Добро и польза от добра

Добро и польза от добра thumbnail

“ДОБРО И ЗЛО – категории этики. Добро – это осн. моральная ценность, нравственная ценность сама по себе. Добро не является «добром по отношению к чему-нибудь» (ошибка эвдемонизма); оно не есть «высшее благо», нечто сравнительное, а простая позитивность. Этически ценным («добрым») является поступок того, кто предпочитает добро злу в любой конкретной ситуации. Добрым или злым является лишь человек в его отношении к ценностям.”
Философский энциклопедический словарь. 2010

“ПОЛЬЗА – ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к чьим-либо интересам. В более строгом смысле польза – характеристика средств, достаточных для достижения заданной цели. Поскольку интересы выражаются в целях, которые человек преследует в своей деятельности, полезным считается то, что содействует достижению целей, и в частности то, посредством чего цели достигаются.”
https://iph.ras.ru/elib/2363.html

Т.о. рассуждения о том, что “для одного добро – для другого зло” невалидны, это простая неспособность отличить добро от пользы. И принесение пользы не делает человека безусловно добрым, как причинение вреда не делает злым само по себе. Все эти “предположим, что матрос спас беспризорника от голода, а тот вырос и отомстил за родителей-дворян, убив трех советских офицеров” – задачки на расчет пользы. Поступок абстрактного матроса был безусловно добрым. А вот был ли он полезным – можно спорить. С точки зрения чистого баланса – одна жизнь за три – польза довольно сомнительна. И наоборот. Помнится, как-то в ДАСе установили дежурство на этажах, выражалось это в том, что кто-то из студентов сидел на этаже за столиком с книжкой и смотрел, чтобы соседи не слишком уж наглели, нарушая правила. За это дежурные получали некоторую денежку, что хитрым образом являлось системой отмывки краденого бабла. Было ли это полезным? Для студентов, ненапряжно получавших денежку, помогающую выжить – безусловно. Наверное, для администрации ДАСа тоже. Был ли организатор добрым? Сомневаюсь. Для доброго человека нехарактерно красть, кража не соответствует категории добра.

“Надо четко понять, что мы склонны ошибаться, принимать свои желания за добро и препятствия к исполнению своих желаний за зло.”

Занятно, что в ситуациях, которые напрямую нас не касаются, оценка “добра” и “зла” происходит через ассоциацию себя с кем-то из персонажей истории. Это хорошо видно по комментариям к описанию различных лохотронов. Безусловное возмущение со стороны тех, кто ассоциирует себя с жертвой, и одобрение со стороны тех, кто ассоциирует себя с мошенником. У последних даже есть стандартная рационализация, позволяющая не чувствовать угрызений совести: “Лохов надо учить, чтобы были умнее, а это просто плата за обучение”. Провала в логике, в котором скрывается тот факт, что при отсутствии желающих лоха “научить” ему нет необходимости “быть умнее”, они естественно не видят.

То же самое касается дискуссий о евгенике. С точки зрения человечества евгеника безусловно полезна. Однако, в зависимости от методов реализации, она может быть не слишком добра. Тем не менее противники пытаются донести идею о не-добре евгеники, как они ее представляют, опять через ассоциацию с жертвой и пользу. “А представь, что ты не прошел отбор.” Т.е. предполагается, что оппонент, сторонник евгеники, представит ситуацию конфликта интересов своих и человечества в целом и разочаруется в идее? Это вряд ли. Подозреваю, что все сторонники евгеники уже для себя определили, что интересы общества для них приоритетнее.

И, наоборот, забота об инвалидах и стариках. Опять это “а представь, что ты лишился обеих ног”. Ну не объяснить категории добра через пользу, хоть тресни. О стариках и инвалидах заботиться надо потому, что они тоже живые люди и имеют чувства, а не на случай, если тебе трамвай ноги отрежет. И детей рожать не ради стакана воды в старости. “Вот представь – помираешь, вокруг тебя десяток детей, каждый со стаканом, а пить-то и не хочется!”

В общем, если разобраться с добром и пользой, многое становится на свои места. И знаете что? Мера добра – любовь.

