Домашнее обучение вред или польза

Домашнее обучение вред или польза thumbnail

Польза и вред домашнего обучения

Все больше родителей решаются выбрать для своего ребенка обучение на дому. Причин масса: плохая социальная обстановка в учебных заведениях, отсутствие индивидуального подхода к каждому ученику, затрата учебного времени впустую. Как и всякое решение, домашнее обучение может не только принести пользу, но и навредить ребенку. Постараемся разобраться, остановившись на самых важных вопросах этой темы.

1) Психологическое и эмоциональное состояние школьника.

  • каждый ребенок сугубо индивидуален. У кого-то развиты навыки общения, а кто-то ужасно стесняется разговаривать даже со знакомыми. Не бывает двух одинаково общительных или подвижных школьников, как не бывает и идеального способа их обучения.

  • энергичный и социально активный ребенок попросту заскучает, если навязать ему обучение дома. Как результат – низкий уровень знаний и тяги к ним. Таким детям нужно уделять много времени, находя для них мотивацию, новые материалы и приемы подачи материяла, чтобы результат был стабильно высоким.

  • стеснительный и замкнутый школьник лучше будет осваивать учебный материал, если рядом с ним будет только мама в домашней обстановке. Отсутствие стрессов из-за некомфортного общения с одноклассниками поможет ребенку обучаться быстро и охотно.

  • школьнику же, имеющему серьезные проблемы со здоровьем, разрешена только форма обучения на дому.

2) Достаточное количество свободного времени у родителей.

  • обучать ребенка дома не могут себе позволить работающие родители. Как минимум придется привлекать бабушку/дедушки или няню/гувернантку.

  • мама-домохозяйка имеет массу свободного времени, но не всегда может грамотно и интересно организовать для своего ребенка учебный процесс. Да и знания такой мамы могут не соответствовать современным образовательным требованиям. Да и терпения обучение на дому требует немало, ведь уроме обучения своего чада, мама должна еще успеть выполнить все дела по дому: постирать белье, приготовить еду, прогуляться с малышом. А если детей несколько, то все грамотно организовать еще тяжелее, но при желании все возможно.

  • обучаясь дома, можно спокойно уехать в другой город или страну и не переживать, что ребенок отстанет от программы.

  • правильно организовав процесс домашнего обучения, родители не будут часами проводить за книжками, как это делают родители школьников, делая или проверяя иъ домашнее задание.

  • экономится время на походы/поездки в школу и обратно.

  • ребенок с ранних лет учится правильно распоряжаться своим временем и жить в гармонии со своим внутренним миром.

3) Денежный вопрос.

  • многие родители, и по сей день, убеждены в элитарности обучения детей на дому. Еще дворянские дети обучались под руководством заграничных преподавателей и воспитателей. Мало что изменилось в стоимости услуг домашних преподавателей. Их труд все так же дорого оплачивают. Но всегда можно договориться со школьными учителями и найти репетитора, который объяснит материал по Скайпу.

  • профессиональный репетитор наиболее полно и интересно может обучать вашего ребенка. Поэтому, если у вас достаточно средств для оплаты таких услуг, то вариант с домашним обучением идеально вам подходит.

  • родители “домашних” детей освобождены от родительских собраний, взносов в фонд школы, на подарки учителям, на ремонт класса, на покупку учебников, школьной формы, портфелей и т.п. А ведь это существенная статья расходов.

4) Социализация.

Существует миф, что ребенок на домашнем обучении лишен коллектив, поэтому он будет труднее вливаться в общественную жизнь. На самом деле это не так. Ребенок общается с гораздо большим колличеством людей, в том числе и взрослых, чем дети в школе, которые вынуждены годами общаться с одними и те ми же детьми и учителями. “Домашние” дети видят, как родители решают жизненные задачи, бытовые проблемы, как взаимодействуют с другими людьми. Кроме того, у детей на домашнем обучении много свободного времени, которое они могут проводить с родителями в поездках и путешествиях, во вдоре с друзьями, посещая различные кружки и секции, общаясь по Скайпу и т.д. 

