Динамическая сегментарная диагностика в чем польза

Динамическая сегментарная диагностика в чем польза thumbnail

История вопроса.

Первые научные соображения и шаги по развитию соответствующих устройств в этом направлении сделали О. Bergsmann и Janke при развитии первых дермографов декодера импульса, которые регистрировали реакцию организма после нагрузки импульсным током. Дальнейшие разработки были вдохновлены большей частью профессором X. Шиммелем – это устройство SEG и позже устройство BFD фирмы «VEGA».
С начала 1980-х годов Центр «ИМЕДИС» разрабатывает собственные системы для сегментарной диагностики. Эти системы оказались очень полезными, так как на основе специальной диагностики можно выявлять функциональные нарушения в организме задолго до проявления морфологических изменений или нарушений в органах. Эта диагностика оценивает функциональное состояние гомеостаза, т.е. она может отражать такие параметры, как энергетическое состояние, способность регуляции и стресс-реакцию.

Суть метода.

Сегментарная диагностика использует факт, который лежит в основе жизнедеятельности у всех животных и человека – принцип сегментов. Сегменты, обладающие отдельными корнями нервов, лежат дискообразно последовательно в верхней части туловища, в конечностях они ориентированы продольно, в голове они параллельны к листам жабр. Сегменты кожи связаны с внутренними органами нервами ВНС, что легло в основу их сопоставления. Они называются зонами по Геду в честь их первооткрывателя британского нейробиолога сэра Генри Геда (1861-1940 гг.). Эти зоны отражают на поверхности кожи определенные внутренние состояния принадлежащих к этому органу железе, группе органов или ткани, так как соединены ветвями спинальных нервов, которые берут начало из спинного мозга.
Поэтому кожа отражает также реакции организма на внутренние и внешние раздражители. Связи в репрезентативных сегментных комплексах и реакции на нагрузку в коже более или менее хорошо исследованы и исследуются как в диагностике, так и в терапии. Существует также обширная научная обработка этих явлений.

Метод позволяет:

  • осуществить сбор информации о функциональном состоянии организма и представить её в наглядной форме временно-зависимых графических функций, коэффициентов и оценок за очень короткое время (примерно 5 минут);
  • определить функциональный статус организма в целом и его частей, которые представляют как функциональные состояния,  так и их отклонения от нормы в функциях регуляции;
  • осуществлять контроль эффективности любой терапии;
  • оценить динамичные терапевтические действия путем  проведения измерений во время и между сеансами терапии;
  • создавать базы данных и статистического анализа;
  • осуществлять быструю и удобную оценку действия препарата или любого другого «несущего информацию» предмета (украшения, предметы одежды, продукты питания и т.д.).

Противопоказания:

  • наличие у пациента электрокардиостимулятора;
  • значительные нарушения кожного покрова.

Проведение измерения.

Для сегментарной диагностики используются 3 пары электродов: 2 маленьких лобных электрода, 2 ручных электрода и 2 ножных электрода. В ходе сегментарной диагностики проводится 3 измерительных цикла с 14 измерениями на парах отведений на постоянном электрическом токе отрицательной и положительной полярности со следующими характеристиками: ток 11 мкА, напряжение 1, 2, 4 В.

Изображения на фантомах показывают: степень нарушения, т.е. патологии и, соответственно, степень дисфункции органа или системы. Все эти результаты основаны на сложных расчетах, учитывающих разнообразные процессы и связи в сегментах. Данный компьютерный анализ базируется на более  чем 30-летнем опыте специалистов и врачей. Программа позволяет сравнивать проведенные измерения попарно, анализируя динамику изменений. При этом отображаются «ухудшение» или «улучшение» сегмента, можно проводить сравнение с большой точностью.

Оценка измерений

Интегральная диагностика.
Исходя из полученных значений, экспертная система  предлагает ценную диагностическую информацию в форме 7 параметров. В режиме «Интегральная диагностика» пользователь может просмотреть результаты компьютерной обработки результатов измерений электропроводности биологически активных зон кожи в текстовом виде. Описываются:

–    «Тип неспецифической реактивности»;

–    «Тонус вегетативной нервной системы»;

–   «Тип регуляции»;

–   «Потребление кислорода тканями»;

–   «Состояние иммунной реактивности»;

–   «Вегетативно-ирригационный синдром (зона локализации наибольшей патологии в организме)»;

–   «Системы органов с нарушенной функцией».

Дифференциальная диагностика.
В режиме «Дифференциальная диагностика» можно просмотреть результаты компьютерной  измерений измерений электропроводности биологически активных зон кожи на шести различных «фантомах», то есть графические изображения нарушений на  теле человека, разделённых на соответствующие зоны и сегменты.

–   «Потенциальные органы мишени»;
–   «Анализ сегментарной иннервации»;
–   «Анализ кожной иннервации»;
–   «Вертеброгенная диагностика»;
–   «Одонтогенная диагностика»;
–   «Симпатическая часть вегетативной нервной системы».

На «фантоме» «Потенциальные органы мишени» можно просмотреть перечень органов, связанных с патологической зоной;

На «фантоме» «Анализ сегментарной иннервации» можно просмотреть связанные с выбранным сегментом нервные образования, исходящие из спинномозговых ганглиев, рефлексы, артериальные сосуды спинного мозга, а также сегментарные гомеопатические средства, вводимые в БАТ по А. Вейхе.

На «фантоме» «Анализ кожной иннервации»  можно просмотреть биологически активные зоны, которые рекомендуются для терапии.

На «фантоме» «Вертеброгенная диагностика» можно определить уровень расположения биомеханических блоков в определенном позвоночно-двигательном сегменте, просмотреть перечень возможных вертеброгенно обусловленных заболеваний и рекомендуемые для их терапии медикаменты.

На «фантоме» «Одонтогенная диагностика»  можно просмотреть информационно-функциональные взаимосвязи зубов с определенными органами и тканевыми системами.

На «фантоме» «Симпатическая часть ВНС» можно просмотреть перечень паравертебральных биологически активных точек    для терапии заболеваний определенных органов.

Источник

Äèíàìè÷åñêàÿ ñåãìåíòàðíàÿ äèàãíîñòèêà íåéðîôóíêöèîíàëüíîãî ñòàòóñà ñèñòåì îðãàíèçìà

Æóðíàë “Ðåôëåêñîëîãèÿ”  ¹ 4(8) 2005, -ñ.15-18

Áîéöîâ È.Â.

