т. к. ребенок живет телесной жизнью и действует на основе принципа удовольствия. Он делает то, что, чувствует как «хорошо», и избегает того, что «опасно» .

Знание функционального значения удовольствия позволило ученым сделать предположение о том, что природа ребенка созидательна и достойна доверия, что здоровый организм сам дает ясные и громкие сигналы относительно того, что он, организм, предпочитает или выбирает, или признает желательным. То, что доставляет удовольствие, является самым  лучшим выбором для человеческого организма. В его свободном выборе господствуют хотение и добровольность. 

Получение удовольствия прямо связывается учеными со спонтанным самовыражением: когда мы искренне выражаем себя, мы испытываем удовольствие, оно приятно само по себе и не зависит от реакции окружающих.: В ситуациях, когда человек может быть открыто спонтанным, переживание удовольствия очень высоко. Если сказать просто, то тогда, когда мы бываем сами собой, скинув все маски и роли, мы чувствует свободу и полет духа. 

Можно выделить ключевые слова, которыми определяется удовольствие в понятиях гуманистической психобиологии: самовыражение, спонтанность, свобода, подвижность, открытие, достижение, установление контакта. Первые три слова имеют отношение непосредственно к действиям как таковым, вторые — это интенции, стремления, обусловленные личностным интересом. «Принцип удовольствия», как любой принцип жизни, очень прост: спонтанное самовыражение того, что лично интересно.

В книге «Психология бытия» Маслоу подробно описывает условия, при которых ребенок может сделать свой выбор: 

  • чтобы отдать предпочтение новому и радостному, он не должен бояться; 
  • если ребенок, действительно может выбирать, то он выберет опыт, связанный с переживанием радости. Он будет возвращаться к нему, наслаждаясь им вплоть до пресыщения и скуки; 
  • в этот момент он склонен идти дальше, к более насыщенным и совершенным ощущениям в этой же сфере; 
  • для того, чтобы ребенок был способен сделать соответствующий его природе выбор и развивать его, у него должно быть субъективное ощущениескуки и удовольствия как критерия правильного выбора (Маслоу 1997, с. 87-89).

Все, что описано ученым в приведенной выше цитате, все выборы и предпочтения без всякого вмешательства взрослых детьми испокон веков реализуются в игре. Поэтому можно сказать, что применительно к детству принцип удовольствия реализуется через игру. В ней ребенок свободен, спонтанен, игра всегда обусловлена внутренними побудителями, личными интересами, она обеспечивает удовлетворение жажды развития, эмоциональное наслаждение. Поэтому игра для ребенка равняется удовольствию.

Приверженность педагога принципу удовольствия требует больше доверять внутренним импульсам детей, их психологическому росту, саморазвитию, что автоматически предполагает больший акцент на спонтанность, чем на внешнее управление. По отношению к конкретной педагогической практике это требует соблюдения определенных условий: наблюдать, не манипулируя; проявлять созерцательную активность, позволять фактам быть, а событиям происходить; признавать лучшей стратегией ту, которую прямо или косвенно индуцируют сами дети. 

Такой недирективный подход и латентное наблюдение должны быть основными регуляторами деятельности педагога на музыкальном занятии и оценки им своих усилий. Тогда музицирование будет протекать естественно, с удовольствием, через игру и свободный выбор.

Тогда, возможно, получится, чтобы где для детей польза, там же для них будет и удовольствие.

Источник

Там для ребенка польза, где для него есть удовольствие…

(опыт работы по программе Т.Э.Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование»)

       Мой педагогический стаж в качестве музыкального руководителя составляет 30 лет . За этот период выбирала следующие методические проблемы:

  1. «Воспитание позитивных качеств ребенка посредством музыки».
  2. «Развитие творческих способностей детей».
  3. «Театрализованная деятельность как одна из форм работы с целью развития ребенка как личности».
  4. «Формирование навыков движения, устранение напряженности и скованности на занятиях логоритмикой» (совместная работа с логопедом).
  5. « Использование звучащих жестов для развития чувства ритма».
  6. «Развитие чувства ритма у детей посредством шумовых инструментов».

