Форма взаимоотношений ни вреда ни пользы
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2018;
проверки требует 21 правка.
Отношения могут быть как внутри-, так и межвидовые.
Возможны следующие виды влияний одних организмов на другие:
- + Положительное — один организм получает пользу за счёт другого.
- − Отрицательное — организму причиняется вред из-за другого.
- Н Нейтральное — другой никак не влияет на организм.
Типы отношений[править | править код]
Симбиоз[править | править код]
Подразделяется на факультативный и облигатный.[1]
+ | + | Облигатный симбиоз[1] — форма симбиоза, при которой в естественных условиях популяции не могут существовать друг без друга (пример: симбиоз гриба и водоросли в лишайнике). Разновидностью облигатного симбиоза является:
|
+ | + | Факультативный симбиоз[1] (протокооперация) — форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей. (например, взаимоотношения краба и актинии: актиния защищает краба и использует его в качестве средства передвижения) |
н | + | Комменсализм — форма симбиоза, при которой одна популяция извлекает пользу от взаимоотношения, а другая не получает ни пользы, ни вреда. Выделяют следующие типы комменсализма: зоохорию, паройкию, синойкию (квартирантство), энтойкию, эпибиоз, эпиойкию (эпойкию, нахлебничество), форезию. |
− | + | Паразитизм — форма симбиоза, при которой один организм (паразит) использует другой (хозяин) в качестве источника питания или/и среды обитания, возлагая при этом (частично или полностью) на хозяина регуляцию своих отношений с внешней средой. Паразитизм так же бывает облигатным, когда паразит не может существовать без хозяина (типичный пример — вирусы) и факультативным (вши, блохи, паразитические черви и т. д.).
|
Хищничество[править | править код]
− | + | Хищничество — явление, при котором один организм питается органами и тканями другого (при этом умертвление жертвы не обязательно), при этом не наблюдается симбиотических отношений. Но в современной экологии часто используется общее понятие хищничества, в которое также входят паразитизм и растительноядность (фитофагия). |
Нейтрализм[править | править код]
н | н | Нейтрализм — обе популяции не оказывают никакого воздействия друг на друга, например волк и дождевой червь. |
Антибиоз[править | править код]
− | н | Аменсализм — форма антибиоза, при которой одна популяция отрицательно влияет на другую, но сама не испытывает ни отрицательного, ни положительного влияния. Типичный пример — высокие кроны деревьев, угнетающие рост низкорослых растений и мхов, за счет частичного перекрывания доступа солнечного света. |
− | − | Аллелопатия — форма антибиоза, при которой организмы оказывают взаимно вредное влияние друг на друга, обусловленное их жизненными факторами (например, выделениями веществ). Встречается, в основном, у микроорганизмов, растений, грибов. При этом вредное влияние одного организма на другой не является необходимым для его жизнедеятельности и не приносит ему пользы. |
− | − | Конкуренция — форма антибиоза, при которой два вида организмов являются биологическими врагами по своей сути (как правило, из-за общей кормовой базы или ограниченных возможностей для размножения). Например, между хищниками одного вида и одной популяции или разных видов, питающихся одной пищей и обитающих на одной территории. В этом случае вред, причиняемый одному организму, приносит пользу другому, и наоборот. |
См. также[править | править код]
- Симбиоз
- Антагонизм в экологии
- Взаимная помощь
- ↑ 1 2 3 4 Биотические факторы среды и обусловленные ими типы взаимоотношений организмов
отношения популяций, живущих на одной территории и контактирующих между собой можно обозначить условными знаками “минус” -, что означает неблагоприятное влияние (вид испытывает угнетение или вред), “плюс” + обозначает благоприятное влияние (вид извлекает пользу), “ноль” 0 показывает, что отношения безразличны (отсутствие влияния).
Так все биотические связи можно разделить на 6 групп и рассмотреть их основные черты.