ÖÈÑ “Àâèöåííà”, Âèòåáñê

Íàèáîëåå äîñòóïíûì êðèòåðèåì îöåíêè âåãåòàòèâíûõ ðåàêöèé íà ñåãìåíòàðíîì óðîâíå ÿâëÿåòñÿ èññëåäîâàíèå ôèçè÷åñêèõ ñâîéñòâ êîæè, â ÷àñòíîñòè åå ýëåêòðè÷åñêîãî ñîïðîòèâëåíèÿ.

Читайте также:  В чем польза творога после тренировки

 ñâîèõ èññëåäîâàíèÿõ ðÿä àâòîðîâ (Áåíåíñîí Ì.Å.,1963; Ïîðòíîâ Ô.Ã., 1980; Íå÷óøêèí À. È., Ãàéäàìàêèíà À. Ì., 1981) îòìå÷àþò, ÷òî êîæíàÿ ýëåêòðîïðîâîäèìîñòü õàðàêòåðèçóåò ñîñòîÿíèå ñèìïàòè÷åñêîãî îòäåëà âåãåòàòèâíîé íåðâíîé ñèñòåìû (ÂÍÑ). Òàê, Òàóýð è Ðèõòåð (öèò. ïî Ïîðòíîâó Ô.Ã., 1980) ïîêàçàëè çàâèñèìîñòü ýëåêòðîñîïðîòèâëåíèÿ êîæè îò ñîñòîÿíèÿ ñèìïàòè÷åñêîé èííåðâàöèè ñîîòâåòñòâóþùèõ äåðìàòîìîâ. Îíè îáíàðóæèëè, ÷òî ïðè äåãåíåðàöèè ñèìïàòè÷åñêîãî íåðâíîãî âîëîêíà ñîïðîòèâëåíèå ñîîòâåòñòâóþùåãî ó÷àñòêà êîæè ïîñòîÿííîìó ýëåêòðè÷åñêîìó òîêó âîçðàñòàåò â äåñÿòêè ðàç, à ïî ìåðå âîññòàíîâëåíèÿ ñèìïàòè÷åñêèõ ñâÿçåé îíî óìåíüøàåòñÿ, âîçâðàùàÿñü ê íîðìå.

Ñ ïîçèöèè ñîâðåìåííîé íåéðîôèçèîëîãèè îáúåäèíÿþùèì íà÷àëîì äëÿ êîæíûõ ïîêðîâîâ, ñóõîæèëüíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà è âíóòðåííèõ îðãàíîâ, êðîìå ãîðìîíàëüíî-ìåòàáîëè÷åñêîé ðåãóëÿöèè, ÿâëÿåòñÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà. Ôîðìèðîâàíèå ìîðôîôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì îðãàíèçìà (ÌÔÑ) íà÷èíàåòñÿ â ýìáðèîãåíåçå, êîãäà çà÷àòêè êîíêðåòíûõ âíóòðåííèõ îðãàíîâ, ó÷àñòêîâ êîæè, ìûøö è ñóõîæèëèé îêàçûâàþòñÿ âçàèìîñâÿçàíû ìåæäó ñîáîé îáùíîñòüþ ïåðâè÷íîé èííåðâàöèè, êîòîðàÿ ñîõðàíÿåòñÿ ïðè ñìåùåíèè îðãàíîâ è òêàíåé çà ñ÷åò îäíîâðåìåííîãî ðîñòà íåðâíûõ ïðîâîäíèêîâ. Ñåãìåíòàðíûé àïïàðàò ñïèííîãî ìîçãà îêàçàëñÿ ñâÿçóþùèì çâåíîì äëÿ ñîñòàâíûõ ÷àñòåé ÌÔÑ.

Òàêèì îáðàçîì, àêòèâíîñòü íåâðîòîìà (íåéðîíîâ êîíêðåòíûõ ñåãìåíòîâ) âëèÿåò íà: ñîîòâåòñòâóþùèé ñïëàíõíîòîì (âíóòðåííèå îðãàíû ÌÔÑ); äåðìàòîì (ïðåäñòàâèòåëüñòâî äàííîé ÌÔÑ íà êîæå); ìèîòîì (ìûøå÷íûå ãðóïïû ÌÔÑ); ñêëåðîòîì (ñâÿçêè, ñóõîæèëèÿ); îñòåîòîì (êîñòíûå ñòðóêòóðû); âàçîòîì (ñîñóäû), à îòðîñòêè íåéðîíîâ â ñîñòàâå íåðâíûõ ñòâîëîâ è ïðîâîäÿùèõ ïóòåé îáåñïå÷èâàþò öåëîñòíîñòü âñåé ÌÔÑ è åå âçàèìîñâÿçü ñ äðóãèìè ñèñòåìàìè.

Ïðåäñòàâëåíèÿ ñîâðåìåííûõ íåéðîôèçèîëîãîâ î ìîðôîôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåìàõ (ÌÔÑ) âñå áîëåå ñáëèæàþòñÿ ñ êîíöåïöèåé òðàäèöèîííîé êèòàéñêîé ìåäèöèíû (ÒÊÌ) î äâåíàäöàòè îñíîâíûõ ñèñòåìàõ, êîððåñïîíäèðóþùèõ ñîîòâåòñòâóþùèå ìåðèäèàíû, èëè êàíàëû. Òàê, îñíîâíîé âíóòðåííèé îðãàí ÌÔÑ àññîöèèðóåòñÿ ñ ÖÇÀÍ èëè ÔÓ-îðãàíîì ïî òåîðèè ÒÊÌ, êîæíîå ïðåäñòàâèòåëüñòâî ÌÔÑ – ñ íàðóæíûì õîäîì ìåðèäèàíà, ñóõîæèëüíî-ìûøå÷íûé àïïàðàò ÌÔÑ – ñ ñóõîæèëüíî-ìûøå÷íûì ìåðèäèàíîì, à îòðîñòêè íåéðîíîâ ÿâëÿþòñÿ “âíóòðåííèì õîäîì ìåðèäèàíà” â òåðìèíîëîãèè ÒÊÌ.

