Домашние животные свиньи какую пользу приносят

Домашние животные свиньи какую пользу приносят thumbnail

Источник

ГК) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 города Ставрополя»

Окружающий мир. «Домашние животные».

Презентация

Подготовила и провела учитель начальных классов:

Герилесова Анна Ивановна

Тема урока: «Домашние животные».

Тип урока: комбинированный.

Цель: формирование обобщенного понятия «домашние животные».

Задачи:

Образовательные:

закрепить названия животных ;

обобщить знания учащихся о строении и внешнем виде домашних животных;

систематизировать знания учащихся о пользе домашних животных.

Коррекционно-развивающие:

развивать устную речь учащихся;

развивать память и внимание;

корректировать мышление с помощью упражнений в установлении логических связей.

Ход урока.

Сегодня мы с вами поговорим о домашних животных.

Назовите животных.

Картинки на доске (лошадь, корова, свинья, овца, коза).

Какие звуки издают эти животные? (проговариваем хором)

Почему эти животные называются домашними?

(Они живут рядом с человеком, он за ними ухаживает, а животные приносят человеку пользу).

Давайте сравним данных животных по внешнему виду.

Посмотрите на картинки на доске и скажите, что общего у всех этих животных.

(У этих животных есть голова, шея, туловище, хвост и четыре ноги).

А чем они отличаются друг от друга?

(У одних есть рога, а у других нет. У всех разные хвосты, окраска, разный покров тела: у одних шерсть длинная, у других короткая, у свиньи – щетина. Еще они различаются по росту и размеру).

Задание «Части тела животного?»

Вырежи животного и приклей на картон.

Назвать какие части тела приклеил.

G:домашние животныеgde_chey_hvost_6.jpg

«Кто что ест?»

Что ест лошадь?( Лошадь ест траву и сено).

Что ест корова?

Что ест овца?

Что ест свинья?( комбикорм, овощи и фрукты)

Что ест коза?( отруби, овес, ячмень, кукурузу, траву, овощи)

Молодцы! Всех накормили! Теперь животные не останутся голодными!

«Детёныши».

На презентации картинки с изображением животных и их детёнышей.

Давайте вспомним, как называются детёныши этих животных.

(У лошади – жеребёнок, у коровы – телёнок, у овцы – ягнёнок, у свиньи – поросёнок, у козы-козленок).

Видео о домашних животных и их детенышах.

Задание «Провести линии».

G:домашние животные1384009_14141-650x650.jpg

Физминутка.

Потрудились — отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вверх подняли.

Плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Какую польза эти животные приносят для человека.

А какую же пользу эти животные приносят человеку?

Что делает лошадь? (Лошадь возит грузы).

Что дает корова? (Корова даёт молоко и мясо). Что делают из молока? (Из молока делают творог, сметану и масло).

Что дает свинья? (Свинья даёт мясо, кожу, щетину). Что делают из щетины? (Из щетины делают щетки).

Что даёт овца? (Овца даёт шерсть, кожу, мясо). Что делают из кожи? (Из кожи шьют одежду и обувь).

Что дает коза? (Коза дает шерсть, кожу, мясо, молоко).

Видите, какую большую пользу приносят домашние животные.

Задание «Что изменилось».

Запомните последовательность картинок, закройте глаза (в это время учитель меняет местами две картинки или убирает одну картинку), откройте глаза и скажите, что изменилось.

Задание «Четвертый лишний».

На презентации 4 картинки

– (лошадь, корова, петух, овца)

-(коза, свинья, корова, медведь)

-(овца, корова, лошадь, рыба)

Задание «Обведи и раскрась» (домашние животные).

G:3 гдомашние животные4ae26eb1eed5832ab8b071cae4d3f4d5.jpgG:3 гдомашние животные7692746ce5b3d81de4e58acc9ddc75ae.jpg

Итог урока.

О каких животных мы с вами сегодня говорили на уроке? Назовите их.

(Мы говорили о лошади, корове, овце, свинье, козе).

К какой группе они относятся? (Они относятся к группе домашних животных).

Почему они называются домашними?

(Животные живут около человека. Человек за ними ухаживает, а они приносят ему пользу).

Как называют их детенышей? (У лошади – жеребёнок, у коровы – телёнок, у овцы – ягнёнок, у свиньи – поросёнок, у козы-козленок).

