Для пользы наук для славы отечества

Для пользы наук для славы отечества thumbnail

Виртуальная выставка

К 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова

Для пользы наук для славы отечества

На пользу Отечества сколь радостно трудиться! 

М.В. Ломоносов

Неусыпный труд препятства преодолевает…

М.В.Ломоносов

Воспоминание о великом трудолюбце Русской земли да будет всегда присуще нашим трудам.

С.М. Соловьев, русский историк (1820-1879)

Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными.
Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия.
Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова.

Б.Шергин

«Как только не называли Ломоносова современники и потомки!.. И “наш Пиндар”, и “наш Цицерон”, и “наш Виргилий”, и “наш Леонардо”, и “наш Декарт”, и “наш Галилей”, и “наш Лейбниц”, и “наш Гёте”, и “наш Франклин”… Одно слово – энциклопедист! Поневоле заплутаешь в мировом пантеоне, подыскивая ему компаньона по бессмертию. В общем-то в этих и подобных этим определениях не так-то уж много чести Михаиле Васильевичу, ибо их “престижный” смысл, как ни поверни, преобладает над познавательным. Сам Ломоносов, как и положено гению, будто предчувствовал, что его не так поймут, вернее – не то извлекут для себя из его примера. Упреждая всяческую суету вокруг своего имени, он еще двести с лишним лет назад писал: “Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия (т. е. Декарта. – Е. Л.), Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопи, а моя слава падает и с вашею”.

Ломоносов – просто другой. Ни на кого, кроме самого себя, не похожий. Чего бы стоил его энциклопедизм, если бы сам он не был уникальной личностью?» (Е. Лебедев).

Судьба Ломоносова, его блестящие успехи в науках и искусстве не перестают удивлять и по сей день. Его научная и практическая деятельность отличалась удивительной широтой и разносторонностью. Он был первым нашим ученым-энциклопедистом, просветителем, поэтом-новатором.

Все силы своей души Ломоносов отдал служению науке. «Жажда науки была сильнейшею страстью его души…» (А. С. Пушкин). Однако ученый мир того времени не был готов к восприятию большинства научных идей Ломоносова. И человек, созданный, чтобы совершить в науке переворот, лишь промелькнул в ней ярким метеором. Теории Ломоносова оказались, по выражению одного исследователя, «блестящими страницами, вырванными из книги».

Большая часть химических и физико-технических сочинений Ломоносова была заново «открыта» в начале XX века.

«Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии» — таковы предсмертные слова Михаила Васильевича Ломоносова.

О каких же несовершенных делах со­жалел этот российский Геракл, ведь список его открытий и подвигов столь велик, что современный человек с трудом может вместить их в пределы одной короткой — пятьдесят четыре года — жизни, из кото­рых отдано науке всего-то около тридца­ти? Многие пытались разгадать тайну «феномена Ломоносова» — непостижи­мой многогранности его интересов, вели­кости открытий и свершений, гениально­сти предвидений, подтвердившихся через века.

Чем же объясняется ломоносовский гений? Разгадать бы эту тайну — на пользу всем тем, кто сегодня идет в науку, кто стремится составить славу Отечества своими открытиями и деяниями…

Ключ к разгадке тайн природы Ломо­носов нам оставил — это исследова­ния, коими он проверял все, принятое со­временниками как постулаты, аксиомы. Не в этом ли ключ и к познанию его гения?

Жизнь и судьба нашего великого соотечественника привлекают нас и ожидаемыми, и неожиданными параллелями с сегодняшним днем. Не так давно – почти канонизированная персона; патриотический трафарет; присыпанная нафталином, словно пудрой – парик на школьных портретах, биография. И сквозь этот образ прорывается могучий, неукротимый характер, безудержная жажда познания, невероятно деятельная натура. Насколько этот неприкрашенный самородный облик непривычен и при сопоставлении с современным блеклым представлением о выпестованном школой и вузом ученом! А с другой стороны, как созвучны нашим временам некоторые этапы его жизненного пути: отправка на учебу за границу, полное планов возвращение, борьба на родине и за свои научные идеи и изобретения, и за свое видение устройства в России науки и образования, и – невостребованность, одиночество…

Жизни и деятельности Ломоносова посвящены повести и романы, поэмы, пьесы, научно-популярные книги и статьи. Поиск документов и материалов, связанных с его жизнью, не прекращается по сей день. Каждое новое поколение России должно знать жизнь Ломоносова, потому что это был человек огромной научной страсти. Его самоотверженная борьба за науку была одним из проявлений героических черт русского народа.

Жизнь Ломоносова в особенности поучительна для молодежи, ибо Ломоносов не только великий Ученый, выдающийся поэт, но и «великий характер, явление, делающее честь человеческой природе и русскому имени»

В. Г. Белинский.

Ум веселится, вспоминая Ломоносова.

Радуется мысль, соглядая его жизнь и дела.

Любо говорить о Ломоносове…

Б.Шергин

О праздновании 300-летия М. В. Ломоносова

Научные открытия, совершенные М. В. Ломоносовым

Что сделал Ломоносов – ученый

Чем мы обязаны Ломоносову

Источник

Весть о «новом и весьма курьезном художестве» докатилась до Петербурга. Оттуда пришло распоряжение: прислать Шамшуренкова в столицу, пусть сделает обещанную коляску.

Весной 1752 года Леонтий Лукьянович, которому было тогда уже шестьдесят четыре года, в сопровождении солдата на подводе отправился в далекий путь. Он спешил, и до Петербурга добрался всего за две недели.

В столице ему отвели место на «мастеровом дворе». Он попросил дать необходимые материалы: пять пудов сибирского железа, стали английской, «самой доброй», двадцать фунтов толстой железной проволоки, лучшего рыбьего клея, сыромятной кожи, смазочного сала, гвоздей. Все это Шамшуренкову было дано. Дали ему и помощников – «слесарных, кузнечных и прочих художеств мастеров». Видно, и в самом деле устройство коляски настолько сложилось, что уже в начале сентября, за обещанные три месяца, она была полностью готова.

Принимала ее особая комиссия. «Самобеглая коляска» бодро катилась по ровной дороге. Легко шла она и в гору, не слишком крутую. Шамшуренкова наградили пятьюдесятью рублями и отправили домой.

Что сталось с коляской? Кто на ней ездил? Этого никто не знает.

«Могу подвести Волгу к Москве»

Теперь Леонтий Лукьянович уже никак не мог жить без творческой работы. Новые замыслы теснились в его голове. А что если придумать сани, на которых можно было бы ездить не только зимой, но и летом без лошадей? Изобрел он такие полу-сани, полу-коляску.

