Функция социального института это та польза которую он приносит обществу

*Социальный институт– исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, выполнение определенных функций в обществе, главная цель – удовлетворение потребностей.

*Признаки социального института:

* совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

* система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

* система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

* материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

* общественно признанная миссия, цель, идеология.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений (стабилизирующая). Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение своих членов, за счет своих правил, норм поведения. делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. (Пример: на работе устанавливают правила (например, распорядок дня) с помощью коллективного договора).

2. Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки образцов и шаблонов поведения. (Пример: в России (и многих других странах) принято при заключении деловой сделки пожимать друг другу руки – это ожидаемое поведение).

3. Интегративная функция. Это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. (Пример: работник несколько дней подряд опаздывает на работу, за это работодатель предъявляет ему выговор – санкцию).

4. Транслирующая функция(социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества. (Пример: мать учит говорить ‘пожалуйста,, когда ребёнок что-то просит, ‘спасибо’, чтобы выразить благодарность, ‘здравствуйте’ при встрече людей. Семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители.).

5. Коммуникативная функция. Информация должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

6. Функция социализации. Социальные институты обеспечивают усвоение культурных норм и социальных ролей. Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.

Вопрос№10. Дисфункции соц. институтов. Примеры. Значение познания дисфункций соц. институтов.

Помимо функций существуют дисфункциисоциального института. Понятие «дисфункция социального института» ввел в социологию Г. Спенсер.

Дисфункциясоциального института (нецелевое применение институтов)– это состояние, при котором социальный институт вместо пользы приносит обществу вред.

Существует несколько причин возникновения дисфункций.

1) Функции социальных институтов со временем изменяются.

Происходит их перераспределение между социальными институтами.

В тот период, когда это перераспределение происходит дисфункцию может испытывать как один, так и другой социальный институт.

2) Социальные институты взаимодействуют между собой и с обществом, которое выступает их внешней средой.

Время от времени возникают ситуации, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов.

3) Возникновение новой общественно значимой потребности может вызвать своеобразную конкуренцию между социальными институтами до той поры, пока общественная практика не выявит, какой социальный институт способен наиболее эффективно справиться с ее удовлетворением.

4) Дисфункции вызываются также при попытке какого-либо социального института монополизировать удовлетворение всех или по крайней мере большинства социально значимых потребностей.

В историческом опыте можно отметить такие попытки со стороны религии, государственных или негосударственных политических институтов.

Дисфункция социального института может проявляться либо во внешней (формальной, организационной), либо во внутренней (содержательной) его деятельности. Дисфункция может выражаться в неопределенности функции института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Институт начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения.

Примеры.

1) Ярким примером дисфункции государственного института является укрывательство (нерегистрация) преступлений от учета в системе МВД России. Для решения главной задачи МВД — борьбы с преступностью, полная и своевременная регистрация всех выявленных преступлений является крайне важной. Но она мешает частной, внутренней задаче министерства — показать высокую эффективность своей работы. Так общая цель приносится в жертву частной. Если какой-то социальный институт не удовлетворяет (или удовлетворяет плохо) насущную потребность, эту дисфункцию пытаются восполнить другие структуры, что бывает крайне опасно. В современной России возврат долгов кредиторам во многом обеспечивают не правоохранительные органы, не суды ,а бандиты.

2) экономические институты по мере своего развития предъявляют более высокие требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять институт образования. Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем – к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общества не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества. Так функции превращаются в дисфункции, плюс – в минус. Поэтому деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

Значение познания

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность. Поэтому необходимо изучать дисфункции, чтобы вовремя исправить их.

Читайте также:  Калмыцкий чай рецепт польза и вред

В современном российском обществе дисфункция института права создает широкие возможности для криминализации общества. Преодоление дисфункции социальных институтов достижимо либо путем их изменения, либо благодаря созданию новых институтов, удовлетворяющих соответствующие общественные потребности.

Дисфункция социального института – падение его престижа и авторитета в обществе в результате неэффективного его функционирования, плохого удовлетворения социальных потребностей.

Вопрос №11. Неформальные экономические институты, возможности их сокращения.
Социальные институты так же, как и социальные связи и взаимодействия, могут быть формальными и неформальными.

Сначала разберем, что такое неформальный институт вообще и какими признаками он обладает:

Когда функции, способы социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт.

Определение.Неформальный институт- это институт, в котором функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (т.е. четко не определены и не закреплены в специальных законодательных актах и нормативных документах), поэтому отсутствует гарантия, что данная организация будет устойчивой. Неформальные институты играют очень важную роль в сфере межличностного общения в малых группах.