Âñå äèàãíîñòè÷åñêèå ìåòîäû, èñïîëüçóþùèå ýëåêòðîêîæíûå èçìåðåíèÿ (ÝÊÈ) â îáëàñòè ìåðèäèàíîâ, äëÿ èíòåðïðåòàöèè ïîëó÷àåìûõ çíà÷åíèé èñïîëüçóþò âçàèìîñâÿçü êîæè è âíóòðåííèõ îðãàíîâ íà îñíîâå îáùíîñòè ñåãìåíòàðíîé èííåðâàöèè. Òàê ñëîæèëîñü èñòîðè÷åñêè, ÷òî âñå ýòè ìåòîäû ïðè÷èñëÿþò ê ìåòîäàì ýëåêòðîïóíêòóðíîé äèàãíîñòèêè (ÝÏÄ). Íî ïðàâèëüíåå áûëî áû, ïî-íàøåìó ìíåíèþ, ñðåäè ðàçíîâèäíîñòåé ìåòîäîâ ÝÊÈ âûäåëÿòü äâå îñíîâíûå ãðóïïû, à òî÷íåå äâà îñíîâíûõ íàïðàâëåíèÿ äèàãíîñòè÷åñêîãî ïîèñêà: âî-ïåðâûõ, áîëüøóþ ãðóïïó ìåòîäîâ ýëåêòðîïóíêòóðíîé äèàãíîñòèêè (ÝÏÄ), ñðåäè êîòîðûõ íàèáîëüøåå ïðèçíàíèå â ìèðîâîé ìåäèöèíå ïîëó÷èë ìåòîä Ôîëëÿ (R.Voll); è, âî-âòîðûõ, ìåòîäû ñåãìåíòàðíîé íåéðîôóíêöèîíàëüíîé äèàãíîñòèêè (ÑÍÔÄ). Ñðåäè îñíîâîïîëîæíèêîâ âòîðîãî íàïðàâëåíèÿ, â ïåðâóþ î÷åðåäü, ñëåäóåò íàçâàòü äîêòîðà Y.Nakatani, ðàçðàáîòàâøåãî, èçâåñòíóþ áîëüøèíñòâó ñïåöèàëèñòîâ ïî ðåôëåêñîòåðàïèè, äèàãíîñòèêó ïî “ðèîäîðàêó”.

Öåëü äèàãíîñòè÷åñêîãî ïîèñêà ìåòîäîâ ýëåêòðîïóíêòóðíîé äèàãíîñòèêè – íàèáîëåå òî÷íî îïðåäåëèòü êàêîå-ëèáî ýëåêòðîôèçèîëîãè÷åñêîå ñâîéñòâî êîæè â îáëàñòè áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ òî÷åê (ÁÀÒ), ÷òîáû â äàëüíåéøåì èíòåðïðåòèðîâàòü ýòîò ïîêàçàòåëü.

Öåëü ñåãìåíòàðíîé íåéðîôóíêöèîíàëüíîé äèàãíîñòèêè ñîñòîèò â èññëåäîâàíèè îòâåòíîé ðåàêöèè íåéðîííîãî àïïàðàòà ñïèííîãî ìîçãà ïî ñåãìåíòàì, ÷òîáû â äàëüíåéøåì èíòåðïðåòèðîâàòü ñòåïåíü ýòîé îòâåòíîé ðåàêöèè.

Ôîëëü â ïðîöåññå ñâîèõ èññëåäîâàíèé ýìïèðè÷åñêè âûâåë, ÷òî äëÿ îïðåäåëåíèÿ ýëåêòðè÷åñêîãî ñîïðîòèâëåíèÿ êîæè â îáëàñòè ÁÀÒ íåîáõîäèìî èñïîëüçîâàòü ýëåêòðîä ïëîùàäüþ ñîïðèêîñíîâåíèÿ ñ êîæåé îêîëî 3ìì2, ÷åðåç êîòîðûé ïîäàåòñÿ òåñòèðóþùèé ýëåêòðè÷åñêèé òîê ñëåäóþùèõ ïàðàìåòðîâ: íàïðÿæåíèåì îêîëî 2-3 è ñèëîé òîêà îêîëî 15 ìêÀ. Òàêèå ïàðàìåòðû òåñòèðóþùåãî òîêà ïîçâîëÿþò îïðåäåëÿòü äàííîå ýëåêòðîôèçèîëîãè÷åñêîå ñâîéñòâî êîæè â îáëàñòè ÁÀÒ. Åñëè èñïîëüçîâàòü áîëåå ìîùíûé òåñòèðóþùèé òîê, òî âîçáóæäåíèå íåéðîííîãî àïïàðàòà ñïèííîãî ìîçãà áóäåò èçìåíÿòü ýëåêòðè÷åñêîå ñîïðîòèâëåíèå êîæè. Åñëè ïðèìåíÿòü òîê ìåíüøèõ ïàðàìåòðîâ, òî àðòåôàêòû ïðè ïðîâåäåíèè òåñòà íå ïîçâîëÿò ïîëó÷àòü ïîâòîðÿåìûå ðåçóëüòàòû çàìåðîâ.

 ïðîöåññå ñâîèõ èññëåäîâàíèé Ôîëëü ðàçðàáîòàë ñîîòâåòñòâóþùóþ øêàëó èíòåðïðåòàöèè ïîëó÷àåìûõ ïîêàçàòåëåé, ïðè ýòîì íîðìàëüíûìè äëÿ ëþáîé òåñòèðóåìîé òî÷êè ñ÷èòàþòñÿ çíà÷åíèÿ ñèëû òîêà (âåëè÷èíà îáðàòíî ïðîïîðöèîíàëüíàÿ ñîïðîòèâëåíèþ) â ïðåäåëàõ 5,5-7,0 ìêÀ, ÷òî ñîîòâåòñòâóåò 50-65 óñëîâíûõ åäèíèö øêàëû Ôîëëÿ. Ãëàâíîé îñîáåííîñòüþ èíòåðïðåòàöèè â ìåòîäå Ôîëëÿ ÿâëÿåòñÿ äîêàçàííûé àâòîðîì ïîñòóëàò î òîì, ÷òî ýëåêòðîôèçèîëîãè÷åñêèå ñâîéñòâà êàêîé-ëèáî ÁÀÒ óêàçûâàþò íà ñîñòîÿíèå íå âñåé ÌÔÑ, íà êîæíîì ïðåäñòàâèòåëüñòâå êîòîðîé íàõîäèòñÿ äàííàÿ ÁÀÒ, à òîëüêî êàêîé-òî ñòðîãî îïðåäåëåííîé åå ÷àñòè (íàïðèìåð, ïî îòäåëüíûì òî÷êàì íà êàíàëå æåëóäêà îïðåäåëÿþò ñîñòîÿíèå ïèùåâîäà, òåëà æåëóäêà, ïðèâðàòíèêà, áðþøèíû è ò.ä.).  ñâÿçè ñ ýòèì, íåëüçÿ ïîëüçîâàòüñÿ ìåòîäèêàìè ÝÏÄ, èìåþùèìè â ñâîåé îñíîâå çàìåð òîëüêî îäíîé ÁÀÒ íà ìåðèäèàíå, ïî ñâîéñòâó êîòîðîé ïðåäëàãàåòñÿ äåëàòü âûâîä î ñîñòîÿíèè âñåé ÌÔÑ (íàïðèìåð, ïðèáîð “ÊÝÑ” – ã.Ñ-Ïåòåðáóðã, àïïàðàò “Ëèíòàé” – ã.Ìèíñê è çíà÷èòåëüíîå áîëüøèíñòâî êîìïëåêñîâ äëÿ ïðîâåäåíèÿ ÝÏÄ).

