Древней руси сельские жители которые несли повинности в пользу князя назывались

Древней руси сельские жители которые несли повинности в пользу князя назывались thumbnail

Какими правами в обществе они обладали?

Анонимный вопрос  ·  13 ноября 2018

13,0 K

Смерды – крестьяне которые несли повинности в пользу князя. При этом были лично свободными и экономически самостоятельными, могли передавать свое хозяйство по наследству, могли выступать в суде свидетелями.

Рядовичи – крестьяне, которые по каким то причинам (чаще всего из-за бедности) заключали с феодалом договор (ряд) и по этому договору работали.

Закупы – должники, которые должны были отработать долг, ссуду. Находились во временнойзависимости от феодала, в случае побега записывались в холопы, то есть полные рабы.

Холопы(другое название – челядь) – люди, попавшие в полную зависимость от феодала.

Изгои – это люди лишенные прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Чаще всего это были выкупившие себя холопы.

Педагог, музыкант, начинающий путешественник и немножко психолог

Существовали оброчные, барщинные и государственные крестьяне.
Оброчные – платили оброк, то есть дань, продуктами или деньгами.
Барщинные – принудительно и бесплатно работали на барина.
Государственные – по аналогии, работали на государство.

Только вот какой именно период истории Вас интересует?

Что было выгоднее крестьянам: барщина или оброк?

Здесь не все так просто. Все зависит от положения крепостного крестьянина. Если у него хорошее хозяйство и хорошее состояние, то ему выгоднее платить оброк и не тратить время на работу на помещика (барщина).

Если же хозяйство у крестьянина плохое и материальное положение тоже, то ему выгоднее нести барщину, ведь платить оброк ему нечем 🙁

Прочитать ещё 2 ответа

Насколько подходит для российской истории деление на Древность, Средневековье и Новое время? Почему период Древней Руси не называют Средневековьем?

историк, филолог, специалист в области истории российской культуры и интеллектуа…

Существующее словоупотребеление имеет понятную логику. Термин “Средние века” исторически отражает эпоху, отделяющую античность от Возрождения, поскольку в России не было ни того, ни другого, то о каком Средневековье можно говорить. К тому же средние века традиционно связывали с европейским феодализмом – совершенно определенной и исторически конкретной формой отношений между сословиями и организации собственности, власти и копоративных прав. А как говорил Пушкин, “Феодализма у нас не было и тем хуже”. Поэтому устоявшийся термин Древняя Русь выглядит более уместным, хотя у меня есть ряд претензий и к нему, поскольку он ставит акцент на континуальности между совершенно разными госудаственными образованиями, которой в реальной русской истории, на мой взгляд, не было. Я предпочитаю говорить о Киевской Руси, Ордынском периоде, Московском царстве и Российской империи. Мне представляется, что это совершенно разные исторические явления.

Прочитать ещё 1 ответ

Общие положения о крестьянах вышедших из крепостной зависимости 1861 кратко?

Всего в Положении 207 пунктов.

Вот самые основные:

  1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда.

  2. Крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу.

  3. Крестьяне, за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные <…> повинности: работою или деньгами. <…>

  4. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранны

  5. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями:

К какому сословию относились помещики в Российской империи?

историк, религиовед, эзотеровед, конспирологолог

Фактически к нескольким. “Поместные земли” – это фактически феоды, земли, раздаваемые государством (царем) за службу. С течением веков жалование земли сливалось с жалованием дворянства, потомственного и личного, сами поместья слились и перемешались с родовыми вотчинами, дареными наделами, купленными и унаследованными землями, – и в середине XIX в. помещики практически повально были дворянами того или иного разряда. Но с XV по XVIII века помещиками могли быть купцы, отставные военные и чиновники без дворянства и т.п. С середины XIX в. после отмены крепостного права помещичий быт вообще приходит постепенно в упадок, и земли начинает снова активно скупать купеческое сословие, а бывшие крестьяне становятся арендаторами. Если бы не 1917 г. ситуация могла бы развиваться как в современной Англии, где земля до сих пор поделена между землевладельцами (помещиками), а остальные считаются арендаторами. Среди английских помещиков дворян примерно 70%, а остальное – представители других сословий.

Прочитать ещё 1 ответ

Как и по каким критериям во времена рекрутской повинности происходил выбор крестьянина-новобранца, которого отправляли от общины на службу?

