Если вы обрезываетесь не будет вам никакой пользы от христа

Увещание к сохранению христианской свободы (1–12). Нравоучительный отдел послания (13–26)
Гал.5:1–12. Теперь Ап. приглашает Галатов пользоваться своею христианскою свободою; что они имеют на нее право, это он доказал выше. Если же они в своем тяготении к закону Моисееву дойдут до того, что станут обрезываться, то через это отделятся от Христа и лишатся Его благодати. Между тем праведность приобретается только через веру, выражающуюся в делах. Галаты должны поэтому бояться того, как бы лжеучители не совратили их с единственного правильного пути, ведущего к праведности. В заключение Ап. еще раз говорит о недопустимости обрезания над христианами.
Гал.5:1. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
Итак христиане свободны от закона, как дети свободной Сарры. Поэтому они должны крепко стоять в этой дарованной им Христом свободе и не подчиняться закону, который снова сделает их рабами (ср.Гал.4:9).
Гал.5:2. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
С полным сознанием своего авторитета («вот я, Павел, говорю вам»), Ап. выставляет на вид читателей такое положение, что если они станут принимать обрезание (доселе, как видно, они еще этого не сделали), то они лишатся той пользы, какую сейчас имеют от Христа. Они лишат всякого значения не только всю работу Павла, какую он совершил в Галатии, но утратят и то, что Христос для них сделал и что обещал сделать.
Гал.5:3. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
С другой стороны Галаты должны взять во внимание и то, что принимая печать обрезания, они через это принимают на себя и обязательство соблюдать “весь” закон. – «Еще свидетельствую». Ап., очевидно, говорил уже об этом во время своего пребывания в Галатии. Это было, вероятно, во второе пребывание Апостола в Галатии, когда он передавал Галатам постановление Апостольского собора (Деян.16:4).
Гал.5:4. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
Ап., в частности, обращается к таким читателям, которые стремились найти средство для оправдания в законе. Такие люди (большинство читателей, конечно, держалось иного направления), можно сказать, остаются без Христа и без благодати.
Гал.5:5. а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
В противоположность таким легкомысленным людям, Ап. указывает на себя и на других пребывающих в благодати Галатов, а также на прочих христиан. «Мы в духе (своем), в силу веры, ожидаем того, что составляет предмет нашего упования» (ελπίς – в смысле “ожидаемого» блага, как в Рим.8:24; Кол.1:5), который состоит в праведности». Так лучше перевести этот стих. Ап., очевидно, хочет сказать, что, в противоположность иудействующим, которые здесь, на земле, уже думали получить полное оправдание за исполнение закона, христиане еще только “надеются» на это оправдание. То оправдание, какое ими получено здесь, они считают далеко недостаточным. Только на последнем суде им, благодаря их вере, будет возможно получить полное оправдание (ср. 2Кор.5:10; Рим.14:19).
Гал.5:6. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
Само по себе обрезание имело значение, но это было в Ветхом Завете, до Христа (Рим.2:25, 3:1, 9:31). Теперь же, для христианина, оно бесполезно, и если человек поступил в Церковь обрезанным, ему нечего гордиться пред христианином необрезанным. Также и необрезанный не может гордиться своим необрезанием. Для спасения нужна только вера, действующая через любовь. Последнее выражение Ап. прибавляет для того, чтобы показать, что и сама вера не послужит к оправданию человека на последнем суде, если она в этой жизни не обнаружила себя в соответствующих добрых делах (ср. Рим.2:7).
Гал.5:7. Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
Гал.5:8. Такое убеждение не от Призывающего вас.
