Есть ли польза от курсов егэ

ЕГЭ — польза или вред?
Первое, что хочется сделать — так это развеять заблуждения
людей о том, что ЕГЭ препятствует взяточничеству со стороны учителей — это
ошибочная точка зрения. Те люди,которые рассчитывают поступить в ВУЗ за счет
денег — они поступят! Но мы говорим не о поступлении, а о сдаче ЕГЭ — ведь на
данный момент существует множество вариантов сдачи экзамена со знаниями
первоклассника.
Первый вариант:учителя сами решают ЕГЭ — т.е. если вы на
устном экзамене подкупили учителя, то вам не составит труда подкупить его и на
ЕГЭ — дали взятку — и учитель сам выполняет ваши задания.
Вариант второй:сейчас широко внедряются шпионские наушники,
т.е. существуют фирмы типа «экзамен на пятёрку”, которые предоставляют вам
наушник с микрофоном, с которого совершается вызов куда угодно и кому угодно; с
обычного мобильного телефона, либо как дополнительная услуга — люди, которые в
приблизительно за 7000 рублей решат ваш вариант.
Третий, и самый простой — купить в интернете ответы для ЕГЭ.
Отзывы о них поступают положительные, но это не проверенный способ.
И после этого мы ещё можем говорить о том, что с помощью ЕГЭ
выделяются талантливые люди, единицы из миллионов, элита!?Как бы не так — эта
элита уже сдала свои экзамены в прошлом веке, а сейчас сдает экзамены за других
. Вот так то — элиты не будет еще и по
той простой причине, что даже учителя ВУЗ-ов не могут решить последние задания
части «C”, которые
предназначены для выделения действительно лучших учеников из общей массы.
Для определения объёма знаний и способностей,талантов ученика
важен индивидуальный подход к нему. А Единый
Государственный Экзамен его полностью исключает. Как же в таком случае
выделять таланты? На стандартном экзамене
учащийся мог показать всю широту своего кругозора, в то время как при
нововведенной системе ученик должен подстраиваться под мнение составляющего
вопросы. А ведь при другом составе группы людей,занимающейся этим, вопросы бы были совершенно иными. Экзамен не должен
представлять собой выбор одного-единственного «правильного» ответа из
нескольких вариантов, составленных элитой, руководствующейся исключительно
своим собственным субъективным мнением. Следовательно, кому-то это очень
выгодно.
Кстати говоря, на Западе такая система считается очень
ущербной. Там эта система зубрешки в сочетании с тестированием изжила себя. Мир
осознаёт её нелепость,но ведь всё наше правительство и министры стремятся быть
на одном уровне с Европой!
В СССР главным принципом усваиваемости материала было как
раз его понимание, а не бессознательная зубрешка. В результате чего советское
образование до сих пор считается лучшем в мире. Еще президент Джон Кеннеди в свое время признал: «Мы проиграли русским
еще за школьной партой».
Чем же все-таки ЕГЭ хуже обычного экзамена? Во-первых,
гуманитарные предметы лучше сдавать в устной форме, с возможностью отстаивать
свою собственную,а не чужую позицию,что позволило бы определить потенциал
ученика при поступлении в ВУЗ.А для точных наук такая система допустима,из-за
того, что правильный ответ может быть только один, но есть и один недостаток
часть «С” проверяют люди, которые за день проверяют тысячи работ,которым после
двухсотой работы хочется лишь вернуться домой и выспаться,которые из-за
усталости могут не проверить их должным образом. Но в данном случае все
исправимо аппеляцией,пересдачей. Так что по отношению точных наук ЕГЭ вреда не
приносит, если не считать коррупции, конечно. Во-вторых, ЕГЭ уравнивает всех
абитуриентов, смешав тех, кто «еле дотянул», и по-настоящему
выдающихся учеников.
Обидно за тех, кто еще не понимает всей проблемности данного
вопроса. Такие люди заявляют: «Кто учил, тот напишет” — а напишет ведь не тот,кто учил,а тот, кто
«зубрил”. Правительство максимально сокращает бюджет, экономит на нас,и даже
конституцию под себя переписывает,а вот ничего полезного не делает,только
планирует…А вот на подобные эксперименты никогда не скупится!
