Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие pdf

Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие pdf thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 октября 2017;
проверки требует 1 правка.

«Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (в 1758—1762 годы — «Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие», с 1763 года — «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах») — первый в России ежемесячный научно-популярный и литературный журнал, издававшийся Петербургской Академией Наук в 1755—1764 годах. Журнал печатался в типографии Академии наук тиражом до 2000 экземпляров.

История[править | править код]

Предшественником журнала было литературное приложение к «Санкт-Петербургским ведомостям», так называемые «Примечания», которые выходили с 1728 года до «смутных времён» в Академии наук (1742 год). Издание «Примечаний» было предложено академиком и непременным секретарём Г. Ф. Миллером.

22 ноября 1754 года Миллер изложил на заседании Академии предложение президента Академии графа К. Г. Разумовского издавать, начиная с 1755 года, «учёный периодический журнал» на русском языке по образцу издававшихся прежде «Примечаний». Академики единогласно признали полезность предлагаемого издания и решили, что журнал должен быть ежемесячным. Также было постановлено:

  • допустить к сотрудничеству в журнале профессиональных литераторов не из числа академиков;
  • исключить из журнала статьи по богословию и вообще все «касающиеся до веры»;
  • не публиковать «статьи критические или такие, которыми мог бы кто-нибудь оскорбиться».

Ломоносов на заседании предложил, чтобы журнальные статьи проходили предварительную цензуру на собраниях академии, против чего возражал Тредьяковский. В предложении Разумовского Академии от 12 декабря 1754 года такая цензура не упоминалась, в качестве названия журнала было предложено «Санктпетербургские академические примечания», журнал отдавался «под смотрение» Миллера. Журнал должен был издаваться большим по тому времени тиражом в 2000 экземпляров и предназначался для широкого круга читателей:

из высоких наук, яко то из астрономических наблюдений и исчислений, из физики, математическими вычетами изъясняемой, из анатомических примечаний, которых разуметь невозможно без знания совершенного самой анатомии, и ничего тому подобного в помянутые книжки не вносить

Издание журнала прекратилось в 1764 году в связи с отъездом Миллера в Москву.

Тиражи и подписка[править | править код]

Миллер предложил цену в 15 копеек за номер (6 листов), «что, кажется, для читателей будет не дорого, а для Академии не убыточно». Впоследствии годовая подписка была поднята до 2 рублей, что было дешевле, чем «Санктпетербургские ведомости» (подписка на которые стоила 2 рубля 50 копеек).

В первый год существования журнала расходилось ежемесячно от 600 до 700 экземпляров, поэтому с 1758 года тираж был снижен до 1250 экземпляров. Поскольку на журналы прошлых лет сохранялся спрос, новый тираж оказался недостаточным, и потребовалось второе издание номеров за 1758—1762 годы. В итоге полные 20-томники журнала было можно приобрести за 15 рублей в академической типографии значительно позже прекращения выхода журнала, в XIX веке.

Авторы журнала[править | править код]

В журнале публиковались оригинальные и переводные сочинения. В научном разделе участвовали Ф. И. Соймонов, князь М. М. Щербатов, П. И. Рычков. Литературная часть представлена именами М. М. Хераскова, А. А. Нартова, А. А. Ржевского.

«Ежемесячные сочинения» в 1755 году отразили полемику ведущих поэтов эпохи — М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова и В. К. Тредиаковского.

В то время было не принято платить авторам за публикацию их произведений; возможность видеть свои труды в печати считалась достаточным вознаграждением. Миллер, однако, уже в 1756 году поручил выдать авторам-неакадемикам (Сумарокову, Елагину, Хераскову, Нартову и Порошину) по экземпляру журнала в хорошем переплёте «для побуждения оных господ впредь к сотруднению».

Другие журналы со схожими названиями[править | править код]

  • В 1786-96 Академия наук издавала журнал «Новые ежемесячные сочинения», наследовавший «Ежемесячным сочинениям».
  • В 1901—1903 годах литературно-художественный журнал «Ежемесячные сочинения» издавался в Петербурге И. И. Ясинским[1].

