Газовое оборудование польза и вред

Вид потребляемого машиной топлива решает многое. В частности – затраты на ее эксплуатацию. Первый блок информации по этому поводу предоставят ценники на рядовой АЗС. Остальные данные – на бортовом компьютере в виде литража, необходимого для преодоления 100 км. Много слов сказано о дизеле, как о перспективном выборе. Но как сэкономить, если на руках уже есть автомобиль, потребляющий традиционную горючку. Действительно ли установка ГБО является оптимальным выходом?
Анализ: как влияет установленный на бензиновый двигатель газ – положительные и отрицательные стороны
Мотор на голубом топливе, как ни странно, самый прожорливый: аппетит на 10-20% выше, чем у аппарата на бензине. И это без наличия дополнительных топливных присадок в последнем. Пресловутая экономия достигается за счет более низкой стоимости газа: 43-45 против 20-22 рублей. В плане расходов получаем превосходный результат, а как дела обстоят в остальных отношениях.
Цена вопроса
Маленькая себестоимость обычной городской поездки, этот несомненно положительный момент настает только после установки газобаллонного оборудования. Прежде чем интересоваться, вреден ли газ для бензинового двигателя, стоит ознакомиться со стоимостью работ по оснащению машины ГБО.
Поскольку тюнинг могут осуществлять только сертифицированные СТО, цена немала. 20 000-45 000 рублей специалисты возьмут за монтаж системы 4 поколения, подходящей для современных моторов с распределенным впрыском. А вот моторы с непосредственной инжекцией горючки сложны в переоборудовании: минимум 200 000 рублей. Окупить можно, но при одном условии – большой годовой пробег.
Как изменяется работа мотора
Кому как не владельцам машин на газу, предельно ясно, в какие плюсы и минусы встает обсуждаемая экономия. Осведомлены и эксперты, которые так трактуют влияние ГБО на двигатель:
- Мощность падает на 10-15%. Эта потеря ощутима даже неопытным водителем. Однако уменьшение тяги не критично: автолюбители отмечают, что в городе ее достаточно для активного перемещения с активированным кондиционером.
- Возрастает плавность функционирования. Из-за более высокого октанового числа (у газа оно составляет 110) силовая установка работает тише и генерирует куда более узкий спектр вибраций.
- Увеличивается ресурс на 20-30%. Скорость термической реакции газа меньше, чем у бензина. Получаем более равномерный цикл работы, что благоприятно сказывается на долговечности поршневой группы.
О минусах
Думать, что денежные затраты ограничиваются стартовым монтажом и заправкой, ошибочно. Обслуживание – также неотъемлемый пункт сметы. В среднем, оно производится каждые 15 000 км и заключается в следующем:
- Регулировка и настройка ключевых узлов.
- Замена фильтров.
- Чистка форсунок.
- Общая диагностика системы.
К сведению. При анализе вопроса, как влияет газ на бензиновый двигатель, не лишним будет проявить интерес к качеству ГБО. Надежными экземплярами считаются Rail, Lovato, Valtek. Осматриваются они реже – раз в 25 000-35 000 км.
Это далеко не последний недостаток владения газобаллонным оборудованием. Вот еще пакет минусов:
- Необходимость документального оформления проделанных работ в ГИБДД.
- Уменьшение полезного пространства в багажном отделении в результате размещения емкости для хранения газа.
- Аннулирование гарантии на транспортное средство, если такой тюнинг не разрешен производителем.
Расположение баллона в багажнике уменьшает погрузочный объем – это факт. Да, можно расположить его под днищем, если позволяет конструкция машины. Но, тогда имеем ухудшение проходимости. Есть и общий недостаток – вне зависимости от способа монтажа дополнительного бака возрастает общий вес автомобиля и, как следствие, появляются дополнительные нагрузки на подвеску.
