Для пользы общества коль радостно трудится

Для пользы общества коль радостно трудится thumbnail

Распечатать

НА ВСЕРАДОСТНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ
О ПРЕВОСХОДСТВЕ НОВОИЗОБРЕТЕННОЙ АРТИЛЛЕРИИ
ПРЕД СТАРОЮ
ГЕНЕРАЛОМ ФЕЛДЦЕЙГМЕЙСТЕРОМ И КАВАЛЕРОМ
ГРАФОМ ПЕТРОМ ИВАНОВИЧЕМ ШУВАЛОВЫМ

Для пользы общества коль радостно трудиться,
От зависти притом коль скучно борониться,
Ты в исправлении гранад, доходов, прав
Сам делом испытал, трудолюбивый граф!
То ж чувствуют в себе рачители и други,
Которы чтут в тебе к Отечеству заслуги.
Стараться о добре, коль дозволяет мочь,
День в пользе провождать и без покоя ночь,
И слышать о себе недоброхотны речи,
Не легче, как стоять против кровавой сечи.
Кто оны победит, тот подлинно герой.
Всем должно поставлять в пример поступок твой.
Рачениям твоим споспешник сам содетель,
И правде в свете их монархиня свидетель.
Нам слава, страх врагам в полках твои огни;
Как прежде, так и впредь, пали, рази, гони!
Велико дело есть повелевать полками,
Торжественно стоять противных над телами
И слышать радостный победоносцев клик,
Презрев с ним смешанный и стон и плач велик;
Стремиться к будущей и брани, и победе,
И тем упорство всё искоренить в соседе;
Покой Отечеству со славой принести,
Дабы могло потом в безмолвии цвести.
Великой похвалы и тот в войне достоен,
Кто мыслью со врагом сражается спокоен;
Спокоен брань ведет искусством хитрых рук,
Готовя страх врагам и смертоносный звук.
Не может без того ни мужество геройско,
Ни твердостию сил бесчисленное войско
Против упорного противника стоять.
Тут нужда требует гром громом отражать,
Чтоб прежде мы, не нас противны досягали,
И мы бы их полки на части раздробляли;
И пламень бы врагов в скоропостижный час
От росской армии не разродясь погас.
Итак, что вымыслом один изобретает,
С разумной храбростью другой употребляет,
Похвальны обоих в сем подвиге труды
Нам мира принесут желанные плоды.
Уже весну ведет к нам светлый предводитель,
И ждет вселенная, кто будет победитель.
Там Варта с Одрою струи свои крутит
И кажет влажности огней ужасный вид,
Что яростно при них из русских рук звучали
И так их кровию противников сгущали.
Секвана и Дунай подъемлют вверьх главы,
Чтоб слышать гром и стук исшедших от Невы.
Там Одра, Темза, Рен кровавы движут волны;
Мутятся во брегах с надеждой, страха полны.
Все ждут, в который край надежда полетит.
Мне весь Парнас сказал: «Туда полком стоит
С Елисаветой бог и храбрость генералов,
Российска грудь, твои орудия, Шувалов».[1]

Вторая половина февраля 1760

[1]На всерадостное объявление о превосходстве новоизобретенной артиллерии предстарою. Соч. 1778. Кн. 2. Вероятно, имеется в виду проведенное 28-31 января 1760 г. в Мариенведере испытание артиллерийского оружия, старого и «новоизобретенного». Русские «инвенторы» (изобретатели), артиллеристы и литейщики, прилежно разрабатывали новые типы орудий. Например, в 1744 г. «по инвенции» токаря Петра Великого Андрея Нартова была отлита медная пушка «без сверления». С 1756 г., после вступления в должность генерал-фельдцейхмейстера П. И. Шувалова, эта работа была продолжена с большим успехом. Были созданы новые типы орудий, изобретение которых приписывалось П. П. Шувалову: «секретная» гаубица (1753), стрелявшая картечью, которая, благодаря эллиптическому очертанию канала, наносила значительное поражение (при орудиях находилась особая команда, приносившая присягу о сохранении тайны), «близнята» и наконец знаменитые «шуваловские
единороги» — длинные гаубицы с коническими каморами. Эти эффективные усовершенствования обеспечили превосходство русской артиллерии в Семилетней войне, в том числе разгром войск Фридриха II под Кунерсдорфом.
Варта — приток Дуная.
Секвана и Дунай — намек на союзников России в этой войне, Францию и Австрию.
Там Одра, Темза, Рен кровавы движут волны — намек на Пруссию и ее союзницу Англию. Рен — Рейн.