       По указанным выше темам и направлениям  неоднократно были показаны открытые мероприятия на районных методических объединениях как для музыкальных руководителей и воспитателей, так и для заведующих.

        Расскажу поподробнее о последних двух темах в моей работе.

В январе 2008 года я попала на курсы, проводимые замечательным педагогом Т.Э.Тютюнниковой, которые назывались «Учусь творить». По предварительной информации я знала, что методика Тютюнниковой базируется на системе К.Орфа. А так как моей годовой темой было «Развитие чувства ритма у детей посредством шумовых инструментов», меня эти курсы заинтересовали.

       Даже просто общаться с Татьяной Эдуардовной легко и очень интересно, не говоря уже о том, что она попросту открыла нам глаза на то, как в игровой форме, доступно и увлекательно можно проводить музыкальные занятия и утренники или развлечения.

       Тот материал, который я получила на этих курсах, я стала постепенно вводить в работу. Почему постепенно? Да потому что материал богатейший, а так как я работала по «Типовой программе» Васильевой, а также по программе «Ладушки»(авторы И.Новоскольцева и О.Каплунова), то сразу полностью переходить на новую программу невозможно да и не нужно.                                                                                                                    

В программе «Учусь творить»  основной формой деятельности является элементарное музицирование. По словам Татьяны Эдуардовны, любое музицирование предполагает предварительное, хотя бы минимальное овладение элементами музыки, и что первое без второго невозможно в принципе. Поэтому Татьяна Эдуардовна главным считает само музицирование, желание детей общаться с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого удовольствие.

Читайте также:  О пользе имбирного чая и имбиря

       И действительно, анализируя свою работу предыдущих лет, я задумалась – а всегда ли мои занятия, а также утренники интересны детям и доставляют им радость и удовольствие?

       Положа руку на сердце, наверняка каждый из музыкальных руководите-лей осознает, что все те утренники, а особенно открытые занятия мы стремимся превратить в шоу, которое понравится не самим детям, а взрослым: родителям, методисту, заведующей. Ну а чтобы подготовить такое шоу, мы берем большой песенный и танцевальный материал. Воспитатели в группах в выдавшиеся свободные от занятий минуты усиленно заучивают с детьми тексты песен. Музыкальный руководитель на занятиях старается добиться, чтобы движения танца все дети выполняли красиво, согласованно, в одном ритме и темпе.

       Задумайтесь, возможно ли это, чтобы 25-30 детей (все разные по темпераменту, уровню умственного и, естественно, музыкального развития, чувства ритма) выполняли движения как один. Ведь дети не роботы, их не запрограммируешь.

       Но мы, ценой постоянных репетиций, все же добиваемся почти желаемого результата. А что в итоге? А в итоге, за время всех заучиваний и репетиций, все уже настолько надоедает детям, что они, конечно, выполняют все то, чему их научили, но радости при этом в детских глазах нет! О каком уж тут удовольствии может идти речь?!

Так вот, Татьяна Эдуардовна сказала, что при разработке своей программы ей хотелось воплотить в жизнь один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие»(М.Монтень).В ее программе «Учусь творить» есть только то, что дети способны воспринять, осознать и самостоятельно исполнить в условиях детского сада. Их увлеченность, интерес и легкость усвоения знаний были главными критериями для отбора форм работы. Одной из форм и является элементарное музицирование.        

       Любая деятельность предполагает использование инструмента – «орудия» деятельности. Детские музыкальные и шумовые инструменты как раз и являются средством обучения музыке, а игра на них – как самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей.

К сожалению, реальность такова, что купить детские музыкальные инструменты мы не можем из-за их дороговизны. Но зато какое поле деятельности перед нами открывается в изготовлении так называемых шумовых инструментов! В дело идет все: стаканчики из-под йогурта, скорлупа грецких орехов, рыболовные бубенчики, киндеры, коробочки из-под сока, баночки из-под крема. Увидев на курсах у Татьяны Эдуардовны бубенчики, прикрепленные к пластмассовым ручкам для сеток, я задумалась—чем бы эти ручки заменить. Выход был найден: в аптеке я нашла замечательные прорезыватели для зубов в форме яблока, лошадки, мишки. Во-первых, они очень яркие, а во-вторых к ним легко крепить бубенчики. Изготовленные инструменты сразу же привлекли внимание детей. К изготовлению инструментов мы привлекаем родителей.