Польза или ущерб: вреден ли газ для обычного бензинового двигателя с различных позиций
О положительных и отрицательных моментах владения ГБО сказано немало. Подчеркнуты в основном смежные стороны, а прямое влияние голубого топлива на ДВС в рамках теории не изучено. Существуют лишь практическое подтверждение того, что при грамотной настройке газобаллонной установки ресурс мотора уж точно не сокращается. Силовые агрегаты уверенно выхаживают до 300 000 км без серьезного вмешательства.
Распространенное мнение о том, что газ сушит мотор, необоснованно. Аргумент – бензин больше растворитель, нежели смазывающее вещество. Такова же и обобщающая тенденция. В том, что газ вреден для рядового бензинового двигателя, нет ни единой обоснованной причины. Однако практические подтверждения уменьшения циклической долговечности деталей ДВС в малом количестве имеются. Разберемся в них.
Одна из распространенных жалоб – прогар выпускных клапанов. Газ горит хуже и может догорать на выпуске – так объясняли механики сокращение ресурса ГБЦ на машинах с начальными поколениями ГБО. Причина – ручная регулировка подачи газа из-за отсутствия калибрующей электроники. На современных установках такой минус может проявиться только при езде в режиме «акселератор в пол», который является нежелательным.
На заметку. После установки газобаллонного оборудования необходимо регулировать клапана. Температура горения голубого топлива на 40°C выше бензина, поэтому зазор должен быть увеличен в среднем на 0,05 мм.
Противникам газификации следует считаться с тем, что газ:
- Продлевает срок эксплуатации свечей зажигания.
- Не смывает со стенок цилиндров масляную пленку, даже если залито дизельное масло в бензиновый двигатель машины.
- Не образует нагара в камере сгорания.
Последний плюс ГБО искренне ценят экологи. Ведь эта горючка не содержит вредных для атмосферы присадок и серы. Стоит отметить, что голубое топливо уступает по токсичности только водородным транспортным средствам.
Заключение
Переходя на газ, владелец машины столкнется с такими положительными сторонами:
- Экономия на заправке.
- Щадящее отношение к двигателю.
- Низкая вероятность появления детонации.
- Снижение риска загрязнения узлов и деталей.
- Первоклассный экологичный «выпуск».
- Увеличение длительности поездки без дозаправки.
Учитывая положительное влияние газа на ресурс автомобиля с бензиновым двигателем и высокий уровень экономии, минусы выглядят несущественными:
- Большие вложения на старте.
- Снижение мощности мотора.
- Дополнительная нагрузка на подвеску.
- Риск перегрева клапанов на высоких оборотах.
- Необходимость дополнительного обслуживания.
- Дооснащение требует документального подтверждения в ГИБДД.
Стоит ли переходить? Единственный аргумент «за» – это экономия на расходах на топливо. Но и при этом однозначного ответа никто не даст. При переходе важно оценить срок окупаемости при текущем пробеге. Иными словами, если ездите много, то резон есть.
Все автовладельцы болезненно реагируют на постоянное увеличение цен на бензин, поэтому интерес к более дешёвому виду топлива вполне понятен. Некоторые не просто интересуются, но и отказываются от нефтяного топлива в пользу газового. Перед тем как сделать выбор, нужно узнать, как работает газобаллонное оборудование и есть ли смысл его устанавливать.
Газ заправляется через выносное устройство в баллон, из которого он выходит через специальный клапан под давлением и попадает в газовую магистраль. Жидкий газ проходит через очищающий фильтр и редуктор-испаритель, где он принимает газообразную форму. Затем топливо проходит по шлангу через дозатор и попадает в двигатель. На панели приборов устанавливается переключатель видов топлива, который управляет подачей топлива через электромагнитный и бензиновый клапаны. Так работает традиционное гбо первого поколения.
Модернизация оборудования для подачи в двигатель газового топлива привела к появлению других поколений гбо. Принцип работы их такой же: газ хранится в специальном резервуаре (баллоне) и подаётся в двигатель через системы очистки и дозирования. Но усовершенствовалась система электронного управления подачи газа в двигатель. Газовые форсунки управляются электронным блоком, и газ впрыскивается в точной дозировке для каждой фазы работы двигателя. Гбо оснащено системой самодиагностики.