Еще некоторые аспекты домашнего образования:

Дети на домашнем образовании вольны выбирать, как, когда, сколько и что учить, изучать, экспериментировать. Ведь все дети разные и кому-то больше интересна история, кому-то литератиура, кому-то математика, кому-то программирование. В школе все должны учиться в одном ритме, по одной программе, без возможности выбора и индивидуального подхода.

Современный мир предлагает огромные возможности для образования и самообразования. В интернете оргомное количество лекций, курсов, видеоуроков, новаторских методик и т.п., только школьникам и школе не до этого, у них план, программа, домашние задания и повторение – мать учения. “Домашние дети” обычно проходят годовую школьную программу за 1-2 месяца, остальное время посвящая изучению того, что им действительно интересно, важно и нужно.

Иногда домашнее обучение выбирают именно те родители, у которых не все шло гладко в их школьном детстве. Многие сталкивались в школе с разными стрессами: несправедливость преподавателей, грубость одноклассников, сложность в освоении материала и многое другое. Вот и переносится негативное отношение к школе на подрастающее поколение учеников, ведь хочется уберечь своего ребенка от негатива.

Родители, выбирая домашнее обучение, понимают всю бесполезность “современного” образования, которое не меняется десятилетиями. Мир меняется с огромной скоростью, а школа, учебники и методы преподавания нет. Даже Альбер Камю писал: “Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует”.

Каждый родитель должен взвесить все за и против и честно ответить себе на вопрос: необходимо ли домашнее обучение именно вашему ребенку?

Читайте также:  Польза и вред стерилизованного молока

Елена, www.kraskizhizni.com

Источник

Домашнее обучение: вред или польза?Домашнее обучение детей в последнее время приобретает все большую популярность. Родители считают, что индивидуальный подход к ребенку, способен дать максимальные результаты. И это, безусловно, так. Но все ли так однозначно, как кажется на первый взгляд? Попробуем разобраться.

Аргументы за домашнее обучение

У каждого ребенка свой уровень способностей, свои таланты и задатки. Кому-то лучше дается математика, кому-то пение, а третий не мыслит свою жизнь без чтения книг. Домашнее обучение позволяет скорректировать темп усвоения знаний, подобрать подходящий именно этому ребенку.

В ситуации с одаренными детьми нет необходимости тратить бесчисленное количество времени на то, что ребенок понимает за пять минут. В этом случае, используя домашнее обучение и ориентируясь на задатки ребенка, можно подобрать необходимый темп урока, способ работы с материалом.

Занимаясь с учеником в домашних условиях, педагог может более корректно определить склонность ребенка к тем или иным предметам, выявить – перед ним человек технического склада ума или прирожденный гуманитарий. Еще один плюс домашнего обучения в том, что имеется больше возможности привить ребенку навыки работы со словарем, дополнительными источниками, показать, как найти нужную информацию в интернете.

Система домашнего обучения позволяет быстрее сориентировать ребенка на выбор направления развития, выявить предпочтение к будущей профессии.

Аргументы против домашнего обучения

Человек по своей природе – существо социальное, и жизнь вне общества чревата проблемами. Если ребенок живет без коллектива, он не получает нужных коммуникативных навыков, отсутствует конкуренция и борьба, что может в будущем сказаться негативно на его жизни.

Несмотря на высокий уровень интеллекта, отсутствие опыта общения, к которому приводит домашнее обучение, может привести к тому, что ребенок окажется не готов к коммуникации с другими детьми, и просто с людьми – представителями разных слоев населения. На выходе в таком случае, к сожалению, мы имеем «городской цветок» – человека, не готового к жизненным трудностям.

Домашнее обучение не редко приводит к тому, что ребенок начинает считать себя лучше, умнее других детей, а это не всегда соответствует действительности. Признать реальное положение вещей будет очень трудно, учитывая, что привыкать к коллективу в более позднем возрасте гораздо сложнее.

Одиночество, отсутствие контактов со сверстниками приводит к различным формам социопатии, сопровождающимися такими чертами, как чрезмерная наивность или наоборот, повышенная агрессия. Иногда это заканчивается трагически – ранняя беременность, попытки суицида, сложности в общении с противоположным полом и прочие нехорошие вещи.

Учитель для домашнего обучения

В случае, когда все перечисленное вас не пугает, и вы все же решились на домашнее обучение своего ребенка, нужно выбрать подходящего учителя.