Чем же меня заинтересовала эта форма работы – игра на шумовых инструментах? А тем, что здесь участвуют все дети. В этом процессе все дети, без исключения, являются активными деятелями , а не сторонними наблюдателями и слушателями. Элементарное музицирование – это практическая деятельность. А умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна еще древним китайцам, она непостижимо проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».

      Есть огромная разница между ребенком, слушающим со стороны, как играет музыку педагог, и ребенком, играющим и, тем более, творящим эту музыку самостоятельно. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать                                                                                                                              

        Простейшими инструментами для детей младшего возраста стали «музыкальные яички» – киндеры, заполненные разной крупой. С помощью этих инструментов малыши учатся играть быстро – медленно, громко – тихо. Основной прием игры на киндерах – это удары о ладошку или колено. Лучше, если киндер в каждой руке ребенка (в этом случае киндеры стучат друг о друга). Удары о ладошку или колено помогают лучше усваивать метрическую пульсацию. Сложнее малышам действовать с киндером в воздухе. Но такой прием мы тоже применяем – киндеры «веселятся и танцуют».

        Главной задачей с детьми этого возраста является не столько развитие чувства ритма, сколько формирование эмоционально-радостных ощущений от активного участия в музицировании.

        В средней группе продолжается работа, начатая в младшем возрасте. Большое значение приобретает использование звучащих жестов. По системе К.Орфа звучащие жесты – один из основных приемов развития музыкальности. Как говорит Татьяна Эдуардовна, звучащие жесты – это инструменты, которые всегда с собой. При выполнении хлопков, шлепков, притопов ребенок озвучивает свои действия, то есть происходит соединение речи и движения. Когда все звучащие жесты детьми освоены, предлагаю детям задания на повтор простейшего метроритма (в одном задании использовать не более двух звучащих жестов в данном возрасте). А затем уже с помощью звучащих жестов «украшаем» музыку: любая простейшая полька из двух частей сопровождается хлопками, притопами и т.п.

       Продолжаю  и работу по обучению детей игре на шумовых инструментах. Кроме киндеров берем бубны, стаканчики из-под йогурта, которые используются как пальчиковые барабаны, деревянные кубики или брусочки. Дети познают разнообразие тембров этих инструментов, а также различные способы звукоизвлечения.

Читайте также:  Сода для лица вред или польза

      Можно предложить такую игру, как «Звук и тишина»: дети стоят или сидят на полу в произвольном порядке. У каждого в руках какой-нибудь шумовой инструмент. На 1-ую часть музыки дети ритмично подыгрывают на своих инструментах. В конце части педагог объявляет: «Внимание —                                                                                                                                            

пауза!»(можно просто сказать «тишина»). Дети поднимают инструменты вверх, при этом инструменты не должны издавать никаких звуков. Затем педагог называет по имени одного из детей («пауза» снята). На 2-ую часть названный ребенок играет соло на своем инструменте, все слушают.

      Когда детей много, есть смысл использовать 2-ой вариант игры: дети делятся на группы. В каждой группе инструменты одинаковые, например: 1-колокольчики; 2-маракасы; 3-пальчиковые барабаны. В этом варианте игры на 2-ую часть играет одна из групп.

       В старше-подготовительной группе  включаются такие формы работы как ритмодекламация, активное слушание музыки, игра звуками.

Что такое ритмодекламация: например, с детьми разучивается небольшое стихотворение или потешка. Каждая строчка произносится в определенном метроритме. А затем во время хоровой декламации добавляются звучащие жесты. Разучивать стихотворение можно приемом «эхо».

       Следующая форма: активное слушание музыки. Эта форма напрочь перечеркивает привычный для нас, но такой скучный и малопривлекательный для детей прием, когда педагог что-то сначала рассказывает о композиторе, затем о самой пьесе, а потом уже дети, сидя на стульчиках, слушают музыку. При этом педагог хочет, чтобы при повторном слушании дети рассказали о том, что они услышали в музыке. Чаще всего дети рассказывают то, что они запомнили из предыдущего объяснения педагога.