Рекруты выбирались общиной, то есть не происходило выбора рекрута со стороны армейских офицеров, но они были обязаны принимать “кого отдатчики в отдачу объявят и поставят”. А крестьяне-общинники часто старались сдать в рекруты буйных и вообще бесполезных для общины людей. Это значит, что старались также не отдавать в рекруты, например, единственного мужчину в семье, а учитывать и такие факторы. Однако зачастую рекрутов просто выбирал помещик, редко считавшийся с интересами своих крестьян. Кажется, подобные моменты — попытки возвращения из рекрутчины несправедливо затянутых в неё, освещались, в частности, Некрасовым.

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

Большое количество людей, составляющих родословную, углубившись в 19 век обнаруживают, что их предки – крестьяне. Некоторые начинающие генеалоги в тайне надеятся найти дворянские корни, чтобы с гордостью демонстрировать свой герб и потешить самолюбие. Учитывая, что крестьянство составляло 80% населения Российской империи, вероятность найти именно крестьянские корни крайне высока.

Кто такие крестьяне

Ассоциация со словом «крестьянин»,
твердо осевшая в головах еще со школьной скамьи, представляет нам помещика и
его угнетенного и бесправного крепостного крестьянина.

В этом утверждении есть только доля
правды
, ведь категорий крестьян существовало много.

Само слово «крестьянин»
переводится с греческого, как человек.
Есть версия религиозного происхождения – от «христианин». Есть так же и другие версии появления этого слова «крест» или от древнерусского выражения
«высекать огонь»: чтобы расчистить
пашни крестьяне уничтожали леса, выжигая их огнем.

Основная деятельность

Крестьяне – жители сельской
местности, занимающиеся сельским
хозяйством
. Помимо земледелия и разведения скота крестьяне занимались
растениеводством (например, разводили виноградники или сады) и пчеловодством.

Обязательно владели ремеслом – гончары, столяры, плотники, кузнецы, ткачи, плели из бересты обувь и тару – в каждой деревне были свои ремесленники, удовлетворяющие потребности в тех или иных продуктах.

Читайте также:  Отвар пшена польза и вред

Это сословие обязано было платить налоги в зависимости от категории, к которой они относились.

Налогообложение

Крестьяне в зависимости от категории платили подушную подать, несли
рекрутскую повинность.

Оброк – налоговая повинность, выплачиваемая
в виде денег или продуктов зависимыми крестьянами.

Тягло – в 16 – 18 вв. денежные и
натуральные повинности (включала в себя различные виды налогов: стрелецкий
хлеб, государева подать, оброчные деньги и другое), которые несли крестьяне и
посадские люди. (Были и другие податные сословия, уплачивающие налоги в пользу
государства).

Основной налог, введенный Петром Первым, назвался подушная подать и заменил термин оброк и тягло. Ее платили не только крестьяне мужского полу, но и
другие сословия, перечисленные в его указе. Екатерина Первая закрепила подушный
налог за крестьянами и мещанами. Ежегодно размер налога увеличивался.

Категории крестьян и их отличия

В Древней Руси были смерды и холопы. Смерды могли быть лично свободными и
зависимыми. Процесс закрепощения крестьян был официально закреплен в 1649 году
(Соборное уложение).  

В 16 веке и далее в зависимости от подчиненности крестьянина различали
государственных и крепостных, которые в свою очередь подразделялись на виды.

Государственные черносошные

Различали тяглых и оброчных государственных крестьян в зависимости от налогообложения, к которому они были отнесены (тягло или оброк). Переселиться такие крестьяне могли по дозволению либо местного мирского начальника (руководитель губернии или уезда), либо церковных служителей (для церковных крестьян). Это была категория лично свободных крестьян, подчинявшихся, т.е. несущих тягло непосредственно в пользу государства и правительства.

К этой же категории крестьян относились и такие сословия, как войсковые обыватели, служилые люди, пашенные солдаты, драгуны, военные поселяне, однодворцы из крестьян. (Читать подробнее об однодворцах)

Выделяли два вида крестьян, принадлежавших непосредственно государю и его семье. Дворцовые крестьяне – люди, проживавшие во дворце. Удельные крестьяне — люди, проживавшие на территориях, являющихся источниками доходов императорской семьи, на та называемых «удельных землях». Они несли повинности, так же как и государственные.