Дальше задумался: как устроить путемер, прибор, который указывал бы пройденное расстояние? Сделал и путемер. Он отсчитывал до тысячи верст, и на каждой версте звонил колокольчик.

Не забыл Леонтий Лукьянович и свою самобеглую коляску, размышлял, как сделать ее еще лучше. Он писал в Петербург: «А хотя прежде сделанная мною коляска находится и в действии, но токмо не так в скором ходу, и ежеле позволено будет, то могу сделать той прежней уборнее и ходу скорее и прочнее мастерством».

Все смелее и смелее становились замыслы у талантливого изобретателя, до всего доходившего, как он писал, «своею догадкою». Последние его проекты можно назвать просто грандиозными. Он планировал, например, провести канал от Волги до Москвы-реки. Дальше еще больше, еще смелее. Он предложил устроить «подземную колесную дорогу». Сегодня мы бы сказали – метро. Вот как далеко смотрел и видел этот простой русский крестьянин!

Читайте также:  Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие 1755 год

«Для всенародной пользы»

Андрей Константинович Нартов

1693-1756

«Личный токарь Петра I»

Когда Леонтий Шамшуренков строил свой «снаряд» для подъема громадного колокола, он, наверное, видел хмурого седого человека, внимательно следившего за ходом строительства. Это был Андрей Константинович Нартов – знаменитый механик, «личный токарь» Петра I, с которым мастер впервые повстречался здесь, в Москве, юнцом. В тот памятный для него день он так был увлечен работой, что не заметил, как сзади подошел высокий человек в богато расшитом камзоле и тяжелых ботфортах. Только услышал:

– Отменно работаешь! Зело!

Андрей Нартов повернулся и увидел Петра I.

– Дай-ка и я попробую.

Андрей отошел в сторону, и царь, как был в красном камзоле, стал точить.

Отсюда, с третьего яруса Сухаревой башни, далеко была видна Москва. В башне размещалась школа математических и навигационных наук.

На способных людей у Петра I глаз был зорок. Приглянулся ему и Нартов. А тот от года к году все больше и больше проявлял себя в «токарном художестве», и не было ему в Москве равных.

Санкт-Петербург, новая столица, тогда еще строился. Работные люди валили лес. В болотные топи вбивали тяжелые сваи.

Между Невой и Фонтанкой, в саду, украшенном мраморными статуями, вырос Летний дворец Петра I – небольшое двухэтажное здание с позолоченным флюгером на крыше.

Среди многих ремесел, которыми владел Петр I, токарное дело было его самым любимым. В Летнем дворце он велел устроить токарню. Царь вспомнил московского мастера, приказал:

– Вызвать его в Петербург. Станет он моим личным токарем, будет обучать меня.

Удивительным местом была эта токарня. Нередко здесь обсуждались важные государственные дела. В токарне Петр I принимал иностранных послов. И почти всегда при этом бывал Нартов. Он вспоминал, как в токарне суровый царь «за вины знатных людей дубиною подчивал».

Заходить в токарню без спроса, без предупреждения разрешалось далеко немногим. Даже любимцу Петра I князю Меншикову это не позволялось. Однажды Нартов не пустил князя в токарню.

– Хорошо же, – пригрозил Меншиков. – Попомнишь это!

Петр I узнал об угрозе. Рассмеялся:

– Посмотрю, кто дерзнет против токаря моего. Подай-ка, Андрей, чернила и бумагу.

Быстро написал что-то и вернул бумагу Нартову. Там было написано: «Кому не приказано или кто не позван, да не входит сюда, дабы хотя сие место хозяин покойное имел».

– Вот тебе оборона. Прибей сие к дверям. А угрозы не бойся.

Токарные махины

В царской токарне были собраны самые лучшие станки, которые в то время имелись. Нартов сам прекрасно точил на них затейливые вещицы и Петра I тому же учил.

Но чем больше, чем дольше работал Андрей Константинович на этих станках, тем яснее виделись ему недостатки «токарных махин».

Еще в Москве, в навигационной школе, мастер Иоганн Блеер учил его, мальчишку, как держать в руках токарный резец. На ломаном русском языке Блеер говорил, попыхивая короткой трубочкой:

– Не надо жать так сильно! Это не есть карошо. Держи вот так.

И Блеер сам брал в руки стамеску-резец.

С тех пор прошло много лет. Давно умер старый мастер. Нартов научился уверенно держать инструмент. Но какого внимания и силы это требовало! «Освободить бы руку! – мечтал Нартов. – Но чем ее заменить? Каким инструментом?»

Искал ответа в книге француза Плюмье «Токарное искусство». Не было там ответа. Расспрашивал ученых людей. Никто ничего не посоветовал.

До поздней ночи засиживался Андрей Константинович в токарне, выдумывал «железную руку». И придумал, наконец. Она держала резец не хуже, а даже намного лучше и надежнее, чем рука человеческая.

– Добро, Андрей, добро! – похвалил Петр I, увидя новую «токарную махину». – Покажи ее в деле.

Нартов за полчаса выточил костяную табакерку сложной формы. И ни разу не притронулся к резцу.

Нигде таких станков еще не было, ни в одной стране. И долго еще не было. «Железная рука», суппорт, как стали ее называть, появилась в Англии почти сто лет спустя. Сконструировал ее механик Генри Модсли. Многие даже посчитали, что он первым изобрел «железную руку». Неправда! Первым был наш, русский, мастер Андрей Константинович Нартов!

Много разных станков построил он. И все с какой-нибудь особенностью. Создал, например, большой токарно-копировальный станок. Эта «токарная махина» хранится в Государственном Эрмитаже как настоящее произведение искусства. Очень красивый станок, украшенный резьбой, колонками, башенками. Так было тогда принято.

Станок предназначался для вытачивания медалей, барельефов, кубков. Был он, можно сказать, станком-автоматом. Образец детали, копир, устанавливался на станке. И по этому образцу автоматически вытачивалась точно такая же по форме деталь. Мало того, по одному копиру можно было изготовить множество деталей-близнецов.