 îòëè÷èå îò ýëåêòðîïóíêòóðíîé äèàãíîñòèêè ìåòîäû ñåãìåíòàðíîé íåéðîôóíêöèîíàëüíîé äèàãíîñòèêè èñïîëüçóþò ýëåêòðîä ïëîùàäüþ ñîïðèêîñíîâåíèÿ ñ êîæåé îêîëî 100 ìì2 è çíà÷èòåëüíî áîëüøèé ïî ìîùíîñòè òåñòèðóþùèé òîê (íàïðèìåð, â ìåòîäå “ðèîäîðàêó” ïðèìåíÿþò ýëåêòðè÷åñêèé òîê íàïðÿæåíèåì 12 âîëüò è ñèëîé òîêà – 200 ìêÀ), êîòîðûé ñïîñîáåí âûçâàòü çíà÷èìóþ äëÿ èíòåðïðåòàöèè ñåãìåíòàðíóþ îòâåòíóþ ðåàêöèþ. Âîïðåêè ìíåíèþ áîëüøèíñòâà ïîëüçîâàòåëåé ìåòîäà “ðèîäîðàêó”, òî÷êè ïðè ýòîì íå òåñòèðóþòñÿ, à ïî îòâåòíîé ðåàêöèè ñ êîæíîãî ñåãìåíòà äåëàåòñÿ âûâîä î ôóíêöèîíàëüíîé àêòèâíîñòè íåâðîòîìà è ñîîòâåòñòâóþùåé åìó ÌÔÑ.

Àâòîðîì äàííîé ñòàòüè ðàçðàáîòàí ìåòîä äèíàìè÷åñêîé ñåãìåíòàðíîé äèàãíîñòèêè (ÄÑÄ-òåñò), êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ñïîñîáîâ ñåãìåíòàðíîé íåéðîôóíêöèîíàëüíîé äèàãíîñòèêè è çàêëþ÷àåòñÿ â îïðåäåëåíèè ñòåïåíè âåãåòàòèâíîé ðåãóëÿöèè âíóòðåííèõ îðãàíîâ, ñóõîæèëüíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà è êîæíîãî ïîêðîâà íà îñíîâå äèíàìè÷åñêîãî èçìåíåíèÿ àêòèâíîñòè íåéðîíîâ ñïèíàëüíîé èííåðâàöèè â îòâåò íà ëåãêóþ ñòèìóëÿöèþ ýëåêòðè÷åñêèì òîêîì ðåïðåçåíòàòèâíûõ çîí êîæíûõ ñåãìåíòîâ.

Читайте также:  В чем польза молока презентация 1 класс

Èíûìè ñëîâàìè, ïðè èíòåðïðåòàöèè ïîëó÷åííûõ çíà÷åíèé ïðîâîäèòñÿ êîððåëÿöèÿ ìåæäó âåãåòàòèâíîé ðåãóëÿöèåé òêàíåé â îáëàñòè êîíêðåòíûõ êîæíûõ ñåãìåíòîâ è âåãåòàòèâíîé ðåãóëÿöèåé âíóòðåííèõ îðãàíîâ, ìûøö è ñóõîæèëèé. Âî âðåìÿ ïðîâåäåíèÿ äèíàìè÷åñêîé ñåãìåíòàðíîé äèàãíîñòèêè èñïîëüçóåòñÿ âîçðàñòàþùèé ïî ìîùíîñòè òåñòèðóþùèé òîê íàïðÿæåíèåì – 6-21 âîëüò è ñèëîé òîêà 150-250 ìêÀ.

Ñõåìàòè÷åñêè ÄÑÄ-òåñò ïðîâîäèòñÿ ñëåäóþùèì îáðàçîì :

1. ×åðåç àêòèâíûé ýëåêòðîä, óñòàíîâëåííûé íà êîæíûé ñåãìåíò, âîçðàñòàþùèì ïî ìîùíîñòè ýëåêòðè÷åñêèì òîêîì, ðàçäðàæàþò íåðâíûå ðåöåïòîðû êîæè è ïîäêîæíîé êëåò÷àòêè. Ïðè ýòîì â ðåçóëüòàòå òàêîãî ðàçäðàæåíèÿ â êîíå÷íûõ ðåöåïòîðàõ âîçíèêàåò ëîêàëüíûé äåïîëÿðèçàöèîííûé ïîòåíöèàë, êîòîðûé â ïðîöåññå òåñòèðîâàíèÿ çàõâàòûâàåò âñå áîëüøåå êîëè÷åñòâî ðåöåïòîðîâ è ïîä äåéñòâèåì äîñòàòî÷íîãî ïî ìîùíîñòè ðàçäðàæèòåëÿ äîñòèãàåò êðèòè÷åñêîãî óðîâíÿ, òðàíñôîðìèðóÿñü â íåðâíûé èìïóëüñ;

2. Íåðâíûé èìïóëüñ ïî àôôåðåíòíûì âîëîêíàì äîñòèãàåò ñîîòâåòñòâóþùèõ ñåãìåíòîâ ñïèííîãî ìîçãà è ìåíÿåò óðîâåíü àêòèâíîñòè íåéðîíîâ â çàâèñèìîñòè îò èõ ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ;