Учитель – человек, оставляющий огромный след в жизни ребенка. Не просто приходящий работник, с которым не страшно оставить малыша, это наставник, человек, призванный зажечь интерес к знаниями, открыть – как много интересного и необычного в мире вокруг нас, во многом именно от учителя зависит формирование навыка успешного обучения.

Учитель должен адекватно воспринимать ребенка, указывать на его слабые и сильные места, развивать способности, помогать ликвидировать проблемы с непонятным, тяжело дающимся материалом

Думаете, что теперь вы можете спать спокойно, забыв про страшные слова «проверка домашнего задания»? Не расслабляйтесь – полезно иногда осуществлять контроль за знаниями ребенка – неожиданная контрольная, опрос, тест.

Следует помнить, что между учеником и учителем должен соблюдаться принцип субординации. Одновременно нужно, чтобы ученик с доверием относился к своему учителю.

Недопустимо так же использовать учителя в качестве домашней прислуги.

Условия для домашнего обучения

Один из плюсов школьной системы обучения – повышенное внимание к условиям обучения ребенка. Прежде чем вы перейдете к домашнему обучению, предстоит поработать над следующими пунктами.

Первое, на что вы должны обратить свое пристальное внимание – это создание специально оборудованной комнаты для обучения ребенка – очень важен интерьер, в котором малыш будет получать знания. Обратите внимание на освещение, тон стен (давно известно, что есть цвета способствующие концентрации внимания, например, светло-зеленый, а есть мешающие сосредоточиться). Так же помните, что мебель ребенка должна соответствовать его возрасту. Одежда, в которой ваш ребенок учится, должна быть аккуратной и удобной. А так же соблюдайте тайм-менеджмент. Время обучения всегда должно быть одинаковым, однако, здесь вы можете учитывать биоритмы вашего чада. Учебники, независимо от того, меняется ваш учитель или нет, так же должны быть одного автора.

Источник

Домашнее обучение вред или польза

Домашнее обучение. Вред или польза?

