Для заведования делами относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 года – в Российской империи реформа, вводившая органы местного самоуправления – земства, основанные на началах выборности, всесословности и самофинансирования.
Проводилась в соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях, утверждённым императором Александром II 01(13).01.1864 года. Разработка реформы начата в 1859 году специально созданной Комиссией о губернских и уездных учреждениях при МВД (председатель Н. А. Милютин), подготовившей в 1860 году соответствующий проект, по которому земские учреждения являлись бы частью органов местного управления, были основаны на принципах выборности и всесословности, ведали «обширным кругом местных интересов» и имели собственный бюджет. После увольнения Милютина и министра внутренних дел С. С. Ланского (1861 год) проект реформы переработан под руководством нового министра внутренних дел П. А. Валуева: земства исключены из системы административного управления и приобрели характер органов самоуправления.
Согласно Земской реформе, в 1865-1875 годах органы земского самоуправления – уездные и губернские земские собрания (распорядительные органы) и земские управы (исполнительные органы) – учреждены в 34 губерниях Европейской России, в 1875 году – в Области войска Донского (ликвидированы там в 1882 году). Выборы в уездные земства проводились от 3 уездных избирательных съездов (курий; в них могли входить лица всех вероисповеданий) – землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ, избиравшихся сельскими сходами. Право голоса на первом из них получали владельцы земли (в т. ч. и представители духовенства – держатели церковных земель) не менее определённой площади (в Московской губернии – 200 десятин, во Владимирской губернии – 250 десятин и т. д.), владельцы промышленных и торговых предприятий или др. недвижимого имущества стоимостью не ниже 15 тыс. рублей или приносившего доход не менее 6 тыс. рублей в год. Избирателями городской курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. рублей, а также владельцы недвижимой собственности стоимостью свыше 500 рублей в небольших городах, свыше 1 тыс. рублей – в средних, свыше 3 тыс. рублей – в крупных. Эта избирательная система обеспечила преобладание дворян в большинстве земств.
Земства учреждались «для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда». К их обязательным функциям относились содержание тюрем, устройство и ремонт почтовых трактов и дорог, выделение подвод для разъездов государственных чиновников и чинов полиции и пр. Необязательные функции заключались в «попечении» о народном образовании, медицине и статистике. Земства должны были существовать на средства от специальных местных сборов.
Постановления земских собраний по ряду вопросов вступали в силу после утверждения губернатором или министром внутренних дел. Губернатор утверждал постановления о приведении в действие земских смет и раскладок, о разделении дорог на губернские и уездные, об изменении направления земских дорог, о проведении выставок местного хозяйства, о временном отстранении от должности членов земских управ. Утверждению министра внутренних дел подлежали постановления о займах, превышавших сумму земских сборов за 2 года, о сборах за проезд по земским путям сообщения, об открытии ярмарок более чем на 2 недели, об их перенесении, о разделении имуществ и заведений общественного призрения, содержавшихся земствами, на губернские и уездные и др. К компетенции министра внутренних дел относилось также разрешение или назначение в случае необходимости чрезвычайных земских собраний.
Земствам запрещалось вмешательство в дела, относившиеся к компетенции иных общественных учреждений, государственных органов и органов сословного самоуправления. Однако неопределённость в разграничении хозяйственно-распорядительных вопросов, находившихся в ведении земств и администрации, приводила к конфликтам между ними. Попытки устранить эти недостатки были предприняты в 1880-е годы и привели к составлению Земского положения 1890 года.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Изначально по реформе 1864 года предполагалось создание земских учреждений для заведования «хозяйственными пользами и нуждами». Их функции были разнообразны: содержание правительственных учреждений, домов призрения ближнего, восстановление и обустройство путей сообщения, оказание экономической помощи сельскому населению. Хозяйственные и культурные функции делились на обязательные и необязательные.
В перечень обязательных были включены следующие: содержание государственных учреждений на местах, устройство дорог и мостов, поддержание водопроводов и канализации, осуществление почтовой повинности.
К числу необязательных земских мероприятий были отнесены страхование населения от пожаров, содержание медицинской части в уезде и губернии, забота о народном образовании и распространение грамотности. Перечисленные функции должны были осуществляться на средства, полученные от введённой системы земского налогообложения – сборов с недвижимости местного населения (земель, лесов, фабрик и заводов, кустарных промыслов, торговых и доходных домов). Помимо этого основного источника денежных средств, в земские бюджеты поступали и частные пожертвования граждан. И лишь с 1908 году, после принятия правительственной программы всеобщего начального образования, денежные средства стала выделять и казна.
Диаграмма расходов Ярославского губернского земства за начало ХХ века. Из фондов ГКУ ЯО ГАЯО.
Ярославское земство содержало за свой счёт больницы, школы и ремесленные училища, библиотеки и типографию. Его общие расходы, например, за 1911 год составили 2 млн. 543 тыс. руб. Из них на медицинскую помощь населению было потрачено 1 млн. 56 тыс. руб., на начальное образование – 629 тыс. руб., расходы же на содержание структур управления составили лишь 83 тыс. руб.
