Для родителей о пользе чтения
Консультация для родителей
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
(М. Горький) Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Пока он ещё совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг.
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.
Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте.
Ещё несколько лет назад родители с трудом могли приобрести нужную книгу в магазине. Сейчас всё обстоит иначе: прилавки переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие папы, мамы, бабушки и дедушки вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась ему.
На что необходимо обратить внимание, покупая литературную новинку своему малышу?
Конечно же, книга должна соответствовать возрасту ребёнка, чтобы заинтересовать его. Желательно, чтобы сюжет её был простым, с чёткой последовательностью событий. Часто дети сами хотят «почитать» книгу: они её листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на то,прочные ли страницы и обложка. Книжки с объёмными, выдвигающимися частями картинки не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша ещё не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, должен быть достаточно тонким, предназначенным для более деликатного обращения.
По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.
С какими иллюстрациями следует покупать детям книжки:
с высоко -художественными, выполненные известными художниками, или с примитивными, доступными маленькому ребёнку. Некоторые родители стремятся с раннего возраста привить ребёнку интерес к искусству и выбирают книги с иллюстрациями известных художников. Другие, читая книги, главным образом стремятся расширить познания малыша и развить его речь. В этом случае книги выбираются по содержанию, а иллюстрациям уделяют не такое пристальное внимание. На наш взгляд, есть только одно пожелание родителям: иллюстрации должны быть понятны ребёнку, изображения должны быть похожи на реальные предметы.
Требования к иллюстрациям в произведениях для малышей:
ясность, простота и выразительность. Картинки в книге для маленьких по необходимости должны быть цветными. Ребёнку легче разобраться в цветном рисунке: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа.
В библиотеке ребёнка хорошо иметь книги разных жанров: рассказы, авторские и народные сказки, стихи, потешки, считалочки.
Несколько слов о сказках и их воздействии на детские умы и сердца. При всей прелести и значимости этот жанр литературного произведения требует пристального внимания к нему. Отбирая сказки для детского чтения, взрослые должны подумать над тем, как волшебный сюжет может повлиять на ребёнка, какие чувства вызвать. Так, нельзя читать малышу на ночь произведения, будоражащие психику, воображение, эпизоды из которых вызывают ужас даже у взрослого: (про бабу ягу, кощея и т.д.) Очевидно, что подобные тексты вряд ли обеспечат вашему чаду спокойный сон, даже при условии, что зло в сказке всегда наказано.
Когда книга уже куплена, перед взрослыми встаёт вопрос: как познакомить с ней ребёнка, чтобы у него возник интерес к чтению? Так, один малыш может подолгу сидеть с мамой и внимательно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители берут в руки книгу.
Причинами такого «прохладного» отношения к книгам являются:
1) причины кроются в выбранной книге: она может не соответствовать возрасту ребёнка, содержать недостаточно иллюстраций или иллюстраций непонятных малышу и т.д.;
2) причины, связанные с тем, кто озвучивает книжку: взрослые могут читать слишком быстро или медленно, очень долго или, например, невыразительно;
3) причины, связанные с самим ребёнком: он может быть уставшим, неважно себя чувствовать или хочет заняться чем-то другим в данный момент времени. Возможно, малыш планировал построить гараж или заняться ремонтом своего автопарка, а вы отвлекаете его настойчивыми призывами сесть и почитать.
Все перечисленные случаи, очевидно, и многие другие, могут вызвать не интерес к чтению, а только сопротивление вашего сына или дочери.
Этапы ознакомления с книгой:
Малышу сначала стоит показать книгу, полистать её, обратить внимание на некоторые картинки. Пусть он сам полистает страницы. Может быть до определённой поры это будет единственно приемлемый для него способ общения с книгой. Только тогда, когда ребёнок освоит эту операцию (или параллельно с её освоением), взрослый может привлекать внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено и показывая её: «Вот зайчик. Зайчик». Если ребёнка заинтересует это, следует фиксировать его внимание уже на деталях изображения: «Зайчик. Смотри, какой хвостик маленький».
