Если вы знаете что не можете решить конфликт в свою пользу то лучше мти

Новичок
Регистрация: 22.11.2013
Сообщений: 4
Сказал спасибо: 8
Поблагодарили 91 раз(а) в 4 сообщениях
6 модуль, Тренинг, без ошибок
***
Этот вопрос повторяется в тесте 3 раза, будьте внимательны
Какого из указанных коммуникативных законов не существует?
закона самопорождения информации при её передаче
***
Какой коммуникативный закон формулируется следующим образом: «Если собеседник в общении нарушает некоторые коммуникативные нормы, другой собеседник испытывает потребность сделать ему замечание, заставить изменить коммуникативное поведение»?
закон модификации отклоняющегося коммуникативного поведения слушателя
***
Коммуникативный закон ближнего круга гласит, что степень доверия человека к мнению собеседника:
прямо пропорциональна степени его социальной близости к человеку
***
Коммуникативный закон узкого круга гласит, что постоянное общение с узким кругом людей:
притупляет взаимный интерес людей друг к другу
***
Негативная, пугающая, способная повлечь изменения в статусе или положении людей информация имеет тенденцию к:
более быстрому распространению в группах общения, нежели информация позитивного характера
***
Сущность закона коммуникативного самосохранения состоит в том, что:
человек в общении старается сохранить достигнутое им на данный момент коммуникативное равновесие
***
Какой коммуникативный закон имеет формулировку: «Словесное выражение идеи или эмоции формирует эту идею или эмоцию у говорящего?»
закон речевого самовоздействия
***
Один из коммуникативных законов гласит: чем больше коммуникативных усилий затрачено говорящим, тем…
выше эффективность его речевого воздействия
***
В большой массе людей у человека:
все ответы верны
***
Этот вопрос повторяется в тесте 3 раза, будьте внимательны
Какого из указанных коммуникативных законов не существует?
закона эмоционального усиления логики
***
Проявлением закона коммуникативного самосохранения можно считать:
все ответы верны
***
Сущность закона зеркального развития общения заключается в том, что:
собеседник в процессе коммуникации имитирует стиль общения своего собеседника
***
Какой коммуникативный закон формулируется следующим образом: «Соотношение говорения и молчания в речи каждого человека – величина постоянная»?
закон ритма общения
***
Какой коммуникативный закон формулируется следующим образом: «Собеседник в процессе коммуникации имитирует стиль общения своего собеседника»?
закон зеркального развития общения
***
При дефиците информации в какой-либо группе общения эта информация:
самопорождается в рамках группы
***
Сущность закона речевого самовоздействия заключается в том, что:
нет верного ответа
***
Один из коммуникативных законов гласит: чем дольше говорит человек, тем…
большее невнимание и нетерпение проявляют его слушатели
***
Один из коммуникативных законов гласит: чем проще твои мысли и слова, тем…
лучше тебя понимают и больше верят
***
Закон эмоциональной аффилиации указывает, что:
люди в сходном эмоциональном состоянии стремятся объединиться в группу и общаться друг с другом
***
Если собеседник в общении нарушает некоторые коммуникативные нормы, другой собеседник:
испытывает потребность сделать ему замечание, заставить изменить коммуникативное поведение
***
Согласно закону речевого усиления эмоций:
эмоциональные выкрики человека усиливают переживаемую им эмоцию
***
Этот вопрос повторяется в тесте 3 раза, будьте внимательны
Какого из указанных коммуникативных законов не существует?
нет верного ответа
***
Один из коммуникативных законов гласит: чем больше людей вас слушают, тем…
ниже средний интеллект аудитории
***
Следствием коммуникативного закона эмоционального подавления логики является вывод о том, что:
все ответы верны
***
Перед большой аудиторией (по сравнению с маленькой) рекомендуется выступать:
все ответы верны
Добавлено через 47 минут
7 модуль, Тренинг, без ошибок
***
В трудовом договоре не указывается(ются):
структура организации
***
Докладная записка представляет собой документ, который:
адресован руководителю данного предприятия или вышестоящей организации с уведомлением о сложившейся тревожной ситуации, о каких-либо фактах или явлениях, мешающих производственной деятельности, и содержит конкретные предложения по исправлению положения
***
Объяснительная записка представляет собой документ, который:
содержит указание адресата, текст, составляемый чаще всего в произвольной форме с объяснением причин какого-либо нарушения в производственном процессе, дату и подпись составителя
***
Трудовой договор может заключаться:
только в письменной форме
***
Важнейшим средством связи организации с внешним миром являются:
деловые письма
***
«Получили Ваш факс от 31 июля 2013 г. Готовим предложения к предстоящим переговорам», – это пример:
письма-подтверждения
***
Обычно акт составляется:
специально созданной комиссией
***
К документам организационной группы не относится:
трудовой договор
***
К документам организационной группы относится:
штатное расписание
***
В должностной инструкции указывается:
все ответы верны
***
Протокол – это:
документ, содержащий запись всего происходившего на заседании, собрании
***
Правовой акт, который издаётся руководителем предприятий и учреждений (или руководителями их подразделений), действующих на основе единоначалия, – это:
приказ
***
К документам информационно-справочной группы относится:
протокол
***
К документам распорядительной группы не относится:
заявление
***
К документам информационно-справочной группы не относится:
распоряжение
***
Документ, который составляется несколькими лицами в подтверждение установленного факта, действия, события, – это:
акт
***
Сопроводительное письмо содержит:
сообщение о направлении кому-либо (адресату) каких-то материалов (контрактов), продукции, образцов товара, каталогов и т.д.
