Есть ли польза от супротек

Супротек

Нанотехнологии, похоже, действительно способны творить чудеса

Прочитав эту статью и просмотрев видеоролик в конце ее, очень многие могут просто не поверить – проехать своим ходом несколько сотен км с пустым картером без масла – это же фантастика, в это трудно поверить. Но нанотехнологии действительно способны творить чудеса.

Сегодня, где только не встретишь рекламу о «чудодейственных» присадках, которые способны продлить жизнь агрегатам с множеством трущихся поверхностей. К ним относятся: двигатель, коробка перемены передач, гидроусилитель руля, дифференциал и др. Многие водители с подозрением относятся к этим чудо препаратам, рассуждая примерно так: если они так полезны, то почему их не добавляют в состав масел, моторного топлива при их производстве?

Уж на западе, при их развитой рыночной экономике, такие добавки должны пользоваться бешеной популярностью. Ну, как же – удлиняют сроки службы основных узлов, приводят к значительной экономии моторного топлива и т.д. Но всего этого нет – большинство водителей в зарубежных странах с прохладцей относятся к этим «супер выгодным» предложениям. Значит все вранье, шарлатанство?

Но не все так просто. Политика эксплуатации автомобилей в развитых странах мира кардинально отличается от нашей Российской действительности. Там на первом месте стоит качество производимой продукции. Это относится и к автомобилям, маслам, моторному топливу, дорогам. Именно качество всех составляющих автотранспортного комплекса при интенсивной эксплуатации,  позволяет ездить без капитального ремонта 4-6 лет.

За этот срок автомобили, в большинстве своем, морально устаревают, или их дальнейшая эксплуатация становится экономически не выгодной. Повышенный расход бензина, масла в двигателе, замена некоторых дорогостоящих деталей, проведение затратного капитального ремонта – принуждают хозяев автотранспортного средства думать о замене автомобиля. Причем эти сроки относятся к грузовикам – легковушки  меняются в среднем каждые 2-3 года. Поэтому стремление к  увеличению межремонтных сроков за рубежом не злободневны.

Вот у нас совсем другое дело. Похоже, у нас понятия не имеют о моральном износе – многие модели выпускают в течение многих лет без какой-либо серьезной модернизации. В нашей практике проведение нескольких капитальных ремонтов основных агрегатов – обычное дело. Поэтому обещание увеличения межремонтного срока на наших водителей действует безотказно. А за 20 лет «рыночной» экономики у нас, ситуация с качеством лучше не стала.

К чадящим, как паровозы, на подъемах или при резвом трогании с места на перекрестках КамАЗов мы давно привыкли. Но клубы черного дыма окутывают и тягачи из Германии, Швеции, Японии, США и др, стран. Виной всему наши дороги и качество нашей солярки. Вот для наших условий – эти добавки действительно актуальны. Но есть ли от них реальная польза? Есть!

Одна из самых известных добавок – «Супротек». Она – не присадка. Присадки включены в химический состав масел и служат для формирования определенного набора их свойств: антикоррозионных, вязкостных, моющих и др. Они присутствуют в маслах постоянно. А «Супротек» взаимодействует с поверхностями трущихся деталей, «залечивая» царапины, микротрещины, сколы и другие дефекты трением. Обработка им двигателя, КПП, дифференциала или другого узла бывает однократной или периодической. Причем, промежутки между использованиями могут быть большими.

 Основное предназначение «Супротека» — формирование на трущихся поверхностях очень тонкого (до 15 мкм толщиной) защитного слоя. Этот защитный слой способен удерживать масло на трущейся поверхности намного сильнее обыкновенной поверхности, поэтому трение начинает происходить между масляными слоями. Образуется так называемый «масляный клин». Это свойство сохраняется и после замены масла.

Работа двигателя без масла

Двигатель работает без масла со снятым поддоном картера

В результате многочисленных испытаний были получены такие результаты улучшения показателей работы двигателя:

  • расход топлива при нагрузках снизился на 4-8%, а мощность двигателя выросла на 4-6%;
  • динамика автомобиля улучшилась;
  • токсичность выхлопных газов уменьшилась по компоненту СО в 1,5-2 раза;
  • компрессия в двигателе повысилась;
  • запуск двигателя в холодное время облегчился;
  • скорость износа поршней, цилиндров, поршневых колец, подшипников распределительного и коленчатого вала уменьшилась в 1,5-2 раза. Снизился расход масла на угар;
  • шум и вибрации двигателя стали меньше.