Конечно пользы. Родители перестали бегать по знакомым, пытаясь создать чадам условия для поступления, вкладываться в репетиторов. Пусть отчасти это и натаскивание, но это вложение в ребенка. Моя дочь в прошлом году сдавала ЕГЭ и смогла поступить в лучшие вузы страны. Мне во сне не могло присниться, что мы всей семьей будем сидеть за столом и выбирать ей институт, ведь она поступила в несколько вузов, входящих в пятерку лучших. Другое дело, ЕГЭ требуется совершенствовать, ведь вопросы тестов адресуются к деталям, к какой-то казуистике. В результате детей натаскивают на знание нюансов, а основополагающие вещи и фундаментальные знания уходят на второй план.
Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Как частное лицо, а не руководитель региона я считаю, что эта форма оценки знаний не подходит для российского менталитета. С другой стороны, у нас в Ивановской области больших нарушений и скандалов, связанных с ЕГЭ, не было. Определенные проблемы мы чувствуем и понимаем, но никакой обеспокоенности нет.
Михаил Мень, губернатор Ивановской области
Пользы больше. Теоретически ЕГЭ — вещь правильная, хотя в нашем исторически искривленном пространстве прямая — не всегда кратчайшее расстояние между двумя точками. Но надо выпрямлять пространство, а не строить кривые линии. Конечно, в шутке про то, что 15% поступивших в МГУ по ЕГЭ не смогли расшифровать название вуза, есть доля правды. Но если отменить ЕГЭ, нарушений будет еще больше. Хотя в борьбе с коррупцией ЕГЭ не поможет, тут нужны правильные законы и честная судебная система. Пока нарушители остаются безнаказанными, нарушать будут и дальше. Это относится к любым областям жизни.
Григорий Остер, писатель
Сегодня ЕГЭ — это рассадник нравственного разложения общества и семьи, фактическая угроза национальной безопасности. Если мы хотим проверять знания гастарбайтеров, готовить молодежь в путевые обходчики «Газпрома» или в прислугу для олигархов, ЕГЭ может использоваться. Но если мы хотим, чтобы у нас вновь появились ученые с мировым именем, создавались самолеты, превосходящие зарубежные образцы, нужно принять важное политическое решение и отменить ЕГЭ. Думаю, осенью это должно быть сделано.
Виктор Шудегов, зампред комитета Госдумы по образованию («Справедливая Россия»)
Главный плюс ЕГЭ в том, что это объективная и независимая оценка. И пользы от него больше. Когда речь идет об экзамене или тестировании, нужна независимая оценка и независимые органы контроля. Это как суд — все хотят, чтобы суды были объективными и независимыми. Другое дело, как это подается обществу и как реализуется сама идея независимого контроля. Увы, некоторые педагоги против ЕГЭ именно потому, что это объективная оценка их труда. Конечно, есть вопросы к содержанию и качеству тестов. Особенно по гуманитарным предметам. Но с этим надо работать, а не отвергать саму идею.
Роман Авдеев, владелец Московского кредитного банка, отец 23 детей
Думаю, больше вреда, потому что образование получается поверхностным, суетливым. Мерилом образованности становится не кругозор и способности, а цифра, полученная на экзамене. Занятия в школе сводятся к натаскиванию старшеклассников. Даже справочники по ЕГЭ содержат тексты, где на каждый раздел отведено от силы полторы-две страницы, не считая картинок. А в проверенных школьных учебниках материала на эти темы минимум в два раза больше! Естественно, абитуриентам кажется, что этих знаний достаточно. Это как краткий пересказ литературного произведения: сюжет запоминается, но понимание отсутствует. Для сдачи ЕГЭ сегодня в лучшем случае нужно многознание, которое, как известно, «уму не научает», а качество мышления остается в стороне. И получается, заниматься им нет резона.
Антон Богданов, директор по маркетингу компании PROPLEX
ЕГЭ как идея — хорошая, но реализация пользы не приносит, только треплет нервы и создает поле для коррупции. Меня удивляет, почему ЕГЭ в США работает, а у нас нет. Именно там больше всего нобелевских лауреатов, значит, там правильное образование, правильный подход. А у нас ребята из далеких республик получают сто баллов, поступают в московские вузы, а потом отчисляются. А за дурацкие вопросы в тестах я бы ЕГЭ не ругала. Это как говорить: футбол плохая игра, так как болельщики устраивают драки. Это плохие составители, не думающие, как правильно строить вопросы и не занижать требования к уровню знаний. С ЕГЭ хотели как лучше, а все равно вышел автомат Калашникова. Но при ЕГЭ нет любимчиков, каждый получает то, что заслужил. Самооценка у детей повышается, и это способствует появлению маленьких Ломоносовых.