Источник

                Ëîìîíîñîâ Ìèõàèë Âàñèëüåâè÷ (1711/1765) — ðóññêèé ó÷åíûé-ýíöèêëîïåäèñò, ïîýò, îáùåñòâåííûé äåÿòåëü, ïîáîðíèê ðàçâèòèÿ îòå÷åñòâåííîãî ïðîñâåùåíèÿ, íàóêè è ýêîíîìèêè. Ïîëó÷èâ âñåñòîðîííåå îáðàçîâàíèå (â òîì ÷èñëå è â çàðóáåæíûõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèÿõ), Ëîìîíîñîâ âåë ðàçíîîáðàçíóþ èññëåäîâàòåëüñêóþ äåÿòåëüíîñòü â Ðîññèéñêîé àêàäåìèè íàóê. Èìåííî áëàãîäàðÿ Ëîìîíîñîâó áûëà ñîçäàíà õèìè÷åñêàÿ ëàáîðàòîðèÿ, ââåäåíû â ñèñòåìó îáðàçîâàíèÿ íîâûå äèñöèïëèíû, îòêðûòû íîâûå îòðàñëè íàóê.  Îñíîâîïîëîæíèê ìàòåðèàëèñòè÷åñêîé ôèëîñîôèè â Ðîññèè. Ëèòåðàòóðíàÿ äåÿòåëüíîñòü Ëîìîíîñîâà òåñíî ñîïðèêàñàëàñü ñ íàó÷íîé.

               Ëîìîíîñîâ ðîäèëñÿ 8(19) íîÿáðÿ 1711 ã. â ä. Äåíèñîâêà (íûíå ñ. Ëîìîíîñîâî) â ñåìüå ïîìîðà. Ïîñòóïèâ â Ñëàâÿíî-ãðåêî-ëàòèíñêóþ àêàäåìèþ â Ìîñêâå (1731), áûë çàòåì íàïðàâëåí â Àêàäåìèþ íàóê â Ïåòåðáóðã (1736), à ïîòîì çà ãðàíèöó, â Ìàðáóðãñêèé óíèâåðñèòåò. Æåíèòñÿ íà Åëèçàâåòå Öèëüõ â Ìàðáóðãå ïî ðåôîðìàòñêîìó îáðÿäó 26 ìàÿ 1740 ãîäà.  1741 Ëîìîíîñîâ âåðíóëñÿ â Ðîññèþ.   Ðîññèè îí íèêîìó íå ðàññêàçûâàë î ñâîåé æåíèòüáå è ïî÷òè 2 ãîäà íå âñïîìèíàë î ñâîåé æåíå è äî÷åðè, ïîêà Åëèçàâåòà íå íàøëà åãî ÷åðåç ðîññèéñêîå ïîñîëüñòâî. Óçíàâ î çàïðîñå îò æåíû, Ëîìîíîñîâ íå ñòàë îòðèöàòü ôàêòà ñâàäüáû è ñïîñîáñòâîâàë å¸ ïåðååçäó â Ïåòåðáóðã. 25 íîÿáðÿ 1741 ãîäà âñòóïèëà íà ïðåñòîë èìïåðàòðèöà Åëèçàâåòà è îí ðåøàåòñÿ ïîäàòü ïðîøåíèå íà âûñî÷àéøåå èìÿ î ïðîèçâåäåíèè åãî â àêàäåìèêè. Ñ 1742 îí àäúþíêò àêàäåìèè ñ æàëîâàíüåì àæ â 360 ðóáëåé è ïî÷åòíûìè ãîñóäàðåâûìè ïðåìèÿìè

                 àïðåëå 1743 ãîäà Ëîìîíîñîâ çà äåðçêîå ïîâåäåíèå ïðè àêàäåìè÷åñêèõ ðàñïðÿõ (ìåæäó «ðóññêîé» è «íåìåöêîé» ïàðòèÿìè) áûë çàêëþ÷¸í ïîä ñòðàæó íà 8 ìåñÿöåâ. Òîëüêî 12 ÿíâàðÿ 1744 ãîäà Ñåíàò, çàñëóøàâ äîêëàä Ñëåäñòâåííîé êîìèññèè, ïîñòàíîâèë: «Îíîãî àäúþíêòà Ëîìîíîñîâà äëÿ åãî äîâîëüíîãî îáó÷åíèÿ îò íàêàçàíèÿ îñâîáîäèòü, à âî îáúÿâëåííûõ èì ïðîäåðçîñòÿõ ó ïðîôåññîðîâ ïðîñèòü ïðîùåíèÿ» è æàëîâàíüå åìó â òå÷åíèå ãîäà âûäàâàòü «ïîëîâèííîå». Íåñìîòðÿ íà ýòî Ëîìîíîñîâ ñ 1745 ãîäà ïðîôåññîð è àêàäåìèê Ïåòåðáóðãñêîé ÀÍ. Ñïóñòÿ åùå íåñêîëüêî ëåò  Åëèçàâåòà ïðèñâîèò åìó äâîðÿíñêîå çâàíèå «ñ âûäà÷åé 9 òûñÿ÷ äåñÿòèí çåìëè è áîëåå 200 äóø êðåïîñòíûõ».

Читайте также:  Польза и вред инжира суточная норма

                Ëîìîíîñîâ ñáëèæàåòñÿ ñ ëþáèìöåì Åëèçàâåòû È. È. Øóâàëîâûì, ÷òî ñîçäà¸ò åìó ìàññó çàâèñòíèêîâ, âî ãëàâå êîòîðûõ ñòîèò È. Ä. Øóìàõåð. Íî ïîëüçóÿñü ïîääåðæêîé ñâîåãî ïîêðîâèòåëÿ è äðóãà îí óñïåøíî îñóùåñòâëÿåò ìàññó ñâîèõ ïðîåêòîâ. Ñ 1745 ãîäà Ëîìîíîñîâ âûñòóïàåò êàê îáùåñòâåííûé äåÿòåëü: îí çàòðàãèâàåò âîïðîñû îáðàçîâàíèÿ è ðàñïðîñòðàíåíèÿ ïðîñâåùåíèÿ â Ðîññèè, õëîïî÷åò î ðàçðåøåíèè ÷èòàòü ïóáëè÷íûå ëåêöèè íà ðóññêîì ÿçûêå, î íàáîðå ñòóäåíòîâ èç ñåìèíàðèé, îá óìíîæåíèè ïåðåâîäíûõ êíèã, î ïðàêòè÷åñêîì ïðèëîæåíèè åñòåñòâåííûõ íàóê. Íà âîïðîñ: «êóäà ñ ó÷åíûìè ëþäüìè?» Ëîìîíîñîâ îòâå÷àåò, ÷òî îíè íóæíû «äëÿ Ñèáèðè, äëÿ ãîðíûõ äåë, ôàáðèê, ñîõðàíåíèÿ íàðîäà, àðõèòåêòóðû, ïðàâîñóäèÿ, èñïðàâëåíèÿ íðàâîâ, êóïå÷åñòâà, åäèíñòâà ÷èñòûå âåðû, çåìëåäåëüñòâà è ïðåäçíàíèÿ ïîãîä, âîåííîãî äåëà, õîäà ñåâåðîì è ñîîáùåíèÿ ñ îðèåíòîì».

