Философская и этическая теория связывающая истину с практической пользой

Философская и этическая теория связывающая истину с практической пользой thumbnail

Несмотря на то, что этика и философия могут показаться двумя совершенно разными областями знаний, обе науки изучают поведение людей с точки зрения нравственных и моральных принципов. Этику называют практической философией, потому что она рассказывает изучающим, как следует жить, каким принципам следовать, какой морали придерживаться. Этика в философии занимает важное место, отвечая на множество прикладных вопросов.

Рабочие термины и ключевые понятия

фото 703

Этика – это философия, объединяющая воедино мораль, этос и нравственность. Ее цель – открыть для человека тайну морального бытия через воспитание в нем культуры общения. Люди ограничены знаниями о табуированной морали, которая не всегда вызывает желание ей следовать. Нигилистическое отношение к морали приводит к поведенческой нереализованности личности. В результате псевдоценности вытесняют мораль.

Этика обязана тем, что стала самостоятельной дисциплиной, Аристотелю. Он в 4 веке до нашей эры вывел этот термин, заключив его в область знаний между наукой о душе и наукой, изучающей искусство управлять обществом и государством – психологией и политикой.

Чтобы вести разговор об этой дисциплине, необходимо понимать значение следующих понятий:

  • этика – учение, рассказывающее о тех добродетелях, которые могут привести человека к счастью и благам;
  • мораль – наставление или вывод, сделанные с поучительной целью;
  • нравственность – путь освоения людьми мира, основанный на духовно-практических знаниях.

Из названных определений становится понятным, что нельзя объединять эти термины или принимать их за синонимы. Они не были таковыми с момента, когда зародились философия и этика, связь между которыми существует и по сей день.

Понимание категорий добродетели и долга менялось по мере развития человечества. В эпоху Средних веков добродетели были связаны с соблюдением божьих законов и познанием Божественного. Если во времена античности человек должен был быть наделен мудростью, благоразумием, щедростью и справедливостью, то в Средние века список качеств сокращается до способности к надежде, вере и любви.

Во время Возрождения, распространение получает принцип гуманизма. Позже Иммануил Кант в своих этических произведениях делает основополагающей категорию долга, заявляя, что человек должен поступать так, чтобы воля смогла лечь в основу законодательства для всех остальных людей.

В XX веке появилась прикладная этика, ставшая новым этапом этического знания. Она призывает людей к освоению ценностно-культурных мировых богатств, гуманистических принципов, возможностей совершенствовать духовную и практическую стороны бытия.

Этика как отрасль философского знания

Будучи отраслью философского знания, этика подразделяется на два раздела:

  1. практическая;
  2. теоретическая.

Первая является кодексом правил и норм, которыми человек должен руководствоваться, чтобы правильно жить в обществе. Вторая изучает философско-религиозные вопросы, объединяет научную информацию. Благодаря рассуждениям и выводам, которые основываются на принципе логичности, этика стала научной дисциплиной. Но, несмотря на это, этику также можно отнести к философии на основании проблем, которые она рассматривает.

Помимо этики, к философским дисциплинам относятся:

  • гносеология;
  • онтология;
  • эстетика.

Перечисленные отрасли охватывают различные темы в зависимости от историко-культурных и иных особенностей изучаемого вопроса. Вопросы, подпадающие под компетенцию этики, относятся к онтологии теории познания. С помощью онтологических и гносеологических догм, этика показывает, что нравственные ценности существуют в реальности и что каждый человек может изучить их и вписать в свою картину мира.

Относясь к философии, этика большей частью является теоретической дисциплиной, которая объединяет мораль с нравственными отношениями и высшими устремлениями каждого из людей. Она представляет собой нормативную и практическую части философского знания. Производя не только информацию и знания, которые можно изучить, но и духовные ценности, проявляемые в реальной жизни, она становится основой деятельности человека и задает ей вектор, указывает на добродетели, к которым следует стремиться в течение жизни.