Елена Ханга, телеведущая
Это не просто вред, это вредительство. Главная задача ЕГЭ — система объективной оценки — не решена. Зато вылезло множество отрицательных последствий. Все свелось к подготовке к нескольким экзаменам, к однотипным задачам. Нанесен сокрушительный удар по учительству. Недоверие к учителям выросло колоссально. Успешность школ и учителей привязана к ЕГЭ, что делает всю картину искусственной. ЕГЭ в России оказалось больше чем ЕГЭ. И его плюсов я не вижу, даже гипотетических. Его нужно срочно отменять и разделить выпускные и вступительные экзамены. Проблема даже не в скандалах, а в том, что дебилизация выпускников ускоряется. Наконец, отмена ЕГЭ покажет, что впервые на высшем уровне признана допущенная ошибка. А это касается уже не только образования, а всей нации.
Как выбирать
1) Сначала подумайте, чем вам хочется заниматься в будущем. Звучит банально, но, действительно, мне бы это очень помогло. Надеяться на то, то вы посмотрите на баллы ЕГЭ и решите — не вариант. Я получила хорошие баллы, но куда подавать документы, всё равно не знала. Не стоит выбирать бакалавриат, основываясь на уровне зарплат выпускников, лучше выбрать его максимально интересным для себя, а, добравшись до магистратуры, ориентироваться на то, какое направление будет востребовано на рынке: по этому поводу хорошо написал Д. Носов в рубрике «для поступающих» в ВШЭ; прочтите также исследование профессий будущего, подготовленное «Сколково».
2) Посмотрите дисциплины, которые будут изучать на конкретном факультете. Много информации это не даст, но примерное представление сформирует.
3) Узнайте о требованиях работодателей по профессии, прочитайте об этой профессии в интернете, найдите кого-нибудь в соцсетях с этой профессией и задайте пару вопросов.
4) Подготовьте список вопросов и задайте их нескольким студентам с факультета, на который вы планируете поступать. Как правило, студенты с радостью отвечают на все вопросы. Я, например, спрашивала, нравится ли им факультет в целом, что для них самое трудное в обучении, какие отношения с преподавателями, стажировки, задавала бытовые вопросы про университет.
5) Помните, что подавать документы можно будет в 5 вузов на 3 направления, вне зависимости от факультета (то есть все-все юридические факультеты в университете — это 1 направление).
Нужен ли репетитор?
Безусловно, брать или не брать — выбор только ваш. Однако если возможности позволяют, лишним это не будет. Репетиторы точно знают, как «натаскать» на ЕГЭ, знают все тонкости, критерии, за несоблюдение которых снимают баллы, будут акцентировать внимание на особенностях, разбирать ошибки.
Приведу пример. Моей знакомой поставили 1 из 3 именно из-за несоблюдения критерия. Задание было следующее: «подтвердите на конкретных примерах ограниченность такого фактора производства, как труд», она написала: «Ограниченное количество трудоспособного населения, низкая рождаемость-высокая смертность, приоритеты современных работников, приоритеты по интересам». И к каждому из этих аргументов привела примеры, только не смоделировала ситуацию, иными словами, если бы она написала то же самое, добавив «в городе N», «в стране Z», получила бы 3 из 3.
В идеале лучше попробовать заниматься с несколькими репетиторами по одному и тому же предмету, так будет проще увидеть свои слабые места.
Чем раньше вы начнете готовиться к экзаменам, тем лучше: в идеале начинать за 2 года до сдачи
Как готовиться самостоятельно
1) Напишите выпускникам и спросите их про учебные материалы (ниже — несколько мнений выпускников). Упорство и желание дают отличный результат!
2)Вступите в группы, посвященные ЕГЭ «ВКонтакте». Например, https://vk.com/exams_history, https://vk.com/english_100, https://vk.com/exams_social. Они разбирают материалы, решают тесты, там же можно найти огромное количество полезного материала.
