Если социальный институт помимо пользы приносит обществу

Если социальная функция института — приносить обществу пользу, то случаи, когда от института помимо пользы происходит вред, будем называть дисфункцией института.

Возникновение дисфункции объективно, поскольку общественные потребности, которые должен удовлетворять институт, меняются быстрее, чем организационно-материальные и содержательные элементы деятельности соответствующего института.

Например, функция (задача) института образования — готовить всесторонне развитых специалистов.

Но если институт не справляется со своей задачей, если образование поставлено плохо, не учитывает изменившиеся реалии, то ни развитых личностей, ни первоклассных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию.

Дисфункция может выражаться в неопределенности функции института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Институт начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения. Ярким примером такой дисфункции является укрывательство (нерегистрация) преступлений от учета в системе МВД. Для решения главной задачи МВД — борьбы с преступностью — полная и своевременная регистрация всех выявленных преступлений является крайне важной. Но она мешает частной, внутренней задаче Министерства — показать высокую эффективность своей работы. Так общая цель приносится в жертву частной.

Но если какой-то официальный институт не удовлетворяет (или удовлетворяет плохо) насущную потребность, эту дисфункцию пытаются восполнить другие структуры, что крайне опасно. Известно, например, что в современной России возврат долгов кредиторам во многом обеспечивают не арбитражные суды, не правоохранительные органы, а бандиты.

Итак, у социальных институтов (основных и неосновных) есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред).

Наглядным свидетельством того огромного вреда, который причиняется обществу институциональной дисфункцией, являются дисфункции такого важнейшего социального института, как бюрократия.

Социологи употребляют слово «бюрократия» в нейтральном смысле. Но это не значит, что они не учитывают как положительные, так и отрицательные стороны бюрократии. М. Вебер раскрыл анатомию формальной организации, исторические черты эволюции бюрократии как особого социального института, но не затронул неформальную структуру бюрократии.

Функции неформальной структуры изучил Э. Мэйо. Он показал, что в реальности люди обращаются друг к другу не только как должностные лица, но и как индивиды, устанавливающие между собой первичные, доверительные отношения, часто нарушая или обходя законные нормы и правила, не обращая внимания на иерархические статусы. Чиновники нередко пренебрегают служебными обязанностями, на первый план выдвигая личные, неофициальные отношения. Они нарушают закон, чтобы помочь тому, кто вызывает у них симпатию.

Нарушения, встречающиеся в работе налаженного механизма бюрократии, социологи называют дисфункциями. Их нет в идеальной бюрократии, но ведь нет и самой идеальной бюрократии. Вмешательство человеческого фактора — эмоций, симпатий, пристрастий, неформальных норм и ценностей — одна из разновидностей дисфункции.

Взяточничество — один из самых древнейших пороков бюрократической организации. Это явление возможно там, где существуют должности и должностные лица, распределяющие социальные блага.

Взяточничество как подкуп должностного лица известно со времен Древнего Египта. Правда, злоупотребления пресекались самими фараонами, так как наносили их престижу не меньший вред, чем происки внешних врагов. Бюрократическая машина египтян легко приносила в жертву рядовых чиновников, когда под угрозу ставилось само ее существование.

Льготы и привилегии имеют социальную и экономическую природу, они служат формой либо освобождения от каких-то повинностей (бесплатный проезд, постой, кормление), либо дополнительных милостей (например, привилегия первым входить к царю с докладом). Ответной благодарностью подчиненных на подобные знаки внимания может быть только добросовестная служба. Лояльность и преданность в ответ на льготы и привилегии — естественная форма обмена между низами и верхами.

Извращенной формой лояльности выступают лесть и угодливость. Настоящая преданность доказывается реальными поступками, а ложная — символами.

Во всем цивилизованном мире мздоимство преследуется законом как нарушающее рациональные принципы управления, вносящее дисфункции. Взятка ставит вышестоящее лицо в зависимость от нижестоящего, под власть которого он подпадает, ибо должен ответить ему каким-то знаком особого расположения.

Как только бюрократия замыкается в собственном кругу, во главу угла ставится не эффективность, а лояльность. Прослойка чиновников начинает деградировать и превращаться в закрытую систему. Этот феномен российский математик и исследователь систем А. Ефимов назвал деградацией элитных групп. Термин «элитная группа» обозначает совокупность элементов, в чем-то лучших, чем остальные.

Однажды сформировавшаяся элитная группа имеет две возможности эволюции: в зависимости от правил, по которым заменялись выбывающие члены, может оставаться группой лучших или деградировать и стать группой худших. Административная система в СССР, охватившая все уровни государственного и хозяйственного управления, эволюционировала по второму пути — за десятилетия она превратилась в замкнутую корпорацию бюрократов, выделенную из массы рядовых граждан высоким статусом и окладами, привилегиями, спецпайками, кастовой солидарностью. Каждое следующее поколение советских руководителей в целом было хуже предыдущих.