                Ïîä âëèÿíèåì Ëîìîíîñîâà ñîâåðøàåòñÿ â 1755 ãîäó îòêðûòèå Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà, äëÿ êîòîðîãî îí ñîñòàâëÿåò ïåðâîíà÷àëüíûé ïðîåêò, îñíîâûâàÿñü íà «ó÷ðåæäåíèÿõ, óçàêîíåíèÿõ, îáðÿäàõ è îáûêíîâåíèÿõ» èíîñòðàííûõ óíèâåðñèòåòîâ.  1756 ãîäó Ëîìîíîñîâ îòñòàèâàåò ïðàâà íèçøåãî ðóññêîãî ñîñëîâèÿ íà îáðàçîâàíèå â ãèìíàçèè è óíèâåðñèòåòå. 13 ôåâðàëÿ 1757 ãîäà 46-ëåòíèé ïðîôåññîð Ëîìîíîñîâ ïîëó÷àåò ÷èí êîëëåæñêîãî ñîâåòíèêà. Ïî òàáåëè î ðàíãàõ îí ñòàíîâèëñÿ ÷èíîâíèêîì VI êëàññà. Íîâûì ìåñòîì åãî ñëóæáû ñòàëà êàíöåëÿðèÿ Àêàäåìèè, îí âåäàë íàó÷íûìè è ó÷åáíûìè äåïàðòàìåíòàìè.

              Ñ âîñøåñòâèåì íà ïðåñòîë Åêàòåðèíû II (1762) ïîëîæåíèå Ëîìîíîñîâà ïîêîëåáàëîñü. Íîâàÿ ãîñóäàðûíÿ ñìîòðåëà íà Øóâàëîâà è Âîðîíöîâà êàê íà ëèö, ïðè÷èíèâøèõ åé ìíîãî íåïðèÿòíîñòåé. Ëîìîíîñîâ áûë â ÷èñëå èõ ñòîðîííèêîâ è ïîëüçîâàëñÿ èõ áëàãîðàñïîëîæåíèåì.   ìàå 1763 ãîäà, Åêàòåðèíà II ïîäïèñàëà óêàç îá îòñòàâêå àêàäåìèêà, íî çàòåì îòìåíèëà åãî. Âñå-òàêè äåÿòåëüíîñòü Ëîìîíîñîâà ïîíðàâèëàñü ãîñóäàðûíå; 20 äåêàáðÿ 1763 ãîäà îíà ïðîèçâåëà åãî â ñòàòñêèå ñîâåòíèêè ñ æàëîâàíüåì â 1875 ðóáëåé â ãîä.

              Òâîð÷åñòâî Ì.Â. Ëîìîíîñîâà èñêëþ÷èòåëüíî ðàçíîñòîðîííå, åãî òðóäû îõâàòûâàëè øèðîêèé êðóã íàóê.  Ñâîè îòêðûòèÿ îí îòñòàèâàë, íåïðåðûâíî áîðÿñü ñî ñïåêóëÿòèâíûìè âîççðåíèÿìè, ãîñïîäñòâîâàâøèìè â íàóêå òîãî âðåìåíè. Îñîáåííî âåëèêè åãî çàñëóãè â ðàçâèòèè ôèçèêè è õèìèè.   ðàáîòå «Î ñëîÿõ çåìíûõ» (1763) Ëîìîíîñîâ âûäâèíóë äîãàäêó îá ýâîëþöèè ðàñòèòåëüíîãî è æèâîòíîãî ìèðà, óêàçûâàÿ íà íåîáõîäèìîñòü èçó÷åíèÿ ïðè÷èí èçìåíåíèÿ ïðèðîäû. Ðàçâèâàë àòîìíî-ìîëåêóëÿðíûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ñòðîåíèè âåùåñòâà. Ïîëîæèâ â îñíîâó îáúÿñíåíèÿ ÿâëåíèé ïðèðîäû èçìåíåíèå ìàòåðèè, ñîñòîÿùåé èç ìåëü÷àéøèõ ÷àñòèö — «ýëåìåíòîâ» (àòîìîâ), îáúåäèíåííûõ â «êîðïóñêóëû» (ìîëåêóëû), Ëîìîíîñîâ íå ìûñëèë ìàòåðèþ â îòðûâå îò äâèæåíèÿ. Ýòà èäåÿ âûðàæåíà èì â çàêîíå ñîõðàíåíèÿ âåùåñòâà è äâèæåíèÿ, êîòîðûé îí ñôîðìóëèðîâàë â ïèñüìå ê Ýéëåðó â 1748 (Ñîõðàíåíèÿ ýíåðãèè çàêîí).

                Ëîìîíîñîâ áûë îñíîâîïîëîæíèêîì íîâîé äëÿ ñâîåãî âðåìåíè íàóêè — ôèçè÷åñêîé õèìèè; ââåë â õèìèþ ñïîñîá êîëè÷åñòâåííîãî àíàëèçà â êà÷åñòâå ñèñòåìàòè÷åñêîãî ïðèåìà èññëåäîâàíèÿ è ò. ä. Ëîìîíîñîâ ðàçâèë àòîìèñòè÷åñêèå èäåè, ðàñïðîñòðàíèâ èõ íà êðóã õèìè÷åñêèõ ÿâëåíèé, çàëîæèë îñíîâû õèìè÷åñêîé àòîìèñòèêè. Èñêëþ÷èë ôëîãèñòîí èç ÷èñëà õèìè÷åñêèõ àãåíòîâ.  ïåðèîä ãîñïîäñòâà òåîðèè òåïëîðîäà óòâåðæäàë, ÷òî òåïëîòà îáóñëîâëåíà äâèæåíèåì êîðïóñêóë.  ðàáîòå «Ðàçìûøëåíèÿ î ïðè÷èíå òåïëîòû è õîëîäà» (1749) îí îòâåðãàåò ïîíÿòèå òåïëîðîäà êàê îñîáîãî âèäà òåïëîòâîðíîé ìàòåðèè è ïîêàçûâàåò, ÷òî ïðè÷èíó òåïëîâûõ ïðîöåññîâ ñëåäóåò èñêàòü â äâèæåíèè ÷àñòèö ìàòåðèè. Ýòî ïðèâîäèò Ëîìîíîñîâà ê äîãàäêå î òîì, ÷òî ìíîãîîáðàçèå ÿâëåíèé ïðèðîäû îáóñëîâëåíî ðàçíûìè ôîðìàìè äâèæåíèÿ ìàòåðèè. Îñíîâíûìè ñâîéñòâàìè ìàòåðèè, ïî Ëîìîíîñîâó, ÿâëÿþòñÿ: ïðîòÿæåííîñòü, ñèëà èíåðöèè, ôîðìà, íåïðîíèöàåìîñòü è ìåõàíè÷åñêîå äâèæåíèå.