Год написания: 1760

Источник

Еще дореволюционные исследователи творчества Ломоносова обратили внимание, что у него «мы не найдем произведений, посвященных вопросам об отношении человека к богу, к земной жизни, к смерти, к греху, к спасению,— вопросов, неизбежно возникающих, при религиозном отношении к жизни. Мысли Ломоносова не были направлены в сторону религии, и вопросы только религиозные не имели для него интереса» (29, 38). В. Тукалевский признавал, что он не смог найти у Ломоносова слов о бессмертии души (96, 31). В переводе из Горация воспевается бессмертие, но достигаемое благодаря творчеству.

Однако творец как гарант, что разумная человеческая деятельность действительно сродни благу, что верх не возьмет хаос мрака, зла и насилия, нужен был Ломоносову. В философской поэзии — «Утреннем» и «Вечернем» размышлениях, «Оде, выбранной из Иова», переложениях псалмов — он ищет доводы в пользу существования всеблагого создателя.

В стихах, переведенных с латыни и являющихся свободной обработкой первых строк сатиры Клавдиана «Против Руфина», читаем:

Я долго размышлял и долго был в сомненье,

Что есть ли на землю от высоты смотренье;

Или по слепоте без ряду все течет,

И промыслу с небес во всей вселенной нет.

Однако, посмотрев светил небесных стройность,

Земли, морей и рек доброту и пристойность,

Премену дней, ночей, явления луны,

Признал, что божеской мы силой созданы

(3, 8, 695).

У Клавдиана сомнения разрешаются с падением Руфина, которое является подтверждением, что зло не всесильно, оно наказуемо. В переводе Ломоносова аргументация изменена: не единичный факт, а величие и гармония вселенной позволяют надеяться, что благостный творец существует.

К признанию бога не путем откровения, не опираясь на учение церкви, а наблюдая могущество и совершенство природы призывала естественная религия, распространенная во времена просветительского вольномыслия. Представления естественной религии находились в тесной связи с деистическими и сенсуалистическими теориями. Воззрения Ломоносова похожи на идеи естественной религии, но между ними есть и различия. С понятием бога он чаще всего обращается как с ценностно-этической категорией; религия нужна в сфере не естества, а нравственности. Нельзя не согласиться с суждением А. Попова, что Ломоносов в конечном итоге оставлял «за Св. Писанием только значение нравственного руководства жизни» (80, 8).

Интересную трактовку «Оды, выбранной из Иова» предложил Ю. Лотман, считающий это произведение своеобразной теодицией, потребность в которой в ту пору была велика. Расшатывание средневековых устоев сознания происходило с большими осложнениями. В европейской культуре Ренессанса, барокко «неожиданным побочным продуктом вольнодумства явился рост влияния предрассудков на самые просвещенные умы и бурное развитие культа дьявола» (60, 253). Страх перед силами зла, вырывающимися на свободу и поглощающими мир, стойко держался на протяжении XVI—XVII столетий.

Читайте также:  Много пользы и при этом не

В России нововведения встречали с не меньшим опасением; среди старообрядцев не было сомнений, что антихрист уже народился и конец света близок. «Оду, выбранную из Иова» следует поставить «в ряд произведений, направленных против страха перед властью сил зла над миром» (60, 260), она рисует мир, в котором творец «все на пользу нашу строит» (3, 8, 392).

Выбор для перевода библейских псалмов нередко определялся переживаниями Ломоносова, которые вызывались невзгодами его собственного существования. Отзвуки борьбы с иноземным засильем в русской науке слышны в переложении псалма 143:

Меня объял чужой народ,

В пучине я погряз глубокой

(3, 8, 114).

Он не раз убеждался в том, как трудно найти поддержку своим начинаниям, что помощь меценатов ненадежна:

Никто не уповай вовеки

На тщетну власть Князей земных…

(3, 8, 185).

Приходилось надежды возлагать на справедливость создателя.

В переложении псалма 143 Ломоносов существенно меняет суть последней строфы оригинала, в которой речь идет о блаженстве тех, у кого «Господь есть Бог», т. е. познавших истинное блаженство через веру в бога. Как замечает В. Дороватовская, у Ломоносова блаженство людей «заключается не в вере, как таковой, а в том, что бог покровительствует им, защищает их…» (29, 40).

Но те светлее веселятся,

Ни бурь, ни громов не боятся,

Которым Вышний сам покров

(3, 8, 116).