После Февральской революции 1917 года произошел короткий расцвет земств как управленческих структур на местах. Распоряжением Временного правительства управление в земских губерниях возлагалось на председателей губернских и уездных земских управ в качестве комиссаров правительства – земства получили политическую власть. После III Всероссийского съезда советов (январь 1918 года) все постановления власти были направлены на создание единообразной системы управления в форме советов. В апреле 1918 года система земского самоуправления окончательно перестала существовать.
Крестьянские хозяйства
В последнее десятилетие XIX – начале XX века особенно пристальное внимание земских учреждений уделялось агрономическим мероприятиям: организации складов сельскохозяйственных орудий и семян, распространению сортовых посевных материалов, борьбе с вредителями сельского хозяйства и с неурожаями, развитию животноводства, распространению правильного травосеяния (луговодства), организации пчеловодства, созданию сельскохозяйственных артерий, развитию различных форм кредитования и т. д. Курируя эти направления, земские органы оказывали необходимую поддержку и развивали основные отрасли крестьянского хозяйства.
Мосты и тракты
Мост через реку Устье на Московско-Ярославском шоссе, построенный силами ярославских земских учреждений.Фото начала ХХ в.Из фондов ГКУ ЯО ГАЯО.
Дорожное строительство местное земство рассматривало, как одно из важных направлений своей деятельности, предпринимая системные и планомерные меры для его развития. За время 1900-1917 годов проведены ремонтно-строительные работы ряда основных трактов, совершено замощение камнем грунтовых участков дорог, введено в эксплуатацию значительно количество новых мостов, дамб, гатей и т.д. Это позволило во второй половине XIX – начале XX века создать из отдельных, мало связанных путей сообщения, стройную сеть местных дорог, способствовавшую развитию промышленного сектора, промыслов и сельского хозяйства Ярославского региона.
Почтовая повинность
В 1865 году в Ярославской губернии была организована сельская земская почта для пересылки корреспонденции внутри уездов, а также для обмена корреспонденцией с государственной почтовой службой.
Государственная почта действовала параллельно, но она опиралась лишь на губернские города и уездные центры. Земские управы взяли на себя заботу о доставке писем, бандеролей и денежных переводов во все места за пределами 15-вёрстного пространства.
Земская почта – явление прогрессивное. В целом она объективно способствовала приобщению сельского населения к экономическим, общественным и культурным процессам, происходящим в стране, несла информацию в самые глухие уголки уездов.
Все земства Ярославской губернии доставляли почту бесплатно, хотя дело это было недешевым.
Мологская сельскохозяйственная выставка. Август 1912 г. Из фондов Рыбинского ГИАХМЗ
Авторы: Е. М. Петровичева
ЗЕ́МСКАЯ РЕФО́РМА 1864, в Рос. империи реформа, вводившая органы местного самоуправления – земства, основанные на началах выборности, всесословности и самофинансирования. Проводилась в соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях, утверждённым имп. Александром II 1(13).1.1864. Разработка реформы начата в 1859 специально созданной Комиссией о губернских и уездных учреждениях при МВД (пред. Н. А. Милютин), подготовившей в 1860 соответствующий проект, по которому земские учреждения являлись бы частью органов местного управления, были основаны на принципах выборности и всесословности, ведали «обширным кругом местных интересов» и имели собств. бюджет. После увольнения Милютина и министра внутр. дел С. С. Ланского (1861) проект реформы переработан под рук. нового мин. внутр. дел П. А. Валуева: земства исключены из системы адм. управления и приобрели характер органов самоуправления.
Согласно З. р., в 1865–75 органы земского самоуправления – уездные и губернские земские собрания (распорядит. органы) и земские управы (исполнит. органы) – учреждены в 34 губерниях Европ. России, в 1875 – в Области войска Донского (ликвидированы там в 1882). Выборы в уездные земства проводились от 3 уездных избират. съездов (курий; в них могли входить лица всех вероисповеданий) – землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ, избиравшихся сельскими сходами. Право голоса на первом из них получали владельцы земли (в т. ч. и представители духовенства – держатели церковных земель) не менее определённой площади (в Моск. губ. – 200 дес., во Владимирской губ. – 250 дес. и т. д.), владельцы пром. и торговых предприятий или др. недвижимого имущества стоимостью не ниже 15 тыс. руб. или приносившего доход не менее 6 тыс. руб. в год. Избирателями гор. курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности стоимостью св. 500 руб. в небольших городах, св. 1 тыс. руб. – в средних, св. 3 тыс. руб. – в крупных. Эта избират. система обеспечила преобладание дворян в большинстве земств.
Земства учреждались «для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда». К их обязательным функциям относились содержание тюрем, устройство и ремонт почтовых трактов и дорог, выделение подвод для разъездов гос. чиновников и чинов полиции и пр. Необязательные функции заключались в «попечении» о нар. образовании, медицине и статистике. Земства должны были существовать на средства от специальных местных сборов.
