Диктант лес приносит много пользы

медведь (какой?)…
ослик (какой?)…
кот (какой?)…
олень (какой?)…
лиса (какая?)…
мышь (какая?)…
белка (какая?)…
кенгуру (какой?)…
тигр (какой?)…
заяц (какой?)…
-
Какие из этих животных живут в лесу? -
Как они называются? {Дикие.) -
Какое из этих животных домашнее? -
Что вы о нем знаете? -
Сейчас мы о нем прочитаем стихотворение.
-
И. Постановка целей и определение темы урока -
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.) -
III. Работа по теме урока -
(Стихотворение записано на доске. В нем пропущены слова.)
-
Добавьте пропущенные слова.
-
… усатый, полосатый Лапки греет на солнышке. -
И глазами хитрыми … следит за мышкой. -
Язычком… красненьким Облизал свой носик, -
Лапочкой-подушечкой Умывает ротик. -
С. Алеша
-
Какие слова пропущены? Поставьте к ним вопросы. -
Кто? Он. Это слово обозначает предмет? {Нет.)
-
Вывод. Слово не обозначает предмет, но указывает на него. -
К этому слову относятся еще местоимения: я, мы, ты, вы, они, она.
-
Физкультминутка -
Закрепление изученного
-
Игра «Кто лишний?»
-
(На доске записаны слова.) -
Мальчики, девочки, мы, ученики, учителя. -
Анна Петровна, летчик, вы, генерал. -
Миша, я, Света, библиотекарь. -
Кукла, человек, ребенок, ты.
-
Назовите лишнее слово. *
-
Игра «Соедини по смыслу»
-
» девочка -
он -
мяч -
она кУкла -
яблоко -
гриб -
оно -
окно -
— Спишите с доски стихотворение о слоне В. Степанова и вставьте пропущенные слова. -
На арену вышел слон, -
К нам пришел с подарком… (он). -
… (Он) принес друзьям цветок Красный, словно огонек.
-
Поиграем в игру «Замени местоимением».
-
Медведь (он), лиса (она), заяц (он), мышь (она), солнце (оно), ветер (он), облако (оно).
-
Подведение итогов урока
-
С какими словами вы сегодня познакомились? (Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.) -
На какой вопрос они отвечают? (На вопрос «Кто?».) -
Какое отношение они имеют к предметам? (Они не называют их, а только указывают на них.)
-
Урок 10. Диктант -
Задачи: проверить знания учащихся по оформлению предложения на письме (записывать предложение, ставить знаки препинания в конце предложения, начинать предложение с заглавной буквы); проверить умение писать слова без искажений букв и замены другими буквами; развивать фонематический слух, внимание. -
Обучение УУД: умение применять правила оформления предложений; осуществлять самоконтроль. -
Пропедевтика: понятие об аудировании. -
Ход урока
-
Включение в учебную деятельность -
Постановка целей и определение темы урока
-
(Учитель сообщает, что на уроке дети запишут под диктовку текст, разделив его на предложения. Они должны вспомнить, с какой буквы начинается каждое предложение, какие знаки препинания могут использоваться.)
-
Работа по теме урока
-
(Знакомство с текстом диктанта.) -
Лес -
Лес приносит много пользы. Он очищает воздух и защищает водоемы. Зеленые деревья украшают землю. Берегите леса! {17слов.) -
(Запись текста под диктовку. Дети пишут, что слышат. Учителю необходимо соблюдать только орфоэпическое произношение.)
-
Подведение итогов урока
-
Понравился ли вам урок? -
Чему вы научились? -
Что нужно сделать, чтобы не было затруднений?
-
Уроки 11, 12. Безударные гласные в корне слова -
Задачи: продолжить формирование у учащихся навыков правописания безударных гласных в корне слова, умения подбирать проверочное слово; вырабатывать навыки грамотного письма; закрепить знания о существительных, прилагательных, глаголах (не называя данных терминов). -
Обучение УУД: умение распознавать условные обозначения звуков речи; определять качество гласного звука (ударный — безударный); подбирать однокоренные слова; различать единственное и множественное число слов; оценивать собственную деятельность. -
Пропедевтика: сопоставление орфографического и орфоэпического произношения слов; способы проверки написания безударных гласных в корне слова. -
Ход урока 11 -
I. Включение в учебную деятельность
-
Ребята, мы учимся уже несколько месяцев. Кто из вас помнит, как мы учились читать и писать? С чего начинали?
-
{Речь. Предложение. Слово. Слоги. Звуки. Буквы. Писали слоги, слова, предложения.)