20.08.2016

Домашнее обучение. Вред или польза?
Все новое – это хорошо забытое старое. Домашнее обучение практиковали всегда, вспомним, как это было. Что мы увидим, заглянув в прошлое? С начала времен детей традиционно обучали дома. Обеспеченные люди обращались к помощи гувернантки или учителей, семьи с малым достатком занимались образованием отпрысков самостоятельно. Первые школы появились в древней Руси по указу Князя Владимира в 988 году. Петр 1, понимая важность образования, идею создания школ вывел на государственный уровень. При нем школы начали появляться повсеместно, для обучения привлекались иностранные специалисты. С тех пор прошло более трехсот лет, школьное образование стало доступным абсолютно для всех.
Однако, в наше время, вопрос выбора формы обучения становится неоднозначным. Каждая семья уникальна, и делает свой выбор исходя из множества факторов и причин. Чтобы разобраться в ситуации, рассмотрим основные виды домашнего обучения.
•    Анскулинг предполагает полный отказ от школы и школьной программы. Учеба проходит спонтанно, без конкретной программы и целей, согласно потребностям и интересам ребенка. Сторонники этой системы считают, что такое обучение естественно для ребенка, эффективно и легко исполнимо. Противники этого метода робко замечают, что обучая детей по системе анскулинга, к их совершеннолетию, на выходе мы будем иметь человека, не имеющего “стандартного” общеобразовательного набора знаний. А это, в свою очередь, сводит шансы поступления в вуз и дальнейшего обучения к нулю.
•    Домашнее обучение. Оформляется при помощи медицинских справок в случае, когда ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья. Здесь ученик следует стандартной школьной программе, уроки проводят учителя, приходящие из школы.
•    Семейное обучение. Формально ребенок числится в конкретной школе, где в положенное время проходит аттестацию, выполняет при необходимости лабораторные и практические работы. Возможно посещение отдельных уроков.
•    Экстернат. Самостоятельное изучение предметов и сдача промежуточных экзаменов без посещения школы. Ребенок изучает программу в своем темпе, зачастую, работая на опережение.
Для принятия верного решения о выборе способа обучения необходимо взвесить все за и против. Плюсы домашнего обучения:
•    Возможность выбора программы обучения.
•    Отсутствие оценочной системы, благодаря чему, ребенок нацелен на получение знаний, а не на «хорошую» оценку в дневнике.
•    Занятия проводится в то время, когда это удобно ребенку, учитывая его биологические ритмы.  Нет необходимости “клевать носом” над учебником ранним утром.
•    Занятия проводятся в темпе, удобном ребенку. В некоторых случаях детей обучают не нескольким предметам параллельно, а каждой дисциплине последовательно. Например, в сентябре проходят курс литературы, в ноябре математики и т.д.
•    Индивидуальный подход
•    Возможность изучения школьной программы в ускоренном темпе, менее чем за 10 лет
•    Возможность прививать и контролировать моральные, политические и религиозные взгляды ребенка
•    Отсутствие возможного давления и насилия со стороны учителей и других школьников
•    Формирование тесного контакта «родитель-наставник», умножающего привязанность и взаимопонимание
•    Исключается стандартизация мышления
•    Нет необходимости соблюдать навязанные правила и ритуалы
Теперь зайдем с другой стороны, и рассмотрим минусы домашнего обучения:
•    Ребенок не получает опыта пребывания в коллективе, не знает его законов, не умеет работать в команде
•    Ребенок не социализирован
•    Необходим постоянный контроль родителями за учебой
•    Нет опыта конфликта со сверстниками и учителями
•    Отсутствие опыта работы «от звонка до звонка», жесткой дисциплины
•    Могут возникать трудности с получением диплома, поступлением в ВУЗ
•    Не все родители имеют талант к обучению, особенно это касается точных наук и творческих дисциплин (музыка, живопись)
•    Дома дети не могут получить системных фундаментальных знаний. Школа учит мыслить.
Еще один интересный момент домашнего образования – компенсационные выплаты. Такие выплаты до недавнего времени существовали во всех регионах, составляли, в среднем, 10 000 руб. в месяц. По последним сведениям, в Москве их отменили. В других регионах этот вопрос надо уточнять. И в любом случае, просто так вам этих денег не дадут, придется побегать, а возможно даже обратиться в суд.
В завершении отмечу, что семейное образование подходит не всем. Чтобы его практиковать, один из родителей должен полностью посвятить себя семье, оставив мысли о выходе на работу. Необходимо иметь минимальные способности к обучению и организационные навыки, но не всем это по силам.  
Чаще всего домашнее обучение выбирают семьи, практикующее естественное родительство. Также это будет отличный вариант для тех, кто часто путешествует или живет в отдаленной местности, или для тех, чьи дети не могут посещать школу по медицинским показаниям.
Ученье – свет. А будет ли это свет школьной лампы или домашнего светильника, решать только вам, дорогие родители.

Читайте также:  Сода для ванны польза и вред

Источник

Все больше родителей решаются выбрать для своего ребенка обучение на дому. Причин масса: плохая социальная обстановка в учебных заведениях, отсутствие индивидуального подхода к каждому ученику, затрата учебного времени впустую. Как и всякое решение, домашнее обучение может не только принести пользу, но и навредить ребенку. Постараемся разобраться, остановившись на самых важных вопросах этой темы.

1) Психологическое и эмоциональное состояние школьника.

  • каждый ребенок сугубо индивидуален. У кого-то развиты навыки общения, а кто-то ужасно стесняется разговаривать даже со знакомыми. Не бывает двух одинаково общительных или подвижных школьников, как не бывает и идеального способа их обучения.
  • энергичный и социально активный ребенок попросту заскучает, если навязать ему обучение дома. Как результат – низкий уровень знаний и тяги к ним. Таким детям нужно уделять много времени, находя для них мотивацию, новые материалы и приемы подачи материяла, чтобы результат был стабильно высоким.
  • стеснительный и замкнутый школьник лучше будет осваивать учебный материал, если рядом с ним будет только мама в домашней обстановке. Отсутствие стрессов из-за не комфортного общения с одноклассниками поможет ребенку обучаться быстро и охотно.
  • школьнику же, имеющему серьезные проблемы со здоровьем, разрешена только форма обучения на дому.