Устранив от руководства народным хозяйством интеллигенцию, получившую образование в дореволюционное время, советская власть создала широкую сеть учебных заведений, в которых на руководящие посты готовились выходцы из социальных низов — рабочих и крестьян. Главными критериями отбора были не уровень компетенции и глубина знаний, а классовое происхождение и идеологическая преданность. Идеологические «чистки» кадров, тотальная проверка на лояльность и преданность, прессинг страха выбивали лучших людей и оставляли худших. Сформировалась особая прослойка — номенклатура, т.е. высшее звено управленцев, отделенных от остального корпуса работников особой процедурой включения и удаления ее членов.

Читайте также:  Репа польза и вред для здоровья рецепты приготовления

Процесс вырождения элитных (т.е. эталонных) групп стал необратимым. На первый план выдвинулись ценности, чуждые профессиональной системе управления. Они привнесены извне, из сферы политики: фанатичная вера в цели партии, революционная дисциплина, беззаветная преданность не делу, а вождю. Гонения, травля и репрессии усилили негативный отбор кадров.

Деградирующая элитная группа неспособна воспроизводить нужное пополнение, в ней начинают преобладать дисфункциональные (с точки зрения норм рациональности) элементы. Со временем формируется механизм защиты слабых — тех, кто продвинулся, минуя конкурентную борьбу с сильными. Протекционизм, гарантия должностного статуса, горизонтальная мобильность (пересаживание из одного кресла в другое), система привилегий и, наконец, коррупция — элементы механизма негативного отбора и защиты худших. Он возник и развился в условиях, которые препятствовали действию другого механизма, успешно удаляющего из группы худшие элементы.

Ключевые слова и выражения:

Дисфункции института, бюрократия, деградация элитных групп, номенклатура. 

Еще по теме Дисфункция институтов:

  1. Одурманивающая дисфункция и политическое молчание
  2. 1.5.9. Контролирующие институты.
  3. § 2. Социальные институты
  4. § 3. Политические институты
  5. 18. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
  6. 4. Институт права: понятие и виды
  7. Институты-механизмы
  8. §2 Определение юридических институтов
  9. 50. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
  10. ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  11. Глава 1 ЮРИДИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
  12. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ
  13.               УНИКАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ ИНСТИТУТА
  14. ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  15. Эффективность института обслуживания
  16. УПРАВЛЯЮТ ЛИ ИНСТИТУТАМИ ОБСЛУЖИВАНИЯ
  17. УПРАВЛЕНИЕ ИНСТИТУТАМИ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ОРГАНИЗАЦИЙ
  18. §3 Специфика юридических институтов
  19. 17.1. Формальные экономические институты и реклама

Источник

Все социальные институты, существующие в обществе, удобно подразделять на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные,частные). Вторые скрываются внутри первых как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Большинство социологов сходятся в том, что глав­ных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обще­стве всего пять. Их предназначение – удовлетворять важнейшие жиз­ненные потребности коллектива или общества в целом:

– потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

– потребности в безопасности и социальном порядке (политиче­ские институты, государство);

– потребности в добывании средств существования (экономиче­ские институты, производство);

– потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

– потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (ин­ститут религии).

Как уже говорилось, внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты. Неосновные институты называют еще социальными практиками или обычаями. Например, цели­бат и кровную месть с равным правом можно называть либо тради­цией, либо устоявшейся практикой. Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система родства, ученые находят институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения и т. д. Обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания.

В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность. Так, важнейший институт – собственность – Т. Веблен возводил к потребности или склонности человека к соперничеству.

Неосновные институты можно представить как учреждение или организацию. Среди неосновных политических институтов мы обнаруживаем ин­ституты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводст­ва, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судеб­ной власти, президентства, королевской власти и т. д.

Функция – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт, процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе). Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать универсальной. Список универсальных, т. е. общих всем функций можно продолжить, включив сюда функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции. [2, с. 190-198]

– Функция закрепления и воспроизводства общественных отно­шений. Каждый институт обладает системой правил и норм пове­дения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих чле­нов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого института.

– Регулятивная функция. Она состоит в том, что функциониро­вание социального института обеспечивает регулирование взаимо­отношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

– Интегративная функция. Эта функция включает в себя про­цессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием ин­ституциональных норм, правил, санкций, систем ролей.

– Транслирующая функция. Общество не могло бы развивать­ся, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и посред­ством смены поколений.

– Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с це­лью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаи­модействиях между институтами. [3, с. 114,115]

Читайте также:  Долларовое дерево польза для дома

Наряду с универсальными, существуют еще специфические функ­ции. К ним следует отнести такие функции, которые присущи одним и не свойственны другим институтам, например: воспроизводство лю­дей, рождение новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение порядка в обществе (госу­дарство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление духовных ритуалов (религия).

Некоторые институты выполняют функцию стабилизаторов обще­ственного порядка. К ним относятся политико-правовые институты типа государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Другие поддерживают и развивают культуру. Это относится к инсти­тутам церкви и религии.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией, К примеру, функция (задача) инсти­тута образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставле­но из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных спе­циалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь ру­тинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс – в минус.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции обще­ства. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дез­организации общества.

Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заяв­лены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются. Явные функции институтов являются ожидаемы­ми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выступа­ют непредумышленным результатом деятельности институтов или лиц, предоставляющих их. [3, с. 199-204]

В жизненном цикле института, выделяют несколько стадий (или фаз), которые качественно отлича­ются друг от друга.

Первая фаза — зарождение организации. В результате кризиса или социального движения в защиту, скажем, гражданских прав выделяет­ся группа активистов, которая вскоре преобразуется в организацию. На этой фазе появляются устав, определение и распределение задач, функций, ролей, порядок действий, режим, символика, выделяются лидеры и руководители. Второй период — фаза эффективности, на которой институт дости­гает полной зрелости. Третья фаза – период формализации, ознамено­ванный обюрокрачиванием. Из средств правила становятся самоце­лью. Господство правил, подчинивших себе живых людей, возникает из чрезмерного стремления к аккуратности и компетентности, из же­лания предупредить возможные нарушения, сбои, прогулы, брак, утечку информации и т. д. Одни институты (церковь, армия, государ­ство, политика) с легкостью поддаются засилью инструкций, правил, бумагообороту, а другие от этого погибают, например институт обра­зования. Последняя стадия – дезорганизация, институт теряет прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый. [2, с. 214, 215]

Источник

профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг,

рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, имянаречия, родовой мести, наследования социального статуса родителей и т.д.

К неглавным политическим институтам относятся , например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства и т.д.

Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов.

7

Функции и дисфункции социальных институтов.

Функция (от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)

Функция социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как токовое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюргейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребностью она соответствует».

Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно пополнятся новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующею и коммуникативную функции.

Наряду с универсальными существуют специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, установление порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний 9наука и образование), и др.

Общество устроено так, что ряд институтов выполняют несколько функций одновременно и в то же время на выполнение одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д.

На заре своего возникновения государство выполняет узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д.

Читайте также:  Стих о пользе физкультуры детям

Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со

8

временем она стала заниматься также образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (религиозные школы, гимназии и др.), попечительством.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию один из социологических словарей, это «любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы».

К примеру, экономические институты по мере своего развития предъявляют более более повышенные требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять институт образования.

Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к развитию массовой грамотности, а затем – к необходимости подготовки все большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общества не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества.

Так функции превращаются в дисфункции, плюс – в минус.

Поэтому деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.

Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, если они отчетливо выражены, всеми сознаются и вполне очевидны, либо латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы.

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.

Латентные функции выступают непреднамеренным результатом деятельности институтов или лиц, представляющих их.

Демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов при помощи новых институтов власти – парламента, правительства и президента, казалось бы, стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал. Таким оказались побочные результаты усилий институтов власти.

Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось.

К явным функциям школы как института образования относятся

9

приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у института школы есть также и скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться выпускнику на ступеньку выше неграмотного сверстника, завязывание прочных дружеских школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.

Не говоря уже о целом ряде таких латентных функций , как формирование взаимодействия классной комнаты, скрытого учебного плана и ученических субкультур.

Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными – закрепление социального неравенства между имеющими высшее образование и не имеющими такового.

10

Образование как социальный институт.

Материальные и духовные ценности и знания, накопленные человечеством, необходимо передать новым поколениям, поэтому поддержание достигнутого уровня развития, его совершенствование невозможны без овладения культурным наследием. Образование является существенным компонентом процесса социализации личности.

В социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает существование в обществе специальных учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, политическими установками, которые находят воплощение в государственной политике в области образования.

Под термином неформального образования понимается несистематизированное обучение человека знаниями и навыками, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации. При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.

Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются:

– превращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование);

– решающее воздействие на личность (по существу образование является основным фактором ее социализации);

– предопределение в значительной степени возможностей карьеры, достижения высокого социального положения.

Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:

– трансляция и распространения культуры в обществе (ибо именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, достижений искусства, моральных норм и т.д.);

– формирование у молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе;

– социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной политики);

– социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытий (современные институты формального образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания).

Источник