3) Чем меньше ЕГЭ, тем лучше! Так вы сможете сосредоточиться на том, что вам нужно, и получить гораздо более высокие баллы! Мне известны случаи, когда человек сдавал 7 экзаменов, ко всем готовился, и по каждому получил 50 баллов.
Стоит ли стараться ради корочек?
На оценки в вузах особенно не смотрят. Если медали или аттестата с отличием нет, ставьте подготовку к ЕГЭ на первый план. А вот если есть, то поднажать и поработать стоит (за них можно дополнительно получить 6 баллов в МГУ, 3 в МГИМО). Как вариант — можно сдать ГТО (4 балла в МГУ, 1 в МГИМО).
Олимпиады
Попробовать поучаствовать в вузовских олимпиадах обязательно стоит! Победители и призеры олимпиад получают льготы (например, зачисление без вступительных испытаний или высший балл ЕГЭ по профильному предмету олимпиады). Нужно поискать дополнительную информацию на сайте вуза.
Вступительные испытания (ДВИ) проводятся лишь в некоторых вузах, поэтому для более подробной картины нужно уточнить на сайте университета, а также у ребят, которые туда поступали.
Соберите компанию
Создайте среду, которая будет мотивировать вас учиться больше, усердней, веселее. Если в поле зрения нет такой компании, стоит проявить инициативу (или попробовать поискать в интернете). Мне, например, очень повезло с друзьями. В течение года мы вместе готовились, поддерживали друг друга. Мои друзья — лучшие мотиваторы.
Держитесь подальше от лодырей, скептиков, пессимистов. негатив может быть заразителен.
Мотивация
Попробуйте объяснить себе, почему хорошие результаты ЕГЭ важны. Что это даст? Как это повлияет на дальнейшую жизнь? Какие возможности откроются перед вами в будущем? Полученный тезис должен быть пуленепробиваемым — возвращайтесь к нему «в дни тягостных раздумий», когда будете проклинать подготовку к ЕГЭ, просматривая инстаграмы отдыхающих друзей.
Время
Если вы хотите двигаться вперед, слово «завтра» должно уйти из словаря. «Вперед» — это всегда про сегодня. Завтра не будет легче или приятней. Время летит незаметно, очень незаметно и очень быстро. Заниматься стоит каждый день понемногу каждым предметом.
Очень полезным мне кажется to-do-лист, который можно делать на каждый день. Еженедельные/ежемесячные обзоры этого листа помогут понять, как идет дело.
Перфекционизм
После того, как вы выучили материал, через какое-то время к нему нужно будет снова вернуться, посмотреть, связать с новым материалом.
Соцсети
Согласно последним исследованиям, на них человек тратит около 8 часов в день. Постепенно сокращайте дозы. Если используете социальные сети, чтобы обмениваться файлами по учебе, создавайте новый аккаунт только для этой цели.
Если совсем отказаться не получается, выделите себе под это занятие, скажем, 15 минут и определите интервал — это поможет перестать тратить время впустую.
Отдых
Отдыхать необходимо! Если не делать перерывов на отдых, можно сорваться и потерять мотивацию.
Трудности и беспокойства
О них нужно рассказывать, их нужно обсуждать — так будет легче прийти к решению и успокоиться. Хорошо иметь человека, который всегда выслушает. Чем ты уверенней, тем лучше соображаешь.
Материалы
Набор стандартный: книжки + тесты, книжки ФИПИ + материалы групп в ВК + материалы репетиторов. Лучше поспрашивать у ребят, сдававших такие же экзамены, более подробно о материалах, ниже представлены лишь некоторые предметы.
Литература
Полина Каракина
студентка журфака МГУ
Безусловно, начать подготовку стоит с просмотра кодификатора: там указаны все произведения, которые могут попасться в КИМе, ну и, конечно, стоит освежить их в памяти. Но простого прочтения мало для того, чтобы получить высокий балл — с первой частью справиться можно без вопросов, если внимательно читать и обращать внимание на детали, а вот во второй части требуется немного иное: анализ текста, сопоставление героев/ситуаций и т.д., поэтому важнее именно решать, решать и еще раз решать. Книги от ФИПИ — самые проверенные, на мой взгляд. Конечно, и там встречаются неточные формулировки вопросов, но всё же они — самые приближенные к реальному ЕГЭ.