Если две популяции не влияют друг на друга, то имеет место нейтрализм (00). В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны опосредованные, или косвенные, взаимодействия, эффекта которых мы не видим просто в силу неполноты наших знаний. Пример: гриб, лягушка, трава.
Для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы – это аменсализм ( – 0). Пример аменсализма – светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затемнения, тогда как самому дереву это безразлично.
Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, выгоду, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется комменсализмом (+ 0). Отношения такого типа широко распространены в природе. Например, крупные млекопитающие (собаки, олени) служат разносчиками плодов и семян с зацепками ( вроде репейника), не получая от этого ни вреда, ни пользы.
Илл. 1
Комменсализм – односторонее использование одного вида другим без нанесения ему ущерба. Связи комменсалов могут быть условно разделены на несколько вариантов комменсализма.
Нахлебничество – потребление остатков пищи хозяина. Таковы взаимоотношения львов и гиен, подбирающих остатки недоеденной пищи, или акул с рыбами-прилипалами.
Сотрапезничество – потребление разных веществ или частей их одного и того же ресурса. Таковы взаимодействия между различными видами почвенных бактерий-сапрофитов, перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом соли.
Квартиранство – использование одними видами других (их тел или жилищ) в качестве убежища или жилища. Такой тип взаимоотношений широко распространен у растений – примером могут служить лианы и эпифиты (орхидеи, лишайники, мхи), поселяющиеся непосредственно на стволах и ветвях деревьев. В гнездах и норах грызунов обитает множество видов членистоногих, некоторые рыбы прячутся под зонтиками медуз со стрекательными нитями. Рыба горчак откладывает икру в убежище – мантию двустворчатого моллюска, не принося ему вреда.
В природе часто встречаются взаимовыгодные связи видов, при которых организмы и популяции получают обоюдную пользу от этих отношений. К этой группе взаимополезных биотических связей относятся многообразные симбиотические отношения организмов. Обязательное условие подобных отношений – совместная жизнь, определенная степень сожительства организмов.
Самый простой тип симбиотических связей – протокооперация (буквально: первичное сотрудничество) (++). При этой форме совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них, т. е. не является непременным условием выживания популяций. Примером таких отношений можно назвать распространение муравьями семян некоторых растений леса, опыление пчелами разных луговых растений – в этих случаях отсутствует необходимая тесная связь конкретной пары партнеров.
Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называется мутуализмом (++). Таковы например, взаимоотношения узкоспециализированных к опылению растений (инжир, купальница, дурман, орхидные) с опыляющими их видами насекомых. Другой пример – птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже биз
Типы экологических взаимоотношений
В природе все организмы живут не изолированно, а взаимодействуют друг с другом.
Взаимодействия между организмами, а также влияние их на условия жизни, представляют собой совокупность биотических факторов среды.
Все биотические взаимодействия можно разделить на (6) групп (или типов).
Будем называть их, используя следующие обозначения, для каждого из взаимодействующих видов:
((+)) — вид получает преимущество (положительное воздействие);
((–)) — вид испытывает отрицательное воздействие;
((0)) — для вида нет ни вреда, ни пользы.
(0 0) Нейтрализм — организмы не оказывают влияния друг на друга.
(– 0) Аменсализм — один вид угнетается, другой — не извлекает пользы.
(+ 0) Комменсализм — одностороннее использование одного вида организма другим без нанесения ему ущерба (разновидности — нахлебничество, сотрапезничество, квартирантство).
(+ +) Симбиотические отношения — взаимовыгодные полезные связи между организмами (разновидности — протокооперация, мутуализм, симбиоз).
(+ –) Хищничество — такой тип взаимоотношения популяций, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого;
(+ –) Паразитизм — это форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида (паразита, потребителя) живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида (хозяина) в течение определённого времени.
(– –) Конкуренция — отношения, вредные для обоих организмов.