***
Извещение, уведомление, информацию о предмете, представляющем взаимный интерес, содержит:
письмо-сообщение
***
В состав реквизитов приказа не входит:
нет верного ответа
***
К простым деловым письмам не относится:
письмо-приказ
***
К основным разделам протокола не относится раздел:
Предложили
***
Документ, бланк которого заполняется поступающим на работу, называется:
анкетой
***
Уведомление о получении грузов, запрашивавшихся материалов или информации (каталогов, прайс-листов, образцов изделий), а в необходимых случаях – важной корреспонденции, содержит:
письмо-подтверждение
***
К документам распорядительной группы относится:
приказ
***
Трудовой договор составляется в:
двух экземплярах
Добавлено через 1 час 37 минут
8 модуль, Тренинг, без ошибок
***
Суть уловки артиста заключается в том, чтобы:
сказать человеку что-нибудь неприятное и тем самым вывести его из равновесия
***
Использование в споре таких фактов и положений, о которых ваш противник ничего не знает, – это:
аргумент к невежеству
***
Дамский аргумент в споре – это:
сведение к абсурду выдвинутого положения
***
Пробуждение в оппоненте сочувствия в надежде на то, что под его влиянием он смягчится и не станет доводить спор до победного конца, – это:
аргумент к жалости
***
Повышению плодотворности спора способствует:
все ответы верны
***
К лояльным приёмам спора не относится:
гибкая терминология
***
Резкая смена разговора в споре – это:
диверсия
***
К нелояльным приёмам спора относится:
мнимая невнимательность
***
В структуру аргументации не входит(ят):
нет верного ответа
***
К нелояльным приёмам спора не относится:
концентрация
***
Одним из основных признаков искусства ведения спора не является:
последовательность
***
Уловка, представляющая собой скрытую лесть, – это:
приманка
***
Такую уловку как «пари» обычно употребляют в споре с:
неуверенным в себе человеком
***
Нелояльные приёмы спора изучаются для того, чтобы:
суметь во время спора выявить как сами уловки, так и скрытые в них логические ошибки
***
Вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого её решения, – это:
дискуссия
***
Логическая связь тезиса и аргументов – это:
демонстрация
***
В отличие от дискуссии в полемике:
присутствует состязательность
***
Искусство ведения спора получило название:
эристика
***
Использование уловки «гибкая терминология» заключается в:
использовании эмоционально окрашенных понятий
***
Уловка «подмена тезиса» заключается в том, что:
все ответы верны
***
Приём спора, который заключается в том, чтобы нападать не на все звенья аргументации противника, а определить наиболее слабый пункт в его обороне, называется:
концентрация
***
Одним из основных признаков искусства ведения спора является:
убедительность
***
Угроза неприятными последствиями, в частности угроза прямого физического насилия – это:
аргумент к силе
***
Аргументы должны быть:
все ответы верны
***
Свой тезис в споре рекомендуется формулировать в виде:
простого суждения с недвусмысленными терминами
Добавлено через 2 часа 39 минут
9 модуль, Тренинг, без ошибок
***
Компромисс как способ разрешения конфликта:
препятствует действительному решению конфликта, так как не устраняет причины, породившие его
***
Разрешение конфликта силой целесообразно, когда:
вы находитесь в критической ситуации, которая требует немедленного реагирования
***
К положительным последствиям конфликта в организации можно отнести:
все ответы верны
***
Постоянно предлагать высказаться и внести свои предложения следует человеку, принадлежащему к такому типу участников обсуждения как:
удалившийся
***
В условиях, когда у оппонентов длительные и взаимовыгодные отношения с другой стороной, и они не хотят их терять, рекомендуется использовать такой подход к разрешению конфликтов как:
сотрудничество
***
Критикует всех подряд, принижает статус участников, не соглашается с тем, что предлагается в ходе дискуссии, человек, который относится к следующему типу участников обсуждения:
агрессор
***
Согласие реализовать желание или точку зрения других свойственно такому способу разрешения конфликтов как:
приспособление
***
Приспособление как способ разрешения конфликтов не предполагает:
нет верного ответа
***
В случае, когда вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как вы должны вести других за собой, лучше выбрать следующий способ решения конфликта:
разрешение конфликта силой
***
Разрешение конфликта с помощью компромисса целесообразно, когда:
вас может устроить временное решение
***
К типам участников обсуждения не относится:
отличник
***
В условиях, когда вы предпочитаете получить хоть что-то, нежели всё потерять, рекомендуется использовать такой подход к разрешению конфликтов как:
компромисс
***
Уклонение от конфликта эффективно в том случае, когда:
затрагиваемая проблема не особенно важна для вас
***
В ходе дискуссии не следует:
допускать превращения спора относительно деловых проблем в выяснение личных отношений
***
Компромисс как способ разрешения конфликтов предполагает:
умеренный учёт интересов каждой из сторон
***
Акцентировать внимание на неоправданной полемичности или провокационности заявлений в ходе дискуссии следует человеку, принадлежащему к такому типу участников обсуждения как:
адвокат дьявола
***
Когда необходимо принять срочное решение при дефиците времени, рекомендуется использовать такой подход к разрешению конфликтов как:
компромисс
***
Желание объединить свои усилия с другими для разрешения конфликта свойственно такому способу разрешения конфликтов как:
сотрудничество
***
Пытается захватить власть и манипулировать участвующими в дискуссии человек, который относится к следующему типу участников обсуждения:
доминирующий
***
Если вы знаете, что не можете решить конфликт в свою пользу, то лучше выбрать следующий способ решения конфликта:
уход от конфликта
***
В ходе дискуссии упрямо ни с кем не соглашается, приводит примеры из личного опыта, возвращается к вопросам, которые уже решены, человек, который относится к следующему типу участников обсуждения:
блокировщик
***
Функциональный конфликт:
все ответы верны
***
Дисфункциональный конфликт:
приводит к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации
***
Чтобы определить границы конфликта, необходимо:
дать обеим стороны высказаться о том, в чём они видят конфликт
***
Напоминать о том, что излишняя критика гасит конструктивные идеи, следует человеку, принадлежащему к такому типу участников обсуждения как:
агрессор
Последний раз редактировалось alexkorollev; 30.11.2013 в 19:27.
Причина: Добавлено сообщение

Òðóäíî íàéòè äâóõ ëþäåé ñ àáñîëþòíî îäèíàêîâûìè âêóñàìè, ïðèâû÷êàìè èëè èíòåðåñàìè, ïîýòîìó â ëþáûõ ïðîäîëæèòåëüíûõ îòíîøåíèÿõ ìåæäó ëþäüìè ðàíî èëè ïîçäíî âîçíèêàþò ðàçíîãëàñèÿ, ïðîòèâîðå÷èÿ, êîíôëèêòíûå ñèòóàöèè.
Ñ îäíîé ñòîðîíû, òàêèå ñèòóàöèè ìîãóò íàâðåäèòü ñóùåñòâóþùèì îòíîøåíèÿì, íî ñ äðóãîé, èìåííî íåñîâïàäåíèå âî âçãëÿäàõ è ñóùåñòâîâàíèå íåñêîëüêèõ ìíåíèé ìîãóò áûòü ðåñóðñîì, îáîãàùàþùèì îòíîøåíèÿ è ñïîñîáñòâóþùèì óêðåïëåíèþ äîâåðèÿ è âçàèìîïîíèìàíèÿ.
×òîáû êîíñòðóêòèâíî ïðåîäîëåâàòü ñóùåñòâóþùèå êîíôëèêòû, íàäî çíàòü î ðàçëè÷íûõ ñïîñîáàõ ïîâåäåíèÿ â êîíôëèêòå è óìåòü âûáðàòü òàêîé ñïîñîá ïîâåäåíèÿ, êîòîðûé â íàèáîëüøåé ñòåïåíè ñîîòâåòñòâóåò äàííîé ñèòóàöèè. Êàê ïðàâèëî, ÷åëîâåê â êîíôëèêòíîé ñèòóàöèè âåäåò ñåáÿ åäèíñòâåííûì, ïðèâû÷íûì äëÿ íåãî ñïîñîáîì, è íå äîãàäûâàåòñÿ î ñóùåñòâîâàíèè äðóãèõ ñïîñîáîâ ïîâåäåíèÿ.