Если есть возможность — то обязательно готовиться с репетитором, причем связанным именно с проверкой ЕГЭ либо с вузом — если тесты можно оттренировать самостоятельно, то в заданиях с развернутым ответом много подводных камней. Если нет возможности — обязательно изучить критерии оценивания каждого задания, ну и, конечно, книги и сайты. И больше практики!
В последние дни перед ЕГЭ я повторяла весь материал по книге «Литература в схемах и таблицах» E. A. Титаренко, E. Ф. Хадыко. Там все упорядоченно, понятно изложено и разобрано, плюс, что немаловажно, везде присутствует цитирование (что в каждом развернутом ответе ЕГЭ просто необходимо) Ну и, конечно, группы по подготовке, например: https://vk.com/ege_literature, https://vk.com/club75668298. В этих группах очень много материала как по самим произведениям, так и по теории литературы, и там помогут как раз с вопросами, требующими развернутого ответа. Кстати, в обсуждениях есть темы, где выпускники прошлых лет советуют самые эффективные, на их взгляд, книги по подготовке.
Русский язык
1) Найти правила на каждое задание в тесте, разбирать, набивать руку.
2) Приобрести книжки И. Цыбулько «ЕГЭ», писать сочинения и составлять свою «базу» аргументов (писать сочинения на разнообразные темы, основываясь на изученных произведениях, и собирать их в табличку, перед экзаменом их нужно будет выучить).
Дарья Дубинина,
студентка юрфака МГУ
Попросите друзей, хорошо написавших ЕГЭ, прислать вам свои сочинения и берите их как образец, заимствуйте аргументы. Желательно писать 1-2 сочинения в неделю, начиная с легких тем и заканчивая сложными.
История
Несколько учебников, по которым я советую готовиться к ЕГЭ:
1) «История России» Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Много учебников читать не нужно, лучше основательнее изучить один (однако по ВОВ нужна дополнительная информация).
2) П. А. Баранов, С. В. Шевченко «История. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ». Лучше обратиться к нему ближе к ЕГЭ, это поможет повторить и систематизировать знания.
3) Пазин Р.В. «История развития российской культуры»
4) Атлас по истории за все века (лучше купить в бумажном варианте, но можно скачать в интернете) + делать контурные карты (помогает c заданиями 29-32)
5) обязательно вступайте в тематические группы «Вконтакте», например, https://vk.com/exams_history, https://vk.com/ege_history_kursnavuz.
Дарья Тихомирова
студентка факультета политологии МГУ
Я начинала учить историю по периодам, так проще запоминается; писала исторические портреты, из которых учила только XX век, так как весь объем запомнить нереально (знала, что портрет на ЕГЭ буду писать только по XX веку). Весь курс истории учила по схемам и таблицам — на ЕГЭ больше не потребовалось, на карты упора не делала. За весь год прорешала достаточно много тестов, что очень помогло на ЕГЭ.
Обществознание
Поможет «Обществознание. Полный справочник» П. А. Баранова, А. В. Воронцова, С. В. Шевченко. Обязательно набивайте руку на тестах + тренируйте раздел С9, за него можно получить хорошие баллы (о критериях оценивания эссе стоит спросить у репетитора или ребят, сдававших предмет.
Математика
Решать, решать и еще раз решать (https://alexlarin.net — задачи повышенной сложности), дополнительно можно приобрести В.В. Ткачук «Математика абитуриенту».
Английский язык
Теория: Е. С. Музланова «Полный справочник для подготовки к ЕГЭ», «30 вариантов ЕГЭ по Английскому» М.В. Вербицкой. Обязательно набивать руку на тестах, тренировочной версии станции записи устных ответов, также неплох сборник тестов «ЕГЭ. Устная часть» (Немыкина А. И., Почепаева А. В). На последней странице есть письменный пример устной части, учебник можно найти в документах «ВКонтакте».
