Формы мышления и их польза

Формы мышления и их польза thumbnail

Мышление является высшим психическим процессом в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успешность человека в жизни, ведь от неё зависит умение решать повседневные задачи, добиваться поставленной цели.

Мышление

Что такое мышление

Под мышлением в психологии понимают процесс моделирования реальности с помощью аксиоматических положений, лежащий в основе познавательной деятельности человека. Мышление является обобщённым и опосредованным способом отражения действительности.

Многие учёные и философы разных эпох делали упор на то, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и являются самой сущностью человека. «Я мыслю, следовательно, существую», – утверждал Декарт. Паскаль говорил, что человек – это «мыслящий тростник».

Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.

То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.

Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.

Виды мышления в психологии

Выделяется несколько видов мышления в психологии.

Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:

  • Наглядно-действенное мышление. Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д.
  • Наглядно-образное мышление. Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д.
  • Словесно-логическое мышление. Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.

Виды

Функции и процессы мышления

Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:

  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
  • Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
  • Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
  • Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
  • Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.

При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.

По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.

Читайте также:  Шкварки из куриной кожи польза и вред

Типы мышления

Психологи выделяют также различные типы мышления. Обычно каждый тип разделяет людей на две категории:

  • Логическое – этическое. Представители первого типа рассуждают с точки зрения закономерностей, правил, логических связей. Люди из второго типа мыслят на основе чувств, переживаний, настроения. Для первых общение – это обмен информацией, а для вторых – обмен энергией, эмоциями.
  • Сенсорное – интуитивное. Первый тип предполагает конкретное и практическое мышление, его представители хорошо подмечают детали; они рассуждают с точки зрения текущих событий, разбираются в наличной ситуации. Второй тип – это глобальное, философское мышление, при этом оно теоретическое и оторванное от наличной ситуации.
  • Решительное – рассудительное. Люди первого типа быстро принимают решения, могут действовать в напряжённой обстановке; они часто ошибаются, но быстро исправляют ситуацию и учатся на своих ошибках. Люди второго типа решения принимают долго, они привыкли действовать в спокойной и комфортной обстановке, избегают ненужных действий.
  • Шизотимическое – циклотимическое. Шизотимикам присущи тонкость чувств, эгоизм, властность, желание быть лучше других. В обычной жизни они проявляют некоторые признаки шизофрении. Циклотимики склонны к маниакально-депрессивному синдрому, они безответственны, беспечны, веселы и общительны.
  • «Чейнжер» – «раннер». Люди первого типа ориентированы на различные действия, каждый раз они занимаются чем-то новым. А вот «раннеры» предпочитают заниматься чем-то одним, пока не доведут дело до конца, они консервативны в быту, тщательно выбирают друзей, общение, увлечения, покупки. Такие люди плохо приспосабливаются к внезапным изменениям.
  • Интроверты – экстраверты. Такое разделение общеизвестно: мысли первых направлены преимущественно на свой внутренний мир, а мысли вторых – на мир внешний. Первые чувствительны, замкнуты и рассудительны, а вторые активны, общительны и открыты.
  • Интерналы – экстерналы. Люди первого типа считают, что всё, что с ними происходит, зависит только от их личных качеств. Во всех невзгодах они винят только себя, а удачам радуются как своим достижениям. Люди второго типа уверены, что всё вокруг происходит по вине внешних обстоятельств: действий других людей, случайности, «судьбы» и т. д.
  • Позитивизм – негативизм. Люди первого типа видят в ситуации прежде всего те качества, которые в ней есть. Они рассуждают утвердительными конструкциями: «Какая сейчас погода? – Хорошая, на улице тепло». Негативисты замечают в тех же ситуациях сначала качества, которые в них отсутствуют, и рассуждают отрицательными конструкциями: «Какая сейчас погода? – Неплохая, на улице не холодно».