-
На какие группы мы можем делить слова? (Предлог. Союз. Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»; «Что делать?»; «Какой?», «Какая?».) -
Все ли слова мы научились писать без ошибок, правильно? {Наверное, нет.)
-
Тайны русского языка вы будете постигать постепенно, узнавая на каждом уроке новое или вспоминая забытое. -
• «S’
-
Чистописание
-
Запишите в рабочей.-тетради по одной строке заглавных букв К, Я и строчных букв к, н.
-
Постановка целей и определение темы урока
-
Какие буквы пропущены в стихотворении?
-
В л..су и на р..чной излуке, -
В р..дных п..лях, где даль св..гла, -
Ты с д..бротой не будь в разлуке, -
Не причини природе зла. -
(Дети указывают пропущенные буквы.)
-
Почему вы решили, что пропущены эти буквы? -
Что вам помогло определить правильность написания гласных? (Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались
-
о целях и теме урока.)
-
Работа по теме урока
-
Как вы думаете, что бы было с русским языком, если бы мы писали так, как слышим? -
Представьте, вы получили письмо. Прочитайте его.
-
Дарагой Бариз? -
Я очин па табе скучайу. Скора наступить висна. Будуть коникулы. Мы с сястрой прилятим в дяревньу. Как ты жевеш?
-
Нам нужно переписать письмо без ошибок в тетрадь. (Работа проводится коллективно.) -
В написании каких гласных мы чаще всего допускаем ошибки? {В написании гласных О, А, Я, Е, И.) -
Запишите их сверху вниз:
-
о — водичка, водяной; а — глаза, глазной; я — плясать; е — селение; и – тигрята, тигриный.
-
Сколько безударных гласных звуков может быть в односложном слове? {Ни одного.) -
А в двусложном? {Один.) -
В трехсложном? {Два — мостовая.)
-
Очень часто безударные гласные проверяются изменением -
числа. -
тропа — тропы слеза — слезы семена – семя кроты — крох дворы — двор
-
Физкультминутка -
Продолжение работы по теме урока
-
Прочитайте с доски слова.
-
Малина, ежевика, арбуз, земляника.
-
Какая тема их объединяет? {Ягоды.) -
Сделайте слого-звуковой анализ слов. -
Какие слова спрятались в слове «первоклассница»? {Колесница, касса, класс, санки, цирк, лицо, салон, пони, кони, кино, коса, рис, певица.)
-
Подведение итогов урока
-
Понравился ли вам урок? -
Что было самым интересным на уроке? -
Что нового вы узнали? Чему научились?
-
Ход урока 12
-
Включение в учебную деятельность
-
Какие произведения А.С. Пушкина мы читали на уроке чтения? -
Что нового вы узнали об А.С. Пушкине?
-
Чистописание
-
Запишите в рабочей тетради по одной строке заглавных букв Л, Я и строчных а, я.
-
Актуализация знаний
-
(На доске записан текст.) -
… за в-.сной, кр..сой природы, -
Лето знойное пройдет — -
И туман и непогоды Ос..нь поздняя н..сет. -
А. Пушкин
-
Каков смысл этого отрывка? {Смена времен года происходит последовательно.)
-
Вы верно поняли смысл стихотворения. Нужно быть очень внимательным к звучащему и написанному слову, стараться понять, о чем оно. А еще знать правописание. -
(Проводится орфографическая работа.)
-
Спишите текст. -
С чем автор сравнивает весну? {Скрасой природы.) -
Лето какое? -
Осень какая? -
Найдите слова, отвечающие на вопрос «Кто?» или «Что?». Подчеркните одной чертой. -
Найдите слова, обозначающие действие предмета, подчеркните двумя чертами1.
-
Постановка целей и определение темы урока
-
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
-
Работа по теме урока
-
Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет,
-
д..жди — … гр..чи —… -
х.лода – … ш..рфы – … -
л.хты – … сл..ва — … -
кл..сты — … б..бры — …
-
Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов.
-
св..ча —… ч..сло —… -
дл..на —… оз..ро —… -
СТ..КЛО — … ГН..ЗДО — … -
з..мля —… тр..па—…
-
Откройте тетради. Напишем диктант.
-
(Учитель диктует текст. После записи дети выполняют грамматическое задание.) -
Сегодня теплый денек. Сеня и Люся идут к реке. Там из земли бьют ключи.
-
Физкультминутка -
Продолжение работы по теме урока
-
(Грамматическое задание (выполняется коллективно).)