Творец существен и важен как абсолютное выражение высших ценностных и нравственных критериев.

«Утреннее размышление о Божием Величестве», «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», переводы из Библии убеждали в том, что новые идеи и воззрения послужат добру, а не злу, что новый мир включен в систему установлений, данных всеблагим творцом. Ощущение гарантии блага поддерживало самого Ломоносова, разрабатывающего мировоззрение, согласно которому активная человеческая деятельность, основанная на неограниченных возможностях разума, науки, приведет человечество к процветанию.

Ломоносову многое надо было сказать современникам о сложных проблемах человеческого бытия. Поэтическое слово, доступное довольно широкому кругу читателей, было призвано содействовать радикальному изменению общественного сознания. Он осознавал свою миссию.

Кредо его поэтического творчества изложено в «Разговоре с Анакреонтом». «Разговор» построен таким образом, что после каждого из четырех стихотворений, взятых из Анакреонта, вернее, его подражателей эпохи эллинизма — в XVIII в. пользовалась популярностью псевдоанакреонтическая лирика,— следовал ответ Ломоносова. Предмет беседы — чему следует посвятить поэзию, жизнь. Анакреонт в поэзии выбирает тему любви; Ломоносова тоже привлекает любовь, но он останавливает свой выбор на героях. В жизни Анакреонт выступает поклонником гедонизма, индивидуалистического евдемонизма. Ломоносов принимает эту позицию с пониманием, даже с некоторым сочувствием. Оппонентом Анакреонта является Катон, посвятивший свою жизнь республике. Преобразовательная деятельность Катона не увенчалась успехом: «…его угрюмством в Рим не возвращен покой» (3, 8, 764). Но дело не только в том, что в данном случае успех не достигнут. Путь гражданственности, служения обществу вообще не усыпан розами, в чем Ломоносов убедился на собственном опыте:

Для пользы общества коль радостно трудиться,

От зависти притом коль скучно борониться…

(3, 8, 671).

К «Разговору» по времени их создания примыкают «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для Академии, быв много раз прежде за тем же», посвященные беспечной жизни кузнечика:

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,

Коль больше пред людьми ты щастьем одарен!

Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен;

Что видишь, все твое; везде в своем дому;

Не просишь ни о чем, не должен ни кому

(3, 8, 736).

Поэт не берется предписывать другим тот или иной образ жизни, он не отдает безусловного предпочтения ни Катону, ни Анакреонту:

Источник

“На пользу общества, коль радостно трудиться…”

Яшина Надежда Ильинична

учитель биологии и химии

МОУ «Кушелгинская ООШ»

 Яльчикский район,Чувашская Республика

«Удовольствие – пролетит, оно себе, труд оставит след долгой

 радости – оно другим. Учение – себе, плод учения – другим.

Другого смысла нет в ученье, иначе его не надо было. Сами трудясь,

вы сделаете все и для близких и для себя, а если при труде успеха не

 будет, будет неудача – не беда, попробуйте еще, сохраните спокойствие,

 то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и

 нужных другим. Иного завета, лучшего дать не могу.

 С ним живите, его завещайте».

                         Из заветов Д. И. Менделеева.

Задачи.

Образовательные:

  • расширить знания учащихся по истории русской классической науки,
  • познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью Д. И. Менделеева;
  • подчеркнуть значение его работ в развитии химии.

Развивающие:

  • развивать умение работать с научно-популярной литературой, систематизировать материал;
  • развивать умение работать в группе.

Воспитательные:

  • развивать желание учиться активно;
  • развивать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки;
  • развивать любовь к химии и научным исследованиям;
  • создание атмосферы творчества, радости постижения истины, углубления в тайны мира.

Оборудование и вспомогательные материалы:

  • Портрет Д. И. Менделеева
  • Высказывание Менделеева: «Сами, трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда – попробуй ещё.»
  • Физическая карта мира (на ней флажки – именем Менделеева названы…)
  • Выставка книг, посвященная Д. И. Менделееву (см. литература)
  • Любимая музыка Д. Менделеева «Рондо» – В. А. Моцарт
  • Картины: А. И. Куинджи «Ночь на Днепре», И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
  • Слайды к уроку.

Ход работы. (Учащиеся 11 класса за две недели до урока получают групповые задания по разным проблемам, посвященным жизни и деятельности Д. И. Менделеев. Ученики 9 и 10 класса должны узнать интересные факты из жизни ученого.  Урок  проводится для учащихся 9 или 10 класса. Класс до начала урока делится на 4-5 команд,  в зависимости от количества учащихся в классе.) В разные моменты урока звучит музыка В. А. Моцарта «Рондо».