Источник

Мораль руководит человеческим поведением с точки зрения противопоставления добра и зла. Мир разделяется в моральном сознании на доброе и злое, хорошее и дурное, похвальное с моральной точки зрения и заслуживающее порицания. Все человеческие поступки оцениваются через эту дихотомию: чувство, мысль, намерение, деяние могут быть либо добрыми – соответствующими добру, либо злыми – исходящими из зла и к нему ведущими. Поэтому добро и зло – фундаментальные категории этического сознания, от содержания которых зависят все иные этические представления.

Добро и зло – понятия высокой степени обобщения, это предельные полярные характеристики человеческого мира, выражающие фундаментальные установки морального сознания. Поэтому на первых подступах к раскрытию их содержания можно столкнуться с ситуацией, когда о них почти нечего сказать. Добро есть добро. Мы всегда ему рады. Зло есть зло, и никто его не хочет. Что тут добавишь? Казалось бы, все интуитивно ясно и в то же время трудно выразимо. Впрочем, так бывает со всеми универсальными понятиями, которые выступают предпосылками нашего мышления, неявными ориентирами сознания. Как же быть? Очевидно, надо дать рабочее определение интересующего нас понятия, а затем постепенно, шаг за шагом раскрывать его смысл, конкретизируя его в сопоставлении со смыслом других этических представлений.

Как же можно в самой общей форме определить добро?

Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Добро, таким образом, уже в первом приближении ассоциируется с жизнью, процветанием, полнотой бытия, гармоническим взаимодействием с окружающей действительностью. Добро – это то, что хорошо, прекрасно и достойно всяческой похвалы.

К понятию добра очень близко по содержанию понятие блага они нередко выступают как синонимы. В обыденной речи оба слова применяются не только к нравственному поведению, но и к материальному достатку. Мы говорим «он накопил много добра» или «там было изобилие материальных благ». Однако сама положительная оценка вещей, продуктов и денег как «благ» основывается на более широком понимании добра (блага) как того, что ценно и значимо для людей.

Если в без религиозном сознании добро (благо) рассматривается только как результат нашей оценки, то есть некой субъективной позиции, то в религии добро выступает характеристикой самого мира. Оно онтологически, задано Богом. Более того, Бог сам есть Благо с большой буквы, высшее из всех возможных благ, он – источник и средоточие человеческого ценностного мира. Таким образом, облик добра оказывается задан человеку, предпослан ему. Люди должны не мыслить свои представления о добре, а искать и открывать их как объективно существующие. На этом пути они неминуемо придут к Богу как высшему благу.

Понятие добра соотносится с двумя другими понятиями – доброты и добродетели.

Добрым мы называем человека, который несет людям добро, понятое как любовь, помощь, благоволение. Добрый не бывает агрессивным и никогда насильно не навязывает благ, давая другим возможность свободного решения. Доброта – качество, выражающее себя в практической жизни, в поведении людей, она характеризует целостность личности. Поэтому нельзя быть «добрым в душе», но жестким, грубым, авторитарным в поведении. Такое поведение разрушает «доброту». Доброта связана со способностью поступиться собственными интересами и амбициями ради блага другого человека, она принципиально неэгоистична.

Читайте также:  Нуга бест польза и противопоказания

Добродетель не тождественна доброте. Добродетелями мы называем нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно различны. Так, например, главными добродетелями стоического мудреца были бесстрастие, строгость и безжалостность, мужество и неукоснительное выполнение долга. Гордость тоже относится к стоическим добродетелям. В противоположность этому ведущими христианскими добродетелями выступают смирение и неизбирательная сочувствующая любовь, которая обращена даже к врагам. А гордость – гордыня – напротив, причисляется к порокам.

В рамках одной и той же моральной системы разные добродетели выражают разные грани «добра». Так, добродетелями являются одновременно смирение и мужество, доброта и строгость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие. Добродетели не просто даны людям, а воспитываются в них. Каждое общество и каждая культура вырабатывают ряд приемов, которые позволяют сформировать в членах сообщества эти высоко ценимые моральные качества, которые необходимы для выживания и развития общественного целого. Во всех культурах носителями наилучших добродетелей выступают народные герои и святые.