Какую пользу они приносят человеку?

(Дают мясо, молоко, шерсть, кожу, перевозят грузы).

Оценки за урок.

Источник

Отправлено 25 сент. 2017 г., 21:33 пользователем Детский сад Чебурашка

 

[

обновлено 29 сент. 2017 г., 08:21
]

Задачи:

  1. Обобщать и систематизировать знания детей о домашних животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека

  2. Формировать-обощающее-понятие-домашние-животные

  3. Учить-различать-по-картинкам,по-описанию-до-5-7-видов-домашних-животных

  4. Расширять,уточнять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;

  5. Учить употреблять предлог у в речи через упражнения. «У кого кто?», «У кого-что?»;

  6. Учить образовывать сущ. мн. ч. от ед. ч. через упражнение. «Один-много»;учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами – в упражнении «Назови ласково».

  7. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру

  8. Прививать любовь к домашним животным.

  9. Познакомить детей с профессиями людей, заботящихся о домашних животных.

  10. Формировать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, считалок.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок, корова, бык, телёнок, лошадь, конь, жеребёнок, свинья, боров, поросёнок, коза, козёл, козлёнок, овца, баран, ягнёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, стадо, табун, свинарник, пастух, доярка, свинарка, рога, копыта, хвост, грива, шерстка – шерсть, щетина, кость, лапки, ферма, колхоз, вымя, ноздри, конюшня, бидон, колхозник (ца), овёс, пойло, сено, морда, голова, пасть, когти, копыта, уши, челюсть, кожа, седло, уздечка, кнут, телега, конура, пастбище, крольчатник, конюх

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: короткий, длинный, мягкий, пушистый, серый, рыжий, гладкий, мохнатая, жесткая, густая, кудрявая, домашние, гладкошерстный, сторожевая, санитарная, пограничная, пожарная, цирковая, ласковая, добрая, усатый, неуклюжий, сильный, быстрые, слабые, длинноухий, верный, смешной, забавный

ГЛАГОЛЫ: мяукает, мычит, лает, хрюкает, ржет, жует, блеет, грызет, мурлычет, лакает, пасет, ест, роет, запрягают, обгладывает, лягается, бежит, бодает, кормить, ухаживать, прыгает, возит, дает молоко, ловит, сторожит, охраняет, гарцует, скачет, лижет, тяфкает, играет, дружить. 

Читайте также:  Адыгейский сыр в чем польза

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ :

  • НАХОДИТЬ ДЕТЁНЫШЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ И НАОБОРОТ:
    У кошки – котенок, у собаки – щенок, у козы – козленок…

  • ПОДБИРАТЬ-ПРИЗНАКИ:
    Щенок – маленький, длинноухий, забавный, глупый, смешной..
    Теленок – …,
    Кошка – …,
    Кролик – …

  • ОПИСЫВАТЬ-ЖИВОТНЫХ-ПО-ПЛАНУ:
    Название.
    Внешний-вид.
    Чем-питается.
    Где-живет.
    Как-голос-подает.
    Какую-пользу-приносит.

  • СРАВНИВАТЬ-ДВУХ-ЖИВОТНЫХ-ПО-ПЛАНУ:
    Какое-тело?
    Чем-покрыто?
    Какие-уши,-нос,-глаза,-хвост,-морда…?
    Чем-питаются?
    Где-живут?

  • Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы УСВОИТ Ь:

  • название «домашние животные»;

  • детёнышей домашних животных;

  • из каких частей состоит тело домашних животных;

  • чем питаются домашние животные, где живут, какую пользу приносят для человека.

  • УМЕТЬ ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ:

Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (Лошадь)
Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (Корова).

Родителям рекомендуется:

— обсудить внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д.;

— поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними;

— рассматривать иллюстрации.

– играть в игры:

1.«Кто это?»

Взрослый предлагает ребенку назвать домашних животных.