Интересные факты[править | править код]

• В 1759 году у журнала возникли цензурные проблемы со стихотворением гвардейского унтер-офицера Алексея Андреевича Ржевского «Сонет или мадригал», посвящённым танцовщице Либере Сака (Сакко), опубликованном в февральском номере. Как и в других случаях недовольства императорского двора, соответствующие страницы журнала были перепечатаны.

• Упоминается в сатирической комедии Екатерины II «О время!» (1772): центральней антагонист господа Ханжахина бранит «басурманкой» служанку Мавру за то, что та читает «Ежемесячные сочинения».

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Берков П. Н. История русской журналистики XVIII века. М.; Л., 1952. С. 77-107.
  • П. П. Пекарский. Редактор, сотрудники и цензура в русском журнале 1755—1764 годов. Типография Императорской академии наук, 1867.

Ссылки[править | править код]

  • Ежемесячные Сочинения, с.-петербургский журнал (1755—1765 гг.) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Источник

[Полный комплект журнала М.В. Ломоносова] Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие. СПб.: При Имп. Акад. наук, 1755-1764.

Генварь-июнь 1755. 16, 575 с.

Июль-декабрь 1755. 584 с.

Генварь-июнь 1756. 576 с.

Июль-декабрь 1756. 600 с.

Генварь-июнь 1757. 592 с., грав.

Июль-декабрь 1757. 576 с.

Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие.

Генварь-июнь 1758. 574 с., грав.

Июль-декабрь 1758. 584 с., грав.

Генварь-июнь 1759. 576 с., грав.

Июль-декабрь 1759. 592 с.

Генварь-июнь 1760. 576 с., грав.

Июль-декабрь 1760. 576 с. грав.

Генварь-июнь 1761. 656 с.

Июль-декабрь 1761. 576 с.

Генварь-июнь 1762. 686 с.

Июль-декабрь 1762. 576 с.

Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах.

Читайте также:  Все о пользе перевернутых поз йоги

Генварь-июнь 1763. 576 с.

Июль-декабрь 1763. 576 с., грав.

Генварь-июнь 1764. 576 с.

Июль-декабрь 1764. 576 с., грав.

19,2×12 см. В 20 добротных цельнокожаных современных переплетах. Тройные крашеные обрезы, шелковые ляссе, золототисненая дублюра. Загрязнения, следы реставрации некоторых страниц.

Уникальное собрание в полном комплекте. Первый ежемесячный журнал, издаваемый Академией наук. Возник по инициативе М.В. Ломоносова. Редактором был назначен Г.Ф. Миллер. С указанием имени Ломоносова в журнале напечатаны только два стихотворения, ему же принадлежат анонимные стихи «Правда ненависть рождает». Наиболее интересные исторические труды это «Известие о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекою Куром народах и их землях, и о их состоянии в 1728 году» и «Краткая роспись великим князьям всероссийским от Рюрика до нашествия татар…».

СК XVIII, IV, № 150, Битовт № 1184-1186 — «большая редкость» , Лисовский № 5.

3 апреля 2018 года

Аукцион завершён

Книжные раритеты и дезидераты из частного собрания. Юбилейный аукцион № 100

3 апреля Аукционный дом «Литфонд» счастлив представить книголюбам коллекцию юбилейного аукциона № 100, в которой представлены раритеты и уники частной библиотеки, кропотливо собиравшейся на протяжении последних 25 лет. Каждый лот этой библиотеки безусловно представляет большой интерес для библиофилов, однако, мы постараемся выделить здесь лучшее из лучшего…

Для любителей капитальных многотомных изданий XVIII века по истории и географии России мы рады предложить полный комплект журнала М.В. Ломоносова «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие», издававшийся с 1755 по 1764 год. Не менее интересны географические многотомники «История о странствиях вообще по всем краям земного круга» в 22 томах (1782-1787) и «Всемирный путешествователь, или Познание Старого и Нового Света» в 27 томах (1783-1794). Из любопытных редкостей XVIII века можно также указать на полный комплект в 9 частях «Сатирического вестника, удобоспособствующего разглаживать наморщенное чело старичков, забавлять и купно научать молодых барынь, девушек, щеголей, вертопрахов, волокит, игроков и прочего состояния людей. Писанный небывалого года, неизвестного месяца, несведомого числа, незнаемым сочинителем» (1790-1792) или, например, на три части «Карманной книжки для приезжающих на зиму в Москву старичков и старушек, невест и женихов, молодых и устарелых девушек, щеголей и вертопрахов, волокит, игроков и проч…» (1791-1795).

