Допиши предложение добровольное пожертвование в пользу нуждающихся
Новости и аналитика
Правовые консультации
Гражданское право
В чем разница и существенное отличие между: благотворительным пожертвованием (ст. 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)”) и пожертвованием (ст. 582 ГК РФ) для благотворителя? Пожертвование или благотворительное пожертвование направляют на строго определенные цели, или это не является в обоих случаях обязанностью?
В чем разница и существенное отличие между: благотворительным пожертвованием (ст. 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)”) и пожертвованием (ст. 582 ГК РФ) для благотворителя? Пожертвование или благотворительное пожертвование направляют на строго определенные цели, или это не является в обоих случаях обязанностью?
Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.
Таким образом, пожертвование должно преследовать общеполезную цель, которую желает достигнуть жертвователь (апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 09.02.2015 по делу N 33-299/2015).
Понятие общеполезных целей в ГК РФ не раскрывается. По смыслу этого понятия речь должна идти о целях, имеющих общественную значимость, связанных с пользой пожертвования для широкого круга лиц.
Как отмечают судьи, цель использования пожертвования не может быть любой, а обязательно общеполезной и не только благотворительной направленности (постановление АС Московского округа от 29.08.2018 N Ф05-13027/18).
Цели благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности обозначены в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)” (далее – Закон N 135-ФЗ). Анализ этой нормы позволяет прийти к выводу о том, что благотворительная деятельность по существу также направлена на достижение общественно значимых целей. Однако из п. 1 ст. 2, ст. 5 Закона N 135-ФЗ следует, что благотворительная деятельность возможна, например, и в форме адресной материальной поддержки граждан, нуждающихся в такой поддержке. При этом, как указано в ст. 5 Закона N 135-ФЗ, благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований. Обязанность благотворителей определять соответствующие цели и порядок, в том числе при осуществлении благотворительных пожертвований гражданам, законом не закреплена.
Между тем п. 3 ст. 582 ГК РФ предусмотрено, что пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Это правило направлено на реальное обеспечение использования безвозмездно передаваемого жертвователем имущества в общеполезных целях (определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 1821-О).
Таким образом, различие между благотворительным пожертвованием и пожертвованием, урегулированным ст. 582 ГК РФ, состоит, в частности, в том, что при обычном пожертвовании гражданину жертвователь всегда обуславливает передачу имущества его использованием по определенному назначению для достижения общеполезных целей. Благотворительное пожертвование лишено такого обязательного признака: благотворитель вправе, но не обязан определять направление использования имущества благополучателем – гражданином. Следовательно, в определенных случаях благотворительное пожертвование (в частности, гражданину) в контексте норм главы 32 ГК РФ может признаваться не пожертвованием, а обычным дарением.
Также отметим, что понятие благотворительного пожертвования охватывает более широкий круг объектов гражданских прав по сравнению с пожертвованием, предусмотренным ст. 582 ГК РФ. Как уже было отмечено, в соответствии с п. 1 этой статьи пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Между тем благотворительное пожертвование может быть сделано в форме не только передачи имущества, но и, например, бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг (часть вторая ст. 5 Закона N 135-ФЗ). Отличительным признаком благотворительного пожертвования является и то, что оно может предусматривать передачу в собственность имущества, наделение правами владения, пользования и распоряжения объектами права собственности, выполнение работ, оказание услуг, как безвозмездно, так и на льготных условиях. В этом смысле благотворительное пожертвование не всегда является дарением.
Закон N 135-ФЗ не обязывает благотворителя обозначать цели пожертвования, как и указывать при передаче имущества (перечислении денежных средств), что передаваемое имущество (права) является именно благотворительным пожертвованием. Иногда благотворительный характер пожертвования может явствовать из обстановки или вытекать из условий, при которых сделано пожертвование. Тем не менее с тем чтобы достичь правовой определенности, избежать возможного недопонимания и споров (например, относительно того, действительно ли денежные средства перечислены в качестве пожертвования или перечисление произведено ошибочно и они составляют неосновательное обогащение получателя), целесообразно во многих случаях все же обозначать характер передаваемого имущества (выполняемых работ, оказываемых услуг) как пожертвование.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
– Энциклопедия решений. Договор пожертвования.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
4 июля 2019 г.
Истинный мусульманин, щедро расходуя свои средства, искренне верит, что это принесет ему пользу и вернется к нему в виде обильного блага в обоих мирах. В священном Коране сказано: «Расходующие свои богатства на пути Аллаха подобны тому, кто посеял зерно, давшее семь колосьев, в каждом из которых по сто зерен. Аллах приумножает, кому пожелает, и Аллах Объемлющий, Знающий!» (2:261).