Увещания Апостола понятны. Нужно только несколько исправить русский перевод второй половины 7-го стиха, который не соответствует греческому тексту. Именно после слов «остановил вас» нужно поставить знак вопроса, и таким образом получится отрывочное предложение: «кто остановил вас» (на вашем добром пути)? Затем следующее предложение – тоже отрывочное: “истине” (т. е. Евангелию) “не покоряться?» Ап. выражает удивление, как это возможно не покоряться тому, что Галаты признали за истину. Цан, на основании древних западных кодексов, считает возможным прибавить к этому выражению слова: «никого не слушайтесь, т. е. никого не слушайте относительно того, чтобы не покоряться истине». – «Такое убеждение..»., т. е. проявляемое вами послушание речам иудействующих происходит вовсе не от Бога, Который вас призывает. “Призывание Богом» верующих, которое Галаты услышали уже во время первой проповеди Евангелия (Гал.1:6, 5:13), по представлению Апостола, продолжается и в настоящее время (ср. 1Сол.5:24; Рим.9:11) и будет продолжаться через проповедников Евангелия (καλοῦντος – наст. время).
Гал.5:9. Малая закваска заквашивает все тесто.
Галаты, очевидно, склонны были уменьшать опасность, которая для них грозила со стороны иудействующих. «Что же тут опасного? – говорили они. – Ведь лжеучителей так немного среди нас». Ап. против этого указывает на то, что и закваски немного кладется в тесто, однако же эта закваска поднимает все тесто. Так и небольшое число лжеучителей может принести немало вреда Галатской церкви.
Гал.5:10. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
Впрочем Павел питает уверенность, которую укрепляет в нем Бог (“в Господе”), что Галаты не станут мыслить иначе, чем как научил их Апостол. А так как они все же, очевидно, довольно снисходительно относились к иудействующим, то Ап. считает нужным сказать, что эти лжеучители, без исключения и без различия («кто бы он ни был»), если они будут смущать Галатов, понесут наказание от Бога (ср. 2Пет.2:3; Рим.3:8).
Гал.5:11. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
Особенно возбуждает в душе Апостола гнев то обстоятельство, что иудействующие искажают исторические факты, и именно смысл поступков Апостола Павла. Сами они, конечно, проповедуют обрезание, без которого будто бы христиане из язычников не могут достигнуть оправдания и обетованного Аврааму наследия. Но кроме того они еще говорят, что и сам Ап. Павел по временам проповедовал то же (Вместо: «за что же гонят меня, братия» лучше, согласно с расстановкою слов в греч. тексте перевести: «Но я, о, братия… если я еще проповедую обрезание, то почему же меня гонят? Так устраняется (или должен бы устраниться) «соблазн креста Христова»). Лжеучители, как видно, взводили на Павла обвинение в том, что он в своем стремлении быть снисходительным к привычкам тех лиц, среди которых ему приходилось действовать, позволял себе совершать обрезание и над христианами. Они выводили такое заключение из того, что Павел обрезал Тимофея (Деян.16:3) и не считал обрезание несогласным с состоянием христианина (1Кор.7:18), а также не протестовал против обрезания детей иудейских христиан, которые жили среди христиан из язычников (Деян.21:21–24). Но если бы так было на самом деле, то на него перестали бы нападать из за его проповеди о кресте, т. е. о необходимости крестной смерти Мессии, которая для Иудеев представлялась в высшей степени соблазнительной (ср. 1Кор.1:23). Однако Иудеи, а также, по-своему, и иудействующие, продолжают его преследовать и всячески мешают успеху его проповеди. Не ясно ли отсюда, что они говорят неправду, когда утверждают, будто бы и сам Ап. не прочь признать необходимость столь дорогого для них обрезания?
Гал.5:12. О, если бы удалены были возмущающие вас!
Правильнее: «о, если бы уже прямо кастрировали себя смущающие вас!» (глагол αποκόπτειν по-русски переведен неточно: “удалены”: он означает именно кастрирование ср. Втор.23:2; Иустин апол. I27). Так как иудействующие слишком большую важность придают отнятию крайней плоти – делу чисто внешнему, – то пусть уж лучше они, подобно жрецам Цибелы, совсем отсекут свои мужские органы: тогда они для христиан покажут себя во всем своем заблуждении и не будут опасны как лжеучители – их поймут христиане вполне…
Гал.5:13–26. В нравоучительном отделе своего послания Ап. прежде всего зовет Галатов к исполнению великой заповеди о любви к ближнему. Затем он внушает им, что истинная христианская свобода, к которой он их призывал, вовсе не есть какая то разнузданность страстей. Напротив, человек свободный ведет упорную борьбу с страстями. При этом Ап. перечисляет самые страсти или дела плоти и противопоставляет им плоды духовной жизни, которую и призывает вести читателей.