Не менее интересно обширное собрание значимых книг XVIII-начала XIX века по масонству, куда вошли первые, редкие и многие уничтоженные издания Сен-Мартена, Буто, Плуменека, Рамзея и Эккартсгаузена.

В разделе прижизненных изданий русских классиков редкие книги Державина, Пушкина, Крылова, Грибоедова, Бестужева, Гоголя, Достоевского, Чехова. Так, в собрание аукциона вошли «Сочинения» Г.Р. Державина в пяти частях (1808-1816), дебют А.С. Пушкина в печати — стихотворение «К другу стихотворцу», опубликованное в «Вестнике Европы» в 1814 году; его же «Полтава», Борис Годунов«, «Евгений Онегин» (второе и третье миниатюрное издание).

В собрание вошли редкие издания XIX века по истории, такие, например, как «Деяния знаменитых полководцев и министров, служивших в царствование Государя Императора Петра Великого» Д.И. Бантыш-Каменского (1821), полный комплект «Плутарха для юношества» П. Бланшара (1821-1823), комплект «Истории Донского войска, описание Донской земли и Кавказских минеральных вод» (1834), полное собрание «Быта русского народа» в 7 томах А. Терещенко из собрания приятеля Пушкина, адъютанта Бенкендорфа Михаила Осиповича Судиенко (1848), а также комплекты «Русской старины в памятниках церковного и гражданскаго зодчества» А. Мартынова (1852-1860) и «Памятников московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планом древней столицы» И. Снегирева (1842-1845).

Научные редкости аукциона, среди прочего, представлены первой публикацией доклада о периодическом законе химических элементов Д. Менделеева «Соотношение свойств с атомным весом элементов» (1869), статьей А.С. Попова «Прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний» (1896), первым изданием книги с исследованиями, за которые И.П. Павлов получил Нобелевскую премию, «Лекции о работе главных пищеварительных желез» (1897).

Литфонд также не забыл о любителях редкостей XX века. Для них мы представляем уникальную иллюстрированную рукопись сказки Алексея Ремизова «Скриплик» с его собственными рисунками и дарственной французскому литературоведу и критику Роллану де Реневилю и его супруге (Париж, 1936). Альбом о маленьком, фантастическом, нежном существе Скриплике примечателен еще и тем, что текст сказки автор написал на трех языках: русском, французском и немецком. Напомним, что одна из последних аналогичных рукописей А. Ремизова «Тулумбас» была продана на 10-м аукционе Литфонда за 9 500 000 руб.

А вот уничтоженная книга Бориса Пастернака «Избранное» вообще не появлялась на российских аукционах. Тираж «Избранного», подготовленного в издательстве «Советский писатель» в 1948 г., пустили под нож. Также интересен редкий автограф Геннадия Шпаликова, который завершает коллекцию юбилейного аукциона. На одном из российских аукционов автограф знаменитого поэта, режиссера и киносценариста был продан за 1 600 000 рублей.

Со всеми лотами можно ознакомиться на предаукционой выставке в офисе Аукционного дома «Литфонд» (Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2) c 27 марта по 3 апреля 2018 года (кроме воскресенья и понедельника). Аукцион состоится 3 апреля в 19:00 там же (в офисе Аукционного дома «Литфонд» по адресу Нижний Кисловский пер., д. 6, стр. 2).

По всем вопросам просьба обращаться по тел. +7 495.792.48.92; + 7 985.969.77.45; e-mail: info@litfund.ru; каталог в Интернете: www.litfund.ru/auction/100; каталог и участие в онлайн-аукционе через систему Bidspirit: https://litfund.bidspirit.com/

  • Что такое «Литфонд»?