Экологические взаимоотношения, безразличные для одного (или обоих) партнёров
Рассмотрим примеры этих экологических взаимодействий. Начнём с взаимоотношений, безразличных для одного (или обоих) партнёров.
Нейтрализм ((0)(0)) — организмы не оказывают влияния друг на друга.
Пример:
лоси и белки в одном лесу.
В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны опосредованные (косвенные) взаимодействия, эффекта которых мы не видим просто в силу неполноты наших знаний.
Аменсализм ((–) (0)) — один вид угнетается, другой — не извлекает пользы.
Для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы.
Пример:
светолюбивые травы, растущие под деревьями, страдают от сильного затенения, тогда как самому дереву это безразлично.
Комменсализм ((+) (0)) — один вид (комменсал) получает какое-либо преимущество, выгоду, не принося другому ни вреда, ни пользы.
Одностороннее использование одного вида организма другим без нанесения ему ущерба. Взаимосвязи, выгодные для одного из взаимодействующих видов и нейтральные для другого (переходная форма от нейтрализма к мутуализму).
Пример:
крупные млекопитающие (волки, лисы, лоси, олени) разносят плоды и семена с зацепками (вроде репейника), не получая от этого ни вреда, ни пользы.
Этот тип взаимоотношений широко распространён в природе. Различают несколько разновидностей комменсализма.
Нахлебничество — потребление остатков пищи хозяина.
Пример:
рыбы-прилипалы — частые спутники акул. Их передний спинной плавник преобразовался в присоску, что позволяет им удерживаться на теле акулы, постоянно следуя за ней. Такое сожительство нейтрально для акулы, но приносит выгоду рыбе-прилипале (обеспечение пищей и облегчение передвижения).
Сотрапезничество — потребление разных веществ или частей одного и того же ресурса.
Пример:
взаимоотношения между различными видами почвенных бактерий-сапрофитов, перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом минеральные соли.
Квартирантство — использование одними видами других (их тел или их жилищ) в качестве убежища или жилища.
Пример:
взаимоотношения между растениями и дуплогнёздниками (на фото неясыть у дупла). Те из птиц и зверей, которые заселяют уже существующие дупла, тем самым не наносят деревьям вреда, но и не приносят пользы.
Пример:
такой тип взаимоотношений широко распространён у растений. В тропических лесах широко распространены эпифиты — растения, поселяющиеся на стволах и ветвях других растений. Переместившись на деревья, они поднялись от сумерек к свету. Никакого урона деревьям они не наносят, а воду и питательные вещества получают из атмосферы.
Пример:
встречается квартирантство и у животных. В гнёздах птиц и в норах грызунов обитает множество видов членистоногих. Рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, не принося ему вреда.
Источники:
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.
https://www.darwinmuseum.ru
Тематические тесты к урокам биологии и экологии в 11 классе по теме
«Основы эволюции» и «Основы экологии
1. Биологический диктант по теме «Что изучает экология?»
1) Наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой, с факторами окружающей среды и человеком, а также о путях оптимизации таких отношений называется … (экологией).
2) Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма называется … (средой обитания).
3) Тремя важнейшими компонентами среды, окружающей человека, являются … (абиотический, биотический и социальный).
4) Экологические факторы делятся на группы … (абиотические, биотические, антропогенные).
5) Важнейшими абиотическими факторами являются … (температура, свет, влажность).
6) Для синиц характерна … среда обитания (наземно-воздушная).
7) Плотность внешней среды большая в … (воде).
8) Способность организмов выдерживать изменения условий жизни называется … (толерантностью).
9) Минимум и максимум воздействия фактора … для организма (губителен).
10) Для организма наиболее благоприятным является … интенсивности фактора (оптимум).
2. Тестирование по теме «Типы экологических взаимодействий»
1) Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:
а) протокооперацией;
б) паразитизмом;
в) комменсализмом;
г) аменсализмом.