Особенность этики в том, что объект ее изучения – не то происходящее, что в реальности окружает нас, а то должное, что происходит в соответствии с нравственными и духовными ценностями. Поэтому, ее можно отнести к философским дисциплинам, изучающим не только ценности человеческой жизни, но и то, как поступки и действия людей соответствуют моральным нормам.

Этика как предмет профессиологического анализа

Межличностные отношения и взаимоотношения человека с окружающим миром – главный предмет анализа этики. Через это она придает морали осмысленность, занимается исследованием ее сущности, природы, механизмов возникновения и развития, структуры и функций. Этика рассказывает о том, как мораль проявляется во время различной деятельности. Мораль выступает в качестве формы индивидуального и общественного сознания.

Наука ставит в центр человека, который является обособленной единицей бытия, уникальной личностью, которая может совершенствовать себя и регулировать, реализовывать свои желания и цели. Во внешнем поле находится социальная реальность, содержащая нормы, правила, юридические законы и другие требования по отношению к каждой личности. Эти правила и предписания оказывают влияние на то, как человек себя ведет, какой деятельностью занимается, чем наполняет свою духовную жизнь.

Этика изучает, как человек реализует свободу своей воли через различные виды деятельности, в том числе через профессию. Науку интересует то, на какие безусловные моральные ценности опирается человек, а не его практические или утилитарные мотивы. Помимо изучения морали и ее интерпретаций, этика стимулирует ее продвижение, изменение.

Читайте также:  В чем польза чеснока и в чем вред

Особенную актуальность приобретает этика в наши дни, когда мир находится в непростой политической ситуации, а Россия переживает исторически сложный период. Ученые-философы сигнализируют, что видят наибольшую проблему не в политическом или экономическом крахе, которые могут произойти, а в том, что реальность может разрушительно влиять на личность.

Все больше предпосылок появляется, чтобы современники делали выбор в пользу материального, а не духовного. Представления о том, что такое милосердие, доброта, великодушие, справедливость и даже патриотизм стираются или претерпевают значительные изменения. Рост агрессии в обществе ведет к росту преступности среди детей и подростков. Молодежь часто обнаруживает духовную, волевую и эмоциональную незрелость.

Этика говорит о необходимости возврата к исторической преемственности поколений, которая позволяла воспитывать детей, приводя им в пример великих людей, которые уже умерли. Это позволило бы людям с молодого возраста знать, на какие столпы опираться при решении проблем и сложных жизненных ситуаций. Тогда в дальнейшем, приобретая власть и способность влиять на важные экономические, политические и духовные процессы, люди будут использовать мораль при решении конфликтов любого характера.

Объект и предмет этики как практической философии

Этика – учение, изучающая с практический точки зрения нравственность и мораль, включая их возникновение, особенности и закономерности, в соответствии с которыми они развиваются. Объектом изучения выступают нравственность и мораль, а предметом – их сущностные характеристики и специфика.

Такая дисциплина выполняет роль методологии для прочих наук, которые заняты изучением конкретных нравственных и моральных проблем.

Будучи практической философией, этика нашла свое применение в первую очередь в профессиональной среде. Она объясняет, почему специалист должен действовать тем или иным образом, руководствуясь внутренними принципами. Во многих университетах при обучении на различные специальности студенты изучают такой предмет, как «профессиональная этика». Ее объектами становятся:

  • отношения внутри рабочих коллективов;
  • отношение работников к своему труду, коллегам и клиентам;
  • нравственные устои;
  • профессиональное воспитание будущих профессионалов.

Нормы профессиональной этики начали свое становление еще в раннем рабовладельческом обществе – в период, когда появились профессии, которым обучали массово: лекари, наставники, политические деятели, писари, работники религиозных учреждений. Часть профессий имеет более раннее происхождение и своды правил, характерные именно для них: например, «Клятва Гиппократа», которую дают медики.

фото 704

Современная этика учитывает дифференциацию, возникающую при развитии норм профессиональной морали, а также объединение этих норм в специальностях, схожих функционально. Наука учитывает наличие общей модели хозяйствования, единой для всех стран, методы современных коммуникаций, необходимость в кооперации для производства высокотехнологичных товаров и качественных услуг, а также техногенную опасность, нависшую над людьми и миром.