Гал.5:13. К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.
Гал.5:14. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
Гал.5:15. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
«Только бы свобода ваша не была поводом» – по греч. αφορμή, т. е. точкою опоры (ср. Рим.7:11). – «Но любовью служите друг другу». Только тогда свобода не приведет к угождению плоти, когда христиане будут стараться делать хорошее друг другу, руководясь истинной христианской любовью. – «Ибо весь закон..». Хотя заповедь о любви попала на один уровень с другими заповедями, но на самом деле она имеет исключительную важность, потому что, выполняя ее, мы вместе с тем исполняем и все заповеди закона (ср. Рим.13:8, 10). – «Друг друга угрызаете..». Ап., очевидно, знал, что между Галатами партийность дошла до степени взаимной ненависти.
Гал.5:16. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти
Гал.5:17. ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
Для того чтобы в Галатах ожила любовь, Ап. советует им “ходить по духу”, т. е. отдаться руководству высшей стороны человеческого существа; тогда они не будут “совершат похоти
плоти”, т. е. будут иметь силу их всячески ограничивать, потому совсем подавить их человек, конечно, не может. – «Ибо плоть желает противного духу..». см. посл. к Рим.7:15, 19 и сл.
Гал.5:18. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
Христианин, проникнутый любовью, руководствующийся в своей деятельности указаниями духа, а не плоти, не нуждается в указаниях внешних предписаний закона: он уже его исполняет во всей его полноте, даже как бы не зная его. «Кто не гневается, тому нечего слушать: не убий» (Златоуст).
Гал.5:19. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
Гал.5:20. идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,)
ереси,
Гал.5:21. ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Против чего говорит Ап. – об этом нечего долго размышлять. Всякому христианину самому легко решить, какие это дела плоти, против коих говорит Апостол (φανερά δέ εστιν). Первые четыре греха суть в тесном смысле слова грехи плоти, т. е. относятся к нечистой половой жизни. Затем два греха стоят рядом: идолослужение и пользование волшебными средствами (ср. Апок 21:8; Втор. 18:10). Пять следующих слов обозначают дурные настроения и неправильное отношение к ближним. Где такое настроение укрепляется, там – «разногласия» (διχοστασίαι ср. Рим.16и 1Кор.11:18) и появляются борющиеся между собою партии (αιρέσεις – ср. ст. 15). При этом еще Ап. упоминает о ненависти, убийстве, пьянстве и бесчинстве, как наиболее ему противных явлениях жизни. – «Предварял» – т. е. говорил как о будущем, что вам еще только угрожает, если вы будете делать такие дела. – «Царствия Божия» – см. 1Кор.6и сл.; Рим.6:17; 1Сол. 4и сл.
Гал.5:22. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
Гал.5:23. кротость, воздержание. На таковых нет закона.
Противоположные делам плоти добродетели Ап. рассматривает как единый плод духа, несмотря на их кажущуюся разнородность. Под “духом» можно разуметь здесь дух человеческий, но в тоже время проникнутый Духом Божиим. – “Вера” – здесь в смысле доверчивости в отношении друг к другу. – «На таковых» – т. е. для таких людей нет закона. И закон Моисеев не осудит таких людей, которые обладают всеми добродетелями и разве только в незначительных случаях не следуют постановлениям, существующим в известное время и в ограниченном пространстве (ср. Рим.8:31–34). Ведь в любви, которою они живут, исполняется все существенное содержание закона.
Гал.5:24. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
К счастью, Христиане («которые Христовы») не могут увлекаться делами плоти. Они ее распяли со всеми ее страстями и похотями, когда, в крещении, умерли со Христом.