        Активное слушание музыки – это когда дети не сидят на стульчиках, а двигаются так, как им подсказывает характер пьесы. У Татьяны Эдуардовны есть на диске такая игра «Контрасты».Музыка составлена из контрастных по характеру отрывков: резкая, отрывистая и плавная, «летящая». Когда я первый раз проводила эту игру –ничего не получилось. А почему? А потому, что нужна была предварительная работа. Т.е., ранее, знакомясь с музыкой, разной по характеру, дети (сначала по показу воспитателя или музыкального руководителя, а затем самостоятельно) придумывали различные движения, соответствующие  характеру музыки. А когда у детей уже появился и закрепился двигательно-слуховой опыт, то свои знания они легко смогли применить в игре.

        С помощью активной формы слушания очень просто и легко можно запоминать структуру музыкального произведения, построение и чередование музыкальных фраз, а затем перейти к следующей форме деятельности – элементарному музицированию.                                                                                                                      

        Например: «Пиццикато» К.Делиба ( из балета «Копелия») при первом прослушивании обыгрываем – гуляем по залу врассыпную, а на конец музыкальной фразы хлопаем в ладоши и при этом произносим «привет». В средней части пьесы останавливаемся и выполняем плавные движения руками. Затем, на 2-ом занятии, раздаю детям стаканчики из-под йогурта с натянутой резинкой. А к донышку каждого стаканчика прикреплен пучок разноцветных ленточек из гофрированной бумаги. Теперь вместо слова «привет» предлагаю детям два раза щелкнуть резинкой. А в средней части музыки, плавно двигаясь, шуршать ленточками или «рисовать» ими что-либо в воздухе.

       Таким образом, без лишних и нудных разучиваний, просто играя, вы сделали готовый концертный номер «Концерт для стаканчиков с оркестром». К концу года этот вариант можно усложнить: половине детей дать бубенчики или колокольчики, а второй половине те же стаканчики с резинкой. Здесь уже на 1-ую часть каждой музыкальной фразы дети не бегают по залу, а, стоя на месте, звенят бубенчиками. Конец фраз остается за стаканчиками с резинкой. На среднюю часть музыки дети с бубенчиками выполняют движение «веер», а дети со стаканчиками шуршат ленточками, «рисуя» что-либо в воздухе.

        О программе Т.Э.Тютюнниковой  можно говорить долго и много .

Подводя итог всему вышесказанному, хочу добавить: элементарное музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно                                                                                                                                

способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним, в первую очередь, следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, а также находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

Читайте также:  Гранат и его польза кишечнику

Музицирование воспитывает слушателя, который в минуты отдыха доверчиво впускает музыку в свои тайники и подвалы, чтобы  она навела там гармонию и порядок,  успокоила смятение и дала надежду…

Музыкальный руководитель МБДОУ «Высокогорский детский сад «Петушок» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» Шигаева А.И.

                                                                                                                                7

Источник

Человек, постигший ценность отложенного удовольствия в раннем возрасте – большая редкость, и с такими людьми стоит общаться, потому что зачастую это означает, что человек твёрдо стоит на ногах, обладает сдержанностью и уважает тяжёлый труд

Конкуренция в нашем мире становится всё более жестокой. Каждый год создаются новые отрасли для того, чтобы насытиться конкуренцией, организовать успешный бизнес или получить высокие должности.

Как же родителям подготовить своего ребёнка к успешной жизни посреди такой колоссальной конкуренции?

40 лет назад учёные Стэнфордского университета уже поднимали этот сложный вопрос и разработали целое исследование, чтобы найти ответ.

Зефирный эксперимент

Опыт, придуманный психологом Стэнфордского университета Уолтером Мишелем, начинался с того, что ребёнка помещали в отдельную комнату, где исследователь предлагал ему зефирку, но с одним условием. Учёный положит зефирку на стол и выйдет из комнаты.

Если, когда он вернётся, сладость всё ещё будет лежать на своём месте, ребёнок получит ещё одну зефирку. При этом, если ребёнок съест первый зефир, то не получит второго.