Происхождение.

Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.

Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, Т.е. с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции.

Функции.Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном смысле, так как являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (любительские объединения творческой самодеятельности, объединения по интересам, различные фонды социального и культурного назначения и т.п.).

!!!Неформальные институты в экономике (по статье Рыбкиной и Косалс):

С середины 80-х гг. начала происходить институционализация теневой экономики, т.е. закрепление теневого экономического поведения в теили иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками даннойдеятельности и транслируемые следующим поколениям занятых ею субъектов.

Признаки институционализированного неформального экономического института:

Ø структурированность и самовоспроизведение социальной системы;

Ø скрыт от государственного контроля и наблюдения;

Ø внутренняя организация.

Элементы неформального экономического института:

1. экономическиероли, привычные для субъектов и носящих теневой характер.

2. сложившиеся нормы “теневого поведения”.

3. устойчивые виды теневых экономических взаимоотношений между определеннымисубъектами.

4. новые типыорганизаций, внутри и с помощьюкоторых осуществляется теневое поведение субъектов.

Причины институционализации теневой экономики в России:

1. “государствофобия” жителей России: стремление вывести свою деятельность из-под контроля и наблюдения со стороны государства как реакцияна десятилетия тотального контроля над всейжизнедеятельностью граждан со стороны советского государства, что исключалокакую-либо возможность масштабной частной экономической активности.

2. возникновение “делового тандема” чиновника и предпринимателя.Фактически чиновники приватизировали свои должностные места и стали исполнять должностные обязанности (или не исполнять их) таким образом, как это отвечало их частным экономическим интересам. В результате предприниматель, обращавшийся к государству за помощью, не мог добиться от соответствующего органа власти защиты своих интересов. Это вынуждало предпринимателей обращаться в частные фирмы или искать теневые пути решения своих проблем, напрямую платить деньги чиновникам.

3. государство “подмяло” под себя, фактически “отключило” основные правовые структуры – службу правопорядка (милицию), судебную систему, прокуратуру и др. Тем самым было запущено “теневое право” —теневые нормы и правила, которые стали действовать сильнее легального права. Возникла целая система санкций за нарушения “теневого права”, причем очень жесткая, вплоть до “заказных убийств”, которые тоже фактически институционализировались, стали привычными. В то же время, официальное право становилось все более мягким, правила в его рамках стали в массовом порядке “обходить”, и никаких серьезных санкций за это не следует. Яркий пример: в России официально отменили смертную казнь, но несостоятельный должник знает, что зачастую его ждет не долгая судебная процедура в официальном суде, а пуля наемного киллера. Это показывает, что “теневое право” действует сильнее, чем легальное.

!!!Неформальные экономические институты (Г Л А В Н О Е):

1. Первая группа– институты, которые возникли внутри тех или иных легальных структур – политических, правовых, хозяйственных, в ходе реализации экономических преобразований.

а) Нецелевое использование бюджетных средств – направление финансовых средств, полученных из государственного бюджета (федерального, регионального, местного) на цели иные, чем это было предусмотрено соответствующими бюджетными планами.

б) Обналичивание – операция по переводу денег с банковского счета в наличные средства, как правило, с использованием фиктивных контрактов на выполнение каких-либо работ (строительных, научно-исследовательских, консультационных услуг, маркетинга и т.п.). Применяется обычно для выплаты теневой части заработной платы,закупки мелких партий комплектующих, других форм пополнения оборотного капитала, вывода прибыли из-под налогов, а также для различных нелегальных операций.

Читайте также:  Лук его польза шелуха лука

Получается так: потребность в выполнении тех или иных функцийтолкает на создание соответствующих теневых институтов во всех отраслях экономики и общества; а удовлетворение этой потребности, т.е. возникновение таких институтов, приводит к распространению тени практически повсеместно в обществе.

2. Вторая группа– теневые институты, которые возникли “в стороне” от такихструктур, как бы “на чистом” месте.

а) Крыша — криминальная группировка или орган власти, контролирующие деловуюактивность одной или многих фирм, изымающие определенную долю прибыли “вобмен” на представительство интересов в органах власти. Фактически,крыша – это локальная монополия, которая контролирует определенную долю рынкаи защищает фирму от давления рынка. Она ограничивает конкуренцию.

б) Откат – плата за предоставление заказа (обычно государственного), кредита(зачастую льготного), субсидии, субвенции, бюджетной ссуды, гранта.

в) Теневой механизм инвестирования – совокупность социально-экономических факторов, обеспечивающих поток краткосрочных инвестиций, которые носят латентный характер – руководители стараются их не афишировать.