2) Достаточное количество свободного времени у родителей.

  • обучать ребенка дома не могут себе позволить работающие родители. Как минимум придется привлекать бабушку/дедушки или няню/гувернантку.
  • мама-домохозяйка имеет массу свободного времени, но не всегда может грамотно и интересно организовать для своего ребенка учебный процесс. Да и знания такой мамы могут не соответствовать современным образовательным требованиям. Да и терпения обучение на дому требует немало, ведь кроме обучения своего чада, мама должна еще успеть выполнить все дела по дому: постирать белье, приготовить еду, прогуляться с малышом. А если детей несколько, то все грамотно организовать еще тяжелее, но при желании все возможно.
  • обучаясь дома, можно спокойно уехать в другой город или страну и не переживать, что ребенок отстанет от программы.
  • правильно организовав процесс домашнего обучения, родители не будут часами проводить за книжками, как это делают родители школьников, делая или проверяя домашнее задание.
  • экономится время на походы/поездки в школу и обратно.
  • ребенок с ранних лет учится правильно распоряжаться своим временем и жить в гармонии со своим внутренним миром.
Читайте также:  Дайкон польза и вред для организма

3) Денежный вопрос.

  • многие родители, и по сей день, убеждены в элитарности обучения детей на дому. Еще дворянские дети обучались под руководством заграничных преподавателей и воспитателей. Мало что изменилось в стоимости услуг домашних преподавателей. Их труд все так же дорого оплачивают. Но всегда можно договориться со школьными учителями и найти репетитора, который объяснит материал по Скайпу.
  • профессиональный репетитор наиболее полно и интересно может обучать вашего ребенка. Поэтому, если у вас достаточно средств для оплаты таких услуг, то вариант с домашним обучением идеально вам подходит.
  • родители “домашних” детей освобождены от родительских собраний, взносов в фонд школы, на подарки учителям, на ремонт класса, на покупку учебников, школьной формы, портфелей и т.п. А ведь это существенная статья расходов.

4) Социализация.

Существует миф, что ребенок на домашнем обучении лишен коллектив, поэтому он будет труднее вливаться в общественную жизнь. На самом деле это не так. Ребенок общается с гораздо большим количеством людей, в том числе и взрослых, чем дети в школе, которые вынуждены годами общаться с одними и те ми же детьми и учителями. “Домашние” дети видят, как родители решают жизненные задачи, бытовые проблемы, как взаимодействуют с другими людьми. Кроме того, у детей на домашнем обучении много свободного времени, которое они могут проводить с родителями в поездках и путешествиях, во дворе с друзьями, посещая различные кружки и секции, общаясь по Скайпу и т.д.

Еще некоторые аспекты домашнего образования:

Дети на домашнем образовании вольны выбирать, как, когда, сколько и что учить, изучать, экспериментировать. Ведь все дети разные и кому-то больше интересна история, кому-то литература, кому-то математика, кому-то программирование. В школе все должны учиться в одном ритме, по одной программе, без возможности выбора и индивидуального подхода.

Современный мир предлагает огромные возможности для образования и самообразования. В интернете оргомное количество лекций, курсов, видеоуроков, новаторских методик и т.п., только школьникам и школе не до этого, у них план, программа, домашние задания и повторение – мать учения. “Домашние дети” обычно проходят годовую школьную программу за 1-2 месяца, остальное время посвящая изучению того, что им действительно интересно, важно и нужно.

Иногда домашнее обучение выбирают именно те родители, у которых не все шло гладко в их школьном детстве. Многие сталкивались в школе с разными стрессами: несправедливость преподавателей, грубость одноклассников, сложность в освоении материала и многое другое. Вот и переносится негативное отношение к школе на подрастающее поколение учеников, ведь хочется уберечь своего ребенка от негатива.

Родители, выбирая домашнее обучение, понимают всю бесполезность “современного” образования, которое не меняется десятилетиями. Мир меняется с огромной скоростью, а школа, учебники и методы преподавания нет. Даже Альбер Камю писал: “Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует”.

Каждый родитель должен взвесить все за и против и честно ответить себе на вопрос: необходимо ли домашнее обучение именно вашему ребенку?

Источник