А теперь ответ на самый главный вопрос: в каких случаях эффект от использования «Супротек» будет результативным? Для совсем «убитых» двигателей, КПП и других узлов – его влияние будет минимальным, можно сказать бесполезным. А вот для агрегатов, имеющих значительную степень износа, но еще находящихся в неплохом работоспособном состоянии – эффект может быть очень заметным. Менее заметным, но все-таки очень полезным будет воздействие «Супротека» на новые автомобили.

В видео утверждается, что на сегодняшний день автомобиль на супротеке без масла способен пройти от 500 до 1000 км без всякого ущерба.

Источник

Супротек-вред или польза?

BRUSON » Ср июн 08, 2016 8:21 pm

Кто,что думает про этот продукт?

BRUSON

 

Сообщения: 75Изображения: 1Зарегистрирован: Ср янв 13, 2016 6:45 pm
Авто:: Chevrolet Lumina APV 3,1

Год выпуска:: 1992

Место жительства: Ижевск

Re: Супротек-вред или польза?

Edisson » Ср июн 08, 2016 8:50 pm

сам подумай,в пыль они дробят обычные керамические присадки,а на куа тогда фильтр,я этот вопрос задал ихнему очкарику профэссору…он не куа ни чего не ответил,маркетинг,отбор бабла у лоховатого населения.
как сам думаешь если пиписька не стоит а к ней привязать карандаш,она будет считаться стоячей ?

Не ждите чуда,чудите сами.

Edisson

Команда клуба
Команда клуба

 

Сообщения: 7832Зарегистрирован: Сб авг 20, 2011 5:01 pm
Авто:: Pontiac Trans Sport 3,8

Год выпуска:: 1993

Место жительства: Орск,Оренбургская обл.

Re: Супротек-вред или польза?

BRUSON » Ср июн 08, 2016 9:01 pm

Не,ну просто реально много хороших отзывов,причем есть знакомые кто применял и применяет его и довольны.

BRUSON

 

Сообщения: 75Изображения: 1Зарегистрирован: Ср янв 13, 2016 6:45 pm
Авто:: Chevrolet Lumina APV 3,1

Год выпуска:: 1992

Место жительства: Ижевск

Re: Супротек-вред или польза?

Edisson » Чт июн 09, 2016 5:10 am

самовнушение,они сами это не применяют,кто его продаёт.можешь применить,дело твоё.
супротек,это армия клонов пишуших полезные отзывы.паренёк залил в новый автос этот еблотэк и писец приснился гидрикам,второй ливанул с устатку и менял клапана,соленоиды в акпп.
главное создать ореол славы а там уже похеру,что случиться,бабло срублено,деньгами за сломанный не компенсируют.
Супртек-Лохотрон
Отзыв рекомендуют: 83 Дата отзыва: 2015-10-09
Достоинства: Нет
Недостатки: Очень сильно портит новый дви
Имел глупость использовать супротек. Тупо содрал слой полированного метала с нового двигателя черное масло с металлическим шламом, черный фильтр. Т. е. состоялся жесткий износ двигателя, скорее всего провисла ослабла цепь ГРМ. Немцы или японцы сделали…
Читать весь отзыв комментарии (2)
———————————–
сергей 2015-10-11 19:18:00
А ты не думал,что у тебя и без супротека всё нормально бы было? Пользовался им целый год – эффекта ноль…. как было так и осталось – причём брал его у оф. представителя… Развод чистой воды и никто меня не убедит в обратном т.к. сам его испробовал.
———————————–
это не панацея,если авто издыхает,то ни чего уже не поможет,выкинул новые гидрики,точил поршневую…
———————————–
зачем тогда фильтра выпускают,присадка остаётся в фильтре или можно смело подавать в суд на производителя фильтров,потому как фильтрация не качественная.вся ваша присадка остаётся в фильтре акпп и двс.
ло хо трон,его ни кто не отменял…

Читайте также:  Рыбий жир в капсулах польза холестерин

Не ждите чуда,чудите сами.

Edisson

Команда клуба
Команда клуба

 

Сообщения: 7832Зарегистрирован: Сб авг 20, 2011 5:01 pm
Авто:: Pontiac Trans Sport 3,8

Год выпуска:: 1993

Место жительства: Орск,Оренбургская обл.