                Ëîìîíîñîâ, ïåðâûé ðîññèéñêèé ó÷åíûé-åñòåñòâîèñïûòàòåëü ìèðîâîãî çíà÷åíèÿ. Âûäâèíóë ó÷åíèå î öâåòå. Ñîçäàë ðÿä îïòè÷åñêèõ ïðèáîðîâ. Îòêðûë àòìîñôåðó íà Âåíåðå.  Îí èññëåäîâàë àòìîñôåðíîå ýëåêòðè÷åñòâî è ñèëó òÿæåñòè. Ñîâðåìåííèêè Ëîìîíîñîâà, çà èñêëþ÷åíèåì íåìíîãèõ îòäåëüíûõ ëè÷íîñòåé, íå ïîíèìàëè è íå öåíèëè åãî òðóäîâ ïî ôèçèêå è õèìèè. Ãðàô Ì.Ë. Âîðîíöîâ, íàïðèìåð, ñìîòðåë íà ýëåêòðè÷åñêóþ ìàøèíó êàê íà «äåðçêîå èñïûòàíèå òàéí ïðèðîäû»; Â.À. Íàùîêèí ñ èðîíèåé óêàçûâàë, ÷òî Ðèõìàí ìàøèíîé ñòàðàëñÿ ñïàñòè ëþäåé îò ãðîìà è ìîëíèè – è ñàì æå áûë óáèò.               

          Âåëèêè çàñëóãè Ëîìîíîñîâà â ðàçâèòèè ãåîëîãè÷åñêîãî èçó÷åíèÿ Ðîññèè, â ïîñòàíîâêå ãîðíî-ìåòàëëóðãè÷åñêîãî è ôàðôîðîâîãî äåëà. Îí îïèñàë ñòðîåíèå Çåìëè, îáúÿñíèë ïðîèñõîæäåíèå ìíîãèõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ è ìèíåðàëîâ, îïóáëèêîâàë ðóêîâîäñòâî ïî ìåòàëëóðãèè. Çíà÷èòåëüíîå âíèìàíèå óäåëÿë ðàçâèòèþ â Ðîññèè ãåîëîãèè è ìèíåðàëîãèè è ëè÷íî ïðîèçâåë áîëüøîå êîëè÷åñòâî àíàëèçîâ ãîðíûõ ïîðîä.  èþëå-íîÿáðå 1741 çàíèìàëñÿ ñîñòàâëåíèåì ðàçäåëà â «Êàòàëîãå êàìíåé è îêàìåíåëîñòåé Ìèíåðàëîãè÷åñêîãî êàáèíåòà Êóíñòêàìåðû ÀÍ». Ëîìîíîñîâ òàêæå ðàáîòàë íàä äîêàçàòåëüñòâîì îðãàíè÷åñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ ïî÷âû, òîðôà, êàìåííîãî óãëÿ, íåôòè, ÿíòàðÿ. Ïðåäñòàâèë äîêàçàòåëüñòâà ñóùåñòâîâàíèÿ ìàòåðèêà íà Þæíîì ïîëþñå Çåìëè. Ðàáîòàÿ â õèìè÷åñêîé ëàáîðàòîðèè, Ëîìîíîñîâ äîñòèã çíà÷èòåëüíûõ óñïåõîâ â èçãîòîâëåíèè ïðîçðà÷íûõ ñòåêîë è äîáèëñÿ ðàçðåøåíèÿ íà ïîñòðîéêó â îêðåñòíîñòÿõ Îðàíèåíáàóìà (ñîâð. Ëîìîíîñîâ) â äåðåâíå Óñòü-Ðóäèöà ñïåöèàëüíîé ôàáðèêè öâåòíîãî ñòåêëà (1752).

                Âîçðîäèë èñêóññòâî ìîçàèêè è ïðîèçâîäñòâî ñìàëüòû, ñîçäàë ñ ó÷åíèêàìè ìîçàè÷íûå êàðòèíû. Åùå îäèí äàð Ëîìîíîñîâà – åãî ãåíèàëüíîå ÷óâñòâî öâåòà è ñïîñîáíîñòü ê ðèñîâàíèþ ýïè÷åñêèõ ìîçàè÷íûõ êàðòèí. Óáåäèòåëüíûì ïîäòâåðæäåíèåì íåçàóðÿäíîãî õóäîæåñòâåííîãî äàðîâàíèÿ Ëîìîíîñîâà ÿâëÿåòñÿ ïîðòðåò Ïåòðà I, íàõîäÿùèéñÿ â îäíîì èç ýðìèòàæíûõ çàëîâ. È ýòîò ïîðòðåò è ìîçàèêà “Ïîëòàâñêàÿ áàòàëèÿ”, ñîçäàííàÿ  äëÿ âíóòðåííåãî óáðàíñòâà Ïåòðîïàâëîâñêîãî ñîáîðà, ïðîñëàâëÿþùèõ äåÿíèÿ Ïåòðà I – øåäåâðû Ëîìîíîñîâà, êîòîðûå äî ñèõ ïîð íå ïðåâçîéäåíû!

               Õóäîæåñòâà ìàñòåðà ëèöåçðåëà ñàìà Ôåëèöà. 7 èþíÿ 1764 ãîäà Åêàòåðèíà II, óçíàâ î áîëåçíè Ëîìîíîñîâà, ïîñåòèëà åãî íà äîìó âìåñòå ñ êíÿãèíåé Äàøêîâîé è íåêîòîðûìè èç ïðèäâîðíûõ. Íå âåëåâ äîêëàäûâàòü î ñâîåì ïðèåçäå, èìïåðàòðèöà ïðÿìî ïðîøëà â åãî êàáèíåò, ãäå è çàñòàëà Ëîìîíîñîâà ñèäÿùèì ó ñâîåãî ïèñüìåííîãî ñòîëà â ãëóáîêîé çàäóì÷èâîñòè. Äàøêîâà îñòàâèëà çàïèñêè, â êîòîðûõ ïîñâÿòèëà â ïîäðîáíîñòè ýòîãî ðåä÷àéøåãî âèçèòà, ÷åì áóäóùàÿ èìïåðàòðèöà íå áóäåò óäîñòàèâàòü äàæå åâðîïåéñêèõ ìîíàðõîâ.