2.«Назови детенышей».
У кошки – котёнок; у собаки – …; у свиньи – …;у коровы – …;у козы – …;у кролика – …;у овцы – …; у лошади -…

3.«Один – много»:
Котёнок – котята; поросёнок – …; козлёнок – …; жеребёнок – …; крольчонок – …; ягнёнок – …; щенок – …; телёнок – …

4. «Назови ласково»:
Коза – козочка;кошка -…;лошадь – …;свинья – …;овца – …;собака – …;бык – …

5. «Скажи, чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Показывая ребёнку картинки с домашними животными, задавайте вопросы:
– Чей это хвост? (Бараний, овечий, козий, коровий, кошачий и т.д.).
– Чья это голова?
– Чьё это ухо?
– Чьи это рога?

6.”Кто как кричит?”

Взрослый предлагает ребенку сказать кто как кричит, называя действие (корова мычит, кошка мяукает и т.д.).

8. Соедини два слова в одно.

У коровы длинный хвост – она длиннохвостая.

У кролика длинные уши – он…, у лошади длинные ноги – она.., у коров длинные хвосты – .., у козы длинные рога – она…, у ягненка тонкие ноги – он.., у котов длинные усы – они.., у собаки длинная шерсть – она…

9. Назови только слова, которые обозначают домашних животных.

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, выдра, щенок, попугай.

10.Расскажите детям, какую пользу приносят домашние животные:
– собака и пес охраняют дом;
– кошка и кот ловят мышей;
– корова дает молоко и мясо, а бык только мясо;
– лошадь, конь, осел, ослица, верблюд и верблюдица, перевозят грузы или людей верхом;
– свинья и хряк дают мясо и щетину;
– овца и баран – шерсть и мясо;
– кролик и крольчиха дают мех;
– козел дает шерсть, коза – шерсть и молоко.

11. Побеседуйте с детьми о том, чем кормят домашних животных, в каких жилищах они живут, о ком заботятся конюх, свинарка, доярка, скотник.

Почитайте с детям:

  • Т. Коваль « Про кошек»

  • И. Пивоварова « Про лошадку»

  • И. Пивоварова « Коза-дереза»

  • В. Сутеев « Кто сказал « мяу»

  • Р.н.с. « Коза-дереза»

  • В. Осеева « Добрая хозяюшка»

  • К. Ушинский « Петушок с семьей»

  • В. Сутеев « Три котенка»

  • Э Блайтон « Знакомый утенок Тим»

  • Н. Носов « Живая шляпа»

  • Р. н. с. « Сивка-бурка»

  • Е. Ершов « Конек-горбунок»

  • С. Михалков « О тех кто лает»

  • К. Ушинский « Слепая лошадь»

  • Л. Толстой « Лев и собачка»

  • С. Черный « Дневник Фокса Микки»

  • И. Никитина « Кто заботится о нас»

  • А. Чехов « Белолобый»

Источник

Уточнить знания ребенка о том, какую пользу приносят домашние животные человеку. Добиваться от ребенка ответов распространенной фразой.

Образеи: «Человеку (людям) нужна корова. Она дает молоко. Лошадь возит тяжелые вещи, дает молоко. Коза и овца дают человеку шерсть, мясо, молоко. Собака охраняет дом человека. Свинья дает человеку сало и щетинку. Эти животные называются домашними, потому что помогают человеку, приносят ему пользу. Они живут около людей».

Вопросы: «Кто нужен человеку? Зачем человеку нужна корова (лошадь, коза, овца, собака, кошка, свинья)? Почему эти животные называются домашними?»

Отгадай, кто это

Закреплять представления ребенка о домашних животных на материале загадок. Учить самостоятельно рассказывать о животном по образцу.

Загадки.

С. хозяином дружит, Мохнатенькая,

Дом сторожит. Усатенькая,

Живет под крылечком, Ест и пьет,

А хвост колечком. Песенки поет.

(Собака) (Кошка)

Полем идет, травку жует, Хвост крючком,

Деткам молоко дает, Нос пятачком.

Мычит: «Му-му-му». (Свинья)

Кто это? Не пойму.

(Корова) И т.п.

Образец: «Корова – домашнее животное. У коровы есть рога, копыта. Корова мычит. Корова дает молоко. Корова жует траву».

Вопросы: «Отгадай, кто это? Что у нее есть? Как кричит? Как помогает человеку? Что ест? Расскажи про корову (свинью, кошку…)»

41. Где наша мама (пособие 1, рис. 142-149, 156-161)

Учить ребенка различать взрослых животных и их детенышей. Упражнять в произнесении звукоподражаний Громко – тихо; тоненьким голосом. Активизировать слова: «Рога – рожки; усы-усики; копыта – копытца; щенок, теленок, козленок, котенок, поросенок, жеребенок». Учить использовать в ответах предлог «У», союз «А»; отвечать полно.