Re: Супротек-вред или польза?

Кыля Понт 2.3 » Чт июн 09, 2016 2:49 pm

Edisson писал(а):———————————–
зачем тогда фильтра выпускают,присадка остаётся в фильтре или можно смело подавать в суд на производителя фильтров,потому как фильтрация не качественная.вся ваша присадка остаётся в фильтре акпп и двс.
ло хо трон,его ни кто не отменял…

Не знаю что такое супротек,я так понимаю присадка в масло(лень гуглить),но в своё время,лет 17 назад пробовали хадо в дизельный Мерс 2.0 л,заводился только с толкача,компрессия упала,так вот после того как поездил с хадо поднялась компрессия, и стал заводится со стартера.Второй реально виденный мной случай положительного применения хадо,это заливка присадки в гур ауди 100 (там правда нет фильтра),но за считаные секунды начал пропадать скрежет,вначале совсем в ноль пропал,но через какое то время шумок появился,но шумок, а не скрежет,и так авто ещё долго отработал.Не знаю может разные присадки сравниваю,но пишу то что сам наблюдал.

Тот, кто смеется последним, обычно тормоз…

Кыля Понт 2.3

Команда клуба
Команда клуба

 

Сообщения: 1210Изображения: 10Зарегистрирован: Ср июл 15, 2009 9:18 pmОткуда: Курск
Авто:: Pontiac Trans Sport 2,3

Год выпуска:: 1996

Место жительства: курск

Re: Супротек-вред или польза?

ОЛЕГ Б » Чт июн 09, 2016 4:10 pm

ЭД ! Чё ты докопался до супротека? Чем он хуже того масла с молибденом, которое ты советуешь заливать? Такая же хрень, только под другой вывеской. Скажу про себя – заливал супротек два раза. Один раз за тыс км до смены масла, второй раз сразу же в свежее. Нужно было и в третий раз влить при смене масла, но честно – жаба задушила. Что в итоге: если раньше от замены до замены масла ( через 7 тыс)доливал литр ( при смене масла уровень был на нижней метке) то теперь при последней замене ( через 9 тыс) масло не доливал ни разу ( при замене уровень был на второй нижней метке). Как эта хрень “работает”, что там остаётся в фильтре мне на это наплевать, я вижу результат. Ну как то так.

ОЛЕГ Б

Команда клуба
Команда клуба

 

Сообщения: 942Изображения: 1Зарегистрирован: Пт ноя 02, 2012 11:50 am
Авто:: Pontiac Trans Sport 3,8

Год выпуска:: 1993

Место жительства: ЩЁЛКОВО, М.О.

Re: Супротек-вред или польза?

Edisson » Чт июн 09, 2016 7:17 pm

самые мощные моторы с нуля собирают на молибдене (спроси у Витали),дисульфид,сульфид молибдена,мотор получал от хаммера военного,новый,там памятка,мотор собран на смазке молибденовой и пакет 150 гр,против супротека нет притензий,но против того,что реально разработал профэссор 13 лет назад,там 13 лет назад были другие требования а сейчас другие и эта присадка не обновлялась.хадо каждые полгода синтезируется,обновляется формула.супротек разлить можно в сарае,бутылки штампуют в екб,термопласт…атф продают бочками.
да и вообще,заливка в моторы присадок,это не спасение,надо ухаживать за мотором или капиталить.если мотор прошёл 20 лет и вам достался полуживчик,то ку ли там чё-то лить,надо капиталить.вспомните сколько время смыло всякого рода присадок и таблетки в бак и прочяя ху ня в масло…итог ?
спорить неза ху чем,нравиться льёшь,не нравиться не льёшь,сомневаешься,читай отзывы,делай аналитику,НО помни карандаш к письке это не результат…

Не ждите чуда,чудите сами.

Edisson

Команда клуба
Команда клуба

 

Сообщения: 7832Зарегистрирован: Сб авг 20, 2011 5:01 pm
Авто:: Pontiac Trans Sport 3,8

Год выпуска:: 1993

Место жительства: Орск,Оренбургская обл.