Ïñèõîëîã Ê. Òîìàñ êëàññèôèöèðîâàë âñå ñïîñîáû ïîâåäåíèÿ â êîíôëèêòå ïî äâóì êðèòåðèÿì: ñòðåìëåíèå ÷åëîâåêà îòñòàèâàòü ñîáñòâåííûå èíòåðåñû (íàïîðèñòîñòü) è ñòðåìëåíèå ÷åëîâåêà ó÷èòûâàòü èíòåðåñû äðóãîãî ÷åëîâåêà (êîîïåðàöèÿ). Íà îñíîâàíèè ýòèõ êðèòåðèåâ Ê. Òîìàñ âûäåëèë ïÿòü îñíîâíûõ ñïîñîáîâ ïîâåäåíèÿ â êîíôëèêòíîé ñèòóàöèè. Äëÿ óäîáñòâà èõ ìîæíî ïðåäñòàâèòü è â âèäå îáðàçîâ æèâîòíûõ:
I Ñîðåâíîâàíèå (êîíêóðåíöèÿ) – «àêóëà»;
II Ïðèñïîñîáëåíèå (óëàæèâàíèå) – «ïëþøåâûé ìèøêà»;
III Èçáåãàíèå (óêëîíåíèå) – «÷åðåïàõà»;
IV Êîìïðîìèññ – «ëèñà»;
V Ñîòðóäíè÷åñòâî – «ñîâà».
Êàæäûé èç ýòèõ ñïîñîáîâ ïîâåäåíèÿ èìååò ñâîè ïëþñû è ìèíóñû, ìîæåò ñîîòâåòñòâîâàòü îäíîé æèçíåííîé ñèòóàöèè, íî áûòü àáñîëþòíî íåïîäõîäÿùèì äëÿ äðóãèõ.
I Ñîðåâíîâàíèå
Ñîðåâíîâàíèå òàêîé âèä ïîâåäåíèÿ â êîíôëèêòå, â êîòîðîì ÷åëîâåê ñòðåìèòñÿ äîáèòüñÿ óäîâëåòâîðåíèÿ ñâîèõ èíòåðåñîâ â óùåðá èíòåðåñàì äðóãîãî. ×åëîâåê, êîòîðûé ñëåäóåò ýòîé ñòðàòåãèè, óâåðåí, ÷òî âûéòè ïîáåäèòåëåì èç êîíôëèêòà ìîæåò òîëüêî îäèí ó÷àñòíèê è ïîáåäà îäíîãî ó÷àñòíèêà íåèçáåæíî îçíà÷àåò ïîðàæåíèå âòîðîãî. Òàêîé ÷åëîâåê áóäåò íàñòàèâàòü íà ñâîåì âî, ÷òîáû òî íè ñòàëî, à ïîçèöèþ äðóãîãî ÷åëîâåêà íå áóäåò ïðèíèìàòü âî âíèìàíèÿ.
Ïëþñû è ìèíóñû äàííîé ñòðàòåãèè: óïîðíîå îòñòàèâàíèå ñâîèõ èíòåðåñîâ â óùåðá èíòåðåñîâ äðóãîãî ÷åëîâåêà ìîæåò ïîìî÷ü ÷åëîâåêó âðåìåííî óäåðæàòü ââåðõ â êîíôëèêòíîé ñèòóàöèè. Îäíàêî ê äëèòåëüíûì îòíîøåíèÿì (áóäü òî äðóæåñêèå îòíîøåíèÿ, îòíîøåíèÿ ñ ëþáèìûì ÷åëîâåêîì, â ñåìüå, íà ðàáîòå è ò.ä.) òàêîé ïîäõîä íå ïðèìåíèì. Äëèòåëüíûå îòíîøåíèÿ ìîãóò áûòü óñòîé÷èâûìè òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ó÷èòûâàþòñÿ æåëàíèÿ è èíòåðåñû âñåõ ó÷àñòíèêîâ, à ïðîèãðûø îäíîãî ÷åëîâåêà, êàê ïðàâèëî, îçíà÷àåò ïðîèãðûø âñåõ.  äëèòåëüíûõ îòíîøåíèÿõ âîçìîæíû ëèøü ýëåìåíòû ñîðåâíîâàíèÿ, ïðè óñëîâèè, ÷òî îíî ïðîâîäèòñÿ ÷åñòíî è ïî çàðàíåå îïðåäåëåííûì ïðàâèëàì è åãî ðåçóëüòàòû íå îêàæóò ñèëüíîãî âëèÿíèÿ íà îòíîøåíèÿ ìåæäó åãî ó÷àñòíèêàìè.  ýòîì ñëó÷àå ñîðåâíîâàíèå, ìîæåò ïîìî÷ü îæèâèòü îáñòàíîâêó è çàñòàâèòü ëþäåé áîëåå àêòèâíî äîáèâàòüñÿ ñâîèõ öåëåé.
 âèäå îáðàçà ñîðåâíîâàíèå – ýòî êîíêóðåíöèÿ “àêóëà”.

Äëÿ òàêîé ñòðàòåãèè õàðàêòåðåí òèï ïîâåäåíèÿ, êîòîðûé îáðàçíî ìîæíî ïðåäñòàâèòü ïîâåäåíèåì àêóëû â ìîìåíò íàïàäåíèÿ. Ýòîò òèï ïîâåäåíèÿ æåñòêî îðèåíòèðîâàí íà ïîáåäó, íå ñ÷èòàÿñü ñ ñîáñòâåííûìè çàòðàòàìè, ÷òî ìîæíî îïðåäåëèòü âûðàæåíèåì «ïðåò íàïðîëîì». Ïðåäïî÷òåíèå òàêîãî ïîâåäåíèÿ â êîíôëèêòå íåðåäêî îáúÿñíÿåòñÿ ïîäñîçíàòåëüíûì ñòðåìëåíèåì îãðàäèòü ñåáÿ îò áîëè, âûçûâàåìîé ÷óâñòâîì ïîðàæåíèÿ, ò.ê. ýòà ñòðàòåãèÿ îòðàæàåò òàêóþ ôîðìó áîðüáû çà âëàñòü, ïðè êîòîðîé îäíà ñòîðîíà âûõîäèò íåñîìíåííûì ïîáåäèòåëåì. Ýòà ñòðàòåãèÿ îêàçûâàåòñÿ íåîáõîäèìîé â òîì ñëó÷àå, åñëè îïðåäåëåííîå ëèöî, îáëè÷åííîå âëàñòüþ, äîëæíî íàâåñòè ïîðÿäîê ðàäè âñåîáùåãî áëàãîïîëó÷èÿ. Îíà, íåñîìíåííî, îïðàâäàíà, åñëè êòî-òî áåðåò êîíòðîëü â ñâîè ðóêè, äëÿ òîãî ÷òîáû îãðàäèòü ëþäåé îò íàñèëèÿ èëè îïðîìåò÷èâûõ ïîñòóïêîâ. Îäíàêî ñòðàòåãèÿ ïîâåäåíèÿ «Àêóëû» ðåäêî ïðèíîñèò äîëãîñðî÷íûå ðåçóëüòàòû ïðîèãðàâøàÿ ñòîðîíà ìîæåò íå ïîääåðæàòü ðåøåíèå, ïðèíÿòîå âîïðåêè åå âîëå, èëè äàæå ïîïûòàòüñÿ ñàáîòèðîâàòü åãî. Òîò, êòî ïðîèãðàë ñåãîäíÿ, ìîæåò çàâòðà îòêàçàòüñÿ îò ñîòðóäíè÷åñòâà.