Образец: «У козы рога, а у козленка рожки. У коровы копыта, а у теленка – копытца. У коровы теленок, а у лошади жеребенок и т.п.»

42. Кто живет в лесу (пособие 1, рис. 150-155, 162-167)

Закрепить в речи ребенка слова, обозначающие названия диких животных. Пояснить, что эти животные живут в лесу. Уточнить особенности внешнего вида, способа питания и места обитания.

Вопросы: «Какой дом у белки (у лисы, у зайца, у волка)? Где спит медведь? Что любит медведь (заяц, ежик, лиса…)? Какая шкурка у зайчика (у лисы, у медведя, ежа…)? Кто кормит лесных (диких) животных? Какие это животные? Почему их так называют?»

Отгадай, кто это

Закреплять знания ребенка о диких животных. Учить узнавать их по стихотворному тексту загадок, по рассказу товарища. Учить рассказывать о животных.

Читайте также:  Польза козьего жира при кашле

Загадки.

В дупле на старом дубе Лежала между елками

Живу в густом лесу. Подушечка с иголками.

Хожу в пушистой шубе. Тихонечко лежала,

Орешки я грызу. (Белка) Потом вдруг убежала. (Ежик)

Хозяин лесной Комочек пуха,

Просыпается весной. Длинное ухо,

А зимой под вьюжный вой Прыгает ловко,

Спит в избушке снеговой. (Медведь) Любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, Кто зимой холодной

Мех золотистый, Бродит злой, голодный,

В лесу живет, Он по лесу рыщет

В деревне кур крадет. (Лиса) И добычу ищет. (Волк)

Вопросы: «Большое или маленькое животное? Какого цвета? Где живет? Что ест? Какой у него домик?»

Помоги животным

Уточнять и закреплять значения слов – названий животных – и слов, связанных с образом жизни животных.

Образец: «Жили-были бабушка и дедушка. И были у них животные. Ушли животные в лес и заблудились. Помоги бабушке и дедушке найти своих животных».

Вопросы: «Кто живет в лесу? Кто живет с бабушкой и дедушкой в деревне? Какие это животные? »

45. Домашние птицы (пособие 1, рис. 173-178)

Активизировать у ребенка словарь: называть слова, обозначающие названия домашних птиц; части тела: «Крылья, клюв, хвост, перышки»; действия: «Летают, клюют». Уточнить понятие «Домашние птицы».

46. Кто мама (пособие 1, рис. 173-182)

Учить ребенка различать взрослых птиц и их детенышей. Активизировать слова: «Клюв – клювик, крыло – крылышко».

Отгадай, кто это

Закреплять представление о домашних птицах на материале загадок.

Загадки.

Он носом в землю постучит. Закричу я: Га-га-га»,

Взмахнет крылом и закричит. Налечу я на врага.

Кричит он даже сонный, А когда я обозлюсь,

Крикун неугомонный. (Петух) Больно за ноги щиплюсь. (Гусь)

Квохчет, квохчет, По водичке плавает,

Детей созывает, Громко крякает:

Всех под крыло собирает. «Кря-кря-кря».

(Курица) (Утка)

48. У кого мягкая шерстка, у кого перышки (пособие 1, рис. 142-182)

Упражнять ребенка в группировке «картинок по темам: «Птицы», «Животные». Учить его рассказывать о своих действиях. Уточнять обобщающие слова.

49. Кто где живет (пособие 1, рис. 183-191)

Активизировать в речи ребенка слова: «Норка, коврик, аквариум, клетка, гнездо».

Вопросы: «Где живет мышка (кот, рыбка, птичка)?»

50. В саду (пособие 1, рис. 136-141)

Учить различать и называть фрукты по внешнему виду, вкусу, запаху. Дать ребенку представление о месте выращивания фруктов. Уточнить обобщающее слово «Фрукты». Продолжать работу по формированию фразовой речи, совершенствованию структуры слова.

Вопросы и задания: «Покажи… Что это? Попробуй, какой лимон (яблоко…)? Понюхай, что это? Каким одним словом можно назвать это? Что мы делаем с фруктами? Где растут фрукты?»