Очевидно, что в связи с ней обществонесет множество социально-экономических издержек, главные из которых, по нашемумнению, следующие.

1) Возникшие институты теневой экономики привели к формированию особого стиля бизнеса – бизнеса “для своих”, тогда как “не свои” не имеютреальной возможности выйти на рынок. Это радикально ограничивает конкуренцию совсеми хорошо известными негативными последствиями.

2) Малы инвестиции и крайнеограничены источники их привлечения (так, наличие легальных прав собственностипрямо влияет на привлечение инвестиций: “при наличии законного права собственностиценность строений была в 9 раз выше, чем при его отсутствии”.

3) Великитрудности взаимодействия страны с внешним миром, который выстраивает различныебарьеры на пути экономических и других связей из-за несовместимости экономическихсистем, вызванной большим числом теневых правил ведения бизнеса, в которых немогут разобраться иностранцы.

4) Двойная мораль и неопределенность экономических,а значит, во многом и социальных норм поведения. Это самым отрицательным образомвлияет на мораль общества, которая в реальности все дальше отходит от того, чтопринято называть “цивилизованными правилами поведения”.

Вывод:

Развитие общества возможно только в том случае, если в нем сформированы четко налаженные, регламентированные, контролируемые и устойчивые взаимодействия. Наличие и содержание институтов, а также система социальных регуляторов определяют существующий общественный строй. То есть, если необходимо понять общество, то, изучив его социальные институты и механизмы регулирования, можно понять характер социальных связей в интересующем обществе.

Требуется выработка специальной стратегии длительногои постепенного вытеснения теневых институтов легальным путем, создания для этогополитических, экономических, правовых и культурных условий.

Источник

Понятие социального института

Устойчивость социальной системы основывается на стабильности социальных связей и отношений. Наиболее устойчивыми социальными отношениями являются так называемые институционализированные отношения, то есть отношения, закрепленные в рамках определенных социальных институтов. Именно система социальных институтов обеспечивает в современном обществе воспроизводство социальной структуры. Для человеческого общества всегда жизненно важно было закреплять некоторые типы социальных отношений, делать их обязательными для всех своих членов или определенной социальной группы. В первую очередь в таком закреплении нуждаются значимые для обеспечения функционирования социальной системы отношения, например, снабжение ресурсами (продукты питания, сырье), воспроизводство населения.

Процесс закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов. Эти роли и статусы предписывают индивидам правила поведения в рамках определенных социальных отношений. Также вырабатывается система санкций для того, чтобы на ее основе обеспечивать соблюдение установленных нормативных требований. В процессе создания таких систем и возникают социальные институты.
Современный термин «институт» происходит от латинского institutum – установление, учреждение. Со временем он приобрел несколько значений. В социологии он в первую очередь применяется для обозначения комплексных социальных образований, призванных обеспечивать стабильность и удовлетворение потребностей социальной системы.

Социальный институт – это совокупность статусов и ролей, необходимых материальных, культурных и других средств и ресурсов, направленных на выполнение определенной социально значимой функции. В содержательном плане социальный институт – это определенная совокупность целесообразно ориентированных стандартов поведения в определенной ситуации. В процессе своего функционирования социальный институт на основе выработанных им правил, норм поведения и деятельности стимулирует соответствующие стандартам типы поведения, одновременно подавляя, корректируя любые отклонения от принятых норм. Таким образом, любой социальный институт осуществляет социальный контроль, то есть упорядочивает поведение членов социального института с целью максимально эффективного выполнения возложенных на данный институт задач.

Типология социальных институтов

Фундаментальных, то есть принципиально важных для существования всего общества, социальных потребностей не так много. Различные исследователи называют разное их число. Но каждой из этих потребностей обязательно соответствует один из основных социальных институтов, призванных удовлетворять эту потребность. Укажем здесь следующие социальные институты и соответствующие им социально значимые потребности:
1. Институт семьи и брака удовлетворяет социальную потребность в воспроизводстве и первичной социализации населения.
2. Политические институты удовлетворяет социальную потребность в обеспечении управления, координировании общественных процессов, социальном порядке и сохранении социальной стабильности.
3. Экономические институты удовлетворяет социальную потребность в материальном обеспечении существования общества.
4. Институт культуры удовлетворяет социальную потребность в аккумуляции и передаче знаний, структуризации индивидуального опыта, сохранении универсальных мировоззренческих установок; в современном обществе важной задачей становится вторичная социализация, чаще всего связанная с образованием.
5. Институт религии (церковь) удовлетворяет социальную потребность в обеспечении, структуризации духовной жизни.