             „ß ïðèåõàëà ñ êíÿãèíåé ïîñåòèòü âàñ, óñëûøàëà î âàøåì íåçäîðîâüå èëè, ëó÷øå ñêàçàòü, î âàøåé ãðóñòè”. Íåñêîëüêî ìèíóò óñòà Ëîìîíîñîâà îêîâàíû áûëè ìîë÷àíèåì. Íàêîíåö, îí âîñêëèêíóë: „Íåò, Ãîñóäàðûíÿ! íå ÿ íå çäîðîâ, íå ÿ ãðóñòåí, áîëüíà è ãðóñòíà äóøà ìîÿ!” — “Ïîëå÷èòå åå”, îòâå÷àëà Åêàòåðèíà, – ïîëå÷èòå åå æèâûì ïåðîì ñâîèì”. Ïðèâåòñòâóÿ ìåíÿ ñ íîâûì ãîäîì, âû ñêàçàëè, ÷òî òàê æå óñåðäñòâóåòå êî ìíå, êàê è ê äî÷åðè Ïåòðà Âåëèêàãî. ×òî æå, íåóæåëè âû íàìåðåíû ìíå èçìåíèòü?”—„Èçìåíèòü Âàì, ìàòóøêà—Ãîñóäàðûíÿ? Íåò, íå ïåðî, à ñåðäöå ìîå ïèñàëî:
Òâîé òðóä äëÿ íàñ — îáîãàùåíüå,
Ìû ÷òèì ñòåíîþ ïîäâèã òâîé,
Òâîé ðàçóì — íàøå ïðîñâåùåíüå,
È íåóñûïíîñòü — íàø ïîêîé!”
Ñëåçû áëåñíóëè â î÷àõ Åêàòåðèíû, è îíà âîçðàçèëà: „Âåðþ, âåðþ, Ìèõàéëî Âàñèëüåâè÷, à ÷òîáû åùå áîëüøå óäîñòîâåðèòü ìåíÿ, òî çàâòðà ïðèåçæàéòå êî ìíå îòêóøàòü õëåáà-ñîëè, — ùè ó ìåíÿ áóäóò òàêèÿ æå ãîðÿ÷èÿ, êàêèìè ïîò÷èâàëà âàñ âàøà õîçÿéêà”.
   Ïî âîñïîìèíàíèÿì Äàøêîâîé â òå÷åíèå äâóõ ÷àñîâ èìïåðàòðèöà ñìîòðåëà «ðàáîòû ìîçàè÷íîãî õóäîæåñòâà, ôèçè÷åñêèå èíñòðóìåíòû è íåêîòîðûå ôèçè÷åñêèå è õèìè÷åñêèå îïûòû».

Читайте также:  Козье молоко при панкреатите польза и вред

          Áîëüøîé âêëàä âíåñ è ãåîãðàôèþ, ñâÿçàííóþ ñ ïðàêòè÷åñêèì îñâîåíèåì ðóññêèõ çåìåëü.   ìàðòå 1758 ïðèñòóïèâ ê «ñìîòðåíèþ» çà Ãåîãðàôè÷åñêèì äåïàðòàìåíòîì ÀÍ, çàíèìàëñÿ îðãàíèçàöèåé ñîñòàâëåíèÿ «Àòëàñà Ðîññèéñêîãî». Ïîä÷åðêèâàë âàæíîñòü èññëåäîâàíèÿ Ñåâåðíîãî ìîðñêîãî ïóòè, îñâîåíèÿ Ñèáèðè. Èññëåäóÿ ìîðñêèå ëüäû, äàë èõ ïåðâóþ êëàññèôèêàöèþ («Ðàññóæäåíèå î ïðîèñõîæäåíèè ëåäÿíûõ ãîð â ñåâåðíûõ ìîðÿõ», 1760). Ëîìîíîñîâ íåîäíîêðàòíî ïîä÷åðêèâàë ïîëèòè÷åñêóþ è õîçÿéñòâåííóþ âàæíîñòü äëÿ Ðîññèè îñâîåíèÿ Ñåâåðíîãî ìîðñêîãî ïóòè.  1763 çàêîí÷èë «Êðàòêîå îïèñàíèå ðàçíûõ ïóòåøåñòâèé ïî ñåâåðíûì ìîðÿì è ïîêàçàíèå âîçìîæíîãî ïðîõîäà Ñèáèðñêèì îêåàíîì â Âîñòî÷íóþ Èíäèþ», â êîòîðîì âûñêàçàë óâåðåííîñòü, ÷òî «Ðîññèè ìîãóùåñòâî áóäåò ïðèðàñòàòü Ñèáèðüþ».

          Îò  Ëîìîíîñîâà èäåò ìàòåðèàëèñòè÷åñêàÿ òðàäèöèÿ ðóññêîé ôèëîñîôèè. Áóäó÷è ñòîðîííèêîì äåèçìà, ìàòåðèàëèñòè÷åñêè ðàññìàòðèâàë ÿâëåíèÿ ïðèðîäû.  ãíîñåîëîãèè ñòîÿë íà ìàòåðèàëèñòè÷åñêèõ ïîçèöèÿõ. Ñ÷èòàÿ èñòî÷íèêîì ïîçíàíèÿ âîçäåéñòâèå âíåøíåãî ìèðà íà îðãàíû ÷óâñòâ, îí âûñòóïàë ïðîòèâ òåîðèè âðîæäåííûõ èäåé, óòâåðæäàë îáúåêòèâíîñòü ñóùåñòâîâàíèÿ êàê ïåðâè÷íûõ, òàê è âòîðè÷íûõ êà÷åñòâ.

         Â ïîíèìàíèè îáùåñòâåííûõ ÿâëåíèé Ëîìîíîñîâ ðàçäåëÿë ïðîñâåòèòåëüñêóþ òî÷êó çðåíèÿ, ñ÷èòàÿ, ÷òî óëó÷øèòü æèçíü îáùåñòâà ìîæíî ëèøü ïîñðåäñòâîì ïðîñâåùåíèÿ è ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ íðàâîâ. Ïîýòè÷åñêèå è èñòîðè÷åñêèå ðàáîòû Ëîìîíîñîâà  ïðîíèçàíû ïàòðèîòèçìîì. Àâòîð òðóäîâ ïî ðóññêîé èñòîðèè, êðèòèêîâàë íîðìàííñêóþ òåîðèþ.  îêòÿáðå 1749 – ìàðòå 1750 îí ó÷àñòâîâàë â îáñóæäåíèè äèññåðòàöèè Ã.Ô. Ìèëëåðà «Ïðîèñõîæäåíèå èìåíè è íàðîäà ðîññèéñêîãî».  «Çàìå÷àíèÿõ» íà äèññåðòàöèþ è â «Ïîñâÿùåíèè» (1749) ê «Èñòîðèè Ðîññèéñêîé» Â.Í. Òàòèùåâà äîêàçûâàë ñàìîáûòíîñòü ïðîèñõîæäåíèÿ ðóññêîé êóëüòóðû è ãîñóäàðñòâåííîñòè.  ðàáîòå «Äðåâíÿÿ Ðîññèéñêàÿ èñòîðèÿ» (èçä. 1766) îí îïðîâåðãàë ôàëüñèôèêàöèþ èíîñòðàííûìè èñòîðèêàìè ñàìîáûòíîãî õàðàêòåðà ðóññêîãî èñòîðèè, êðèòèêîâàë íîðìàíñêóþ òåîðèþ ïðîèñõîæäåíèÿ ðóññêîãî ãîñóäàðñòâà.