51. Чего не стало(на материале темы «Фрукты»; пособие 1, рис. 136-141)

Развивать у ребенка внимание и память. Добиваться ответов полной фразой. Следить за правильным согласованием слов (сначала из трех картинок убирается одна, затем из четырех).

52. Рассматривание картины «В саду» (пособие 2, рис. 39-42)

Уточнять знания ребенка о том, где растут фрукты, цветы. Учить отвечать на вопросы по картине полной фразой.

53. Рассматривание картины «В огороде» (пособие 2, рис. 43-46)

Уточнять знания ребенка о том, как ухаживают за овощами: поливают, рыхлят землю; как их убирают – выдергивают, выкапывают, срезают, снимают. Учить отвечать на вопросы по картине полным предложением.

54. В саду и в огороде (пособие 2, рис. 39-46)

Уточнять обобщающие слова: «Овощи, фрукты». Упражнять в группировке предметов по месту произрастания.

Образеи: «Это морковка. Морковь растет в огороде. Это овощ. Это яблоко. Яблоко растёт в саду, на дереве. Яблоко – это фрукт».

55. Рассматривание картинок из серии «Времена года» (пособие 1, рис. 192-203) Уточнять представление ребенка о том, что характерно для каждого времени года. Отвечать по картинке полным предложением.

Вопросы: «Что нарисовано на этой картинке? Что делают люди? Когда это бывает? Что бывает осенью (зимой, весной, летом)? Чем отличаются картинки?»

56. Времена года (пособие 1, рис. 192-203)

Учить ребенка видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.

Вопросы и задания: «Выбрать то, что соответствует данному времени года. Что это (солнце, почки распускаются…)? В какое время это бывает? (Весной.)»

Можно использовать стихи, загадки, которые помогут ребенку правильно выполнить задание, обнаружить ошибку.

57. Кому что нужно (пособие 1, рис. 204-215)

Уточнить знания ребенка о том, какие вещи помогают людям в работе. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Развивать связную речь, внимание.

Вопросы: «Кто это (врач, шофер, строитель, повар)? Что делает…? Что нужно врачу (повару, шоферу…)

?58. Убери лишнюю картинку

Упражнять ребенка в группировке предметов по классам, в исключении предмета, не подходящего к данной группе предметов по какому-либо признаку. Объяснять свои действия.

Образец: «Машина, автобус, велосипед, курица».

Вопросы: «Какая картинка лишняя? (Какая не подходит?) Почему?»

Образец: «На машине, велосипеде, автобусе можно ездить, а на курице нельзя. Машина, автобус, велосипед – это транспорт, а курица – птица».

В плане указывать, какие картинки предъявляются ребенку.

59. Когда это бывает (пособие 2, рис. 47-58)

Закреплять знания ребенка о частях суток; упражнять в подборе сюжетной картинки к символическому изображению частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Вопросы: «Почему ты положил эту картинку сюда? Что ты делаешь утром (днем, вечером, ночью)?»

Куда села бабочка

Уточнять знания ребенка о растениях (трава, цветы, дерево, куст), их частях: ствол, ветки, листья.

Вопросы: «Куда села бабочка? Что это? Покажи, где дерево (куст). Покажи, где у дерева ствол (ветки, листья). Что есть у куста? Чем отличается куст от дерева? Где растут цветы? »

Чтение рассказа

Учить ребенка внимательно слушать рассказ и отвечать по его содержанию. Находить нужную картинку из набора предметных картинок, изображающих маму, папу, мальчика, мяч.

Образец: «Мама ушла. Дома остались Дима и собака Шарик. Дима играл в мяч и разбил чашку. Пришла мама. Рассердилась и выгнала Шарика на улицу».

Вопрос: «Кто был виноват?»

Задание: «Покажи предметную картинку…»

Так и не так

Воспитывать внимание, сообразительность. Учить видеть несоответствия в содержании сказанного.

Задание: «Прослушать предложения, исправить их. Коза принесла корм девочке. Чашка разбила Лену. Мяч играет с Леной. Дорога идет по машине. Мама несет сумку в капусте».

63. Нелепицы (пособие 2, рис. 59-66)

Воспитывать внимание, память, умение видеть ошибки в изображенном предмете, в сюжетной картинке.