Гал.5:25. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
Гал.5:26. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
К таким совершенным христианам должны принадлежать и Галаты, которые в настоящем своем состоянии еще далеки от совершенства. Ведь они тоже умерли со Христом для дел плоти и начали жизнь духа. И эту жизнь они должны проявлять в надлежащих поступках. – «Поступать должны». Здесь стоит глагол στοιχουρν идти рядом, вместе, в противоположность тому хождению, которое обозначается глаголом περιπατεῖν (Гал.5:16), который может означать и хождение в одиночку. Если это принять во внимание, то можно сказать, что последующие увещания имеют в виду не личное духовное состояние отдельного христианина, а взаимные отношения христиан и церковно-общественную жизнь. – К стиху 26-му удобно можно отнести первое выражение Гал.6– “братья”. Там есть свое обращение: «вы, духовные», а здесь это слово “братья” как нельзя лучше оттеняет призыв Апостола к воздержанию от всякого тщеславия, которое совершенно расстраивает правильные, братские отношения между христианами. «Оставьте тщеславие и взаимное раздражение и зависть, вы, братья – так можно передать смысл 26-го стиха.
Гал.5:1. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
«Свободою, еюже Христос нас свободи, стойте, не паки под игом работы держитеся». «Свободою» называет Апостол житие вне закона, «а игом работы» – жизнь подзаконную. Ибо так и божественный Петр сказал в Деяниях: «что искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником егоже ни отцы, ни мы возмогохом понести» (Деян. 15, 10)
Гал.5:2. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
«Се, аз Павел глаголю вам, яко аще обрезаетеся Христос вас ничтоже пользует». Прямо и ясно сказываю вам, выставляя напереди имя свое, что никакой пользы не получите от веры во Христа, приняв обрезание.
Гал.5:3. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
«Свидетельствую же паки всякому человеку обрезающемуся, яко должен есть весь закон творити». И весьма справедливо, потому что закон подвергает проклятию неисполняющих всего им предписанного. Сверх того, произвольно оставивший свободу и решившийся быть в рабстве подчиняется всем приказаниям господина.
Гал.5:4. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати.
«Упразднистеся от Христа». Почему говоришь это? «Иже законом оправдаетеся, от благодати отпадосте.” Давший закон обетовал дать и благодать. Посему, когда благодать дана, сим показано, что закон бездействен и излишен. А потому избирающие жизнь подзаконную лишают себя даров благодати.
Гал.5:5. А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
«Мы бо духом от веры упования правды ждем». Прияв залог Духа и веруя в обетования, ожидаем мы уповаемой жизни, которая, украшаясь бессмертием, свободна от приражений греха.
Гал.5:6. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
«О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема». Любитель ты закона? Храни необходимое в законе, приобрети любовь к ближнему; ею исполняется весь закон. Различие же между обрезанием и необрезанием уничтожила вера. Ибо и в воинах ищут военачальники не белизны или черноты, но воинской опытности.
Гал.5:7. Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
«Течасте добре: кто вам возбрани не покарятися истине!» Хвалит их течение и оплакивает, что прекратили свое течение.
Гал.5:8. Такое убеждение не от Призывающего вас.
«Препрение не от призвавшаго вы». Богу свойственно призывать, а слышащим призвание – повиноваться.
Гал.5:9. Малая закваска заквашивает все тесто.
«Мал квас все смешение квасит». Плачу о вас; боюсь же, что болезнь сообщится и другим.
Гал.5:10. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
«Аз надеюся о вас в Господе, яко ничтоже ино разумети будете». Не сказал: «разумеете»; но: «разумети будете». Ибо за то, что уже сделано, укоряет, желает же увидеть перемену на лучшее. Смущаяй же вас понесет грех, кто бы ни был». Опять выразился неопределенно: «кто бы ни был», чтобы, если и высокие имеют о себе мнения, дознали, что должны быть наказаны Богом. А поелику лукавые сии защитники закона говорили, что сам Апостол хранит закон и не везде проповедует одно и то же, то по необходимости оправдывается и в этом.
Гал.5:11. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
«Аз же, братие, аще обрезание еще проповедую, почто еще гонимь есмь? Убо упразднися соблазн Креста». За что же ненавидят меня иудеи и ясно враждуют против меня, если проповедую обрезание и предписываю хранить закон? Ибо, если делаю это, излишня проповедь Креста, да и соблазн иудеев уничтожается. Сие говорит и коринфянам: «мы же проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие» (1Кор. 1, 23).