Читайте также:  Зверобой лечебные свойства и польза

  Учитель.    Мир сложен.

                      Он полон событий, сомнений,

                       И тайн бесконечных, и смелых догадок,

                       Как чудо Природы, является гений

                       И в хаосе этом находит порядок.

    Кого вы можете назвать гением в области химии по наведению порядка среди химических элементов?

  Появляются 1 и 2 слайды

 Дорогие ребята, сегодняшний наш урок посвящается предстоящему юбилею великого русского ученого-естествоиспытателя Д. И. Менделеева. Сегодня на уроке мы кратко познакомимся с биографией этого знаменитого человека, вспомним основные «четыре предмета», которые, как считал Д. И. Менделеев, сделали его имя известным. Сначала мы с вами послушаем коротко о семье и родителях  Дмитрия Ивановича.

  Ученик Д. И. Менделеев родился 8 февраля 1834г. в Тобольске, в семье директора Тобольской гимназии Ивана  Павловича Менделеева последышем, семнадцатым ребенком. Но ко времени его рождения в семье Менделеевых из детей остались в живых два брата и пять сестер. Восемь детей умерли еще в младенчестве. В год рождения Дмитрия, в возрасте 51 года отец ослеп и вынужден был перейти на скудную пенсию. Воспитание детей и все материальные заботы о многочисленной семье легли на плечи матери, Марии Дмитриевны, дочери купца Д. В. Корнильева. Мария Дмитриевна, энергичная и умная женщина, взяла на себя управление стекольной фабрикой своего брата. Дмитрию было 13 лет, когда отец скончался, а  в 1850 г., спустя 4 месяца после его поступления в институт умерла и мать.

    Вопрос к командам. Откуда произошла фамилия Менделеев?  (Ответ: Фамилию нередко давали учителя духовного училища. Фамилия была дана отцу – Ивану Павловичу, когда он что-то выменял. Учитель по созвучию «мену делать» и вписал его в список учеников под фамилией Менделеев.)

    Учитель Теперь мы узнаем о том, в каких учебных заведениях учился Дмитрий Иванович.

    Ученик В 1841 году, в возрасте 7 лет, Дмитрий Иванович начал учебу в Тобольской гимназии, который закончил в 1849 году.  Д. И. Менделеев мечтал стать врачом и подал документы в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше: первого же испытания – посещения анатомического театра – он не выдержал. От медицинской карьеры пришлось отказаться. Мать подсказала другой путь – стать учителем. И в 1850 г. имя Менделеева появилась в списке студентов физико-математического факультета  Главного педагогического института (Петербург). В 1855 г. Менделеев окончил институт с золотой медалью.

  Вопрос к командам. Что такое «Менделеевские среды»?

  Учитель. В Боблове, на “Менделеевских средах” много спорили о науке, литературе и искусстве. Для разрядки серьезной обстановки Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации. Однажды он объявил: «Господа, курение вредит, и если кто-то из вас закурит, я соберу дым в банку»,  когда И. Е. Репин закурил папиросу и выпустил первую струю табачного дыма, Менделеев накрыл стеклянной крышкой банку, стоявшую на столе. К удивлению всех присутствующих, банка действительно быстро наполнилась дымом.

Опыт «Дым без огня». Для проведения опыта дно банки предварительно смачивают концентрированной соляной кислотой, крышку – крепким нашатырным спиртом.

Вопрос командам. Откуда появился дым? Что это за вещество?

                                          Вхожу я в темные храмы,

                                          Совершаю бедный обряд.

                                          Там жду я Прекрасной Дамы

                                          В мерцаньи красных лампад.

                                          В тени у высокой колонны

                                          Дрожу от скрипа дверей.

                                          А в лицо мне глядит, озаренный,

                                          Только образ, лишь сон о Ней.

                                          О, я привык к этим ризам

                                          Величавой Вечной Жены!

                                          Высоко бегут по карнизам

                                          Улыбки, сказки и сны.

                                          О, Святая, как ласковы свечи,

                                          Как отрадны Твои черты!

                                          Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

                                          Но я верю: Милая – Ты.