Нравственные требования в современных реалиях существуют для каждой профессии.

Структура и актуальные этические проблемы

Как философская дисциплина, этика имеет собственную структуру. В нее включены:

  • история дисциплины;
  • теоретико-методологические данные о самых абстрактных этических проблемах;
  • описание исторических типов морали, или ее генеалогия;
  • социология морали, которая рассказывает о практической роли нравственных понятий в общественной жизни и жизни личности;
  • психология нравственности и морали;
  • праксиология – прикладная разновидность данной дисциплины;
  • педагогическая этика – наука о морально-нравственном воспитании.

Самостоятельный статус этики в философии и его обоснование – это большая теоретическая проблема, которая стоит перед философами и учеными и поныне. Нередко ее относят к философским теориям или гуманитарным наукам. То, что этика является философской дисциплиной, очевидно из того, что первая представляет собой цель, необходимую для философского мышления. Она учит, как сформулировать и достигать цели в жизни, в чем ценность жизни.

Поскольку этика является практической философией, изучение ее крайне важно. Каждый человек к зрелому возрасту располагает системой ценностей и взглядов на мир, но, когда речь заходит о вынесении оценки в области профессиональной или политической жизни, необходимо умение точно разбираться в ситуации и не быть субъективным. Специалисты в области прикладной этики крайне нужны в таких областях, как:

  • проведение этико-прикладных исследований;
  • организация деловых отношений;
  • арт-бизнес;
  • эстетика;
  • обучение культуре управления;
  • биоэтика;
  • этикет.

Главная цель, которую имеет под собой изучение данной дисциплины – вызвать в человеке желание освоить ценностное, теоретическое и культурное многообразие этой науки. Она должна стать сердцевиной как общественной, так и личностной жизнеорганизации.

Актуальные этические проблемы

Несмотря на то, что мы привыкли считать современное общество достаточно развитым, оно не только имеет многие этические проблемы, которые отмечали философы, стоящие у истоков этой дисциплины, но и породило новые. Последние имеют взаимосвязь с информационным, техническим и экономическим развитием общества и происходящими в нем политическими процессами.

Одна из основных проблем, стоящих особенно остро – это неравномерность распределения ресурсов на планете. В то время как демографический взрыв характерен для одних стран, мировые ресурсы находятся во власти других государств. Меняются ценности людей, растет склонность заменять духовную сферу вещизмом. Само понимание смысла жизни человека изменяется.

Читайте также:  Тыквенные семечки калории польза и вред

фото 705

Современные этические проблемы таковы:

  • терроризм, являющийся следствием глобализации;
  • создание общей основы для развития разных культур – идеи ненасилия и демократизации общества;
  • виртуализация процессов коммуникации;
  • проблема информационной безопасности.

Эти проблемы подводят человека к одному: готовности сделать правильный моральный выбор для гармоничного сосуществования с обществом и собой.

Этика – наука, изучение которой важно в наше время. Зародившаяся много столетий назад, она способна пролить свет на проблемы мира и человеческой души, научить следовать моральному закону и соблюдать нравственные принципы.

Источник

Предмет этики

С понятием этика мы связываем то, что имеет отношение к поведению людей. Этическая оценка человеческих поступков предполагает их одобрение или осуждение с точки зрения морали. Под этикой мы подразумеваем моральную регуляцию отношений между людьми и науку о морали.

Термин «этика» впервые был употреблен Аристотелем в «Никомаховой этике» для обозначения особого раздела философии – учения о нравственной деятельности и добродетелях. Этические добродетели, по Аристотелю, включают в себя: кротость, мужество, умеренность, щедрость, великодушие, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, практическую мудрость и т.п. Понятие «этика» произведено Аристотелем от греческого слова «этос» (нрав, обычай, уклад, характер). Отсюда «этикос» — имеющий отношение к нравам, этический или моральный. Этика иногда выступает синонимом морали.

Латинское слово мораль (mores – нрав, обычай, привычка, мода) этимологически совпадает с греческим термином «этика» и было образовано по аналогии с ним. Латинское moralitas обозначает все относящееся к нравам, характерам, привычкам, складу души, определяющему нравственное или безнравственное в деятельности людей.