    Аукционный дом «Литфонд» — безусловный лидер среди аукционных домов России, занимающий около 60% рынка, с доходностью более 120% (по материалам раздела «Аналитика» портала rus-auction.com). Кроме ключевого направления «Антикварная книга» в портфолио «Литфонда» торговля живописью, графикой и предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе фарфором, стеклом и бронзой). Всего в Москве и Санкт-Петербурге организуется около 100 аукционов в год.

    «Литфонд» — член Международной гильдии антикваров-книжников (ILAB). Все эксперты аукционного дома имеют большой опыт работы в сфере атрибуции антиквариата, являются сертифицированными экспертами Министерства культуры РФ. Для самых сложных экспертиз аукционный дом привлекает ведущих сотрудников крупнейших государственных музеев и библиотек.

    «Литфонд» обладает закрытой базой данных по всем значимым продажам редких книг и предметов антиквариата как в стране, так и зарубежом, имеет обширную справочную библиографическую и книговедческую библиотеку, поэтому четко отслеживает все новости мира антиквариата и постоянно анализирует актуальные тренды современного искусства.

  • Как я могу купить заинтересовавший меня лот?

    Выбор аукциона:

    Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

    Регистрация для участия в торгах:

    Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

    Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

    Способы участия в торгах:

    • Личное участие
      После регистрации и получения номера участника, пройдите в зал. Когда интересующий вас лот объявляется аукционистом, необходимо поднять номер участника в знак согласия с запрашиваемой суммой, и продолжать его поднимать до тех пор, пока возрастающие ставки вас устраивают. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Третий удар молотка оповещает о завершении торгов по лоту.
    • Онлайн-участие
      Прямая трансляция на Bidspirit.com позволяет вам принять непосредственное участие в торгах и следить за всем, что происходит во время аукциона с помощью Интернета. Загляните на сайт https://litfund.bidspirit.com/, чтобы узнать больше о системе онлайн-торгов и зарегистрироваться там в качестве участника. Ставки, сделанные на сайте Bidspirit.com, синхронизируются с сайтом Литфонда и отображаются в каталоге аукциона в соответствующем лоте как «Лидирующая ставка»
    • Торги по телефону
      Если вы не можете лично присутствовать на аукционе, у вас есть возможность участвовать в торгах по телефону. Наш сотрудник будет к вашим услугам, сообщая вам о ходе торгов по выбранному лоту и принимая ваши ставки. Для регистрации телефонных ставок перейдите, пожалуйста, по данной ссылке.
      Ввиду ограниченного количества телефонныx линий, просим регистрироваться на торги не позднее 15:00 в день проведения аукциона.
    • Заочные торги
      Заполните специальную форму «Максимальная ставка», которую можно найти на странице описания каждого лота каталога. Укажите размер максимальной ставки за каждый интересующий вас лот. Напоминаем, что ставка не может быть ниже указанного эстимейта.
      Максимальная ставка — это макимальная сумма, которую вы готовы потратить на выкуп лота (комиссионный сбор рассчитываетя отдельно при оплате предмета, размер комиссионного сбора указан в правилах проведения аукциона).
      Прием заочных ставок заканчивается за некоторое время до начала аукциона, время окончания приёма ставок указано в подробном описании аукциона. Во время торгов уполномоченный сотрудник Аукционного дома, торгуясь, приобретет для вас лот за минимально возможную цену. 
      Обратите внимание, заочные ставки не отображаются на сайте.
  • Как я могу выставить предмет на аукцион?

    Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.

    К вашим услугам:

    • по вопросам оценки и приемки предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики: 
      Екатерина Чеснова, chesnova@litfund.ru;
    • по вопросам оценки и приемки книг, автографов, фотографий, плакатов, открыток и исторических бумаг:
      Алеся Михеева, miheeva@litfund.ru.
  • Как с вами связаться?