Re: Супротек-вред или польза?

gryazi » Пт июн 10, 2016 11:33 pm

Pontiac Trans Sport 3.1 90г. был 5 лет
Oldsmobile Silhouette 3.8 95г. был 3 года
Pontiac Trans Sport 3.8 94г. с 2016
Chevrolet Lumina APV 3.1 94г. с 2020

gryazi

Команда клуба
Команда клуба

 

Сообщения: 2378Изображения: 41Зарегистрирован: Пн окт 05, 2009 7:53 pmОткуда: Заполярный, Мурманской
Авто:: Pontiac Trans Sport 3,8

Год выпуска:: 1994

Место жительства: Заполярный

Re: Супротек-вред или польза?

Vit » Сб июн 11, 2016 1:02 am

прежде чем лить что то в акпп или мотор кроме масла, задумайтесь над тем, что как то ваш мотор и акпп прожили без этих присадок четверть века….

Что может пойти не так, пойдет не так и это обязательно будет так.

Vit

Команда клуба
Команда клуба

 

Сообщения: 10375Изображения: 461Зарегистрирован: Чт май 29, 2008 4:13 pm
Авто:: Oldsmobile Silhouette 3,8

Год выпуска:: 1992

Место жительства: Королев

Re: Супротек-вред или польза?

Ruslan » Вт сен 27, 2016 5:45 am

Vit писал(а):прежде чем лить что то в акпп или мотор кроме масла, задумайтесь над тем, что как то ваш мотор и акпп прожили без этих присадок четверть века….

Вот это в точку, ничего лишнего!!!

Ruslan

 

Сообщения: 1139Изображения: 0Зарегистрирован: Вс дек 02, 2012 3:59 pm
Авто:: Хочу купить

Год выпуска:: Хочу купить

Место жительства: Узбекистон

Источник

Что собой представляет Супротек, стоит ли заливать его? С каждым годом наука развивается все сильней. Создаются различные материалы, оказывающие влияние на период эксплуатации силового агрегата. Среди подобных добавок обязательно стоит отметить Suprotec.

Это современная присадка, о которой достаточно часто можно услышать, почитав форумы автомобилистов. Комментарии и отзывы людей самые разные. Естественно имеются положительные и отрицательные. Одни люди заявляют, что присадка действительно работает, а другие твердо уверены, что нет никакого смысла заливать ее в мотор. Как же понять кто прав, а кто ошибается? Чтобы разобраться, стоит просто прочесть этот материал до конца. В нем будут приведены совершенно все ответы на имеющиеся вопросы.

Каков принцип действия присадки?

Супротек – стоит ли заливать его? Чтобы разобраться, стоит обеспечить мотору экстремальную обстановку. Только так удастся понять, есть ли смысл в этой присадке. В машинах, которые эксплуатируются в условиях низких температур, силовые агрегаты изнашиваются быстро. Примечательно, что масло несколько изменяет свойства, а именно такие параметры, как вязкость и плотность. Естественно, это не самым лучшим образом отражается на моторе. Достаточно часто у водителей возникают трудности с тем, чтобы запустить движок при слишком низкой температуре. Естественно, детали двигателя сильно нагружаются. Также наблюдается эффект масляного голодания. Как итог, механизмы, между которыми существует трение, изнашиваются очень быстро.

Читайте также:  Примула вечерняя польза и вред

Изначально может сложиться такое впечатление, что решить данную проблему практически невозможно. Но это не совсем так. Именно в такой ситуации может помочь Супротек. Попав в мотор, присадка создает масляную пленку в наиболее подверженных трению местах. Пленка образуется благодаря тому, что в составе добавки имеются специализированные вещества, создающие необходимую систему. Собственно, данная система и снижает нагрузку на трущиеся механизмы.

Если же углубиться в изучение физики, тогда следовало бы отметить следующие моменты:

  • Вещества, входящие в состав присадки, имеют довольно высокий уровень активности. Данные вещества способствуют тому, что масло максимально долго остается на деталях. Поэтому на любой детали всегда останется какое-то количество масляной жидкости. В таком случае пуск мотора сделать будет намного проще даже в сильный мороз.
  • Присадка приводит к тому, что сила трения между механизмами снижается. Таким образом удается нормализовать число оборотов в момент пуска движка.

Есть еще один достаточно важный момент, забывать о котором не рекомендуется. Речь о том, что при использовании Супротека увеличивается компрессия. В таком случае улучшается качество сгорания горючего.