Лашманы. Сословие, появившееся по указу Петра Первого, когда остро встал вопрос о заготовке корабельного леса и последующего строения Российского флота. Для неоплачиваемых лесозаготовок набирали малые народности (татары, чуваши, мордва), причем если они проживали удаленно от леса, то должны были платить налоги (с которых потом набирали работников за плату). Из всех губерний было набрано по 300 человек специалистов (плотников, кузнецов и проч.). Они были зачислены в рекруты, их задачей было заготавливать корабельный лес. Рубили подходящие для строительства кораблей сосны и дубы, сплавляли их по рекам к нужной верфи. В 1750-х годах труд лашманов оплачивался следующим образом: для пеших 5 копеек, для конных 8-10 копеек в сутки. В 1770-х годах оплата выросла вдвое. Ежегодно количество лашманов увеличилось. В итоге к началу 19 века достигло 900 тысяч, что было очень много. Поэтому основную часть людей уволили, вернув в сословие государственных крестьян.

Ревизская сказка Соликамского уезда 1748 год Черносошные крестьяне и дворовые люди. Источник ф.350, оп.2, д.3307

Церковные крестьяне

Церковные крестьяне подразделялись на виды: монастырские природные, архиерейские, экономические. Отличались степенью подчиненностью: монастырю, Архиерейской вотчине, Экономической коллегии (то есть правительству).

После уменьшения и упразднения церковных владений Екатериной Второй в 1764
году церковные крестьяне перешли в разряд экономических,
подчиняясь с тех пор только Экономической коллегии.

Лично несвободные

Помещичьи крестьяне — наиболее известная широкому кругу современников категория крестьян. Помещичьи крестьяне были зависимы от помещиков, не имели личной свободы. По решению помещика могли быть проданы или переданы. Подушевой налог ежегодно платили владельцы. Причем за умерших после ревизии крестьян нужно было платить до следующих ревизских сказок. Именно такие «мертвые души» и скупал известные авантюрист Чичиков в произведении Гоголя. (Подробнее о ревизских сказках)

После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне получили личную свободу от помещика, но часто не имея земля и средств к существованию были вынуждены продолжать работать на помещичьих землях.

Иногда в литературе встречается словосочетание «вольные хлебопашцы». Этот термин применялся к крепостным крестьянам, которые выкупили у помещика личную свободу, при этом они обязательно должны были владеть землей. Это могли быть как одиночки, так и целые деревни. В 1848 году термин перестал использоваться, а крестьяне перешли в категорию государственных.

Помещичьи крестьяне могли стать временно обязанными. Если они выкупили свою свободу или получили ее после 1861 года, но землю у помещика не выкупили. В этом случае они продолжали отрабатывать оброк за пользование землей помещика.

Такие крестьяне могли стать «безземельными», этот термин использовался в законодательстве Российской империи. Лично свободные крестьяне, никогда прежде не являвшиеся пользователями земли, до утверждения уставной грамоты решившие переселиться, не воспользовавшись своим правовом на земельный надел. В течении полугода они обязаны были приписаться в другое сельское сообщество или город. Им были определены льготы: отсрочка от рекрутства и налоговых платежей.

После отмены крепостного права некоторые крестьяне получили дарственные земельные наделы, в основном на южных и центральных черноземных территориях России. В отношении таких людей употреблялся термин «дарственники». Кстати, именно этот слой крестьян был наиболее активным участником революционных освободительных движений конца 19 – начала 20 века.

«Задушные люди» — крепостные крестьяне, которые были безвозмездно отпущены на волю по завещанию своего помещика. Чаще всего таких освобожденных людей брала под опеку церковь, таким образом, бывший крепостной переходил в разряд церковных крестьян. После указа Екатерины Второй 1764 года эти крестьяне перешли в ведение Экономколегии.

Однодворческие крестьяне

Обособленно стоят крепостные крестьяне, принадлежавшие однодворцам. Учитывая особенности однодворческого сословия, крепостных у них было немного, продавать или обменивать крестьян можно было только другому однодворцу.

Промышленные

Заводские крестьяне — вид
крестьянства, которое было распространено на Уральских и других заводах в связи
с развитием горной промышленности. В основном, это были помещичьи крестьяне,
которых завезли на строящиеся заводы для заселения новых территорий и
использовали для обслуживания заводов.

Например, известный заводчик Лугинин выкупил у Строганова и Масалова Саткинский и Златоустовский заводы, слегка переплатив, потому что в комплекте с заводами ему достались так необходимые для функционирования предприятия крестьянские души.

К этой же категории относились, так называемые, «посессионные крестьяне». Они появились после открытия во времена Петра Первого посессионных мануфактур. К таким крестьянам относились казенные мастеровые, бывшие помещичьи крестьяне (купленные специально для обслуживания предприятий, вечноотданные).