               Îí âíåñ òàêæå âêëàä â ðóñññêóþ ôèëîëîãèþ, çàëîæèâ îñíîâû ñîâðåìåííîãî ðóññêîãî ëèòåðàòóðíîãî ÿçûêà. Ñîçäàòåëü ôóíäàìåíòàëüíûõ ôèëîëîãè÷åñêèõ òðóäîâ è íàó÷íîé ãðàììàòèêè ðóññêîãî ÿçûêà, îäèí èç îñíîâîïîëîæíèêîâ ñèëëàáî-òîíè÷åñêîãî ñòèõîñëîæåíèÿ. Êðóïíåéøèé ðóññêèé ïîýò-ïðîñâåòèòåëü 18 âåêà, ñîçäàòåëü ðóññêîé îäû ôèëîñîôñêîãî è âûñîêîãî ãðàæäàíñêîãî çâó÷àíèÿ. Àâòîð ïîýì, ïîýòè÷åñêèõ ïîñëàíèé, òðàãåäèé, ñàòèð.

               Ãëàâíûì ãåðîåì áîëüøèíñòâà ëîìîíîñîâñêèõ îä è ïàíåãèðèêîâ áûë öàðü ÏÅÒÐ ÂÅËÈÊÈÉ.  ðàìêàõ îäû, íîñèâøåé îôèöèàëüíûé õàðàêòåð, Ëîìîíîñîâó áûëî òðóäíî âîññîçäàòü ïîëíîêðîâíûé îáðàç ëþáèìîãî ãåðîÿ, è Ëîìîíîñîâ ïðîñëàâëÿåò ëè÷íîñòü è äåÿòåëüíîñòü Ïåòðà â “íàäïèñÿõ”, â ïóáëèöèñòè÷åñêîì æàíðå “ïîõâàëüíîãî ñëîâà”, â íåîêîí÷åííîé ãåðîè÷åñêîé ïîýìå “Ïåòð Âåëèêèé”. Äîñòàòî÷íî ÿðêî îïðåäåëåíû ëè÷íûå êà÷åñòâà è çàñëóãè Ïåòðà ïåðåä îòå÷åñòâîì â “Íàäïèñè 1 ê ñòàòóå Ïåòðà Âåëèêîãî”. Íåóòîìèìûé òðóæåíèê, “ñòðîèòåëü, ïëàâàòåëü, â ìîðÿõ ãåðîé”, íàõîäèâøèéñÿ â íàðîäíîé ãóùå (“ìåæäó áåñ÷èñëåííûì íàðîäà ìíîæåñòâîì”), “ïðèåìëþùèé òó æå ïèùó”, ÷òî è åãî ñîëäàòû, âñåãäà “â ïîòå, ïûëè, â äûìó, â ïëàìåíè” – òàêîâ Ïåòð ó Ëîìîíîñîâà. Ïðîñëàâëÿÿ Ïåòðà è ïåòðîâñêóþ Ðîññèþ, Ëîìîíîñîâ âûðàæàë Âåðó â åå áóäóùåå, à èìåííî, â ãëàâåíñòâî ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçóìà è ïðîãðåññ: “÷òî ìîæåò ñîáñòâåííûõ Ïëàòîíîâ È áûñòðûõ ðàçóìîì Íåâòîíîâ Ðîññèéñêàÿ çåìëÿ ðîæäàòü”.
 
               Ïî èíèöèàòèâå Ìèõàèëà Âàñèëüåâè÷à Ëîìîíîñîâà îñíîâàí Ìîñêîâñêèé óíèâåðñèòåò (1755). À.Ñ. Ïóøêèí òàê ñêàçàë î íåì: «Ëîìîíîñîâ áûë âåëèêèé ÷åëîâåê. Ìåæäó Ïåòðîì I è Åêàòåðèíîþ II îí îäèí ÿâëÿåòñÿ ñàìîáûòíûì ñïîäâèæíèêîì ïðîñâåùåíèÿ. Îí ñîçäàë ïåðâûé óíèâåðñèòåò; îí, ëó÷øå ñêàçàòü, ñàì áûë ïåðâûì íàøèì óíèâåðñèòåòîì». ßâëÿÿñü îñíîâàòåëåì Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà, âåëèêèé ðóññêèé ïîäâèæíèê ïîäãîòîâèë ïëåÿäó ó÷åíûõ, ñïîñîáñòâîâàâøèõ ðàçâèòèþ åñòåñòâîçíàíèÿ è ôèëîñîôèè â Ðîññèè.  ×ëåí Àêàäåìèè õóäîæåñòâ (1763). Ïðåäïðèíÿòàÿ Ëîìîíîñîâûì ïîïûòêà îðãàíèçàöèè Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêîãî óíèâåðñèòåòà ïðè åãî æèçíè íå óâåí÷àëàñü óñïåõîì.