Таким образом, «этика» в буквальном значении и есть теория нравственности. Центральный предмет этики – это мораль или нравственность. Со временем этика из раздела философии превратилась в отдельную философскую дисциплину, «практическую философию», а именно — философию морали.

Этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми, в чем и проявляется мораль или нравственность. Еще Аристотель утверждал, что главная задача этики – исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме.

Этика – это гуманитарная дисциплина, объектом которой является человек общающийся. Общение рассматривается этикой как фундаментальная предпосылка, основа человеческой жизни. Общение есть насущная необходимость и важнейшая потребность людей, ибо это способ человеческого существования и жизнедеятельности.

Вся человеческая жизнь есть система отношений, в которую должен «вписаться» каждый человек, ищущий верное, оптимальное соотношение Я и не-Я. Этику как «философию практической жизни», интересует жизненная практика, повседневное поведение людей. Целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых человеческих отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

Главный вопрос этики – это определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Поведение людей — это совокупность их действий, поступков и отношений (к себе, другим людям, к природе, к миру в целом).

Этика является наукой о моральных ценностях. Ценность — философское понятие, обозначающее значимость чего-либо для субъекта, а также нормативную, предписательно-оценочную сторону феноменов человеческого сознания. К моральным ценностям относятся общественные установки, которые выражаются в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, чести и достоинстве, о смысле жизни и назначении человека, о его идеалах и принципах.

Исторически сложились такие «социальные регуляторы» поведения, как традиции, право, мораль, этикет, которые содержат нормы, ценностные установки, приемлемые формы взаимодействия. Так общество осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и коллективов, найти «баланс» общественного и личного блага. Этическая оценка поступков и отношений делается в зависимости от нравственного ориентира субъекта на достижение добра или зла. Категории добра и зла – центральные в этике. Они выступают критерием этического суждения.

Итак, этикагуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), объектом – человеческие отношения, а центральной проблемой — соотношение Добра и Зла. Этика исследует вопросы о происхождении и природе морали, об источнике и содержании нравственного долженствования, о содержании и критериях добра и зла, долга, чести и других нравственных ценностей. Как «практическая философия» этика исследует также проблемы моральной свободы и ответственности, морального выбора, моральной оценки, морального конфликта, смысла жизни, счастья.

Этика призвана способствовать формированию самосознания личности, выработке таких моральных качеств как человечность, честность, справедливость, патриотизм, гражданственность. Этические знания являются теоретической основой культуры общения на всех уровнях. Развитие моральной культуры – одно из необходимых условий становления интеллигентного человека. Для интеллигентности недостаточно высшего образования и развитого интеллекта. Нравственность – условие интеллигентности.

Итак, этика – весьма специфическая философская наука, призванная искать ответы на вечные и всегда злободневные вопросы человеческого бытия: Что такое Добро и Зло? В чем смысл жизни? Что такое счастье? «Практическая философия» не только предлагает определенную информацию, но, прежде всего, раскрывает основные нормы и принципы нравственной культуры, выявляет моральные аспекты человеческих взаимоотношений, способствует формированию осознанного выбора форм поведения в различных ситуациях жизни.

Читайте также:  Шелковица польза и вред фото

Источник

Предмет этики

Определение

Этика или, как еще ее можно назвать, философия морали, исследует проблемы добра и зла, а также нравственные взаимодействия между людьми. Она является одним из основных философских разделов.

Данный термин был образован от греческого слова ethos Аристотелем, что в переводе на русский язык означает характер или обычай.

Основные различия в разнообразных философских трактовках морали прежде всего определяются по расхождениям в понимании самого морального источника, некоего морального идеала, к которому человек обязан стремиться.

В зависимости от понимания источника морали определяют четыре типа теорий этики:

  • Натуралистические концепции, которые говорят о том, что источник морали идет из природы, а сама мораль является моментом развития биологических (природных) закономерностей;
  • Социологические концепции, в соответствии с которыми источник морали идет из общества, а сама она является элементом общественной организации, разновидностью социальной дисциплины;
  • Антропологические концепции, по которым мораль происходит из человеческой природы, является его неотъемлемым качеством;
  • Сверхнатуралистические концепции, в которых говорится о том, что мораль происходит из некоего трансцендентного источника, который находится вне пределов существования человека.