Ревизская сказка 1834 года Златоустовской оружейной конторы, казенные мастеровые с семьями Россохин, Кузнецов и Жижин

Читайте также:  Провести лето в москве с пользой

Были переселившиеся на предприятия по собственному желанию лично свободные крестьяне (государственные, экономические и другие) в этом случае их называли приписными, т.е. прикрепленными к заводам или мануфактурам.

Большинство крестьян были лично свободными, и лишь третья часть (согласно 10 ревизии) являлась закрепощенной.

Вам могут понравится другие статьи по генеалогии:

Как раскрасить старое черно-белое фото

История колхоза в России

Как выбрать имя ребенку

Что такое генеалогическое древо?

Источник

Контрольная работа по теме “Древнерусское государство”. Вариант 1.

Часть А.

1. 862 г. – это год:

1) призвание на Русь варягов,  2) начала княжения Игоря, 
3) съезда князей в Любече, 4) объединения Новгорода и Киева.

2. Укажите дату принятия христианства

1) 912.  2) 945.  3) 962.  4) 988.

3. Укажите годы правления Владимира Мономаха:

1) 962–972.  2) 980–1115.  3) 1019–1054.  4) 1113–1125.

4. Принятие христианства на Руси связано с именем князя:

1) Владимира Святославича.  2) Ярослава Мудрого.  3) Владимира Мономаха. 4) Святослава Игоревича.

5. Создание первого письменного свода законов Древней Руси – “Русской правды” – связано с именем князя:

1) Юрия Долгорукого.  2) Владимира Мономаха.  3) Ярослава Мудрого.  4) Олега Вещего.

6. Зависимое население Древней Руси, близкое по своему положению к рабам, называлось:

1) холопами,  2) смердами,  3) рядовичами,  4) закупами.

7. Полюдьем в Древней Руси называли:

1) походы в Византию,  2) походы против степняков – кочевников, 
3) сход общинников в Древней Руси,  4) форму взимания дани с подвластного населения.

8. Князь на Руси – это

А) боярин, собиравший налоги б) глава государства

В) представитель духовенства г) дружинник

9. К памятникам зодчества архитектуры Древней Руси IX–XII вв. относится:

1) Десятинная церковь в Киеве;  2) Троице– Сергиев монастырь; 
3) храм Василия Блаженного;  4) церковь Вознесения в Коломенском.

10.”Откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве начал первым княжить” – Этими словами начиналась (лось):

1) “Задонщина”.  2) “Повесть временных лет”. 
3) “Поучение детям.  4) “Слово о полку Игореве”.

Часть В.

11. Соотнесите имена князей и время их правления:

1) Олег.  А) 1019–1054. 

2) Владимир Красное Солнышко. Б) 945–962. 
3) Ярослав Мудрый.  В) 980–1015.
4) Ольга. Г) 879–912. 

hello_html_1bc94f9e.png

12.Иллюстрация, приведённая рядом, относится к одному из изучаемых событий Древнерусского государства. Назовите это событие, его дату и личностей, принимающих участие в этом событии.

Контрольная работа по теме “Древнерусское государство”. Вариант 2.

Часть А.

1. 988 год – это год:
1) призвание варягов на Русь,  2) крещение Руси,  3) объединения Киева и Новгорода,
4) начало княжения Святослава.

2. Любечский съезд князей, принявший решение: “Каждый да держит отчину свою”-состоялся в:

1) 945.  2) 1019.  3) 1097.  4) 1113.

3. Укажите годы правления князя Игоря.

1) 879–912. 2) 912–945.  3) 962–972.  4) 980–1015.

4. Какой князь объединил Киев и Новгород в IX в.

1) Рюрик.  2) Святослав.  3) Игорь.  4) Олег.

5. Слова летописи: “Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул” – обращены к князю:

1) Святославу.  2) Олегу.  3) Владимиру Мономаху.  4) Игорю.

6. В Древней Руси сельские жители, которые несли повинности в пользу князя, назывались:

1) смердами,  2) рекрутами,  3) посадниками,  4) волхвами.

7. Объясните значение слово вотчина:

1) форма взимания дани, введённая Ольгой;  2) погодная запись событий;
3) крупная земельная собственность, передаваемая по наследству; 4) налог в пользу христианской церкви.

8. Походы князя Владимира Мономаха привели:

1) к разгрому половцев,  2) к разгрому печенегов,  3) к победе над шведами, 4) к присоединению вятичей.