Выбор был простым: одна зефирка прямо сейчас или двойное удовольствие чуть позже.

Как и следовало ожидать, учёные наблюдали разную реакцию в ходе своего эксперимента. Некоторые дети съедали зефир сразу же, другие колебались, пытаясь устоять. В конечном итоге многие дети сдавались, но некоторые всё же контролировали себя и терпеливо ждали своей награды.

Это исследование стало известно под названием «Зефирный эксперимент» и было опубликовано в 1972 году.

Однако, реальная ценность эксперимента стала известна лишь спустя годы, когда дети-участники выросли.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Дети, которые ждали вторую зефирку, то есть те, кто предпочёл отложенное удовольствие, впоследствии часто получали более высокие оценки, реже попадали в зависимость от вредных привычек, лучше переносили стресс и были более коммуникабельными.

Исследователи продолжили следить за развитием каждого ребёнка на протяжении взрослой жизни и обнаружили, что те, кто когда-то терпеливо ждали вторую зефирку, как правило, превосходили остальных во всех аспектах жизни. Серия экспериментов ясно продемонстрировала, что

умение дожидаться отложенного удовольствия имеет решающее значение для достижения успеха в жизни.

«Отложенное удовольствие является образом сегодняшней жизни, особенно для быстро развивающейся культуры нового тысячелетия, к которой принадлежу и я, — говорит менеджер по работе с клиентами аналитической платформы «Botify» Лили Натансон. – Однако, как говорится, для понимания нужно время. Исходя из моего опыта, жизнь, идущая по сценарию отложенного удовольствия, не удовлетворяет людей и порой приводит к неправильному поведению.

Человек, постигший ценность отложенного удовольствия в раннем возрасте – большая редкость, и с такими людьми стоит общаться, потому что зачастую это означает, что человек твёрдо стоит на ногах, обладает сдержанностью и уважает тяжёлый труд».

Существует множество вариантов, как отложенное удовольствие может принести нам пользу в повседневной жизни.

Например, если вы устоите перед соблазном употребления в пищу вредных продуктов, вы будите более здоровым и крепким в долгосрочной перспективе.

Если вечером вы воздержитесь от баночки пива за просмотром очередного сериала, утром вы сможете работать продуктивнее. 

Отложенное удовольствие часто означает постановку более важных задач на первое место в вашем списке приоритетов, что, как правило, приводит к позитивным результатам, будь то ваше здоровье, профессия или семья.

«Это наша ответственность, как родителей, вооружить наших собственных детей жизненно важными навыками, чтобы помочь им достичь большего в жизни, — говорит сертифицированный практик ТЭС (Техника Эмоциональной свободы) и тренер по индивидуальному росту Адам Шварц. – Самое главное то, что это защищает их от влияний, которые могут поставить под угрозу их способность развивать сдержанность и говорить «нет».

В сегодняшней высокотехнологичной среде, — добавляет Шварц, — чрезвычайно важно ограничивать время, проводимое детьми за различными электронными девайсами, чтобы устранить факторы, отвлекающие от более важных, приоритетных задач.

Ключевым является обучение тому, что развлечения должны идти после плодотворной работы.

— Обучение терпению и самоконтролю – основа счастливой жизни, — говорит он, — поэтому особенно необходимо успешно передать эти принципы будущим поколениям.

Обучение детей отложенному удовольствию

Как же родителям лучше всего привить эти ценности своим детям? Обучение детей отложенному удовольствию заключается в том, чтобы приучить их в первую очередь выполнять наиболее важные задачи, а не более лёгкие или приятные.

Прекрасный способ сделать это – постоянно вознаграждать детей за упорный труд. В описанном выше исследовании учёные пообещали детям кое-что в обмен на демонстрацию силы воли и сдержали своё обещание.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

Другими словами, активно создавайте систему отложенного удовольствия в голове вашего отпрыска, обещая небольшие награды за любую сделанную работу, и выполняя обещанное.

Если вы будите придерживаться такого подхода, его мозг привыкнет и будет автоматически нацелен на выполнение тяжёлой работы в первую очередь. Это классическая выработка рефлекса к труду.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник