Есть ли польза от симуляторов
Стрелялки, бродилки, гонки, симуляторы, стратегии – виртуальных забав сейчас большое разнообразие. Они не только в компьютерах, но и в каждом телефоне. В них играют не только дети, но и взрослые.
Уже практически нет такого человека, который не столкнулся бы с видеоиграми. Студенты и офисные работники успевают играть на своих устройствах, пока едут в метро. Многие люди пенсионного возраста увлечённо передвигают свои пальцы по смартфону в надежде загнать виртуальный шарик в лунку. Трёхлетние малыши с фантастической скоростью осваивают современные гаджеты и сами скачивают из Интернета всё, что им попадётся.
В России выросло уже как минимум одно поколение, знающее о компьютерных играх достаточно, чтобы передать и привить хороший вкус своему ребёнку.
Мнения людей о пользе и вреде игр разнятся. Одни считают, что игры опасны для детской психики: появляется агрессия, безэмоциональность, сужается круг интересов и так далее. Другие говорят, что по большей части эти представления ошибочны, и уверяют в обратном: игры развивают сообразительность и целеустремлённость.
Если ещё 20 лет назад старшее поколение проявляло к компьютерным играм большое недоверие, то сегодня игры значительно расширили свою возрастную аудиторию. По данным статистики, в России примерно 60% людей играют в игры (консольные, компьютерные, онлайн-игры, игры для смартфонов). Причём большинство игроков – это взрослые люди, которые интересуются видеоиграми не меньше, чем дети и подростки. Средний возраст геймера в России – 30 лет. В Америке – около 40 лет.
Большинство родителей внимательно следят за тем, во что играет их ребёнок. Многие родители стараются найти время и поиграть вместе со своими детьми.
Некоторым родителям гаджеты служат некой палочкой-выручалочкой. С помощью неё ребёнка можно вмиг заставить молчать. Для этого нужно просто поместить в его руки планшет. Малыш плачет – мама достаёт планшет. Малыш не плачет. Если такую операцию проделывать многократно, то ребёнок действительно становится зависимым от виртуальной игрушки, доходя до фанатизма.
В чём же конкретно польза и вред от компьютерных игр?
Для взрослого человека введение компьютерных игр в свою жизнь будет скорее быстрой забавой, разрядкой после рабочего дня, затем он возвращается к своим прежним занятиям и хобби.
Восприятие ребёнка иное, как и уровень ответственности перед окружающими: дети ведут себя беспечно, ни за что не отвечают, поэтому для них действительно велика вероятность пропасть в виртуальной реальности.
Родителям не стоит запрещать ребёнку играть в игры, наоборот, он должен быть на ты с компьютером и другой техникой. Здесь главное – внушить хороший вкус и научить умеренно пользоваться компьютерными технологиями. Ну, и, конечно, неплохо бы разбираться в играх.
Игры бывают разные, как полезные, так и исключительно для забавы. Ребёнка стоит познакомить с играми-тренажёрами, обучающими интерактивными программами (например, изучение мира динозавров в 3D), играми с терапевтическим направлением (например, доктор) и самыми популярными тоже, то есть играми для удовольствия, где ребёнок может почувствовать себя в роли супергероя. Как раз из-за них родители часто ругают своих детей, думая, что те балбесничают и от жизни им ничего не надо. Это не совсем так.
Игры в жанре «Adventure», то есть приключенческие, часто создаются, как мультфильм, в котором ребёнок управляет происходящим. Маленький геймер погружается в сюжет, ищет разгадки, много думает головой.
«Стратегии» предполагают масштабное управление городами, войсками, полезными ископаемыми – отличный задаток для будущего экономиста.
«Логические» видеоигры – это опять же головоломки. С помощью них можно научиться письму, чтению, языкам и многому другому.
«Симуляторы» позволяют маленькому мальчику почувствовать себя в роли машиниста поезда, пилота самолёта, капитана корабля.
Польза от компьютерных игр:
– развивают внимание к деталям, реакцию, моторику пальцев;
– игры на логику развивают память, заставляют думать;
– в целом игры развивают воображение, учат подходить к решению задач творчески, нестандартно;
– через игру ребёнка можно научить работать в разных полезных программах;
– можно забавно провести свободное время в одиночку, с друзьями, с родителями.
Вред от компьютерных игр:
– длительное время за компьютером приводит к ухудшению зрения, перенапряжению мозга;
– при неправильной позе могут появиться болезни суставов и позвоночника;
– жестокие и бессмысленные игры приводят к агрессии, влияют на неокрепшую психику;
– если постоянно играть, снижается желание общаться с людьми;
– игры вызывают зависимость у детей и подростков, что ведёт к дальнейшим проблемам (например, неуспеваемости в школе).
Что же делать с компьютерными играми?
Компьютеры помогают нам во всём и облегчают жизнь. Без них современному человеку никуда. Так же и с играми. Многие из них призваны обучить нас чему-то, ведь когда обучение происходит в форме игры, это всегда хорошо. Игры дают толчок нашему воображению, заставляют думать и решать головоломки.
Если говорить о вреде компьютерных игр, то он, в основном, связан с неумеренным их использованием. Требуется делать перерывы и проводить за играми не более двух часов в день. Родителям нужно правильно подобрать игру для ребёнка и сделать упор на развивающие игры. И, конечно, не стоит забывать о других занятиях, есть множество устных и настольных игр. Компьютерные игры – это здорово, но не в ущерб сну, прогулкам, спорту, чтению и т.д.
P.S.
Компьютерная зависимость у детей – серьезная проблема. Но реалистичные сцены насилия, перестрелки и погони – не единственные характеристики видеоигр.
Есть и полезные проекты, проверенные учёными, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Данная статья основана на моём личном опыте, фактах и исследованиях по всему миру.
1) Есть замечательные проекты, которые показывают как работают различные системы, например, есть игра Spore, где игроку дается возможность подучить биологию: от маленькой биологической клетки, пройти всю эволюцию и создать целое государство. Есть один физик из Стэнфордского университета Ингмар Ридель-Крузе, создавший целую коллекцию видеоигр, которые уже помогают студентам закреплять учебный материал. https://pubs.rsc.org/en/content/articlepdf/2011/lc/c0lc00399a
Существует множество симуляторов, каждый из которых даст представление о той или иной сфере деятельности: Градостроительные симуляторы (Sim City), социальные игры про общество и взаимодействие (Sims), Авиасимуляторы (X-Plane 10), Космические симуляторы (Kerbal Space Program и Universe Sandbox). Игры помогают развиваться, развлекая, и в этом – их главная ценность. Помимо ПК или обычной игровой приставки, есть множество.
По поводу моторики. Исследование, проведенное австралийским Университетом Дикина, обнаружило, что дети в возрасте от 3 до 6 лет, которые играли в интерактивные игры на приставке Wii, обладают более развитой двигательной моторикой. (https://medicalxpress.com/news/2012-07-kids-interactive-video-games-motor.html)
Т.е. если у Вас вызывает скептицизм обычная клавиатура или джойстик, есть очень много внешних устройств для двигательной деятельности. Можно приобрести интерактивные игры с двумя манипуляторми для рук, можно и шлем виртуальной реальности приобрести, для него есть масса познавательных вещей в форме игры, есть спортивные тренажёры, танцевальные ковры, имитаторы гитары и барабанов и т.д.
2) Интересные тренажёры для развития памяти, внимания, реакции, сделанные в игровой форме имеются как и для ПК, так и для андройд, Например, Викиум https://wikium.ru
3) Через игру ребёнка можно научить работать в разных полезных программах
Здесь можно привести много примеров. Например, мне благодаря тому, что игры периодически не работали, приходилось разбираться в устройстве компьютера и программном обеспечении. Это может вдохновить ребенка осваивать компьютерный язык, а программирование – весьма перспективное занятие.
Можно делать с ребёнком мультфильмы, есть приложение для андройд FlipaClip, данное занятие очень увлекательное и перспективное, в дальнейшем ребёнок может изучить весь пакет Adobe. Профессия видеодизайнера, монтажёра, режиссёера очень перспективные.
Спор о том, полезны или вредны видеоигры, берет начало с тех давних времен, когда по темному экрану телевизора ползали вверх-вниз два белых прямоугольника, отбивавшие виртуальный мячик. Большинство людей считает компьютерные игры причиной множества психических и физических проблем – даже несмотря на отсутствие убедительных научных доказательств этому. Тяга к поиску простых решений лежит в основе человеческой природы, а компьютерные игры всегда были легкой мишенью. Мы предлагаем вам несколько доводов в пользу видеоигр.
Однако времена меняются, и сегодня существует достаточное количество профессиональных исследований, опровергающих заявления об однозначно вредном воздействии игр на психику и здоровье. Прежде чем начнете читать, вспомните – во всем должна быть мера. Никакая польза от видеоигр не оправдывает ежедневное десятичасовое погружение в виртуальный мир.
Видеоигры замедляют старение
Стареют все. И хотя никто не отрицает приходящие с возрастом опыт и мудрость, годы приносят с собой множество проблем. Поэтому, например, старичок на «Москвиче» едет со скоростью тридцать километров в час при разрешенных шестидесяти.
Но так же как занятия физкультурой позволят вам в шестьдесят чувствовать себя на десять лет моложе, так и мозг можно «держать в форме» с помощью видеоигр. В университете штата Айова было проведено исследование, в котором приняли участие 680 человек возрастом от 50 и старше, и вот к каким выводам пришли ученые:
Видеоигры ускоряют принятие решений
Шон Грин из университета Рочестера решил узнать, как игры влияют на нашу способность к принятию решений. Его целью было выяснить, могут ли игры, требующие от нас внимания к мелким деталям, повышать нашу способность к восприятию и тем самым улучшать принимаемые решения.
Группа молодых людей без опыта компьютерных игр наиграла 50 часов в стрелялку от первого лица. Второй группе предложили неторопливую стратегию. Оказалось, что шутеры, требующие внимания к объектам, неожиданно возникающим и исчезающим на периферии поля зрения, значительно улучшают так называемое «низкоуровневое восприятие» и действительно ускоряют принятие решений. Отличные новости для фанатов «Warface». И еще одна хорошая новость для любителей Варфейса – это новые кейсы Warface, которые представляет вашему вниманию и реализует магазин коробок удачи Warface “WARBOX”. Лучшие кейсы по самым доступным и достойным ценам.
Видеоигры улучшают зрение
Вряд ли найдется геймер, ни разу не слышавший от родителей фразу: «Ослепнешь, если будешь целыми днями таращиться в монитор». Долгое время считалось, что игры приводят к утомляемости зрения и «синдрому сухого глаза» из-за снижения частоты моргания. Еще одна группа исследователей из университета Рочестера решила доказать вред, причиняемый играми зрению.
В исследовании 2009 года приняла участие группа опытных геймеров, чьей специализацией были «Call of Duty» и «Unreal Tournament 2004». Вторая группа играла в медленные игры, такие как «Sims 2». Тесты показали улучшение зрения игроков в шутер. Руководитель исследования Дафна Бавелье пришла к выводу, что такие игры развивают способность, которая называется контрастной чувствительностью.
Эта способность позволяет нам различать оттенки серого на цветном фоне, и особенно важна при управлении автомобилем в ночное время.
Видеоигры способствуют социальной адаптации
Распространенный стереотип описывает человека, увлеченного миром компьютерных игр, как застенчивого или даже асоциального. Ученые трех разных университетов США и Великобритании установили, что геймеры, принимающие участие в социальной жизни, очень общительны и дружелюбны.
«Средний геймер – это не антисоциальный тип, неделями не выходящий из своей комнаты. Напротив, они очень активно взаимодействуют с обществом», – заявил один из исследователей, посетивший более двадцати мероприятий, посвященных играм. Исследователи также выяснили, что общая любовь к играм может стать основой долгих и счастливых семейных отношений.
Видеоигры развивают способность к обучению
Исследователи из двух лондонских университетов опровергли распространенное мнение, что игры отрицательно влияют на успеваемость в школе.
Другими словами, люди, хорошо играющие в быстрые игры, требующие постоянной вовлеченности и размышлений, способны преуспеть и в учебе. Приятно знать, что любимая игра не только развлекает, но и развивает.
Видеоигры улучшают зрительно-моторную координацию
Существует множество профессий, требующих более развитой моторики, чем у обычного человека. Конечно, хирургам необходимы отточенные навыки владения инструментом не только затем, чтобы провести успешную операцию, но и чтобы попутно не задеть артерию или жизненно важный орган. Поэтому от хирургов сегодня требуют проводить еще и виртуальные тренировочные операции.
Ученые из медицинского отделения Техасского университета заинтересовались, кто сможет лучше провести такую операцию – школьник, студент колледжа или практикующий врач. Исследователи были удивлены, когда выяснилось что больше остальных преуспели ученики старших классов, проводившие за видеоиграми минимум 2 часа в день.
Видеоигры учат фокусировать внимание
Родители сегодня часто беспокоятся о том, что их ребенок, сидя в классе, думает о «Майнкрафте» или покемонах вместо того, чтобы слушать учителя. Однако в ходе теста на внимание и выявление закономерностей, проведенного ученым по имени Викрант Беджанки, опытные игроки заметно превзошли редко игравших или вовсе не игравших в компьютерные игры.
Видеоигры помогают преодолеть депрессию
Несколько лет назад исследовательская группа из Новой Зеландии заинтересовалась применением видеоигр для лечения расстройств психики, таких как депрессия. Была специально разработана игра под названием «SPARX», делающая психотерапию более интенсивной и увлекательной, чем обычный прием врача.
К исследованию были привлечено 168 подростков, ранее проявлявших признаки депрессии. Половина испытуемых получала традиционную терапию, вторая половина играла в «SPARX». В игре необходимо было создавать персонажей, избавляющих вымышленный мир от врагов, олицетворявших мрачные, разрушительные мысли.
Каждый этап включал сведения о депрессии, включая способы избавления от негативных эмоций. Игра помогла избавиться от расстройства не хуже, чем беседы с психотерапевтом.
Видеоигры помогают оставаться в форме
Подвижные компьютерные игры, такие как «Wii Fit» и «Wii Sports» по сей день широко применяются в реабилитационных центрах и домах престарелых на Западе.
Врачи из Центра исследования здоровья университета штата Оклахома провели эксперименты, доказывающие благотворное влияние активных видеоигр по сравнению с просмотром ТВ или интернет-сайтов. Тест показал, что «Wii Sports» дает такую же нагрузку на организм, как ходьба со скоростью 5 км/ч.
Видеоигры помогают сохранить отношения
Психологи Денверского университета выяснили, что совместное прохождение компьютерной игры ничем не хуже других способов развлечься и расслабиться для пары. Обнаружилось также, что мужчины придают большее значение совместным развлечениям, чем женщины.
В ходе исследования, начавшегося в 1996 году, парам был предложено ответить, какой аспект их отношений является наиболее важным. Ответы показали прямую зависимость между совместными «необязательными» занятиями и качеством отношений. Так что попробуйте видеоигры, почему нет? Как и сами видеоигры, область изучения их влияния на человека еще очень молода. До сих пор нет единого мнения – делают ли нас игры более склонными к насилию и менее – к состраданию. В последние годы ученые склонны утверждать, что компьютерные игры (шутеры и файтинги в том числе) скорее уменьшают и гасят агрессию у подростков, нежели провоцируют ее. Это показали несколько исследований, проведенных в разных исследовательских институтах разных стран. Предстоит проделать еще много исследовательской работы, прежде чем мы до конца поймем, как именно виртуальные персонажи, истории и миры влияют на человека физически и психологически, и как именно можно использовать их во благо.
Лихие 90-е с их неограниченной работой на гоночных трассах остались позади. Несмотря на растущие бюджеты, гоночные команды всё больше ограничены в реальных тестах, а компьютерные технологии продолжают выдвигаться на передний план. В ситуации, когда за пределами гоночного уик-энда у гонщиков всё меньше возможностей оказаться за рулём, продолжает расти роль симуляторов. То одна команда Ф-1 сообщает о доработке симулятора, то другая наконец-то получает в собственное пользование столь полезную вещь. Тем временем Nissan продолжает успешную программу, в рамках которой простые геймеры при помощи домашних симуляторов на базе PlayStation 3 и серии игр GranTurismo переквалифицируются в гонщиков высокого уровня вместе с профессиональной гоночной командой. Наконец, всё больше простых любителей автоспорта подходит к идее, что пора бы перебраться на новый уровень, сменив аркаду с джойстиком на нечто большее.
Пусть и понимаешь, что авария ненастоящая, но тело невольно дёргается в противоположную от отбойника сторону, с этим ничего не поделаешь!
В общем, давно настал момент, когда надо разобраться: а что же собой представляют те самые симуляторы? Мы говорим не о руле с двумя педалями, которые вы присоединяете дома к компьютеру или приставке, а о чём-то более серьёзном — том, что может принести пользу и профессиональному гонщику. Мы постарались разобраться на примере профессионального симулятора, разработанного компанией GameSTUL!..
Как это выглядит
…Промзона неподалёку от станции метро «Семёновская». Малоэтажное здание, перепрофилированное под офисы — с виду и не скажешь, что внутри, в одной из комнат, таятся симуляторы, на которых тренируются многие российские гонщики. Однако просим любить и жаловать – вот она, тренировочная база и одновременно место, где создаются новые симуляторы для всех желающих!
Если вы хотите получить в своё пользование самый навороченный вариант, то должны понимать: ему нужно не так мало места. Однако при желании можно заказать и что-то более миниатюрное: например, одна из моделей в сложенном виде вполне может использоваться как обычное компьютерное кресло, а затем всего за несколько секунд переходит в «боевой» режим.
Несколько секунд — и гоночное кресло готово к работе
В нашем «хардкорном» случае гоночное кресло установлено на специальной подвижной платформе Gordeo, перед которой расположены педали и сразу три экрана, обеспечивающие обзор «как бы из кокпита», плюс нашумевшие очки виртуальной реальности OCULUS RIFT 2, доработанные специалистами компании. Если просто гоночного кресла вам недостаточно, можно пойти по пути бывшего пилота Мировой серии «Рено» Даниила Мове: россиянин в своё время сохранил «на память» раму собственного болида Формулы «Русь», вокруг которого и построил дома симулятор.
На испытываемом нами симуляторе можно использовать несколько разных рулей, среди которых даже реплика рулевого колеса от «Феррари» Формулы-1. Переключение передач – лепестками, либо ручное, а можно и вовсе отдать его на откуп компьютеру.
Это если говорить о железе. Теперь перейдём к программной составляющей. Для тренировок в GameSTUL! используют программный симулятор Assetto Corsa — это адаптированная для игроков версия бывшего симулятора «Феррари», так что у него абсолютно гоночные корни. Программа позволяет задействовать и менять огромное количество параметров – как по настройке машины, так и по её поведению в зависимости от износа шин, количества топлива в баках или погоды. В вашем распоряжении различные трассы и типы автомобилей – то, что надо для изучения нового трека или получения прикидок по регулировкам машины. Есть возможность использовать и знаменитые rFactor и rFactor2, но, по признанию разработчиков симулятора, в настоящий момент они уже немножко устарели, хотя по-прежнему полезны.
Те самые очки OCULUS RIFT 2
Насколько похоже на реальность?
Что ж, самое время сесть за руль и сравнить ощущения с теми, что реально испытываешь на гоночной трассе (благо небольшой подобный опыт имеется). Отмечу, что в моём – дебютантском — случае установлен почти минимальный уровень раскачивания платформы с креслом – около 5 %. Новичку больше и не надо: а то тренировка может стремительно завершиться из-за того, что вас просто укачает.
Вообще, раньше я не очень понимал, как профессиональным гонщикам в принципе может стать плохо, хотя читал истории, что подобные проблемы возникали даже у Михаэля Шумахера. В итоге ваш автор провёл на симуляторе минут 20 — нет, потом не стало плохо, но лёгкое чувство дискомфорта действительно появилось. В целом кто-то может выдержать меньше, кто-то — больше, а кто-то вообще «неубиваемый», может держаться по несколько часов. Отчасти укачивание может быть вызвано использованием специальных очков Oculus, при которых изображение прямо на них, а не на экранах. Очки словно дополняют реальность, заставляют мозг по-другому реагировать на происходящее на трассе. Доводка Oculus только начинается, но уже очевидно, что это симуляторное будущее!
Итак, меня «выпустили» на старый «Нюрбургринг» за рулём «Лотуса» конца 80-х годов с турбомотором. Сами понимаете: проехав пару кругов, всю гигантскую трассу не выучишь, но какие-то связки и места в памяти остаются, так что со второго круга начинаешь атаковать сильнее. Турбодвигатель даёт о себе знать: на разгоне автомобиль готов сорваться в занос, нельзя слишком рано жать на газ. Несмотря на выставленные на минимум настройки, всё равно чувствуются поребрики: при проезде по ним появляется знакомая вибрация. То есть всё достаточно похоже на реальность.
Играет свою роль и шлем: когда вылетаешь с трассы, что на первых порах немудрено, объёмное изображение очень даже к месту. Пусть и понимаешь, что авария ненастоящая, но тело невольно дёргается в противоположную от отбойника сторону, с этим ничего не поделаешь! А когда разгоняешься ближе к 300 км/ч, то автомобиль становится трудно удержать на трассе: он рыскает, пытается вырваться из-под контроля. Этот момент тоже напоминает реальную обстановку.
Единственное, что не всегда точно отражено в симуляторе, это кочки и неровности асфальта, плюс меньше ощущаются перепады высот (последнее отчасти компенсируется всё теми же очками, но если просто смотреть на мониторы, то едешь по гладкой трассе). Для устранения перечисленных недостатков в Assetto Corsa используется технология лазерного сканирования трасс, позволяющая создавать максимально точную копию «живого» трека. Благодаря ей трасса буквально переносится в цифровой вид метр за метром, сохраняя все свои, даже мельчайшие, особенности.
Разные варианты рулей, включая «формульный»
«Многие жалуются на отсутствие физических ощущений и полагают, что ехать быстро и точно на компьютере им не позволяет именно нехватка обратной связи, — поясняет известный российский раллист Алексей Лукьянюк. — На самом деле визуальный канал даёт нам определяющий объём информации, и этого достаточно для развития новых умений и навыков. Конечно, в реальности ощущения во много раз полнее, и ехать по настоящей трассе порой даже легче, но так или иначе процесс управления машиной в основном строится на прогнозировании развития ситуаций. Если мы реагируем на физический импульс, то действуем по факту, без упреждения, а в случае визуальной оценки ситуации на основе опыта можно производить опережающие действия. Во всех видах спорта, связанных со скоростью, крайне важно уметь «смотреть вперёд», ведь мы двигаемся туда, куда направлен наш взор».
«В моём случае симулятор — хороший фитнес-тренажёр, — отметил со своей стороны пилот гоночной команды «Ниссан» Марк Шульжицкий, ставший первым россиянином в категории LMP1 «24 часов Ле-Мана». — Поработав в симуляторе час, очень сильно физически устаёшь. А вот ощущения сравнить пока невозможно. В реальности ты не всегда едешь так, как позволяешь себе на симуляторе. Реальная жизнь и реальная угроза — вот о чём нужно помнить».
Алексей Карачев. Профайл
Команда — GT Racing Team Viatti
Blancpain Sprint Series: вместе с Берндтом Шнайдером лидирует в зачёте Pro-Am Trophy.
Blancpain Endurance Series: занимает пятое место в зачёте Pro-Am Trophy.
Что это даёт
При мне за симулятором GameSTUL! Gordeo работал Алексей Карачев – гонщик, успешно выступающий в серии Blancpain за команду GT Racing Team Viatti. Алексею предстояло выступление на этапе в Сильверстоуне – трассе, которую он прежде не знал. Вот тут-то ему очень пригодился симулятор! Как вы понимаете, для начала пилот должен выучить конфигурацию круга, а уж затем можно начинать работу над настройками.
Благодаря симулятору Алексей получил в своё распоряжение виртуальную машину, максимально приближенную к её живому аналогу, установил схожий руль – и вперёд, на трассу! Один круг за другим по трассе — и в памяти уже остаются абсолютно все повороты. Ещё немного работы – и вот уже гонщик побивает виртуальный рекорд круга. Когда через несколько дней Карачев отправился на автодром, то уже точно представлял, как её необходимо проходить (естественно, всё равно на практике вносятся коррективы).
Гонщик GT Racing Team Viatti Алексей Карачев
Так что для профессионального пилота первая роль симулятора – это именно изучение (или извлечение из памяти) трассы. Дальше уже можно работать над настройками: подвеска, развесовка, уровень атаки антикрыла и многое другое. Понятно, что на реальной трассе многое может оказаться по-другому, симулятор не может дать стопроцентного совпадения, но какую-то базу вы получите.
«Симуляторы являются частью подготовки профессиональных гонщиков, — говорит Шульжицкий. — Сегодня это один из самых эффективных инструментов выучить трассу и подготовить себя к соревнованиям. К слову, в настоящее время не только гонщики работают на симуляторах, но и команды — когда обучают своих инженеров работать с машиной и настройками».
У Лукьянюка своя версия, что ещё могут дать симуляторы: «Как правило, на них я стараюсь искать резервы в себе — компенсирую недостатки модели автомобиля своими действиями. Это сильно помогает, когда приходится пересаживаться на новый автомобиль в реальности. Так легче быстро адаптироваться и подстроиться под машину, когда нет возможности качественно её настроить. Симулятор, при правильном подходе и отношении, может заметно повысить уровень многих навыков, особенно если чередовать виртуальные гонки с реальными. Я периодически в паузах между гонками тренируюсь в Richard Burns Rally и LFS — перед Ралли Финляндии WRC обязательно буду продолжать эту добрую традицию!»
Это если говорить о пользе для профессионального спортсмена. Если же вы просто хотите гонять дома в своё удовольствие, то можете быть уверены: это самое удовольствие непременно будет получено. Плюс не забывайте, что симулятор в теории может и стать вашим пропуском в профессиональный спорт – так, как это произошло у самого Шульжицкого, который стал победителем Nissan GT Academy в том числе после успешных испытаний на симуляторах дома во Владивостоке.
Победитель российского проекта GT Academy 2012, гонщик «Ниссана» Марк Шульжицкий
Цена вопроса?
Не секрет, что гонки – один из самых дорогих видов спорта. Постоянно нужна новая техника и так далее. Ну а как с симуляторами? Очевидно, тут есть несколько уровней. Нет никакого смысла сразу покупать себе самый навороченный вариант: вдруг через день вы поймёте, что прежний азарт внезапно пропал? Бюджетный, но при этом вполне качественный симулятор обойдётся примерно в 25 тыс. рублей. Правда, это касается именно железа: могут потребоваться дополнительные аксессуары, плюс, конечно же, руль, педали и компьютерная программа, где вы и будете гоняться.
Дальше уже можно переходить на следующие уровни – 35, 40, 50 тысяч… Если же мы говорим о симуляторе, который стоит в студии GameSTUL! — том самом, с подвижной платформой, тремя мониторами, с бывшим компьютерным симулятором
После покупки симулятора у вас будет куда большее право критиковать условного Ферстаппена после его аварии.
«Феррари» и очками виртуальной реальности, — то речь может идти о цене около миллиона рублей! Ну так, извините, там и уровень уже такой, что тренируются на нём профессиональные пилоты.
Вообще важный момент: нынешний уровень развития симуляторов (мы говорим о случаях, когда используется профессиональное кресло и всё остальное, а не просто аркадные гонки) уже не позволяет называть их простыми игрушками. Раньше кто-то мог даже стесняться собственного увлечения — например, просил службу доставки привезти симулятор в момент, когда это точно не увидят соседи. Сейчас же гоночный «девайс» — уже наоборот повод для гордости. Тем более раз в теории можно не ограничиться соревнованиями с такими же симрейсерами в чемпионатах типа OSRW, но и помечтать о чём-то большем.
И уж в любом случае после покупки симулятора у вас будет куда большее право критиковать условного Ферстаппена после его аварии или давать советы Росбергу в его почти безуспешной борьбе с Хэмилтоном…