Принцип работы альтернативного топлива в теории достаточно прост, но перспективы его практического применения вызывают жаркие споры в среде автовладельцев. С одной стороны, ощутимая разница в цене бензина и газа позволяет сократить расходы на заправку автомобиля почти в 2 раза, в среднем на 40 %. С другой стороны, настораживает устойчивый миф о том, что гбо снижает ресурс двигателя.
Достоверных доказательств того, что из-за перехода на газовое топливо сокращается срок службы двигателя, нет. Если двигатель приходится сдавать в капремонт, то это может произойти по ряду других причин, например, из-за неправильной регулировки топливной системы сгорели клапаны. Предвзятое отношение к газовому топливу основано на слухах, а автослесари могут этим умело пользоваться, чтобы не добираться до действительной причины неисправности двигателя.
Подумайте логически, чем газ может понизить ресурс двигателя, если он создан для того, чтобы, наоборот, улучшить его работоспособность. Доказательства этого факта:
1. Газ попадает в двигатель не в жидком виде, как бензин, а в виде пара, сохраняя масляную плёнку на стенках цилиндров;
2. В газе нет вредных примесей, разрушающих двигатель, в частности свинца, которыми изобилует бензин;
3. Газ исключает детонацию двигателя;
4. Двигатель работает ровно и тихо, так как газ смешивается с воздухом и равномерно наполняет цилиндры;
5. Часто приводится аргумент, что газ снижает мощность двигателя. Это действительно так, но совсем незначительно: всего на несколько процентов. Но снижение мощности – это, наоборот, более бережная эксплуатация двигателя, и опять же его ресурс увеличивается.
Статистика показывает, что пробег двигателя на газобаллонном оборудовании между ремонтами увеличивается на 40–50 % по сравнению с двигателями, работающими на нефтяном топливе. Всё это говорит о том, что установка гбо во всех отношениях выгодна.
На эту тему написано очень много статей, которые описывают этот вопрос как с положительной, так и с отрицательной стороны. Отрицательное влияние ГБО на двигатель возможно, но только при несоблюдении основополагающих правил установки и использования ГБО (об этом чуть позже).
Итак, для начала определим, что в качестве газового топлива для автомобиля подходят два вида газа: пропан-бутан (СНГ) и метан (СПГ). Пропан-бутан – это сжиженный нефтяной газ, он очень схож по своим свойствам с бензином, поэтому он широко распространен на территории РФ и является основной альтернативой бензину. Именно про пропан-бутан и пойдет речь в этой статье.
Так как речь идет конкретно о влиянии газа на двигатель, не будем обсуждать общие плюсы и минусы автомобиля с ГБО, а разберем узконаправленный вопрос. Существуют мнение о вреде газового топлива на ДВС и наоборот – мнение о том, что ресурс двигателя увеличивается. Итак, предстоит немного внести ясность в столь противоречивые взгляды. Начнем с явных плюсов. Благодаря высокому октановому числу, газ в двигателе горит гораздо «мягче» бензина, тем самым оказывает меньшую ударную нагрузку на цилиндропоршневую группу и уменьшат её износ на 30-40 %. Газ попадает в двигатель в парообразном состоянии, что улучшает его смешивание с воздухом. Далее происходит более равномерное наполнение камеры сгорания и увеличивается эффективность горения. Также газ благоприятно влияет на моторное масло, которое играет большую роль в сроке службы двигателя. Во-первых, газ, попадая в камеру сгорания, не смывает маслянистую пленку со стенок цилиндра. Благодаря этому улучшается качество смазки деталей. Во-вторых, из-за отсутствия серы в составе газа значительно меньше нагружается (загрязняется) моторное масло, следовательно, оно дольше сохраняет свои чистящие и смазывающие свойства.