3. Âîçíèêøàÿ íà ðàçäðàæåíèå îòâåòíàÿ ðåàêöèÿ íåéðîííîãî àïïàðàòà ïî ýôôåðåíòíûì âîëîêíàì äèíàìè÷åñêè èçìåíÿåò âåãåòàòèâíóþ ðåãóëÿöèþ êîæè ïîä àêòèâíûì ýëåêòðîäîì.  ðåçóëüòàòå ýòîãî ìåíÿþòñÿ ýëåêòðîôèçèîëîãè÷åñêèå ñâîéñòâà ýòîãî ó÷àñòêà êîæè è â ÷àñòíîñòè åå ýëåêòðè÷åñêîå ñîïðîòèâëåíèå;

4.  ïðîöåññå òåñòèðîâàíèÿ èññëåäîâàòåëåì ïîñòîÿííî ôèêñèðóåòñÿ çíà÷åíèå ýëåêòðîïðîâîäíîñòè êîæè ïîä àêòèâíûì ýëåêòðîäîì ñ ïîñòðîåíèåì ãðàôèêà äèíàìè÷åñêîé çàâèñèìîñòè ýòîãî ïîêàçàòåëÿ îò äëèòåëüíîñòè ðàçäðàæåíèÿ êîæíîãî ñåãìåíòà.

5. Ïîñëå òåñòèðîâàíèÿ ðåïðåçåíòàòèâíûõ çîí âñåõ äåðìàòîìîâ ïðîâîäèòñÿ èíòåðïðåòàöèÿ ñ ó÷åòîì íîðìàòèâíîé ñïîñîáíîñòè ê îòâåòíîé ðåàêöèè íåéðîííîãî àïïàðàòà ðàçëè÷íûõ ñåãìåíòîâ ñïèííîãî ìîçãà. Ðåïðåçåíòàòèâíûå çîíû, ïðåäíàçíà÷åííûå äëÿ òåñòèðîâàíèÿ, ìû ðàçäåëÿåì íà òðè îñíîâíûå ãðóïïû: äèñòàëüíûå, ïàðàâåðòåáðàëüíûå è ñïåöèàëüíûå. Äèñòàëüíûå ðåïðåçåíòàòèâíûå çîíû ëîêàëèçóþòñÿ â îáëàñòè ëó÷åçàïÿñòíûõ ñêëàäîê íà âåðõíèõ êîíå÷íîñòÿõ è â îáëàñòè ñòîï íà íèæíèõ êîíå÷íîñòÿõ.

Ðåïðåçåíòàòèâíûå çîíû âòîðîé ãðóïïû ðàñïîëîæåíû ïàðàâåðòåáðàëüíî íà óðîâíå íèæíåãî êðàÿ îñòèñòûõ îòðîñòêîâ ïîçâîíêîâ. Òðåòüÿ ãðóïïà ðåïðåçåíòàòèâíûõ çîí èñïîëüçóåòñÿ âðà÷îì äëÿ ïðîâåäåíèÿ ñïåöèàëüíûõ èññëåäîâàíèé, íàïðèìåð, òåñòèðîâàíèå íåéðîííîé àêòèâíîñòè ïî êîæíûì ñåãìåíòàì ëèöåâîé îáëàñòè, âîëîñèñòîé ÷àñòè ãîëîâû èëè â îáëàñòè áóäóþùèõ õèðóðãè÷åñêèõ ðàçðåçîâ.

 ïðîöåññå äèíàìè÷åñêîãî òåñòèðîâàíèÿ ïðîâîäèòñÿ ðàçäðàæåíèå íåðâíûõ îêîí÷àíèé êîæè ñ ïîñòîÿííûì êîíòðîëåì çà èçìåíåíèÿìè ñèëû òîêà, ïðîõîäÿùåãî ÷åðåç àêòèâíûé ýëåêòðîä. Ïðè ýòîì ñèëà òîêà â ïðîöåññå òåñòèðîâàíèÿ ïîâûøàåòñÿ äî îïðåäåëåííîé âåëè÷èíû – ñòàäèÿ âîçáóæäåíèÿ (ðèñ.1 À), ïîñëå ÷åãî íåêîòîðîå âðåìÿ îíà îñòàåòñÿ íåèçìåííîé – ñòàäèÿ âûõîäà íà ïëàòî (ðèñ.1 Â), à åñëè äàëüøå ïðîäîëæàòü ðàçäðàæàòü íåðâíûå îêîí÷àíèÿ, òî ïðîèñõîäèò ñíèæåíèå ñèëû òîêà – ñòàäèÿ òîðìîæåíèÿ (ðèñ.1 Ñ). Òàê êàê ïðîöåññ âîçáóæäåíèÿ íåéðîííîãî àïïàðàòà ñ êàêîãî-ëèáî êîæíîãî ñåãìåíòà äî ñòàäèè âûõîäà íà ïëàòî çàíèìàåò âðåìÿ t1 îò 5 äî 50 ñåêóíä, âðåìÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòè ñòàäèè âûõîäà íà ïëàòî t2 ñîñòàâëÿåò îêîëî 2-õ ìèíóò, à ïðîöåññ òîðìîæåíèÿ çàíèìàåò âðåìÿ t3 îêîëî 5 -10 ìèíóò, òî êàê ïðàâèëî ÄÑÄ-òåñò ïðîâîäÿò ïî îäíîìó èç òðåõ íèæåïðèâåäåííûõ âàðèàíòîâ.

 Динамическая сегментарная диагностика в чем польза

Ðèñ 1. Ñòàäèè îòâåòíîé ðåàêöèè íåéðîííîãî àïïàðàòà ïîä äåéñòâèåì òåñòèðóþùåãî òîêà (ÄÑÄ-òåñò)

Ïåðâûé âàðèàíò: áàçîâûé òåñò, çàêëþ÷àåòñÿ â îöåíêå èçìåíåíèÿ àêòèâíîñòè íåéðîííîãî àïïàðàòà ïîä äåéñòâèåì ëåãêîãî êîðîòêîãî ðàçäðàæèòåëÿ – òåñòèðóþùèé òîê ïîäàåòñÿ â òå÷åíèå 3 ñåêóíä, ïîñëå ÷åãî ïðîâîäèòñÿ îäíîêðàòíûé çàìåð ñèëû òîêà, ïðîõîäÿùåãî ÷åðåç êîæó. Ïðè ýòîì ïî ðåçóëüòàòàì èññëåäîâàíèÿ èìååòñÿ âîçìîæíîñòü îïðåäåëèòü ëîêàëèçàöèþ ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â îðãàíèçìå áåç îïðåäåëåíèÿ ãëóáèíû ïîðàæåíèÿ íåéðîííîãî àïïàðàòà è ïîðàæåíèÿ ÌÔÑ â ñêðûòîé èëè â êîìïåíñèðîâàííîé ôîðìàõ. Âðåìÿ òåñòèðîâàíèÿ âñåõ ðåïðåçåíòàòèâíûõ çîí ñîñòàâëÿåò îêîëî 3 ìèíóò (ýòîò âàðèàíò òåñòèðîâàíèÿ àíàëîãè÷åí ìåòîäó “ðèîäîðàêó”).