Вопросы: «Что это? Кто это? Что здесь нарисовано неправильно? Так бывает?»

III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК
ДЛЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ, АКТИВИЗАЦИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОВАРЯ, ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНЫХ ФРАЗ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ (Ра)

Улыбнись

«Вызывать» ответную улыбку. Стимулировать голосовые реакции ребенка, ласково, напевно разговаривая с ним, улыбаясь ему.

Читайте также:  Льняное масло польза и вред для похудения

Агу

Вызывать у ребенка ответные голосовые реакции – гуканье, гуление; «перекликаться» с ребенком, поддерживая произносимые им звуки (г, к, а, а-а, у, гу, агы, у-у, агу и др.)

3. Какие мы хорошие

Стимулировать певучее интонированное гуление на эмоционально-речевом фоне. Вызвать «комплекс оживления» (а? а! а-а-а! а-а! гу? гу! агу! а-гу-гу! гы. а-гы-гы! а-гы-гы! у? ау! и др. )

Барашки-барашки

Вызывать громкий смех и радостные возгласы ребенка. Наклоняясь к лицу ребенка, Отдаляясь от него, ласково, с улыбкой, с разной интонацией произносить его имя, звуки гуления и лепета: гу, гы, ма, ба, па, бо, бу, а-ба? ба-ба-ба-ба! и др.

А-БА

Стимулировать, вызывать первые слоги лепета (ба, ма, па).

А-БА-БА

Вызывать повторные слоги лепета (ба-ба, мама, па-па).

Давай поговорим

Стимулировать лепет, учить подражать простым слогам (ма, па, ба, дя).

Идет коза рогатая

Вызывать новые слоги лепета (па, да, ля). Развивать и поддерживать стремление ребенка вступать в контакт со взрослым в играх: «Идет коза рогатая», «Догоню-догоню», «Сорока-сорока» . Вступать в «перекличку» с новыми слогами лепета.

9.Дай-дай

Учить ребенка произносить первые облегченные слова, обозначающие названия знакомых предметов и действий: «Собачка — ав-ав, кушать – ам-ам, кукла спит – бай-бай».

Активно пользоваться словами: мама, папа, дядя, баба, дай, на, иди, бах, Катя, нет.

10. Кто там

Расширять запас лепетных слов, облегченных слов, звукоподражаний, обозначающих знакомые предметы, действия («Ляля, Мотя, би-би, и-го-го, но, му, ку-ка-ре-ку, бам-бам, бом-бом, мяу, га-га, тик-так, ко-ко, э-э-э, ду-ду-ду, дон-дон, ме-ме, пи-пи и др.) »

Для повышения речевой активности ребенка обеспечивать ему положительное эмоциональное состояние, двигательную активность. Давать в руки ребенка то, что было использовано на занятии, стимулируя игровые действия с предметами и игрушками. Предъявляемое слово произносить медленно, певуче, с разными интонациями.

Что это, дом? Где дом?

Формировать простое слово (без отработки слоговой структуры). Учить ребенка заменять звукоподражательные слова общеупотребительными; повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие людей, знакомые предметы, игрушки, повторные действия (вот, кот, дом, так, гусь, мяч, мама; дядя, вата, Ляля, тетя, Коля, иду, бегу, вода, коза, часы, киса, Вова, машина, корова, собака, курица, голова, положи, Валера, стол, чашка, мячик, мишка и др.)

Отмечайте речевую активность ребенка и во время самостоятельной деятельности, и во время проведения занятий по другим разделам программы. Рассматривайте с ребенком картинки, показывайте игрушки из мешочка, из коробки, комментируйте действия и др.

Вопросы и задания: «Дай, принеси, покажи, что это?» и др.

Иду-иду

Формировать у ребенка однословную фразу. Добиваться единства движения и слова в форме побудительного предложения (сядь, иди, несу, пей, дай, спи, мои; иду-иду-иду, сижу-сижу, бегу, бегу-бегу, мою, пою и др.).