Очень важно различать понятия добра и пользы. Дело в том, что начиная с XVII-XVIII веков в Европе формируется представление о морали как системе взаимной полезности. Между добром и практической пользой ставится знак равенства. Эти идеи получают развитие у английских авторов-утилитаристов XIX века И. Бентама и Дж.Ст. Милля, а затем воспроизводятся в новой форме в философии американского прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи). В соответствии с этими взглядами добро есть все, что полезно, то есть все, что отвечает удовлетворению какой-либо потребности человека. Полезно то, что приносит нам удовлетворение, удовольствие, счастье. В разных ситуациях полезны разные вещи и разные способы поведения, поэтому и добро оказывается чрезвычайно разнообразным. В центре утилитаристского, прагматического понимания «добра-пользы» стоит партикулярный субъект, озабоченный удовлетворением своих потребностей. Он, в принципе, может желать и всем остальным удовольствия и счастья, но заботится он в первую очередь о своем собственном благополучии, о «добре» для себя. Это равное пользе добро оказывается прежде всего совокупностью материальных и социальных благ.

Сведение добра к пользе частного субъекта (человека или группы) размывает критерии между добром и злом. Действительно, для обретения неких благ и удовлетворения своих потребностей может быть весьма полезно (выгодно) кого-нибудь убить или ограбить. Это поможет достичь личную цель и приведет к получению искомого удовольствия – богатства или власти. Однако можно ли это назвать добром? Хорошо ли подобное поведение? Может ли оно быть оценено безусловно положительно? Я полагаю, вряд ли. Точно так же может быть для себя весьма полезным унижать других людей, издеваться над ними, дабы удовлетворить свое желание доминирования и самоутверждения. Однако от добра такое поведение тоже очень далеко. Дело в том, что потребности людей весьма различны, они бывают извращенными, невротическими, и потакание им способно оборачиваться величайшим злом для окружающих. Говоря о пользе, мы всегда спрашиваем: «Для кого?».

В моральном сознании истинное добро – это то, что является добром для всех, для человечества как целого и для каждого индивида. Разумеется, такое добро очень абстрактно в мире, где сталкиваются потребности, желания и мнения. Идеал «добра для всех» – это регулятивная идея, нечто вроде стрелки компаса, указывающей направление движения. «Полезное для человечества» может быть «неполезным» для меня. Так, например, обуздание своих низменных влечений – жадности, похоти, зависти – это трудное и неприятное дело, но это добро для людей как рода: что было бы с культурой, если бы все стали потакать своим темным страстям? Наверное, люди уже истребили бы друг друга в войне «всех против всех». Поэтому моральный человек укрощает свои эгоистические желания, он в определенном смысле жертвует удовлетворением собственных капризов, амбиций и хотений, следуя благу социокультурного целого. Для всеобщего добра нередко надо отступиться от своего маленького «добра», от своекорыстной пользы, добровольно принести их в жертву интересам рода и этим помочь человечеству гармонизировать социальные и моральные отношения.

Кроме вопроса «для кого?» слово «полезно» вызывает еще один вопрос – «для чего полезно?».

Полезно делать зарядку, чтобы быть здоровым. Но, значит, целью и ценностью выступает не сама зарядка, а здоровье! Или «полезно зарабатывать много денег». Для чего полезно? Чтобы приобрести сытую жизнь, престиж или возможность в перспективе иметь свободное время. Но деньги выступают здесь лишь как средство для чего иного. Они не «добро», а путь к тому, что мы в данном случае считаем добром, к каким-то иным ценностям, которые никак к самим деньгам не сводятся. Полезное по служебному определению, оно не цель, а средство. Вот почему добро и польза различны, хотя в реальной жизни одни и те же вещи могут выступать для конкретных людей, и в качестве индивидуального «добра» (например, материальное благополучие), и в качестве «пользы» (то же материальное благополучие как средство для творчества, познания, самореализации и т. д.).

