Есть ли польза от занятий монтессори

Есть ли польза от занятий монтессори thumbnail

Алена Парецкая, врач-педиатр

Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают большие деньги за короткие занятия, но воспитанных и гениальных детей от этого больше не становится. Проблемы с речью, эмоциональным развитием, памятью, вниманием никуда не деваются, будь то Монтессори или любые другие новомодные развивашки. Когда у меня спрашивают, какие методики лучше, я всегда отвечаю: самая лучшая методика — занятия с мамой, папой, бабушками-дедушками и всеми членами семьи без какой-либо конкретики. Детей растить и развивать должны родители, а не педагоги и воспитатели, будь они сертифицированы хоть по какой методике.

Методика Монтессори: польза или просто миф?

Многие родители на детских площадках, гуляя со своими карапузами, просто фонтанируют от гордости тем, что занимаются по Монтессори и всесторонне развивают своего ребенка. Они готовы платить любые деньги, чтобы их малыш занимался «самыми лучшими, физиологичными» развивающими занятиями. Однако для меня эта методика во многом спорна. Начнем с того, что создавалась она для детей с умственной отсталостью в возрасте от трех до шести лет, чтобы помочь им адаптироваться к среде сверстников. Потом каким-то странным образом ее переложили на вполне нормальных и здоровых детей, существенно не изменив ее принципы. Но дети с умственной отсталостью и здоровые дети — это совершенно разный уровень развития, интеллекта и познания.

Кроме того, методика ориентирована на развитие преимущественно логического мышления, а вот развитию речи и творческих способностей места в ней нет. Более того, было время, когда сама Монтессори заявляла, что творчество мешает развитию интеллекта, логики и речи детей. А вот физиологи и педиатры уверены в обратном: детям нужно всестороннее и творческое развитие, логика к этому приложится автоматом.

И самое основное, что смущает меня как врача и мать: Мария Монтессори, которую по праву считают хорошим врачом и выдающимся специалистом, воспитанием собственных детей не занималась вообще, тем более по своей методике. Все свои выводы и наблюдения, что легли в основу методики, она черпала из заботы о чужих детях, проживающих в приютах и детских домах. Многие правила ее методики для семейного воспитания никак не подходят. Один из первых ее постулатов о том, что не нужно трогать ребенка, пока он сам не начнет обращаться к тебе в любых формах, очень спорна. Детям нужно, важно и необходимо внимание родителей, а не стороннее их наблюдение.

Важно! Если методика, какой бы популярной она ни была, накладывает определенные, пусть и мелкие, ограничения, а особенно многочисленные, стоит подумать о ее совершенстве. Скорее всего, она по факту очень спорна, если имеются резко очерченные пункты: нужно так, вот так и таким образом! Все дети разные, все семьи индивидуальны — загнать всех под единый шаблон методики невозможно!

Монтессори-бум идет на спад!

Еще 10 лет назад по методике Монтессори развивать детей было модно, и клубы с приставкой «монтессори-» росли как грибы. Но по факту, поработав 3–5 лет, большинство из них закрылись, так и не приобретя популярности и не дав реально ярких и выдающихся результатов. Дети, которым сейчас 7–8 лет и которых учили по Монтессори, ничем примечательным и выдающимся не отличаются (в лучшем случае).

По сути, ничего реально революционного в этой системе нет, за исключением деления на зоны в группах развивающего центра. Каких-либо принципиально отличных действий, которым нельзя обучить ребенка дома, бесплатно, в этих группах нет. Детям будет интересно в любом новом месте, где много малышей, ярких игрушек и забавных занятий, пособий, которые можно трогать, крутить и вертеть. Причем такие клубы позиционируют воспитание детей по методике Монтессори чуть ли не с рождения, хотя в реальности международная система, готовящая монтессори-педагогов, рассчитана на возраст детей от 3 до 6 лет. Многие же родители даже не интересуются образованием педагогов, теми целями и задачами, которые они ставят, обучая детей, и результатами, которые в итоге ожидаются. Если же кто и спросит вдруг, а где ж результат ваших трудов, ответ прописан самой Марией Монтессори: «Все индивидуально, каждый малыш уникален», хотя в педиатрии есть четкие границы возрастного освоения тех или иных навыков, отражающие нормальное психоэмоциональное, речевое и интеллектуальное развитие. И родители, ожидающие от этих занятий развития речи, могут не дождаться первых слов, пока не пойдут в обычный садик или не начнут сами дома активно заниматься с малышом.

Пойдет ли на пользу?