Òàêòè÷åñêèå äåéñòâèÿ «Àêóëû»:
– æåñòêî êîíòðîëèðóåò äåéñòâèÿ ïðîòèâíèêà è åãî èñòî÷íèêè èíôîðìàöèè;
– ïîñòîÿííî è ïðåäíàìåðåííî äàâèò íà ïðîòèâíèêà âñåìè äîñòóïíûìè ñðåäñòâàìè;
– èñïîëüçóåò îáìàí, õèòðîñòü, ïûòàÿñü çàâëàäåòü ïîëîæåíèåì;
– ïðîâîöèðóåò ïðîòèâíèêà íà íåïðîäóìàííûå øàãè è îøèáêè;
– âûðàæàåò íåæåëàíèå âñòóïàòü â äèàëîã, òàê êàê óâåðåí â ñâîåé ïðàâîòå, è ýòà óâåðåííîñòü ïåðåõîäèò â ñàìîóâåðåííîñòü.
Ïðè ñòîëêíîâåíèè ñ òàêèì òèïîì ïîâåäåíèÿ â êîíôëèêòå íóæíî ïîìíèòü, ÷òî «Àêóëà» áîèòñÿ, êîãäà î íåé ñîáèðàåòñÿ èíôîðìàöèÿ, è ñòàðàåòñÿ ïåðåêðûòü âñå èíôîðìàöèîííûå èñòî÷íèêè î ñåáå, à òàêæå íå õî÷åò è áîèòñÿ îòêðûòîãî îáñóæäåíèÿ ïðîáëåìû êîíôëèêòà, òàê êàê îíà åå íå èíòåðåñóåò, äëÿ íåå âàæíà ëèøü ñâîÿ ïîçèöèÿ. Âñòóïàÿ â êîíôëèêòíûé ïðîöåññ, îíà ïðåäïî÷èòàåò, ÷òîáû äðóãèå èçáåãàëè èëè óëàæèâàëè êîíôëèêòû.
Êà÷åñòâà ëè÷íîñòè:
– âëàñòíîñòü, àâòîðèòàðíîñòü;
– íåòåðïåíèå ê ðàçíîãëàñèÿì è èíàêîìûñëèþ;
– îðèåíòèðîâêà íà ñîõðàíåíèå òîãî, ÷òî åñòü;
– áîÿçíü íîâîââåäåíèé, íåîäíîçíà÷íûõ ðåøåíèé;
– áîÿçíü êðèòèêè ñâîåãî ñòèëÿ ïîâåäåíèÿ;
– èñïîëüçîâàíèå ñâîåãî ïîëîæåíèÿ ñ öåïüþ äîñòèæåíèÿ âëàñòè;
– èãíîðèðîâàíèå êîëëåêòèâíûõ ìíåíèé è îöåíîê â ïðèíÿòèè ðåøåíèé â êðèòè÷åñêèõ ñèòóàöèÿõ.
II Ïðèñïîñîáëåíèå
Ïðèñïîñîáëåíèå ýòî òàêîé ñïîñîá ïîâåäåíèÿ ó÷àñòíèêà êîíôëèêòà, ïðè êîòîðîì îí ãîòîâ ïîñòóïèòüñÿ ñâîèìè èíòåðåñàìè è óñòóïèòü äðóãîìó ÷åëîâåêó ðàäè òîãî, ÷òîáû èçáåæàòü ïðîòèâîñòîÿíèÿ. Òàêóþ ïîçèöèþ ìîãóò çàíèìàòü ëþäè ñ íèçêîé ñàìîîöåíêîé, êîòîðûå ñ÷èòàþò, ÷òî èõ öåëè è èíòåðåñû íå äîëæíû ïðèíèìàòüñÿ âî âíèìàíèå.
Ïëþñû è ìèíóñû äàííîé ñòðàòåãèè: åñëè ïðåäìåò ñïîðà íå òàê óæ âàæåí, à âàæíåå ñîõðàíèòü õîðîøèå âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ äðóãèì ÷åëîâåêîì, òî óñòóïèòü, äàòü åìó òàêèì îáðàçîì ñàìîóòâåðäèòüñÿ ìîæåò áûòü íàèáîëåå ïîäõîäÿùèì âàðèàíòîì ïîâåäåíèÿ. Íî åñëè êîíôëèêò êàñàåòñÿ âàæíûõ âîïðîñîâ, êîòîðûå çàòðàãèâàþò ÷óâñòâà ó÷àñòíèêîâ ñïîðà, òî òàêóþ ñòðàòåãèþ íåëüçÿ íàçâàòü ïðîäóêòèâíîé. Ÿ ðåçóëüòàòîì áóäåò îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè óñòóïèâøåé ñòîðîíû (çëîñòü, îáèäà, ðàçî÷àðîâàíèå è äð.), à â äîëãîñðî÷íîé ïåðñïåêòèâå ïîòåðÿ äîâåðèÿ, óâàæåíèÿ è âçàèìîïîíèìàíèÿ ìåæäó ó÷àñòíèêàìè.