    • Режим работы Аукционного дома и художественной галереи «Литфонд»:
      прием посетителей ежедневно, кроме воскресенья, понедельника и пятницы с 11 до 20 часов строго по предварительной записи.
    • Выкуп лотов и получение средств:
      вторник, четверг, среда, суббота с 12 до 19 часов строго по предварительной записи.
      E-mail: info@litfund.ru
    • По вопросам оплаты лотов и получения выплат:
      Агата Бочарова, agata@litfund.ru.
    • Наш адрес: 125009, г. Москва, Нижний Кисловский пер., 6, стр. 2. Посмотреть на карте.
    • Телефон: +7 (495) 792-48-92

Источник

Âåëèêèé ôèçèê Ôàðàäåé êàê-òî âåñüìà êàòåãîðè÷íî çàÿâèë: «Ïîïóëÿðíûå êíèãè íèêîãäà íàó÷èòü íå ìîãóò». Âïðî÷åì, åãî òî÷êó çðåíèÿ ðàçäåëÿëè äàëåêî íå âñå.  ÷èñëå ïîïóëÿðèçàòîðîâ íàóêè è åå äîñòèæåíèé õâàòàåò íå òîëüêî æóðíàëèñòîâ è ïèñàòåëåé, íî è èçâåñòíûõ ó÷åíûõ, òàêèõ êàê Êàïèöà è Õîêèíã. È ñàì æàíð «íàó÷ïîïà» ìîæåò ãîðäèòüñÿ ìíîãîâåêîâîé èñòîðèåé.

 Ðîññèè ïåðâûå îïûòû íà ýòîì ïîïðèùå ïðåäïðèíèìàëèñü Àêàäåìèåé íàóê óæå ñ ïåðâûõ ëåò åå ðàáîòû. 22 ÿíâàðÿ 1724 ãîäà ϸòð I èìåííûì óêàçîì ó÷ðåæäàåò Ïåòåðáóðãñêóþ Àêàäåìèþ íàóê è õóäîæåñòâ. À óæå ÷åðåç òðè ãîäà Àêàäåìèÿ âûïóñêàåò ïåðâûé íîìåð «Ìåñÿ÷íûõ èñòîðè÷åñêèõ, ãåíåàëîãè÷åñêèõ è ãåîãðàôè÷åñêèõ ïðèìå÷àíèé â âåäîìîñòÿõ». Íåñìîòðÿ íà íàçâàíèå æóðíàëà, â íåì ïå÷àòàëèñü è âïîëíå íàó÷íî-ïîïóëÿðíûå ñòàòüè: «Î ìåòàëëóðãèè èëè ðóäîêîïíîé íàóêå», «Î íåôòè», «Î çðèòåëüíûõ òðóáàõ», «Î áàðîìåòðå», «Î ìàíîìåòð廅

«Ñî÷èíåíèÿ, ê ïîëüçå è óâåñåëåíèþ ñëóæàùèå» Íàó÷ïîï, Ñîéêèí, ßêîâ Ïåðåëüìàí, Êîïèïàñòà, Äëèííîïîñò

×åðåç ïàðó äåñÿòèëåòèé æóðíàë çàêðûëñÿ, íî âñêîðå åìó íà ñìåíó ïðèøåë íîâûé ïðîåêò Àêàäåìèè, ðàññ÷èòàííûé íà áîëåå øèðîêóþ ïóáëèêó – «Åæåìåñÿ÷íûå ñî÷èíåíèÿ, ê ïîëüçå è óâåñåëåíèþ ñëóæàùèå» (1755-1764 ãã.). Äåâèç æóðíàëà íà çàñòàâêå òèòóëüíîãî ëèñòà áûë êðàòîê è îäíîçíà÷åí: «Äëÿ âñåõ». À ðåäàêöèîííàÿ ñòàòüÿ ïåðâîãî íîìåðà, ïîäïèñàííàÿ àêàäåìèêîì Ãåîðãîì-Ôðèäðèõîì Ìèëëåðîì, óâåäîìëÿëà:

«Ïðåäëàãàåìû áóäóò çäåñü âñÿêèå ñî÷èíåíèÿ, êàêèå òîëüêî îáùåñòâó ïîëåçíû áûòü ìîãóò, à èìåííî: íå îäíè òîëüêî ðàññóæäåíèÿ î ñîáñòâåííî òàê íàçûâàåìûõ Íàóêàõ, íî è òàêèå, êîòîðûå â ýêîíîìèè, â êóïå÷åñòâå, â ðóäîêîïíûõ äåëàõ, â ìàíóôàêòóðå, â ìåõàíè÷åñêèõ ðóêîäåëèÿõ, â àðõèòåêòóðå… è â ïðî÷èõ, êàêîå íè åñòü íîâîå èçîáðåòåíèå ïîêàçûâàþò, èëè ê ïîïðàâëåíèþ ÷åãî-íèáóäü ïîâîä ïîäàòü ìîãóò».