Эффективность

Собственно, наступил тот момент, когда следует максимально подробно разобрать достоинства присадки Suprotec:

  • Значительно увеличивается компрессия в силовом агрегате.
  • Из мотора удаляется нагар, а также те элементы, которые можно отнести к продуктам износа.
  • Давление в системе смазки приходит в норму.
  • В моменты трения снижается процент выгоревшего масла.
  • Благодаря тому, что повышается компрессия, появляется возможность снизить расход топлива на десять процентов.
  • Движок в любой ситуации выдает максимум от собственной мощности.

Срок эксплуатации силового агрегата увеличивается в несколько раз за счет того, что падает коэффициент трения. Естественно, степень износа отдельных элементов мотора тоже снижается.

  • Повышается такой эффект, который называется демпфирующим. Силовой агрегат работает намного тише, чем без данной присадки.
  • Число вредных веществ, поступающих в атмосферу, снижается на пятьдесят процентов.
  • Движок отлично запускается без дополнительного прогрева. Как уже было сказано, запуск возможен даже при максимально низких температурах.
  • Мотор будет полноценно работать даже в том случае, если некоторое время наблюдается эффект масляного голодания.
  • Уплотнители и сальники не изнашиваются на протяжении достаточно длительного периода времени.
  • Значительно повышаются характеристики гидрокомпенсаторов.

Что касается стоимости Супротека. Сразу нужно отметить, что нет смысла приобретать поддельную продукцию, ибо она не улучшит работу мотора, а наоборот – может привести к достаточно серьезным сложностям. Чтобы этого избежать, лучше сразу обзавестись оригиналом. Стоит он конечно не слишком дешево, но исходя из выше написанного, цена себя полностью оправдывает.

Данная статья позволила разобраться в действительно важных вещах. Стало известно, какой принцип работы у Супротека. Ну и конечно, теперь у всех появился конкретный ответ на следующий вопрос: Супротек – стоит ли заливать его? Материал уверит каждого водителя в наличии большого количества положительных свойств у этой добавки для мотора.

Читайте также:

Расшифровка моторных автомобильных масел

Какие обороты лучше для автомобиля, чем плохо высокие обороты.

Источник

Я никогда не верил в средства для ращения волос, эликсиры вечной молодости и лекарства от всех болезней. Не верю в чудеса и поныне, однако из года в год на Московском автосалоне вижу один и тот же аттракцион — на пьедестале перед публикой стоит машина и часами тарахтит на холостых оборотах. При этом поддон у двигателя снят!

Фирменный стенд НПТК «Супротек» расположился у главного входа на выставку. Присадку покупаем, что называется, из первых рук.

Фирменный стенд НПТК «Супротек» расположился у главного входа на выставку. Присадку покупаем, что называется, из первых рук.

Подумал — фокус для простаков. По прежней специальности я инженер-механик и за 15 лет работы на автобазах вдоволь насмотрелся на последствия таких опытов. В лучшем случае — проворот вкладышей, в худшем — проломленный блок и списание мотора.

На старт! Обе машины без масла, но синяя прошла обработку присадкой. Поможет ли?

На старт! Обе машины без масла, но синяя прошла обработку присадкой. Поможет ли?

Без нагрузки, конечно, какое-то время движок проработает, но потом обязательно застучит. Но чтобы часами и изо дня в день — да я скорее съем свои галоши! А может, вся хитрость в том, что время от времени подносят к маслоприем-нику двигателя тазик с маслом —утолить, так сказать, масляный голод? Тогда, конечно, эта карусель будет крутиться вечно.

Долго ходил поодаль, поглядывал за аттракционом: нет, не подносят! И маслоприемник, и крышки подшипников коленва-ла совершенно сухие, под двигателем на асфальте ни капли, а поди ж ты, работает. Так где же дурят нашего брата? Так родился план — проверить действенность препарата в настоящих ходовых испытаниях, на серийных автомобилях.

Перед началом операции «сверим часы» — оба двигателя абсолютно исправны.

Перед началом операции «сверим часы» — оба двигателя абсолютно исправны.

Колебаний в выборе жертвенных машин не было — конечно, «Жигули», нестареющая «классика»! Их в России больше, чем любых других, и выпуск все еще продолжается. Их эксплуатируют повсюду, зачастую не на самых лучших маслах. Вместе с тем машина хорошо изучена и, что немаловажно, относительно недорога.

К началу Московского автосалона 2007 нас уже ждали две новенькие впрысковые «пятерки». Одна — контрольная, для сравнения, вторая — для собственно эксперимента. На ней-то и посмотрим, насколько чудотворна присадка.

Из поддона вытекают последние капли масла. Теперь система смазки «с сухим картером».

Из поддона вытекают последние капли масла. Теперь система смазки «с сухим картером».

У рекламного стенда прикидываюсь лояльным простаком и, выслушав от представителя фирмы подробные рекомендации по обработке двигателя, покупаю два флакончика смазочной композиции «Супротек» — как раз для полной обработки одного мотора.

СХЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЗАЩИТНОГО СЛОЯ И ТРИБОХИМИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ ЗАЩИТНОЙ СТРУКТУРЫ:
1  — очищенная от оксидов поверхность (с замещенной структурой);
2 — полости («карманы»), заполняемые смазкой;
3 — подрастворенный поверхностный слой;
4 — защитная стр

СХЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЗАЩИТНОГО СЛОЯ И ТРИБОХИМИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ ЗАЩИТНОЙ СТРУКТУРЫ:
1  — очищенная от оксидов поверхность (с замещенной структурой);
2 — полости («карманы»), заполняемые смазкой;
3 — подрастворенный поверхностный слой;
4 — защитная стр

Согласно инструкции заливаем препарат в прогретый двигатель и спустя 1000 километров пробега меняем масло и фильтр. Второй этап обработки — новая порция «Супроте-ка» и езда с ним до очередной (по регламенту) замены масла. Этого, как уверяет производитель, для нового мотора достаточно. Старому, дымящему и поедающему масло литрами, могут понадобиться и четыре обработки подряд, после чего он тоже должен обрести вторую молодость — восстановить утраченную компрессию, давление и расход масла, мощность и экономичность.

Пока контрольная и экспериментальная машины идут одинаково уверенно, но еще не вечер!

Пока контрольная и экспериментальная машины идут одинаково уверенно, но еще не вечер!

ДО ПЕРВОГО СТУКА

Предписанные для обработки километры пройдены — приступаем к первой части эксперимента: так может ли автомобиль ехать без масла? Если да, то как долго и насколько поможет ему в этом чудодейственная присадка? Прежде чем слить масло, прогреваем двигатели до рабочей температуры, проверяем давление, компрессию — все, как и подобает новым машинам, идеально: масло — 4 кгс/см2 при 3000 об/ мин, компрессия — 13 кгс/см2.

Как только из поддона контрольной (необработанной) «пятерки» вытекает последняя капля, пускаем на минуту двигатель, чтобы соблюсти чистоту эксперимента. Теперь сухо и в масляном фильтре. Ждем, пока остатки стекут со стенок блока, завинчиваем пробку и повторяем ритуал со второй машиной.

Неужели один флакон препарата преваратит двигатель в «вечный»? Но когда-то и паровоз считали бесовским изобретением.

Неужели один флакон препарата преваратит двигатель в «вечный»? Но когда-то и паровоз считали бесовским изобретением.

Из города выбираемся с особой осторожностью, скорость — 50–60 км/ч, на светофорах двигатели на всякий случай глушим — неизвестно, насколько их хватит. Спустя полчаса наш караван — две обреченные «пятерки» и «Волга» — аварийный буксировщик ложится на курс. Конечный пункт на Ново-Рижском шоссе пока не определен, едем «до первой крови» — то есть пока один из моторов не застучит, а дальше все зависит от того, как скоро это случится. Производитель присадки утверждал: будете ехать «экономно», не раскручивая двигатель более 2000 об/мин и особенно не нагружая, — до Питера и обратно выдержит. Свежо предание! Нам бы для начала хоть десяток километров одолеть…

Читайте также:  Отруби расторопши польза и вред как принимать

Чтобы не пропустить самого интересного, сел за руль контрольной машины. Она, по обещанному сценарию, должна застучать первой. Впереди в двух десятках метров идет экспериментальная.

О том, что мотор без масла, напоминает лишь контрольная лампа.

О том, что мотор без масла, напоминает лишь контрольная лампа.

Скорость 70–80 км/ч, оба мотора работают как ни в чем не бывало, разве что назойливая красная лампа на щитке не дает забыть, что в картере сухо. Педаль газа «классики» и задумана туговатой, а тут кажется, вовсе не продавишь — не хочет мотор пасть жертвой любопытства. Сижу как на иголках, прислушиваясь к каждому шороху под капотом. Проходит еще полчаса, позади уже 50 км, а конца дороге не видно — температура в норме, реакция мотора на газ адекватна, посторонних шумов нет. И это на обычной машине, в масле которой не было никаких присадок! Не буду утомлять читателя описанием этого путешествия: чуда не случилось, на 74-м километре мотор стал потихоньку постукивать. Сначала под нагрузкой, а через сотню метров и на сбросе газа. Стук отчетливый, шатунный, его ни с чем не спутаешь. Не дожидаясь «руки дружбы» — проломленного картера, глушу мотор. Из трубки масляного щупа поднимается легкий дымок…

К нашему изумлению, мотор серийных «Жигулей» продержался без масла 74 километра!

К нашему изумлению, мотор серийных «Жигулей» продержался без масла 74 километра!

150 КМ БЕЗ МАСЛА

Тем временем мотор обработанной «пятерки» будто бы пребывает в прекрасном состоянии — не дымит, не греется, посторонних шумов не издает, отлично тянет, а из трубки щупа нет даже запаха горелого масла. С другой стороны, еще минуту назад и тот, что уже застучал, работал ничуть не хуже. Может, случайность, и «заряженному» жить осталось пяток километров?

Ожидаемый результат сухого трения: коленвал и шатун — под замену…

Ожидаемый результат сухого трения: коленвал и шатун — под замену…

Как бы то ни было, первый результат эксперимента уже достигнут — серийный «жигулевский» двигатель без масла, вопреки общепринятому мнению и, признаюсь, к моему немалому удивлению, способен работать довольно долго, если, конечно, не требовать от него полной мощности. Поэтому, кстати, рекомендацию некоторых спецов заполнять масляный фильтр при его замене можно считать надуманной. Тем не менее уповать на нормальную работу двигателя без масла — с присадкой ли, без нее — не стоит. Хотя наш одолел 74 километра, это не значит, что любой другой повторит этот результат. Во-первых, двух абсолютно одинаковых моторов не бывает — поля допусков на размеры, твердость, чистоту обработки деталей могут сложиться как угодно, а во-вторых, многое зависит от нагрузки на мотор. Как знать, будь наша «пятерка» полностью загружена, а дорога — не столь легка, сколько бы продержалась? Нам же требовалась точка отсчета.

Но что делать с «пятеркой», получившей инъекцию выносливости — продолжать движение до победного конца? В результате и на ней двигатель заклинит. «Супротек» — не средство Макропулоса, вечной жизни не обещает. Его задача — защита пар трения, оптимизация зазоров и восстановление изношенных или поврежденных поверхностей. А езда с сухим картером — не более чем демонстрация возможностей новой смазочной композиции. В эксплуатации такой режим, разумеется, недопустим. Однако если прямо сейчас завершить эксперимент и залить в двигатель масло — не получим убедительного подтверждения работоспособности препарата.

…и неожиданный — с присадкой «Супротек»: следов аварийного износа не обнаружено.

…и неожиданный — с присадкой «Супротек»: следов аварийного износа не обнаружено.

Решено: караван возвращается домой, но уцелевшая «пятерка» по-прежнему идет без масла. Из-за ремонта дороги полчаса ползли в пробке с пешеходной скоростью. Разгон —торможение, первая передача, неустановившийся режим — лишнее испытание для мотора. Хоть бы продержался, ведь наш буксировщик уже занят.

1:0 В ПОЛЬЗУ ПРИСАДКИ

В гараж подопытная «пятерка» возвратилась уже затемно, но главное — своим ходом! Наутро приступаем к тщательному осмотру двигателей. Как и предполагали, вкладыши шатуна второго цилиндра контрольного мотора раскатаны в фольгу и выдавлены из постели. Нижняя головка посинела, а при попытке снять ее крышку оборвались оба болта. Шатунная шейка задрана так, что вал — под замену. Что ж, результат масляного голодания закономерный. Кстати, мотор отделался малой кровью — коренные вкладыши, цилиндро-поршневая группа и распред-вал не пострадали.

Компрессия — лучше не бывает, а позади 150 км без масла.

Компрессия — лучше не бывает, а позади 150 км без масла.