Ïðèñïîñîáëåíèå â âèäå îáðàçà – óëàæèâàíèå “ïëþøåâûé ìèøêà”

Äëÿ íàãëÿäíîñòè ýòîé ñòðàòåãèè ïîâåäåíèÿ â êîíôëèêòå äàíî óñëîâíîå íàçâàíèå ìÿãêîé èãðóøêè, êîòîðàÿ áåçî âñÿêèõ óñèëèé ñ íàøåé ñòîðîíû äàåò íàì îùóùåíèå òåïëà è ìÿãêîñòè. Ñòðàòåãèÿ óëàæèâàíèÿ â êîíôëèêòå íàïðàâëåíà íà ìàêñèìóì âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ è ìèíèìóì â ïîñòèæåíèè ëè÷íûõ öåïåé. Îñíîâíîé ïðèíöèï ïîâåäåíèÿ: «Âñå, ÷òî Âû õîòèòå òîëüêî äàâàéòå æèòü äðóæíî». Ýòî óñòàíîâêà íà äîáðîæåëàòåëüíîñòü çà ñ÷åò ñîáñòâåííûõ ïîòåðü, òàê íàçûâàåìàÿ «èãðà â ïðÿòêè», íî, êîíå÷íî, äî îïðåäåëåííîãî ïðåäåëà, òàê êàê èíñòèíêò ñàìîñîõðàíåíèÿ ñèëüíî ðàçâèò ó âñåõ ëþäåé. ×àñòî òàêîé ñòðàòåãèè ïðèäåðæèâàþòñÿ àëüòðóèñòû, èíîãäà âíåøíå, à èíîãäà ïî óáåæäåíèþ. Çäåñü âàæíî ñîîòíîøåíèå ñèë ïðîòèâíèêîâ. Åñëè ñîîòíîøåíèå ñèë íå â åãî ïîëüçó è äàëüíåéøàÿ áîðüáà íå èìååò ñìûñëà, òî ïðîèñõîäèò ïåðåîðèåíòàöèÿ íà óñòàíîâêó, äåâèç êîòîðîé: «Ñäàþñü íà ìèëîñòü ïîáåäèòåëÿ». Ñòðàòåãèÿ óëàæèâàíèÿ ìîæåò áûòü ðàçóìíûì øàãîì, åñëè êîíôðîíòàöèÿ ïî ïîâîäó íåçíà÷èòåëüíûõ ðàçíîãëàñèé ìîæåò âíîñèòü ÷ðåçìåðíûé ñòðåññ âî âçàèìîîòíîøåíèÿ íà äàííîì ýòàïå èëè â òîì ñëó÷àå, åñëè äðóãàÿ ñòîðîíà íå ãîòîâà ê äèàëîãó. Áûâàþò è òàêèå ñëó÷àè, êîãäà íóæíî ñîõðàíèòü äîáðûå îòíîøåíèÿ. Êîíôëèêòû èíîãäà ñàìè ðàçðåøàþòñÿ òîëüêî çà ñ÷åò òîãî, ÷òî ìû ïðîäîëæàåì ïîääåðæèâàòü äðóæåñêèå îòíîøåíèÿ.  ñëó÷àå æå ñåðüåçíîãî êîíôëèêòà ñòðàòåãèÿ ïîâåäåíèÿ «Ïëþøåâîãî ìèøêè» ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî íå çàòðàãèâàþòñÿ ãëàâíûå ñïîðíûå âîïðîñû è êîíôëèêò îñòàåòñÿ íåðàçðåøåííûì.
Òàêòè÷åñêèå äåéñòâèÿ «Ïëþøåâîãî Ìèøêè»:
– ïîñòîÿííîå ñîãëàøàòåëüñòâî ñ òðåáîâàíèÿìè ïðîòèâíèêà, ò.å. äåëàåò ìàêñèìàëüíûå óñòóïêè;
– ïîñòîÿííàÿ äåìîíñòðàöèÿ íåïðèòÿçàíèÿ íà ïîáåäó èëè ñåðüåçíîå ñîïðîòèâëåíèå;
– ïîòàêàåò ïðîòèâíèêó, ëüñòèò.
Êà÷åñòâà ëè÷íîñòè:
– áåñõðåáåòíîñòü îòñóòñòâèå ñîáñòâåííîãî ìíåíèÿ â ñëîæíûõ ñèòóàöèÿõ;
– æåëàíèå âñåì óãîäèòü, íèêîãî íå îáèäåòü, ÷òîáû íå áûëî ðàçäîðîâ è ñòîëêíîâåíèé;
– èäåò íà ïîâîäó ó ëèäåðîâ íåôîðìàëüíûõ ãðóïï, åãî ïîâåäåíèåì ÷àñòî ìàíèïóëèðóþò;
– ïðåîáëàäàåò òåíäåíöèÿ îòâëåêàòüñÿ ïðè ó÷àñòèè â áåñåäå.
III Èçáåãàíèå
×àñòî ëþäè ñòàðàþòñÿ èçáåæàòü îáñóæäåíèÿ êîíôëèêòíûõ âîïðîñîâ è îòëîæèòü ïðèíÿòèå ñëîæíîãî ðåøåíèÿ «íà ïîòîì».  ýòîì ñëó÷àå ÷åëîâåê íå îòñòàèâàåò ñîáñòâåííûå èíòåðåñû, íî ïðè ýòîì íå ó÷èòûâàåò è èíòåðåñû äðóãèõ.
Ïëþñû è ìèíóñû äàííîé ñòðàòåãèè: òàêàÿ ñòðàòåãèÿ ìîæåò áûòü ïîëåçíà ëèáî, êîãäà ïðåäìåò êîíôëèêòà íå î÷åíü âàæåí («Åñëè Âû íå ìîæåòå äîãîâîðèòüñÿ, êàêóþ ïðîãðàììó ïî òåëåâèçîðó ñìîòðåòü, ìîæíî çàíÿòüñÿ ÷åì-íèáóäü äðóãèì» – ïèøåò àìåðèêàíñêèé ïñèõîëîã Ñ. Êîâè), ëèáî êîãäà ñ äðóãîé ñòîðîíîé êîíôëèêòà íå îáÿçàòåëüíî ïîääåðæèâàòü äëèòåëüíûå îòíîøåíèÿ (åñëè Âû ñ÷èòàåòå, ÷òî âåùü, êîòîðóþ Âàì íóæíî êóïèòü â ýòîì ìàãàçèíå ñëèøêîì äîðîãî ñòîèò, òî Âû ìîæåòå ïîéòè â äðóãîé ìàãàçèí). Íî â äîëãîñðî÷íûõ îòíîøåíèÿõ âàæíî îòêðûòî îáñóæäàòü âñå ñïîðíûå âîïðîñû, à èçáåãàíèå ñóùåñòâóþùèõ òðóäíîñòåé ïðèâîäèò òîëüêî ê íàêîïëåíèþ íåóäîâëåòâîðåííîñòè è íàïðÿæåíèÿ.
 âèäå îáðàçà èçáåãàíèå ìîæíî ïðåäñòàâèòü êàê óêëîíåíèå “÷åðåïàõà”.