Ответ: в).
2) Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:
а) комменсализмом;
б) мутуализмом;
в) протокооперацией;
г) нейтрализмом.
Ответ: б).
3) В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
а) хищничества;
б) паразитизма;
в) комменсализма;
г) симбиоза.
Ответ: в).
4) Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:
а) хищничеством;
б) симбиозом;
в) аменсализмом;
г) паразитизмом.
Ответ: г).
5) Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:
а) взаимополезных отношений;
б) полезно-нейтральных отношений;
в) полезно-вредных отношений;
г) взаимовредных отношений.
Ответ: б).
6) Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:
а) симпатрией;
б) протокооперацией;
в) квартирантством;
г) акклиматизацией.
Ответ: в).
7) Отношения «паразит – хозяин» состоят в том, что паразит:
а) не оказывает существенного влияния на хозяина;
б) всегда приводит хозяина к смерти;
в) приносит определенную пользу хозяину;
г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.
Ответ: г).
8) Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:
а) паразитизмом;
б) комменсализмом;
в) симбиозом;
г) сапрофитизмом.
Ответ: в).
9) Хищники в природном сообществе:
а) уничтожают популяцию жертв;
б) способствуют росту популяции жертв;
в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность;
г) не влияют на численность популяции жертв.
Ответ: в).
10) Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:
а) основным хозяином;
б) промежуточным хозяином;
в) переносчиком;
г) паразитом.
Ответ: а).
3 Тема: «Конкурентные взаимодействия живых организмов»
Выберите правильные суждения.
1) Внутривидовые отношения – механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности популяций.
2) Межвидовая конкуренция играет важную роль в формировании природного сообщества.
3) Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением.
4) Абиотические факторы не оказывают влияния на конкурентные отношения двух родственных видов.
5) Территориальное поведение у животных – способ регуляции численности популяции.
6) Организмы двух видов одинаково реагируют на повышение плотности их популяции.
7) Конкуренция не является формой биотических взаимоотношений.
8) Конкурентные взаимоотношения, как правило, полезны для обоих организмов.
9) Самоизреживание у елей – это пример межвидовой конкуренции.
10) Примером внутривидовой конкуренции являются взаимоотношения между волками в стае.
Ответ: 1, 2, 3, 5, 10.
4. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ ПОПУЛЯЦИИ
1. Тестирование.
1) Старые особи составляют бульшую долю в популяциях:
а) быстро растущих;
б) находящихся в стабильном состоянии;
в) со сниженной численностью;
г) в которых не наблюдается четкой закономерности роста.
Ответ: в).
2) Если скорость роста популяции N равна нулю, наблюдается одна из следующих возможностей:
а) популяция увеличивается и ожидается сильная конкуренция за пищу и территорию;
б) популяция увеличивается и ожидается высокая активность паразитов и хищников;
в) популяция уменьшается вследствие накопления мутаций;
г) популяция достигает максимальных размеров.
Ответ: г).
3) Число особей вида на единицу площади или на единицу объема жизненного пространства показывает:
а) видовое разнообразие;
б) плодовитость;
в) плотность популяции;
г) обилие популяции.
Ответ: в).
4) Общее число особей популяции, или общая масса особей на определенной территории, – это:
а) индекс численности;
б) обилие популяции;
в) плотность популяции;
г) экологическая пирамида.
Ответ: б).
5) Соотношение особей популяции по возрастному состоянию на-зывают:
а) средней продолжительностью жизни особей в популяции;
б) возрастным спектром популяции;
в) физиологической плодовитостью;
г) экологической рождаемостью.
Ответ: б).
6) Наиболее устойчивыми являются популяции, состоящие:
а) из одной генерации (поколения);
б) двух генераций;
в) трех генераций;
г) нескольких генераций и потомков каждой из них.
Ответ: г).
7) Популяцию характеризуют следующие свойства:
а) рождаемость, смертность;
б) площадь территории;
в) распределение в пространстве;
г) среда обитания, условия жизни.