В каждом из указанных типов мыслительная активность имеет свою специфику. От этого зависит, в частности, умение делать истинные и ложные умозаключения. Однако слишком выраженные представители какой-либо стороны склонны постоянно делать логические ошибки. Таковы, скажем, экстерналы и интерналы. Они часто не могут объективно оценить ситуацию и руководствуются простейшими изначальными установками: «Это произошло из-за меня» или «Это произошло из-за других», когда на самом деле ситуация произошла в силу стечения многих обстоятельств. И в ней есть как часть вины самого человека, так и часть вины окружающей обстановки.

1

Поскольку речь зашла о логических ошибках, стоит рассмотреть такую разновидность мышления, которая изначально является ошибочной. Это так называемое предикативное мышление, которое психологи противопоставляют логическому. Предикатив, или сказуемое, – это то, что говорится о предмете, его качество или действие, актуальное в момент высказывания. «Предикативизм» – такой тип рассудка, когда человек отождествляет разнородные предметы по причине одинакового предикатива.

Пример: «Мусульмане не едят свинину. Вася не ест свинину. Следовательно, Вася – мусульманин». Ошибка в рассуждении очевидна. Правильное рассуждение в данном случае было бы таким: «Мусульмане не едят свинину. Ахмет – мусульманин. Следовательно, Ахмет не ест свинину». Предикатив не является существенным признаком предмета, он актуален лишь на момент высказывания; поэтому один и тот же предикатив может прикладываться к множеству не связанных между собой предметов. Не едят свинину не только мусульмане, но и вегетарианцы (они вообще отказываются от мяса), бедняки (у них просто нет денег на свинину), стеклянные бутылки (это неодушевлённые предметы, они не могут питаться) и др.

Несмотря на свою изначальную ошибочность, предикативное мышление свойственно очень многим людям. Это именно тот иррациональный тип рассудка, на котором основаны политическая идеология и пропаганда, религия, реклама и маркетинг. Примеры «предикативизма» легко можно встретить в рекламных слоганах: «Все успешные люди пользуются шампунем этой марки!» – предполагается реакция потребителя: «Я пользуюсь шампунем этой марки, следовательно, я успешный человек». Такой потребитель будет и дальше пользоваться шампунем этой марки, чтобы сохранить статус «успешного человека». «Предикативными людьми», таким образом, очень легко управлять, они внушаемы, их можно легко обмануть.

Читайте также:  Польза проектной работы в начально школе

Именно такой, предикативный тип рассудка стал причиной средневековой «охоты на ведьм», когда колдуны и ведьмы отыскивались по внешним признакам: рыжий цвет волос, особая одежда, голос и т. д. (всё это – признаки, несущественные для предмета со статусом «ведьма»). Он же порождал националистические, расистские теории, религиозную нетерпимость, столкновения разных молодёжных субкультур. В наше время предикативный рассудок заправляет так называемым потребительским обществом. Все хотят быть похожими на успешных людей, «крутых», богатых и знаменитых, при этом похожими чисто внешне. «Типичный потребитель» не понимает, что Павел Дуров успешен не потому, что он имеет много денег, а потому, что он талантливый программист, разработчик нескольких крупных проектов (и лишь поэтому имеет много денег). Предикативный рассудок порождает такое явление, как зависть, при этом человек сам не понимает, чему именно он завидует.

Видео по теме

Источник

Что такое мышление и какие типы бывают?

Мышление — это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщенным способом отражения действительности. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея).
Типов мышления человека много, приведу основные:

  • Дедуктивное мышление;
  • Критическое мышление;
  • Индуктивное мышление;
  • Аналитическое мышление;
  • Следственное мышление;
  • Систематическое мышление;
  • Творческое мышление;
  • Синтетическое мышление;
  • Вопросительное мышление;
  • Дивергентное мышление;
  • Конвергентное мышление;
  • Интеллектуальное мышление;
  • Концептуальное мышление;
  • Метафорическое мышление;
  • Традиционное мышление.

Указанные типы мышления являются общими для всех людей, при этом, каждый человек развивает их по-разному. Проще говоря, каждый человек может принимать и развивать различные процессы мышления.