Сообщается, что однажды Посланник Всевышнего (с. а. с.) сказал: «Защитите себя от огня хотя бы с помощью половины финика». (Ахмад, Аль-Бухари, Муслим). Этим самым он напоминает нам, что добровольное пожертвование (садака) — это прямой путь к спасению от огня ада. У нас не должно быть переживаний и сомнений в том, что наши пожертвования на нужды бедных и нуждающихся уменьшат наше материальное состояние. Об этом четко и ясно говорится в хадисе: «…садака никак не уменьшает богатства…» (Муслим).
Милостыня в пользу бедных и нуждающихся является одной из основных духовных обязанностей каждого мусульманина, воспитанного на принципах истины, блага и добродетели, и приобрела в исламе глубокий общечеловеческий смысл. Сообщается, что Пророк Аллаха (с. а. с.) сказал: «Если верующий раздаст милостыню, то от него отводятся беды в этом мире, мучения в могиле и муки Судного дня» (Муслим). Хотелось бы напомнить, что лучшее подаяние (садака) то, которое дается скрытно от посторонних глаз, с чистым намерением, ради лика Аллаха. В хадисе посланника Аллаха сказано, что в день Суда он не увидит никого в тени трона Аллаха, за исключением семи групп людей, в числе которых будут те, у которых левая рука не будет знать, что дает правая (Аль-Бухари и Муслим). Здесь главное в том, чтобы данный поступок был искренним и в основе своей имел чистые помыслы. Высокой степени удостоятся те, кто давал милостыню тайно, и те, кто делал это явно с намерением показать остальным добрый назидательный пример.
Но если же милостыня и пожертвование осуществляются напоказ и к ним примешиваются еще тщеславие и стремление к повышению своего авторитета в глазах людей, то они оказываются недействительным и без всякого вознаграждения будут отвергнуты Аллахом.
В Коране сказано: «О те, кто уверовал! Не делайте ваши милостыни тщетными через упреки и укоры, как тот, кто жертвует из своего имущества, лицемеря перед людьми, тогда как сам не верит в Аллаха и в Последний день» (2:264). Мы должны держаться как можно дальше от всего показного во всех своих делах, стремясь быть искренними. Сообщается, что Посланник Всевышнего (с. а. с.) сказал: «Аллах покроет позором того, кто станет рассказывать, выставит напоказ того, кто станет делать что-нибудь напоказ людям» (Аль-Бухари, Муслим).
Хотелось бы напомнить, что садака бывает не только в виде имущества и денежных средств в пользу бедных и неимущих, к нему относятся: тасбих (поминание Аллаха), доброе слово, посещение больного, участие в похоронах, примирение людей между собой, а также расходование в целях развития науки, образования и распространения ислама. Особо хотелось бы отметить, что в Коране и хадисах пророка Мухаммада (с. а. с.) много говорится о величии и достоинстве родственных отношений. Именно поэтому милостыню и добровольные пожертвования нужно делать в первую очередь родственникам.
Сообщается, что Посланник Аллаха (с. а. с.) сказал: «Клянусь тем, кто послал меня с истиной, Аллах не примет пожертвования у мужчины, имеющего нуждающихся в милостыне родственников, когда он жертвует на других. Клянусь тем, кто владеет моей душой, что Аллах не посмотрит на них в Судный день» (Аль-Бухари, Муслим). Делая пожертвования в пользу нуждающихся родственников, мы укрепляем родственные отношения, согласно Корану и Сунне, и удовлетворяем на некоторое время их материальные нужды.
Отдельно обращаюсь к богатым и состоятельным людям, что их путь к спасению лежит через бедных и нуждающихся. Передают, что однажды Пророк (с. а. с) сказал: «Если бы не было бедных, то богатые погибли бы» (Аль-Бухари).
В заключение хотелось бы особо подчеркнуть, что делать добровольные пожертвования в пользу бедных и нуждающихся можно только из чистого, благого имущества. Все ворованное, заработанное или приобретенное нечестным, обманным путем является нечистым, будь то деньги или имущество, оно запретно и Аллах не принимает такое пожертвование. Сообщается от Абу Хурейра, что Посланник Аллаха (с. а. с.) сказал по этому поводу: «О люди, поистине Аллах Всевышний Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого» (Муслим, ат-Тирмизи).
Да поможет нам Всевышний Аллах совершать должным образом добровольные пожертвования в пользу нуждающихся и защитить себя, тем самым, от огня ада, а также добиться довольства нашего Создателя.