Ответ: а).
8) Знания демографических показателей популяции имеет важное практическое значение:
а) в охотничьих хозяйствах;
б) для медико-санитарной службы;
в) в рыболовстве.
Ответ: а).
9) Возрастная структура популяции:
а) определяется внешними условиями;
б) не зависит от жизненного цикла вида;
в) зависит от интенсивности смертности и от величины рождаемости;
г) зависит от размеров популяции.
Ответ: в).
10) Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:
а) одну популяцию одного вида;
б) две популяции одного вида;
в) две популяции двух видов;
г) одну популяцию двух видов.
Ответ: в).
5. Тестирование по теме «Динамика популяции»
1) В наименьшей степени связано с численностью популяции действие фактора:
а) паразитизма;
б) накопления отходов жизнедеятельности;
в) хищничества;
г) суровой зимы.
Ответ: б).
2) Популяция может увеличивать численность с возрастающей скоростью, то есть экспоненциально:
а) когда ограничена только пища;
б) при освоении новых мест обитания;
в) только в случае отсутствия хищников;
г) только в лабораторных условиях.
Ответ: б).
3) Численность популяции из года в год остается примерно одинаковой, потому что:
а) каждый год погибает примерно одинаковое количество особей;
б) организмы размножаются более интенсивно при меньшей плотности и менее интенсивно при большей плотности;
в) организмы прекращают размножение, после того как численность популяции превысит средний уровень;
г) смертность и рождаемость примерно одинаковы.
Ответ: г).
4) Если n – число организмов, t – время, то формула ∆n/∆t означает:
а) среднюю скорость изменения числа организмов в расчете на одну особь;
б) среднюю скорость изменения числа организмов во времени;
в) скорость роста популяции в процентах;
г) скорость изменения числа организмов за единицу времени на определенной территории.
Ответ: б).
5) Колебания численности популяции связаны:
а) с изменением условий жизни (температуры, влажности);
б) с загрязнением окружающей среды;
в) со средой обитания;
г) с уровнем организации организмов.
Ответ: а).
6) Показателем процветания популяций в экосистеме служит:
а) связь с другими популяциями;
б) связь между особями популяции;
в) их высокая численность;
г) колебания численности популяций.
Ответ: в).
7) Численность популяций колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно выросла:
а) из-за благоприятного здесь климата;
б) более снежных зим;
в) более влажного климата;
г) отсутствия врагов этого насекомого.
Ответ: г).
8) Сохранению популяций и видов промысловых животных способствует:
а) полный запрет на охоту;
б) вселение их в новую экосистему;
в) регуляция численности частичным запретом на охоту;
г) полное уничтожение их врагов.
Ответ: в).
9) Популяции угрожает гибель, если ее численность:
а) максимальна;
б) минимальна;
в) колеблется по сезонам;
г) колеблется по годам.
Ответ: б).
10) Истребление хищниками больных и ослабленных животных способствует тому, что численность популяций жертв:
а) сокращается;
б) увеличивается;
в) изменяется по сезонам года;
г) поддерживается на определенном уровне.
Ответ: г).
6. Тестирование по теме «Структура сообщества»
1) Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой:
а) экосистему;
б) биосферу;
в) сообщество;
г) агроценоз.
Ответ: а).
2) Примером природной экосистемы служит:
а) пшеничное поле;
б) оранжерея;
в) дубрава;
г) теплица.
Ответ: в).
3) Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем:
а) ее изменения;
б) ее устойчивости;
в) ее закономерного развития;
г) конкуренции видов.
Ответ: б).
4) Одна из главных причин сокращения разнообразия видов жи-
вотных:
а) колебания численности растительноядных;
б) межвидовая борьба;
в) чрезмерное размножение хищников;
г) разрушение мест обитания животных.
Ответ: г).