Замечу:
Мышление не является врожденным, оно скорее приобретается и развивается.

В силу личностных характеристик, человек тяготеет к одному или нескольким типам мышления, некоторые люди могут развивать в себе и практиковать любой тип мышления.
Стоит отметить еще то, что каждый тип мышления человека более эффективен в выполнении конкретных задач, при этом определенные познавательные действия могут принести пользу более чем одному типу мышления. Поэтому важно знать и учиться развивать разные типы мышления. У некоторых людей как раз есть потребность развивать большую часть типов из списка выше, к таким людям относятся лидеры и руководители различных уровней. Этот факт позволит им максимально использовать когнитивные способности для решения различных задач.
Хотя классически мысль воспринимается, как конкретная и ограниченная деятельность, этот процесс не является однозначным, то есть, нет единого способа/модели осуществления процессов мышления и рассуждений. Фактически, было выявлено множество различных способов мышления и их комбинаций.
Так, с общей вводной, что такое мышление и какие бывают типы, закончил. Пора понять, как думают лидеры.

Как думают лидеры?

Самым показательным качеством лидера является умение видеть окружающее в позитивном свете или разворачивать ситуацию в позитивное русло и таким же образом мыслить. Обычный человек, как правило, видит ситуацию поверхностно, это значит, реагирует на нее эмоционально, а это в свою очередь тормозит развитие ситуации в позитивном и конструктивном русле. Обычный человек имеет свойство преувеличивать сложившуюся ситуацию и убеждать себя в том, что решение так и не будет найдено, все происходящее отрицательно отразится на нем самом. Лидер как раз должен думать о проблеме с точки зрения ее разрешения. Это значит, что должны быть приняты приносящие положительный результат решения. Вот именно эта разница восприятия мира делает лидера лидером и тем, кто всегда впереди и ведет обычных людей за собой, показывая им лучшие решения. Лидер не должен мыслить категорией «проблема», придавать ей излишнего значения – он просто должен обозначать ситуацию, принимать ее и искать ее решение, которое будет лежать на поверхности, если убрать слой эмоций.
Итак, мы подошли к вопросам:

  • Какие мысли и что гарантирует развитие лидерских качеств?
  • Как нужно изменить свое мышление, чтобы стать лидером?

Правильное мышление, целенаправленные действия, положительный опыт, умение контролировать свои мысли, не забывая о необходимости развития лидерских качеств.
Только при соблюдении этих условий действия будут соответствовать выбранному направлению. Сложно будет только на первом этапе, когда придется ломать стереотипы мышления. Теперь нужно понять, какие позитивные мысли должны быть у лидера, ведь без веры в успех не будет и самого успеха. Когда у лидера есть вера, он транслирует ее окружающим, а значит у всей команды/группы появляется вера в достижимость цели.
Приведу несколько примеров того, что нужно для позитивного мышления:

  • Настрой на лучшее и позитивные мысли;
  • Умение улыбаться и радоваться каждому дню. Улыбка очищает сознание от негатива и дарит радость каждой прожитой минуте;
  • Умение смотреть на жизнь как на игру. Если лидер не будет воспринимать себя и других слишком серьезно, мы сможем прощать ошибки и себе, и другим;
  • Умение мыслить образно. Образное мышление позволит видеть глобальные перспективы, строить долгосрочные планы и добиваться большего. Глобальные цели дают смысл в жизни и привлекают последователей;
  • Умение оценивать свои достижения и быть благодарным жизни за то, что у него уже есть;
  • Уважение и оценка достижений других. Лидер/руководитель всегда указывает соратникам/подчиненным на их достижения, поддерживает их веру в себя и мотивирует на выполнение поставленных задач;
  • Умение думать и представлять результаты своего труда. Это даст силы работать над проектом, идти вперед, придумывать, модернизировать, реализовывать, достигать;
  • Вера в дело. Умение представлять успех и процветание, и неуклонно идти к этому успеху. Лидер знает, что неудач не бывает, исход ситуации зависит только от отношения к ней;
  • Умение делать выбор. Лидер не боится ошибаться, он знает, что большинство ошибок можно исправить, а вот прошедшее время вернуть не удастся, поэтому свой выбор он делает быстро, не зацикливаясь на ситуации, не давая волю эмоциям. А после того, как сделал выбор, сразу начинает действовать.
Читайте также:  Варенье из шелковицы его польза

Что мешает стать лидером?