    Вопрос к командам. Кому принадлежат эти строки?Что связывает этого поэта с Д. И. Менделеевым?(Появляется 3 слайд)

     Ученик Летом, в июне 1898 года, А. Блок приехал с визитом в Боблово – имение Менделеевых. В этот день он вдруг увидел в каком-то особом свете знакомую ему с детства дочь Менделеевых – Любу. «Она, – вспоминает Блок, – сразу произвела на меня сильное впечатление». И Любовь Дмитриевна тоже вспоминает этот день с волнением: она вспоминает, как услышала «по каменному полу террасы быстрые, твердые, решительные шаги. Сердце забилось тяжело и глухо… Эти удары сердца я слышу и сейчас, и слышу звонкий шаг входящего в свою жизнь».

 «Я был уже страшно влюблен», – пишет потом Блок. В 1903 г. дочь Менделеева, Любовь Дмитриевна, вышла замуж за поэта Александра Александровича Блока. В письме А. Блока своей невесте есть такие строки о её отце: «Он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает… Ничего отдельного или отрывочного у него нет – все неразделимо».

 Учитель Теперь вы поработаете над криптограммой, в ней зашифровано высказывание Д. И. Менделеева. Вы разгадаете его, если будете двигаться по часовой стрелке через определенное количество букв. Клеточку с точкой не считать. (Ответ: Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно.)

На стол выставляются 3 предмета: часы, чемодан, плетеная корзина.

    Вопрос командам. Какой из этих предметов и как связан с Менделеевым?(Ответ: Его хобби – мастерить из кожи и материи разные вещи, переплетать книги, наклеивать в альбом  своей же работы сделанные им семейные фотографии. Когда в 1895 г. Менделеев временно ослеп, то до возвращения зрения после удаления катаракты продолжал вслепую изготовлять чемоданы.)

   Появляются 4,5 слайды .Ученики должны угадать авторов этих шедевров и сказать, что связывает с Дмитрием Ивановичем

. Ученик. Любовь к искусству Менделеев пронес через всю жизнь. В доме Корнеева, куда после смерти отца и окончания Тобольской гимназии он приехал с матерью и сестрой Лизой, собиралась литературная и театральная Москва. Из всех видов искусства Менделеев больше всего любил живопись. Он дружил со многими из художников-передвижников. Жена Менделеева А. И. Попова окончила Академию художеств. В Петербурге в их квартире устраивались художественные среды, на которых бывали Репин, Стасов, Куинджи, Ярошенко, Крамской, Маковский, Шишкин. Менделеев был незаурядным критиком и ценителем художественных произведений. Он регулярно посещал выставки, музеи; находясь за границей, никогда не упускал случая осмотреть художественные галереи и сам собрал ценнейшую коллекцию в несколько сот гравюр. Его любимыми произведениями живописи были «Ночь на Днепре» А. И. Куинджи, «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, «Утро в сосновом бору» И. И. Шишкина. Менделеев был избран действительным членом Академии художеств и получил право решающего голоса при обсуждении кандидатов к награждению на выставках.

Читайте также:  Польза апельсинового сока из пакета

Опыт «Моментальная цветная фотография»

  Для проведения опыта предварительно готовят рисунок, на котором отдельные части смачивают необходимыми растворами ( красной кровяной соли, сульфата железа (III), солей меди, висмута, двухвалентного железа) и подсушивают. Лист протирают ватными тампонами, смоченным 10% раствором желтой кровяной соли («проявляют снимок»). На бумаге появляется цветное изображение. Желтая кровяная соль с сульфатом железа (III) дает синее окрашивание, с солями меди – темно-коричневое, с солями висмута – желтое, с солями двухвалентного железа – зеленое.

   Что произошло? Какое вещество было взято в качестве «проявителя»?

Вопрос к командам Какие три области своей многогранной деятельности сам Д. И. Менделеев определил как «три службы Родине»?(Ответ: Первая служба – на поприще научном; вторая – на поприще содействия развитию отечественной промышленности, включая сельскохозяйственное производство; третья – содействие словом и делом развитию системы народного образования.)Появляется 6 слайд.

Ученик. Открытие периодического закона, разработка первого варианта Периодической системы химических элементов (1 марта 1869 г.). три последующих года Менделеев посвятил усовершенствованию Периодической системы и вплоть до своей кончины постоянно возвращался к ней, обогащая её новейшими данными. Первоначально закон был принят большинством современников Менделеева весьма холодно, более того, многие западные химики просто игнорировали это открытие или объявляли его чистой фикцией. Другие, признавая открытие, пытались оспорить приоритет и авторство Менделеева. Только после открытия элементов, существование и свойства которых были впервые предсказаны Д. И. Менделеевым на основании системы, в том числе экаалюминия (галлий,1875), экабора (скандий,1879), экасицилия (германий,1886), закон получил всеобщее признание. Однако Нобелевской премии Д. И. Менделеев так и не был удостоен.