Ýòó ñòðàòåãèþ ïîâåäåíèÿ ìîæíî ñðàâíèòü ñ ïîâåäåíèåì ÷åðåïàõè, êîòîðàÿ â ìîìåíò îïàñíîñòè ïðÿ÷åòñÿ â ñâîè ïàíöèðü. Òàêòè÷åñêèé äåâèç «×åðåïàõè» «Îñòàâüòå ìíå íåìíîæêî è íå òðîãàéòå ìåíÿ». Ýòî ïàññèâíî-ñòðàäàòåëüíàÿ óñòàíîâêà æåðòâû, âòÿíóòîé â êîíôëèêò îáñòîÿòåëüñòâàìè. Ïîçèöèÿ æåðòâû ïðèâëåêàòåëüíà â ñèëó îïðåäåëåííûõ êîìïåíñàöèîííûõ ôàêòîðîâ: æåðòâà ïîëó÷àåò çíà÷èòåëüíóþ ïîääåðæêó ñî ñòîðîíû; åé îáèëüíî ñî÷óâñòâóþò; åé íå íóæíî ïûòàòüñÿ ñàìîé ðàçðåøèòü ïðîáëåìó. Çà êàæóùåéñÿ áåñïîìîùíîñòüþ ìîæåò ñêðûâàòüñÿ îùóùåíèå òîãî, ÷òî ïðîáëåìà ñòàíîâèòñÿ áîëåå æåëàòåëüíîé è ïðèÿòíîé, ÷åì ðèñê è òðóäíîñòè, ñâÿçàííûå ñ åå ðàçðåøåíèåì. Åñëè æåðòâå ãðîçÿò íàñèëèå èëè îùóòèìûå ïîòåðè, îíà ìîæåò îöåíèòü ðèñê, ñâÿçàííûé ñ èçìåíåíèåì åå ñèòóàöèè, êàê íåïðèåìëåìî âûñîêèé. Òðàãåäèÿ ýòîé ðîëè è íåñïîñîáíîñòü âûéòè èç íåå ëåæèò â ãëóáîêî óêîðåíèâøåéñÿ óñòàíîâêå íà áåñïîìîùíîñòü è íåñïîñîáíîñòü èçìåíèòü îáñòàíîâêó. ×åì âûçâàíû ýòè óñòàíîâêè? Æåðòâû ó÷àòñÿ, êàê áûòü æåðòâàìè, ó äðóãèõ æåðòâ. Ðîäèòåëè ó÷àò ýòîìó ñâîèõ äåòåé; àâòîðèòàðíûå ðîäèòåëè, ó÷èòåëÿ, ðóêîâîäèòåëè è ñîöèàëüíûå ñèñòåìû çàïóãèâàþò ëþäåé, çàñòàâëÿÿ èõ ïðèíÿòü ðîëü æåðòâ.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ÷ðåçìåðíî îñòîðîæíûå ïðèâû÷êè ïîñòåïåííî ïðèâîäÿò ëþäåé ê ðîëè æåðòâû, òàê êàê ëþäè îòêàçûâàþòñÿ èäòè íà èçìåíåíèå ñèòóàöèè èëè ñàìèõ ñåáÿ, õîòÿ ïðè ñîîòâåòñòâóþùåì ïîäõîäå îíè ìîãëè áû âûçâàòü ïîëîæèòåëüíûå ïåðåìåíû ñðàâíèòåëüíî ëåãêî.
Ñòðàòåãèÿ ïîâåäåíèÿ «×åðåïàõè» ìîæåò áûòü, òåì íå ìåíåå, âïîëíå ðàçóìíûì øàãîì, åñëè êîíôëèêò íå çàòðàãèâàåò ïðÿìûõ èíòåðåñîâ ÷åëîâåêà èëè âîâëå÷åííîñòü â íåãî íå îòðàæàåòñÿ íà åãî ðàçâèòèè. Òàêîé øàã ìîæåò áûòü òàêæå ïîëåçåí, åñëè îí ïðèâëåêàåò âíèìàíèå ê çàïóùåííîé ïðîáëåìå.
Ñ äðóãîé ñòîðîíû, òàêîå ïîâåäåíèå ìîæåò òîëêíóòü ïðîòèâíèêà íà çàâûøåíèå òðåáîâàíèé èëè îòâåòíûé óõîä âìåñòî ïðèíÿòèÿ ó÷àñòèÿ â ñîâìåñòíîì ïîèñêå ðåøåíèé, ìîæåò òàêæå ïðèâåñòè ê íåïîìåðíîìó ðîñòó ïðîáëåìû. Íåðåäêî óêëîíåíèå îò êîíôëèêòà ñîçíàòåëüíî èëè áåññîçíàòåëüíî ïðèìåíÿåòñÿ â êà÷åñòâå íàêàçàíèÿ, ÷òîáû çàñòàâèòü äðóãóþ ñòîðîíó èçìåíèòü ñâîå îòíîøåíèå ê êîíôëèêòó.
Ñòðàòåãèÿ ïîâåäåíèÿ «×åðåïàõè» ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî çàãîíÿþòñÿ âíóòðü èñòèííûå ïðè÷èíû è êîíôëèêò îñòàåòñÿ, îí êàê áû ñìåùàåòñÿ â äðóãóþ ïëîñêîñòü, ñòàíîâèòñÿ ãëóáæå è ñëîæíåå.
Íåðàçðåøåííûé êîíôëèêò îïàñåí òåì, ÷òî âîçäåéñòâóåò íà ïîäñîçíàíèå è ïðîÿâëÿåòñÿ â íàðàñòàíèè ñîïðîòèâëåíèÿ â ñàìûõ ðàçëè÷íûõ îáëàñòÿõ, âïëîòü äî çàáîëåâàíèé.
Òàêòè÷åñêèå äåéñòâèÿ «×åðåïàõè»:
– îòêàçûâàåòñÿ âñòóïàòü â äèàëîã, ïðèìåíÿÿ òàêòèêó äåìîíñòðàòèâíîãî óõîäà;
– èçáåãàåò ïðèìåíåíèÿ ñèëîâûõ ïðèåìîâ;
– èãíîðèðóåò âñþ èíôîðìàöèþ îò ïðîòèâíèêà, íå äîâåðÿåò ôàêòàì è íå ñîáèðàåò èõ;
– îòðèöàåò ñåðüåçíîñòü è îñòðîòó êîíôëèêòà;
– ñèñòåìàòè÷åñêè ìåäëèò â ïðèíÿòèè ðåøåíèé, âñåãäà îïàçäûâàåò, òàê êàê áîèòñÿ äåëàòü îòâåòíûé õîä. Ýòî ñèòóàöèÿ óïóùåííûõ âîçìîæíîñòåé.
Êà÷åñòâà ëè÷íîñòè:
– çàñòåí÷èâîñòü â îáùåíèè ñ ëþäüìè;
– íåòåðïåíèå ê êðèòèêå – ïðèíÿòèå åå êàê àòàêè íà ñåáÿ ëè÷íî;
– íåðåøèòåëüíîñòü â êðèòè÷åñêèõ ñèòóàöèÿõ, äåéñòâóåò ïî ïðèíöèïó: «Àâîñü îáîéäåòñÿ»;
– íåóìåíèå ïðåäîòâðàòèòü õàîñ è áåñïðåäìåòíîñòü â áåñåäå.
IV Êîìïðîìèññ
Êîìïðîìèññ – ýòî ÷àñòè÷íîå óäîâëåòâîðåíèå èíòåðåñîâ îáåèõ ñòîðîí êîíôëèêòà.
Ïëþñû è ìèíóñû äàííîé ñòðàòåãèè: õîòÿ ïðè êîìïðîìèññå ó÷èòûâàþòñÿ èíòåðåñû âñåõ êîíôëèêòóþùèõ ñòîðîí, è ýòîò èñõîä ìîæíî íàçâàòü ñïðàâåäëèâûì, íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ êîìïðîìèññ ìîæíî ðàññìàòðèâàòü òîëüêî êàê ïðîìåæóòî÷íûé ýòàï ðàçðåøåíèÿ êîíôëèêòà ïåðåä ïîèñêîì òàêîãî ðåøåíèÿ, â êîòîðîì îáå ñòîðîíû áûëè áû óäîâëåòâîðåíû ïîëíîñòüþ.
 âèäå îáðàçà êîìïðîìèññ – ýòî “ëèñà”.