В том случае, если ребёнок уже получает удовольствие от подобно совместного «чтения», родители могут перейти к краткому пересказыванию текста книжки, называя и показывая при этом героев и предметы на картинках (если ребёнок уже говорит, попросите его повторить название картинки). Рассказ взрослого не должен быть чрезмерно длинным, содержащим сложные предложения и обороты речи.
В след за этим этапом знакомства с книгой возможен переход и к более сложным пересказам сюжета, и собственно к чтению, когда ребёнку прочитывается весь текст, написанный под картинкой. Важно следить за реакцией юного слушателя. Как только вы заметите признаки утомления, переключите малыша на другой вид деятельности, а к чтению можно будет вернуться позже. Тогда у вашего чада не сформируется негативного отношения к этому интересному и полезному занятию.
Многие родители недооценивают возможности литературных произведений. Книги помогают в решении проблем в поведении детей (детская агрессивность, замкнутость, нежелание идти в детский сад и т. д.)
Через чтение книг дети познают мир, развивается у детей речь, мышление, память.
ирина попелюх
Консультация для родителей «О пользе чтения книг»
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться как-то исправить положение вещей. Задача взрослого – открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать книги для чтения.Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в старшем возрасте.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое, с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка-бурка», «Царевна – лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.
Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство.
Как читать:
В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
Показывайте картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
Не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела, разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и вам, и вашему ребенку.
Как только книга надоест ребёнку, прекратите чтение отложите ее на денек.
Вагина Наталья
Консультация для родителей «О пользе семейного чтения»
О пользе семейного чтения
детского чтения начинаются, как известно, со взрослых. «Вечно занятым» родителям, проще включить ребёнку телевизор или компьютерную игру, чем сесть с ним рядом и почитать книжку. Хотя бы потому, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая, с мытьём посуды или любимым сериалом.
Исследования показывают, что средний взрослый в России тратит на просмотр телепередач 3 часа в день, средний, работающий – два! Умножим на 7 дней. Минимум 14 часов в неделю – полный день от подъёма до отбоя. А потом мы говорим, что нет времени читать детям. И жалуемся, что дети не слушаются, не управляемые, все больше «уходят» в компьютер. Если вдуматься, все эти проблемы во многом результат именно этого. Дети ищут компенсацию недостатку общения.
А ведь чтение вместе – это и есть общение. И нужно-то на него 20 минут в день. Традиция семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания и ценностей. И не надо думать, что она уйдет в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации.
Семейное чтение – это не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший, на мой взгляд, способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное; это и совместная читательская деятельность в условиях творческого общения ребенка с родителями, направленная на нравственно – эстетическое развитие личности.
Как правило, под семейным чтением подразумевают общее или только взрослыми для детей чтение вслух.
Важность чтения вслух состоит не только в том, что ребёнок, не умеющий читать, приобщается главным образом к книге, так же процесс чтения вслух содержит в себе очень важные для развития ребёнка моменты совместного действия, сопереживания, стимулирует эмоциональное, интеллектуальное, физическое и социальное развитие.
Чтение вслух стимулирует эмоциональное развитие.
Повышает уважение к себе.
Вырабатывает мотивацию поступков.
Стимулирует воображение.
Дает возможность отдохнуть.
Чтение вслух стимулирует интеллектуальное развитие.
Увеличивает запас слов.
Увеличивает время, в течение которого удерживается внимание ребенка.
Улучшает его восприятие (умение понимать).
Чтение вслух стимулирует физическое развитие.
Переворачивание страниц способствует развитию двигательной координации, навыка сложных движений.
Рассматривание картинок улучшает зрительные навыки.
Слушание обостряет навыки аудирования (процесс слушания и понимания текста на слух).
Чтение вслух стимулирует социальное развитие.
Время проводится в контакте с ребенком.
Члены семьи привыкают к ролевому моделированию.
Читающий узнает интересы другого.
Повышается уверенность в себе.