         Игра обгонялки    Команды отвечают на вопросы, какая команда первым зазвенит в колокольчик, тот и отвечает.

  1. Американские ученые под руководством Галена Сиборга получили элемент искусственным путем и назвали его в честь великого русского химика. Как называется этот элемент?.(Менделевий).
  2. В связи с чем получили название щелочные металлы? (Название – от едких щелочей – гидроксидов этих металлов.)
  3. Чему равно число нейтронов у элемента № 22? (26)
  4. Какой Российский ВУЗ назван именем Д. И. Менделеева? (Ответ: Российский химико-технологический университет.)
  5. Я светоносный элемент.

      Я спичку вам зажгу  момент.

            Сожгут мен,  и под водой

      Я сразу стану кислотой    (Ответ: фосфор)

   Ученик. В 1906 г. Менделеев начал большую работу над книгой «К познанию России», которую он выполнял, пользуясь обширными статическими сведениями о развитии России в сравнении с другими странами. Очень интересны выполненные Менделеевым определения центра народонаселения России, проведенные им с сыном Иваном – студентом математического факультета университета. К сожалению, завершить труд «К познанию России» Менделееву не удалось. В четверг, 11января 1907 года Палату мер и весов (где работал Дмитрий Иванович) посетил министр торговли и промышленности Д. А. Философов. Дмитрий Иванович очень долго водил министра по лабораториям и простудился на сквозняке в вестибюле здания Палаты. Сразу в постель не лег, в результате развилось сильное двустороннее воспаление легких. Принятые врачами меры оказались безрезультатными. В 5 часов 20 минут 20 января (2 февраля по новому стилю) 1907 года Дмитрий Иванович Менделеев скончался. Похоронен он на Волковом кладбище в Петербурге, недалеко от могил своей матери и сына Владимира.               

       Учитель. Нашему воображению все по силам. Давайте представим, что Д. И. Менделеев оказался среди нас, и попытаемся взять у него интервью. (Появляется Менделеев.)

Репортер. Дмитрий Иванович! Вы совершили путешествие в будущее. Не могли бы вы сами оценить значение своего открытия?

Менделеев Я думаю, периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает.

Репортер. Дмитрий Иванович, вы согласны с оценками ваших последователей?

Менделеев Хороша оценка Уильяма Рамзая, который утверждал, что периодический закон является истинным компасом для исследователей. Однако мне очень лестно высказывание Нильса Бора, который писал, что моя система является путевой нитью в разработке теории строения атома, а также путеводной звездой для исследований в области физики, химии, минералогии и техники. Фридрих Энгельс в своей оценке пошел ещё дальше. Оценивая мое открытие, он отметил, что, хотя я бессознательно применил гегелевский закон о переходе количества в качество, я всё же совершил научный подвиг.

Репортер. Каково ваше мнение о периодическом законе сегодня, на рубеже столетий?

Менделеев. Если учесть, что Степан Щипачев ещё в 1948 г. в стихотворении «Читая Менделеева» писал:

«Другого ничего в природе  нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах.

Все от песчинок малых до планет

Из элементов состоит единых», –

то я думаю, что периодический закон универсален для всей Вселенной.

Репортер. Не зря молва утверждает, что вы гений.

Менделеев. Трудился всю жизнь, потому и гений.

Учитель. Заметьте, ребята, Дмитрий Иванович Менделеев стал гением благодаря повседневному труду. Без труда нет смысла жизни, полного счастья. К своему счастью надо готовиться, а вам, в частности, – учиться.

На этом мы завершаем урок. Понравился ли вам урок? Что запомнилось?

Выставление оценок, активно работавшим ученикам, с последующим анализом.

 Заключение. Читает учитель.

Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решать все трудные задачи…
Человек рождается на свет…
Для чего? Ищите свой ответ!

 Презентация к уроку

Литература

1.. Макареня А. А., Рысев Ю. В.   Д. И. Менделеев.  М.: Просвещение, 1983.

2 Книга для чтения по неорганической химии, т 1. М., Просвещение, 1893.

3. Сб.: Менделеев в воспоминаниях современников. М., Атомиздат, 1973.

Источник