10. Князь Владимир Мономах написал:

1) “Слово о полку Игореве”.  2) “Поучение детям”. 3) “Правда Ярославичей” 4) “ Житие Бориса и Глеба”.

Часть В.

11. Соотнеси имена князей и время их правления.

1) Игорь.  А) 862–879. 

2) Владимир Мономах.  Б) 912–945. 

3) Рюрик.  В) 1113–1125.
4) Святослав. Г) 962–972. 

12. Иллюстрация, приведённая рядом, относится к одному из изучаемых событий становления Древнерусского государства. Назовите это событие, его дату и личностей, принимающих участие в этом событии. hello_html_m64154583.png

Источник

Контрольная работа по теме “Древнерусское государство”.

Вариант 1.

Часть А.

1. 988 год – это год:
1) призвание варягов на Русь,
2) крещение Руси,
3) объединения Киева и Новгорода,
4) начало княжения Святослава.

2. Любечский съезд князей, принявший решение: “Каждый да держит отчину свою”-состоялся в:

1) 945.
2) 1019.
3) 1097.
4) 1113.

3. Укажите годы правления князя Игоря.

1) 879–912.
2) 912–945.
3) 962–972.
4) 980–1015.

4. Какой князь объединил Киев и Новгород в IX в.

1) Рюрик.
2) Святослав.
3) Игорь.
4) Олег.

5. Слова летописи: “Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул” – обращены к князю:

1) Святославу.
2) Олегу.
3) Владимиру Мономаху.
4) Игорю.

6. В Древней Руси сельские жители, которые несли повинности в пользу князя, назывались:

1) смердами,
2) рекрутами,
3) посадниками,
4) волхвами.

7. Объясните значение слово вотчина:

1) форма взимания дани, введённая Ольгой;
2) погодная запись событий;
3) крупная земельная собственность, передаваемая по наследству;
4) налог в пользу христианской церкви.

8. Походы князя Владимира Мономаха привели:

1) к разгрому половцев,
2) к разгрому печенегов,
3) к победе над шведами,
4) к присоединению вятичей.

9. Храм Святой Софии был возведён в Киеве в XI в. в честь разгрома:

1) хазар,
2) шведов,
3) печенегов.
4) немцев.

10. Князь Владимир Мономах написал:

1) “Слово о полку Игореве”.
2) “Поучение детям”.
3) “Правда Ярославичей”.
4) “ Житие Бориса и Глеба”.

Часть В.

1. Соотнеси имена князей и время их правления.

1) Игорь.
2) Владимир Мономах.
3) Рюрик.
4) Святослав.

А) 862–879.
Б) 912–945.
В) 1054–1068.
Г) 962–972.
Д) 1113–1125.

2. Назови авторов произведений Древней Руси.

1) “Поучение детям”.
2) “Повесть временных лет”.
3) “Слово о законе и Благодати”.
4) “Слово о полку Игореве”.

3. К восточным славянам относятся:

А) поляки,
Б) болгары,
В) русские,
Г) украинцы,
Д) словаки,
Е) белорусы.

Выбери правильный ответ:
1) АБВ.
2) БВГ.
3) АГД.
4) ВГЕ.

4. Щит на ворота Царьграда прибил князь_______________

5. Сбор дани с подвластного населения назывался___________

Часть С.

Изучите документ и ответьте на вопросы:

Древний летописец наш повествует, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями, обитавшие в земле хазарской или в Тавриде, присылали в КИЕВ мудрых законников склонять Владимира к принятию веры своей и что великий князь охотно выслушивал их учение.

Читайте также:  Недозрелый виноград польза или вред

Первые послы были из волжских или камских болгаров. На восточных и южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала вера магометанская, утверждённая там счастливым оружием аравитян. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино – уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских: не может быть без него – Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно: отцы наши не принимали веры от папы. Выслушав иудеев, он спросил, где их Отечество. “В Иерусалиме,– ответствовали проповедники:– но бог во гневе расточил нас по землям чуждым” И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других? Сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего Отечества.– Наконец, безымянный философ, присланный греками, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, христианства, семи Соборов, и в заключении показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осуждённых на вечную муку. Поражённый сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: Благо добродетельным и горе злым! Крепися, ответствовал философ – И будешь в раю с первыми.