Теперь минусы. Основными аргументами противников ГБО являются утверждения, что двигатель создан для работы на бензине, что газ сушит двигатель и неизбежен прогар клапанов. Газ хоть и сильно похож на бензин по своим свойствам, но все же есть отличия. Во-первых, являясь чистым топливом, газ в своем составе не содержит побочных маслянистых примесей, которые создают дополнительную пленку между седлом клапана и самим клапаном. Действительно, это свойство газа ухудшает тепловой контакт клапана с седлом головы двигателя, чем затрудняет охлаждения клапана и, видимо, именно этот эффект имеют ввиду, когда употребляют выражение «газ сушит», так как топливо (ни бензин, ни газ) не участвует в прямом процессе смазки ни резинотехнических изделий, ни механических элементов двигателя.
Во-вторых, сам процесс горения газа отличен от горения бензина. Самые главные для нас отличия это температура горения и скорость горения. Газ, благодаря высокому октановому числу, горит медленнее бензина и с большей температурой.
Теперь давайте разберемся, как это отражается на работе двигателя и его ресурсе.
Температура отработанных газов на бензине в среднем составляет 500ºС. При правильной работе двигателя на газе температура выпуска повышается на 40-50ºС, т.е. всего на 8-10 %. Эти температурные изменения несущественны, так как температурный запас прочности у цилиндропоршневой группы гораздо выше. Этот эффект нанести вред двигателю и его ресурсу не может. А вот «мягкое» и «протяженное» горение не очень хорошо сказывается на выпускных клапанах при оборотах двигателя свыше 4500 об/мин. Это обусловлено тем, что при высокой скорости вращения двигателя горение должно происходить моментально, иначе в момент выпуска отработанных газов рабочая смесь будет догорать и перегревать выпускные клапана. Такой же эффект будет и при обеднении смеси. Именно поэтому на системах ГБО первого и второго поколения не рекомендовалось развивать обороты свыше 4000-4500 об/мин. Такой же эффект неизбежен и при неправильной настройке газовой системы, а точнее при обеднении смеси. Обедненная смесь характеризуется плохим воспламенением и долгим горением. Получить обедненную смесь можно неправильной регулировкой или малой производительностью газовой системы на высоких оборотах. Но все эти проблемы были решены с появлением систем четвертого поколения. Системы четвертого поколения отличаются тем, что полностью повторяют бензиновую систему и имеют возможность точнейшей регулировки подачи газа на всех режимах работы двигателя. Также в современных системах создана функция сохранения клапанов от перегрева на высоких нагрузках. Эта функция улучшает процесс горения и заключается в добавлении бензина при больших нагрузках на двигатель. Газовый блок управления при оборотах двигателя свыше 4000 об/мин начинает добавлять бензин, а на оборотах свыше 5000 об/мин автоматически переводит двигатель на бензин с последующим возвратом на газ.
Итак, можно подвести итог. Газ и бензин, безусловно, – это разное топливо, но у каждого есть свои преимущества и недостатки. На главный вопрос «Как влияет ГБО на двигатель?», взвесив все факты, отвечаем: при правильном выборе газового оборудования, грамотной установке и своевременном обслуживании системы, ресурс работы двигателя на газе, может, и не увеличивается, но уж точно не уменьшается. При этом параметры двигателя, работающего на газе, никак не отличаются от его параметров на бензине.
Но все это так только при соблюдении трех основных правил!
- Правильный подбор компонентов газовой системы под конкретный автомобиль и условия эксплуатации;
- Грамотная установка с соблюдением правил технического регламента;
- Полная настройка системы, в том числе настрой в движении.
Поэтому очень важно обратиться к профессионалам, которые имеют достаточный опыт в установке газового оборудования на автомобили и несущих ответственность за свою работу.
Некоторые люди утверждают, что никак не могут напиться простой водой, а вот газированная вода удивительным образом охлаждает в жару и утоляет жажду! Возможно, так оно и есть. Но эта статья для тех, кто еще не определился с вопросом того, чего им больше хочется: не чувствовать жажды или быть уверенным в пользе выпитого. Я не говорю сейчас о сладких газированных напитках, вред которых обсуждается постоянно. Только о чистой воде с газом и без него.