Òèðàæ æóðíàëà áûë ïî òåì âðåìåíàì âåñüìà ñîëèäíûì – îò 1000 äî 2000 ýêçåìïëÿðîâ, îí ïîëüçîâàëñÿ áîëüøîé ïîïóëÿðíîñòüþ, íî çàòåì ïî÷åìó-òî áûë çàêðûò.

Òðåòüåé ïîïûòêîé Àêàäåìèè íà íèâå íàó÷íî-ïîïóëÿðíîé ïåðèîäèêè ñòàëè «Àêàäåìè÷åñêèå èçâåñòèÿ» (1779-1781 ãã.). Ïðåäïîëàãàëîñü, ÷òî â íèõ áóäóò ïóáëèêîâàòüñÿ ««ïîêàçàíèÿ ñàìûõ íîâåéøèõ òðóäîâ ðàçíûõ îáùåñòâ è àêàäåìèé». Ïî ôàêòó, áîëüøàÿ ÷àñòü ìàòåðèàëîâ áûëà ïîñâÿùåíà òåìàì, ñâÿçàííûì ñ ðàçâèòèåì òÿæåëîé ïðîìûøëåííîñòè. Èçäàíèå ïðîñóùåñòâîâàëî íåäîëãî. Ïîçæå àêàäåìèêè ïðåäïðèíèìàëè åùå íåñêîëüêî ïîïûòîê, êîòîðûå òàêæå ñëîæíî îòíåñòè ê óäà÷àì èëè ïðîâàëàì – æóðíàëû íàõîäèëè ñâîåãî ÷èòàòåëÿ… è ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò çàêðûâàëèñü. Ìîæíî îáúÿñíÿòü ýòî ðàçíûìè ïðè÷èíàìè, íî ôàêò îñòàåòñÿ ôàêòîì: ãëàâíîå ñîîáùåñòâî ó÷åíûõ ñòðàíû ñïðàâëÿëîñü ñ çàäà÷åé âûïóñêà íàó÷íûõ æóðíàëîâ, à âîò ñ «íàó÷ïîïîì» äåëà íå øëè.

Ñ íà÷àëîì XIX âåêà íà ïîìîùü àêàäåìèêàì â ýòîé îáëàñòè ïðèøëè ïîïóëÿðèçàòîðû-êîìïèëÿòîðû. Àâòîðû áðàëè ãîòîâûé ìàòåðèàë èç èíîñòðàííûõ æóðíàëîâ è íàó÷íûõ îáçîðîâ, ïåðåâîäèëè åãî íà ðóññêèé, àäàïòèðîâàëè äëÿ îòå÷åñòâåííîé ïóáëèêè è âûïóñêàëè â âèäå áðîøþðû. Îáðàòíîé ñòîðîíîé ýòîãî ÿâëåíèÿ áûëî òî, ÷òî äîñòèæåíèÿ ðîññèéñêèõ ó÷åíûõ, èçîáðåòàòåëåé, èíæåíåðîâ è ò.ï. îñòàâàëèñü «çà êàäðîì».