-
Поставить ударение над словами первого предложения. -
Во втором предложении подчеркнуть буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
-
Подведение итогов урока
-
Понравился ли вам урок? -
Что было самым интересным на уроке? -
Что нового вы узнали? Чему научились?
-
Уроки 13, 1 4. Звонкие и глухие согласные в конце слова -
Задачи: формировать у учащихся умение проверять написание парных согласных на конце слова; учить применять знания о грамотном письме в самостоятельной работе; развивать навыки грамотного письма; закреплять гигиенические навыки письма (посадка, положение тетради, владение ручкой); поддерживать интерес и любовь к слову через поэзию и прозу русских классиков. -
Обучение УУД: умение различать согласные звуки в словах по их признакам; использовать инструкции к правилам и заданиям; сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы; устанавливать связь нового материала с ранее изученным. -
Пропедевтика: способы проверки написания звонких и глухих согласных в середине и на конце слова; фонетический анализ слов. -
Ход урока 13
-
Включение в учебную деятельность
-
Как проверить написание безударной гласной в корне слова?
-
Чистописание
-
Запишите в рабочих тетрадях по одной строке заглавных букв Г, П, Ти строчных букв г, п, т. -
Запишите предложение «Лев Николаевич Толстой — великий русский писатель». -
Проведите орфографическую работу.
-
Постановка целей и определение темы урока
-
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
-
Работа по теме урока
-
Отгадайте загадки и запишите отгадки.
-
Наведем стеклянный глаз,
-
Щелкнет раз – и помним вас. (Фотоаппарат.)
-
Пыль увижу – заворчу,
-
Заворчу и проглочу. (Пылесос.)
-
Гладит все, чего касается,
-
А дотронешься — кусается. {Утюг.)
-
Чтобы осень не промокла,
-
Не раскисла от воды, -
Превратил он лужи в стекла, -
Сделал снежные сады. (Мороз.)
-
Расту в земле на грядке я,
-
Красная, длинная, сладкая. {Морковь.)
-
Землю пробуравил,
-
Корешок оставил, -
Сам на свет явился, -
Шапочкой прикрылся. {Гриб.)
-
С ним чихаешь и хвораешь,
-
Температуру измеряешь. {Грипп.)
-
Подчеркните последнюю букву в Каждом слове. -
На что вы обратили внимание? (Слова заканчиваются на парные согласные буквы.)
-
Физкультминутка -
Продолжение работы по теме урока
-
Как предупредить ошибку при написании парных согласных?
-
Глухие звуки — это непоседы. -
Они спокойно не желают жить, -
Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить.
-
Запишите рядом проверочное слово.
-
(Выборочное письмо.) -
Мне нравится жираф: -
Высокий рост и добрый нрав. -
Б. Заходер
-
В поле свез навоз — с поля хлеба воз. -
Возвращай земле долг — будет толк. -
Поздний листопад к суровой долгой зиме. -
Рожь поспела — берись за дело.
-
Разберите предложение «Снизошел дождь на горелый лес с гршовых небес».
-
Подведение итогов урока
-
Понравился ли вам урок? -
Что было самым интересным на уроке? -
Что нового вы узнали? Чему научились? -
Что нужно знать, чтобы не ошибаться в написании парных звонких и глухих согласных?
-
Ход урока 14
-
Включение в учебную деятельность
-
Какие парные звонкие и глухие звуки мы знаем? -
Сколько их всего? -
Что нужно помнить при письме, чтобы не ошибиться в их написании?
-
Чистописание
-
Напишите в тетради по одной строке: в д, В, В в. -
Запишите предложения.
-
Воронеж — колыбель русского флота. -
Андреевский флаг — гордость России.
-
Проведите орфографическую работу.
-
Постановка целей и определение темы урока
-
В чем заключается особенность произношения и написания слов с парными звонкими и глухими согласными?
-
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
-
Работа по теме урока
-
Запишите в тетрадь сначала проверочное слово, затем слово, требующее проверки. -
Слова запишите в словарь: карандаш, жираф, язык, город, завод, тетрадь, сапог, арбуз.
-
(Пример: медведи — медведь.) -
Вывод. Чтобы не ошибиться в написании нужной буквы, надо поставить слово во множественное число.
-
Прочитайте стихотворение.
-
(Устная работа.) -
перейти в каталог файлов
Дата ________________
Контрольный диктант № 1
по теме «Повторение изученного в начальных классах»
Сорока
Сорока – настоящая болтушка. Почему её так прозвали? Она вечно трещит и стрекочет. Шумливая птица никогда не умолкает. А ещё сорока – ужасная задира. То на зайчат нападёт, то бельчат обидит.