Физика
Евгений Христофоров
факультет Проектирования, сооружения и и эксплуатации
систем трубопроводного транспорта
РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина:
Подготовку к экзамену я начал с изучения теории, которая есть в школьной программе (многие ошибочно считают, что знание одних лишь формул поможет получить достойные баллы). Сначала может показаться, что материала слишком много, но учить нужно все и очень внимательно. В этом вам могут помочь справочные материалы О. Ф. Кабардина (в этом справочнике кратко изложена вся основная информация, необходимая для экзамена). Но знание теории — это лишь полпути к успеху. Далее необходимо набивать руку на различных простых и сложных задачах (это занимает наибольшую часть времени при подготовке).
Пользуйтесь демонстрационными вариантами ЕГЭ прошлых лет, решайте и проверяйте их (чем больше вы прорешаете вариантов, тем лучше). Вскоре вы заметите, что многие задачи первой части похожи друг на друга, поэтому много времени на их решение уходить не должно.
Химия
Михаил Болдырев,
лечебный факультет ЯГМУ
Для подготовки к ЕГЭ по химии советую следующие пособия:
Доронькин В.Н «Подготовка к ЕГЭ» (они довольно высокого уровня сложности, соответственно, если прорешать все книги, то проблем возникнуть не должно)
Ю. Н. Медведев «ЕГЭ» (намного легче, что ближе к реальным тестам ЕГЭ)
А. А. Каверина «ЕГЭ» (разработчик ЕГЭ, тут всё понятно)
По теории советую https://vk.com/chemistry_100 и https://vk.com/exams_chemistry. Там довольно много информации, и, если возникают затруднения, всегда можно попросить помощи у руководителей или участников.
Учебник О. С. Габриеляна (для базовых знаний). Также в магазинах продается куча пособий-учебников, но я ими не пользовался, т.к. у меня был репетитор. Если хотите хорошо сдать — нанимайте репетитора (чтобы тот обязательно состоял в предметной комиссии ЕГЭ или был приближен к экспертам, иначе толк в такой подготовке будет стремится к нулю), либо, если не имеете возможности, смотрите кодификатор, ищите соответствующие темы в учебнике или в пособиях, читайте статьи в интернете (там есть куча онлайн-учебников, просто достаточно в поиск вбить тему, вроде «свойства спиртов» и т.д.«), а уже потом прорешивайте по темам либо в сборниках, либо на reshuege.ru.
Биология
Михаил Болдырев,
лечебный факультет ЯГМУ
К ЕГЭ готовился по этим книгам:
Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. «Пособие по биологии для абитуриентов». Самый полезный, на мой взгляд, сборник: весь материал в таблицах, крайне удобно и лаконично, после каждой темы есть тесты.
Калинова Г.С. «Биология». Это официальный сборник, составленный разработчиком ЕГЭ
А. А. Кириленко «Биология» — там просто огромный спектр книг по разным темам, у меня у репетитора были почти все, поэтому работал с каждой, но понемножку.
А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов «Биология». Что-то вроде Зайца, можно в дополнение к нему или вместо него купить, тоже крайне информативная книга.
По теории советую добавиться в группы «ВКонтакте»: https://vk.com/biology_100 и https://vk.com/exams_biology, по аналогии с химией можно у любого руководителя/участника попросить помощи, вам всегда ответят и всё пояснят — учебник Пасечника (опять же для базы). Самое главное — не тупо зазубривать, а понимать то, что ты изучаешь. Иногда встречаются задания, где без этого никак не обойтись.
Накануне экзамена
Каждый ЕГЭ, особенно самый первый, — огромный стресс для многих абитуриентов. Однако нужно понимать, что завалить экзамен только из-за нервов (при этом зная материал на отлично) вполне возможно. Поэтому:
- За день до экзамена (как правило, их будет 3) нужно пройтись по всему пройденному материалу, повторить «от А до Я».
- В день экзамена повторять ничего не стоит, пусть голова будет свежей.
- Не волноваться. Все хорошо. Вы так долго старались и готовились, у вас обязательно получится!
- Начинайте с того, что знаете, в чем уверены на 100%. Затем приступайте к тем заданиям, в которых сомневаетесь. Это позволит сэкономить время.
- Следите за временем: по окончании экзамена у вас отнимут работу. Как правило, все абитуриенты укладываются, но будет очень обидно решить задание в черновике и не успеть переписать его в бланк.
- Стоит несколько раз перепроверить перенесенные ответы в бланк, чтобы убедиться, что ответы «не съехали». Все обязательно получится! Удачи!