                ————–

               Îãðîìíàÿ íàó÷íàÿ è îðãàíèçàöèîííàÿ äåÿòåëüíîñòü, ïîñòîÿííàÿ áîðüáà è òÿæåëàÿ áîëåçíü èñòîùèëè ñèëû ó÷åíîãî, è 15 àïðåëÿ (4 àïðåëÿ ïî ñòàðîìó ñòèëþ) 1765, â 5 ÷àñîâ âå÷åðà, ïðîñòèâøèñü ñ æåíîé è äî÷åðüìè, Ëîìîíîñîâ ñêîí÷àëñÿ íà 54-ì ãîäó æèçíè.  Íà ñìåðòíîì îäðå âåëèêèé ó÷åíûé æàëåë îá îäíîì: „÷òî íå ìîã ñîâåðøèòü âñåãî òîãî, ÷òî ïðåäïðèíÿë äëÿ ïîëüçû îòå÷åñòâà, äëÿ ïðèðàùåíèÿ íàóê è äëÿ ñëàâû Àêàäåìèè”. Áîëüøèì óòåøåíèåì äëÿ óìèðàâøàãî ñëóæèëà óâåðåííîñòü, ÷òî ïîòîìñòâî îöåíèò åãî: „ß íå òóæó î ñìåðòè, ïîæèë, ïîòåðïåë, è çíàþ, ÷òî îáî ìíå äåòè îòå÷åñòâà ïîæàëåþò”. Ýòî áûëè ïîñëåäíèÿ ñëîâà, íàïèñàííûÿ Ìèõàéëîì Âàñèëüåâè÷åì íà êëî÷êå áóìàæêè, êîãäà ñìåðòü ñòîÿëà óæå ó èçãîëîâüÿ. Óìåð îí, êàê èñòèííûé õðèñòèàíèí: „çà äâà äíÿ äî ñâîåé êîí÷èíû”, ïèøåò ñîâðåìåííûé àêàäåìèê, „îí ïðèîáùàëñÿ è èñïóñòèë äóõ âî âðåìÿ ñîâåðøåíèÿ íàä íèì îáðÿäà ñîáîðîâàíèÿ, ïîñëå ïðîùàíüÿ, â ïîëíîì ðàçóìå, êàê ñ ñâîåþ æåíîþ è äî÷åðüþ, òàê è ñ ïðî÷èìè ïðèñóòñòâîâàâøèìè”.

               Ïîõîðîíåí â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå â Íåêðîïîëå íà êëàäáèùå Àëåêñàíäðî-Íåâñêîé Ëàâðû. Ïîãðåáåíèå åãî áûëî âåëèêîëåïíîå: íà íåì ïðèñóòñòâîâàëè ïåòåðáóðãñêèé àðõèåðåé ñ âûñøèì ñòîëè÷íûì äóõîâåíñòâîì, ñåíàòîðû, âåëüìîæè, íå ãîâîðÿ óæå îá ó÷åíèêàõ è ïî÷èòàòåëÿõ óìåðøåãî. Íà ìîãèëå åãî êàíöëåð ãðàô Âîðîíöîâ ïîñòàâèë ÷óäíûé ïàìÿòíèê èç áåëàãî êàððàðñêàãî ìðàìîðà. Íàäïèñü íà ïàìÿòíèêå, óêàçûâàþùóþ çàñëóãè, ñîñòàâèë åãî äðóã Øòåëèí íà ðóññêîì è ëàòèíñêîì ÿçûêàõ.

* * *

                Ñûí áåëîìîðñêîãî êðåñòüÿíèíà-ðûáàêà, 20-ëåòíèì «áîëâàíîì» êîå-êàê ïîïàâøèé â ó÷åáíîå çàâåäåíèå, Ì.Â. Ëîìîíîñîâ ñòàë âåëèêèì ó÷åíûì. Äî íåäàâíåãî âðåìåíè â áèîãðàôèè Ëîìîíîñîâà, ýòîãî ðóññêîãî ñàìîðîäêà, ïðàêòè÷åñêè íå áûëî áåëûõ ïÿòåí. Íî óæå ñåãîäíÿ âûäâèãàåòñÿ ãèïîòåçà î åãî íàñòîÿùåì – öàðñêîì ïðîèñõîæäåíèè: Ìèõàéëî Ëîìîíîñîâ áûë ñûíîì Ïåòðà I.  Öàðÿ-ïðåîáðàçîâàòåëÿ È Ëîìîíîñîâà ñáëèæàåò  êðîâíî-ðàçóìíîå ðîäñòâî: òà æå íåèñòîâàÿ, ðîìàíòè÷åñêàÿ ëþáîçíàòåëüíîñòü, æàæäà îáúÿòü ìûñëüþ âñå íàóêè è èñêóññòâà, äåéñòâåííûé ïàòðèîòèçì. Íó, ÷òî æ, ïî äåëàì îíî òàê, à âîò îñòàëüíîå, óâû, ïðèäåòñÿ äîêàçàòü. Äåëî çà ýêñïåðòàìè. À  ïðàâî ïîòîìêîâ ñóäèòü ëèøü ïî äåëàì åãî.

               Ïåðâûé ðóññêèé ó÷¸íûé-åñòåñòâîèñïûòàòåëü, ýíöèêëîïåäèñò, õèìèê è ôèçèê, àñòðîíîì, ïðèáîðîñòðîèòåëü, ãåîãðàô, ìåòàëëóðã, ãåîëîã, ïîýò…  Ìíîãèå åãî îòêðûòèÿ ïî õèìèè, ôèçèêå è àñòðîíîìèè íà äåñÿòèëåòèÿ îïåðåäèëè ðàáîòû çàïàäíîåâðîïåéñêèõ ó÷åíûõ, íî ÷àñòî îñòàâàëèñü íå çàìå÷åííûìè åâðîïåéñêîé íàóêîé, î ìíîãèõ åãî òðóäàõ è îïûòàõ ñòàëî èçâåñòíî òîëüêî ÷åðåç ñòî ëåò ïîñëå åãî ñìåðòè.  Ê ñîæàëåíèþ, äî 1830-õ ãîäîâ Ëîìîíîñîâà öåíèëè èñêëþ÷èòåëüíî êàê ïîýòà. È ãåíèàëüíûé îäèí èç íåìíîãèõ äàë íàñòîÿùóþ è äîñòîéíóþ  îöåíêó ðîññèéñêîìó òèòàíó.  Ïî ñëîâàì À. Ñ. Ïóøêèíà, Ëîìîíîñîâ, “ñîåäèíÿÿ íåîáûêíîâåííóþ ñèëó âîëè ñ íåîáûêíîâåííîþ ñèëîþ ïîíÿòèÿ, îáíÿë âñå îòðàñëè ïðîñâåùåíèÿ. Æàæäà íàóêè áûëà ñèëüíåéøåþ ñòðàñòèþ ñåé äóøè, èñïîëíåííîé ñòðàñòåé. Èñòîðèê, ðèòîð, ìåõàíèê, õèìèê, ìèíåðàëîã, õóäîæíèê è ñòèõîòâîðåö, îí âñå èñïûòàë è âñå ïðîíèê”. ãåíèé Ëîìîíîñîâà îïåðåäèë ñâîé âåê!
      
       

________________________

Ôîòî(èç èíòåðíåòà):Ëîìîíîñîâ äåìîíñòðèðóåò Åêàòåðèíå II ìîçàèêó ñîáñòâåííîãî èçãîòîâëåíèÿ.
Ðåïðîäóêöèÿ ïîëîòíà À.Ä. Êèâøåíêî. 1895 ã.

Источник