Владимир, отпустив философа с дарами и с великою честию, собрал бояр и градских старцев, объявил им предложения магометан, иудеев, католиков, греков и требовал их совета. “Государь! – сказали бояре и старцы:– всякий человек хвалит веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли, испытать, который народ достойнее поклоняется божеству” – и великий князь отправил 10 благоразумных мужей для сего испытания. Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моления унылые, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты: наконец прибыли в Константинополь. Да созерцают они славу бога нашего! Сказал император и зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинными отвлечениями, приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облачённый в святительские ризы, совершил литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили россиян; им казалось, что сам всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется…

Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключая словами: “Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной!”. Владимир желал слышать мнение бояр и старцев. “Когда был закон греческий,– сказали они,– не был бы лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его”. Великий князь решился быть христианином.

(Карамзин Н.М. “История государства Российского” Т1.Гл.9)

Вопросы.

1–3. Почему Владимир отверг ислам, католическую религию, иудаизм?
4. Что поразило Владимира в рассказе византийского философа?
5. Почему великий князь остановил свой выбор на вере греков

Контрольная работа по теме “Древнерусское государство”.

Вариант 2.

Часть А.

1. 882 г. – это год:

1) призвание на Русь варягов,
2) начала княжения Игоря,
3) съезда князей в Любече,
4) объединения Новгорода и Киева.

2. Укажите дату восстания древлян:

1) 912.
2) 945.
3) 962.
4) 980.

3. Укажите годы правления Владимира Мономаха:

1) 962–972.
2) 980–1115.
3) 1019–1054.
4) 1113–1125.

4. Принятие христианства на Руси связано с именем князя:

1) Владимира Святославича.
2) Ярослава Мудрого.
3) Владимира Мономаха.
4) Святослава Игоревича.

5. Создание первого письменного свода законов Древней Руси – “Русской правды” – связано с именем князя:

1) Юрия Долгорукого.
2) Владимира Мономаха.
3) Ярослава Мудрого.
4) Олега Вещего.

6. Зависимое население Древней Руси, близкое по своему положению к рабам, называлось:

1) холопами,
2) смердами,
3) рядовичами,
4) закупами.

7. Полюдьем в Древней Руси называли:

1) походы в Византию,
2) походы против степняков – кочевников,
3) сход общинников в Древней Руси,
4) форму взимания дани с подвластного населения.

8. Что было следствием принятия “Русской правды” Ярослава Мудрого?

1) Кровную месть заменили штрафом – вирой.
2) Были введены “заповедные лета”.
3) Были введены “урочные лета”.
4) Полюдье было заменено повозом.

9. К памятникам зодчества Древней Руси IX–XII вв. относится:

1) Десятинная церковь в Киеве;
2) Троице– Сергиев монастырь;
3) храм Василия Блаженного;
4) церковь Вознесения в Коломенском.

10.”Откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве начал первым княжить” – Этими словами начиналась (лось):

1) “Задонщина”.
2) “Повесть временных лет”.
3) “Поучение детям.
4) “Слово о полку Игореве”.

Часть В.

1. Соотнесите имена князей и время их правления:

1) Олег.
2) Владимир Красное Солнышко.
3) Ярослав Мудрый.
4) Ольга.

А) 1019–1054.
Б) 945–962.
В) 1125–1132.
Г) 879–912.
Д) 980–1015.

2. Правильно назови первое строение каменного зодчества Киевской Руси.

1) Первая каменная церковь в Киеве.
2) Собор, заложенный в честь победы Ярослава над печенегами.
3) Первый крупный монастырь на Руси.
4) Красивейшие ворота при въезде в Киев.

3. Во времена КИЕВСКОЙ Руси шла борьба с кочевыми племенами:

А) половцами,
Б) Тиверцами,
В) кривичами,
Г) печенегами,
Д) хазарами,
Е) древлянами.

Найди правильный ответ:
1) АБВ.
2) ГДЕ.
3) БГЕ.
4) АГД.

4. “Иду на вы” – предупреждал врагов о начале войны князь____________________

5. Собрание на Руси, в котором участвовало всё мужское население________________

Часть С.

Прочитай отрывок из рукописи на персидском языке, относящейся к первой половине IX в

“Эта страна обширна, её жители непокорны, держаться вызывающе, воинственна одна часть их (руссов) – рыцарство.

Жрецы пользуются у них уважением. Они ежегодно платят правительству девятую часть своих доходов и торговой прибыли. Город Куяба(Киев) – место пребывания царя. Там в(Киеве ) выделываются разнообразные меха и ценные мечи”.

  1. Назовите факты, указывающие на наличие государственности Руси.

  2. Какие факты опровергают норманнскую теорию?

  3. Почему многие историки называют Киевскую Русь раннефеодальным государством?

  4. Когда возникло государство Киевская Русь?

Источник