В морали конкретных культур несомненным добром, которое может быть сведено к полезности, выступают высшие ценности. С самоценны, не утилитарны, напротив, все усилия индивида предпринимаются ради их искания. В религиозной морали это единение с Богом, спасение души, милосердное отношение к другим людям. За рамками религии высшей моральной ценностью являются гуманность, справедливость, любовь. Высшей моральной ценностью может быть самореализация человека, понятая как его гармоничное взаимодействие с миром, творчество, благо родины. Это те виды отношений, которые не приносят конкретной материальной выгоды, практического преуспеяния. Напротив, ради них люди жертву многим другим. Ради родной страны не щадят жизни, во имя любви отказываются от богатства, из гуманности не соглашаются на выгодные предложения, способные утеснить других.

Высшие ценности конкретных людей и конкретных культур различны, но в «высокой морали» добро всегда включает в себя ли такие ориентиры, которые соединяют людей друг с другом и с универсумом как целым. Чисто эгоистические ценности не могут быть моральным добром. Даже там, где они не связаны с материальной приземленной выгодой и полезностью, а выражаются в стремление к абсолютной творческой уникальности или в индивидуальном самоутверждении без учета других, они не могут быть признаны благими, так как, образно говоря, тяготеют к демонизму. Человек, сделавший высшей и неоспоримой ценностью собственную уникальность, никогда не уступит другим и ничем ради них не поступится, он всегда будет лелеять только свое несравненное «я». В конкретной ситуации он не будет добр, а будет неуступчив и зол, нарушая принцип безусловного благоволения.

Третий момент, который отличает пользу от добра, – это бескорыстие добра. Полезное непременно должно принести благо лично мне или группе, с которой я себя идентифицирую. Поэтому отношения полезности возмездные: я делаю кому-либо нечто полезное с расчетом на то, что получу адекватный ответ. Баш на баш. При этом я боюсь продешевить и получить меньше, чем отдал. Отданное другим благо должно тут же ко мне вернуться, потому что цель всей «операции» – стяжание полезного для себя. Это практично и рационально, это даже здорово и удобно, но это не добро.

Добро, поскольку оно не гонится за ублажением эгоистического интереса, имеет возможность быть щедрым и не требовать моментального вознаграждения. Точнее, оно вообще не требует вознаграждения, а может лишь надеяться на него. Потому настоящее добро возможно делать только при условии большого душевного богатства. Чтобы безвозмездно и щедрой рукой отдавать другим благоволение, заботу, внимание, любовь, надо все это иметь в изобилии и не бояться, что, истощившись, сам останешься без ничего. Правда, народная мудрость говорит, что тому, кто щедро делает добро, в ответ тоже многое прибывает, чем больше отдаешь – тем больше получаешь. И все-таки рассчитывать на это нельзя. Истинное добро творится без расчетов, из самой потребности изливать любовь, дарить ее миру и людям. Таким образом, будучи связаны между собой, добро и польза весьма различны.

Читайте также:  Кедровые орешки польза и вред для детей

Источник

Что такое добро? Определение и значение слова.

ДОБРО
— это всё положительное, хорошее, доброе дело, поступок, приносящий пользу. ДОБРО противоположно злу.

ДОБРО

— это положительное моральное состояние и оценка поведения (поступка) человека или общества.

В него вкладывается сугубо человеческий и социальный смысл. Добро — это всё то, что идёт на пользу сохранения рода человеческого, на воспроизводство установившегося и проверенного многовековой практикой образа социальной жизни. Это добро может осознаваться.

Доброта – проявление силы или слабости характера?

Не секрет, что некоторые люди испытывают стыд, совершая что-то хорошее. Они считают это человеческое качество старомодным, не соответствующим вызовам сегодняшнего дня, требующего деловой хватки.

Сочувствие другим, вроде бы, тормозит движение вперед – к вершинам карьеры, статусу успешного и делового человека. Но тогда почему многие успешные люди активно занимаются благотворительностью? Причем многие из них делают это анонимно?

Что такое сострадание: 5 определений, которые вас удивят

Авторы книги «О доброте» А. Филлипс и Б. Тейлор уверены: быть добрым ни в коем случае не нужно стесняться. Несмотря на то, что это, конечно, влечет за собой определенные риски.