5) Почему дубраву считают биогеоценозом?
а) Между всеми обитающими в ней видами существуют родственные связи;
б) между обитающими в ней видами отсутствуют родственные связи;
в) особи разных видов скрещиваются между собой и связаны родством;
г) обитающие в ней виды связаны между собой и с факторами неживой природы.
Ответ: г).
6) Наибольшее число видов характерно для экосистемы:
а) березовой рощи;
б) экваториального леса;
в) дубравы;
г) тайги.
Ответ: б).
7) Наименьшее число видов входит в биоценоз:
а) тропического леса;
б) степи;
в) широколиственного леса;
г) тундры.
Ответ: г).
8) Ярусное строение фитоценоза:
а) дает растениям возможность более полно использовать ресурсы среды;
б) не имеет никакого значения для растений;
в) связано с ярусным распределением животных в сообществе;
г) приводит к уменьшению видового разнообразия.
Ответ: а).
9) Основными причинами утраты биологического разнообразия может быть:
а) возрастающее потребление ресурсов;
б) эволюционное старение видов;
в) расселение видов в другие экосистемы.
Ответ: а).
10) К важнейшим показателям, характеризующим структуру сообщества, относят:
а) видовой состав, видовое разнообразие;
б) перемещение (круговорот) веществ и энергии;
в) экологические взаимодействия организмов.
Ответ: а).
7. Тестирование по теме «Пищевые цепи»
1) Растение «петров крест» в биоценозе функционирует как:
а) продуцент;
б) консумент I порядка;
в) консумент II порядка;
г) редуцент.
Ответ: б).
2) Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те, и другие:
а) поедают растительноядных животных;
б) живут в сходных местообитаниях;
в) имеют примерно одинаковые размеры;
г) имеют разнообразную кормовую базу.
Ответ: а).
3) Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относят:
а) к автотрофам;
б) гетеротрофам;
в) продуцентам;
г) хемотрофам.
Ответ: б).
4) Азотфиксирующие бактерии относятся:
а) к продуцентам;
б) консументам I порядка;
в) консументам II порядка;
г) редуцентам.
Ответ: а).
5) Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как:
а) они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией;
б) на Земле существует огромное разнообразие растений;
в) растения расселились во все среды обитания;
г) численность растений каждого вида очень высокая.
Ответ: а).
6) Большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают ее:
а) динамичность;
б) целостность;
в) смену;
г) сходство с агроценозом.
Ответ: б).
7) Процессы фотосинтеза, в результате которого неорганические вещества превращаются в органические и дыхание, при котором органические вещества расщепляются до неорганических, составляют основу:
а) обмена веществ;
б) круговорота веществ;
в) пищевых связей;
г) территориальных связей.
Ответ: б).
8) Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует:
а) саморегуляция;
б) обмен веществ и энергии;
в) колебание численности популяций;
г) круговорот веществ.
Ответ: г).
9) Определите правильно составленную пищевую цепь:
а) ястреб → дрозд → гусеница → крапива;
б) крапива → дрозд → гусеница → ястреб;
в) гусеница → крапива → дрозд → ястреб;
г) крапива → гусеница → дрозд → ястреб.
Ответ: г).
10) Главный источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ:
а) реакции, протекающие в земных недрах;
б) органические вещества тел животных;
в) солнечное излучение;
г) хемосинтезирующие организмы.
Ответ: в).
8. Тестирование по теме « Экологические пирамиды»
1) Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:
а) 1 %;
б) 5 %;
в) 10 %;
г) 15 %.
Ответ: в).
2) Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) остается неизменным;
г) изменяется по синусоидному графику (циклически).
Ответ: а).
3) Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к последующему происходит передача вещества, называют:
а) экологической пирамидой массы;
б) экологической пирамидой энергии;
в) цепью питания;
г) саморегуляцией.
Ответ: в).
4) Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются:
а) бактерии;
б) грибы;
в) животные;
г) растения.