Сегодня есть также методики, направленные на занятия с детьми от 18 месяцев до 3 лет, а также с теми, кому от 6 до 12 лет; классическая система все-таки рассчитана на дошкольников — мальчиков и девочек 2,5–3 лет. Для более ранней возрастной группы нужен свой уникальный материал и подготовка специалистов, которую у нас в нужном объеме в стране еще не дают. Опыт тех детей, что занимались в «кустарных» монтессори-группах до 3 лет, большей частью отрицательный, так как общая методика не подходит по возрасту. И зачастую по факту под вывеской «монтессори-центр» или «монтессори-садик» функционируют вполне себе обычные, заурядные частные детские сады или центры, в которых применяют все методики подряд, которыми педагоги владеют. Монтессори-школ официально в России вообще нет, обучение это дорогостоящее, непростое и подходит далеко не всем подросшим детям. Более того, повторяюсь: сама Мария занималась детьми, имеющими определенные проблемы психики и развития, живущими в приютах, что уже существенно отличает их от обычных детей, растущих в семье. Ее методика учит самостоятельности мальчиков и девочек, которые в чем-либо ограничены, а для обычного малыша лучше и правильнее будет заниматься с родителями, родными и быть окруженным их заботой и вниманием.

Полезно или вредно?

Однозначного вывода о вредности данной педагогической теории сделать нельзя, методика Монтессори была разработана в начале прошлого столетия и внесла неоценимый вклад в мировую педагогику и технологии детского развития, создав много различных дидактических материалов, которые сегодня в усовершенствованном виде нередко применяют сами родители. Для того времени, когда она появилась, методика была уникальной, прогрессивной и интересной. Но сменяются эпохи, дети и взрослые становятся другими, совершенствуются методы педагогики, появляются новейшие изобретения. Тот же Бенджамин Спок был новатором для своего времени, но сегодня его книги критикуют — они не подходят под время! Так же и с методикой Монтессори: она стала фундаментальной частью педагогики, из нее взято самое лучшее, трансформировано и уже внедрено в обычное воспитание детей. Внимание к мелкой моторике, рамки-вкладыши, сортировка предметов по размерам и форме — это все оттуда. Но методика в целом все-таки разработана для особой категории деток — с ограниченными возможностями и умственной отсталостью, стоит ли ее перекладывать на нормальных детей?

Читайте также:  Какая польза от ягоды черника

Онлайн-журнал SUNMAG.ME — это всё самое интересное из мира моды, кино и драгоценностей. Актуальные идеи, модные тренды, свежие гороскопы — читайте и смотрите

Источник

Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Кто такая Монтессори и что это за система?

Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».

Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.

Есть ли польза от занятий монтессори

Мария Монтессори / Фото: Wikimedia Commons

После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.

Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.

Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.

2. Что такое сенситивные периоды? Их много?

Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.

5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.

6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.

Есть ли польза от занятий монтессори

Занятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Фото: Flickr (NSW State Archives)

3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?

По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.

Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.

Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.

4. Что такое обучение даёт детям?

Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.

Есть ли польза от занятий монтессори

Монтессори-материалы / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)

В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.

Читайте также:  Отказ от собственности на квартиру в пользу родителей

5. Где этому учат?

Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.

Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет

Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.

В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.

Есть ли польза от занятий монтессори

Подготовленная среда Монтессори-класса / Фото: Wikimedia Commons (Ilya WWW)

Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.

6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?

Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.

Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.

Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы

Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись

7. В чём минусы такой системы?

Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.

С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.

Есть ли польза от занятий монтессори

Монтессори-среда / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)

8. Кому это не подходит?

Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.

Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.

9. Где узнать про систему Монтессори больше?

Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.

Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.

Источник

Методика Марии Монтессори, одна из самых популярных и широко распространенных методик нашего времени, по которой, в последние годы, занимаются чуть ли ни в каждом развивающем центре и элитном детском саду. Давайте попробуем разобраться, такая любовь к данной системе воспитания — дань моде или способ вырастить маленького гения?

Мария Монтессори – выдающийся педагог, врач и ученый, впервые применила свою методику еще в далеком 1906 году. Ее система воспитания , изначально,  разрабатывалась для детей, имеющих проблемы в развитии, но настолько хорошо себя проявила, что, вскоре, ее стали использовать и для обучения здоровых детей.

Суть методики

Данная система воспитания основывается на принципе «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребёнка, свобода в разумных пределах.

Мария Монтессори считала, что каждый ребенок уникальная личность, которая естественным образом стремится к постоянному познанию, и сама чувствует — что ей в данный момент больше всего нужно для развития. Поэтому задача воспитателя в системе Монтессори, не учить ребенка, а мягко направлять к обучению. Когда малыш сделает свой самостоятельный выбор — с чем и как играть, педагог должен самоустраниться и просто наблюдать.