Добрый человек теряет то, что можно назвать «толстокожестью», он более чувствителен к чужим проблемам. Но ведь и к радостям тоже. Быть добрым – это значит воспринимать жизнь более полнокровно и полноценно – во всей палитре ее красок. Это значит – быть намного смелее, потому что великодушные и благородные люди не боятся смотреть жизни в глаза, не прячут голову в песок, когда нужно протянуть руку помощи.

Добрые люди обладают душевной щедростью и силой, зная, что проблемы легче преодолевать не в одиночку, а когда рядом есть тот, кто готов помочь.

Быть добрым – это не бояться испортить свое драгоценное настроение из-за того, что увидишь чью-то боль, вникнешь в чьи-то проблемы. Это способность потратить свое время, свою жизненную энергию, эмоции на другого человека. Это значит – помочь человеку справиться с проблемами, чтобы потом увидеть его радость.

Кстати, быть добрым – не только умение сочувствовать неприятностям, но и способность искренне, без зависти разделить с кем-то его успехи и победы. А на это, увы, тоже способен не каждый.

Но что удивительно: люди, которые сами не очень добры, имеют привычку громче всех возмущаться, когда сами сталкиваются с недобрым отношением к себе. Тут уж они входят в раж и дают волю своей злости по полной программе.

1) Быть добрым — полезно для здоровья

Да-да. Именно так. Причем как для психического, так и для физического. Количество добрых поступков прямо пропорционально нашему ощущению счастья. Подобно черному шоколаду, доброта – источник выработки гормонов счастья в нашем организме – серотонина и эндорфинов.

Как стать лучше?

Перечислю бонусы, которые получает организм человека, принявшего решение культивировать в себе душевную щедрость, великодушие и доброжелательность. Это и есть жизненно важные причины, мотивирующие человека быть добрым:

О понятии «ДОБРО»

В известном детском стихотворении Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» расклад хорошего и плохого довольно ясен. Солнечная погода — хорошо, а ненастье — плохо, быть отважным — хорошо, а трусливым — плохо, нужно помогать слабым и противостоять опасности. Для малышей подобного объяснения вполне достаточно.

Согласно опросам, проведённым среди людей, которые по возрасту уже давно читают другие стихи, добро понимается ими по-разному. Вот наиболее типичные ответы: добро — это поступки, совершённые от чистого сердца; во имя высших идеалов; ради блага других людей; правильные с точки зрения окружающих; заключающие в себе максимальную пользу и минимальный вред; добро — бескорыстная помощь.

В самом общем смысле добро и зло — устойчивые представления человека (группы, сообщества, общества) о чём- то в соответствии с неким стандартом. В качестве такового могут выступать потребности, интересы, намерения,цели, идеал (как выражение высшей степени ценного или наилучшего, как выражение совершенства).

Так, одно слово «добро» обозначает и материальные блага, и моральное благо. И эта многозначность требует уточнения, прояснения. Особенно когда речь идёт о моральном (этическом)значении слова: необходимо осознавать, какой смысл вкладывает человек в понятие «добро».

Добро в этике

ДОБРО

одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе с противоположным понятием «зло» они отражают в своем содержании моральные ценности того или иного общества. В широком смысле слова «добро» и «зло» обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Они являются качественной оценкой тех отношений, которые складываются в обществе между людьми.

Первоначально представления о добре и зле складывались по мере освоения людьми предметов и явлений объективной действительности. То, что удовлетворяло потребности людей, помогало им выжить и сохранить свой род, оценивалось как добро; то, что мешало, вредило жизни

называли злом.

В условиях родового строя эти понятия не носили чисто морального характера. Ими одинаково обозначали предметы материального мира (напр., дождь, солнце

добро, гроза, засуха

зло, и т. п.), отношения между людьми, а также их физические (телесные) и духовные качества. Добро понималось, как правило, в значении понятия «благо», т. е. всего того, что служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. Постепенно процесс экономического развития привел к разрыву между материальными благами и моральными доблестями (качествами) человека, что получило закрепление в моральном сознании людей в двух различных понятиях: «благо»

то, что полезно, что удовлетворяет различные (материальные + физические + духовные) потребности человека; «добро»

как вид духовного блага; как выражение моральной ценности тех или иных событий, действий, отношений, существующих в данном обществе.