Семейное чтение становится важной частью домашнего уклада, когда оно превращено в ритуал. Например, читают вслух, когда уже все собрались после рабочего дня, после ужина или перед сном. Хорошо, если к этому времени у ребёнка закончены все текущие дела (уборка игрушек, умывание и т. п.). В предвкушении чтения и эти дела, которые часто вызывают проблемы, пройдут легче. Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания.Не стоит говорить: «Уберёшь игрушки – почитаю». Лучше предположить, что они и так будут убраны, но «чем быстрее ты уберешь игрушки, тем больше мы успеем прочитать».
Организация чтения дома
Найдите спокойное место.
Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.
Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.
Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.
Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребенка или настроения взрослых в течение дня, иначе пропадает интерес к чтению, так как процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит не вечером, а среди дня, то очень важно, чтобы это было не в суете одновременно с домашними делами,а как специальное дело: сидя рядом, не отвлекаясь на телефон и другие разговоры. Такое чтение формирует взаимопонимание детей и взрослых. После первых сказок и коротких рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие на много дней.
Для родителей «ДА»
Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).
Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).
Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.
Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.
Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.
Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.
Дарите ребёнку книги.
Поощряйте ребёнка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.
«НЕТ»
Не заставляйте читать насильно.
Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.
Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.
Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.
Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.
Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.
Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения – читать «что-то» лучше, чем ничего не читать.
Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами.
Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для ребенка нелёгкую работу, и он еще долго не сможет получать удовольствия от сюжетных ходов и языка книги, будучи поглощённым самим процессом чтения.
Во-вторых, и в-главных, семейное чтение – важнейший момент общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития дошкольников тактильные ощущения столь же важны, как и другие, а так же сопереживание, и обсуждение.
Читайте с ребенком, читайте ребенку, слушайте, как читает ребенок – и вы удивитесь, какой интересный мир откроется вам, и каким интересным собеседником растет ваш малыш.
Как выбрать хорошую книгу для ребенка?
Обратите внимание на то, что книга для детей должна не только развивать, но, по возможности, воспитывать и давать знания. Для того, чтобы она всегда была интересна ребенку,в ней должны присутствовать:
— занимательность повествования (а это быстрая смена событий, сюжета, использование юмора);
— предметные и зримые художественные образы (то есть, чтобы ребенок легко мог представить себе то, о чем читает);
— богатый, точный, эмоциональный язык (ясный, понятный, НО! обязательно литературный, без детского лепета);
— лиризм повествования (то есть книга должна вызывать эмоции, чувства);
— и, желательно, ярко выраженное отношение автора к событиям и героям.
Если в книге все это есть, то вы сделали правильный выбор! Кроме того, если вы уже слышали об авторе и знаете, что он ЛЮБИТ детей — это во многом определяет то, как будет написана его книга.
Теперь вы знаете, как выбирать хорошую книгу для своего ребенка! А значит, вы всегда будете выбирать и покупать ему только хорошие книги. Поздравляю!
Книга лучший подарок!
Если вы не знаете, что подарить ребенку на праздник, будь то День Рождения или Новый год,то осмелюсь вам посоветовать: подарите ему книгу!Каждый из нас слышал такое изречение: «Книга — лучший подарок!»
Пусть это будет книга, которая подарит ребенку знания, разовьет его любопытство. Пусть это будет книга, которая полезна ребенку!
Наверняка не раз вы слышали истории о том, как кто-то купил детское издание, а оно оказалось пустым и бесполезным. И ребенок полистал его и бросил. Такого не должно быть! Ведь правильно подобранная книга может дать ребенку многое, с ее помощью можно воспитывать ребенка, увлекать в путешествия, обучать чему-то и развивать.
Купить книгу в подарок
Если ребенок не любит читать или вам хочется сделать оригинальный подарок, подарите ему книгу про самого себя! Любому ребенку будет интересно читать про себя. Любой ребенок обрадуется такому подарку! И, возможно, впоследствии это подтолкнет его к чтению других книг и разовьет его читательскую любознательность. А представьте себе, с какой гордостью и с какой радостью он будет показывать эту книгу своим друзьям! Ведь она написана про него! И написана очень интересно!
Желаете подарить ребенку издание про него с яркими декорациями и подходящим текстом? Таких предложений очень немало. Ищите и находите идеальную книгу для своего ребенка!