Сороку нередко называют белобокой. Ведь у неё на крыльях белые пятна. Головка и спинка чёрные, словно ночь. А брюшко у птицы белое. Особенно красив сорочий хвост с зелёным отливом. Летит сорока, старается хвостом рулить.
У неё скандальная слава. Но сорока и пользу лесу приносит. Жукам и червякам нет от неё летом пощады.
Грамматические задания
1 вариант 2 вариант
Разбор по составу:
Болтушка белобока
Зайчат бельчат
Умолкает приносит
Выписать из текста слова с орфограммами в корне
Выписать слова на правописание:
ЧА_ЩА, ЧУ-ЩУ мягкого знака
Дата______________
Проверочная работа по теме
«Повторение изученного в начальных классах»
Дата_____________
Контрольный диктант № 2
по теме : «Синтаксис. Пунктуация»
В зоопарке
Когда я был совсем маленьким, пошли мы с мамой в зоопарк. Она купила мне булку. Я изредка отщипывал куски от булки и давал зверям.
Верблюд свой кусочек съел, вздохнул и мою ладонь полизал.
Медведю кинул кусочек, а он лежит в углу и булки не замечает.
Осталась у меня одна горбушка. Побежал я на озеро к пеликанам, а они столпились на берегу и спрятали головы под крылья. Только один пеликан не спит, стоит около дерева и чистит перья. Клюв у него огромный, а глазки хитрые. Просунул я ему горбушку через решетку. Пеликан перестал умываться, медленно подошел ко мне и как клюнет! Потом поднял клюв вверх и проглотил горбушку.
(По Г. Снегиреву).
Грамматические задания
1 вариант 2 вариант
Синтаксический разбор предложения
Она купила мне булку. Просунул я ему горбушку через решетку.
Выписать предложение с однородными членами, составить схему.
Составить предложение с обобщающим словом и однородными членами предложения, нарисовать схему, расставить знаки препинания.
Дата_____________
Контрольный диктант № 3
по теме «Синтаксис»
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.
Вода всюду. Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.
В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся. (4) Вдруг зам..рает под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.
Грамматические задания
1 вариант 2 вариант
Сделать синтаксический разбор предложения
В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся.
Контрольная работа
по теме «Фонетика. Графика. Орфография»
Дата ________________
Контрольный диктант № 4
по теме «Морфемика»
Калина
Калина — невысокий ветвистый кустарник. Это растение можно встретить почти в любом месте нашей страны. Чаще калина растет по берегам рек, озер, в хвойных местах.
Густые кусты калины покрыты красивыми широкими листьями. Во время цветения стоит она в белом кружевном наряде, а осенью ее украшают красивые бордовые листья и гроздья красных плодов.
Плодоносит она очень обильно. Ягоды ее сочные, желтоватая мякоть имеет горько-сладкий вкус.
Калину используют при изготовлении кондитерских изделий. Лекарство из калины быстро останавливает кровотечение.
Калина — хорошее украшение сада и дома. Поставишь в вазу веточки с листьями — сразу уютнее станет в комнате.
Калину очень любят в России, народ сложил о ней песни и сказки.
(По Б.Александрову)
Грамматические задания
1 вариант 2 вариант
Выписать из текста слова Найти 3—4 слова с приставкой на з (с)
с чередующимися гласными. графически объяснить правописание
приставок.
Разобрать слова по составу:
высокий, украшают, кровотечение желтоватая, плодоносит, сказки.
Выписать из текста примеры однокоренных слов и разных форм одного и того же слова.
Дата_____________
Контрольный диктант № 4
по теме «Имя существительное»
Песцовая земля.
Утром корабль «Орел» подошел к Песцовому острову. К берегу причалила шлюпка, и Сережа вышел погулять. Мальчик не заметил, как зашел в глубь острова.
На склоне горы виднелась дощечка. На ней было написано: «Ходить по острову в резиновой обуви воспрещается». Но Сережа не умел читать и поэтому направился дальше.
На этом острове жили песцы, он боялись запаха резины.
Песцы тревожно нюхали воздух и прятались от опасности. Вдруг Сережа увидел скаты крыш, дом и рыжую девочку, которая звоном медного колокольчика звала песцов на обед. Но зверьки чувствовали запах Сережиных ботиков и не спешили к девочке.
— Уходи в дом! — крикнула девочка.
Когда Сережа вошел в дом, песцы с окрестных склонов помчались за едой.
(по Г. Снегиреву).