Âòîðîé âàðèàíò: ñîêðàùåííûé äèíàìè÷åñêèé òåñò, çàêëþ÷àåòñÿ â äèíàìè÷åñêîé îöåíêå èçìåíåíèÿ àêòèâíîñòè íåéðîííîãî àïïàðàòà ïîä äåéñòâèåì íàðàñòàþùåãî ïî ìîùíîñòè òåñòèðóþùåãî òîêà äî ìîìåíòà âûõîäà íà ïëàòî. Ïðè ýòîì îïðåäåëÿåòñÿ íå òîëüêî ëîêàëèçàöèÿ ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà, íî è ñòåïåíü ïîðàæåíèÿ íåéðîííîãî àïïàðàòà, à â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ è ñêðûòàÿ ïàòîëîãèÿ, ò.å. òà, êîòîðàÿ ïðè âîçäåéñòâèè ìàëîãî ïî ñèëå ðàçäðàæèòåëÿ íå îïðåäåëÿåòñÿ. Âðåìÿ òåñòèðîâàíèÿ âñåõ ðåïðåçåíòàòèâíûõ çîí â çàâèñèìîñòè îò ñîñòîÿíèÿ âåãåòàòèâíîé ðåàêòèâíîñòè ÌÔÑ ñîñòàâëÿåò îêîëî 15-25 ìèíóò.

Òðåòèé âàðèàíò: ïîëíûé äèíàìè÷åñêèé òåñò, âêëþ÷àåò â ñåáÿ äèíàìè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ñòàäèè âîçáóæäåíèÿ, âûõîäà íà ïëàòî è ñòàäèè òîðìîæåíèÿ íåéðîííîãî àïïàðàòà, ÷òî ìîæåò áûòü íåîáõîäèìî ïðè ïðîâåäåíèè ñïåöèàëüíûõ íàó÷íûõ èññëåäîâàíèé. Âðåìÿ òåñòèðîâàíèÿ âñåõ ðåïðåçåíòàòèâíûõ çîí â çàâèñèìîñòè îò ñîñòîÿíèÿ îáùåãî âåãåòàòèâíîãî òîíóñà è âåãåòàòèâíîé ðåàêòèâíîñòè ÌÔÑ îáñëåäóåìîãî ñîñòàâëÿåò îêîëî 1,5-2 ÷àñîâ.

Ïðåäñòàâëåííûå âòîðîé è òðåòèé âàðèàíòû ñåãìåíòàðíîé íåéðîôóíêöèîíàëüíîé äèàãíîñòèêè ÿâëÿþòñÿ íîâûì ñïîñîáîì ýëåêòðîêîæíûõ èçìåðåíèé, íàçâàííîì íàìè, ñïîñîáîì äèíàìè÷åñêîé ñåãìåíòàðíîé äèàãíîñòèêè.

Äèàãíîñòè÷åñêîå òåñòèðîâàíèå ïðîâîäèòñÿ äëÿ êàæäîãî äåðìàòîìà ïîî÷åðåäíî ñíà÷àëà ñïðàâà, çàòåì ñèììåòðè÷íî ñëåâà. Äëÿ êàæäîãî ñåãìåíòàðíîãî óðîâíÿ îöåíèâàþòñÿ êîëè÷åñòâåííûå è êà÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè èçìåíåíèÿ ýëåêòðîïðîâîäíîñòè êîæè ïîä äåéñòâèåì òåñòèðóþùåãî òîêà.

Êîëè÷åñòâåííûé ïîêàçàòåëü Imax (mkA) õàðàêòåðèçóåò ìàêñèìàëüíîå âîçðàñòàíèå ñèëû òîêà, ò.å. òó ñèëó òîêà, ïðè êîòîðîé íàñòóïèëà ñòàäèÿ âûõîäà íà ïëàòî. Ýòîò ïîêàçàòåëü õàðàêòåðèçóåò âåãåòàòèâíîå îáåñïå÷åíèå äåÿòåëüíîñòè (ÂÎÄ) ñîîòâåòñòâóþùåé ÌÔÑ. Ïîêàçàòåëü ýëåêòðîïðîâîäíîñòè êîæè ïîä äåéñòâèåì òåñòèðóþùåãî òîêà â íîðìå ó çäîðîâîãî ÷åëîâåêà äîëæåí äîñòèãàòü îïðåäåëåííûõ âåëè÷èí, è äëÿ ðàçíûõ ñåãìåíòàðíûõ óðîâíåé ýòè ïîêàçàòåëè äîëæíû ñîîòíîñèòñÿ ñîãëàñíî îïðåäåëåííûì êîýôôèöèåíòàì.

Читайте также:  Актовегин при беременности польза или вред

Êà÷åñòâåííûé ïîêàçàòåëü VRi (mkA/sek) õàðàêòåðèçóåò èçìåíåíèå ñèëû òîêà â òå÷åíèå âðåìåíè òåñòèðîâàíèÿ, ýòî òàê íàçûâàåìûé, ïîêàçàòåëü âåãåòàòèâíîé ðåàêòèâíîñòè (ÂÐ). Ãðàôèê ýòîãî èçìåíåíèÿ ñòðîèòñÿ íà ýêðàíå ìîíèòîðà äëÿ êàæäîãî äåðìàòîìà â ïðîöåññå åãî òåñòèðîâàíèÿ. Íà ðèñóíêå 2 ïðåäñòàâëåíû ãðàôèêè äëÿ íîðìàëüíîé îòâåòíîé ðåàêöèè íåéðîííîãî àïïàðàòà (Â), äëÿ ðåàêöèè ñèñòåìû ñ ïîâûøåííîé âåãåòàòèâíîé ðåàêòèâíîñòüþ (À) è äëÿ îòâåòíîé ðåàêöèè ñèñòåìû ñ ïîíèæåííîé âåãåòàòèâíîé ðåàêòèâíîñòüþ (Ñ). Íèæå ïðåäñòàâëåíà ôîðìóëà ðàñ÷åòà ïîêàçàòåëÿ ÂÐ:

Imax VRi = 0,9 ki —— , t0,9
ãäå VRi – ïîêàçàòåëü ÂÐ;
Imax – ñèëà òîêà âûõîäà íà ïëàòî;
t0,9 – âðåìÿ, â òå÷åíèå êîòîðîãî ñèëà òîêà âîçðîñëà äî çíà÷åíèÿ 0,9 õ Imax;
ki – êîýôôèöèåíò ñåãìåíòàðíîãî óðîâíÿ.