Äëÿ ýòîé ñòðàòåãèè õàðàêòåðåí òèï ïîâåäåíèÿ ëèñû, â êîòîðîì ñî÷åòàþòñÿ îñòîðîæíîñòü è õèòðîñòü. «Ëèñà» äåéñòâóåò ïî ïðèíöèïó: «ß óñòóïëþ íåìíîãî, åñëè âû òîæå ãîòîâû óñòóïèòü». Âçâåøåííîñòü, ñáàëàíñèðîâàííîñòü è îñòîðîæíîñòü îñíîâíàÿ óñòàíîâêà ýòîãî òèïà ïîâåäåíèÿ. Äëÿ äàííîé ñòðàòåãèè îäèíàêîâî çíà÷èìû è ëè÷íûå öåïè è âçàèìîîòíîøåíèÿ. Ñòðåìëåíèå â ëþáîì ñëó÷àå èäòè íà íîðìàëèçàöèþ îòíîøåíèé ÿâëÿåòñÿ ñëàáûì ìåñòîì ýòîé ñòðàòåãèè â êîíôëèêòå ñ «Àêóëîé». Ñòðàòåãèÿ êîìïðîìèññà íå ïðåäïîëàãàåò àíàëèçà îáúåìà èíôîðìàöèè, «Ëèñà» òåðïèò îáìåí ìíåíèÿìè, íî ÷óâñòâóåò ñåáÿ íåëîâêî, ò.ê. ó íåå íåò ñâîåé ïîçèöèè, åå ïîâåäåíèå çàâèñèò îò óñòóïîê ñ äðóãîé ñòîðîíû. Êîìïðîìèññ òðåáóåò îïðåäåëåííûõ íàâûêîâ â âåäåíèè ïåðåãîâîðîâ, ÷òîáû êàæäûé ó÷àñòíèê ÷åãî-òî äîáèëñÿ. Òàêîå ðåøåíèå ïðîáëåìû ïîäðàçóìåâàåò, ÷òî äåëèòñÿ êàêàÿ-òî êîíå÷íàÿ âåëè÷èíà, è ÷òî â ïðîöåññå åå ðàçäåëà íóæäû âñåõ ó÷àñòíèêîâ íå ìîãóò áûòü óäîâëåòâîðåíû ïîëíîñòüþ. Òåì íå ìåíåå, ðàçäåë ïîðîâíó íåðåäêî âîñïðèíèìàåòñÿ êàê ñàìîå ñïðàâåäëèâîå ðåøåíèå è, åñëè ñòîðîíû íå ìîãóò óâåëè÷èòü ðàçìåð äåëèìîé âåùè, ðàâíîïðàâíîå ïîëüçîâàíèå èìåþùèìèñÿ áëàãàìè óæå äîñòèæåíèå. Íåäîñòàòêè ñòðàòåãèè êîìïðîìèññà â òîì, ÷òî îäíà ñòîðîíà ìîæåò, íàïðèìåð, óâåëè÷èòü ñâîè ïðåòåíçèè, ÷òîáû ïîòîì ïîêàçàòüñÿ âåëèêîäóøíîé, èëè ñäàòü ñâîè ïîçèöèè íàìíîãî ðàíüøå äðóãîé.  òàêèõ ñëó÷àÿõ íè îäíà èç ñòîðîí íå áóäåò ïðèäåðæèâàòüñÿ ðåøåíèÿ, êîòîðîå íå óäîâëåòâîðÿåò èõ íóæä. Åñëè êîìïðîìèññ áûë äîñòèãíóò áåç òùàòåëüíîãî àíàëèçà äðóãèõ âîçìîæíûõ âàðèàíòîâ ðåøåíèÿ, îí ìîæåò áûòü íå ñàìûì îïòèìàëüíûì ñïîñîáîì ðàçðåøåíèÿ êîíôëèêòà.
Òàêòè÷åñêèå äåéñòâèÿ «Ëèñû»:
– òîðãóåòñÿ, ëþáèò ëþäåé, êîòîðûå óìåþò òîðãîâàòüñÿ;
– èñïîëüçóåò îáìàí, ëåñòü äëÿ ïîä÷åðêèâàíèÿ íå î÷åíü âûðàæåííûõ êà÷åñòâ ó ïðîòèâíèêà;
– îðèåíòèðîâàíà íà ðàâåíñòâî â äåëåæå, äåéñòâóåò ïî ïðèíöèïó: «Âñåì ñåñòðàì ïî ñåðüãàì».
Êà÷åñòâà ëè÷íîñòè:
– ïðåäåëüíàÿ îñòîðîæíîñòü â îöåíêå, êðèòèêå, îáâèíåíèÿõ â ñî÷åòàíèè ñ îòêðûòîñòüþ. Òàêèå êà÷åñòâà ÿâëÿþòñÿ, íåñîìíåííî, ýëåìåíòîì âûñîêîé êóëüòóðû ëè÷íîñòè;
– íàñòîðîæåííîå îòíîøåíèå ê êðèòè÷åñêèì îöåíêàì äðóãèõ ëþäåé;
– îæèäàíèå ìÿãêèõ ôîðìóëèðîâîê, êðàñèâûõ ñëîâ;
– æåëàíèå óáåäèòü ëþäåé íå âûðàæàòü ñâîè ìûñëè ñëèøêîì ðåçêî è îòêðûòî.
V Ñîòðóäíè÷åñòâî
Ïðè âûáîðå ýòîé ñòðàòåãèè ó÷àñòíèê ñòðåìèòüñÿ ðàçðåøèòü êîíôëèêò òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû â âûèãðûøå îêàçàëèñü âñå. Îí íå ïðîñòî ó÷èòûâàåò ïîçèöèþ äðóãîãî ó÷àñòíèêà, íî è ñòðåìèòñÿ äîáèòüñÿ, ÷òîáû äðóãàÿ ñòîðîíà òîæå áûëà áû óäîâëåòâîðåíà.
Ïëþñû è ìèíóñû äàííîé ñòðàòåãèè: ñòðåìëåíèå âûñëóøàòü äðóãîãî ÷åëîâåêà, ïîíÿòü åãî òî÷êó çðåíèÿ, ó÷åñòü åãî èíòåðåñû è íàéòè â ñïîðíîé ñèòóàöèè ðåøåíèå, óñòðàèâàþùåå âñå ñòîðîíû íåîáõîäèìî â ëþáûõ äîëãîñðî÷íûõ îòíîøåíèÿõ. Òàêîé ïîäõîä ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ âçàèìíîãî óâàæåíèÿ, ïîíèìàíèÿ, äîâåðèÿ, è, òåì ñàìûì, äåëàåò îòíîøåíèÿ áîëåå ïðî÷íûìè è ñòàáèëüíûìè. Åñëè ïðåäìåò ñïîðà âàæåí äëÿ îáîèõ ó÷àñòíèêîâ, ýòîò ñïîñîá ðàçðåøåíèÿ êîíôëèêòà ìîæíî âîñïðèíèìàòü êàê íàèáîëåå êîíñòðóêòèâíûé. Îòìåòèì, ÷òî âî ìíîãèõ ñèòóàöèÿõ íàéòè ðåøåíèå, óñòðàèâàþùåå îáå ñòîðîíû, ìîæåò áûòü î÷åíü òðóäíî, îñîáåííî åñëè ïðîòèâîïîëîæíàÿ ñòîðîíà íå íàñòðîåíà íà ñîòðóäíè÷åñòâî, è â ýòîì ñëó÷àå ïðîöåññ ðàçðåøåíèÿ êîíôëèêòà ìîæåò áûòü äëèòåëüíûì è òÿæåëûì.