В самой общей форме «добро» стали определять как все то, что оценивается положительно, рассматривается как ценное (значимое) для жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

Как и в чем проявляется доброта

  • Уважение. Доброта выражается в проявлении терпимости и толерантности к другим. Добрый человек всегда относится ко всем уважительно, другие, соответственно, также относятся и к нему.
  • Отношения. В любых отношениях необходима доброта. Без нее не построить адекватную и доверительную связь с человеком.
  • Профессиональная деятельность. В большинстве профессий важно иметь доброе сердце. В той работе, где требуется четкость и жесткость, главное не забывать про себя и других людей.
  • Физическое здоровье. Добрые люди чувствуют себя счастливыми и спокойными, а злые наоборот. Им все не нравится, и к людям они относятся с агрессией. Из-за этого доказано, что люди с добрым сердцем лучше себя чувствуют на протяжении всех жизни, и живут они дольше.
  • Щедрость. Добрый человек не будет жадничать и/или завидовать. Важно воспитать в себе умение делиться вещами, которые вам не нужны, а другим пригодились бы.

Природа добра

В истории общества существовало много попыток определить природу (источник) добра и зла. Условно их принято делить на три группы:

Читайте также:  Как изменить мужа в свою пользу

1) теории (учения), которые связывали существование добра и зла в мире с некими абсолютами, находящимися за пределами человека и человеческого мира (бог, дьявол, законы универсума и т. п.);

2) теории, которые объясняли добродетельность или порочность людей наличием добрых или злых начал в самой природе человека («человек добр или зол от рождения, по самой своей природе (генотипу)»);

3) теории, которые связывали существование добра и зла в человеческом мире с обстоятельствами его (человека) социальной жизни.

Содержание добра

Содержание «добра» тоже объяснялось по-разному. Так, гедонизм связывал добро с удовольствиями и наслаждениями человека. Эвдемонизм представлял добро как основание человеческого счастья, т. е. добро

то, что делает человека счастливым, безмятежным, спокойным, созерцающим с философским спокойствием происходящее вокруг него. Утилитаризм, прагматизм рассматривали добро как полезность, т. е. добро есть все то, что удовлетворяет потребности конкретного человека. Однако, такое сведение добра к пользе отдельного человека (или группы людей) фактически размывает критерии между добром и злом. Для обретения неких благ и удовлетворения своих потребностей может быть весьма полезно (выгодно) кого-нибудь убить или ограбить. Это поможет достичь личной цели и получить искомое удовольствие. Однако оценить такое поведение как безусловно положительное нельзя. С моральным добром такое поведение не имеет ничего общего.

Потребности людей могут быть весьма различны. Они бывают извращенными, невротическими и т. п., и потакание им способно обернуться величайшим злом для окружающих. Поэтому, говоря о пользе как основании добра, следует всегда уточнять: «для кого полезно?» и «для кого добро?» Польза является лишь средством достижения добра.

В моральном отношении истинное добро

это то, что является добром для всех, для человечества как целого и каждого индивида. Такое добро очень абстрактно в мире, где сталкиваются потребности, желания и мнения миллиардов людей. Но идеал добра для всех

это некая регулятивная идея, нечто вроде стрелки компаса, указывающей направление движения. (Кантовский категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».)

Моментом, который отличает пользу от добра и выявляет его сущностные характеристики, является бескорыстие добра. («Истинная награда за добродетель есть сама добродетель»

И. Кант.) Истинное добро творится без расчета («ты мне

я тебе»), из самой потребности творить добро, дарить людям любовь и радость. Добро бескорыстно, поэтому отношения взаимной полезности не могут считаться добром, поскольку основаны на эгоистических интересах.