Ответ: г).
5) Прогрессивное уменьшение биомассы и энергии от продуцентов к консументам и от них к редуцентам называют:
а) круговоротом веществ;
б) правилом экологической пирамиды;
в) развитием экосистемы;
г) законом превращения энергии.
Ответ: б).
6) Перевернутая пирамида численности характерна для:
а) водных экосистем;
б) наземных экосистем;
в) не встречается вообще;
г) почвенных биоценозов.
Ответ: а).
7) Потери вещества и энергии при переходе с одного трофического уровня на другой составляют:
а) 10 %;
б) 90 %;
в) 0 %;
г) 20 %.
Ответ: б).
8) Для каждого следующего уровня пищевой цепи:
а) биомасса организмов значительно больше, чем для предыдущего;
б) биомасса организмов сравнима с биомассой предыдущего уровня;
в) сумма биомасс организмов двух следующих уровней равна биомассе предыдущего;
г) биомасса организмов обычно меньше, чем для предыдущего.
Ответ: г).
9) Пирамида численности отражает:
а) плотность населения организмов на каждом трофическом уровне;
б) скорость самовозобновления (оборота) организмов;
в) количество биомассы на каждом трофическом уровне.
Ответ: а).
10) Большое разнообразие видов в экосистеме – основа формирования разнообразных цепей питания, сбалансированного круговорота веществ и …
а) устойчивого развития экосистем;
б) колебания численности популяций;
в) появления новых видов;
г) расселения видов в другие экосистемы.
Ответ: а).
9. Тестирование по теме «Экологическая сукцессия»
1) Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:
а) мхи – лишайники – травянистые растения;
б) лишайники – травянистые растения – мхи;
в) лишайники – мхи – травянистые растения;
г) травянистые растения – мхи – лишайники.
Ответ: в).
2) В процессе сукцессии в сообществе происходят следующие основные изменения:
а) смена видового состава растений и животных;
б) уменьшение видового разнообразия организмов;
в) уменьшение биомассы органического вещества;
г) увеличение чистой продукции сообщества.
Ответ: а).
3) естественная смена одних растительных сообществ другими выражается в том, что:
а) ни один вид не уничтожается полностью другим видом;
б) в экосистеме постоянно происходит колебание численности видов;
в) менее приспособленные виды вытесняются более приспособленными;
г) на смену менее устойчивой экосистеме приходит более устойчивая.
Ответ: г).
4) Какие организмы первыми заселят остров, залитый вулканической лавой?
а) деревья; в) кустарники;
б) лишайники; г) лисицы.
Ответ: б).
5) Значительные изменения организмами среды обитания в процессе их жизнедеятельности, в результате чего она становится непригодной для их жизни, – это причина:
а) вымирания видов;
б) колебания численности популяций;
в) смены экосистем;
г) биологического прогресса.
Ответ: в).
6) Причинами смены одного биогеоценоза другим являются:
а) сезонные изменения в природе;
б) изменения погодных условий;
в) колебания численности популяций одного вида;
г) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов.
Ответ: г).
7) Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор:
а) антропогенный;
б) биотический;
в) лимитирующий;
г) метеорологический.
Ответ: а).
8) К глубоким изменениям экосистемы степи приводит:
а) отмирание надземных частей растений летом;
б) изменение активности животных в течение суток;
в) распашка земель;
г) бурное развитие растительности зимой.
Ответ: в).
9) Выберите неправильный ответ. Вытаптывание в лесопарке ведет:
а) к повреждению подроста деревьев;
б) уплотнению почвы;
в) исчезновению луговых трав;
г) исчезновению лесных трав.
Ответ: в).
10) Укажите причину массовой гибели птиц в прибрежных зонах морей:
а) недостаток пищи;
б) загрязнение воды в морях нефтепродуктами;
в) сезонные изменения в природе;
г) приливы и отливы.
Ответ: б).