Гал.5:12. О, если бы удалены были возмущающие вас!
«О, дабы отсечени были развращающий вас». О, если бы совершенно отделились от вас соблазняющие обрезанием!
Гал.5:13. К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.
«Вы бо на свободу звани бысте, братие». Освобождены вы от рабства закона.
«Точию да не свобода ваша в вину плоти». Апостол переходит уже к нравственным советам и повелевает позаботиться и о деятельной добродетели. Не для того, говорит освобождены мы от рабства закона, чтобы грешить небоязненно. И из сего явствует, что он, отметая излишнее в законе, повелевает хранить необходимое, и, во-первых, любовь. Ибо это и говорит:
«Но любовию работайте друг другу». Ибо, кто искренно любит, тот не отказывается служить любимому.
Гал.5:14. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
«Ибо весь закон во единем словеси исполняется, во еже: возлюбиши ближняго твоего якоже себе». Исполняя эту одну заповедь, можете исполнить весь закон.
Гал.5:15. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
«Аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете». Сим Апостол дает разуметь, что одни, обольстившись, обрезались, а другие пребыли твердыми в вере. Однако же препирались между собою и восхвалявшие житие подзаконное, и удивлявшиеся дарам благодати. Посему-то и предложил им прежде всего совет пребывать в любви.
Гал.5:16. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти.
«Глаголю же: духом ходите, и похоти плотския не совершайте». Если хотите преобладать над плотскими страстями, то следуйте духовным заповедям.
Гал.5:17. Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
«Плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся. Плотию» называет Апостол наклонность воли к худшему, “духом” же – обитающую благодать, потому что она руководствует душу к лучшему. Как же возможно препобедить плотские страсти?
«Да не яже хощете, сия творите». Не следуйте неуместным помыслам, то есть преодолевайте их, имея содейственницею благодать Духа.
Гал.5:18. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
«Аще ли духом водими есте, несте под законом». Закон не доставлял сего. Если некоторые, и живя под законом, прияли духовную благодать, то очень немногие сподобились пророчества. А здесь все сподобляются спасительного крещения.
Гал.5:19. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство.
Гал.5:20. Идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,)
ереси.
Гал.5:21. Ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
«Явлена же суть дела плотская». Опять плотию называет плотское мудрование.
«Яже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярости, разжжения, распри, ереси зависти, убийства, пиянства, безчинни кличи и подобная сим». Явно же, что идолослужение, чародеяние и подобное сему свойственны не плоти, но душе. Посему обвиняет не плоть, но беспечность в образе мыслей.
«Яже предглаголю вам, якоже и предрекох, яко таковая творящии «Царствия Божия не наследят». Сие божественный Апостол изрек и в Послании к Коринфянам (1Кор. 6, 9–10).
Гал.5:22. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера.
Гал.5:23. Кротость, воздержание. На таковых нет закона.
«Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Если бы вышеисчисленные дела были делами одного тела, то должно было бы показать и дела души. Но Апостол не указал их. Посему явно, что плотию назвал он плотское мудрование, то есть наклонность души к худшему, а духом называет данную благодать. Посему-то плодом духовным нарек и любовь, и радость, и прочее. Ибо присодействии Духа преуспевает душа в каждом из сих дел.
«На таковых несть закона». Ибо излишен закон для преуспевающих в добродетели, потому что «праведнику закон не лежит» (1Тим. 1, 9).
Гал.5:24. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
А «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми», то есть спогребшись Христу, соделали тело мертвым для греха.
Гал.5:25. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
«Аще живем духом, духом и да ходим», живя не по закону, но следуя благодати.
Гал.5:26. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
«Не бываим тщеславны, друг друга раздражающе, друг другу завидяще». Тщеславие и зависть породили это разделение. Ибо, может быть, твердые в вере, непрестанно осуждая поколебавшихся, возбуждали ссоры. Их-то и увещевает Апостол подать руку тем, которые преклонялись к закону.