Теперь немного о негативном. Каких мыслей и подходов стоит избегать:

  • Отсутствие своей цели;
  • Внутренние барьеры (у человека огромное количество страхов, всевозможных убеждений, мнений, концепций, напринимал кучу пораженческих решений, что блокирует способность видеть на несколько шагов вперед);
  • Непринятие себя. Вера в чужие оценки себя и собственных решений (получаем много бед: низкая самооценка, неуважение к себе, самообман, пренебрежение к своим способностям, самоуничижение, боязнь рисковать, сомнения в себе и своих силах, неуверенность);
  • Неспособность нести ответственность за свою жизнь. Если человек не готов принимать тот факт, что все происходящее в его жизни, то он и другими людьми не в состоянии будет качественно и грамотно управлять, и вести за собой;
  • Боязнь выйти из «зоны комфорта». Для многих безопасность ассоциируется с размеренным, предсказуемым ходом событий в жизни, когда точно известно, что будет завтра и через неделю, месяц. Такой человек разумно будет опасаться менять что-либо, чтобы не разрушить привычный порядок вещей, одновременно с этим лишая себя возможности расти и совершенствоваться, так как любое развитие связано с рисками;
  • Трата времени на мысли о мелких деталях, не уделяя время общему, а значит не видеть перспективы;
  • Негативно смотреть на все. Такой лидер практически никогда не сможет быть успешным в долгосрочной перспективе, так как за ним никто не захочет идти (я говорю о тех людях, у которых это состояние постоянно);
  • Не получать удовольствия от работы. Лидер может не заметить текущий успех, находясь в непрерывном движении и работе над следующей задачей. Проблема заключается в том, что непрерывное движение вперед приводит к выгоранию людей, заставляет их чувствовать себя недооцененными, приводя к очень низкому уровню командного духа;
  • Ожидать от других больше, чем готов отдать сам. Лидер должен предъявлять к себе такие же требования, как и к окружению, а иногда и немного ниже, опыт у них может быть меньше. У окружающих может сложится ощущение, что их используют (обычно за лидером с таким типом мышления, следуют в основном ради зарплаты);
  • Присваивать себе чужие заслуги. Если образ мышления лидера предполагает, что он может позволить себе забрать заслуги окружающих, соратников и нижестоящих, то это не лидер, это что-то другое, скорее Босс. Успех команды — это общий труд команды. Лидер должен ценить вклад каждого и признавать это. У лидера своя заслуга – достижение результата/цели;
  • Работа без остановки. Любой человек (лидер и все остальные члены команды) не может работать без отдыха. Может быть ощущение, что без тебя что-то не решится, везде нужно твое участие, нужно прикладывать усилие везде и без перерыва, кому-то что-то постоянно нужно. Такое, как правило, происходит, когда лидеру и вообще, любому человеку не хватает силы воли, чтобы сказать «нет». К этому умению нужно прийти, чаще всего к этому лидер приходит, когда он «заваливает» какую-то задачу и делает разбор, что произошло;
  • Самоизоляция. Одной из самых опасных особенностей мышления лидера является уверенность в том, что нельзя подпускать других к себе слишком близко, нужно держать дистанцию. Лидерство может быть работой, требующей уединения. Но это не должна быть работа одиночки. Лидеру нужны соратники.

Замечу:
Негативное восприятие не всегда несет только вред. Негативное восприятие позволяет предвидеть возможные проблемы и спрогнозировать риски. Главное — это баланс во всем.

Статью хочу закончить высказыванием Роберта Кийосаки про мышление – «Если Вы хотите изменить свою реальность, то Вы должны изменить своё мышление»

Источник