È òîëüêî â ïîñëåäíåé ÷åòâåðòè XIX âåêà ìû ìîæåì ãîâîðèòü î ôîðìèðîâàíèè â Ðîññèéñêîé èìïåðèè íàó÷íî-ïîïóëÿðíîé ëèòåðàòóðû êàê ñàìîñòîÿòåëüíîãî æàíðà.  ýòîì çàñëóãà â ðàâíîé äîëå êàê àâòîðîâ, òàê è êíèãîèçäàòåëåé, ïðåæäå âñåãî, èçâåñòíîãî Ïåòðà Ïåòðîâè÷à Ñîéêèíà. Âåäü èìåííî åìó âìåñòå ñ áóäóùèì ñâåòèëîì ìåäèöèíû Âèêòîðèíîì Ãðóçäåâûì ïðèøëà â ãîëîâó èäåÿ èçäàíèÿ êíèãà «ïîïóëÿðíî-íàó÷íîãî» æóðíàëà «Ïðèðîäà è ëþäè». À â êà÷åñòâå ïðèëîæåíèé ê íåìó – ñåðèé íàó÷íî-ïîïóëÿðíûõ êíèã. Ýòî âîîáùå áûë õàðàêòåðíûé õîä äëÿ Ñîéêèíà – âûïóñê êíèæíûõ ñåðèé – ñäåëàâøèé åãî îäíèì èç êîðîëåé îòå÷åñòâåííîãî êíèãîèçäàòåëüñòâà.

«Ñî÷èíåíèÿ, ê ïîëüçå è óâåñåëåíèþ ñëóæàùèå» Íàó÷ïîï, Ñîéêèí, ßêîâ Ïåðåëüìàí, Êîïèïàñòà, Äëèííîïîñò

 ÷èñëå ïðèëîæåíèé æóðíàëà áûëè òàêèå ñåðèè êàê «Ïîëåçíàÿ áèáëèîòåêà» (35 êíèã), «Íàðîäíûé óíèâåðñèòåò» (12 êíèã), «Áèáëèîòåêà äëÿ ñàìîîáðàçîâàíèÿ» (8 êíèã), «Íàðîäíàÿ áèáëèîòåêà» (21 êíèãà) è ò.ä. Èçäàíèÿ âûõîäèëè áîëüøèìè òèðàæàìè è ðàñõîäèëèñü ïî ïîäïèñ÷èêàì ñî âñåé ñòðàíû.

Ñîéêèí áûë â ÷èñëå ëèäåðîâ, íî åäèíñòâåííûì.  1885 ãîäó â Ìîñêâå íà÷àëîñü èçäàíèå «Íàó÷íî-ïîïóëÿðíàÿ áèáëèîòåêè», ïåðâûì òîìîì êîòîðîé ñòàëà êíèãà Íèêîëàÿ Íèêîëàåâè÷à Ìàðàêóåâà «Íüþòîí, åãî æèçíü è òðóäû». Ê ñëîâó, Ìàðàêóåâ ñ÷èòàåòñÿ àâòîðîì ëó÷øåãî äîðåâîëþöèîííîãî êóðñà àëãåáðû, èçäàííîãî âïåðâûå â 1896 ãîäó â äâóõ òîìàõ. Äà è åãî êíèãà, ïîñâÿùåííàÿ Íüþòîíó, äî ñèõ ïîð ÷èòàåòñÿ ñ èíòåðåñîì.

À äåñÿòü ëåò ñïóñòÿ, â 1895 ãîäó â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå íà÷àëîñü èçäàíèå «Íàó÷íî-ïîïóëÿðíîé áèáëèîòåêè äëÿ íàðîäà» â 40 òîìàõ, êîòîðàÿ òîæå ïîëüçîâàëàñü ïîïóëÿðíîñòüþ è âûäåðæàëà âïîñëåäñòâèè íåñêîëüêî ïåðåèçäàíèé, â òîì ÷èñëå è â ñîâåòñêîå âðåìÿ.