А как перенес «диету» обработанный двигатель? Заливаем масло, пускаем — работает как ни в чем не бывало. Измеряем компрессию, давление масла — результаты ничем не отличаются от полученных перед поездкой. Снимаем поддон, вскрываем коренные и шатунные подшипники — ни на вкладышах, ни на шейках вала следов износа нет. А позади 150 километров без масла! Хорошо, что перед началом эксперимента я вслух не поклялся съесть галоши…

Контрольные замеры пар трения (коренные и шатунные шейки, распредвал, гильзы и поршни) отличаются от первоначальных не более чем на величину погрешности измерения. Справедливости ради заметим, что и на контрольном двигателе уцелевшие шейки также не вышли из поля допуска, что, впрочем, ничуть не противоречит теории. Износ при работе без масла развивается лавинообразно и за несколько секунд превращает новую деталь в металлолом. Отсюда, кстати, предостережение: без крайней необходимости не пытайтесь ехать без масла — момент начала «стука» вы не уловите, а уже при первых его признаках двигателю потребуется серьезный ремонт. Кстати, после этого эксперимента мы залили «Супротек» и в редакционную «десятку» с пробегом около 100 000 км.

Так вот, спустя несколько дней бортовой компьютер в режиме измерения расхода топлива показал, что на холостых оборотах потребление с прежнего 1,0 л/ч снизилось до 0,9 л/ч — значит, потери на трение стали чуть меньше. Повторили эксперимент в лабораторных условиях на почти новой «Приоре» — при одних и тех же условиях, на одном и том же топливе. Тенденция сохранилась (см. таблицу) — разница в часовом расходе топлива в пользу присадки.

Так каков же вывод из результатов нашего эксперимента, работа без масла — чудо или фокус? Ни то, ни другое —наука!

Впереди — продолжение эксперимента. Какова эффективность присадки по восстановлению изношенного двигателя? Сможет ли она, как обещает производитель, заменить капремонт или, по крайней мере, значительно отодвинутьего срок? Кстати, «Супротек» в этой нише не одинок: «Форсан», «Ха-до», органометаллокерамика AG из Новосибирска… Словом, тема далеко еще неизученная, спорная, поэтому любопытная. Интересно услышать мнение специалистов, ученых, экспертов. Приглашаем всех заинтересованных лиц к дискуссии на эту тему.

КАК РАБОТАЕТ «СУПРОТЕК»

По словам разработчиков, действие состава основано на способности его активных компонентов образовывать на поверхностях трения особые ячеистые структуры, удерживающие смазку. Они-то и формируют поверхность, называемую слоем третьего тела. Вкратце механизм этот работает так.

При соударении микронеровностей в зоне трения в этих точках изменяются теплофизические характеристики. Под действием высоких давлений и температур на поверхности деталей образуется ультрамелкодисперсный порошок карбида железа — он снимает с поверхности загрязнения, а механизмы избирательной адсорбции застраивают ее ячеистой структурой. Застройка идет тем интенсивнее, чем чище поверхность. «Чистая» означает — не окисленная, свежезадранная. То есть состав сам находит слабые места и защищает их. В конечном счете на поверхности формируется самовосстанавливающийся слой со сверхнизким сопротивлением деформации сдвига.

ДОПИНГ-КОНТРОЛЬ

Что покажут лабораторные испытания присадки: не повредит ли она другим свойствам масла? Чтобы ответить на этот вопрос, мы передали в НАТИ образцы масел, на которых работали обе «пятерки». Приводим заключение специалистов.

Результаты оценки эффективности КС (композиции смазочной) приведены в таблице. Из нее видно, что при добавлении КС в неработавшее масло его моющие свойства несколько улучшились. При отсутствии информации о составе КС можно предположить, что она содержит компоненты, улучшающие не только смазывающие (трибологические), но и антиокислительные (моющие) свойства. В процессе работы моющие свойства масла, естественно, снижаются. Это же относится практически ко всем показателям, что также подтверждается результатами проведенных испытаний.

Добавление в масло КС практически не изменило его трибологические характеристики, оцениваемые на машине трения ЧШМ. Все контролируемые параметры остались на уровне образца сравнения. Очевидно, при жестких, но кратковременных режимах испытаний на ЧШМ (четырехшариковой машине трения) не реализуется предполагаемый эффект противоизнос-ного действ?