Постановления земских собраний по ряду вопросов вступали в силу после утверждения губернатором или министром внутр. дел. Губернатор утверждал постановления о приведении в действие земских смет и раскладок, о разделении дорог на губернские и уездные, об изменении направления земских дорог, о проведении выставок местного хозяйства, о врем. отстранении от должности членов земских управ. Утверждению министра внутр. дел подлежали постановления о займах, превышавших сумму земских сборов за 2 года, о сборах за проезд по земским путям сообщения, об открытии ярмарок более чем на 2 нед, об их перенесении, о разделении имуществ и заведений обществ. призрения, содержавшихся земствами, на губернские и уездные и др. К компетенции министра внутр. дел относилось также разрешение или назначение в случае необходимости чрезвычайных земских собраний.
Земствам запрещалось вмешательство в дела, относившиеся к компетенции иных обществ. учреждений, гос. органов и органов сословного самоуправления. Однако неопределённость в разграничении хозяйств.-распорядительных вопросов, находившихся в ведении земств и администрации, приводила к конфликтам между ними. Попытки устранить эти недостатки были предприняты в 1880-е гг. и привели к составлению Земского положения 1890.
1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим Положением.
2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:
I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями а прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.
V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.
VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
VIII. Содействие к предупреждению падежа скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений…
IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений и участие в делах о почтовой повинности.
Х. Раскладка… государственных денежных сборов…
XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование… местных сборов, для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда.
ХII. Представление… высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд … и ходатайство по сим предметам…(…)
3. Круг действий земских учреждений ограничивается пределами губернии или уезда, каждому из сих учреждений подведомственных.(…)
7. Земские учреждения… не могут выходить из круга указанных им дел…
8. Земские учреждения подвергаются законной ответственности… за превышение власти…
9. Начальникам губерний иметь право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам.(…)
Гл. II – Состав земских учреждений
12. Земские учреждения разделяются… на уездные и губернские.
13. Уездные земские учреждения суть: Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа.
14. Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами.(…)
17. Не могут участвовать в избирательных съездах: а)лица моложе 25 лет; б)лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опороченныя по суду или общественному приговору и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России.(…)
30. Съезды для избрания Уездных Гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды.(…)
38. Гласные избираются на три года, в сроки, назначаемые Министром Внутренних Дел…
39. Гласным никаких служебных преимуществ не присвояется и содержания не полагается.(…)
43. В Уездном Земском Собрании председательствует Уездный Предводитель Дворянства.(…)
49. Назначение содержания Председателю и членам Уездной Управы зависит от Уездного Земского Собрания.
50. Губернские земские учреждения суть: Губернское Земское Собрание и Губернская Земская Управа.
51. Губернское Земское Собрание составляется из Гласных, избираемых Уездными Земскими Собраниями на три года.(…)
53. В Губернском Земском Собрании… председательствует Губернский Предводитель Дворянства.(…)
56. (…) Избранный Земским Собранием Председатель Губернской Управы утверждается в должности министром Внутренних Дел.(…)
57. Назначение содержания Председателю и членам Губернской Управы зависит от Губернского Земскаго Собрания.(…)
Гл. III – Предметы ведомства и пределы власти
65. В круге обязанностей, возлагаемых на земския учреждения… принадлежат: Земским Собраниям – распорядительная власть и общий надзор за ходом дела, а Земским Управам – как распоряжения исполнительныя, так и вообще ближайшее заведывание земскими делами.(…)
ПСЗ. Т. 39. – С. 1 – 10.
Документ № 3
Из «Городового положения»
(16 июня 1870 г.)
Действующие ныне узаконения о городском общественном устройстве и хозяйстве, обязанные своим началом Прародительнице Нашей Императрице Екатерине II-й, были в эпоху своего издания вполне применимы как к понятиям времени, так и к тогдашним потребностям городского общежития. Но после изменений, совершившихся, на пространстве целого почти столетия… узаконения сии, утратив свою современность, потребовали коренного обновления.(…)
Гл. I – Общие положения
1. Попечение и распоряжения по городскому хозяйству и благоустройству предоставляются городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением – Губернатору…
2. К предметам ведомства городского общественного управления принадлежат:
а) дела по устройству сего управления и по городскому хозяйству…
б) дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устроении города, согласно утвержденному плану; заведывание… устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров, городских общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, а ровно и освещением города;
в) дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение… об охранении народного здравия, о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений;
г) устройство за счет города благотворительных заведений и больниц и заведывание ими… а также устройство театров, библиотек, музеев и других подобного рода учреждений;
д) представление Правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных нужд и польз города, и ходатайства по сим предметам…(…)
4. Круг действий городского общественного управления ограничивается пределами города и отведенных ему земель.(…)
9. Городское общественное управление, в постановлениях и распоряжениях своих, не может выходить из круга указанных ему дел.(…)
10. Городское общественное управление подвергается ответственности… за всякие вообще действия, противные существующим законам.(…)