Читайте также:  Армянский бездрожжевой лаваш польза и вред

2

Монтессори среда

Главную роль в воспитании по этой системе играет так называемая «Монтессори среда»,  без которой система не может существовать. Данная среда дает возможность детям развивать независимость и самостоятельность, которые и являются ключом к успеху по философии Монтессори.

Важно, чтобы класс для занятий был светлым и просторным, оформленным в спокойные тона, не отвлекающие ребенка от игры.Мебель и оборудование в кабинете обязаны соответствовать росту ребенка, поскольку малыш должен иметь свободный доступ к любому предмету в помещении и возможность свободно перемещать их, как посчитает нужным. Также, каждый ученик может выбирать себе любое место для занятий, с единственным условием — чтобы не мешать никому из окружающих.

Ключевые характеристики метода:

  • Дети самостоятельно выбирают для себя занятие
  • Модель изучения – «Обучение через открытие», малыши узнают новое не через рассказ учителя, а через работу с материалами
  • В одной группе присутствуют ученики разного возраста
  • Для занятий предоставляется специальный учебный материал, который разработала сама Мария Монтессори
  • Занятия не прерываются и обычно длятся около 3х часов
  • Ученики могут свободно передвигаться по классу
  • Не смотря на внешне пассивную роль учителя, Монтессори-педагогом может быть только специально обученный человек

Как мы видим, в этой методике используется  весьма интересный и не совсем традиционный подход к обучению. В связи с чем, до сих пор не утихают споры относительно его эффективности, положительных и отрицательных сторон.

Плюсы системы Монтессори:

  • Малыш имеет возможность развиваться самостоятельно, без навязчивого вмешательства взрослых и в удобном лично для него темпе
  • Основным принципом методики является свобода личности, поэтому вся система направлена на формирование свободного человека, который уважает и ценит свободу окружающих людей
  • На занятиях запрещена критика и негативная оценка
  • Ребенок обучается через игру, он увлечен процессом и обучение дается легко
  • Большое внимание в методике уделяется сенсорному и сенсорно-моторному развитию учеников, что напрямую связано с умственным развитием
  • В одной группе могут находится дети от 1 года до 7 лет и от 7 до 12, поэтому подгруппы внутри коллектива учеников распределяются не по возрасту, а по интересам
  • Малыши имеют возможность учится у старших детей, что бывает гораздо эффективнее, чем сложные объяснения взрослых
  • Старшие ученики учатся заботиться о младших
  • У малышей, обучающихся в этой методике, как правило, хорошо развиты навыки самообслуживания
  • Дети учатся принимать собственные решения

В системе действую доступные и понятные правила, которые пригодятся ребенку в обычной жизни:

  1. Не мешай другому, когда тот занят.
  2. Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
  3. Не шуми – это мешает другим.
  4. После работы все материалы убирай на свои места, вытирай лужи и грязь.
  5. Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

2_1

Минусы методики Монтессори:

  • Данная система не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков, что и является ее главным недостатком
  • В методике недооценивается значение игровой деятельности в развитии ребенка. Монтессори считала, что игрушки только уводят малыша от реальной жизни и не дают никакой практической пользы. Но давно доказано, что это совсем не так, значение игры в развитии ребенка очень и очень велико
  • Также автор методики недооценила и значение сказок в педагогическом процессе, заменяя их довольно сухим описанием предметов, в то время как, сказки формируют у ребенка представления о жизни, отношениях, добре и зле
  • Педагог в системе Монтессори, зачастую, не имеет большого авторитета, который так привычен для нашей страны. В связи с чем, у ребенка могут возникнуть проблемы при дальнейшем обучении
  • Дети, воспитанные в этой системе, привыкают получать знания не прилагая больших усилий, что может привести к тому, что, в дальнейшем, они не захотят трудится, чтобы получить результат
  • Существует мнение, что, после обучения по методике Монтессори, детям сложно адаптироваться к школе, где требуется дисциплина и умение подчиняться

Как мы видим, методика Монтессори обладает весьма значительными плюсами и некоторыми весомыми минусами. Мое мнение, как психолога, относительно этой методики – все очень индивидуально и зависит от многих факторов. Для одних детей эта система может подойти идеально, других даже не заинтересует. Решение стоит принимать исходя из личных качеств вашего малыша, если не уверены в выборе, посетите пробное занятие, понаблюдайте.

Но, в любом случае, ограничиваться только этой методикой не стоит, если вам подошла данная система, не забывайте о вышеперечисленных недостатках и компенсируйте эти пробелы дома с помощью сказок, ролевых игр, общения в других коллективах.

Ирина Лозицкая, семейный психолог.

Источник