Итак, что несет нам газированная вода: утоление жажды и пользу или вред организму. Так ли страшен газ в воде как о нем говорят? Что полезнее пить: газированную воду или воду без газа?
К истокам появления газированной воды
Вернемся к истории. Секрет изготовления газированной воды был открыт так же неожиданно, как и многие другие великие открытия. В 1767 г. английский ученый Джозеф Пристли собственноручно изготовил бутылку первой газированной воды. Дело в том, что он жил неподалеку от пивоварни и его любопытство привлекли пузырьки, которые выделяет пиво в процессе брожения. Ученый поместил емкость с водой над варящимся пивом и вскоре обнаружил, что вода впитала газ и имеет необычный приятный и резкий вкус. За это открытие Пристли был принят во Французскую академию Наук и был удостоен медали Королевского Общества. А газированная вода начала продаваться в аптеках.
Газированная вода прижилась и получила популярность. Газ стали добавлять в сладкие напитки. В 1833 году в Англии появляются в продаже первые газированные лимонады. В 1930-х Швепп основал в Англии компанию производящую лимонады и другие сладкие фруктовые воды, процветающую до наших времен. (Тот самый Schweppes )
«Сухой закон» в США в 1920-1933 гг. – дал толчок развитию производства газированных напитков, т.к. теперь потребители были вынуждены заменять вино и виски безалкогольными напитками.
Производство газировки. Все дело в газе.
Итак, вернемся к нашему времени.
Газированная вода – это вода насыщенная газом. Обычно для газации используется углекислый газ (CO2), который хорошо растворяется в воде. Сам по себе он безвреден и даже помогает дольше хранить воду свежей, а на этикетке он обозначается как Е290. Но воздействие этого газа на желудок, даже не самого газа, а мелких пузырьков с ним, стимулирует секрецию желудка, а это приводит к повышенной кислотности и вздутию кишечника. Также газированная вода стимулирует выделение желудочного сока, что вызывает чувство голода. Людям, склонным к ожирению, противопоказано пить газированную воду.
Углекислый газ попросту растягивает стенки желудка, вызывает отрыжку. С газом в пищевод из желудка забрасывается кислота, а это может привести к очень негативным последствиям.
Но есть и хорошая новость: врачи рекомендуют пить газированную воду тем, кто страдает пониженной кислотностью, так как газировка усиливает выделение желудочного сока.
Кому пить, кому не пить…
Если подвести итог всего вышесказанного, то можно прийти к выводу: газированная вода вредна для тех, у кого есть проблемы с желудком и кишечником – язвы, гастрит, колит или повышена кислотность.
Но в целом, если у вас нет проблем с ЖКТ, пить газированную воду можно, но не каждый день и в небольших количествах.
Напомню еще раз, что это не касается сладких напитков с газом, которые противопоказано пить даже здоровым людям.
Если потрясти бутылку с газированной водой и оставить открытой на некоторое время можно избавиться от агрессивного воздействия пузырьков газа или же существенно его уменьшить.
Относительно минеральной воды, принцип остается тем же. Все тот же углекислый газ, и раздражающее действие пузырьков, которые всегда можно встряхнуть и немного «сдуть».
Краткий итог: вред и польза газированной воды
Польза газированной воды
— Газированная вода освежает и утоляет жажду.
— Людям, которые страдают пониженной кислотностью, врачи рекомендуют пить газированную воду, так как она улучшает секрецию желудочного сока.
— Газ, содержащийся в газировке, способствует сохранению полезных микроэлементов и предотвращению развития различных бактерий.
Вред газированной воды
— Мелкие пузырьки газировки стимулируют секрецию желудка и в результате повышается кислотность и происходит вздутие кишечника.
— Газированная вода повышает аппетит и вредна для людей с избыточным весом.
— Газировка вредна для беременных так как препятствует нормальной работе кишечника.