Основные этические теории

Среди основных этических теорий самые важные – это этика долга, этика добродетели и этика ценностей.

Аристотель разработал основные идеи этики добродетели. Под добродетелью он понимал такие личностные качества, которые способны помочь человеку контролировать возникающие в нем страсти. Когда человек действует в зависимости от своих добродетелей, человек обязательно является нравственным. Источник зла – это отсутствие или скудность добродетелей. Аристотель выделял следующие основные добродетели: рассудительность, мудрость, справедливость, мужество. Рассел позже предложил другой список: храбрость (умение постоять за свои убеждения), оптимизм и интеллигентность. Иные авторы отмечают среди добродетелей еще толерантность (терпимость к чужому мнению), разумность, справедливость, коммуникабельность, свободолюбие и др.

Этику долга развил И. Кант как противовес этике добродетелей. В соответствии с его идеями, идеал добродетели может привести как к добру, так и ко злу – если добродетелью распоряжается человек, по венам которого течет «холодная кровь злодея». Самым фундаментальным критерием добра является то, что добро без ограничений и оговорок. Таким образом, среди критериев добра оказываются такие моральные ценности как «не лги», «не убивай», «не воруй», «не используй человека в качестве средства». Гарантией же от злых поступков является не добродетель, а моральные законы, которые носят всеобщий, формальный и универсальный характер. У данного вида этики есть множество сторонников, однако столько же у нее и критиков, которые упрекают ее за склонность к догматизму и отстраненность от жизни.

В соответствии с этикой ценностей, в мире существуют только относительное добро и относительные ценности. Их нужно учитывать для того, чтобы избежать этических химер. Самыми важными видами этого вида этики являются прагматизм и утилитаризм.

Утилитаризм зародился в Англии и развивался такими учеными как А. Смит, И. Бентам, Дж. С. Миллем. Латинский термин, от которого образовано его название, «utilitas» имеет значение выгоды или пользы. В рамках данного вида этики ценностей, самый важный критерий добра – это достижение пользы, однако не во что бы то ни стало, а в соответствии с формулой, которую вывел И. Бентам: “Наибольшее счастье для наибольшего числа людей”. Под самой полезностью И. Бентам подразумевал наслаждение при отсутствии страданий.

В соответствии с теорией прагматизма, которую развивали Ч. Пирс, Дж. Дьюи и У. Джемс, моральное благо – это достижение успеха, которое связано с решением определенных проблемных ситуаций. Прагматисты считают, что ценности – это результат деятельности человека и уверены в этом больше, чем утилитаристы.

Каждое из трех вышеназванных направлений в рамках философии этики имеет как достоинства, так и недостатки. К примеру, этика добродетелей сконцентрирована на том, чтобы понять моральный облик конкретной личности, этика долга превыше всего ценит общие законы морали, а этика ценностей исследует бытие человека в мире. Все три этих пункта актуальны на сегодняшний день.

Однако, объединение данных направлений и их сильных сторон, а также устранение недостатков все еще является неразрешимой проблемой. Все эти направления исключают друг друга, их нельзя собрать воедино в одну теорию. Таким образом, проблема этики иная – не соединить противоречащие друг другу теории вместе, а использовать каждую из них в той ситуации, которой она отвечает в наибольшей мере. В некоторых случаях самой эффективной будет этика добродетелей, в другой – этика долга, а в третьей – этика ценностей. Все эти направления гармонично дополняют друг друга.

Смело можно сказать о том, что в самой фундаментальной в моральной жизни является этика добродетелей. Однако это не значит, что нам следует отказаться от этики долга и ценностей как в теории, так и в реальности. Каждая из конкретных ситуаций всегда укажет, какой из трех подходов будет максимально рациональным и эффективным для того, чтобы разрешить возникший моральный конфликт.
 

Источник