Содержание добра изменчиво, как изменчивы интересы людей и обществ. В этом смысле оно исторично и классово (в классовом обществе). Но это не означает, что оно только релятивно. Во-первых, наряду с меняющимися интересами существуют и постоянные, общечеловеческие. Например, накормить голодного, вылечить больного, приютить бездомного ребенка, вступить в борьбу со злом и т. п. всегда есть добро. Во-вторых, сделать добро не значит просто принести благо индивиду или общности, но при этом максимально возможным образом соблюсти гармонию интересов обеих сторон. Должна соблюдаться и вся совокупность интересов объекта отношения, а условием этого является бескорыстие, моральное мотивирование действия (о чем уже говорилось выше). Если благо приносится из корыстного побуждения, не ради общей пользы, а ради самого себя, то оно вполне может обернуться злом, подчас намного перевешивающим ценность этого блага. Отсюда ясно, почему так важно, чтобы люди руководствовались моральными побуждениями, стремлением делать добро, а значит, почему и в теории необходимо различать добро и благо, понимать, в чем состоит специфика добра.

Доброта — это поступки

По внешнему виду доброго человека не разглядеть. Помните: внешность бывает обманчива. Угрюмый и враждебно настроенный с первого взгляда мужчина может оказаться добрейшей души человеком, а смазливая и улыбающаяся женщина — тем ещё тираном.

Судите по поступкам и по отношению человека к этим поступкам. Ведь можно ли назвать кого-то добрым, если он делает хорошее по чьему-то напористому велению или потому что так надо? Нет. Доброта — это действия по внутреннему порыву, диктуемые совестью (кто-то называет это велением сердца, души), мгновенный отклик изнутри, искренняя отзывчивость и сострадание.

Совесть по Далю — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Бытует мнение, что проверить, добр ли человек, можно по его отношению к животным. И в этом есть правда.

О тесной связи сопереживания животным и доброты характера говорил немецкий философ Артур Шопенгауэр. Он был уверен, что не является добрым тот, кто жестоко обращается с братьями нашими меньшими.

Фото: animalsfantastic.files.wordpress.com

Добро и зло (выбор)

Добро всегда предполагает сознательный, свободный и бескорыстный выбор действия (поступка). Если человек творит доброе дело, следуя приказу, распоряжению, принуждению, или случайно, непреднамеренно совершает доброе дело, или за материальное вознаграждение, то подобное добро оказывается мнимым.

Подлинное добро

это деяние добра, это практическое, деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований. Неделание зла

еще не есть добро (добродетельность). Истинное добро всегда активно.

С помощью понятия «добро» оценивают социальную практику, поступки и моральные качества отдельных индивидов, взаимоотношения людей. В зависимости от того, что именно подвергается оценке, понятие добра приобретает форму более конкретных понятий

«добродеяние» (благодеяние), «добродетель», «доброта».

Всё значительное в мире происходит не благодаря злу и его борьбе с добром, а из-за наличия добра и зла как альтернатив человеческого выбора. Всё значимое в мире происходит благодаря свободе чело века, которая, в частности, проявляет себя и в свободе творить добро, и в свободе творить зло. «Если бы враждебность была основной движущей силой, мир давно был бы разрушен, и у меня не было бы возможности написать эту статью, а у вас её про читать», — говорил Махатма Ганди.

Добро утверждается в преодолении обособленности, разобщённости, отчуждения между людьми и в установлении между ними взаимопонимания, согласия, человечных отношений. Добро проявляется в милосердии, заботе, любви, а зло — в чёрствости, враждебности, насилии.

Определение истинного добра

Добро – это и моральное понятие, и внутренняя, духовная потребность личности. Это наивысшее проявление нравственности в рамках конкретного характера.

Добрый человек всегда стремится к улучшению мира и качества жизни всех на Земле, к справедливости, любви и красоте.

С детства нас учат творить добро и обещают, что оно вернется в трехкратном размере.

Но если личность совершает хорошие поступки не по велению сердца, а из страха быть наказанным, или из корысти, или в надежде на воздаяние, – то ее доброта считается ложной, наносной, неискренней.

Некрасиво выглядит человек, который помнит поименно всех, кому «причинил добро» и не стесняется им об этом напоминать.

Свои благочестивые поступки принято забывать так же, как подавать милостыню положено тихо, украдкой. Это не повод для гордости, хвастовства и самолюбования.

Доброте мешают равнодушие, циничность, эгоизм, мизантропия, склонность к социопатии.

Трудно творить благие дела, испытывая ненависть к людям или думая исключительно о своей персоне. Отсюда вывод – добро базируется на любви и уважении к ближнему.

Источник