 òå æå ãîäû ïîÿâëÿåòñÿ è åùå íåñêîëüêî æóðíàëîâ íàó÷íîãî õàðàêòåðà, íî äëÿ øèðîêîãî êðóãà ÷èòàòåëåé (÷òî ìîæíî ñ÷èòàòü îäíèì èç ãëàâíûõ ïðèçíàêîâ «íàó÷ïîïà»).  èõ ÷èñëå, æóðíàëû «Çíàíèå» (îñíîâàí â 1870 ã.) è «Òåõíèê» (1881 ã.). Ñ àâãóñòà 1886 ãîäà íà÷èíàåò âûõîäèòü «Âåñòíèê îïûòíîé ôèçèêè è ýëåìåíòàðíîé ìàòåìàòèêè» – ôàêòè÷åñêè ïåðâûé â Ðîññèè ôèçèêî-ìàòåìàòè÷åñêèé íàó÷íî-ïîïóëÿðíûé æóðíàë, ïðåäøåñòâåííèê çíàìåíèòîãî ñîâåòñêîãî æóðíàëà «Êâàíò». À â 1890 ãîäó âûøåë ïåðâûé íîìåð èçâåñòíåéøåãî æóðíàëà «Íàóêà è æèçíü», êîòîðûé èçäàåòñÿ äî ñèõ ïîð, áëàãîïîëó÷íî ïåðåæèâ êàê ðåâîëþöèîííûå ãîäû íà÷àëà ÕÕ âåêà, òàê è ðàñïàä ÑÑÑÐ âìåñòå ñ «÷åðíûìè äåâÿíîñòûìè». È ýòèìè èçäàíèÿìè ñïèñîê íå èñ÷åðïûâàåòñÿ.

 öåëîì ìû ìîæåì ãîâîðèòü îá îôîðìëåíèè îòäåëüíîãî æàíðà íàó÷íî-ïîïóëÿðíîé ëèòåðàòóðû. À âìåñòå ñ ýòèì íà÷àëèñü è ïåðâûå äèñêóññèè îá åãî ñòàíäàðòàõ. Íåçàäîëãî äî ðåâîëþöèè, èçâåñòíûé óæå ïîïóëÿðèçàòîð íàóêè ßêîâ Ïåðåëüìàí (î êîòîðîì ìû óæå ðàññêàçûâàëè) îáðóøèëñÿ ñ êðèòèêîé íà ñâîåãî êîëëåãó Íèêîëàÿ Ðóáàêèíà, àâòîðà íåñêîëüêèõ äåñÿòêîâ íàó÷íî-ïîïóëÿðíûõ êíèã è áèîãðàôèé: «Íåêîòîðûå àâòîðû, ñàìè ïëîõî âëàäåÿ ïðåäìåòîì, ñòðåìÿòñÿ äàòü ÷èòàòåëþ ëèøü ïîâåðõíîñòíûå îáðûâêè çíàíèé, âûäàâàÿ èõ çà «ïîñëåäíèå ñëîâà» íàóêè. Òàêîâû íà òðè ÷åòâåðòè ïðîèçâåäåíèÿ Ðóáàêèíà».

Ó Ðóáàêèíà íàøëèñü çàñòóïíèêè, êîòîðûå îáðàòèëè âíèìàíèå, ÷òî îí ïèøåò äëÿ ìåíåå îáðàçîâàííîé ïóáëèêè, êîòîðîé ÿçûê êíèã Ïåðåëüìàíà (ïðè âñåé åãî ëåãêîñòè) áóäåò ñëîæåí. Ñàì Ðóáàêèí áûë óâåðåí:

«Íåò ñàìîé ñëîæíîé íàó÷íîé èñòèíû, êîòîðóþ íåëüçÿ áûëî áû îáúÿñíèòü, ñäåëàòü ïîíÿòíîé äëÿ ñàìîãî ìàëîãðàìîòíîãî, ñàìîãî íåïîäãîòîâëåííîãî ÷èòàòåëÿ».

Íàäî ïðèçíàòü, ÷òî ýòîò ñïîð î ïðèîðèòåòå ïîïóëÿðíîãî è íàó÷íîãî íà÷àë âíóòðè æàíðà íå îêîí÷åí äî ñèõ ïîð è âðÿä ëè ìîæåò áûòü çàâåðøåí. Âñå çàâèñèò îò òîãî, ê êàêîé àóäèòîðèè àäðåñîâàíà òà èëè èíàÿ êíèãà, áðîøþðà, ñòàòüÿ. Ãëàâíîå, ÷òîáû îíà áûëà èíòåðåñíîé, ëåãêî ÷èòàëàñü è ïîïóëÿðèçèðîâàëà äîñòèæåíèÿ íàñòîÿùåé íàóêè, à íå «ïîëó÷åíèå çîëîòà èç ñâèíöà» èëè «ýíåðãèè èç êàìíÿ».

Íàòàëüÿ Òèìàêîâà

Èñòî÷íèê

Источник