Динамическая сегментарная диагностика в чем польза

Ðèñ 2. Âàðèàíòû èçìåíåíèÿ ãðàôèêà âåãåòàòèâíîé ðåàêòèâíîñòè ÌÔÑ ïðè ïðîâåäåíèè ÄÑÄ-òåñòà.

Èíòåðïðåòàöèÿ ðåçóëüòàòîâ ÄÑÄ-òåñòà âêëþ÷àåò â ñåáÿ àíàëèç áîëåå 20 000 ïîêàçàòåëåé, ñðåäè êîòîðûõ ñëåäóåò âûäåëèòü ñëåäóþùèå: 1) t1 (sek) – ïðîäîëæèòåëüíîñòü ñòàäèè âîçáóæäåíèÿ (ðàññ÷èòûâàåòñÿ äëÿ êàæäîé ðåïðåçåíòàòèâíîé çîíû); 2) t2 (sek) – ïðîäîëæèòåëüíîñòü ñòàäèè âûõîäà íà ïëàòî (ðàññ÷èòûâàåòñÿ äëÿ êàæäîé ðåïðåçåíòàòèâíîé çîíû); 3) t3 (sek) – ïðîäîëæèòåëüíîñòü ñòàäèè òîðìîæåíèÿ (ðàññ÷èòûâàåòñÿ äëÿ êàæäîé ðåïðåçåíòàòèâíîé çîíû); 4) Ii (mkA) – ñèëà òîêà çà êàæäóþ ñåêóíäó äèíàìè÷åñêîãî òåñòà (îêîëî 10-900 çíà÷åíèé äëÿ êàæäîé ðåïðåçåíòàòèâíîé çîíû); 5) Imax (mkA) – ïîêàçàòåëü ÂÎÄ (ðàññ÷èòûâàåòñÿ äëÿ êàæäîé ðåïðåçåíòàòèâíîé çîíû); 6) VR (mkA/sek) – ïîêàçàòåëü ÂÐ (ðàññ÷èòûâàåòñÿ äëÿ êàæäîé ðåïðåçåíòàòèâíîé çîíû); 7) Ïîêàçàòåëü îáùåãî âåãåòàòèâíîãî òîíóñà; 8) Ïîêàçàòåëü ñîîòíîøåíèÿ àêòèâíîñòè ñèìïàòè÷åñêîãî è ïàðàñèìïàòè÷åñêîãî îòäåëîâ ÂÍÑ

Òàêèì îáðàçîì, àíàëèç ðåçóëüòàòîâ ÄÑÄ-òåñòà î÷åíü òðóäîåìîê, à îáúåì îáðàáàòûâàåìîãî ìàòåðèàëà çíà÷èòåëåí, ïîýòîìó âñå ýòàïû èíòåðïðåòàöèè âûïîëíÿåò ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàííîå ïðîãðàììíîå îáåñïå÷åíèå êîìïüþòåðèçîâàííîãî êîìïëåêñà “POINTS” (Ñåðòèôèêàò ñîîòâåòñòâèÿ ¹ ÐÎÑÑ RU.ÈÌ02.Â09845; Ðåãèñòðàöèîííîå óäîñòîâåðåíèå ÌÇ è ÑÐ ÐÔ ¹ 29/23030700/2834-02; Ñâèäåòåëüñòâî ÐÎÑÏÀÒÅÍÒ ¹ 2002610520; èíòåðíåò – ñàéò: www.avicenna.vitebsk.net).

Ïî ðåçóëüòàòàì äèàãíîñòè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ, ïðåæäå âñåãî, äåëàåòñÿ âûâîä î ôóíêöèîíàëüíîé àêòèâíîñòè âûñøèõ íàäñåãìåíòàðíûõ öåíòðîâ íåðâíîé ñèñòåìû – ýòî óðîâåíü îáùåãî âåãåòàòèâíîãî òîíóñà îðãàíèçìà. Ïîâûøåíèå èëè ñíèæåíèå îòâåòíûõ ðåàêöèé ñî âñåõ ñåãìåíòîâ óêàçûâàåò íà ïîâûøåíèå èëè ñíèæåíèå îáùåãî âåãåòàòèâíîãî òîíóñà îðãàíèçìà. Òî åñòü îòäåëüíûå ïîêàçàòåëè äàþò ïðåäñòàâëåíèå î âåãåòàòèâíûõ âçàèìîîòíîøåíèÿõ âíóòðè ñèñòåì, à ñóììà ïîêàçàòåëåé ðàçíûõ ñèñòåì ïîçâîëÿåò ñóäèòü îá èñõîäíîì âåãåòàòèâíîì òîíóñå îðãàíèçìà.

Äàëåå ïðîâîäèòñÿ ñðàâíèòåëüíûé àíàëèç ïîêàçàòåëåé, îòâåòñòâåííûõ çà àêòèâíîñòü ñèìïàòè÷åñêîãî è ïàðàñèìïàòè÷åñêîãî îòäåëîâ ÂÍÑ. Ýòî âòîðîé óðîâåíü âîçìîæíûõ íàðóøåíèé âåãåòî-òðîôè÷åñêèõ ôóíêöèé îðãàíèçìà.