Грамматические задания
1 вариант 2 вариант
Сделать синтаксический разбор предложения:
Утром корабль «Орел» подошел На склоне горы виднелась дощечка
к Песцовому острову.
2. Выписать словосочетания, в которые входит слово остров в разных формах. Указать падеж существительного.
3. Выписать одушевленные существительные, указать род.
4. Выписать из текста по два существительных каждого склонения.
Дата_____________
Контрольный диктант № 5
по теме «Имя прилагательное»
Северное королевство.
Далеко на севере на одиноком острове раскинулось королевство. Оно было погружено в холодные сумерки и тяжелые туманы. Зима здесь была длинная, а лето короткое. Дикие скалы летом покрывались пушистыми мхами, а зимой их заносило сыпучим снегом.
Люди королевства любили свою родину. Бледная зелень полей радовала их больше, чем роскошные цветники жителей юга.
Когда наступала весна, солнце ласково согревало землю, король и его красавица дочь Изольда устраивали народный праздник. К нему начинали готовиться еще с осени и ждали долгую зиму. Наконец посылали гонцов, созывали народ в столицу. Съезжались в гости и чужестранцы, потому что все любили короля за ум, а его дочь за милосердие и редкую доброту.
(По сказке Н. Д. Телешова «Белая цапля»).
Грамматические задания
1 вариант 2 вариант
Синтаксический разбор
Далеко на севере на одиноком острове Люди королевства любили
раскинулось королевство. свою родину.
2. Выписать из текста четыре словосочетания «прил. + сущ.», определить род, число, падеж прилагательного.
3. Разобрать слова по составу:
Милосердие, длинная, чужестранцы холодные,
сыпучим, наступала; пушистыми, любили.
Найти прилагательные-антонимы
Подобрать однокоренные слова к словам снег , зима
Дата_____________
Контрольный диктант № 6
по теме «Глагол»
Дуб
Дуб — удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.
Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.
В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.
Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли.
(109 слов)
Грамматические задания
1 вариант 2 вариант
Синтаксический разбор
Он растет сотни лет. Ветер не мог занести туда тяжелые желуди.
Выписать глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени
Выписать однокоренные слова.
Дата_____________
Контрольный диктант № 7
по теме «Глагол»
Береза
В поле стоит берёзка. Она точно живая, вся трепещет на ветру зелёными листочками.
Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. походишь по берёзовому солнечному лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь, как ветер сдувает жёлтую пыльцу с серёжек, послушаешь, как поёт скворец, – и станет тебе легко и радостно.
Зимой прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки. Лиса подкрадывается к тетеревам по чистому полю. Тетерева видят её издалека. Когда лиса убежит, они падают с берёзы в снег, ломают корочку и греются в снегу.
И зимой и летом хороша берёза, недаром про неё сложили столько песен и называют её ласково – берёзка. (По Г.Снегирёву.)
Грамматические задания
1 вариант 2 вариант
1. Разобрать по членам предложения:
Берёзовая роща весной Зимой прилетают
2. Выписать четыре глагола
1 спр. 2 спр.
3. Разобрать слова по составу:
походишь, сложили, называют; посмотришь, прилетают, убежит.
4. Произвести морфологический разбор глагола:
трепещет; греются.
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ЗА ГОД.
5 КЛАСС.
Грибной поход
В конце лета в окрестных лесах много грибов. И вот мы в лесу. Мы решили собирать только белые грибы, подосиновики и подберёзовики. Мы спустились по отлогому склону холма, и нас обступили берёзы. Среди них попадались осины и одиночные сосны.
Вокруг берёз разрослись целые семьи боровиков, которые здесь располагались плотно друг к другу. На полянках на зелёной травке хорошо выделялись яркие шляпки подосиновиков, жёлтые рыжики.
Грибы мы срезали, тщательно очищали от земли. Скоро мы стали встречать местных грибников с тяжёлыми полными корзинами и вёдрами.
Ветер играл берёзовыми и сосновыми верхушками. Внизу же было тихо. Мы устали, сели под деревьями, выложили нашу добычу, стали перебирать грибы.
Весной
Хорош лес весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна. Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. Весной соки могучим потоком поднимаются по стволам к сучьям, набухают почки, зеленеет травка. Воздух в лесу при распускании почек свеж и пахуч. Слышится пение птиц. Внезапно темнеет от туч небо, и в тёплом воздухе наступает тишина. Вдруг раздаётся оглушительный гром, сверкает молния, обрушивается ливень, который так нужен растениям. Но небо быстро проясняется, и уже опять сияет солнце, журчит и сверкает под ярким лучом ручей.