Спи, ляля

Формировать у ребенка двухсловную фразу на базе однословной (в процессе обыгрывания игрушек, показов, рассматривания картинок, изображающих простые Действия):

а) «Несу куклу, мою куклу, даю куклу» («Что ты делаешь? Куклу несешь? Скажи: «Несу куклу», и т.п.);

б) «На, мой; на, пой; на, вези! на …» («Дай мыло. Скажи: «На, мой» и т.п.);

в) «Вот зая, вот пыль, вот дом, вот …» («Где зая? Покажи. Скажи: «Вот зая» и т.п.);

г) «На стуле, на полу, на машине …» («Сидишь на стуле? Скажи: «На стуле…» Где ты сидишь?»);

д) «Спи, Катя; сядь, Ляля; вези, Ляля …» («Скажи Ляле…»)

е) «Катя, спи; Ляля, стой; Ляля, иди …» («Скажи Кате…»)

ж) «Катя спит, Ляля стоит, Вова сидит …» («Катя спит? Что Катя делает, спит? Что делает Катя?»)

з) «Иди, киса – киса идет … » («Скажи кисе… Что киса делает? Что делает киса? »)

и) «Я ем, я играю, я пою» («Что ты делаешь? Скажи…») к) «Я пою – собачка поет, я иду – собачкаидет» («Что ты делаешь? А что делает собачка?»)

14. Постучим, похлопаем, скажем правильно (отработка слоговой структуры слов)

Помочь ребенку усвоить ритмико-слоговой состав слов, допуская нарушение произношения только тех звуков, которые трудны для ребенка:

а) машина, лопата, ворота, собака, корова, малина;

б) утка, тыква, кофта, рыбка, ложка, кошка, ручка, мышка, палка;

в) топор, замок, домик, зайчик, кубик, мячик, садик, ножик, зубик, петух, носик, голубь.

Что ты делаешь?

Формировать трехсловную фразу на базе однословной и двухсловной. Учить ребенка правильно пользоваться местоимениями («я, ты, мы, вы, он»), наречиями («там, туда»). Использовать дидактические игры: «Магазин», «Кто что делает?», самостоятельную деятельность ребенка, картинки.

а) «Я мою куклу. – Ты моешь куклу».

б) «Мне купили куклу». (Кому купили куклу?)

в) «Я на стульчике сижу. – Мы на стульчиках сидим».

г) «На кроватке я лежу. – На кроватке мы лежим».

д) «Я рисую дом. – Мы рисуем дом». (Что ты делаешь? Что мы делаем?)

е) «Дудочка лежит там (указательный жест)». (Где лежит дудочка?)

ж) «Барабан поставлю туда». (Куда поставим барабан?)

У кого что?

Учить ребенка строить фразу с предлогом «У», с существительными в родительном падеже, с указательным словом «Вот». Продолжать упражнять ребенка в использовании трехсловной (если возможно – четырехсловной) фразы.

Вопросы: «У кого бант?» («У Кати бант. У Кати большой бант. Бант у Кати».) «У кого рога?» («У коровы рога. У козы рога. Рога у коровы и у козы».) «У кого длинные уши?» («У ослика длинные уши. У зайки длинные уши».) «У кого усы?» («У кошки усы. У зайчика усы. У собаки усы. Усы у зайчика, у собаки, у кошки».) «Где у зайчика усы?» («Вот у зайчика усы».)

Какой игрушки у тебя нет?

Совершенствовать фразовую речь. Учить ребенка строить фразу со словом «Нет»; использовать форму родительного падежа единственного числа; согласовывать местоимения с предлогом «У».

Вопросы и задания: «Рассмотри игрушки, которые у меня и у тебя. Какой игрушки у тебя нет?» («У меня нет … »)

Куда? Где?

Учить ребенка пользоваться в речи предлогами «НА, В». Упражнять ребенка в составлении распространенных предложений с использованием предлогов «НА, В» (использовать картинки из серии «транспорт», сюжетные картинки, игрушки, поручения).

Вопросы и задания: «На чем ты поедешь? Где сидят птички? Положи карандаш в коробку. Куда ты положил карандаш? Где лежат карандаши?» и т.д.

19. Что сначала, что потом?(пособие 2, рис. 67-74)

Научить ребенка составлять предложения, из которых первое предложение начинается словом «Сначала», а второе предложение начинается словами «А потом».

Варианты заданий:

а) взрослый говорит, что он будет делать сначала, а ребенок должен догадаться и сказать, что он будет делать потом. («Сначал?