Íà òðåòüåì óðîâíå ïðîâîäèòñÿ ñðàâíèòåëüíûé àíàëèç ïðîâîäèìîñòè íàðóæíûõ è âíóòðåííèõ ïîâåðõíîñòåé îòäåëüíûõ êîíå÷íîñòåé. Íàðóøåíèÿ ïðîâîäèìîñòè íà äàííîì óðîâíå îáóñëîâëåíû ñïåöèôè÷åñêèìè èçìåíåíèÿìè àêòèâíîñòè îòäåëüíûõ ãðóïï íåéðîíîâ, ïðè÷èíîé ýòîãî ÷àñòî ÿâëÿþòñÿ ñîñóäèñòûå, ïîñòòðàâìàòè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû, à òàêæå ïîðàæåíèÿ íåéðîíîâ íà ôîíå îáúåìíûõ ïðîöåññîâ è êîðåøêîâûõ ñèíäðîìîâ ïðè ïàòîëîãèè ïîçâîíî÷íèêà.

Íà ÷åòâåðòîì óðîâíå ðàññìàòðèâàþòñÿ íàðóøåíèÿ àêòèâíîñòè íåéðîííîãî àïïàðàòà îòäåëüíûõ ñåãìåíòîâ, ÷òî îáóñëîâëèâàåò íàðóøåíèå âåãåòàòèâíîé ðåãóëÿöèè â ñîîòâåòñòâóþùèõ ìîðôîôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåìàõ, ïðè ýòîì äåëàåòñÿ âûâîä: âî-ïåðâûõ, î ôóíêöèîíàëüíîì ñîñòîÿíèè òåõ èëè èíûõ âíóòðåííèõ ñèñòåì îðãàíèçìà; âî-âòîðûõ, î ñòåïåíè âåãåòàòèâíîé ðåãóëÿöèè îòäåëüíûõ ñóõîæèëüíî-ìûøå÷íûõ ãðóïï; è, â-òðåòüèõ, î òðîôè÷åñêîì îáåñïå÷åíèè ñåãìåíòàðíûõ ó÷àñòêîâ êîæíûõ ïîêðîâîâ. Íà ïÿòîì óðîâíå ñðàâíèâàåòñÿ àêòèâíîñòü íåéðîííûõ ãðóïï êàæäîãî ñåãìåíòàðíîãî óðîâíÿ îòäåëüíî äëÿ ïðàâîé è ëåâîé ñòîðîíû, ÷òî ìîæåò èìåòü çíà÷åíèå äëÿ àñèììåòðè÷íîé ïàòîëîãèè.

Âûâîäû:

1. Ïðåäëîæåí íîâûé âûñîêîèíôîðìàòèâíûé ìåòîä äèàãíîñòèêè íåéðîôóíêöèîíàëüíîãî ñòàòóñà ñèñòåì îðãàíèçìà, êîòîðûé ìû íàçâàëè ìåòîäîì äèíàìè÷åñêîé ñåãìåíòàðíîé äèàãíîñòèêè;

2. Ïðåäëîæåííûé ìåòîä ìîæåò áûòü èíôîðìàòèâíûì è ïîëåçíûì â ðåôëåêñîòåðàïèè, âåðòåáðîíåâðîëîãèè, òåðàïèè, õèðóðãèè è äðóãèõ îáëàñòÿõ ìåäèöèíû.

Ëèòåðàòóðà:

1. Áîéöîâ È.Â. Êîìïüþòåðèçîâàííûé êîìïëåêñ “POINTS”: ýëåêòðîïóíêòóðíàÿ äèàãíîñòèêà è ïóíêòóðíàÿ òåðàïèÿ // Ðåôëåêñîòåðàïèÿ. – Ì, 2002. – ¹ 2. – Ñ. 55-56

2. Áîéöîâ È.Â. Ýëåêòðîïóíêòóðíàÿ äèàãíîñòèêà ïî “ðèîäîðàêó”. – Âèòåáñê, 1996. – 192 ñ.

3. Áîéöîâ È.Â. Ýëåêòðîïóíêòóðíûå èçìåðåíèÿ: èíòåðïðåòàöèÿ, ïðîãðàììíîå îáåñïå÷åíèå è ïðàêòè÷åñêîå ïðèìåíåíèå: Äèñ. … êàíä. ìåä. íàóê: 14.00.34 / ÁåëÌÀÏÎ. – Ìèíñê, 1999.

4. Áîéöîâ È.Â. Ìåñòî íåéðîôóíêöèîíàëüíîé äèàãíîñòèêè ñðåäè ïóíêòóðíûõ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ // Ðåôëåêñîëîãèÿ. – Ì, 2004. – ¹ 2

5. Áîéöîâ È.Â. Îñíîâíûå ïðèíöèïû ýëåêòðîïóíêòóðíîé äèàãíîñòèêè // Ðåôëåêñîòåðàïèÿ. – Ì, 2003. – ¹ 3(6).-C.51-55

6. Áîéöîâ È.Â., Óëàùèê Â.Ñ. Ýëåêòðîïóíêòóðíàÿ äèàãíîñòèêà è îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ åå èñïîëüçîâàíèÿ // Çäðàâîîõðàíåíèå. – Ìèíñê, 2000. – ¹ 9.

7. Áîéöîâ È.Â., Ðîñòîâöåâ Â.Í. Óñëîâèÿ êîððåêòíîñòè ýëåêòðîïóíêòóðíîé äèàãíîñòèêè ïî ìåòîäó Y.Nakatani // Çäðàâîîõðàíåíèå. – Ìèíñê, 1999. – ¹ 12.

8. Áîãäàíîâ Í.Í., Ìàêàðîâ À.Ê. Ìåòîäîëîãè÷åñêèå àñïåêòû àóðèêóëÿðíîé äèàãíîñòèêè âåãåòàòèâíîãî ñòàòóñà ÷åëîâåêà â íîðìå è ïàòîëîãèè // Ðåôëåêñîòåðàïèÿ. – Ì, 2002. – ¹ 2. – Ñ. 25-28

9. Âåãåòàòèâíûå ðàññòðîéñòâà: Êëèíèêà, ëå÷åíèå, äèàãíîñòèêà. / Ïîä ðåä. À. Ì. Âåéíà. – Ì.: Ìåäèöèíñêîå èíôîðìàöèîííîå àãåíòñòâî, 1998. – 752 ñ.

10. Èíòåðíåò – ñàéò: www.avicenna.vitebsk.net

11. Èâàíè÷åâ Ã.À. Ìåõàíèçìû àêóïóíêòóðû. – Êàçàíü, 2001. – 144 ñ.

12. Ïîðòíîâ Ô.Ã. Ýëåêòðîïóíêòóðíàÿ ðåôëåêñîòåðàïèÿ.- Ðèãà: Çèíàòíå, 1988.- 352 ñ.

Источник