 âèäå îáðàçà ñîòðóäíè÷åñòâî – ýòî “ñîâà”.

Ýòîé ñòðàòåãèè ïîâåäåíèÿ â êîíôëèêòå ìîæíî óñëîâíî äàòü íàçâàíèå ïòèöû, êîòîðîé ëþäè èçäàâíà ïðèïèñûâàëè òàêèå êà÷åñòâà, êàê ìóäðîñòü è çäðàâûé ñìûñë. «Ñîâà» îòêðûòî ïðèçíàåò êîíôëèêò, ïðåäúÿâëÿåò ñâîè èíòåðåñû, âûðàæàåò ñâîþ ïîçèöèþ è ïðåäëàãàåò ïóòè âûõîäà èç êîíôëèêòà. Îò ïðîòèâíèêà îæèäàåò îòâåòíîãî ñîòðóäíè÷åñòâà. Îñíîâíîé ïðèíöèï äàííîé ñòðàòåãèè: «Äàâàéòå îñòàâèì âçàèìíûå îáèäû, ÿ ïðåäïî÷èòàþ… À Âû?». Ñòðàòåãèÿ ñîòðóäíè÷åñòâà íàïðàâëåíà íà êîíñòðóêòèâíîå ðàçðåøåíèå êîíôëèêòà, òî åñòü íà ðàáîòó ñ ïðîáëåìîé, à íå ñ êîíôëèêòîì. «Ñîâà» íå ïðèíèìàåò òàêòèêè èçáåãàíèÿ, òàê êàê óâàæàåò ïàðòíåðà, îíà íå ýêñïëóàòèðóåò ñëàáîñòè «×åðåïàõè» è «Ïëþøåâîãî ìåäâåæîíêà», ïîòîìó ÷òî ñòðåìèòñÿ ê äèàëîãó â ðåøåíèè ïðîáëåìû. Ïî îòíîøåíèþ ê «Àêóëå» îíà òîæå âåäåò ñåáÿ ÷åñòíî, ïðîòèâîïîñòàâëÿåò åé ìèðíûå ñðåäñòâà è çäðàâûé ñìûñë. «Ñîâå» ñâîéñòâåííà óñòàíîâêà íà ïðåêðàùåíèå êîíôëèêòà ââèäó åãî ýñêàëàöèè, â ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè îíà ñêëîííà ê ïåðåãîâîðíîìó ïðîöåññó, ãäå âñåãäà èìååò âååð ïðåäëîæåíèé-àëüòåðíàòèâ. Ïðè èñïîëüçîâàíèè ñòðàòåãèè ñîòðóäíè÷åñòâà ó÷àñòíèêè êîíôëèêòà ñòàíîâÿòñÿ ðàâíûìè ïàðòíåðàìè, à íå ïðîòèâíèêàìè, êîòîðûå èíòåðåñíû äðóã äðóãó êàê ëþäè ñî ñâîèìè èíäèâèäóàëüíîñòÿìè. Èõ âñåãäà èíòåðåñóþò íå òîëüêî ïðîòèâîðå÷èâûå ïîòðåáíîñòè äðóã äðóãà, íî è èõ ìîòèâàöèÿ. Îíè ñòðåìÿòñÿ ê èñêðåííîñòè â îòíîøåíèÿõ è ìàêñèìàëüíîìó äîâåðèþ. Ïàðòíåðû ïðèçíàþò ñâîé êîíôëèêò, ïîä÷åðêèâàÿ îáùóþ îñíîâó äëÿ âçàèìîäåéñòâèÿ, êîòîðîé ìîæåò ñòàòü äàæå îäíî æåëàíèå âìåñòå íàéòè âûõîä èç ñîçäàâøåéñÿ ñèòóàöèè. Îíè íå çàíèìàþòñÿ âçàèìíîé ïåðåïàëêîé è îáâèíåíèÿìè â èíòåðåñàõ äåëà ýìîöèè îòáðàñûâàþòñÿ.  õîäå ïîèñêà ñîâìåñòíûõ ðåøåíèé ïàðòíåðû ìîãóò èíòåðåñîâàòüñÿ èñòîðèåé âîçíèêíîâåíèÿ êîíôëèêòà, íî ýòî íå ÿâëÿåòñÿ ñàìîöåëüþ. Îíè òðåçâî îöåíèâàþò ñâîè âîçìîæíîñòè è ïîýòîìó ñêëîííû ê ïîñðåäíè÷åñòâó, à â ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè ê ïåðåãîâîðíîìó ïðîöåññó.
Òàêòè÷åñêèå äåéñòâèÿ «Ñîâû»:
– ñîáèðàåò èíôîðìàöèþ î êîíôëèêòå, î ñóòè ïðîáëåìû, î ïðîòèâíèêå;
– âåäåò ïîäñ÷åò ñâîèõ ðåñóðñîâ è ðåñóðñîâ ïðîòèâíèêà äëÿ âûðàáîòêè àëüòåðíàòèâíûõ ïðåäëîæåíèé;
– îáñóæäàåò êîíôëèêò îòêðûòî, íå áîèòñÿ ðàçíîãëàñèé, ñòàðàåòñÿ îïðåäìåòèòü êîíôëèêò;
– åñëè ïðîòèâíèê ïðåäëàãàåò ÷òî-òî çäðàâîå, ðàçóìíîå, òî ýòî ïðèíèìàåòñÿ.
Êà÷åñòâà ëè÷íîñòè:
– â ëþáîì êîíôëèêòå íàïðàâëåí íà ðåøåíèå ïðîáëåìû, à íå íà îáâèíåíèå ëè÷íîñòè;
– ïîëîæèòåëüíî îòíîñèòñÿ ê íîâàöèÿì, ïåðåìåíàì;
– óìååò êðèòèêîâàòü, íå îñêîðáëÿÿ ëè÷íîñòè, êàê ãîâîðÿò, «ïî äåëó», îïèðàÿñü íà ôàêòû;
– èñïîëüçóåò ñâîè ñïîñîáíîñòè äëÿ äîñòèæåíèÿ âëèÿíèÿ íà ëþäåé.
Èñòî÷íèêè: Àíöóïîâ À. ß. Øèïèëîâ À. È. “Êîíôëèêòîëîãèÿ” Ì. 2002 – 591 ñ.
Èíòåðíåò: b17 . ru/article/9910/