Читайте также:  О пользе имбиря и корицы

Структура социальных институтов

Каждый из вышеперечисленных институтов представляет собой сложную систему, состоящую из множества подсистем, которые также носят название институтов, но это не основные, или подчиненные, институты, например, институт законодательной власти в рамках политического института.

Социальные институты – это постоянно развивающиеся системы. Более того, в обществе постоянно идет процесс формирования новых социальных институтов, когда определенные социальные отношения требуют придания им более четкой структурированности, закрепленности. Такой процесс называется институционализацией. Этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
– возникновение социально значимой потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий определенного числа индивидов;
– осознание общих целей, достижение которых должно приводить к удовлетворению основной потребности;
– выработка в ходе стихийного социального взаимодействия, часто осуществляемого методом проб и ошибок, социальных норм, правил;
– появление и закрепление процедур, связанных с нормами и правилами;
– установление системы санкций для поддержания исполнения норм и правил, регулирования совместной деятельности;
– создание и усовершенствование системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
В процессе своего формирования, которое может продолжаться длительные периоды времени, как это было, например, с институтом образования, любой социальный институт приобретает определенную структуру, которая состоит из следующих основных составляющих:
– набор социальных ролей и статусов;
– социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной структуры;
– совокупность организаций и учреждений, функционирующих в рамках данного социального института;
– необходимые материальные и культурные ресурсы, обеспечивающие функционирование данного социального института.

Кроме того, к структуре, в известной мере, можно отнести и специфическую функцию института, которая удовлетворяет одну из базовых потребностей общества.

Функции социальных институтов

Как уже отмечалось, каждый социальный институт выполняет свои специфические функции в обществе. Поэтому, безусловно, определяющими для любого социального института являются именно эти профилирующие социально значимые функции, о которых уже говорилось ранее. Между тем, существует ряд функций, которые присущи социальному институту как таковому и которые направлены в первую очередь на поддержание функционирования самого социального института. Среди них можно выделить следующие:

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость как своей собственной системы, так и в целом социальной структуры общества.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте. Это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Интегративные процессы, осуществляемые социальными институтами, необходимы для координирования коллективной деятельности, решения комплексных задач.

Регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он очень часто сталкивается с институтом, призванным регламентировать деятельность в этой области. В результате деятельность индивида получает предсказуемую, желательную для социальной системы в целом направленность.

Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей как для расширения, так и для замены кадров. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий проводить такое рекрутирование, подразумевающее и определенный уровень социализации в соответствии с интересами и требованиями данного института.

Стоит отметить, что кроме явных функций, социальный институт может обладать и скрытыми, или латентными (скрытыми) функциями. Латентная функция может носить непреднамеренный, неосознаваемый характер. Задача раскрытия, определения латентных функций является очень важной, так как они во многом определяют конечный результат функционирования социального института, то есть выполнение им своих основных, или явных, функций. Тем более, что часто латентные функции имеют негативные последствия, приводят к возникновению побочных негативных последствий.

Дисфункции социальных институтов

Деятельность социального института, как было сказано выше, не всегда приводит только к желательным последствиям. То есть социальный институт кроме выполнения основных функций может производить и нежелательные, а иногда однозначно негативные последствия. Такое функционирование социального института, когда наряду с пользой для общества он одновременно наносит ему и вред, называется дисфункцией.

Несоответствие деятельности социального института характеру социальных потребностей, или обусловленное таким несоответствием нарушение выполнения своих функций другими социальными институтами может иметь очень серьезные негативные последствия для всей социальной системы.

В качестве наиболее показательного примера здесь можно привести коррупцию как дисфункцию политических институтов. Эта дисфункция не только мешает самим политическим институтам выполнять должным образом свои непосредственные задачи, в частности пресекать противоправные действия, преследовать правонарушителей, контролировать деятельность других социальных институтов. Паралич органов власти, вызванный коррупцией, оказывает огромное воздействие на все остальные социальные институты. В сфере экономики увеличивается теневой сектор, огромные объемы средств не попадают в государственную казну, совершаются прямые безнаказанные нарушения действующего законодательства, происходит отток инвестиций. Подобные процессы протекают и в других социальных сферах. Жизнь общества, функционирование его основных систем, в том числе и систем жизнеобеспечения, к которым относятся основные социальные институты, парализуется, развитие прекращается, начинается стагнация.

Таким образом, борьба с дисфункциями, предотвращение их возникновения является одной из основных задач социальной системы, позитивное решение которой может привести к качественной интенсификации социального развития, оптимизации социальных отношений.

Источник